Особенности присоединения придаточных предложений к главному конспект урока 9 класс

Обновлено: 03.07.2024

Закрепить знания о видах сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными , средствах связи в них, научить грамотно оформлять предложения с данной структурой, развивать орфографические и пунктуационные навыки.

Учить определять виды придаточных обстоятельственных в СПП, обогащать речь обучающихся ,развивать языковое чутье, внимание , память, логическое мышление.

Воспитывать любовь к природе родного края, бережное отношение к родному языку и творчеству .

2.Презентация “Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными

1.Создание презентации к уроку в программе Power Point.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Чтоб злодеев побеждать,

Мало просто много знать.

Надо быть активным

Смелым, добрым, сильным.

А еще желательно

Делать все внимательно.

I. Организационный момент

-Здравствуйте, ребята, садитесь. Посмотрите на соседа и улыбнитесь ему.

-Обратите внимание на эпиграф к уроку. Вспомните, что такое эпиграф и каково его назначение. ( Эпиграф - изречение, цитата, предпосланная произведению, характеризующая основную идею. С.И.Ожегов)

- Как вы понимаете смысл эпиграфа?

- Какая идея содержится в этих простых, незамысловатых строчках? (В жизни нужны и важны не только знания, но и душевные человеческие качества)

- Из каких предложений состоит текст эпиграфа? (СПП с придаточным цели, ПП)

- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь?

- Какую учебную задачу поставим на этот урок?

- Правильно, сегодня мы систематизируем и обобщим знания на тему “Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятель-ственными”, закрепим умение различать виды придаточных, определять средства связи в предложениях этого типа. Но прежде повторим изученное.

- Итак, запишите число и УЗ. (Запись в тетрадях )

II. Постановка УЗ: Сложноподчиненные предложения

с придаточными обстоятельственными

1 . - Над каким типом сложных предложений мы работаем в течение нескольких уроков? ( СПП с придаточным обстоятельственным)

- Так на какие же группы делятся придаточные обстоятельственные? (Слайды 2-3)

- Кратко охарактеризуйте каждый вид, аргументируя примером.

-Какой вывод можно сделать? ( придаточные обстоятельственные можно различать по вопросам, союзам и союзным словам)

- Молодцы, теорию вы знаете неплохо.

2. Анализ предложений. (Слайд 5-6)

- А сейчас проверим на практике, как вы усвоили изученный материал и умеете ли находить и классифицировать придаточные части. Прослушав предложение, составьте его схему и определите вид придаточного. Записываем схемы на доске, выходя поочередно, и в тетрадях.

  1. Если поэт живет в ладу со своим родным языком, силы поэта удесятеряются.(условия)
  2. Писать безграмотно - значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся. (Придаточное определительное)
  3. К.Г. Паустовский писал, что слова у Пришвина цветут, сверкают (Придаточное изъяснительное)
  4. Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель дорогой. (Сложносочиненное предложение)
  5. Нет города, который не гордился бы кем-нибудь из своих земляков.(Придаточное определительное)
  6. Как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова.(сравнит)
  7. Обоз тронулся с места рано, потому что было нежарко.(причины)
  8. Когда мы достигли вершины горы, солнце уже успело подняться. (времени)
  9. Я решил подняться на гору, чтобы оттуда рассмотреть окрестности.(цели)
  10. Савельич мало-помалу успокоился, хотя все еще изредка ворчал про себя. (уступки)
  11. Снег становился все белее и ярче, так что ломило глаза.(следствия)
  12. Алексей пополз туда, куда ушёл самолёт (места).
  13. Родину нужно любить так сильно, что даже мысли б не возникло ее предать.(образа действия)

- Как мы будем различать придаточные обстоятельственные? ( По вопросам, союзам и союзным словам) (Слайд 7-8)

1.- Проверим, как вы поняли тему при помощи распределительно – цифрового диктанта.

1.Взаимопроверка . Распределительно - цифровой диктант.

Задание: прослушать предложения и записать в 2 столбика номера предложений:

в 1-й столбик СПП с придаточными обстоятельственными,

во 2-й – другие виды предложений.

  1. Если жизнь тебя обманет, не печалься, не сердись. (С придаточным условным)
  2. Дети чувствуют, кто их любит ( с придаточным изъяснительным)
  3. Зимой, когда все водоёмы замерзают, водоплавающая птица может погибнуть. (С придаточным времени)
  4. Природа с глубокой древности используется для оздоровления и лечения человека. (Простое предложение.)
  5. Чтобы не заблудиться в лесу, надо знать приметы. (С придаточным цели)
  6. Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас.
  7. Дорогою свободною иди, куда влечёт тебя свободный ум. (С придаточным места)
  8. Дни поздней осени бранят обыкновенно. (Простое предложение.)
  9. Вскоре они к ней искренно привязались, потому что нельзя было её узнать и не полюбить. (С придаточным причины)
  10. Подлинное большое искусство возвышает ум и душу народа. (Простое предл.)

СПП с придаточным Другие виды предложений.

1, 3, 5, 7, 9 2, 4, 6, 8, 10

- Назовите номера сложноподчиненных предложений и номера других видов предложений.

-Поднимите руки те, кто справился без ошибок. Молодцы! Теперь поднимите руки те, кто сделал 1-2 ошибки. Вам предстоит восполнить пробелы в знаниях. Я рада за вас и надеюсь, что вы так же хорошо справитесь с заданиями ОГЭ

- На что ориентировались, выполняя задание? (Вопросы, союзы, союзные слова, количество грамматических основ)

2. (Слайд 10) Физкультминутка - А сейчас посмотрите в окно. Какое настроение вызывает у вас эта погода? Не хотите попасть в лето? Исполняю ваше желание, смотрим на экран, голову не поворачиваем, двигаются только глаза.

3. Работа с текстом Ф. Ахмеровой (Слайд 11)

Еще задолго до поездки Пушкина на Урал в передовом либеральном дворянском обществе его знали как поэта с опальным мировоззрением, и он был особенно популярен среди читающей и мыслящей России.

Так Николай I, на совести которого была гибель Пушкина, Лермонтова и декабристов, расправлялся с теми, кто служил идеям свободы, равенства и братства народов России. (По Ф. Ахмеровой)

V. Групповая работа (Слайд 12)

Составить небольшой текст со СПП с придаточными обстоятельственными (Весна. Книги. Хобби. Профессия. Семья. Школа)

VI. - Ну и, наконец, проверим ваше умение расставлять знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с разными видами придаточных . Подобное задание мы выполняли при подготовке к ОГЭ, в задании 12. (Предл. Из варианта 3)

VII. Подведение итогов урока.

1. Что нового узнали о сложноподчиненных предложениях?

2. Как будем различать виды придаточных обстоятельственных?

VIII. Вывод учителя: Итак, мы сегодня ещё раз убедились, что сложноподчиненные предложения – это огромная и ещё малоизученная страна, поэтому мы посвятим изучению СПП ещё не один урок и убедимся, что СПП может содержать несколько придаточных

IХ. Выставление оценок..

Х. Домашнее задание: п. 12, стр. 67-68, выписать из романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” 9 сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными разных типов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру. Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м.




План-конспект урока русского языка с использованием ИКТ. Тема урока: "Тире между подлежащим и сказуемым". 8 класс.

Данный урок поможет расширить и углубить знания детей о правилах пунктуации, регламентирующих постановку тире между подлежащим и сказуемым.На уроке использованы методические приемы: объяснение учителя.


Конспект урока русского языка, 11 класс по теме: Проблема текста

Цель: совершенствование языковых компетенций учащихся в работе над проблемой текста.Задачи:· обобщить и систематизировать знания учащихся о проблеме текста, с.

План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"

Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова.

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру. Всё это бессло­весный язык природы. И только ч.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Открытый урок по русскому языку в 9 классе.docx

Разработка открытого урока по русскому языку

Учитель : Наклескина Татьяна Александровна

Название предмета : русский язык

Класс : 9

Уровень обучения: базовый

Место урока в системе уроков по теме : третий урок

Цель урока :

- изучить особенности присоединения придаточного предложения к главному

Задачи урока :

-совершенствовать умения различать типы сложных предложений;

-формировать умение составлять схемы СПП и ставить знаки препинания в СПП; определять место придаточной части в сложноподчиненном предложении, средства их связи с главной частью;

- воспитывать доброжелательное отношение и уважение к окружающим, помощь к ближнему.

Планируемые результаты : уметь определять место придаточной части по отношению к главной; уметь применять правила постановки знаков препинания в СПП; уметь объяснять языковые явления и процессы.

Ход урока

1.Организационный момент.

Несколько лет назад по инициативе международной благотворительной организации 17 февраля начали отмечать как День спонтанного проявления доброты. В этот день каждый человек бескорыстно, не требуя ничего взамен, должен совершить хотя бы один добрый поступок. В России этот праздник еще мало известен. Я предлагаю вам сегодня поговорить о доброте.

Как выдумаете: актуальна ли тема добра и милосердия сегодня?

-Ребята скажите , а что значит быть милосердным?

Какие добрые дела делаете вы?

Просмотрите на это предложение.

Какое оно по структуре?

Назовите его вид.

Дайте определение сложноподчинённого предложения.

-Из каких частей состоит СПП?

Где расположена придаточная часть по отношению к главной в данном предложении?

Скажите, всегда ли главная и придаточная части располагаются именно так? _

Где может стоять придаточная часть?

Назовите средства связи предикативных частей с сложноподчинённом предложении?

Ребята , сегодня мы познакомимся с особенностями присоединения придаточных предложений к главному.

Запишите тему урока в тетрадь.

Сегодня на уроке, продолжая изучение структуры сложноподчиненного предложения, мы должны углубить свои знания о его строении; о средствах связи его структурных частей; о месте придаточной части сложноподчинённого предложения по отношению к главной части; отработать умение составлять и использовать в речи СПП (сложноподчиненные предложения); совершенствовать пунктуационные навыки.

Это все необходимо вам для сдачи ОГЭ по русскому языку.

3.Повторение и обобщение изученного о сложных предложениях.

Проверим ваши знания о сложных предложениях. Проведём буквенный диктант.

1)Буквенный диктант .(взаимопроверка)

с/с – сложносочинённое предложение,

с/п – сложноподчинённое предложение,с/б – сложное бессоюзное предложение.

1/ Воздух мы замечаем тогда, когда его начинает не хватать.

2/ Родина с нами, и мы не одни.

3/ Рванул ветер, и в воздухе закружилась снежная пыль.

4/ Он точно знал, что в лесу лежат глубокие сугробы.

5/ Все реки ведут в море, все дороги ведут в Москву.

6/ Беседа коротает дорогу, песня – работу.

7/ Бела береста, но дёготь чёрен.

8/ Для того ведь и созданы крылья, чтобы каждый из нас полетел.

9/ Надо выйти за калитку, чтобы увидеть чистое поле и лес.

10/ Ночь была тёмная, по небу двигались лохматые тучи.

4. Изучение нового материала (видеоролик)

hello_html_m444ee3ef.jpg

hello_html_469eb7a9.jpg

hello_html_13efa34a.jpg

5. Первичное применение усвоенных знаний. (у доски)

hello_html_m2fd13a42.jpg

6.Обобщение и закрепление изученного ранее материала.

1) Конструирование СПП

- Постройте СПП, подобрав к каждому главной части соответствующую придаточную часть. Запишите, расставляя знаки препинания, покажите смысловую связь частей.

На карточках:

Главные части : трава была сочная; на пустыре разбили сад; поездку на пикник пришлось отложить; в лесу было тепло.

Придаточные части : потому что в мае шли дожди; так как на море разыгрался сильный шторм; хотя в тенистых местах ещё лежал снег; который был перед школой.

Трава была сочная, потому что в мае шли дожди.

На пустыре разбили сад, который был перед школой.

Поездку на пикник пришлось отложить, так как на море разыгрался сильный шторм.

В лесу было тепло, хотя в тенистых местах ещё лежал снег.

Назовите предложения, в состав которых входят односоставные части, назовите виды этих односоставных частей.

(№2- н/л разбили, №3- б/л пришлось отложить, №4- б/л было тепло)

2) Работа с учебником

А сейчас выполним упражнение №96 ( у доски)

- Задание: выписать сложноподчинённое предложения, обозначить грамматические основы, определить структуру предложения нарисовать по две схемы : вертикальную и горизонтальную.

hello_html_492d2aa1.jpg

3) Запись предложений под диктовку. Укажите средства связи придаточной части и главной. (комментирование)

1. Зимой на рассвете редко можно понять, какой будет это день.

2. Надо ли словами говорить о счастье, если перед вами мир, открытый настежь.

3. Хорошо, что не всё ещё

4. Есть чувства в человеческой душе, которыми она гордиться вправе.

5. Не с теми я, кто бросил землю на растерзание врагам.

4 .Работа с текстом.

(1) Всё самое важное и интересное, о чём могли бы рассказать вам писатели, вы найдете в их книгах. (2) В библиотеке, где книги стоят рядом на полках, всегда бывает очень тихо. (3) Но прислушайтесь: книги говорят с вами. (4) Они могут рассказать вам замечательную сказку, от которой у вас будут гореть щеки и уши.
(5) Из книг вы узнаете, как живут народы разных стран. (6) Что бы вы ни делали, чем бы вы ни занимались, вам всегда понадобится умный и верный помощник – книга.
(7) С ней вы облетите нашу необъятную страну и весь земной шар, побываете на далеких планетах, совершите путешествие из настоящего в прошлое и будущее, научитесь понимать и любить людей. (8) Приобретайте самые широкие знания, читайте много и упорно. (По С.Маршаку)

Прочтите про себя текст.

Какова проблема данного текста?

Назовите авторскую позицию.

Укажите, какие средства выразительности использованы в предложении №4

Какое средство связи использовано для связи 3 и 4 предложений?

Найдите СПП. (1, 2, 4, 5, 6.)

В предложении №1: выделить главное и придаточное.

Укажите предложение, соответствующее схеме: [ . , ( где . ), . ].

Изобразите схему предложения №4.

5.Исследовательская работа по парам.

Каждая пара анализирует текст на карточке.

Нужно определить тип речи, найти СПП, сделать вывод о том, в текстах каких стилей речи чаще всего используются СПП .

(Даются тексты разных стилей).

Научный стиль

Физика – основа естественных наук. Проникновение физики в химию, астрономию, биологию, геологию столь велико, что невозможно установить во многих случаях границу между этими науками и физикой. На стыке этих наук возникли в последние годы новые самостоятельные разделы: физическая химия и химическая физика, астрофизика, биофизика, геофизика. Уже сами эти названия свидетельствуют о том, что физика является основным инструментом многих химических, астрономических, биологических и геологических исследований.

( Б. Б. Буховцев и др. Физика.).

Художественный стиль

Когда в солнечное утро летом пойдёшь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами – и жёлтым, и красным, и синим. Когда подойдёшь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце. Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его…

Публицистический стиль

(1)Один раз я стала спорить с человеком, который старше меня на двадцать лет.(2) Спор был такой: нужны человеку стихи или нет? (3) Он говорил, что современному человеку не нужна поэзия, сейчас век техники, а всё остальное сентиментальщина.(4) Я очень стесняюсь читать стихи вслух, хотя знаю много на память.(5) А тут переборола себя.(6)Тем более рядом были подружки и пересмеивались: вот, мол, взялась раздоказывать взрослому человеку. (7) Но я решила, что не отступлюсь.(8) И стала читать стихи, которые люблю.(9) Я стала говорить, что, если бы стихов не было, люди были бы бедней душой.

Итак, посмотрите на результаты нашей работы.

В каком стиле больше всего используются СПП ?

А ведь на экзамене вам предстоит написать сочинение-рассуждение, поэтому помните, что вы должны использовать СПП.

6.Самостоятельная работа ( по вариантам)

Выполните задания в формате ОГЭ. Будьте внимательны.

Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой .

По залитому лунным светом тротуару ветер гнал осенние листья, и казалось, что идущая навстречу девушка не переступает по плитам, а скользит над ними, подгоняемая ветром и листвой.

2.В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Твоя планетка такая крохотная,(1) – продолжал Маленький принц,(2) – ты можешь обойти её в три шага. И просто нужно идти с такой скоростью,(3) чтобы всё время оставаться на солнце. Когда захочется отдохнуть,(4) ты просто всё иди,(5) иди… И день будет тянуться столько времени,(6) сколько ты пожелаешь.

3.Среди предложений найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1)Кто-то достал из кармана клочок бумаги, чиркнул спичкой, на огонёк положили пучок травы и горсть сухих листьев, потом стали подбрасывать ветки, они шипели и трещали, но вот наконец костёр вспыхнул, разгораясь всё жарче и жарче. (2) Взошло солнце, и люди медленно отвернулись от реки, молча придвинулись к костру, низко склоняясь над огнём. (3)Лучи солнца коснулись их затылков.

1.Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.

Земля была устлана опавшими листьями, и ноги Монтэга погружались в них, словно он переходил вброд сухую шуршащую реку, которая пахнет гвоздикой и тёплой пылью.

В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Взрослые вам,(1) конечно,(2) не поверят. Они воображают,(3) что занимают очень много места. Они кажутся самим себе величественными,(4) как баобабы. А вы посоветуйте им сделать точный расчёт. Им это понравится,(5) они ведь обожают цифры. Вы же не тратьте время на эту арифметику. Это ни к чему. Вы и без того мне верите.

3.Среди предложений найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1)Кто-то достал из кармана клочок бумаги, чиркнул спичкой, на огонёк положили пучок травы и горсть сухих листьев, потом стали подбрасывать ветки, они шипели и трещали, но вот наконец костёр вспыхнул, разгораясь всё жарче и жарче. (2) Взошло солнце, и люди медленно отвернулись от реки, молча придвинулись к костру, низко склоняясь над огнём. (3)Лучи солнца коснулись их затылков.

7. Творческое задание

-Вернемся к проблеме, затронутой в начале нашего урока: актуальна ли тема добра и милосердия сегодня?

Вывесить работу на доску, защитить.

Я хочу пожелать вам: будьте внимательнее к людям, старайтесь их понять, в нужную минуту окажите посильную помощь. Радуйтесь сами, радуйте других, будьте искренны и естественны.

Я желаю всем вам идти только дорогою добра и милосердия.

8. Итог урока.

Итак, на уроке мы сегодня:

Находили в тексте…….

Молодцы, надеюсь, что знания, полученные на уроке, помогут вам при сдаче ОГЭ по русскому языку.

9. Рефлексия

Как вы работали на уроке?

Подберите соответствующий фразеологизм :

не покладая рук, ни шатко ни валко, рука об руку, тяп да ляп, через пень колоду, засучив рукава, в поте лица.

10.Домашнее задание:


Цель урока: - сформировать знания о сложноподчиненных предложениях с придаточными условия и выработать умения определять виды придаточных предложений; -показать особенности структуры этих предложений; умение использовать их в речи. Задачи: - уметь находить СПП с придаточными условия, схематически изображать структуру предложения; - развивать внимание, коммуникативные умения, способствовать развитию связной речи; формировать умения отличать виды СПП, союзы от союзных слов; составлять схемы СПП; - воспитывать сознательный интерес к родному языку как средству получения знаний; нравственные качества личности

Содержимое разработки

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Открытый урок

по русскому языку в 9 классе



Подготовила: ЗакарьяеваА.С., учитель русского

языка и литературы

- сформировать знания о сложноподчиненных предложениях с придаточными условия и выработать умения определять виды придаточных предложений;

-показать особенности структуры этих предложений; умение использовать их в речи.

- уметь находить СПП с придаточными условия, схематически изображать структуру предложения;

- развивать внимание, коммуникативные умения, способствовать развитию связной речи; формировать умения отличать виды СПП, союзы от союзных слов; составлять схемы СПП;

- воспитывать сознательный интерес к родному языку как средству получения знаний; нравственные качества личности

Форма урока: урок-практикум
Тип урока: изучение нового материала.


Методы: словесные, наглядно-практические

Виды деятельности: коллективная, индивидуальная, работа в парах

Эпиграф: Доброта и скромность – вот два качества,

которые никогда не должны утомлять человека.

Стивенсон

Содержание урока

Организационный момент

Здравствуйте, ребята.

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс!

И для меня уже награда -

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю: каждый в классе – гений,

Но без труда талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений,

Мы вместе сочиним урок.

Мы сочиним такой урок,

Который к творчеству зовет.

Русский язык – это огромная глыба, которую вам предстоит постигать еще очень долго: всю жизнь.

- Вот и мы сегодня будем продолжать изучение родного языка.

Подготовка к ОГЭ.

Учитель. Сегодня урок изучения нового материала. Но прежде мы продолжим подготовку к основному государственному экзамену (ОГЭ).

1. Н-НН в прилагательных и причастиях. (В раздаточном материале)

Определите, сколько Н пишется в словах?

а) тума..ая даль; б) небеле..ый потолок;

в) краше..ые полы; г) деревя..ый стол

Определите, сколько Н пишется в словах?

а) стари..ые часы; б) ране..ый в плечо;

в) маринова..ые грибы; г) слома..ый стул

3. Определите, сколько Н пишется в словах?

а) отечестве..ый, решё..ый

б) шерстя..ое, торжестве..о

2.Работа с экзаменационным материалом

Эта тема просматривается в контрольно-измерительных материалах ОГЭ. Задание №5. Откройте методическое пособие Цыбулько И.П., прочитайте задание сами, найдите в предложениях слово. Объясните орфограмму.

Вариант №24, тест №5, стр. 144. (I вариант)

Вариант №25, тест №5, стр. 150. (II вариант)

- Какую орфограмму мы сейчас закрепили?

2.Орфоэпическая разминка. (Слайд 2)

Грамотный человек должен правильно произносить слова. Орфоэпия учит нас этому. Я предлагаю вам выполнить орфоэпическую разминку, такие задания есть в КИМах ЕГЭ. Ваша задача произнести эти слова, правильно расставив в них ударение.

Красивее, ходатайствовать звонишь, грушевый, сливовый, щавель, зубчатый, туфля, кашлянуть, простыня, баловаться, закупорить.

Проверка домашнего задания.

- Сегодня мы продолжим знакомство со сложноподчиненными предложениями с придаточными обстоятельственными, но прежде вспомним:

- На какие основные группы делятся все сложноподчинённые предложения? (Придаточные определительные, изъяснительные, обстоятельственные)

- Какие виды придаточных обстоятельственных вы уже изучили?

(Места, времени, сравнения, образа действия и степени, цели)

Вам было дано задание поискового характера.

Найти в произведениях художественной литературы предложения с придаточными цели.

- Прочитайте их, докажите, что это предложения сложноподчиненные с придаточными цели.

Учитель. Вы убедились, что художники слова в своих произведениях используют сложноподчиненные предложения с придаточными цели для более точной передачи своих мыслей, чувств, переживаний.

Изучение нового материала.

Мотивационный момент урока.

Вот сегодня иду на работу, думаю о вас, а навстречу мне спешат люди, торопятся, как и я, кто куда, порой ничего и никого не замечая вокруг себя. А ведь мы живем среди людей. Присмотритесь внимательнее к тому, что происходит вокруг. Люди трудятся, идут с работы, на работу, отдыхают, ходят в гости, переносят горести и лишения, достигают поставленной цели и снова ставят перед собой цель. Иные живут и не понимают своего предназначения. Другие умеют сделать свою жизнь горением во имя благородной цели. Все мы разные, но я считаю, что каждый из нас обязательно должен обладать такими качествами как доброта и скромность.

Поэтому эпиграфом к нашему уроку я взяла слова Стивенсона: (Слайд 4)

Доброта и скромность – вот два качества,

которые никогда не должны утомлять человека.

- Как вы понимаете слова Стивенсона?

- Перед вами 3 предложения. (Слайд 4)

Если мы будем внимательны друг к другу, то жизнь будет лучше.

Если у нас с вами будет всё хорошо, тогда и хорошее настроение нам обеспечено.

И наконец, если у нас всё чудесно, то мы в силах сделать счастливыми и окружающих.

- Ребята, какую особенность заметили в этих предложениях? (Содержат условие, при котором протекает или может протекать действие главного предложения)

- По своей структуре, какие это предложения? (Сложноподчиненные)

- Поставьте вопрос от главного предложения к придаточной части?

- Какие это предложения?

(СПП с придаточными условия)

- Сформулируйте сами тему урока. (Слайд 5)

Запись темы урока в тетради.

Постановка цели и задач урока (Слайд 6)

- Сформулируем цель и задачи урока.

- Цель нашего урока? – знакомство с придаточными условия.

- А что нужно сделать, чтобы достичь цели? (поставить перед собой задачи).

- Давайте сформулируем (поставим перед собой задачи) задачи урока:

узнать …(отличительные особенности придаточных условия (строение, средства связи, место придаточного в СПП),

научиться ….(опознавать СПП с придаточными условия среди других СПП),

совершенствовать …(умение анализировать СПП).

Изучение нового материала.

Исследование синтаксической конструкции.

Запись на доске.

Если не узнаешь горького, не узнаешь и сладкого.

Не зная горького, не узнаешь и сладкого.

- Сравним два предложения.

-Чем они отличаются друг от друга?

(Одно - сложноподчиненное предложение, другое - простое предложение с деепричастным оборотом)

-Докажите. (В сложном - две грамматические основы, сложноподчиненное – задается вопрос от главного к придаточному, в простом – одна грамматическая основа)

- Чем осложнено простое предложение?

- Задайте вопрос к придаточному предложению.

- Задайте вопрос к деепричастному обороту.

(Сложноподчиненное предложение и простое предложение с деепричастным оборотом одно и то же значение – условие)

Вывод: Придаточное предложение более точно передает значение условия благодаря союзу ЕСЛИ

- Где стоит придаточное предложение по отношению к главному?

- Может ли придаточное условия стоять после главного предложения? (Да) Поставьте главное предложение перед придаточным.

- С помощью какого союза присоединяется придаточное условия к главному предложению?

- К чему относится придаточное предложение? (ко всему главному предложению в целом)

- Составьте схему сложного предложения.

(Ученик составляет схему предложения на доске)

Делаем вывод.

- На какой вопрос отвечает придаточное условия?

- С помощью какого союза присоединяется придаточное условия к главному предложению?

- К чему относится придаточное предложение? (ко всему главному предложению в целом)

- От каких предложений нам нужно отличать придаточное условия?

3. Продолжаем исследование новой темы. (Слайд 7)

Раз вы согласились, ТАК уж нельзя вам отказываться. (Даль)

Раз мы начали говорить, ТО лучше договорить все до конца. (Куприн)

Кабы я плавать умел, купаться бы стал. (М. Горький)

- Давайте докажем, что это сложноподчиненные предложения с придаточным условия.

- С помощью каких союзов присоединяются придаточные предложения?

- В каком стиле речи вы сможете использовать союзы РАЗ, КАБЫ?

Учитель. Эти союзы имеют разговорный характер, указывают на разговорный стиль речи).

- Обратите внимание на то, что главное предложение может начинаться с частиц ТО и ТАК.

Делаем вывод.

- Какой мы можем сделать вывод?

- С помощью какого союза присоединяется придаточное условия к главному предложению?

- Какой характер имеют предложения с этими союзами?

- Продолжаем исследование новой темы. (Слайд 8)

- Задайте вопрос, определите вид придаточного.

- Давайте посмотрим, каким союзом присоединяется придаточные предложения к главному.

Коль ты старый человек,

Дядей будешь нам навек.

Коли парень ты румяный,

Братец будешь нам названый.

- Каким союзом можно заменить старинное слово КОЛЬ, КОЛИ? (союзом ЕСЛИ).

(ЕСЛИ – самый распространенный союз придаточных условия)

-Сделайте вывод сами. Где используются сложноподчиненные предложения с придаточными условия?

(Часто эти союзы используются в художественном произведении)

Делаем вывод.

- С помощью какого союза присоединяется придаточное условия к главному предложению?

- Где используются предложения с этими союзами?

- Продолжаем исследование новой темы. (Слайд 9)

- Сейчас мы понаблюдаем за многозначностью союза КОГДА.

Когда идешь в дальнюю дорогу, то уже не разбираешь погоды. (Арсеньев В.К.)

-Какие вопросы вы смогли задать к придаточному предложению?

Такие предложения имеют несколько значений: времени и условия.

- Какой союз можно поставить вместо союза КОГДА?

- Вместо союза КОГДА можно поставить союз ЕСЛИ.

Вывод: Союз КОГДА – многозначный.

Знакомство с правилом в учебнике.

- Прочитайте о сложноподчиненных предложениях с придаточными условия на стр. , применяя прием ИНСЕРТА. Можете воспользоваться опорой, данной на доске.

- противоречит моим представлениям, вызывает сомнения;

- Докажите, что глаголы стоят в повелительном (сослагательном) наклонении.

Подведем итог.

- На какие вопросы отвечает придаточное условия? (при каком условии?)

- К чему относится придаточное предложение? (ко всему главному предложению в целом)

- Какими союзами присоединяется к главному предложению. если (если… то), если бы, как скоро, раз, коли, ежели, когда (= если).

- Главное предложение может начинаться с частиц ТО и ТАК.

- Место по отношению к главному предложению: любое.

Учитель. Мы завершили знакомство с новой темой. Прежде чем закрепить ее, отдохнем минутку во время физкультминутки. Творчество Марины Цветаевой нам поможет.

Физкультминутка.

О, люди - встаньте!
Под глубокий вздох
Вы руки к небу поднимите.
Глазами тучу поищите.
Себе под ноги посмотрите.
Кругом просторы оглядите.
Руками пепел разотрите.
Дав отдохнуть своим силам от споров,
Снова вернемся к разговору.

Закрепление изученного материала.

Работа с учебником.

Учащиеся работают с упражнением в тетрадях по вариантам в парах

I вариант – 1, 2 предложения;

II вариант – 3, 4 предложения.

Спишите предложения, расставляя пропущенные знаки препинания. Определите вид придаточного предложения. Составьте схему каждого предложения.

Потренируемся в определении придаточных.

Перед вами высказывания академика Д.С. Лихачева. Дайте устную характеристику каждому предложению. (Слайд 11)

1.Если бы каждый человек на куске земли своей сделал все что может, как прекрасна была бы земля наша. (условия)

2. Зависть проявляется прежде всего там, где вы сам себе чужой. (места)

3. Лучше всего человек проявляет свою воспитанность, когда ведёт дискуссию.(времени)

4. Если у человека есть настоящая цель, то она должна проявляться во всём.(условия)

5. Надо жить так, как велит совесть. (образа действия).

6.Чтобы понимать человека, надо уметь поставить себя в его положение. (цели)

- Как определяли вид придаточного?

Творческая работа. Конструирование предложений.

Закончите предложения, данные в презентации: (раздаточном материале).

1.Чтобы достичь цели, необходимо…

2. Если научишься уважать других, то и ….

3. Чтобы быть Человеком с большой буквы, надо…

Примерные ответы.

1.Чтобы достичь цели, необходимо…стремиться к ней.

2. Если научишься уважать других, то и ….тебя будут ценить.

3.Чтобы быть Человеком с большой буквы, надо… прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить. (Из высказывания академика Д.С. Лихачева)

VI. Подведение итогов урока.

- Над какой темой работали сегодня на уроке?

Узнали … (отличительные особенности придаточных условия (строение, средства связи, положение в СПП)

Научились …. (опознавать СПП с придаточными условия среди других СПП)

Совершенствовали …(умение анализировать СПП).

Достигли мы цели урока?

А что ещё очень важное усвоили для себя на уроке? (Нести людям добро)

Учитель. Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы. (Д.С. Лихачёв)

- Какое бы высказывание по окончании урока вы выбрали? (Слайд 13)

В науку нет коротких путей.

Незнание — не порок, нежелание знать — большой порок.

Узнать можно лишь тогда, когда учишься; дойти можно лишь тогда, когда идешь.

ХI. Оценки за урок с пояснением.

(Выставление оценок по ходу урока и в конце урока)

XI. Домашнее задание по учебнику:


-75%

Особенности присоединения придаточных предложений к главному

Тема этого урока небольшая по объему, но от того, как вы ее усвоите, зависит, как вы будете определять вид придаточных предложений. Мы научимся задавать вопросы к придаточному предложению, находить, что поясняет придаточное в главном предложении: слово, словосочетание или предложение. Как всегда, свои знания вы сможете применить при выполнении упражнений, тестов, заданий тренажеров.

Читайте также: