Основы семейного права в российской федерации обж 9 класс конспект
Обновлено: 03.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Учитель : Фомин Дмитрий Дмитриевич
Предмет : Основы безопасности жизнедеятельности
Тема: Основы семейного права в Российской Федерации.
Цель урока. Познакомить учащихся с основами семейного права в Российской Федерации.
Планируемые результаты:
- знать основы семейного права в Российской Федерации;
-- уметь вырабатывать убеждения и потребность в соблюдении основ семейного права;
- использовать приобретенные навыки и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для поддержания здорового образа жизни.
Тип урока Урок усвоения новых знаний
Оборудование урока
А. Т. Смирнова, Б.О. Хренникова.
• Мультимедийный компьютер, презентация
1.Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся - (5-10 минут)
- устный опрос 2-3 учащихся
2.Мотивация учебной деятельности учащихся (до 5 минут)
Изучаемые вопросы
1. Краткая история семейного законодательства.
2. Семейное законодательство в Российской Федерации.
3. Основные положения Семейного кодекса Российской Федерации.
3. Восприятие и первичное осознание нового материала , осмысление связей и отношений в объектах изучения - (25 минут)
1 . Познакомить учащихся с историей возникновения семейного законодательства в мире: в римском праве; в России с принятием христианства; в советский период и на современном этапе.
2. Подчеркнуть, что в связи с перестройкой общественной жизни, вызванной превращением России в самостоятельное федеративное государство, возникла необходимость в новом законодательном оформлении семейных отношений.
3. Познакомить учащихся с некоторыми положениями Семейного кодекса Российской Федерации.
Обратить внимание на то, что Семейным кодексом установлено: действительным признаётся только тот брак, который заключён в органах ЗАГС.
Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния. Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации брака в ЗАГС.
Далее рассказать о правилах заключения брака и минимальном брачном возрасте.
Далее осваивается новое содержание.
С помощью объяснения, слайд-шоу и анимации из электронного приложения учитель подводит учащихся к выводу: в Российской Федерации семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства.
4. Первичная проверка понимания усвоенного материала- (5 минут)
- Контроль и оценка достижений
- Проводятся с помощью блока вопросов и заданий на с. 205— 206 учебника.
5. Подведение итогов урока (рефлексия) - (5 минут)
Домашнее задание.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Цель: учить размечать и вырезать из бумаги симметричные детали (листья берёзы), составлять из них композицию
Оборудование: учебник.
1. Орг. момент. Психологический настрой.
Мы пришли сюда учиться
Не лениться, а трудиться,
Учитель: Сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие в мир природы! И вам понадобятся внимание, наблюдательность и сообразительность..
2. Проверка готовности к уроку (Презентация)
3. Самоопределение темы урока. Целеполагание.
-Рассмотрите предметы, изображённые на доске. Можно ли их отнести к тому, что нас окружает на Земле?
-На какие группы можно распределить все эти объекты?
-По каким признакам вы распределили окружающие нас объекты на группы?
- Как вы думаете, какая тема урока? Задачи урока?
У пилота Боря друг
Красит краской все вокруг.
На окне рисует дождик,
Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. Глава 1. Семейное законодательство. Статья 1. 1. Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства. Семейное законодательство направлено на укрепление семьи, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав. Статья 2. Семейное законодательство рассматривает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным , регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.
5. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.
Работа по учебнику.
Рассмотреть рисунок в учебнике, ответить на вопросы.
Физминутка:
Мы на цыпочки привстали,
Ручки кверху мы подняли,
Мы вздохнули, потянулись
И друг другу улыбнулись.
Выдохнули, руки вниз,
Все этапы работы и результат показаны на слайдах презентации.
7. Самостоятельная творческая работа. (тренировочные упражнения)
Счастье человека и счастье в семейно жизни требуют большщих сил и душевных затрат для формирования культуры общения Жизнь семьи - это особый мир общения между мужем и женой, летьми и родителями, сёстрами и братьями, бабушками, дедушками и внуками. От культуры общения во многом зависит благополучие семьи.
Преподаватель ОБЖ
Ковалев Александр Прокофьевич
Основной источник –
Семейный кодекс РФ (1996)
Семейным кодексом установлено, что браком признаётся только тот брак, который заключён а органах ЗАГСа
Родительские права
Воспитание в приемной семье:
опекуны (попечители) за воспитание чужих детей
КАК ПРАВИЛО РАСПАДАЮТСЯ РАННИЕ БРАКИ( 18 – 19л) . НО ЭТО НЕ ДОГМА, РАСПАДАЮТСЯ БРАКИ И ДРУГИХ ВОЗРАСТОВ.
ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ ВОПРОСА О РАСТОРЖЕНИЯ БРАКА В СУДЕ
ЯВЛЯЕТСЯ ЗАЯВЛЕНИЕ СУПРУГОВ ( ИЛИ ОДНОГО ИЗ СУПРУГОВ ) С УКАЗАНИЕМ ПРИЧИНЫ РАЗВОДА
ОСНОВАНИЯ ДЛЯ РАСТОРЖЕНИЯ БРАКА.
ПОСЛЕ РАСТОРЖЕНИЯ БРАКА РОДИТЕЛИ ИМЕЮТ РАВНЫЕ ПРАВА НА ДЕТЕЙ. ДЕТИ МОГУТ ПРОЖИВАТЬ С ОДНИМ ИЗ РОДИТЕЛЕЙ. ПРИ ЭТОМ УЧИТЫВАЮТСЯ ОТРЕБНОСТИ РЕБЕНКА. С 10 ЛЕТ – УЧИТЫВАЕТСЯ МНЕНИЕ РЕБЕНКА.
В НАШЕЙ ИСТОРИИ СУЩЕСТВОВАЛА ТОЧКА ЗРЕНИЯ, ЧТО СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ – НАДО ЗАМЕНИТЬ ОБЩЕСТВЕННЫМ.
НО РЕБЕНОК НУЖДАЕТСЯ В ЛЮБВИ И ПОНИМАНИИ
СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ.
ПСИХОЛОГИ СЧИТАЮТ, ЧТО ДЕТИ ДО ТРЕХ- ПЯТИ ЛЕТ ОСОБЕННО ПРЕДРАСПОЛОЖЕНЫ К ВОЗДЕЙСТВИЮ СЕМЬИ , В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ МАТЕРИ.
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОСОБЕННО ЗАЩИЩАЕТ ПРАВА РЕБЕНКА И МАТЕРИ
ЛЮБИТЬ РЕБЕНКА – ЗНАЧИТ ЛЮБИТЬ НЕЗАВИСИМО ОТ ВНЕШНОСТИ, ФИЗИЧЕСКИХ ДАННЫХ, ЛЮБИТЬ ТАК, ЧТОБЫ РЕБЕНОК ЧУВСТВОВАЛ РОДИТЕЛЬСКУЮ ЛЮБОВЬ.
НО ЛЮБИТЬ ОКАЗЫВАЕТСЯ МОЖНО ПО РАЗНОМУ:
ОПЕКА РЕБЕНКА, КОНТРОЛЬ ЗА КАЖДЫМ ШАГОМ, ПОЛНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ-
ЧУВСТВО СОБСТВЕННОСТИ
РОДИТЕЛИ ПЫТАЮТСЯ СДЕЛАТЬ ИЗ СЫНА ИЛИ ДОЧЕРИ ЗНАМЕНИТОСТЬ, КОМПЕНСИРОВАТЬ СВОЮ МЕЧТУ:
ЗАМЕЩАЮЩАЯ ЛЮБОВЬ
РОДИТЕЛИ ТРЕБУЮТ ОТ ДЕТЕЙ СЛИШКОМ МНОГО, ПЫТАЮТСЯ ВЗВАЛИТЬ НА НИХ ВЗРОСЛЫЕ ОБЯЗАННОСТИ:
ПЕРЕСТАНОВКА РОЛЕЙ
Счастье человека и счастье в семейной жизни требуют больших сил и душевных затрат для формирования культуры общения.
Жизнь семьи – это особый мир общения между мужем и женой, детьми и родителями, сёстрами и братьями, бабушками, дедушками и внуками.
От культуры этого общения во многом зависит благополучие семьи, а значит, благополучие нашего общества и государства.
Важно сформировать твёрдое убеждение, что соблюдение норм здорового образа жизни – это гарантия обеспечения индивидуального здоровья, семейного счастья, а следовательно, и здоровья нашего общества.
Семейное право – это совокупность правовых норм, которые регулируют отношения между людьми в связи со вступлением в брак, созданием семьи, рождением и воспитанием детей.
Основные цели семейного права
Согласно статье, основными целями семейного законодательства являются: укрепление семьи и построение семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважении, взаимопомощи и ответственности перед всеми членами семьи.
Основным источником семейного права является Семейный кодекс. В нормах семейного кодекса получили отражение многие положения международных документов в области прав человека, в частности Конвенции ООН о правах ребенка (1989 г.)
Понятие брака
взаимопомощи и ответственности перед семьей.
По законодательству главными чертами, характеризующими брак, являются:
Þ союз мужчины и женщины;
Þ союз добровольный и равноправный;
Þ союз не временный, а пожизненный;
Þ направленный на создание семьи и рождение детей;
Þ заключенный по установленным законом правилам;
Þ порождающий супружеские права и обязанности.
Условия вступления в брак
Þ взаимное согласие лиц, вступающих в брак;
Þ достижение брачного возраста (18 лет).
Супруги обязаны лично присутствовать и подписывать заявление о заключении брака. Брачный возраст может быть снижен до 16 лет при наличии причин, которые местные органы самоуправления сочтут уважительными.
Заключение брака
Заключению брака предшествует период ожидания сроком в один месяц. Лица, вступающие в брак, подают заявление в органы Загса и им назначается дата и время регистрации брака.
Препятствия к заключению брака
Препятствия – это обстоятельства, при наличии которых заключение брака не допускается:
- близкое родство будущих супругов;
- недееспособность одного из лиц;
- брак между усыновленным и усыновителем.
Невозможно заключение брака между родителями и детьми, родными братьями и сестрами.
Основания для признания брака недействительным:
Þ наличие запрещенных степеней родства;
Þ между усыновителем и усыновленным;
Þ с недееспособным лицом;
Þ сокрытие одним из супругов наличия у него ВИЧ-инфекции
или венерического заболевания;
Прекращение брака
Брак рассматривается как пожизненный союз, поэтому он прекращается со смертью супруга или объявления его умершим.
Суд вправе объявить гражданина умершим, если установит, что в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течении пяти лет. В случае явки супруга, объявленного судом умершим, брак по заявлению лиц может быть восстановлен, но при условии, что другой супруг не вступил в новый брак.
Расторжение брака
Основанием для расторжения брака является взаимное согласие супругов на развод. Закон предусматривает две процедуры расторжения брака:
- 2 административная (в органах ЗАГСа).
Процедура расторжения брака
Брак расторгается в судебном порядке, если у супругов есть общие несовершеннолетние дети, а также при отсутствии согласия на развод одного из супругов. Суд выясняет причины и дает срок для
Вопросы, рассматриваемые в суде при разводе
Þ С кем будут проживать дети после развода.
Þ Взыскание на них алиментов.
Þ Взыскание средств на содержание бывшего супруга.
Þ Раздел имущества, являющегося совместной собственностью супругов.
Моментом прекращения брака, расторгнутого в органах загса, считается день регистрации расторжения брака. При расторжении брака в суде таким моментом является день вступления решения суда в законную силу.
Ограничение права мужа на развод
Мужу запрещается без согласия жены возбуждать дело в суде и обращаться за расторжением брака в органы загса во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка.
Правило применяется и в случае, если ребенок родился мертвым или умер, не дожив до года.
Читайте также: