Конспект занятия по рисованию в средней группе роспись балалайки

Обновлено: 07.07.2024

Место проведения: групповая комната.

Время проведения: 9 ч. 10 мин.

Цель: формировать умение создавать декоративную композицию по мотивам дымковских узоров.

Задачи:

- учить детей рисовать печаткой – тычком;

- развивать умение ритмично наносить рисунок;

- воспитывать у детей интерес к русскому народному творчеству;

- формировать у детей интерес к игре на балалайке;

- развивать навыки диалогической речи.

Предварительная работа: знакомство с дымковской росписью, рассматривание дымковских игрушек, изготовление вместе с детьми печаток – тычков, знакомство с геометрической фигурой – треугольником.

Словарная работа: активизировать в речи детей слова: балалайка, дымковский узор, треугольник, деревянная, волнистая, ритмично, печатка – тычок.

Индивидуальная работа с Мадиной М. : закреплять умение аккуратно работать с гуашевыми красками.

Содержание организованной деятельности:

1). Организационный момент. Дети входят в группу с воспитателем.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем рисовать. А что рисовать, вы узнаете чуть позже.

Воспитатель: Ребята, слышите музыку? Нравится она вам? А знаете какой музыкальный инструмент звучит? (Балалайка). Видел ли кто нибудь из вас балалайку? (Ответы детей).

2). Беседа о балалайке.

Воспитатель берёт в руки музыкальный инструмент балалайку.

Воспитатель: Ребята – это балалайка. Как вы думаете из чего она сделана?

Воспитатель: Какой она формы?

Воспитатель: Что у неё ещё есть?

Воспитатель (рассказывает и показывает): Да, ребята. Правильно. Балалайка - русский народный трехструнный щипковый музыкальный инструмент.

Все балалайки трехструнные. Они составляют основу оркестра народных инструментов.

У современной балалайки треугольный деревянный корпус, на корпусе имеется гриф, на котором располагаются струны. В передней части корпуса находится резонаторное отверстие.

Основные приемы игры на балалайке: одиночные удары пальцем правой руки по струнам, чередование (достаточно быстрое) ударов вверх и вниз, защипывание пальцами одной или двух струн. Левая рука в это время прижимает струны на грифе.

Звук у балалайки звонкий, но не громкий. Балалайка является одним из музыкальных символов русского народа.

Воспитатель: Ребята, для того чтобы балалайка играла легко и беззаботно, какая она должна быть?

Воспитатель: Как мы можем сделать балалайку красивой?

Дети: Украсить узорами.

Дети с воспитателем подходят к столу, на котором лежит вырезанная из бумаги балалайка и элементы дымковских узоров, вырезанные из цветного картона.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, элементы каких узоров лежат на столе?

Дети: Дымковских узоров.

Воспитатель: Какой формы, какого цвета?

Дети: Кружочки (красные, синие, зелёные, большие, маленькие, волнистые линии.

Воспитатель: Ребята, можем мы с помощью этих элементов украсить нашу балалайку?

Воспитатель: Давайте украсим.

Дети украшают балалайку. Воспитатель обращает внимание детей на то, что узоры должны быть ритмичными.

4). Рисование дымковских узоров на балалайке.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая получилась у нас красивая и весёлая балалайка. Хотите сами нарисовать узоры на балалайке?

Воспитатель: Садимся за столы.

Воспитатель показывает приёмы рисования печаткой – тычком; следит за аккуратностью выполнения работ.

После того как дети закончат рисовать воспитатель подводит итог:

- Как называется инструмент, который мы украшали?

- Чем мы украшали балалайку?

- Что за палочка, которой рисовали кружочки?

Воспитатель: Ребята, мы сегодня хорошо поработали. Вы всем молодцы!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект занятия по рисованию для детей средней группы


Крючкова Ольга Анатольевна

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

МАДОУ № 18 «Мишутка

Задачи: познакомить детей с историей русского народного инструмента – балалайки;

Учить детей рисовать цветы, на основе представления о внешнем виде, на сложной форме (силуэте балалайки). Упражнять в технике рисования гуашевыми красками: сочетать разные формы, самостоятельно выбирать цвет и размер кисточек. Развивать чувство цвета и ритма. Воспитывать интерес к народному декоративно – прикладному искусству.

Материал: силуэт балалайки, гуашь, кисти разных размеров, ватные палочки, салфетки. Презентация Pover Point .

Звучит русская народная мелодия. Дети входят в изостудию, оформленную под горницу.

Хозяйка обращается к гостям:

- Здравствуйте, девицы – красавицы, проходите в мою избу. У меня изба просторная, светлая, всем места хватит. Вас ждут мои детки Машенька да Ванечка (куклы). Они приготовили для вас загадку об одном старинном инструменте:

А на ней три волоска.

Три струны, а звук какой!

С переливами, живой.

Узнаем его в момент –

Самый русский инструмент!

Хозяйка достаёт из сундучка балалайку и даёт её Ване.

- Молодцы, ребята, правильно отгадали загадку – это балалайка. Хотите послушать как Ванечка на ней играет? (Ответы детей).

- Девицы – красавицы, понравилось ли вам, как балалаечка звучит? (Ответы детей).

А хотите узнать, чем интересна балалайка?

Пришло время и нам на балалаечке сыграть.

Ну – ка песенку сыграй – ка.

Топ – топ, топотушки,

Пляшет зайка у ворот,

Ходят ушки на макушке,

Глазки смотрят в огород!

- Балалайка не только веселит, но и радует нас красивыми узорами. Посмотрите, девицы, как в старину украшали мастера балалайки.

- Какими узорами украшали балалайку? (Цветами, листьями, ягодами).

- Какие цвета использовали мастера? (Ответы детей).

- Где расположен узор? (В центре, по краю).

- У моего Ванечки балалайка простая, без узоров. Давайте мы для него украсим балалайку красивыми цветами.

Показ создания узора на силуэте.

- как на Руси водится – вместе дело спорится, а врозь хоть брось. Давайте девицы за работу приниматься. А вот вам и балалаечки для росписи. (Хозяйка раздаёт детям силуэты).

Дети украшают балалайку, звучит русская народная мелодия. В конце дети показывают свою работу хозяйке.

- Молодцы, девицы – красавицы! Потрудились вы на славу. Правильно и узор нарисовали, и цвета подобрали. Не даром говорится, что дело мастера боится! (Хозяйка провожает гостей).

Нажмите, чтобы узнать подробности

ознакомить с русским народным музыкальным инструментом балалайка: его особенностями, строением инструмента и звучанием, научить изображать музыкальный инструмент балалайку.

Олиференко Татьяна

Факультет педагогики и психологии

Тема: Балалайка

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: ознакомить с русским народным музыкальным инструментом балалайка: его особенностями, строением инструмента и звучанием, научить изображать музыкальный инструмент балалайку.

Образовательная: научить учащихся создавать наброски изображения.

Воспитывающая: воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, помочь выявлению и раскрытию неординарных способностей, собственного видения; возбуждать интерес к процессу творчества.

Развивающая: развивать творческую активность, воображение, образное представление, аккуратность, способствовать развитию эстетического вкуса, чувства меры, формы, цвета и стиля; содействовать развитию творческой заинтересованности, активности.

Оборудование:

Для педагога: интерактивная доска, презентация, раздаточный материал в виде карточек с буквами.

Для учащихся: карандаши простые, альбом, краски, емкость для воды, кисти.

Наглядные пособия:

Зрительный ряд: репродукции с изображением балалайки.

Литературный ряд: загадки

Использование ТСО:

Ноутбук, интерактивная доска.

Оформление классной доски: дата, тема урока.

1. Организационный момент.

Есть волшебные слова,

Скажешь, сразу тишина.

Встали ровно, прозвенел звонок. Начинаем наш урок. Присаживайтесь за свои рабочие места.

2. Объяснение нового материала

Всем известна на Руси,

Хоть кого о ней спроси!

У нее лишь три струны,

Но она - любовь страны.

Выйдет Ваня за плетень

И сыграет "трень" да "брень".

- дети, кто-нибудь слышал как звучит балалайка?

(Звучит фрагмент русской народной мелодии).

- Балалайку принято считать олицетворением русской культуры.

По одной из версий, балалайку придумали крестьяне. Постепенно она распространилась среди скоморохов, разъезжающих по стране. Скоморохи выступали на ярмарках, веселили народ, зарабатывали на пропитание. Такое веселье, по мнению царя Алексея Михайловича, мешало работе, и он издал указ, в котором велел все инструменты (домры, балалайки, рожки, гусли и др.) собрать и сжечь. Но время шло, царь умер, балалайка снова зазвучала по всей стране.

Балалайка относится к струнным щипковым инструментам. Это разновидность лютни – одного из основных музыкальных инструментов XVI–XVII вв. Старинная балалайка не всегда имела треугольную форму. Она могла быть и овальной, и полукруглой, имела две, а иногда и четыре струны. Современную балалайку создали в 1880 г. мастера Пасербский и Налимов по заказу основателя первого оркестра народных инструментов и замечательного исполнителя на балалайке Андреева. Инструменты, сделанные Налимовым, и по сей день остаются лучшими по звучанию.

Группа балалаек в оркестре музыкальных инструментов насчитывает пять разновидностей: прима, секунда, альт, бас и контрабас. Различаются они по размеру и тембру звучания. Ведущая в группе – прима, которая чаще всего солирует. Играют на ней бряцанием – издают одиночные удары по струнам указательным пальцем, тремоло – быстрым чередованием ударов по струнам вниз и вверх, и пиццикато – защипыванием струн. Самая большая из балалаек – контрабас – имеет высоту 1,7 м.

Балалайка является распространенным музыкальным инструментом, который изучается в академических музыкальных учебных заведениях.

Гимнастика для пальцев

Балалайка, балалайка,
Нам сегодня поиграй-ка, (изображаем игру на балалайке)
Поиграй нам, дудочка, (изображаем игру на дудочке)
Дудочка – погудочка.

Самостоятельная работа

Правила работы с акварельными красками:

Нельзя оставлять кисти в воде в вертикальном положении (от этого волоски забиваются и ломаются);

Нельзя сильно нажимать на кисть при работе.

Во время работы необходимо:

Следить за чистотой кисти, периодически промывать ее и стряхивать, чтобы образовалось острие;

Краску из баночек брать чистой кистью;

Краски смешивать на палитре;

Салфеткой убирать с кисти лишнюю воду с краской во время работы держать ее в левой (правой) руке.

Алгоритм изображения балалайки:

Рисуем одну линию вниз посередине листа и вторую, поперек в центре листа, образовывая крест;

Ставим метки: линия сверху, линия снизу;

От верхней линии ведем две линии вниз к серединной поперечной линии, к центру сужая;


Цель занятия: Приобщение к национальной художественной культуре Дагестана, выполнение орнаментальной композиции силуэтов балхарских изделий по мотивам балхарской росписи и создание декоративного натюрморта на основе полученных продуктов творческой деятельности.

Образовательные - обобщение опыта изучения теории и практики народного орнамента, закрепление знаний об основах балхарской росписи, совершенствование умения составлять композиции узоров простых и сложных форм (силуэты балхарских изделий), отработка навыков кистевой росписи, формирование навыков исследовательской работы;

Развивающие – развитие глазомера, ассоциативного мышления, навыков декоративного рисования, развития умения классифицировать художественные средства по заданным признакам, развивать умения выделять главное, сравнивать и обобщать;

Воспитательные – эстетическое воспитание средствами народного декоративно-прикладного искусства, развитие интереса к народной художественной культуре, воспитание патриотизма, художественного вкуса, укрепление коммуникативных способностей, умения работать в группах.

Оборудование:

Для обучающегося: картонные силуэты балхарских изделий (кувшин, тарелка, игрушка, разные по форме), тонированные под цвет обожженной глины, белая гуашь, тонкие кисти.

Ход занятия.

I этап. Организационно - мотивирующий.

1.Эмоциональная подготовка воспитанников к занятию, наличие необходимых учебных материалов.

3. Предварительная беседа ( Экспресс - опрос)

Педагог: Ребята, перед нашим занятием я попросила вас самих узнать о нашем известном селе Балхар. Кто поделиться с нами своими знаниями?

Балхар древнее село, известное во всем мире;

Изделия балхарских мастеров украшают интерьеры школ, детских садов, офисов: Педагог: Молодец, а где еще мы можем увидеть балхарские изделия?

Балхарская керамика находится во многих музеях Дагестана и мира;

Мой дядя собирает керамику, у него в коллекции есть балхарские игрушки; Педагог: Интересно было бы посмотреть

В Балхаре ткут паласы и изготавливают сувенирные войлочные сапожки; - Педагог: Правильно, Балхарский традиционный костюм включает в себя и войлочную обувь. А где ты видела такие сапожки?

Я выучила стихотворение про Балхар .

Педагог: А кто автор стихотворения, прочти нам его –

Это стихотворение Арсена Мирзаева –

"Слыхал ли ты про наш аул Балхар?

Видал ли ты, как люди месят глину?

Узнал ли ты, как трудится гончар,

Давая жизнь чудесному кувшину. "

Педагог: Спасибо, а может кто-нибудь вспомнит слова Расула Гамзатова о Балхаре. Их очень часто помешают на стенды с дагестанским декоративно-прикладным искусством. Такой стенд висит на стене в нашей школе.

Самые прекрасные кувшины

Делаются из обычной глины

Так же как прекрасный стих

Состоит из слов простых.

Педагог: Молодцы, ребята. Вижу, вы заинтересовались Балхаром. Это село действительно уникально своей древней историей и культурой.

II этап. Проверка опережающих заданий:

Педагог: Молодец Саид. Как ты правильно отметил в Балхаре гончарным промыслом занимаются только женщины, в отличии от того же Сулевкента, в котором весь процесс производства глиняного изделия выполняется мужчинами. Поэтому, когда мы говорим балхарские мастера, мы имеем в виду мастериц Патимат Шамодаеву, Зайнаб Умалаеву, Хадижат Омаеву.

Выступления с мини-проектами:

Педагог: Спасибо Эльза. Как сказала Эльза все узоры очень простые. В этих незатейливых узорах выражается древняя символика жизни горцев. Круг - солнце, треугольник - земля, веточки - символ растительности и плодородия. Все узоры напоминают нам о связях человека и природы. По старинному поверью, символы в узорах несли духовную силу, способную защитить от сглаза и плохих мыслей.

III этап. Игровой момент (фронтальный опрос)

Педагог: А сейчас мы с вами поиграем в небольшую игру-разминку, и проверим ваши знания по народным художественным промыслам России и Дагестана. Включается слайды. Дети поднимают руки, педагог жестами вызывает их к ответу. Педагог старается спросить каждого ребенка. Педагог: Молодцы, ребята все справились.

IV этап Практическая работа

Мотивация к учебному действию. Я в вас верю, у вас все получится. Вы хорошо знаете теорию народного искусства, а сейчас вам предстоит продемонстрировать свои практические умения и навыки работы с кистями и красками.

В ходе практической части педагог делает несколько важных замечаний, относительно технической стороны работы и особенностей процесса изготовления балхарской керамики, останавливая внимание детей на их демонстрации в фильме, предупреждает детей об аккуратности и взаимной вежливости в работе. Подходя к каждому ребенку, педагог отмечает его ошибки и хвалит за старательность и аккуратность в работе. Педагог: Старайтесь не нажимать на кисточку, линия узора должна быть ровной, не прерывистой. Работайте кончиком кисти. Каждый узор обрамляйте полосками, это придает узору законченность. Обращает внимание на ключевые моменты видеофильма – Педагог: Обратите внимание, мастерица расписывает кувшин самодельной кистью, как и в старину. Расписывают изделия до обжига цветной глиной ангобом белой и красной. После обжига роспись приобретает характерную полупрозрачную окраску. Для красоты и похожести на готовые изделия мы выбрали для ваших силуэтов цвет обожженной глины.

Педагог обозначает завершение первой части задания призывом к ребятам заканчивать начатую работу, чтобы перейти ко второй части – составлению декоративной композиции натюрморта. После первой части практической работы (роспись силуэтов), дети собирают и откладывают в сторону палитры, кисти и краски, раздают клеи-карандаши и, разбившись в группы по три человека (по местам) начинают отбирать лучшие работы, получившиеся в мини-группе с тем, чтобы лучшим образом расположить их на фоне.

Педагог, отвечая на вопросы ребят: Ребята, формат вашего фона прямоугольный - вы можете строить композицию, как по вертикали, так и по горизонтали – как вам покажется выгоднее для общего решения натюрморта.

Готовые работы педагог собирает и вывешивает на мольберты для всеобщего рассмотрения.

V этап. Завершение работ. Подведение итогов

Рефлексия. Ребята, вы все молодцы, справились с работой. У вас получились замечательные композиции. Вам понравилось занятие? Как вы себя ощущали в роли балхарских мастеров? Поняли, как непросто создается красота? Поедете в Балхар? Хотелось бы вам иметь балхарские изделия дома?

Молодцы, ребята, в завершении нашего занятия, я хочу вам сказать очень важные слова. Мы дагестанцы-наследники богатой древней художественной культуры, которую мы обязаны изучать и беречь, чтобы передать нашим потомкам. Вам я желаю вам увлечься нашей культурой, это очень интересное и увлекательное занятие. До свидания, успехов, спасибо за внимание и понимание.

Читайте также: