Особенности юмора в рассказе толстый и тонкий 6 класс конспект урока

Обновлено: 02.07.2024

Цель: дать представление об особенностях таланта А.П.Чехова на примере анализа рассказа «Толстый и тонкий.

повторить терминологию, связанную с юмором и сатирой;

учить разбираться в видах смешного;

учиться анализировать прозаический текст;

развивать мышление, внимание, речь;

воспитывать самоуважение, чувство собственного достоинства, неприязнь к чинопочитанию.

1. Организационный момент

Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

- Псевдоним, юмор, врач, Чехонте, Мелехово. Какую связь эти слова имеют с жизнью и творчеством Чехова?

- Сделаем вывод: А.П.Чехов в восприятии современников – человек . умный, весёлый, трудолюбивый, жизнерадостный, талантливый.

Формулирование темы и целей урока

- Какие цели поставим перед собой?

(Проанализировать рассказ и найти приметы юмора и сатиры в нём).

формулируют тему и цели урока.

Работа с литературоведческими терминами.

1. Небольшое по объёму прозаическое произведение, в основе сюжета которого один случай из жизни одного героя.

3. Вид смешного, при котором автор высмеивает порок с целью его искоренения, смех отличается язвительностью, резкостью.

4. Художественное преувеличение.

(Рассказ, юмор, сатира, гипербола).

- Определим, как соотносятся между собой сатира и юмор.

(Смех злой и смех добрый)

Повторяют термины, обогащают лексикон.

Знакомство с рассказом. Прослушивание фонохрестоматии.

- Какой приём использует автор в названии рассказа? (Антитеза)

- Предположим, о чём будет рассказ? С какой целью написан? (Иллюстрация с.279).

- Смешно или грустно после прочтения рассказа?

Слушают актёрскую речь как образец выразительного чтения, дают эмоциональную оценку услышанному.,

4. Работа с текстом.

1. Разделим текст на части. План.

1. Приятная и неожиданная встреча.

2. Разговор о жизни.

2. Выразительное чтение и анализ первой части. Приятная и неожиданная встреча.

1) Язык Чехова лаконичен и ёмок.

Деталь – маленькая предметная подробность, несущая важную смысловую нагрузку.

- Где произошла встреча?

- Какие детали выбраны для создания портретов героев? Каков их смысл?

(Запахи: херес - сорт дорогого виноградного вина, флёрдоранж - цветочный одеколон (цитрусовый) – ветчина и кофейная гуща (остаток). Бедный – богатый).

2. Самостоятельное чтение второй части: Разговор о жизни. Викторина.

- Как построена вторая часть рассказа? (Диалог).

- О чём разговор друзей? (Вспоминают детство, говорят о настоящем).

- Кто больше говорит? Почему?

Кличка Толстого в гимназии. (Герострат) Почему? (Хулиганил: казённую книжку папироской прожёг). Герострат – поджигатель (Древняя Греция, сжёг храм Артемиды);

3) Кличка Тонкого. (Эфиальт) Эфиальт - предатель;

Почему? (Ябедничать любил).

Что Тонкий делает из дерева? (Портсигары)

Как делает портсигары? (Приватно – неофициально).

До какого чина дослужился Тонкий? Награды?

(Коллежский асессор – 8 класс табели о рангах (Ваше высокоблагородие), Станислав – самый низший из орденов, награждались чиновники);

Должность, которую займёт Тонкий. (Столоначальник – начальник отделения в государственном учреждении).

Как Толстый смотрит на друга? (восторженно)

Какой чин имеет Толстый?

(Тайный советник - один из высших рангов чиновников, 4 класс (генерал).

- Какими эпитетами определим поведение Толстого? (Солидно, искренне).

- Чем неприятен Тонкий? (Много говорит, жалуется на жизнь (не так уж плоха), тщеславится происхождение жены и именем сына (повторяет), суетливый).

-Выразительно прочитаем рассказ, начиная с кульминации и сравним поведение героев.

Изменения в поведении героев.

пожал три пальца, поклонился всем туловищем, захихикал.

Поморщился, стошнило, отвернулся, подал руку на прощание

- Какое чувство вызывает Тонкий? (Стыд за самоунижение бедного человека перед богатым, сам унижается, по доброй воле, никакого самоуважения, собственного достоинства).

- Какой эпитет использует Чехов, чтобы ещё раз подчеркнуть суть характера Тонкого? (Почтительной кислоты).
- Какие чувства испытывает Толстый в конце встречи? (Негодование, брезгливость).

Осмысливают содержание текста, составляя план.

Выразительно читают фрагмент, размышляют, отвечают на вопросы.

Выискивают аргументы в тексте. Высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Развивают внимание, память, речь, работая с текстом и участвуя в викторине.

Дают эмоциональную оценку прочитанному.

Перерабатывают информацию из одного вида в другой.

Дают эмоциональную оценку прочитанному. Обобщают, делают выводы.

5. Обобщающие выводы.

- Какое качество характера высмеивает и осуждает автор?

Чинопочитание – угодничество, подхалимство, самоуничижение, подобострастие.

- Какое человеческое качество высмеивает Чехов?

(Угодничество, готовность унижаться)

- Я впервые узнал … понял …

- Я своей работой…

Формулируют и отстаивают собственную позицию.

6. Домашнее задание

Департамент – отдел министерства, высшего государственного учреждения.

Вельможа – знатный и богатый сановник, то есть крупный чиновник, занимающий высокое положение.

Благоговение - глубочайшее почтение.

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 96

Урок по теме: « Особенности юмора в рассказе

учителем русского языка и литературы

Семёновой Людмилой Михайловной

Учить определять роль юмористических средств в произведении; развивать навыки самостоятельной работы, выразительного чтения, монологической речи.

Планируемые результаты

I . Организационный момент

II . Проверка домашнего задания

1. Выразительное чтение рассказа по ролям, устное рецензирование выступлений.

III . Работа по теме урока

1. Слово учителя

Прочитав рассказ, мы почувствовали, что он не только смешной, но и грустный. Грустный потому, что тяжело наблюдать, как человек на глазах теряет человеческие качества и унижается. Смешной потому, что это превращение происходит так резко, моментально. На прошлом уроке мы пришли к выводу, что в сюжете смешное, комическое заключается именно в этом резком изменении.

Наша задача сегодня – выяснить, как еще проявляется комическое: в композиции, в характеристиках героев, в деталях, в изобразительно-выразительных средствах.

- Как построен рассказ? В чем особенность его композиции?

(Ведущее место в композиции рассказа принадлежит диалогу, он словно обрамлен краткой, точной, меткой авторской характеристикой героев.)

Один из композиционных приемов в рассказе – повторение. Повторяемость, как бы запрограммированность поведения персонажей, вызывает смех читателя.

- Что повторяется в рассказе? Как вы считаете, это абсолютный повтор или все же что-то меняется?

Другие важные космические средства – речевая, портретная характеристика, изобразительно-выразительные средства, художественная деталь.

3. Практическая работа

(Класс делится на четыре группы. Каждая группа отвечает на один вопрос (выполняет одно задание).)

- В чем особенность портретной характеристики героев рассказа?

- Какое значение в создании характеристики чеховских персонажей имеет их речь?

- Какую роль играют в рассказе изобразительно-выразительные средства?

- А.П. Чехова называют мастером художественной детали. Попробуйте найти выразительные детали в тексте и определить их роль.

(Выступления представителей групп, обсуждение и оценка.)

Комментарии

4. Беседа

IV . Закрепление изученного материала

- Что объединяет юмористические произведения различных жанров?

- Вспомните басни И.А. Крылова. Какие сходные черты вы можете отметить между баснями и юмористическими рассказами А.П. Чехова? (Примерный ответ. И.А. Крылов и А.П. Чехов рассказывают о комических ситуациях и комических персонажах, при этом характер смеха может быть различен: ироничный, обличительный, добродушно-веселый. Как правило, и басня Крылова, и рассказ Чехова построены по типу сценки, участники которой попадают в комическию ситуацию. Произведения этих авторов отличают лаконизм и остроумие.)

- Чем басни отличаются от юмористических рассказов? (Примерный ответ. Басни И.А. Крылова иносказательны: люди и их поступки скрыты под масками зверей. Басня написана вольным стихом, разговорным языком, содержит мораль – краткий и четкий вывод из заключенного в ней урока. В рассказах А.П. Чехова звучит разговорная, будничная речь, описывается частный случай, участником которого становится обыкновенный человек, это прозаические произведения. У А.П. Чехова отсутствует нравоучение, свое отношение к персонажам он выражает, например, при помощи художественной детали.)

- Какие смешные рассказы, басни, стихи других писателей вы читали?

- Что является обязательным условием смешного (комического)? (Комическая ситуация, в основе которой неожиданный поворот в сюжете, комический герой, несоответствие чего-либо, карикатурный показ какой-либо черты характера персонажа, ситуации и т.д.)

V . Подведение итогов урока

- Почему юмористические произведения вызывают у нас смех?

- Какие особенные чеховские приемы создают комический эффект в его рассказах?

- Какие приемы помогают авторам сделать их произведения юмористическими?

Домашнее задание

1. Составить вопросы для викторины по юмористическим рассказам А.П. Чехова.

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель урока: Показать талант А.П.Чехова как юмориста и сатирика.

Задачи:

Оборудование:

ВложениеРазмер
anton_pavlovich_chehov.doc 52 КБ
pril1.ppt 859.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель урока: Показать талант А.П.Чехова как юмориста и сатирика.

* Псевдоним — это вымышленное имя, которое иногда принимают писатели, артисты.

Комментированное чтение
Этот вид работы с пометами в тетради в данном случае необходим. Короткий рассказ насыщен таким количеством незнакомых и малознакомых ученику слов, что ребенок может просто растеряться.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: понимание и осмысление юмористической ситуации, показанной в рассказе, разоблачение лицемерия, умение характеризовать главных героев, называя и раскрывая средства создания комического в рассказе; развитие навыков выразительного чтения в лицах, выявления художественной детали и определения её роли в раскрытии замысла автора, развитие способностей исследовать прочитанный текст, творческих способностей; воспитание чувства собственного достоинства и умения сохранять его при любых жизненных обстоятельствах, стремления к самосовершенствованию.

Тип урока: урок - исследование.

Оборудование: портрет А.П.Чехова, иллюстрации, презентация.

I. Мотивирование на учебную деятельность.

II. Актуализация знаний.

Беседа с классом:

- Когда Чехов начал создавать свои первые произведения? (Когда учился в гимназии, а затем в Московском университете)

-Какими они были? (Короткими и смешными)

-Объясните, почему смешными. ( Чехов очень ценил чувство юмора и тех, кто понимает шутки)

-Какие псевдонимы придумывал Чехов? (Антоша Чехонте, брат моего брата, граф Черномордик, Шиллер Шекспирович Гёте)

-Почему Антон Павлович подписывал свои рассказы псевдонимами? (Он учился на врача, работал врачом, и его пациенты могли утверждать, что профессия врача несовместима с занятиями литератора, который пишет юмористические рассказы)

III. Целеполагание. Постановка проблемы.

III. Работа по теме.

1.Слово учителя. Мы с вами записали ключевые понятия, которые помогут нам при анализе содержания рассказа. Пожалуйста, назовите виды комического. (Ирония – тонкая, скрытая насмешка. Юмор – смех добродушный, весёлый. Сатира – злой, разоблачающий смех)

2. Вам известно, что такое синквейн. Расскажите о его композиции.

1 строка – существительное (тема)

2 строка – два прилагательных

3 строка – три глагола

4 строка – фраза из четырёх слов

5 строка – существительное, соотносимое с названным в 1 строке

Высмеивает, разоблачает, осуждает.

Сатира делает мир лучше.

- Кто встретился на вокзале? Писатель описывает портреты героев?

-При помощи каких деталей создаются образы главных героев?

(От толстого пахло хересом и флёрдоранжем.Херес- дорогое красное вино, флёрдоранж – одеколон из цветков апельсина.

От тонкого пахло ветчиной (ветчину в те времена ели только малообеспеченные люди) и кофейной гущей (кофе низкого сорта)

- Что обозначают клички героев в годы учёбы?

( Толстый – Герострат, житель древнегреческого города Эфеса, который в 356 году до нашей эры сжёг храм Артемиды, чтобы его имя помнили потомки. Тонкий – Эфиальт, предатель в истории Древней Греции)

5.До каких должностей дослужились герои? Тонкий – коллежский ассесор, предполагает. Что толстый – статский советник. А он – тайный советник. Табель о рангах Российской империи.

- Что происходит после слов толстого?

6.Можно сказать, что в рассказе две части: встреча школьных друзей заканчивается в тот момент, когда толстый называет свой чин..

-Что случилось с тонким, с его женой, с сыном и вещами?

7.Прочитайте этот эпизод рассказа в лицах.

-Кто из героев ведёт себя достойно? Кто унижается? Как можно охарактеризовать поведение тонкого?

-Из ряда слов выберите и запишите слова, которые помогли бы вам охарактеризовать тонкого: уважительный, грубый, льстивый, добрый, почтительный, завистливый, лицемерный.

8.Как ведёт себя сын тонкого Нафанаил (дарованный Богом)?

9.Прочитайте синквейн о толстом. (обсуждение)

10. Почитайте синквейн о тонком. К чему стремится тонкий?

(Тонкий гонится за званиями, преклоняется перед вышестоящими. Проявляет чинопочитание, льстивость, угодничество)

11.Что разоблачает Чехов в рассказе?

Каким можно назвать чеховский смех в рассказе: добродушным, снисходительным, уничтожающим?

(Воспитание чувства собственного достоинства, умению сохранять его в разных жизненных ситуациях)

13. Комментированное оценивание работы учащихся на уроке.

V. Рефлексия деятельности.

Читайте также: