Скорость сближения и скорость удаления 4 класс петерсон презентация и конспект

Обновлено: 06.07.2024

3 Схема-алгоритм 30 штук Таблицы видов движения 6 штук Таблицы единиц величин Точки Учебник по математике Таблички (скорость удаления и скорость сближения) Числовые лучи

4 УДАЧИ. Ни пуха,ни пера.

5 Чистописание: 7 Работа с числовым лучом: 297……… …………398

8 Задачи: 1. Саша прошёл 124 метра за 4 минуты. С какой скоростью он шёл? 2. Саша шёл 6 часов со скоростью 15 км в час. Какое расстояние он прошёл? 3. Велосипедист ехал со скоростью 22 км в час и проехал с этой скоростью 110 км. Сколько времени он был в пути? V=? Время=? S=?

10 1. Движение в противоположных направлениях. 2. Встречное движение. 3. Движение с отставанием. 4. Движение вдогонку. (Учащиеся составляют схемы движений)

12 Как будет меняться расстояние между точками во всех случаях?

13 Работа в группах.

17 Две точки в каждом из случаев движутся с разными скоростями, равномерно. При этом расстояние между ними увеличивается или уменьшается на одно и то же число единиц.

19 Если расстояние увеличивается удаления уменьшается сближения

20 Скорость сближения- это расстояние на которое сближаются объекты за единицу времени. Скорость удаления- это расстояние на которое удаляются объекты за единицу времени.

22 встречное движение движение вдогонку

23 Движение с отставанием Движение в противоположных направлениях

24 Работа с учебником стр (подготовка к решению номера) 1 сут.=…ч. 1 кг=…г 1 ч.=…мин. 1 т=…кг 1 ц=…кг 1 м=…дм 1 м=…см 1 км=…м

25 Работа в парах. 4:7 10:(24 х 7) 35:(168 х 60) 2:3 7:30 48: :3

26 11 (решение уравнений по выбору учащихся) Проверка у доски 12 13

28 1. Что понравилось на уроке? 2.Всё ли у вас получалось? 3. Что лучше всего получалось? 4. Над чем надо ещё поработать? 5. Как вы думаете,чем мы будем заниматься на следующем уроке?

Дидактические:

  • познакомить с понятиями “скорость сближения”” и “скорость удаления” умения проверять правильность вычислений;
  • закрепить умение читать и строить модели движения;
  • развивать и закрепить умение решать задачи на движение, умение составлять обратные задачи;
  • закрепить вычислительные навыки сложения, вычитания, умножения и деления чисел, а также навыки вычислительных действий с дробями;

Развивающие:

  • развитие творческих способностей, памяти, умения мыслить логически грамотно;
  • развитие математической грамотной речи;

Воспитательные: воспитание интереса к математике;

Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята, садитесь! Проверьте, все ли у вас готово к уроку.
– Вспомним правила посадки.
– Запишите число.

Цель урока (Постановка учебной задачи).

– Вспомните, пожалуйста, сколько объектов может одновременно двигаться по числовому лучу? Откуда могут начинать свое движение объекты? В каких направлениях могут двигаться объекты? С какой скоростью могут двигаться объекты?
– Сегодня мы выясним, что такое “скорость сближения”, “скорость удаления”, что нужно знать, чтобы определить, какая это скорость, как найти скорость сближения или удаления.
– Запишем тему урока “Скорость сближения и скорость удаления”.

Математический диктант.

  1. Уменьшаемое 130, вычитаемое 111. Найдите разность.
  2. Делимое 480, делитель 40. Найдите частное.
  3. На сколько 200 >, чем 184?
  4. Чему равны 2/3 от числа 27?
  5. Во сколько раз 320 больше, чем 20?
  6. Какое число увеличили в 3 раза и получили 57?
  7. Сумму 95 и 105 разделить на 10.
  8. 2/5 числа составляют 12. Найдите целое число.

Индивидуальные задания.

Выполняются на доске 2-мя учащимися во время математического диктанта.

S V t Формула
I ? км 45 км/ч 7 ч
II 180 м ? м/мин 5 мин
III 960 м 16 м/с ? с
IV ? км 60 км/ч 60 мин

Изобразите движение точек на координатном луче и запишите формулу движения точек:

  1. Движение точки А начинается из точки с координатой (6) в правом направлении со скоростью 3 единичных отрезка в час. Движение точки Б начинается из точки с координатой (14) в левом направлении со скоростью 1 единичный отрезок в час. Чему равны координаты этих точек через 1 час, 2 часа?
  2. Движение точки А начинается из точки с координатой (6) в левом направлении со скоростью 3 единичных отрезка в час. Движение точки Б начинается из точки с координатой (14) в правом направлении со скоростью 1 единичный отрезок в час. Чему равны координаты этих точек через 1 час, 2 часа?

Проверка математического диктанта и индивидуальных заданий.

Проверка математического диктанта.

– В ответах математического диктанта зашифровано слово. Чтобы расшифровать его, нам поможет алфавит русского языка.
– Каждый ответ соответствует порядковому номеру буквы в алфавите. Выпишите буквы в строчку.

Переход на Слайд 2 “Математический диктант”.

– Что у вас получилось? Проверяем.

По каждому клику на Слайде 2 заполняется один столбец таблицы.

– У кого получилось слово “скорость”, ставит себе 5.
– На какие 2 группы можно разделить числа математического диктанта?

  1. на четные / нечетные
  2. на круглые / некруглые;

– Что такое “скорость движения”?

Проверка задания 1.

S V t Формула
I 315 км 45 км/ч 7 ч S=V*t
II 180 м 36 м/мин 5 мин V=S:t
III 960 м 16 м/с 6 с t=S:V
IV 60 км 60 км/ч 60 мин S=V*t

– Как найти расстояние, зная скорость и время объекта?
– Как найти скорость, зная расстояние и время объекта?
– Как найти время, зная расстояние и скорость объекта?

Проверка задания 2.

– Сравните 2 чертежа. Что заметили? В чем отличие? Одинаковы ли виды скоростей?
– Как вы думаете, на каком чертеже будет идти речь о скорости сближения, а где – о скорости удаления?

Физкультминутка для глаз.

Объяснение понятий “скорость сближения” и “скорость удаления”.

Переход на Слайд 3 “1) Встречное движение”.

– Посмотрите на экран.
– Что вы можете сказать о движении Мальвины и Буратино?
– Какое это движение?
– Из каких точек началось их движение? Заполним таблицу.
– В какой точке оказались Мальвина и Буратино через 1 минуту, через 2 минуты, через 3 минуты? Заполним таблицу.
– Что происходит с расстоянием между объектами?
– На сколько уменьшается расстояние между ними через каждую минуту?
– В какой точке и через сколько минут произошла встреча?
– Сделаем вывод.

Переход на Слайд 4 “2) Движение в противоположных направлениях”.

– Посмотрите на экран.
– Что вы можете сказать о движении Синьора Помидора и Чиполлино?
– Какое это движение? Заполним таблицу.
– Из каких точек началось их движение? Заполним таблицу.
– В какой точке оказались Синьор Помидор и Чиполлино через 1 минуту, через 2 минуты, через 3 минуты? Заполним таблицу.
– Что происходит с расстоянием между объектами?
– На сколько увеличивается расстояние между ними через каждую минуту?
– Произойдет ли встреча?
– Сделаем вывод.

Переход на Слайд 5 “3) Движение вдогонку”.

– Посмотрите на экран.
– Что вы можете сказать о движении Крокодила Гены и Чебурашки?
– Какое это движение?
– Из каких точек началось их движение? Заполним таблицу.
– В какой точке оказались Крокодил Гена и Чебурашка через 1 минуту, через 2 минуты, через 3 минуты? Заполним таблицу.
– Что происходит с расстоянием между объектами? Почему?
– На сколько уменьшается расстояние между ними через каждую минуту?
– В какой точке и через сколько минут произошла встреча?
– Сделаем вывод.

Переход на Слайд 6 “4) Движение с отставанием””.

– Посмотрите на экран
– Что вы можете сказать о движении Пончика и Незнайки?
– Какое это движение?
– Из каких точек началось их движение?
– В какой точке оказались Пончик и Незнайка через 1 минуту, через 2 минуты, через 3 минуты? Заполним таблицу.
– Что происходит с расстоянием между объектами? Почему?
– На сколько увеличивается расстояние между ними через каждую минуту?
– Произойдет ли встреча?
– Сделаем вывод.
– Что такое “скорость сближения”? (Это расстояние, на которое сближаются объекты за единицу времени.)
– Что такое “скорость удаления”? (Это расстояние, на которое удаляются объекты за единицу времени.)

Составление опорной схемы.

Переход на Слайд 7 “Опорная схема”.
– Составим опорные схемы ко всем видам движения.

Физкультминутка.

Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенечки.
Кто высоко так шагал –
Не споткнулся, не упал.

Решение задач с комментированием.

Для закрепления знаний учащимися разбираются и решаются задачи на все виды движения.
– Решим несколько задач и определим, о какой скорости: сближения или удаления идет речь? Чему она равна? А помогут нам в этом герои сказки “Золотой ключик”.

Работа со Слайдами 8–11. Ученики определяют по Слайду, к какой опорной схеме относится задача, и предлагают способ ее решения.

Работа с классом:

  1. Переход на Слайд 8 “Задача на движение в противоположных направлениях”.
    Кот Базилио с лисой Алисой и Буратино разошлись с Поля Чудес в противоположных направлениях со скоростями 6 ед./мин и 25 ед./мин. Как и с какой скоростью изменится расстояние между ними?
  2. Переход на Слайд 9 “Задача на встречное движение”.
    По озеру одновременно навстречу друг другу плывут Буратино на кувшинке и черепаха Тортила. Скорость Буратино 14 ед./ч, а скорость Тортилы 9 ед./ч. Как и с какой скоростью изменяется расстояние между ними?
  3. Переход на Слайд 10 “Задача на движение с отставанием”.
    Карабас Барабас выбежал из харчевни вслед за Буратино со скоростью 3 ед./с. Как изменяется расстояние между Карабасом Барабасом и Буратино, убегающим от него со скоростью 8 ед./с?
  4. Переход на Слайд 11 “Задача на движение вдогонку”.
    Пьеро, сидя на зайце, догоняет Буратино со скоростью 5 ед./с. Как и с какой скоростью изменяется расстояние между ними, если Буратино бежит со скоростью 2 ед./с?
  1. Разбойники гонятся за Буратино, который убегает от них со скоростью 19 ед./мин. Как изменяется расстояние между Буратино и разбойниками, если они бегут со скоростью 23 ед./мин.
  2. Составьте обратную задачу к 1-ой задаче.
  3. Измените условие 2-ой задачи так, чтобы она решалась “-”.
  4. Измените условие 4-ой задачи так, чтобы она решалась “+”.

Самостоятельное решение задач (тест).

Для проверки знаний и умений по данной теме учащиеся получили тестовые карточки с заданием “Установите соответствие между схемой задачи и ее решением (1 и 2 варианты)”.
– Рассмотрите схемы задач, определите, о какой скорости движения идет речь (сближения или удаления), соедините с подходящим выражением и вычислите его.

Взаимопроверка решений задач.

Учащиеся проверяют выполнение задания с помощью Слайдов 12–13.

– Подошёл к концу наш урок. О чем сегодня узнали на уроке? Что важно знать, чтобы определить скорость сближения или удаления? Что вам особенно понравилось, запомнилось?

Домашнее задание.

Выставление отметок и поощрение учеников.

В течение всего урока работа и ответы учеников оценивались словесно и поощрительными медальками.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по математике

Учебник Л. Г. Петерсон Математика 4 класс часть вторая

Тема урока: Скорость сближения и скорость удаления.

Оборудование: Формулы скорости сближения и удаления, формулы объема.

Цель урока: Закрепить умение решать задачи с использованием правил вычисления скоростей сближения и удаления для случаев одновременного движения.

Задачи урока:

1.Образовательные: Закрепить знание вычислений скорости сближения и скорости удаления , умение устанавливать порядок действий, закрепить правила вычисления скоростей сближения и удаления.

2.Развивающие: Развивать речь, логическое мышление, навыки устных и письменных вычислений, самоконтроля и самоанализа.

3.Воспитательные: Воспитывать сознательное отношение к учебе, хорошую мотивацию, достижение прочных знаний по предмету, воспитание у учащегося чувства доброты, отзывчивости, милосердия.

Методы обучения:

Формы организации познавательной деятельности:

Средства обучения:

1.Организационный момент(2 мин.)

2.Актуализация опорных знаний(10 мин.)

4.Закрепление пройденного материала (23 мин.)

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Учебник по математики 4 класс часть вторая Л.Г.Петерсон. Раздаточные материалы.

5.Итог урока(3 мин.)

-Здравствуйте ребята. Садитесь. Проверьте ваши рабочие места, все ли у вас готово к уроку. Откройте тетради, запишите число, классная работа.

2.Актуализация опорных знаний.

-А что нам нужно взять?

(рюкзак, сумку, багаж)

-Вот у нас есть рюкзак, в нем лежат задания и что бы мы с вами отправились в путешествие нужно решить эти задания (из рюкзака достает задание ученик, читает в слух, решает у доски, остальные у себя в тетради).

-Решим 1 задание. Делимое 84, делитель 6. Запишите частное.(14)

-Решим 2 задание. Найдите произведение чисел 354 и 100.(35400)

-Решим 3 задание. Запишите число, которое состоит из 23 десятков.(230)

-Ну, вот мы с вами на корабле. Теперь можно немного отдохнуть.

Рыбки плавали, ныряли

В чистой светленькой воде.

То зароются в песке.

4.Закрепление пройденного материала.

-И вот нас на первой улице нас ждет задание.

-На доске задание: По рисунку определите, как меняется расстояние между объектами и с какой скоростью:

38 м/мин 56 м/мин

(к доске вызывается ученик, остальные работают в тетрадях)

-Прочитай задание вслух.

-Что известно в задаче?

(Первый объект движется вправо со скоростью 38 м/мин, а второй объект движется со скоростью 56 м/мин влево, они движутся на встречу друг к другу.)

-Что нужно найти?

38 + 56 = 94 (м/мин) – скорость сближения

-Посмотрите, пожалуйста, чем интересна эта задача?

(эта задача на встречное движение)

-О какой скорости идет речь в данной задаче?

-Вспомните, какие еще виды задач на одновременное движение вы можете назвать?

(движение вдогонку, в противоположном направлении, с отставанием)

-Двигаемся дальше. На следующей улице новое задание.

-У вас на столах наборы из карточек. Вам нужно к схеме подобрать название и формулу.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развивающая: развитие логического мышления учащихся через создание условий для формирования умения решать задачи на движение.

Воспитательная: создать условия для формирования коммуникативной культуры школьников, развития волевых качеств.

ТИП УРОКА: урок изучения нового материала и первичного закрепления.

МЕТОДЫ: частично – поисковый.

УРОК МАТЕМАТИКИ В 4 КЛАССЕ

ТЕМА: СКОРОСТЬ СБЛИЖЕНИЯ И СКОРОСТЬ УДАЛЕНИЯ

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ: Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами разноуровневой дифференциации.

ЦЕЛИ ПО СОДЕРЖАНИЮ:

Развивающая: развитие логического мышления учащихся через создание условий для формирования умения решать задачи на движение.

Воспитательная: создать условия для формирования коммуникативной культуры школьников, развития волевых качеств.

ТИП УРОКА: урок изучения нового материала и первичного закрепления.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

2 уровень – то же, что и 1, а также уметь находить скорость сближения и скорость удаления для всех случаев одновременного движения.

3 уровень – то же, что и 2, а также умение применять полученные знания и умения в решении задач на четыре вида движения.

МЕТОДЫ: частично – поисковый.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УЧАЩИХСЯ: фронтальная, индивидуальная, групповая.

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

- Сегодня всю работу в течение урока вы будете оценивать сами. И делать это будете с помощью координатного луча. У каждого из вас есть такой луч. Цена деления равна 1 баллу.

Делимое 480, делитель 40. Найдите частное.12

На сколько 200 , чем 184? 16

Уменьшаемое 130, вычитаемое 111. Найдите разность. 19

Сумму 95 и 105 разделить на 10. 2

2/5 числа составляют 12. Найдите целое число. 30

Чему равны 2/3 от числа 27? 18

Какое число увеличили в 3 раза и получили 57? 19

Во сколько раз 320 больше, чем 20? 16

2 сл Расшифруйте слово

- Что у вас получилось?

Задание 1. Заполни таблицу. Напиши формулы, которыми пользовался при решении задач.

Читайте также: