Культура разговорной речи кратко конспект

Обновлено: 06.07.2024

Культура речи вырабатывает навыки отбора и употребления языковых средств в процессе речевого общения, помогает сформировать сознательное отношение к их использованию в речевой практике в соответствии с коммуникативными задачами.

Быть современным – значит и в области устной речи исходить из норм, принятых в настоящее время, а тот, кто своей речью стремится воздействовать на других, не может позволить себе ненормативные элементы. Знание нормы – обязательное условие грамотной и выразительной речи, свободного и интересного общения.

Серьёзная работа над собой и своей речью начинается только тогда, когда чётко осознаешь, зачем тебе это нужно. Языковеды, изучая устную речь, сделали вывод, что она структурно отличается от письменной. В основе своей они сходны, иначе нельзя было бы прочитанное пересказать, а сказанное записать. Если в письменной речи один канал информациито в устной два: а) информация, которая содержится в произнесённых словах и б) информация, которую получают помимо слов, которая сопутствует речи в той или иной мере связана со словами.

2. Особенности фонетической, морфологической, синтаксической,лексической нормы в разговорной речи

Разговорно-обиходный стиль противопоставляется книжным стилям, так как они функционируют в тех или иных сферах общественной деятельности. Однако разговорная речь включает в себя не только специфические языковые средства, но и нейтральные являющиеся основой литературного языка. В пределах литературного языка разговорная речь противопоставлена кодифицированному языку в целом.

Но кодифицированный литературный язык и разговорная речь и разговорная речь представляют собой две подсистемы внутри литературного языка. Основными чертами разговорного стиля являются уже указанные непринуждённый и неофициальный характер общения, а также эмоционально-экспрессивная окраска речи. Поэтому часто используется всё богатство интонации, мимики, жестов. Одной из важнейших особенностей является опора на внеязыковую ситуацию, то есть непосредственную обстановку речи, в которой протекает общение.

Разговорная речь имеет свои лексические и грамматические особенности. Характерной чертой этой речи является её лексическая разнообразность. Здесь встречаются самые разнообразные в тематическом и стилистическом отношении группы лексики: и общекнижная лексика, и термины, и иноязычные заимствования, некоторые факты просторечия, жаргонов. Это объясняется, во-первых, тематическим разнообразием разговорной речи, не ограничивающейся рамками бытовых тем, обиходных реплик, во-вторых, осуществлением разговорной речи в двух тональностях – серьёзной и шутливой, и в последнем случае возможно использование разнообразных элементов. Синтаксические структуры тоже имеют свои особенности. Для разговорной речи типичны построения с частицами и междометиями. Порядок слов в этой речи отличается от используемого в письменной. Здесь главная информация концентрируется в начале высказывания. А чтобы акцептировать внимание на главное, пользуются интонационным выделением.

3. Причины коммуникативных неудач

С изменением в обществе, появлением новых слов, установлением других, меняются отдельные формы произношения, изменения касаются акцентологии, лексики, морфологии, синтаксиса, стилистики.

Общение для человека – его среда обитания. Без общения невозможно формулирование личности человека, его воспитание, развитие интеллекта. Наряду с терминами общение широкое распространение получило слово коммуникация. Коммуникации – общение, обмен мнениями, –специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно – трудовой деятельности. Речевая деятельность человека является самой сложной и распространенной. Без нее невозможна никакая деятельность. Особенность речевой деятельности заключается в том, что она всегда включается в более широкую систему деятельности как необходимый и взаимообусловленный компонент.

Коммуникативная компетентность – значение, умения и навыки, необходимые для понимания прирожденных собственных программ речевого поведения адекватным целям, сферам, ситуациям общения. Она включает в себя: знание основных понятий лингвистики речи – стили, типы связей предложений в тексте, умения и навыки анализа текста, коммуникативная компетентность – это не врожденная способность, а способность, формируемая во взаимодействии человека с социальной средой, в процессе приобретения им социально-коммуникативного опыта. Этот опыт включает в себя, прежде всего механизм переключения кодов, который выражается в стилистическом варьировании речи. В основе таких переключений лежит изменение ролевых отношений между участниками общения.

Структура речевого общения.

В речевом общении, выделяются три стороны: интерактивная, коммуникативная, персептивная. Коммуникация единство взаимного обмена информацией и воздействия собеседников друг на друга с учетом отношений между ними, всего того, что приводят не только к движению информации, но и к уточнению и обогащению тех знаний, которыми обмениваются люди средствами коммуникации могут выступать различные знаковые системы. Одним из древнейших способов является язык.

По типу отношений между участниками различается межличностная, групповая, массовая коммуникация; по средствам – речевая, паралингвистическая, вещественно-знаковая. Межличностные отношения – это взаимная готовность партнеров по общению к определенному типу взаимодействия и коммуникации. Готовность сопровождается эмоциональными переживаниями, и реализуется в поведении участников общения, и тогда устанавливается отношения определенного типа: дружеские, натянутые. «Ничто – ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши – писал М.Д. Ушинский – не выражает так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувства, в них слышен характер не отдельной мысли, а всего содержание души нашей и ее строя. В мыслях наших мы можем себя обманывать, но чувствования нами скажут нам, что мы такое: не то, чем бы мы хотели быть, но то, что мы такое на самом деле!

Совокупность индивидуальных особенностей речевого и неречевого поведения человека, влияющих на своеобразие протекания общения – стиль общения. Выделяют несколько стилей общения:

  • Общение – устранение.
  • Общение – заигрывание
  • Общение с четко выраженной дистанцией
  • Общение дружеского расположения
  • Общение – совместная увлеченность познавательной деятельностью.

Восприятие, понимание и оценка человека человеком – перцентивный компонент речевого общения. Познавая других людей, человек получает возможность лучше определить перспективы совместной деятельности с ним. Эффективность общения зависит от того, насколько человек представляет себе реально существующие условия общения и в соответствии с ним определяют или корректирует свое речевое поведение. Обычно человек делает это интуитивно, не задумываясь. Чтобы общение состоялось, собеседникам нужен канал связи – это органы речи и слуха, т.е. слуховой канал, форма и содержание письма воспринимается по зрительному каналу.

Стратегия речевого общения охватывает всю сферу построения процесса коммуникации, когда ставится целью достижение, некоторых долговременных результатов. Стратегия речевого общения включает в себя ориентировку в ситуации общения, планирование речевого взаимодействия в зависимости от конкретных условий общения и личности коммуникатов, а также реализацию планов, т.е., линии беседы.

Условия, способствующие, эффективному объему информацией – это потребность в общении, настроенность на мир собеседника, умение слушателя проникнуть в замысел, знание норм речевого этикета. Очень важно знать позитивный коммуникативный климат, помогающий установить контакт и взаимоотношение в процессе общения. В процессе речевого взаимодействия недостаточно знать только язык. Собеседники должны придерживаться определенных правил ведения разговора. К принципам речевой коммуникации относится:

  • Принцип последовательности – смысловое соответствие ответной реакции, т.е., ожидание реплики соответствующего типа;
  • Принцип предпочитаемой структуры – особенность речевых фрагментов с подтверждающими или отклоняющими ответными репликами;
  • Принцип вежливости состоит из ряда максили: максилия такта, максилиявеликодушие и одобрения, максилия согласия. Важными критериями в составе коммуникативного кодекса признаются критерий истинностии критерий искренности.

4. Жанры речевого общения: беседы, разговор,спор, рассказ, письмо

К жанрам речевого общения относим беседу, разговор, спор, письмо и др.

Письмо – процесс создания текста с последующей графической его фиксацией. Для младшего школьника письмо – тяжелый труд, т. к. включает в себя различные психические функции, а также мышечную энергию еще мало тренированной руки. В письме выделяется техника и содержание. Написание может быть полным и сокращенным, а по степени готовности – черновик и беловик. Создание ребенком теста – это отдельное речевое действие. Чтобы сформировать новое умственное действие, его нужно предварительно дать как действие внешнее. Л.С. Выготский трактует речевое действие как процесс постановки решения своеобразной задачи, как процесс мыслительного акта. Схема порождения речевого письменного высказывания выглядит так:

  1. Мотив – речевая интенция;
  2. Внутреннее программирование;
  3. Реализация речевого действия.

Беседа – устная форма педагогического общения. Беседа предполагает смену говорящих. Выделяют основные функции беседы в условиях обучения: начало, мотивация учебно-коммуникативной деятельности школьников; контроль учителя и координирования действий учащихся; обмен информацией; взаимное общение, поддержание деловых и дружеских контактов. В ходе беседы дети подвергаются воздействию 4 факторов: авторитет учителя; содержание беседы; коммуникативная подготовленность учителя; информация по теме обсуждения.

По целям можно выделить следующие виды бесед:

  1. Информативные беседы, цель которых разъяснить учебный материал без воздействия на чувства;
  2. Воздействующие беседы, цель которых не только разъяснить новое понятие, но и воздействовать на чувства детей, разбудить их воображение;
  3. Убеждающие беседы, цель которых добиться каких-либо действий, влияние не только на сознание, чувства, но и на волю с помощью обсуждения;
  4. Событийные беседы, связанные с какими-либо событиями.

По характеру отношений выделяются неофициальныеи официальныебеседы.

Дружеская беседа ничем не регламентирована, разговор на любые темы, по времени сколько угодно, каждый из собеседников хорошо знает другого. Эта беседа спонтанна, темы бытового характера, есть юношеский жаргон, мало пауз колебаний. Деловая беседа – содержание, время и место встречи строго регламентирована, необходимости без личностных моментов. Эта беседа подготовлена, очередность заранее определена и соблюдается.

Рассказ – монологически последовательное изложение преимущественно фактического материала.

Спор – вид диалога, при котором собеседники изначально имеют различные или противоположные суждения по одному предмету.

5. Этика общения и этикетные формулы общения

Речевой этикет – разработанные правила речевого поведения, система речевых формул общения. Степень владения речевым этикетом определяет степень профессиональной пригодности человека. Знание правил и их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверено и непринужденно, не испытывать неловкости из-за неправильных действий. Соблюдение этикета людьми имеет воспитательное значение и невольно способствует повышению культуры общества. Речевой этикет строится с учетом особенностей партнеров, ведущих деловой разговор: социального статуса субъекта и адресата общения, их места и профессии, возраста, пола. Речевой этикет имеет, национальную специфику, т.е., каждый народ создал свою систему правил речевого общения. Любой акт общения имеет начало, основную и заключительную. Если адресат незнаком, то общение начинается со знакомства. Официальные и неофициальные встречи знакомых начинаются с приветствия. Речевой этикет приветствий предусматривает характер поведения, т.е., очередность приветствия. Первыми приветствуют мужчины – женщин, младший по должности – старшего и т.д. В повседневной деловой обстановке используются формулы речевого этикета. Например, при подведении итогов работы, при организации мероприятий, встреч возникает необходимость кого-то поблагодарить или сделать заключение. Вот речевые клеше, которые используются в данной ситуации.

– Позвольтевыразитьблагодарность…. За отличноорганизованную выставку.

– Я благодарен вам за то, что…

– Моя благодарность не имеет границ!

При отказе используется выражение:

– Я не могу помочь …

– В настоящее время это невозможно.

Немаловажным компонентом речевого этикета является комплимент:

Этический аспект культуры речи предписывает знание и применение правил языкового поведения в конкретных ситуациях. Под этическим нормами общения понимается речевой этикет. На использование речевого этикета большое влияние оказывают экстралингвистические факторы: возраст, их социальный статус, характер отношений между ними, время и места.

Язык выполняет разные коммуникативные задачи, обслуживает разные сферы общения: одно дело – язык науки и совсем другое – обыденная разговорная речь. Каждая сфера общения предъявляет к языку свои требования в соответствии с теми коммуникативными задачами, которые ставятся в ней. Поэтому невозможно в коммуникативном плане говорить о культуре речи вообще, речь должна идти о культуре владения функциональными разновидностями языка.

Учение о функциональных разновидностях языка имеет свою историю. Долгое время разные сферы общения понимались как стили языка и речи, однако в последнее время лингвисты пришли к выводу, что языковые различия между некоторыми сферами общения столь значительны, что использовать по отношению к ним одно общее понятие стиль едва ли целесообразно. Поэтому вводится понятие функциональная разновидность языка. Типология функциональных разновидностей была предложена академиком Д.Н.Шмелевым . Он выделил три функциональные разновидности:

1. Разговорная речь (обслуживает сферу неофициальных отношений).

2. Язык художественной литературы.

3. Функциональные стили (обслуживают сферу официальных отношений):

А) официально-деловой стиль речи,

Б) научный стиль речи,

В) публицистический стиль речи.

Стилями Д.Н.Шмелев называет только функциональные стили, которые (все вместе) по своей языковой организации имеют существенные отличия как от языка художественной литературы, так и от разговорной речи.

Понятие разговорной речи и ее особенности.

Разговорная речь – это особая функциональная разновидность литературного языка. Если язык художественной литературы и функциональные стили имеют единую кодифицированную основу, то разговорная речь противопоставляется им как некодифицированная сфера общения.

Кодификация – это фиксация в разного рода словарях и грамматике тех норм и правил, которые должны соблюдаться при создании текстов кодифицированных функциональных разновидностей.

Разговорная речь характеризуется тремя экстралингвистическими (неязыковыми) признаками:

1)разговорная речь спонтанна, неподготовлена,

2)разговорное общение возможно только при наличии неофициальных отношений между говорящими,

3)разговорная речь может реализоваться только при непосредственном участии говорящих.

Особую роль в разговорном общении имеет прагматический фактор.

Прагматика - это такие условия общения, которые включают определенные, влияющие на языковую структуру коммуникации характеристики адресанта, адресата и ситуации. Разговорное неофициальное общения осуществляется обычно между хорошо знающими друг друга людьми в конкретной ситуации. Поэтому говорящие имеют определенный общий запас знаний. Эти знания называются фоновыми. Именно они позволяют строить в разговорное речи редуцированные высказывания, которые вне этих знаний могут быть непонятными.

Особенности разговорной речи ведут к тому, что так или иначе зафиксированные на письме разговорные тексты оставляют впечатление некоторой неупорядоченности, многое воспринимается как речевая небрежность или как ошибка. Это происходит от того, что в разговорной речи функционируют свои нормы, хотя они не выходят за рамки литературного языка.

Нормой в разговорной речи признается то, что постоянно употребляется в речи носителей литературного языка и не воспринимается при спонтанном восприятии как ошибка.

Итак, разговорная речь – это спонтанная литературная речь, реализуемая в неофициальных ситуациях при непосредственном участии говорящих с опорой на фоновые знания.

Особенности разговорной речи на разных языковых уровнях:

- в области фонетики:

в разговорной речи, особенно при быстром темпе произношения, возможна более сильная, чем в кодифицированных разновидностях, редукция гласных звуков, вплоть до полного их выпадения, в области согласных – упрощение групп согласных (например, тысяча девятьсот - [ тыщ девяцот].




- в области синтаксиса разговорные особенности проявляют себя наиболее разнообразно. Смысловые отношения между словами и синтаксическими конструкциями могут устанавливаться на основе лексического значения соединенных компонентов, без участия каких-либо грамматических средств (предлогов, союзов, падежных окончаний и т.п.). Свидетельством такой тенденции в разговорной речи являются такие конструкции:

Характерными для разговорной речи являются неполные предложения с незамещенными синтаксическими позициями, которые являются сигналом того, что необходимый для коммуникации смысл должен быть извлечен либо из ситуации, либо из фоновых знаний говорящих. Существует даже мнение, что в разговорной речи вообще нет полных предложений.

- в области лексики. В разговорной речи почти нет каких-либо новых, неизвестных в кодифицированных разновидностях слов. Однако для разговорной речи характерна развитая система собственных способов номинации (названия) К числу таких способов относится:

А) Семантические стяжения с помощью суффикса (например, самоволка, газировка и т.п.).

Б) Семантические стяжения способом устранения определяемого (например, диплом вместо дипломная работа, декрет вместо декретный отпуск и т.п.).

В) Семантические стяжения способом устранения определяющего (например, садик вместо детский садик, песок вместо сахарный песок и т.п.).

Функциональные разновидности языка

Язык выполняет разные коммуникативные задачи, обслуживает разные сферы общения: одно дело – язык науки и совсем другое – обыденная разговорная речь. Каждая сфера общения предъявляет к языку свои требования в соответствии с теми коммуникативными задачами, которые ставятся в ней. Поэтому невозможно в коммуникативном плане говорить о культуре речи вообще, речь должна идти о культуре владения функциональными разновидностями языка.

Учение о функциональных разновидностях языка имеет свою историю. Долгое время разные сферы общения понимались как стили языка и речи, однако в последнее время лингвисты пришли к выводу, что языковые различия между некоторыми сферами общения столь значительны, что использовать по отношению к ним одно общее понятие стиль едва ли целесообразно. Поэтому вводится понятие функциональная разновидность языка. Типология функциональных разновидностей была предложена академиком Д.Н.Шмелевым . Он выделил три функциональные разновидности:

1. Разговорная речь (обслуживает сферу неофициальных отношений).

2. Язык художественной литературы.

3. Функциональные стили (обслуживают сферу официальных отношений):

А) официально-деловой стиль речи,

Б) научный стиль речи,

В) публицистический стиль речи.

Стилями Д.Н.Шмелев называет только функциональные стили, которые (все вместе) по своей языковой организации имеют существенные отличия как от языка художественной литературы, так и от разговорной речи.

Понятие разговорной речи и ее особенности.

Разговорная речь – это особая функциональная разновидность литературного языка. Если язык художественной литературы и функциональные стили имеют единую кодифицированную основу, то разговорная речь противопоставляется им как некодифицированная сфера общения.

Кодификация – это фиксация в разного рода словарях и грамматике тех норм и правил, которые должны соблюдаться при создании текстов кодифицированных функциональных разновидностей.

Разговорная речь характеризуется тремя экстралингвистическими (неязыковыми) признаками:

1)разговорная речь спонтанна, неподготовлена,

2)разговорное общение возможно только при наличии неофициальных отношений между говорящими,

3)разговорная речь может реализоваться только при непосредственном участии говорящих.

Особую роль в разговорном общении имеет прагматический фактор.

Прагматика - это такие условия общения, которые включают определенные, влияющие на языковую структуру коммуникации характеристики адресанта, адресата и ситуации. Разговорное неофициальное общения осуществляется обычно между хорошо знающими друг друга людьми в конкретной ситуации. Поэтому говорящие имеют определенный общий запас знаний. Эти знания называются фоновыми. Именно они позволяют строить в разговорное речи редуцированные высказывания, которые вне этих знаний могут быть непонятными.

Особенности разговорной речи ведут к тому, что так или иначе зафиксированные на письме разговорные тексты оставляют впечатление некоторой неупорядоченности, многое воспринимается как речевая небрежность или как ошибка. Это происходит от того, что в разговорной речи функционируют свои нормы, хотя они не выходят за рамки литературного языка.

Нормой в разговорной речи признается то, что постоянно употребляется в речи носителей литературного языка и не воспринимается при спонтанном восприятии как ошибка.

Итак, разговорная речь – это спонтанная литературная речь, реализуемая в неофициальных ситуациях при непосредственном участии говорящих с опорой на фоновые знания.

Особенности разговорной речи на разных языковых уровнях:

- в области фонетики:

в разговорной речи, особенно при быстром темпе произношения, возможна более сильная, чем в кодифицированных разновидностях, редукция гласных звуков, вплоть до полного их выпадения, в области согласных – упрощение групп согласных (например, тысяча девятьсот - [ тыщ девяцот].

- в области синтаксиса разговорные особенности проявляют себя наиболее разнообразно. Смысловые отношения между словами и синтаксическими конструкциями могут устанавливаться на основе лексического значения соединенных компонентов, без участия каких-либо грамматических средств (предлогов, союзов, падежных окончаний и т.п.). Свидетельством такой тенденции в разговорной речи являются такие конструкции:

Характерными для разговорной речи являются неполные предложения с незамещенными синтаксическими позициями, которые являются сигналом того, что необходимый для коммуникации смысл должен быть извлечен либо из ситуации, либо из фоновых знаний говорящих. Существует даже мнение, что в разговорной речи вообще нет полных предложений.

- в области лексики. В разговорной речи почти нет каких-либо новых, неизвестных в кодифицированных разновидностях слов. Однако для разговорной речи характерна развитая система собственных способов номинации (названия) К числу таких способов относится:

А) Семантические стяжения с помощью суффикса (например, самоволка, газировка и т.п.).

Б) Семантические стяжения способом устранения определяемого (например, диплом вместо дипломная работа, декрет вместо декретный отпуск и т.п.).

В) Семантические стяжения способом устранения определяющего (например, садик вместо детский садик, песок вместо сахарный песок и т.п.).

10 класс. Культура разговорной речи. Основные жанры разговорной речи .

I 1.Слово учителя о теме и цели урока.

1. Фронтальный опрос.

-Какой раздел русистики изучает стили речи?

-Что такое стиль речи?

-Какие факторы влияют на выбор стиля речи?

-Что такое цель речи?

-Что такое речевая ситуация?

-Назовите стили русского литературного языка.

-Разговорный стиль речи. Охарактеризуйте его особенности.

Особенности разговорного стиля.

-Выразительное чтение стихотворения.

3.Проверка выполнения работы.

1.Объяснить знаки препинания в предложении.

Разговорная речь – одна из основных форм коммуникации, используемая в ситуациях непринуждённого общения.

2. Слово учителя.

(По ходу лекции сформулировать и записать назывными предложениями основные признаки разговорной речи.)

Каковы же основные признаки разговорной речи?

-Разговорная речь носит устный характер. Восприятие устного текста намного сложнее, чем текста письменного. В связи с этим в языке выработался ряд механизмов, способствующих более лёгкому восприятию произносимого текста. Большинство из них сводится к минимизации используемых средств: устной речи свойственно упрощение на всех языковых уровнях.

-сокращение словосочетаний до слова (Большой вм. Большой театр; Крытый вм. Крытый рынок);

-эллипсис (опущение членов предложения, значения которых ясны из контекста)-(Где она?- На даче.);

-парцелляция (разбиение предложения на несколько сегментов) – (Я приехал. Час назад. Домой. );

-преимущественное использование простых коротких предложений.

-Помимо средств минимизации упростить устную речь помогают различные разговорные клише . Например, этикетные клише – языковые формулы, применяемые в

часто повторяющихся ситуациях повседневного общения.

Клишированными являются и фразы на бытовые темы - погода, здоровье, ситуация на работе и дома, отношения с членами семьи, с друзьями…(Как дела? Как ты? Как поживаете? – Да всё путём. Да ничего. Спасибо, хорошо. )

-Разговорная речь спонтанна , для неё характерны непосредственный контакт собеседников и возможность высказать оценки не только вербально ( с помощью слов ), но и с помощью жестов и мимики.

-Какие основные признаки разговорной речи вы отметили?

-Просмотр слайда. Внесите дополнения в свои записи.

4.В современном литературном языке в связи с развитием радио, телевидения, с появлением Интернет и мобильной связи значительно возрос удельный вес устной речи. В последние десятилетия сложилось целое направление в русистике, исследующее именно эту область языка. Учёные-лингвисты не всегда единодушны в своих оценках, но все они отмечают, что разговорная речь и разговорный стиль играют важную роль в нашей культуре.

5.Работа со словом. Слайд № 6.

С.И.Ожегов. Словарь русского языка.

6.Итак, одно из значений слова культура применительно к теме нашего урока – высокий уровень чего-нибудь, развитие, умение.

Высокая культура речи. (С.И.Ожегов )

7.Сравним с этой точки зрения коммуникативные качества речи разных стилей.

Стили языка и коммуникативные качества речи.

Основные жанры разговорной речи. ( Запись в тетрадях. )

- По целям коммуникативных установок, по способу участия партнёров, их ролевым отношениям, характерам реплик, соотношению диалогической и монологической речи различаются следующие жанры:

- беседа – обмен мнениями, сведениями, новостями;

- разговор – отличительная черта – целенаправленность ( м.б. информативным, предписывающим, направленным на выяснение отношений ). Об особых чертах разговора свидетельствуют устойчивые выражения: у меня есть к тебе разговор, серьёзный разговор, неприятный разговор, деловой разговор;

- спор – обмен мнениями с целью принятия решения или выяснения истины;

- рассказ – жанр, в котором преобладает монологическая форма речи внутри диалога. Характерная черта – целостность передаваемой информации.

Письменная разговорная речь.)

Помимо устной формы разговорная речь обладает ещё и формой письменной Признаки разговорной речи – непринуждённость, фамильярность, бытовая тематика и отчасти спонтанность - характерны для многих письменных текстов:

- письмо – необходимое условие – искренность, которая возможна при внутренней близости родственных или дружелюбно настроенных людей. ( М.б. черновик. );

-записка – по сравнению с письмом обычно кратко, определяется миром чувств, мыслей адресанта и адресата. ( М.б. черновик);

на форумах и в чатах,

Что заставляет людей писать послания, хотя создание письменного текста требует значительно больше усилий, чем создание устного?

Человек чувствует необходимость не просто в речевой деятельности: он хочет говорить и писать красиво, так, чтобы проявить свою языковую индивидуальность,

чтобы и другие люди оценили в нём способность к хорошему слову.

Индивидуализация речи, поиск своего собственного стиля – главная причина того, почему человек начинает писать тексты.

9.Анализ текста письма. Слайд № 11.

Из письма знаменитого поэта и певца А.Н. Вертинского другу, поэту А.А. Жарову.

- Какие этикетные клише использованы в письме?

- Найдите слова словосочетания, обладающие разговорной окраской.

- Приведите примеры эллипсиса, парцелляции, инверсии.

- Какие ещё черты разговорного стиля и разговорной речи вы можете отметить в этом тексте?

Слайд № 12. ( Обобщение анализа )

Итак, что определяет принадлежность этого текста к разговорной речи?

10. Самостоятельная работа. Слайд №13.

Письмо А.Н. Вертинского к дочери Анастасии. Найдите в нём черты, свойственные разговорной речи.

11. Проверка выполнения. Слайд № 14.

1.Основные положения сегодняшнего урока.

Слайды № 15, 16, 17.

!.Разговорная речь – одна из основных форм коммуникации.

2.Основные признаки разговорной речи.

3.Основные жанры разговорной речи.

2.Закончить урок хочется словами доктора филологических наук, профессора Б.Н. Головина:

Разговорный стиль речи — тот, который мы используем в повседневных беседах. Это легкая речь, отличающаяся непосредственностью. Здесь нет никаких установленных правил, что и делает разговорный стиль уникальным.

Разговорная речь — функциональный стиль речи, который служит для неформального общения, когда автор делится с окружающими своими мыслями или чувствами, обменивается информацией по бытовым вопросам в неофициальной обстановке.

Разговорный стиль применяется в обычном общении — здесь не нужны четкие правила и рамки. Возможно, по этой причине он в некоторых случаях признается как низшая ипостась грамматической нормы.

Основная функция разговорного стиля речи — передача информации в неофициальной обстановке посредством языка в устной форме. Простыми словами, его задача — обеспечить бытовую связь между двумя или несколькими людьми.

Где применяется разговорный стиль? Это область бытовых отношений:

  • между друзьями;
  • в кругу знакомых;
  • в общении среди коллег;
  • на улице, в магазинах и другой неформальной обстановке.

Помимо повседневной жизни разговорный стиль применяют в художественных текстах и публицистических. Например, в репортажах с места происшествия. Значение разговорного стиля в литературе — передать реализм, создать определенный образ героя.

Нарушением разговорного стиля является злоупотребление книжной лексикой, терминологией и канцеляризмами.

Лексические, морфологические и синтаксические особенности

Далее мы приведем описание разговорного стиля через ряд характеристик.

Сфера применения — непринужденное общение, противопоставление литературной книжной речи. Форма — устная.

  1. Спонтанность и неподготовленность.
  2. Сопровождается жестикуляцией, мимикой, различной интонацией.
  3. Неструктурированность.
  4. Осуществляется в основном в форме диалога.
  • коммуникативность;
  • экспрессивность;
  • репрезентативность;
  • аппелятивность;
  • эстетичность.

Фонетика: динамическая неустойчивость: изменение или потеря ударений, смена слогов, разнообразный темп.

Когда человек высказывает свою точку зрения, это его личный выбор. Можно дать возможность собеседнику выразить свое мнение, тогда это будет монолог. Или можно ответить, тогда разговор станет диалогом.

Какие еще выделяют жанры разговорного стиля помимо диалога.

Диспут, дискуссия. Участники обмениваются мнениями, чтобы выяснить правду или принять верное решение. Каждый приводит свое мнение.

Спор. Здесь опровергается чужое мнение и отстаивается собственное.

Рассказ. В рассказе преобладает монолог. Смысл в том, чтобы передать целостность всей информации, которую доносит человек.

История. Здесь не только передаются сведения о каких-то произошедших событиях, но также и делается вывод.

Письмо. Письмо в рамках речевого общения составляется простым искренним языком, который встречается у близких и друзей. Здесь раскрываются мысли и чувства, оформленные в письме. Характерна непринужденность и легкость. Также всегда есть приветствие и прощание.

Записка. Отличается от письма тем, что записка актуальна при аналогичных обстоятельствах. Ее содержание краткое, состоящее из нескольких слов.

Дневник. Это тексты в стиле разговорной речи. Адресат — второе Я человека, которому автор выражает свои мысли и чувства. Часто бывают и риторические вопросы, водные слова, междометия. Также дневник может содержать перечисление действий автора, его планы, анализ, развитие хода мыслей.

Какие характерны признаки и правила

Разговорный стиль предназначен для выражения своих мыслей, передачи информации по разным жизненным вопросам. Для такого жанра характерна разговорная лексика. Признаки:

  • спонтанность;
  • неподготовленность;
  • ситуативность.

Еще один важный признак — эмоциональность. Жестикуляция, ритм речи, интонация — по этим параметрам можно понять, в каком состоянии собеседник (обижен, зол, расстроен, радостен и т.д.). Логические ударения помогает уловить смысл сказанного.

Какие еще есть специфические черты разговорного стиля:

Современный разговорный русский язык также содержит англицизмы, пришедшие из разных сфер жизни (IT, техника, мода): гаджет, таймер, баг, шузы, хаер и т.д.

— Ма, я не голоден.

— Ну, захочешь есть — на столе остался кусок пирога, — ответила мама.

— Сейчас, еще часик в компе посижу.

— Совсем помешались с этими компами и гаджетами, — вздохнула женщина и пожала плечами.

Читайте также: