Реализация и толкование права конспект

Обновлено: 07.07.2024

Конечной целью любого правового акта является реализация положений его правовых норм в конкретных жизненных ситуациях, в практической деятельности.

По характеру действий,обусловленных содержанием правовой нормы, выделяютчетыре формы: соблюдение, исполнение, использование и применение права:

Соблюдениемреализуются запрещающие нормы (соблюдение запретов). Суть этой формы состоит в пассивном воздержании от совершения действий, находящихся под запретом.

Исполнениетребует активных действий, связанных с претворением в жизнь обязывающих предписаний (исполнение обязанностей).

Использованиенаправлено на осуществление правомочий лица, и, следовательно, по его усмотрению здесь может быть как активное, так и пассивное поведение (использование права).

Применение права имеется там, где субъекты правоотношений не могут реализовать свои предусмотренные законом права и обязанности без такого рода посредничества государственных органов. Нельзя самому себе оформить паспорт, назначить пенсию, присвоить очередное воинское звание и т.д. без разрешения компетентного органа, даже если в действительности имеются все предусмотренные законом для этого условия. Таким образом, часть правовых норм реализуется через правоприменение, правоприменительную деятельность, правоприменительные акты.

3.2. Применение как форма реализации права. Стадии правоприменительного процесса.

Применение праваэто властная организующая деятельность компетентных органов и лиц, имеющая своей целью обеспечить адресатам правовых норм реализацию принадлежащих им прав и обязанностей, а также гарантировать контроль за данным процессом.

Выделяют три стадии правоприменительной деятельности.

1) установление фактических обстоятельств дела;

2) установление юридической основы дела;

Единственным основанием для начала процесса применения правовых норм является наступление предусмотренных ими фактических обстоятельств. Поэтому первая стадия правоприменения состоит в установлении юридических фактов и юридических составов (совокупностей различных юридических фактов). Обычно круг обстоятельств, подлежащих установлению, обозначен в законе.

Часто сбор доказательств и предварительное установление фактов являются делом одних лиц, а вынесение решения по делу – других, в этом случае правоприменяющий орган обязан убедиться в достаточностифактов и ихобоснованности.

Целью второй стадии правоприменительного процесса является достижение фактической объективной истины. Установление юридической основы дела включает:

• нахождение нормы, подлежащей применению;

• проверку правильности текста акта, в котором содержится искомая норма;

• проверку подлинности нормы и ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц;

• уяснение содержания нормы.

Третья стадия – окончательная правовая оценка обстоятельств и принятие (вынесение) решения по делу всегда является делом правоприменителя. Все указанные действия служат одной цели – правильной квалификации фактов, а значит, упрочению законности и правопорядка, поэтому тесно переплетаются в действительности с действиями, составляющими содержание предшествующих стадий.

принятие (вынесение) решения по делу всегда сопровождается изданиемакта правоприменения(правоприменительного акта).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Понятие реализации норм права и ее основные формы

Тип урока: Комбинированный.

Воспитательная (нравственные и эстетические представления, система взглядов на мир, способность следовать нормам поведения, исполнять законы)

Вступление: Правовые нормы существуют для того, чтобы целенаправленно воздействовать на волю и сознание людей, побуждая их вести себя так, как предписывает законодательство, регулировать общественные отношения. Волевое поведение людей - объект правового регулирования. Через поведение участников общественных отношений достигаются те результаты, которых намерен добиться законодатель, издавая нормы права.
Для эффективного регулирования отношений недостаточно принять хороший закон. Необходимо еще обеспечить и его качественную реализацию.

Реализация права -это процесс воплощения правовых норм в правомерное поведение субъектов.

Реализация правовых норм - это такое поведение субъектов права, в котором воплощаются предписания правовых норм (правомерное поведение), практическая деятельность людей по осуществлению прав и выполнению юридических обязанностей. Иными словами, это воплощение в поступках людей тех требований, которые в общей форме выражены в нормах права. Реализация норм права есть непосредственный результат правового регулирования, конкретное его проявление.

Под оперативно-исполнительной деятельностью подразумевается организация выполнения предписаний правовых норм, позитивное регулирование с помощью индивидуальных актов (прием на работу, регистрация брака, решение о строительстве объекта промышленности и т.д.). При этом применяется диспозиция норм права, имеющая не запрещающее, а положительное содержание. Это творческая, организующая работа по осуществлению выраженной в праве политики господствующих в обществе социальных сил.
Правоохранительная деятельность охватывает охрану норм права от каких бы то ни было нарушений, применение мер государственного принуждения к правонарушителям, обеспечение исполнения назначенных мер наказания (взыскания), а также принятие мер по предупреждению нарушений в будущем. Такая деятельность характерна, в первую очередь, для так называемых юрисдикционных органов (суд, прокуратура, инспекции), для органов контроля и арбитража. В то же время и исполнительные органы, руководители предприятий и учреждений, ряд общественных организаций также занимаются этой деятельностью (вынесение выговора руководителем предприятия, наложение денежного начета на работника и т.д.).

Формы реализации права:

1. По субъектному составу:

2. По характеру действий субъектов:

3. По уровню реализации норм права:

- реализация общих установлений, содержащихся в преамбулах законов,

- реализация общих норм, устанавливающих правовой статус и компетенцию,

- реализация в конкретных правоотношениях конкретных правовых норм.

  • В учебной литературе по характеру правореализующих действий обычно выделяют четыре формы реализации норм права:

1. Соблюдение выражается в пассивном поведении субъектов, состоящем в обязанности их воздержания от совершения социально вредных действий, запрещенных правом.

2. Исполнение состоит в активном выполнении субъектом возложенных на него обязанностей. Оно становится своеобразной преградой на пути произвола, неорганизованности, хаоса и игнорирования общезначимого интереса. Поэтому данная форма отличается повышенной императивностью официально закрепленных предписаний, выполняемых под страхом наказания за их невыполнение. В ней реализуются обязывающие нормы.

3. Использование состоит в добровольном и последовательном осуществлении субъектами права принадлежащих им субъективных прав, которое происходит в активной или пассивной форме. Реализация права в данном варианте происходит только по желанию самого субъекта, который может воспользоваться, а может и не воспользоваться своим субъективным правом. Она основана на принципах добровольности, заинтересованности, самостоятельности и социальной активности адресатов правовых норм.

Элемент императивности здесь состоит в предупреждении злоупотребления нравом и защите законных интересов иных субъектов права.

Причем пользование правом носит последовательный, процедурный характер. Сложность этих процедур во многом зависит от содержания и степени значимости самого субъективного права. В этой форме реализуются управомочиваюшие нормы.

(Например: должностное лицо, исполняя возложенные на него обязанности, в то же время использует определенные права, соблюдая при этом границы своей компетенции.

Различают три способа реализации права:

1) непосредственный, который выражается в самостоятельной, добровольной реализации права самими субъектами;

2) опосредованный, когда реализация права осуществляется государственно-властным правоприменительным решением;

3) договорный, который осуществляется по взаимному соглашению равноправных субъектов без вмешательства государственных органов).

4. Применение права представляет собой государственно-властную управленческую деятельность компетентных органов государства и некоторых иных уполномоченных на то организаций, которая состоит в принятии персонифицированных правовых предписаний, регулирующих конкретную жизненную ситуацию.

Применение права состоит в рассмотрении конкретных юридических вопросов, дел и вынесении властных, обязательных для субъектов индивидуальных решений (приказ, постановление, приговор и др.).

Назначение на должность, зачисление в вуз, призыв в армию, награждение государственной наградой - все это результат правоприменительной деятельности. В подобных случаях компетентный орган, наделенный государственно-властными полномочиями (органы исполнительной власти, суд, арбитраж и др.), при известных обстоятельствах принимают необходимые меры для претворения правовых предписаний в жизнь.

