Изобразительное искусство бунташного века парсуна московское барокко конспект

Обновлено: 05.07.2024

Общеобразовательные стандарты второго поколения (ФГОС) ориентируют учебный школьный процесс на развитие “метапредметных способностей” учащихся. Метапредметные результаты обеспечивают более качественную подготовку учащихся к самостоятельному решению проблем, находят практическое применение знаний в различных предметных сферах.

Современный интегрированный урок – это не просто дополнение одной науки другой, это своеобразная синтезация знаний, умений и навыков, формирование видения мира, понимание места и роли человека в нём.

Метапредметный результат обучения подразумевает развитие базовых способностей учащихся: мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия. Этот образовательный результат является универсальным и позволяет сопоставлять результаты обучения в любых образовательных системах.

Таким образом, образовательные стандарты могут рассматривать метапредметные результаты как интегративную составляющую содержания образования, имеющей отношение ко многим предметам.

В условиях острого дефицита гуманитарной составляющей в нашей культуре, огромное значение имеет синтез разных учебных предметов и прежде всего предметов гуманитарного цикла, разработка интегрированных курсов, взаимосвязью и взаимопроникновение всех школьных дисциплин.

В школе на современном этапе ее развития ,целесообразно проводить работу над созданием системы интегрированных уроков, к которым, безусловно, относятся предметы гуманитарного цикла.

- подвести учащихся к пониманию того, что жанр портрета – это не только передача индивидуального сходства, но и создание духовного и исторического образа человека,;

- познакомить с изображением человека в разные исторические эпохи, в том числе в истории России; с историей возникновения и развития портретного жанра от Древнего мира до 17 в.

1. Используя метапредметную связь истории и МХК, ИЗО продолжить изучение раздела живописи: портрет; закрепить знания о жанре, разновидностях портрета..

2. Развивать умение понимать язык искусства, его содержание (знаково-cимволические универсальные учебные действия).

- умение ориентироваться во множественных источниках информации;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от поставленного условия;

- продолжить формирование универсальных учебных действий - самостоятельно строить рассказ на основе различных источников информации, обобщать и структурировать отдельные факты;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- развивать коммуникативные навыки речевого взаимодействия в аудитории класса; умение общаться, слышать и чувствовать других людей; работать совместно, добиваясь общей цели;

- формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека; формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации; приобщать учащихся к духовно-нравственным ценностям.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Тип урока: интегрированный урок история , МХК, ИЗО.

Основные понятия: культура, искусство, шедевр, портрет, парсуна.

Материал и оборудование для учителя: интерактивная доска, флипчарт урока, проектор, музыкальный ряд.

Материал и оборудование для учащихся: листы бумаги А4, карандаш, набор красок (на каждого учащегося); проверочный лист рабочей тетради.

1. Вводная часть. Формулирование темы урока.

– Определение жанра портрет, история его развития в мире и России.

– Закрепление знаний о разновидностях портрета, различиях парсуны от портрета.

3. Практическая работа.

– Средства художественной выразительности.

– Цветовое решение портрета (закрепление) – мастер-класс.

4. Подведение итогов урока .

(в ходе урока учащимся предлагается выполнить интерактивные задания используя возможности интерактивной доски (ИД))

1. Интерактивное задание. На экране слайд с изображением иконы, парсуны и портрета. Учащимся предлагается посмотреть на изображения, и ответить на вопрос:

- “В чем состоят основные различия между изображениями?”

- “Сравните наблюдения, которые вы сделали? Сформулируйте тему нашего урока?”.

Живопись XVIII века. От парсуны к портрету. Приложение

По ходу урока заполните таблицу

Наша задача, познакомиться с историей возникновения портрета, сформировать своё отношение к портрету, выразить своё отношение к увиденному.

Из истории развития портретного жанра

– Путешествуя во времени и знакомясь с произведениями искусства портретного жанра давайте попробуем определить не только эпоху, но ответить на вопрос: почему же портрет называют “зеркалом души”.

Первые портреты ка самостоятельный жанр были созданы египтянами. Они выполняли религиозно-магическую функцию: душа умершего должна была покинуть тело, а затем вернуться после судилища богов к мумии своего владельца и поселиться в нём навечно. Необходимо было соблюдать и портретное сходство, чтобы душа могла отыскать то тело, из которого она вылетела. Одним из известных портретов того времени является портрет Нефертити (около 1360 года до н.э.).

Первые живописные портреты были написаны египтянами на деревянных досках восковыми красками.

Величайший расцвет портретной живописи приходится на XVI в. Эстетика Возрождения определила специфику портрета: человек являлся высшим началом и центром земного бытия. При этом реальные персонажи приравнивались к вымышленным(мифологическим). Примеры тому – живопись С.Боттичелли, Дюрера.

Мастера Высокого Возрождения – Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тициан– не просто создали образы современников, но отразили целый мир чувств, переживаний, настроений.

Тогда же впервые появляется автопортрет.

Русский портрет

- Новым явлением в русской живописи в XVII в. стало возникновение и развитие портретной живописи.

- Первые портреты в России назывались “ПАРСУНЫ”.

В эпоху петровских реформ в начале 18 в. Начался переход от застывших, скованных изображений к утверждению неповторимости личности - ПОРТРЕТУ.

Определите, к какому времени относится портрет (парсуна – 17 в., портрет – 18 в.) (Слайд флипчарта)

Главные отличия ПАРСУНЫ от ПОРТРЕТА. (Приложение)

Интерактивное задание. Посмотрите на изображение на флипчарте и назовите основные отличительные черты парсуны

- В парсуне портретное сходство передаётся весьма условно, часто используются атрибуты и подпись, позволяющие определить изображённого.

Доктор искусствоведения Лев Лифшиц отмечает, что: “создатели парсун, как правило, не стремились раскрыть неповторимые свойства портретируемого человека, но должны были соотнести точно запечатленные черты лица с определенной трафаретной позой, соответствующей сану или званию — боярина, стольника, воеводы, посла. В отличие от реалистического“ европейского портрета XVII века человек в парсуне, как и на иконе, не принадлежит себе, он навечно выведен из потока времени, но при этом лицо его обращено не к Богу, а к реальной действительности”

Интерактивное задание. Посмотрите на изображение и назовите основные отличительные черты портрета 18 в. (Приложение)

- Изображение реального лица.

- Точная передача индивидуального сходства.

- Многообразие цветовой гаммы.

Не забудьте заполнять таблицу.

Интерактивное задание. Посмотрите на ИД и укажите какое из произведений создано в иконописной манере.

- Парсуна появляется в переходный период русской истории, во время преобразования средневекового мировоззрения и формирования новых художественных идеалов. Первые русские парсуны создаются, скорее всего, мастерами Оружейной палаты Московского Кремля в XVII веке. Во второй половине XVII века парсуна часто пишется на холсте в технике масляной живописи, хотя манера исполнения продолжает содержать иконописные традиции.

Интерактивное задание. Укажи материал, на котором сделаны изображения.(Слайд флипчарта)

Закрепление пройденного материала

Интерактивное задание позволяющее отработать умение группировать. Программный уровень отлично.

По каким признакам можно отличить парсуну от иконы и портрета.

Изображение в иконописной манере

Широкая гамма цветов

Учащиеся продолжают работу, над портретами начатую на уроках ИЗО. На доске выводятся слайды со схемой.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

КОНСПЕКТ УРОКА: Парсуна XVII - начала XVIII века.

5 класс Детская художественная школа

ЦЕЛЬ: знакомство с историей становления русского портрета.

Формирование понимания духовно-эстетической ценности русской культуры, в частности – живописи.

Развитие памяти, обогащение словарного запаса,

Развитие эстетического восприятия произведений русского искусства,

Воспитание чувства гордости за свою национальную культуру.

1. Неизвестный живописец. Портрет М.В. Скопина-Шуйского. I пол. XVII в.

2.Неизвестный живописец. Портрет царя Алексея Михайловича в большом наряде.1670 е годы.

3. Неизвестный живописец. Портрет царицы Н.К. Нарышкиной. 1680 е годы.

4 Неизвестный живописец. Портрет Фёдора Ивановича. I пол. XVII в.

5. Неизвестный живописец. Конный портрет царя Алексея Михайловича I пол. XVII в.

6. Неизвестный живописец. Конный портрет царя Михаила Фёдоровича. I пол. XVII в.

7. Неизвестный живописец. Портрет Патриарха Никона. I пол. XVII в.

8. Неизвестный живописец. Портрет купцов Никитниковых. II пол. XVII в.

9. Неизвестный живописец. Портрет царя Михаила Фёдоровича. II пол. XVII в.

10. Неизвестный живописец. Портрет ростовского митрополита Ионы. II пол. XVII в.

11. Неизвестный живописец. Портрет В.Ф. Люткина. II пол. XVII в.

12. Неизвестный живописец Портрет боярина Л.К.Нарышкина. II пол. XVII в.

13. Неизвестный живописец. Портрет Г.П. Годунова. Конец XVII в.

14. Неизвестный живописец. Портрет Стефана Кашкадамова. I четв. XVIII в.

15. Неизвестный живописец. Портрет Якова Тургенева. Конец XVII в.

Организационный момент-объявление темы, цели и задач урока.

Рассказ учителя.

Парсуна - ранняя форма русского портрета, получившая распространение во 2-ой пол. XVII в. / Запись в тетрадях учеников/. Изображался, как правило, конкретный человек в исполненном величественности образе. Индивидуальные черты лица сочетались с идеальным спокойствием модели. Именно это, а также плоскостная, нематериальная передача фигуры /за исключением лица и рук/ указывали на тесную связь парсуны с древним искусством иконописи .Надписи ,атрибуты, детали одежды, укрупнённость формата создавали торжественность композиции, подчёркивали значительное общественное положение изображаемого человека

3. Просмотр диапозитивов.

В середине XVII века царский двор уже не довольствовался подобным искусством. Заказчики требовали большего сходства портрета с моделью. Таков портрет царя Алексея Михайловича « в большом наряде « /в царском венце, со скипетром и державой в руках /. Используя светотеневую моделировку неизвестный художник передал в технике масляной живописи разнообразие фактур тканей ,блеск драгоценных камней .Но и этой парсуне ещё присущи плоскостность в изображении одежд ,условность письма рук . Неизвестный нам живописец создал и первый женский портрет, царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной /матери Петра I /. Он стилистически близок к парсуне Алексея Михайловича

В середине XVII и в начале его II половины были выполнены десятки произведений светского характера, в которых оттачивалась не только новая техника, Но и окончательно утверждалось право на портреты современников. Желание утвердить свою личность появилось не только у Патриарха Никона и митрополита Ионы, но и у преуспевающих простолюдинов, какими были, например, купцы Никитниковы. Среди росписей, сделанных в 1652-1653 г.г. в домовой церкви Никитниковых в Москве, они пожелали запечатлеть и себя. Тесной группой стояли они в молитвенных позах.

В 70-х годах XVII в. появляются первые конные портреты царя Михаила Фёдоровича и его сына Алексея Михайловича. Они выполнены в темперной технике. В них используется новая схема-всадник на вздыбленном коне в необычном ракурсе, объёмно лепятся фигуры, но присутствует золотой фон как на иконе, видно неумение соблюдать видимый масштаб, в результате чего всадник предстаёт несоразмерно большим, а конь - маленьким.

Среди светских портретов, написанных маслом на холсте, привлекают внимание портреты Г.П. Годунова, В.Ф. Люткина, Л.К. Нарышкина. У всех этих портретов, исполненных в конце XVII - начале XVIII века, есть определённая общность, роднящая их с парсуной: традиционный трёхчетвертной поворот, облегчавший передачу сходства, большая заполненность картинной плоскости и плоскостная трактовка одежды.

Искусство портрета в начале XVIII века пережило глубокие изменения в композиции, в приёмах, технике живописи. Все эти новшества появились не вдруг, а на протяжении XVII века, и отголоски старой парсунной живописи встречаются вплоть до середины XVIII века. Примером могут служить портреты полковника С. Кашкодамова и портрет Я. Тургенева. В этих портретах ощутима скованность живописного решения: колорит лишён нюансов и тонкостей, излишне резка светотень.

Вывод урока.

Итак, опыт отечественных парсунных дел мастеров, польских и украинских, а затем влияние немецких, голландских портретистов способствовали энергичному развитию русского портрета.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

Вопросы для закрепления.

1.Что нового вы сегодня узнали?

3.В какое время на Руси создавались парсуны?

4.Известны ли нам имена живописцев, написавших парсуны?

5.Какие техники живописи применяли при создании парсун?

Домашнее задание: подготовиться к слайдтесту.

Бойко А.Г. Идеи Просвещения в изобразительном искусстве России. М., Знание, 1991 г.

С.Ушаков. Спас Нерукотворный

С.Ушаков. Насаждение древа государства российского.

Гурий Никитин - мастер фресковой живописи. Церковь Ильи Пророка в Ярославле

Знаменитые фрески выполнены в 1680-81г.г. совместно с Силой Савиным.

Г.Никитин с артелью . Жатва. Фрески в храме Пророка Ильи в Ярославле.

Г.Никитин с артелью. Жатва. Фрагмент росписи.

Г.Никитин с артелью. Фреска. Из жизни Адама и Евы. Церковь Ильи Пророка в Ярославле .

Князь М.В.Скопин-Шуйский . Парсуна.

Царь Иван Васильевич Грозный. Парсуна.

Вот иконники учнут Христа писать. на кресте раздутова:
толстехонек миленький стоит, и ноги те у него, что стульчики.
Ох, ох, бедныя! Русь, чего-то тебе захотелось немецких поступов и обычаев!

. всякая вещь, представшая перед зеркалом, в ней образ напишет.
Разве не чудо этот удивительный образ?

Много столетий русский человек не знал иной живописи, кроме иконы, но пришел XVII в. Изменилась ли живопись вслед за зодчеством и литературой? Коснулись ли ее процессы обмирщения?

Для того чтобы лучше понять Аввакума, вернемся к началу XVII столетия. Тогда иконописное письмо было представлено несколькими направлениями, в том числе годуновской и строгановской школами. Мастера годуновской школы работали по заказам царя Бориса Годунова и его родственников — отсюда и название писем. Они ориентировались на великую иконопись прошлого, древнерусскую классику, почтительно склоняясь перед искусством Андрея Рублева и Дионисия.

* При царе Алексее Михайловиче Оружейная палата стала центром развития искусства. Здесь работали самые лучшие иконописцы, оружейники, граверы, ювелиры, мастера шиться и др.

Художественное наследие России

На переломе веков: иконопись С. Ушакова
и мастеров Оружейной палаты






Г. Никитин с артелью. Жатва. Фрагмент росписи храма Ильи Пророка в Ярославле.

Фрагмент 1

«Все существующее [в природе], что мы видим, обладает тайной и правдивой силой этого искусства. Всякая вещь, которая стоит перед зеркалом, получает в нем свое отражение благодаря дивному его устройству премудростью божества. О, что же чудеснее этого чуда бывает, когда создается пречудное изображение [в зеркале], которое с движущимся человеком движется, со стоящим стоит, перед смеющимся смеется, с плачущим плачет и с делающим что-нибудь иное то же самое делает, и изображение, как живое, появляется, хотя ни тела, ни души человеческой не имеет.

Фрагмент 2

«В силу обострившейся коллизии между абстракцией и конкретностью известную кризисность своего творчества стали испытывать прежде всего художники, имевшие дело с ликом человека. В самом деле, желание изобразить всю полноту реального мира — красочные исторические события, легендарные картины, баталии, архитектуру, бытовые сцены, пейзажи и т. п. — могло найти применение почти в любом жанре, кроме персонального. Здесь творческие задачи осложнялись. Время выдвигало на первый план не идеального (совершенного) рублевского человека, а человека конкретного, эмансипированного, живущего активно-событийной жизнью. Конечно, нечего было и думать, чтобы в живописи сразу появились подобные образы. С возникшими трудностями прежде всего столкнулись иконописцы. В их среде и сложилось новое движение.

Симон Ушаков искренне верил, что можно без ущерба для храмового искусства соединить иконописный канон с элементами реализма. Компромисс в творчестве никогда не давал высокохудожественных результатов. Сегодня иконы Ушакова не столько радуют глаз, сколько напоминают о том нелегком пути, что прошли русские художники XVII в., осваивая приемы светского искусства.

Симон Ушаков оказал огромное влияние на своих учеников, среди которых были талантливые иконописцы — Григорий Зиновьев, Тихон Филатьев, Никита Павловец, Федор Зубов и др. Школа Оружейной палаты все более притягивала талантливую молодежь, спешащую в Москву за современными знаниями.

Художественное наследие России

Рождение портрета. Парсуна






Князь М.В. Скопин-Шуйский. Парсуна. Нач. XVII в.

Итак, к разделению светского и храмового, реального и духовного, портрета и иконы русское изобразительное искусство шло тернистым путем. Остается добавить, что этот путь прошли и зодчество, и музыка XVII в.

Читайте также: