Золотистая соломка изделие золотистая соломка конспект

Обновлено: 06.07.2024

Цель: Знакомство с природным материалом – соломой, способах её использования. Привитие интереса к декоративно-прикладному творчеству, формирование эстетического вкуса и практических навыков.

формировать ценностное отношение к истории (люди, животные, предметы быта);

знакомить с особенностями фактуры природного материала;

знакомить с творчеством народных мастеров;

усвоить правила и приемы выполнения аппликации из соломы.

развивать интерес к работе с природным материалом – соломой, желание овладеть соломенным мастерством;

развивать творческое мышление, трудолюбие, терпение и усидчивость;

развивать согласованность глаза и руки, совершенствовать гибкость и точность в выполнении действий.

воспитывать уважение к народным традициям;

заложить основы художественного вкуса.

Словарная работа: солома, крестьяне, изба, лапти.

Материал и оборудование: мультимедийное оборудование, аудиозапись музыкальных композиций, тряпичный мешочек, клубочек, солома, лапти, макет избы, макет скотного двора, игрушечные домашние животные, сундучок, соломенные куклы, лоскутки ткани, нитки, картины из соломы, соломка, клей ПВА, калька, тазик с водой, ножницы, салфетки на каждого ребенка.

Методы и приемы: словесный, наглядно–демонстрационный, практический

Ход НОД

В. Сегодня солнечный ясный денек. Ребята, давайте потянемся к солнышку, лучик возьмем, к сердцу прижмем, и друг другу отдадим.

В. Ребята, совсем недавно я нашла волшебный мешочек своей бабушки и вспомнила, как давно в детстве она удивляла меня разными чудесами, которые прятались в этом мешочке. Хотите узнать, какие чудеса в нем прячутся?

В. Слушайте загадку, ребята:

Рос на поле колосок -

Молотил его мужичок.

А все что после колоска останется

Д. Солома.

Звучит таинственная музыка, воспитатель открывает мешочек и достает горсть соломы.

В. Что такое солома?

Д. Солома — сухие стебли зерновых растений, после того, как их обмолотили, т. е. освободили от зерна.

В. Для этого нам необходимо перенестись в прошлое. А поможет нам в этом клубочек моей бабушки.

Ты катись, катись, клубочек

По лесам и по лугам,

Укажи ты путь-дорожку,

Чтоб не заблудиться нам.

В старину нас проведи

И о многом расскажи.

Звучит музыка, дети оказываются в атмосфере старинного быта.

В. Ребята, что это?

Д. Лапти и солома.

В. Что такое лапти?

Д. Это обувь крестьян. Лапти были очень удобными, легкими. Их плели из полосок коры деревьев.

В. Правильно, ребята. В лаптях крестьяне ходили и летом и зимой. В зимнее время для тепла в лапти набивали солому. Так ногам было тепло. Вот и первое чудесное свойство соломы – солома греет.

В. Посмотрите, что вы видите?

В. Как в старину назывался дом у крестьян?

В. Что необычного для вас в этой избе?

Д. У неё крыша из соломы.

В. Посмотрите, что это?

В. Кого вы там видите?

В. Издавна повелось - в зимнее время животных кормить соломой. Они едят солому с удовольствием. Это, конечно, не основной корм для животных, но в нем содержится много питательных веществ. Вот и разобрались мы в том, что солома накормит.

В. Посмотрите, ребята, какая перинка лежит на лавочке. Потрогайте её. Из чего она сделана?

Д. Это матрас, набитый соломой.

В. На Руси соломенный матрас считался целебным. В него также добавляли лекарственные травы. Сельские люди - крестьяне - любили спать на соломе – все лучше, чем на голой лавке. Вот почему говорят - солома спать уложит.

Воспитатель открывает сундучок.

В. Что лежит в сундучке?

В. Ребята, согласитесь, что куклы эти необычные. Что в них необычного?

Д. Они сделаны из соломы.

В. У вас дома или в детском саду есть такие куклы? Где мы можем их видеть?

Д. У нас нет таких кукол, их можно увидеть в музее, на выставках декоративного творчества.

В. Первые соломенные игрушки родились прямо в поле, куда женщины брали с собой малых детей. Чтобы дети не капризничали, мать делала куклу из пучка соломы. Ребята, вам нравятся такие игрушки?

(Ответы детей)

В. А ещё деревенские ребятишки любили наряжать такие куколки. Как вы думаете, что служило одеждой для кукол?

Д. Лоскутки ткани.

В. А вы бы хотели, нарядить эти куклы?

В. Я заранее для вас заготовила разноцветные лоскутки. Из них мы можем сделать юбку. Чтобы сделать юбку, нужно обернуть нижнюю часть туловища тканью и зафиксировать ее нитками.

Воспитатель демонстрирует все на примере одной куклы, затем дети работают самостоятельно.

В. Как преобразились ваши куклы! Молодцы. Ребята, придумайте для своей куклы имя.

В. Ребята, забавные куклы у нас получились?

(Ответы детей)

В. Вот ещё одно чудесное свойство соломы – солома позабавит.

В. Ребята, сейчас я предлагаю поиграть в русскую народную игру. А соломинка нам в этом поможет.

В. Ребята, вам понравилось играть, весело ли вам было?

(Ответы детей)

В. Вот почему про солому говорят, что она развеселить умеет.

В. Теперь нам осталось разобраться, какую радость солома приносит? Хотите узнать?

(Ответы детей)

В. Для вас у меня – особый рассказ.

Давайте-ка сядем рядком, так и дело пойдет ладком.

Пусть наши глазки все видят, ушки все слышат.

Голова запоминает, а ротик ей не мешает.

Демонстрируется презентация на экране с одновременным рассказом воспитателя.

Сказка о царевне Золотая Соломинка.

Однажды вот что произошло. Упал с воза пучок соломы, да так и остался лежать, никто его не заметил. Пришла осень, и стал поливать его дождь, а потом засыпало снегом - так и остались зимовать тонкие желтые соломинки.

Но вот, пришла, наконец, весна. Стал таять снег. Взглянули соломины друг на друга и горько заплакали:

Наш пришел последний час,

Затоптали в луже нас.

Услыхало солнышко грустную песенку соломинок, прикоснулось к ним, и произошло чудо! Соломинки превратились в нарядных красивых девушек, очень похожих друг на друга.

- Отныне у вас будут золотые руки, и вы сможете из простых соломинок творить золотые чудеса.

Оглянулись девушки и увидели прекрасный терем.

Стали жить в сказочном тереме сестрицы-мастерицы. Рядом с теремом вырос удивительный городок, и все, кто в нем жил, научились превращать обыкновенную солому в чудесные картины.

Прослышали люди о чудо-городке, и стали приходить да приезжать туда, чтобы научиться соломенному мастерству. С тех пор славятся золотые картины на весь свет!

В. Ребята, моя бабушка тоже бывала в гостях у сестер-мастериц и научилась работать с золотой соломкой. Свое мастерство мне передала. Посмотрите, какие картины я изготовила по сюжетам русских народных сказок. Какие сказки напоминают вам эти картины?

Д. Соломенный бычок – смоляной бочок.

Д. По щучьему велению.

В. Ребята, а вам понравились сказочные картины? Какие чувства у вас возникли, глядя на эти необычные картины?

Д. Восхищение, удивление, радость.

Д. Вот и последняя разгадка – красивые картины из соломы приносят людям радость.

В. Ребята одну картину я не успела закончить. Как вы думаете, чего не хватает на этой картине? (демонстрируется незаконченная картина с соломенным бычком).

Д. Можно сделать бабочек, травку, цветочки, солнышко и т. д.

В. А вы мне поможете закончить картину?

(Ответы детей)

В. Ну что ж, садитесь за стол, мы вместе будем работать.

Дети с воспитателем садятся за стол.

В. Я вас познакомлю с процессом изготовления картин из соломы. Сначала солому необходимо подготовить к работе. Нужно развернуть соломенную трубочку. Ребята, попробуйте развернуть соломинку, чтобы получилась ленточка.

Сухая соломенная трубочка ломается, расщепляется.

Воспитатель погружает соломку в таз с теплой водой на несколько минут и предлагает ее развернуть вновь. Сырая соломка легко разворачивается.

В. Сырая соломка легко разворачивается – так получается соломенная лента. После того, как смоченную в воде ленточку развернули, её нужно просушить. Ребята, понюхайте соломенные ленточки. Чем они пахнут?

Дети нюхают соломенные ленточки.

Д. Они пахнут хлебом, пирогами, печеньем.

В. Ребята, опишите соломенные ленточки. Какие они?

Дети рассматривают соломенные ленты.

Д. Лента имеет две стороны. Первая - блестящая, желтая, гладкая; вторая - не блестит, белая, шершавая.

В. Сравните соломенные ленты по оттенкам.

Д. Глянцевые поверхности имеют разныe оттенки - от серебристо-белого, ярко-желтого до темно-коричневого.

В. Соломенные ленты нужно наклеить на лист бумаги, плотно состыковывая между собой. После этого нужно наметить деталь, вырезать и приклеить на выбранный фон. Чаще всего фон выбирается темный, так как на темном фоне золотая соломка выглядит особенно привлекательно.

В. Прежде чем приступить к работе, подготовим наши ручки.

Неугомонные, как зайчики

Режут, клеят, мастерят –

Удивить народ хотят.

Мы ладошки разогреем

И покажем, что умеем.

В. Давайте приступим к работе. У меня есть готовые соломенные детали. Разложите все заготовки около бычка. А затем каждую из них приклейте с помощью клея и кисточки.

Дети совместно с воспитателем работают под музыку.

В. Вот и готова наша картина. Посмотрите, как радуется бычок. Ребята, вам понравилась картина, которую мы сделали вместе?

(Ответы детей)

В. Мне тоже очень понравилась картина, после того, как мы её доработали. Ребята, вы настоящие мастера, вы хорошо поработали. Теперь пришло время возвращаться в детский сад. Нам опять поможет клубок моей бабушки. Но где же он?

Ребята находят клубочек.

Дети идут за клубочком и садятся на стульчики.

В. Ребята, что нового и интересного вы сегодня узнали?

(Ответы детей)

В. Вам понравилось быть творцами-мастерами?

(Ответы детей)

В. Ребята, мне очень понравилось с вами работать, спасибо. Вам я приготовила угощение.

Нажмите, чтобы узнать подробности

3) воспитательная: воспитывать любознательность и интерес к данной теме, прививать любовь к предмету.

Оборудование: учебник, образец, картон, клей, ножницы, солома или зубочистки.

Планируемые результаты:

личностные УУД

- установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

познавательные УУД

- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;

регулятивные УУД

- организация обучающимися своей учебной деятельности, формирование элементов самоконтроля;

коммуникативные УУД

-инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, построение продуктивного взаимодействия в парах и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

Технологическая карта урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Мотивация к учебной деятельности

Давайте улыбнемся друг другу и начнем урок!

Проверка своих рабочих мест.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, построение продуктивного взаимодействия в парах и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

Регулятивные: организация обучающимися своей учебной деятельности, формирование элементов самоконтроля

Актуализация знаний и фиксирование затруднений в пробном учебном материале

Я загадаю загадку, а отгадку вы назовете сами:

Весной - травкой шелковистой

Летом - нивой золотой,

Ну, а зимнею порою –

Сухая очень ломка.

Зовут ее (Соломка)

Правильно. В этой загадке речь идет о соломке.

Речь идет о соломке.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;

Регулятивные: организация обучающимися своей учебной деятельности, формирование элементов самоконтроля;

Выявление места и причины затруднения

Посмотрите, какие красивые изделия можно сделать из соломы . (Показываю иллюстрации)

Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?

Рассмотрите иллюстрации учебника на с. 85-87.

Скажите, что вы узнаете и чему научитесь на уроке?

Узнаем о технологиях подготовки соломки.

Научимся делать поделки из соломы.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, построение продуктивного взаимодействия в парах и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

Построение проекта выхода из затруднения

Свое происхождение искусство аппликации соломка ведет от интарсии (вида инкрустации мебели) и мозаики.

Интарсия — это своего рода инкрустация деревом по дереву, при которой в углубления деревянной основы вкладывают деревянные вставки. Вставки отличаются от основы цветом и текстурой. Мозаичный набор закрепляют с помощью клея или специальной мастики.

Инкрустация — украшение изделий и зданий узорами и изображениями из кусочков мрамора, керамики, металла, дерева, перламутра и цветных камней.

Эти техники применялись для украшения дорогой мебели и других предметов кусочками ценных пород дерева, кости, перламутра, металла. Недоступные редкие материалы народные мастера заменили не менее красивой, но дешевой и доступной соломкой. Тонкую соломенную ленту, почти не выдававшую свою толщину, достаточно было аккуратно наклеить на поверхность, чтобы получить желаемый эффект от нарядного светящегося декора. Так возникла аппликация соломкой.

В декоративно-прикладном творчестве соломка пшеницы, ржи, овса и других зерновых культур – один из любимых материалов, используемых многими народами мира. В каждом изделии, какую бы оно страну ни представляло, отражаются не только особенности национальной культуры, но и свойства самого материала, выращиваемого в данном климате. В Японии, Вьетнаме широко использовали рисовую соломку, в Западной Европе – пшеничную, в России, Белоруссии, на Украине – ржаную.

Интарсия и инкрустация по дереву были известными еще в Древнем Египте, Древнем Риме. Наивысшего расцвета интарсия достигла в эпоху Возрождения. В Италии. Модно было инкрустировать шкатулки, мебель. Это были поистине произведения искусства. Но доступны они были лишь очень состоятельным людям.

Интарсия — это своего рода инкрустация деревом по дереву, при которой в углубления деревянной основы вкладывают деревянные вставки. Вставки отличаются от основы цветом и текстурой. Мозаичный набор закрепляют с помощью клея или специальной мастики.

Инкрустация — украшение изделий и зданий узорами и изображениями из кусочков мрамора, керамики, металла, дерева, перламутра и цветных камней.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;

Первичное закреплении во внешней речи

Прочти вслух.( указываю на ученика)

Горячий способ обработки соломы заключается в том, что соломку необходимо положить в посуду, залить горячей водой и кипятить минут 20. Проваренную соломку разрезать вдоль и разглаживать горячим утюгом с внутренней стороны соломки до тех пор, пока она не станет почти сухой, а затем уже досушить, проглаживая с лица.

При холодном способе обработки соломы соломину разрезать вдоль ствола ножницами. Затем раздвигают края в обе стороны и проглаживаем с лица кольцами ножниц, сильно нажимая на них. Полученные таким способом ленты приобретают эластичность, блеск и яркость.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

А теперь приглашаю вас в мастерскую, где вы станете соломенных дел мастерами.

Чтобы стать настоящим мастером, надо работать аккуратно, дружно.

-А работать мы будем под девизом "КАКОВ МАСТЕР ТАКОВА И РАБОТА".

Как понимаете это выражение?

Обратите внимание на план работы, представленной на странице 87.

Что необходимо сделать?

Картон можно использовать синего или белого цвета.

Но прежде, чем приступить к работе, давайте вспомним, правила работы с клеем.

По результатам труда судят о мастере, говорят хороший мастеровой.

Нарисовать рыбку на листе картона. Клеем смазать необходимые участки, приклеить соломку.

1. При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.

2. Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.

3. Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая ее.

4. Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;

Что мы изготавливали?

Нам было трудно…

Анализируют свою работу на уроке.

Коммуникативные: организация обучающимися своей учебной деятельности, формирование элементов самоконтроля

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Автор: Сорокина Евгения Валерьевна, учитель начальных классов МБОУ г. Мурманска СОШ № 21

Урок: технология

Класс: 3 класс

Вид занятия: урок - творческая мастерская

Время проведения: март

Технологическая карта изучения темы

- развивать творческие способности и воображение обучающихся;
- учить приёмам выполнения аппликации из соломки;
- учить планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- формулировать собственное мнение и позицию, контролировать действия партнёра;

- использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату

Основные понятия

Межпредметные связи

технология, окружающий мир

-дополнительные

- Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80.000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук, институт русского языка им. В.В.Виноградова. - 4-е изд., дополненное.- М.: ООО "А ТЕМП", 2010.- 874 с. (на каждой парте);

- клей ПВА, карандаш, ножницы, кисточки;

- бархатная бумага, калька, копировальная бумага;

- пословицы ;

- виды аппликаций из соломки ;

- план работы (на каждой парте);

- шаблоны для создания композиций

Формы работы

фронтальная, групповая, парная

- Я очень рада видеть вас. Повернитесь друг к другу и пожелайте удачи на уроке.

II . Актуализация знаний

- Я приглашаю вас на виртуальную экскурсию в музей прикладного искусства. Обратите внимание на экспонаты.

- Из чего они сделаны?

-Что означает слово солома? Уточните значение этого слова в словаре.

Работа со словарём.

Солома - полые стебли злаков, остающиеся после обмолота.

- Люди всегда стремились наиболее полно, с любовью и фантазией использовать все то, что дает им природа. Из зерен пшеницы и ржи делают хлеб. Но ценен не только колос, но и хлебный стебель. Солому используют как корм и подстилку для скота.

- Кроме того, люди считали, что в соломе заключена сила, способная оказывать воздействие на благополучное течение их жизни. Многие праздники сопровождались изготовлением обрядовых изделий из соломы. Непременным атрибутом Масленицы, Ивана Купалы и других народных праздников у славянских народов было соломенное чучело, изображающее человека.

- Народные мастера украшали изделиями из соломы дома селян. Простая солома в их руках превращалась в драгоценную. В таких изделиях солома смотрится как горящая золотом, сверкающая всеми своими тонкими, блестящими, как полированными, нитями.

- Ещё это прекрасный материал для поделок – эластичный, красивый ( золотистый, с неповторимым переливающимся блеском).

III . Формулирование темы и целей урока

- Вы, наверно, догадались, с каким материалом мы будем работать? Сформулируйте тему урока.

- Определите цели урока, используя опорные слова.

Познакомиться с…

Научиться выполнять …

- На уроке будем работать в группах. Повторим правила групповой работы.

Правила работы в группе.

1.Умей выслушать собеседника, не перебивай.

2. Не согласен – объясни, почему.

3. Доказывай своё мнение спокойно, вежливо.

4. Говори только по делу.

5. Работайте дружно, помогайте друг другу.

- Выберите пословицу из предложенных, которая станет девизом вашей группы.

Проверка.

IV . Открытие нового знания

- Рассмотрите стебель пшеницы (соломинку).

- Назовите свойства соломки. (Золотая, гладкая, гибкая, пахучая.)

- Заготовку соломы производят осенью в период уборки зерновых культур. Необходимо собирать такую солому, которая пролежала на солнце несколько часов или даже дней: она приобретает равномерный светло-золотистый тон. Далее обработка соломы заключается в следующем: ножницами удаляют узлы на стебле – отрезают от коленца до коленца, очищают покровный лист и получают небольшие трубочки.
- Перед разглаживанием полученные трубочки заворачивают в мокрую тряпочку и оставляют на 15-20 минут, для того, чтобы солома размягчилась. После такой обработки соломка становится эластичной, прочной, легко сгибается и плетется. Затем трубочки из соломки нужно осторожно разрезать ножом-резаком вдоль стебля и разгладить горячим утюгом, превращая в плоскую ленту.

- Поверните соломку, что интересного заметили?

- Сделайте вывод.

- Соломка – интереснейший природный материал. Её наружная глянцевая поверхность хорошо отражает свет. По-разному располагая отдельные элементы рисунка из соломки, можно добиться интересного светового эффекта. Это свойство народные мастера использовали в своих работах, располагая детали из соломки под разными углами друг к другу. Для работы используют соломку различных зерновых культур: ржи, пшеницы, овса, ячменя и других.
- Аппликация соломкой бывает различных видов.

- Попробуйте подобрать названия каждому виду аппликации.

Проверка ( орнамент, пейзажное панно, натюрморты с цветами, животные и птицы, портрет, сюжетная композиция, аппликации на объемных предметах.)

Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлоп,
Мы топаем ногами, топ, топ,
Качаем головой,
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем,
Мы низко приседаем и прямо мы встаем,
Руки вниз, на бочок.
Разжимаем- в кулачок,
Руки вверх и в кулачок,
Разжимаем на бочок.
На носочки поднимайся,
Приседай и выпрямляйся.
- Перед началом работы определим материалы, которые нам понадобятся.

- Какой выберем фон?

- Назовите инструменты для нашей работы.

- При работе в режущими инструментами вспомним правила техники безопасности.
- Чтобы работа получилась красивая, я предлагаю ознакомиться с планом работы.

V . Практическая работа

- Возьмите конверты с шаблонами и составьте свою композицию, которая вам по душе.

Самостоятельная работа учащихся.

- А сейчас представителей каждой группы я попрошу выйти к доске и представить ваши работы.

Цель: ознакомление учащихся с историей аппликации из соломки, обогатить творческий потенциал школьников. Научить подготавливать соломенные ленты к работе, разными способами.

учебные: систематизация и обобщение знаний учащихся по обработке соломки;

познавательные: активизация познавательной деятельности учащихся и формирование интереса к технологии обработки соломки;

развивающие: освоение способов действия, умений и навыков, применение теоретических знаний при изготовлении соломенных лент;

воспитательные: формирование потребности сознательного и творческого отношения к труду, трудолюбия, чувства личной ответственности за результаты труда; систематизировать знания учащихся по обработке соломки.

Инструменты, приспособления и оборудование.

1. Технические средства обучения: компьютер, презентация, музыкальное оформление урока.

2. Иллюстративный и наглядный материал: технологическая карта обработки, заготовки из соломки. Образец элемента изделия. Образцы готовых изделий: коллекция аппликаций.

3. Оборудование: Ножницы, разделочные доски, карандаши, утюг, гладильная доска.

Тип урока: комбинированный.

Материал: различные виды соломки, листы из соломки.

Новые термины и слова: злаковые, жнец, сноп, интарсия, инкрустация

1. Вводная часть:

  • подготовка учащихся;
  • постановка задачи;

1. Проверка готовности к уроку (спецодежда).

2. Рапорт дежурного.

Отгадайте загадки:

1. Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый.

2. В поле тычинка -
Золотая вершинка.

3. Как во поле на кургане
Стоит курица с серьгами.

4. Стоит Федосья -
Растрепаны волосья.

2. Что можно сделать из этих ратаний?

3. Из каково растения, сделаны эти картины? (Показ готовых картин и иллюстраций)

4. Какие злаковые культуры вы знаете?

5. Из каких растений получают муку?

Показ презентации “Картины из соломки”.

Посмотрите картины и назовите те, которые выполнены из соломки.

Такие работы вы научитесь выполнять сами.

Кто уже пробовал выполнять аппликацию из соломки?

Сегодня мы будем учиться подготавливать соломку к работе.

Отвечают на поставленные вопросы?

- Перечисляют травы, цветы.

- Поставить в вазу, засушить, сделать картину.

1. Рассказ учителя, демонстрация слайдов.

История возникновения аппликации из соломки. В декоративно-прикладном искусстве многих народов мира встречаются изделия украшенные узорами, которые составлены из кусочков соломенной ленты. Самые старые из изделий украшенных аппликацией соломкой и хранящиеся в музеях, относятся к 18 - началу 19 веков. В это время стало активно проявляться стремление сельских жителей украсить свой быт декоративными изделиями. Сельские мастера, ориентируясь на изделия профессионального искусства, создавали свои произведения из доступных материалов, придумывая собственные технологии.

Свое происхождение искусство аппликации соломкой ведет от интарсии (вида инкрустации мебели) и мозаики. Эти техники применялись для украшения дорогой мебели и других предметов кусочками ценных пород дерева, кости, перламутра, металла. Недоступные редкие материалы народные мастера заменили не менее красивой, но дешевой и доступной соломкой. Тонкую соломенную ленту, почти не выдававшую свою толщину, достаточно было аккуратно наклеить на поверхность, чтобы получить желаемый эффект от нарядного светящегося декора. Так возникла аппликация соломкой.

В декоративно-прикладном творчестве соломка пшеницы, ржи, овса и других зерновых культур – один из любимых материалов, используемых многими народами мира. В каждом изделии, какую бы оно страну ни представляло, отражаются не только особенности национальной культуры, но и свойства самого материала, выращиваемого в данном климате. В Японии, Вьетнаме широко использовали рисовую соломку, в Западной Европе – пшеничную, в России, Белоруссии, на Украине – ржаную. Некоторые сохранившиеся предметы, декорированные соломкой, датируются еще в начале ХХ века. В Польше. Чехословакии соломкой украшали пасхальные яйца, игрушки, рамки для фотографий. Во Вьетнаме, Японии из рисовой соломки плели корзины, сумки, коврики. Однако из свойств рисовой соломки - высокая прочность. В Белоруссии, Литве, на Украине получила популярность инкрустация соломкой. Инстанция и инкрустация по дереву были известными еще в Древнем Египте, Древнем Риме. Наивысшего расцвета интарсия достигла в эпоху Возрождения. В Италии. Модно было инкрустировать шкатулки, мебель. Это были поистине произведения искусства. Но доступны они были лишь очень состоятельным людям.

В начале ХХ века в Белоруссии удалось обнаружить в двух полуразрушенных церквях алтарные двери, изготовленные в ХУШ веке. Сначала рельефные украшения на них были приняты за тончайшую деревянную резьбу с позолотой. Но при ближайшем рассмотрении оказалось, что они обиты многочисленными деталями, сплетенными из соломы. Используя, по сути дела, ограниченный набор плетежков различной величины, старые мастера успели создать оригинальные орнаментальные композиции. Алтарные двери, украшенные соломенным плетением, - это уникальные произведения народного декоративно-прикладного искусства. Судя по тому, с каким мастерством были выполнены плетенные детали, орнаменты, можно предположить, что корни этого мастерства уходят в глубокую древность.

С 70-х годов все большую популярность получает аппликация соломкой. Отличается она от инкрустации тем, что рисунок наклеивается на ткань или бумагу и доступна для самостоятельного овладения этим мастерством. Художественные работы из соломки близки и понятны широкому кругу зрителей и играют большую роль в эстетическом воспитании взрослых и детей.

Заготовка соломы

Солома - стебли хлебных злаков ржи, пшеницы, овса, ячменя – дешевый и доступный материал для плетения, инкрустации, аппликации.

Хрупкая и ломкая солома при замачивании или распаривании становится мягкой пластиной. Такие качества в сочетании с декоративными природными свойствами – глянцевой поверхностью, естественной красотой золотистого цвета – позволяют в работе с этим материалом достичь высокого художественного результата.

При подготовке соломки главное не прозевать, вовремя собрать будущий рабочий материал и правильно его высушить. Качество работы зависит от добротности материала.

Солому собирают незадолго до жатвы, когда злаки пожелтеют. Рожь для плетения срезают в период молочной зрелости колоса. Однако нельзя утверждать, что только такого сбора солома пригодна для работы. Бывает, и перезрелая солома хорошего качества, здесь много нюансов природного характера, когда на соломку влияют дожди, почва, сорта злаков.

Способы подготовки соломенных полос

1. При холодном способе соломину разрезать вдоль ствола ножницами. Затем раздвинуть края в обе стороны и проглаживаем с лица кольцами ножниц, сильно нажимая на них. Полученные таким способом ленты приобретают еще большую эластичность, блеск и яркость, чем при горячей обработке.

2. Горячий способ заключается в том, что соломку необходимо положить в посуду, залить горячей водой и кипятить минут 20. Проваренную соломку так же разрезать, как при холодном способе, вдоль, но разглаживать горячим утюгом с внутренней стороны до тех пор, пока она не станет почти сухой, а затем уже досушить, проглаживая с лица.

С помощью аппликации из соломы можно создавать шкатулки и картины-панно.

По форме аппликация может быть объемной или плоской, по цвету — одноцветная и многоцветная, техника зависит от выбранного материала.

Основа для такой аппликации должна быть плотной (фанера, древесина, картон, пластмасса).

Для выполнения картин-панно необходима соломка разных тонов, несмотря на богатство природных тонов, требуется чисто белая соломка, ярко-желтая, коричневая и т.д.

Соломку белого цвета можно получить, если светлую соломку залить кипятком, поставить на огонь и как только вода пожелтеет, слить ее, залить кипятком снова и так сделать 7-8 раз, а в последнюю воду добавить 1 ч. л. уксуса на 1 л. кипятка.

Чтобы получить соломки ярко-желтого, лимонного тонов, то во время кипячения надо добавить на 1 л. воды, примерно 1 ч. л. питьевой соды.

Коричневые тона разного насыщения можно получить проглаживая соломинки горячим утюгом до нужных оттенков или подтонировать горячим утюгом уже готовые детали в нужных местах по рисунку.

Технологическая карта

1. Солому нарезать и хорошо просушить. Высушенная в тени солома имеет более светлые оттенки, чем высушенная на солнце.

2. На соломенном стебле вырезают узелки, соломины на 20-30 минут заваривают кипятком.

3. Затем соломку расщепляют ножницами, скальпелем, тупым концом иголки и разглаживают утюгом. Можно обойтись без утюга, соломины в слегка недосушенном состоянии гладят кольцом ножниц.

Подготовка соломки к работе.

Удалить узлы - места соединения колен (так называют полые стержни, которые и нужны в основном для работы). Узелки отрезают ножницами или острым резачком.


Расщепить каждую соломинку с помощью остроконечных ножниц или с помощью резака.


1. Холодный способ


2. Горячий способ. Прогладить каждую соломинку горячим утюгом.

Отвечают на вопросы.

Учитель показывает рабочую положение рук и ножниц, чтобы при обработки соломки не порезать пальцы.

Правила техники безопасности при работе с ножницами

1. Работать хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.

2. Ножницы должны иметь тупые, скругленные концы.

3. Ножницы клади кольцами к себе.

4. Следи за движением лезвий во время резания.

5. Не оставляй ножницы раскрытыми.

6. Передавай ножницы кольцами вперед.

7. Не играй ножницами, не подноси к лицу.

8. Используй ножницы по назначению.

Правила техники безопасности при работе с электроприборами

1. Проверить исправность вилки и изоляции электрического шнура.

2. Подготовить рабочее место к работе, убрать всё лишнее.

3. Убедиться в наличии термостойкой подставки для утюга и диэлектрического коврика на полу около места глажения.

4. Работать, стоя на диэлектрическом коврике.

5. Перед работой установить необходимую температуру нагрева платформы утюга.

6. Включать электроприборы в сеть и выключать из неё только сухой правой рукой.

7. При кратковременных перерывах в работе утюг ставить на подставку платформой вниз.

8. Следить за тем, чтобы горячая платформа утюга, паяльник и перо выжигательного прибора не касались электрического шнура.

9. Не касаться горячих металлических частей утюга, паяльника и пера выжигательного прибора во избежание ожога рук.

10. Не оставлять без присмотра включённые электроприборы в электрическую сеть во избежание пожара.

11. Следить за нормальной работой электроприборов, не давая им перегреться.

12. По окончании работы отключить электроприборы, вынимая только за вилку.

Читайте также: