Особенности юмора в рассказе толстый и тонкий 6 класс конспект урока
Обновлено: 02.07.2024
Цель: дать представление об особенностях таланта А.П.Чехова на примере анализа рассказа «Толстый и тонкий.
повторить терминологию, связанную с юмором и сатирой;
учить разбираться в видах смешного;
учиться анализировать прозаический текст;
развивать мышление, внимание, речь;
воспитывать самоуважение, чувство собственного достоинства, неприязнь к чинопочитанию.
1. Организационный момент
Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
- Псевдоним, юмор, врач, Чехонте, Мелехово. Какую связь эти слова имеют с жизнью и творчеством Чехова?
- Сделаем вывод: А.П.Чехов в восприятии современников – человек . умный, весёлый, трудолюбивый, жизнерадостный, талантливый.
Формулирование темы и целей урока
- Какие цели поставим перед собой?
(Проанализировать рассказ и найти приметы юмора и сатиры в нём).
формулируют тему и цели урока.
Работа с литературоведческими терминами.
1. Небольшое по объёму прозаическое произведение, в основе сюжета которого один случай из жизни одного героя.
3. Вид смешного, при котором автор высмеивает порок с целью его искоренения, смех отличается язвительностью, резкостью.
4. Художественное преувеличение.
(Рассказ, юмор, сатира, гипербола).
- Определим, как соотносятся между собой сатира и юмор.
(Смех злой и смех добрый)
Повторяют термины, обогащают лексикон.
Знакомство с рассказом. Прослушивание фонохрестоматии.
- Какой приём использует автор в названии рассказа? (Антитеза)
- Предположим, о чём будет рассказ? С какой целью написан? (Иллюстрация с.279).
- Смешно или грустно после прочтения рассказа?
Слушают актёрскую речь как образец выразительного чтения, дают эмоциональную оценку услышанному.,
4. Работа с текстом.
1. Разделим текст на части. План.
1. Приятная и неожиданная встреча.
2. Разговор о жизни.
2. Выразительное чтение и анализ первой части. Приятная и неожиданная встреча.
1) Язык Чехова лаконичен и ёмок.
Деталь – маленькая предметная подробность, несущая важную смысловую нагрузку.
- Где произошла встреча?
- Какие детали выбраны для создания портретов героев? Каков их смысл?
(Запахи: херес - сорт дорогого виноградного вина, флёрдоранж - цветочный одеколон (цитрусовый) – ветчина и кофейная гуща (остаток). Бедный – богатый).
2. Самостоятельное чтение второй части: Разговор о жизни. Викторина.
- Как построена вторая часть рассказа? (Диалог).
- О чём разговор друзей? (Вспоминают детство, говорят о настоящем).
- Кто больше говорит? Почему?
Кличка Толстого в гимназии. (Герострат) Почему? (Хулиганил: казённую книжку папироской прожёг). Герострат – поджигатель (Древняя Греция, сжёг храм Артемиды);
3) Кличка Тонкого. (Эфиальт) Эфиальт - предатель;
Почему? (Ябедничать любил).
Что Тонкий делает из дерева? (Портсигары)
Как делает портсигары? (Приватно – неофициально).
До какого чина дослужился Тонкий? Награды?
(Коллежский асессор – 8 класс табели о рангах (Ваше высокоблагородие), Станислав – самый низший из орденов, награждались чиновники);
Должность, которую займёт Тонкий. (Столоначальник – начальник отделения в государственном учреждении).
Как Толстый смотрит на друга? (восторженно)
Какой чин имеет Толстый?
(Тайный советник - один из высших рангов чиновников, 4 класс (генерал).
- Какими эпитетами определим поведение Толстого? (Солидно, искренне).
- Чем неприятен Тонкий? (Много говорит, жалуется на жизнь (не так уж плоха), тщеславится происхождение жены и именем сына (повторяет), суетливый).
-Выразительно прочитаем рассказ, начиная с кульминации и сравним поведение героев.
Изменения в поведении героев.
пожал три пальца, поклонился всем туловищем, захихикал.
Поморщился, стошнило, отвернулся, подал руку на прощание
- Какое чувство вызывает Тонкий? (Стыд за самоунижение бедного человека перед богатым, сам унижается, по доброй воле, никакого самоуважения, собственного достоинства).
- Какой эпитет использует Чехов, чтобы ещё раз подчеркнуть суть характера Тонкого? (Почтительной кислоты).
- Какие чувства испытывает Толстый в конце встречи? (Негодование, брезгливость).
Осмысливают содержание текста, составляя план.
Выразительно читают фрагмент, размышляют, отвечают на вопросы.
Выискивают аргументы в тексте. Высказывают и обосновывают свою точку зрения.
Развивают внимание, память, речь, работая с текстом и участвуя в викторине.
Дают эмоциональную оценку прочитанному.
Перерабатывают информацию из одного вида в другой.
Дают эмоциональную оценку прочитанному. Обобщают, делают выводы.
5. Обобщающие выводы.
- Какое качество характера высмеивает и осуждает автор?
Чинопочитание – угодничество, подхалимство, самоуничижение, подобострастие.
- Какое человеческое качество высмеивает Чехов?
(Угодничество, готовность унижаться)
- Я впервые узнал … понял …
- Я своей работой…
Формулируют и отстаивают собственную позицию.
6. Домашнее задание
Департамент – отдел министерства, высшего государственного учреждения.
Вельможа – знатный и богатый сановник, то есть крупный чиновник, занимающий высокое положение.
Благоговение - глубочайшее почтение.
Полезно? Поделись с другими:
Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.
Посмотрите также:
Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 96
Урок по теме: « Особенности юмора в рассказе
учителем русского языка и литературы
Семёновой Людмилой Михайловной
Учить определять роль юмористических средств в произведении; развивать навыки самостоятельной работы, выразительного чтения, монологической речи.
Планируемые результаты
I . Организационный момент
II . Проверка домашнего задания
1. Выразительное чтение рассказа по ролям, устное рецензирование выступлений.
III . Работа по теме урока
1. Слово учителя
Прочитав рассказ, мы почувствовали, что он не только смешной, но и грустный. Грустный потому, что тяжело наблюдать, как человек на глазах теряет человеческие качества и унижается. Смешной потому, что это превращение происходит так резко, моментально. На прошлом уроке мы пришли к выводу, что в сюжете смешное, комическое заключается именно в этом резком изменении.
Наша задача сегодня – выяснить, как еще проявляется комическое: в композиции, в характеристиках героев, в деталях, в изобразительно-выразительных средствах.
- Как построен рассказ? В чем особенность его композиции?
(Ведущее место в композиции рассказа принадлежит диалогу, он словно обрамлен краткой, точной, меткой авторской характеристикой героев.)
Один из композиционных приемов в рассказе – повторение. Повторяемость, как бы запрограммированность поведения персонажей, вызывает смех читателя.
- Что повторяется в рассказе? Как вы считаете, это абсолютный повтор или все же что-то меняется?
Другие важные космические средства – речевая, портретная характеристика, изобразительно-выразительные средства, художественная деталь.
3. Практическая работа
(Класс делится на четыре группы. Каждая группа отвечает на один вопрос (выполняет одно задание).)
- В чем особенность портретной характеристики героев рассказа?
- Какое значение в создании характеристики чеховских персонажей имеет их речь?
- Какую роль играют в рассказе изобразительно-выразительные средства?
- А.П. Чехова называют мастером художественной детали. Попробуйте найти выразительные детали в тексте и определить их роль.
(Выступления представителей групп, обсуждение и оценка.)
Комментарии
4. Беседа
IV . Закрепление изученного материала
- Что объединяет юмористические произведения различных жанров?
- Вспомните басни И.А. Крылова. Какие сходные черты вы можете отметить между баснями и юмористическими рассказами А.П. Чехова? (Примерный ответ. И.А. Крылов и А.П. Чехов рассказывают о комических ситуациях и комических персонажах, при этом характер смеха может быть различен: ироничный, обличительный, добродушно-веселый. Как правило, и басня Крылова, и рассказ Чехова построены по типу сценки, участники которой попадают в комическию ситуацию. Произведения этих авторов отличают лаконизм и остроумие.)
- Чем басни отличаются от юмористических рассказов? (Примерный ответ. Басни И.А. Крылова иносказательны: люди и их поступки скрыты под масками зверей. Басня написана вольным стихом, разговорным языком, содержит мораль – краткий и четкий вывод из заключенного в ней урока. В рассказах А.П. Чехова звучит разговорная, будничная речь, описывается частный случай, участником которого становится обыкновенный человек, это прозаические произведения. У А.П. Чехова отсутствует нравоучение, свое отношение к персонажам он выражает, например, при помощи художественной детали.)
- Какие смешные рассказы, басни, стихи других писателей вы читали?
- Что является обязательным условием смешного (комического)? (Комическая ситуация, в основе которой неожиданный поворот в сюжете, комический герой, несоответствие чего-либо, карикатурный показ какой-либо черты характера персонажа, ситуации и т.д.)
V . Подведение итогов урока
- Почему юмористические произведения вызывают у нас смех?
- Какие особенные чеховские приемы создают комический эффект в его рассказах?
- Какие приемы помогают авторам сделать их произведения юмористическими?
Домашнее задание
1. Составить вопросы для викторины по юмористическим рассказам А.П. Чехова.
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель урока: Показать талант А.П.Чехова как юмориста и сатирика.
Задачи:
Оборудование:
Вложение | Размер |
---|---|
anton_pavlovich_chehov.doc | 52 КБ |
pril1.ppt | 859.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель урока: Показать талант А.П.Чехова как юмориста и сатирика.
* Псевдоним — это вымышленное имя, которое иногда принимают писатели, артисты.
Комментированное чтение
Этот вид работы с пометами в тетради в данном случае необходим. Короткий рассказ насыщен таким количеством незнакомых и малознакомых ученику слов, что ребенок может просто растеряться.
Цели: понимание и осмысление юмористической ситуации, показанной в рассказе, разоблачение лицемерия, умение характеризовать главных героев, называя и раскрывая средства создания комического в рассказе; развитие навыков выразительного чтения в лицах, выявления художественной детали и определения её роли в раскрытии замысла автора, развитие способностей исследовать прочитанный текст, творческих способностей; воспитание чувства собственного достоинства и умения сохранять его при любых жизненных обстоятельствах, стремления к самосовершенствованию.
Тип урока: урок - исследование.
Оборудование: портрет А.П.Чехова, иллюстрации, презентация.
I. Мотивирование на учебную деятельность.
II. Актуализация знаний.
Беседа с классом:
- Когда Чехов начал создавать свои первые произведения? (Когда учился в гимназии, а затем в Московском университете)
-Какими они были? (Короткими и смешными)
-Объясните, почему смешными. ( Чехов очень ценил чувство юмора и тех, кто понимает шутки)
-Какие псевдонимы придумывал Чехов? (Антоша Чехонте, брат моего брата, граф Черномордик, Шиллер Шекспирович Гёте)
-Почему Антон Павлович подписывал свои рассказы псевдонимами? (Он учился на врача, работал врачом, и его пациенты могли утверждать, что профессия врача несовместима с занятиями литератора, который пишет юмористические рассказы)
III. Целеполагание. Постановка проблемы.
III. Работа по теме.
1.Слово учителя. Мы с вами записали ключевые понятия, которые помогут нам при анализе содержания рассказа. Пожалуйста, назовите виды комического. (Ирония – тонкая, скрытая насмешка. Юмор – смех добродушный, весёлый. Сатира – злой, разоблачающий смех)
2. Вам известно, что такое синквейн. Расскажите о его композиции.
1 строка – существительное (тема)
2 строка – два прилагательных
3 строка – три глагола
4 строка – фраза из четырёх слов
5 строка – существительное, соотносимое с названным в 1 строке
Высмеивает, разоблачает, осуждает.
Сатира делает мир лучше.
- Кто встретился на вокзале? Писатель описывает портреты героев?
-При помощи каких деталей создаются образы главных героев?
(От толстого пахло хересом и флёрдоранжем.Херес- дорогое красное вино, флёрдоранж – одеколон из цветков апельсина.
От тонкого пахло ветчиной (ветчину в те времена ели только малообеспеченные люди) и кофейной гущей (кофе низкого сорта)
- Что обозначают клички героев в годы учёбы?
( Толстый – Герострат, житель древнегреческого города Эфеса, который в 356 году до нашей эры сжёг храм Артемиды, чтобы его имя помнили потомки. Тонкий – Эфиальт, предатель в истории Древней Греции)
5.До каких должностей дослужились герои? Тонкий – коллежский ассесор, предполагает. Что толстый – статский советник. А он – тайный советник. Табель о рангах Российской империи.
- Что происходит после слов толстого?
6.Можно сказать, что в рассказе две части: встреча школьных друзей заканчивается в тот момент, когда толстый называет свой чин..
-Что случилось с тонким, с его женой, с сыном и вещами?
7.Прочитайте этот эпизод рассказа в лицах.
-Кто из героев ведёт себя достойно? Кто унижается? Как можно охарактеризовать поведение тонкого?
-Из ряда слов выберите и запишите слова, которые помогли бы вам охарактеризовать тонкого: уважительный, грубый, льстивый, добрый, почтительный, завистливый, лицемерный.
8.Как ведёт себя сын тонкого Нафанаил (дарованный Богом)?
9.Прочитайте синквейн о толстом. (обсуждение)
10. Почитайте синквейн о тонком. К чему стремится тонкий?
(Тонкий гонится за званиями, преклоняется перед вышестоящими. Проявляет чинопочитание, льстивость, угодничество)
11.Что разоблачает Чехов в рассказе?
Каким можно назвать чеховский смех в рассказе: добродушным, снисходительным, уничтожающим?
(Воспитание чувства собственного достоинства, умению сохранять его в разных жизненных ситуациях)
13. Комментированное оценивание работы учащихся на уроке.
V. Рефлексия деятельности.
Читайте также:
- На дне морском конспект занятия
- Конспект нод в младшей группе на тему дружба
- Конспект логопедического занятия по теме согласование числительных с существительными
- Изобразительное искусство бунташного века парсуна московское барокко конспект
- Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе мы слепили на прогулке снеговиков