Домашнее задание: §10, задание №1. Самостоятельно составить основные требования к применению норм права.

Толкование права – это интеллектуально-волевая деятельность по установлению подлинного содержания правовых актов в целях их реализации и совершенствования.

Толкование – не обычный мыслительный процесс, не просто акт познания, а деятельность (интеллектуально-волевая, организационная), процесс, протекающий во времени. Он включает в себя два самостоятельных компонента: уяснение и разъяснение.

Более глубокий анализ позволяет характеризовать толкование права как специфическую деятельность, как особое социальное явление, как своеобразный фактор правовой культуры, момент существования и развития права, необходимое условие правового регулирования.

Необходимость толкования как процесса имеет место и в некоторых других сферах человеческой деятельности, когда текст не может быть доступен, понят без соответствующих операций по интерпретации терминов, языковых знаков (перевод текстов с одного языка на другой, интерпретация нотных знаков, химических формул и т. д.).

Под толкованием подразумевается и искусство постижения значения знаков, передаваемых одним сознанием и воспринимаемых другими сознаниями через их внешнее выражение (жесты, позы, тексты, речь).

В отличие от иных видов толкования толкование права – особая деятельность, чья специфика обусловлена рядом факторов:

• во-первых, эта деятельность связана с интерпретацией не любых письменных источников, а правовых актов, т. е. объектом его является право – специфическая реальность, обладающая особыми признаками, свойствами, принципами функционирования;

• во-вторых, толкование в праве, имея целью реализацию правовых предписаний, выступает и необходимым условием правового регулирования;

• в-третьих, в установленных законом случаях эта деятельность осуществляется компетентными государственными органами;

• в-четвертых, результаты толкования, когда им требуется придать обязательное значение, закрепляются в специальных правовых (интерпретационных) актах.

Особый характер толкования в праве требует не только специфических способов и технологий толкования, но и определенного методологического подхода.

Прежде всего надо иметь в виду двойственную природу этого явления.

Право в силу присущей ему формальной определенности содержится в актах – формальных, письменных источниках. И с этих позиций толкование права не отличается от толкования иных письменных документов. Во всех случаях чтение любого текста сводится к овладению данным текстом, к пониманию читающим субъектом смысла, заключенного в нем. Но если бы толкование в праве сводилось только к пониманию текстов правовых актов, оно не имело бы особого значения.

Конечно, уяснение содержания правовых предписаний возможно и вне связи с их реализацией. Таково научное истолкование древних источников права (законов Хаммурапи, Русской Правды и т. д.). Однако подобное уяснение текстов нормативных актов ничем не отличается от понимания содержания любых письменных источников. Например, законы XII таблиц, древнейший памятник римского права, изучают и понимают не по тексту самого акта, а по цитатам и пересказам более поздних авторов. Но подобное толкование не может быть охарактеризовано как специфическая деятельность юристов.

Сущность толкования как специфической деятельности заключается в особенностях самого права как общественного явления. Данные свойства таковы, что вызывают необходимость толкования. Это нормативность, общеобязательность, системность, формальная определённость, государственная принудительность.

Право представляет собой специфическое общественное явление, имеющее свои закономерности развития, формы проявления и реализации, структуру, конструкции, принципы, способы, типы регулирования и т. д. Указанные особенности также требуют особой деятельности по выяснению содержания права. Речь идет не только о толковании, понимании специальных юридических терминов, но и об учете особенностей правового регулирования.

Необходимость толкования в праве вызывается и возможными противоречиями между его формой и содержанием. Содержание права находит свое выражение в нормативных правовых актах, которые не всегда правильно выражают волю законодателя. Низкий уровень юридической техники, недостатки технического порядка приводят к пробелам, противоречиям, искажению содержания права. В подобном случае толкование – условие познания подлинного содержания юридических предписаний.

В литературе высказывалось мнение, что толковаться должны только неясные нормы, ясные же, понятные толкования не требуют. Такой взгляд представляется спорным. Ведь для определения, является ли данная норма понятной, ясной, нужно ее уяснить, понять, истолковать.

Толкование права необходимо также в силу противоречия между формальным характером правовых норм и динамикой общественных отношений. В силу формальной определенности правовые предписания остаются неизменными, стабильными до их изменения. В то же время общественная жизнь изменяется постоянно. Поэтому нередко закон применяется в существенно изменившихся по сравнению с моментом его издания условиях.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Глава 12. Толкование норм права

Глава 12. Толкование норм права Разработка новых юридических предписаний, их реализация невозможны без толкования.В процессе толкования устанавливаются смысл нормы права, ее основная цель и социальная направленность, возможные последствия действия толкуемого акта,

§ 12.3 Результаты толкования (толкование норм права по объему)

§ 12.3 Результаты толкования (толкование норм права по объему) На основании результатов текстуального анализа в совокупности с другими приемами толкования интерпретатор делает вывод: понимать ли словесное выражение нормы буквально либо сузить или расширить то

18. Толкование права

18. Толкование права Толкование – это уяснение и разъяснение значения и содержания нормативно-правовых актов.Цель толкования – единообразное понимание и применение правовых норм.В результате толкования права происходит уяснение, познание смысла нормы права и

§ 1. Толкование закона и права (Вместо предисловия)

12 СХОЛАСТИЧЕСКОЕ ТОЛКОВАНИЕ ПОЛИТИКИ И ПРАВА

12. Толкование норм о договорах

12. Толкование норм о договорах Законы и другие правовые нормы, определяющие порядок заключения договора, границы его содержания и последующую динамику, принимает государство. А применяют правовые акты участники гражданского оборота, суд и другие государственные органы

12. Толкование права. Правосознание

12. Толкование права. Правосознание Толкование права – это интеллектуально-волевая деятельность, направленная на уяснение и разъяснение смысла и содержания правовых предписаний с целью их наиболее правильного применения.В зависимости от субъекта выделяют официальное

Глава восемнадцатая. ТОЛКОВАНИЕ ПРАВОВЫХ НОРМ

Глава восемнадцатая. ТОЛКОВАНИЕ ПРАВОВЫХ НОРМ Уяснение и разъяснение правовых норм. Способы толкования. Субъекты толкования. Виды толкования. Официальное и неофициальное толкование. Нормативное и казуальное толкование. Толкование при коллизии правовых норм.При

14. Схоластическое толкование политики и права

14. Схоластическое толкование политики и права Философия Средних веков носит название схоластики. Ее характерная особенность заключается в тесной связи с религией.Схоластика имеет своей задачей доказать посредством логических рассуждений истинность догматов

Глава 21 ТОЛКОВАНИЕ ПРАВА

Глава 21 ТОЛКОВАНИЕ ПРАВА 21.1 Общее понятие толкования права Необходимость толкования норм права возникает в процессе правоприменения, поскольку невозможно применить норму права, не уяснив ее точный смысл. Но такая необходимость появляется в процессе не только

21.4 Толкование норм права по объему

Глава 25. ВИДЫ НОРМ ПРАВА

Глава 25. ВИДЫ НОРМ ПРАВА 1. Основания подразделения норм права на виды.2. Регулятивные и охранительные нормы.3. Разновидности регулятивных норм.4. Специализированные нормы. Обобщающие предписания.5. Разновидности юридических норм, различаемые по характеру их связи с

Глава 38. ТОЛКОВАНИЕ В ПРАВЕ

План урока по теме "Понятие реализации норм права и ее основные формы" 10 класс. Право и основы правовой культуры.

ВложениеРазмер
realizatsiya_norm_prava.doc 41 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Понятие реализации норм права и ее основные формы

Тип урока: Комбинированный.

Воспитательная (нравственные и эстетические представления, система взглядов на мир, способность следовать нормам поведения, исполнять законы)

Вступление: Правовые нормы существуют для того, чтобы целенаправленно воздействовать на волю и сознание людей, побуждая их вести себя так, как предписывает законодательство, регулировать общественные отношения. Волевое поведение людей - объект правового регулирования. Через поведение участников общественных отношений достигаются те результаты, которых намерен добиться законодатель, издавая нормы права.

Реализация правовых норм - это такое поведение субъектов права, в котором воплощаются предписания правовых норм (правомерное поведение), практическая деятельность людей по осуществлению прав и выполнению юридических обязанностей. Иными словами, это воплощение в поступках людей тех требований, которые в общей форме выражены в нормах права. Реализация норм права есть непосредственный результат правового регулирования, конкретное его проявление.

  • В учебной литературе по характеру правореализующих действий обычно выделяют четыре формы реализации норм права:
  1. соблюдение - воздержание от поступков, запрещенных действующим правом;
  2. исполнение - совершение активных поступков по исполнению юридических обязанностей положительного содержания;
  3. использование - осуществление правомочий лица, правомерные действия по его усмотрению;
  4. применение - активно-властная деятельность компетентных органов по решению в рамках правовых норм конкретных дел, издание специальных правовых актов.

Применение права - это властная деятельность органов государства (или иных органов по уполномочию государства), которые, используя свои специальные полномочия, издают акты индивидуального значения на основе норм права, решая тем самым, по существу, те или иные конкретные вопросы многогранной жизни общества. Такое понимание применения права основано на специфике властной деятельности государственных органов по реализации предписаний правовых норм с тем, чтобы не допустить растворения деятельности государственного аппарата среди других проявлений общественной самодеятельности и инициативы.
Характер государства как аппарата властвования предопределяет возможность и необходимость деятельности по применению права. В данном случае государство в целях упорядочения общественной жизни, установления четких организационных начал взаимоотношений между людьми передает решение определенных вопросов в компетенцию заранее установленных органов. Применение права - это одна из форм государственной деятельности, когда компетентный орган выступает от имени государства, по его уполномочию.
Применение права необходимо там, где правоотношение, с учетом его сложности и важности с точки зрения решения задач, стоящих перед властью, может и должно быть создано лишь по решению органа, олицетворяющего государственную власть, или где правоотношение должно пройти контроль со стороны государства в лице его властных органов. Награждение орденом, расторжение брака, назначение на ту или иную должность возможны лишь при наличии решения компетентного органа. Без таких решений невозможно охранять правовые нормы от нарушений, наказывать правонарушителей и ликвидировать вредные последствия правонарушений.

Применение права подразделяется на такие формы, как:

  • оперативно-исполнительная;
  • правоохранительная.

Под оперативно-исполнительной деятельностью подразумевается организация выполнения предписаний правовых норм, позитивное регулирование с помощью индивидуальных актов (прием на работу, регистрация брака, решение о строительстве объекта промышленности и т.д.). При этом применяется диспозиция норм права, имеющая не запрещающее, а положительное содержание. Это творческая, организующая работа по осуществлению выраженной в праве политики господствующих в обществе социальных сил.
Правоохранительная деятельность охватывает охрану норм права от каких бы то ни было нарушений, применение мер государственного принуждения к правонарушителям, обеспечение исполнения назначенных мер наказания (взыскания), а также принятие мер по предупреждению нарушений в будущем. Такая деятельность характерна, в первую очередь, для так называемых юрисдикционных органов (суд, прокуратура, инспекции), для органов контроля и арбитража. В то же время и исполнительные органы, руководители предприятий и учреждений, ряд общественных организаций также занимаются этой деятельностью (вынесение выговора руководителем предприятия, наложение денежного начета на работника и т.д.).

Задание: Самостоятельно составить основные требования к применению норм права.

Читайте также: