Конспект урока с применением технологии критического мышления по информатике

Обновлено: 20.05.2024

Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению понятий: поле, запись, ключ, тип поля и знакомство с классификацией БД.

Продолжить формирование общеучебных умений и навыков (умение анализировать, составление опорного конспекта), расширение кругозора учащихся, развитие познавательных процессов.

Продолжить формировать коммуникативные умения делового общения в ходе групповой и фронтальной работы.

Основные методы обучения: проблемный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Средства урока:

презентация, составленная в программе M S Power Point;

тест составлен в программе KTCNet 3;

Актуализация. Целеполагание и мотивация.

Изложение нового материала. Составление учащимися во время урока краткого конспекта лекции.

Закрепление изученного. Проверочная работа.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация. Целеполагание и мотивация.

2.1. Постановка проблемы: предлагается две таблицы ( Excel ).

I . Данные об абитуриентах.

II . Данные об экзаменах.

Иванов Иван Иванович

Петров Петр Петрович

Задания для учащихся:

1. Найдите абитуриентов, окончивших АГЛ (с помощью автофильтра из табл.1).
2. Найдите абитуриентов, балл которых по русскому языку превысил 60 (с помощью автофильтра из табл.2).
3. Найдите абитуриентов, окончивших школу №20 с баллами по истории и русскому языку более 60.

Третье задание вызовет затруднение у учащихся, т.к. нужные данные хранятся в разных таблицах и возможностей Excel недостаточно.

Вывод: для возможности нахождения данных, хранящихся в разных таблицах, и быстрого поиска нужной информации необходимо организовать систематическое хранение данных. В этом помогают базы данных.

Учащимся предлагается сформулировать тему и цели урока (работа в группах).

3. Изучение нового материала. (объяснение сопровождается показом презентации)

Чем отличается куча кирпича от стены, построенной из того же кирпича? (демонстрация слайда с изображением стены и просто кучи кирпичей).

Предполагаемый ответ: Куча кирпичей, как в ней не перемешать кирпичи, все равно останется кучей. Стена, построенная из кирпичей, имеет определенную структуру. Если ее нарушить, то останутся кирпичи, но не будет стены. Структура несет новое содержание, новое качество, новую информацию. Составляющие – одни и те же, но содержание – разное.

Вывод1: СТРУКТУРА – это что-то упорядоченное, организованное определенным образом.

Скажите, пожалуйста, о чем может идти речь? (демонстрация слайда)

31, 5; АН-24; Москва; 16-20;

Предполагаемый ответ: Речь идет о рейсах самолетов, но данный набор слов, цифр, мало, о чем говорит.

Вывод2: Полезную информацию извлечь не можем, т.к. данные информационной модели не имеют четкой организации.

Эти примеры помогут учащимся ввести понятие БД.

Ответы записываются в таблицу1 (заполняется I этап):

№ гр.

I этап. Вызов.

II этап. Осмысление.

III этап. Рефлексия.

Объяснение нового материала с использованием презентации.

База данных(БД) – это структурированная совокупность взаимосвязанных данных в некоторой предметной области.

Система управления базой данных (СУБД) – это программное обеспечение для работы с БД.

поиск информации в БД

выполнение несложных расчетов

вывод отчетов на печать

Классификация БД

По ходу объяснения учащиеся заполняют таблицу2.

По структуре организации данных.

Раскрытие понятия

иерархические

набор данных в виде многоуровневой структуры (дерева)

набор узлов, в которых каждый может быть связан с каждым

посещение учащимися спортивных секций

содержит перечень объектов одного типа, т. е. объектов с одинаковым набором свойств. Такую базу данных удобно представлять в виде двумерной таблицы.

записная книжка
каталог в библиотеке

В виду того, что 99% БД имеют табличную структуру, то более подробно остановимся на табличных БД.

Элементы табличных БД: поля и записи.

1. Поле базы данных – столбец таблицы, содержащей значения определенного свойства. Например: Фамилия, Адрес, Телефон и т.д.

1.1. Поля могут иметь различный тип:

Тип данных

Использование

Алфавитно-цифровые данные (до 255 символов)

Алфавитно-цифровые данные – многострочный текст (до 64 000 символов)

Различные числовые данные

Дата и время в одном из предлагаемых БД форматов

Денежные суммы, хранящиеся с 8 знаками в десятичной части. В целой части каждые три разряда разделяются запятой.

Уникальное длинное целое, создаваемое БД для каждой новой записи

Логические данные, имеющие значения Истина или Ложь

Картинки, диаграммы и другие объекты OLE из приложений Windows

В полях этого типа хранятся гиперссылки, которые представляют собой путь к файлу на жестком диске, либо адрес в сетях Internet.

Задание для учащихся: для следующих полей определить тип данных.

Имена полей

Типы данных

1.2. Ключевое поле (ключ таблицы)

Ключевое поле (ключ) – это поле (или комбинация полей), которое однозначно определяет запись.

В таблице не может быть двух записей с одинаковым значением ключа.

Задания для учащихся: Могут ли эти данные быть ключом?

регистрационный номер автомобиля

дата выполнения работы

марка стиральной машины

2. Определить ключевое поле.

2. Запись базы данных – это строка таблицы. Например: поле – Фамилия, запись – Иванов.

Таблица может содержать сколько угодно записей (это количество ограничено только объемом диска); записи можно добавлять, удалять, редактировать, сортировать, искать.

4. Подведение итогов урока.

4.2. Заполнение III этапа таблицы1: Для чего нужны БД.

4.3. Выполнение компьютерного тестирования, состоящего из 10 вопросов. По окончании тестирования на экран монитора выводится оценка.

5. Домашнее задание .

Создать БД в соответствии с интересами учащихся, состоящую из 10 записей.

1. База данных ФУТБОЛЬНЫЙ КЛУБ ЦСКА

Фамилия и имя игрока

Страна

Амплуа

Дата рождения

Номер на майке

2. База данных НЕБОСКРЕБЫ

№ п/п

Здание

Страна

Город

Год постройки

Количество этажей

Высота (м)

3. База данных МОЙ ХИТ-ПАРАД

№ п/п

Исполнитель

Название

Длительность (мин)

Размер (Мб)

Стиль

4. База данных СТАТИСТИКА

№ п/п

Страна

Площадь (км 2 )

Численность населения (тыс)

ВВП (млн $)

Темпы роста ВВП(%)

Уровень грамотности(%)

Литература:

Угринович Н. “Информатика и информационные технологии 10-11”, БИНОМ, 2006

А.В. Кузин, С.В. Левонисова Базы данных – М.: Издательский центр “Академия”, 2005

Информатика. 10-11 класс / Под ред. Н.В.Макаровой. – СПб.: Издательство “Питер”, 2006


Полный текст материала Урок на тему "Базы данных" с применением технологии критическое мышление смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Есть мнение?
Оставьте комментарий

Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного

Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте

Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технология критического мышления – одна из новых образовательных технологий. Она была предложена в середине 90-х годов XX века американскими психологами Д.Стилом, К. Мередитом и Ч. Темплом. Под термином “критическое мышление” понимается система мыслительных характеристик и коммуникативных качеств личности, позволяющих эффективно работать с информацией.

Цель данной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни. Умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и так далее. Данная технология направлена на развитие ученика, основными показателями которого являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений.

Особенности этой технологии:

учебный процесс строится на закономерностях взаимодействия личности и информации, закономерностях и механизмах процессов познания;

на этапах технологии могут применяться разнообразные формы и стратегии работы с текстом, организации дискуссий;

стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и рефлексии.

Формы урока в РКМ отличаются от уроков в традиционном обучении. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют.
Роль учителя — в основном координирующая.

Основной целью образования сегодня является разностороннее и своевременное развитие учащихся, т. е. ученики должны уметь осмыслить, оценить, проанализировать и синтезировать информацию, полученную в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения. Этой цели можно добиться, систематически используя технологии развития критического мышления.

Критическое мышление – ведущее современное педагогическое понятие, актуальное для развития преподавания и обучения. Критическое мышление предполагает готовность к воображению или принятию во внимание альтернативных решений, внедрению новых или модифицированных способов мышления и действий; приверженность к организованным общественным действиям и развитию критического мышления у других. [1,С.154]

Технологии развития критического мышления дает ученику:

повышение эффективности восприятия информации;

повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;

умение критически мыслить;

умение работать в сотрудничестве с другими;

повышение качества образования учеников.

Технологии развития критического мышления дает учителю:

умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;

возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;

стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.

Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Для решения возникающих проблем, необходимо, чтобы учащиеся не просто шаблонно повторяли действия учителя, лишь иногда импровизируя, а мыслили и творчески, подходили к решению любой проблемы или задачи, встающей перед ними. На мой взгляд, целенаправленное развитие критического мышления позволит учащимся избежать репродуктивного уровня осмысления учебного материала, позволит им глубже проникать в суть возникающих перед ними проблем, нестандартно подходить к решению задач.

Технология развития критического мышления – это технология организации учебного и воспитательного процесса, которая применима к любой программе и любому предмету.

Так и на уроках информатики есть возможность применять различные методы и стратегии для развития критического мышления.

Технология развития критического мышления предполагает использование на уроке трех стадий: стадии вызова, стадии осмысления и стадии рефлексии.

Задачи стадии вызова:

– актуализация имеющихся знаний;

– пробуждение интереса к получению новой информации;

– постановка учеником собственных целей обучения на данном уроке и по данной теме.

Задачи стадии реализации смысла:

- помочь активно воспринимать изучаемый материал,

- помочь соотнести старые знания с новыми.

Задачи стадии рефлексии:

помочь обучающимся самостоятельно обобщить изученный материал,

помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.

На каждой стадии урока используются различные приемы работы, которые помогают включить учащихся в совместную деятельность.

На стадии вызова возможно использование таких методов, как:

предположение темы урока по ключевым словам разгаданного ребуса, например:

информатика исполнитель компьютер

по слайдам просмотренной презентации,

работа с таблицами,

На стадии осмысления возможно использование таких методов, как:

- выбор нужной информации с помощью ресурсов интернета,

- составление алгоритма решения задачи, обсуждение его в парах,

- поиск нового решения задачи,

- работа по готовому алгоритму, где требуется изучить ресурс, составить к алгоритму тонкие и толстые вопросы и проработать их в парах,

- составление синквейна и т. д.

Учеников необходимо научить читать схемы, составлять опорные конспекты. Для развития таких навыков я использую Прием Кластеры.



После этого заполняется таблица, выписываются основные положения текста

Этот прием используется на стадии осмысление.

Графическая форма работы на уроке помогает понять, что можно сказать по данной теме, систематизировать уже имеющиеся знания.

На стадии вызова и рефлексии используются такие методы, как

- инсерт -приём используется в три этапа:

В процессе чтения учащиеся маркируют текст значками (" V " - уже знал; " + " - новое; " - " - думал иначе; " ? " - не понял, есть вопросы);

Затем заполняют таблицу, количество граф которой соответствует числу значков маркировки;

Обсуждают записи, внесённые в таблицу.

- таблица – ЗХУ (знаю –хочу знать – узнал)

- ромашка вопросов Блума – вопросы 1 - простой, 2 - уточняющий, 3 – объясняющий, 4 – творческий, 5 – оценочный, 6 - практический),

Такие виды работы предполагают организацию работы учащихся вместе: в парах или небольших группах над одной и той же проблемой, в процессе которой выдвигаются новые идеи. Эти идеи и мнения обсуждаются, дискутируются. Тем самым учитель не дает готовый теоретический материал урока, а лишь направляет действия учеников по изучению нового материала. Если ученик сумел освоить сам теоретический материал, то запоминание не будет механическим, а обучение поверхностным. Процесс обучения сообща в большей степени приближен к реальной действительности, чем традиционное обучение: чаще всего мы принимаем решения в процессе общения в небольших группах, временных творческих коллективах. Эти решения принимаются как на основе компромисса, так и на основе выбора наиболее ценного мнения, выдвинутого кем-либо из группы.

Стратегия "Fishbone"

Модель постановки и решения проблемы позволяет описать и попытаться решить целый круг проблем ( поле проблем).


Учащимся предлагается информация (текст, видеофильм, лекция ) проблемного содержания и схема Fishbone для систематизации этого материала.
На верхней "косточке" записывается формулировка проблемы, а на нижней - факты, подтверждающие, что данная проблема существует. Работа (исследование) может проводиться индивидуально или по группам. Важным этапом станет презентация заполненной схемы, которая продемонстрирует взаимосвязь проблем, их комплексный характер. Ход дальнейшей работы определяет учитель: это может быть выход на дальнейшее исследование или попытка решить описанные проблемы.

Прием “Шесть шляп критического мышления”

Это задание обычно используется мною на стадии обобщения и систематизации, т.е. на стадии рефлексии. Суть приема состоит в следующем: класс делится на шесть групп, каждая группа “примеряет свою шляпу”, высказывается шесть точек зрения на одну и ту же проблему.

“Белая шляпа” — АРТИСТИЧЕСКАЯ (констатируются факты по проблеме, без их обсуждения);

“Желтая шляпа” — ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ (высказываются положительные моменты);

“Черная шляпа” — НЕГАТИВНАЯ (группа констатирует отрицательные моменты по изучаемой проблеме);

“Синяя шляпа” — АНАЛИТИЧЕСКАЯ (проводится анализ, группа отвечает на вопросы: почему? зачем? связи?);

“Зеленая шляпа” — ТВОРЧЕСКАЯ (можно высказывать самые “бредовые идеи и предположения”);

“Красная шляпа” — ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ (группа формулирует свои эмоции, которые они испытывали при работе с материалом)


это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний”.

Слово происходит от французского “5”. Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:
1 строка – тема или предмет (одно существительное);
2 строка – описание предмета (два прилагательных);
3 строка – описание действия (три глагола);
4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету;
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).

Синквейн дает возможность подвести итог полученной информации, изложить сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Синквейн может выступать в качестве средства творческого самовыражения.

На первых этапах синквейн можно составлять в группах, потом в паре и затем индивидуально. Смысл синквейна можно изобразить рисунком. Учащиеся могут составлять синквейн на уроке или дома.
Данная форма работы дает возможность усвоить важные моменты, предметы, понятия, события изученного материала; творчески переработать важные понятия темы, создает условия для раскрытия творческих способностей учащихся.

Считаю необходимым применения данных форм в системе, так как большинство ребят с удовольствием выполняют задания через новые для них приемы.

При дальнейшем внедрении в свою педагогическую деятельность технологии развития критического мышления, прогнозирую такие результаты:, у учеников должны сформироваться такие характерные особенности, как

- рациональность – стремление найти лучшее объяснение

- непредубежденность – рассмотрение и признание множества возможных точек зрения и перспектив

- суждение – признание степени и значения доказательств

- дисциплина – стремление быть точным и всесторонним

- самосознание – осознание субъективности собственных предположений. [1,С.150]

Правила, способствующие развитию критического мышления

Основные правила, способствующие критическому мышлению

Задайте вопрос и только потом назовите обучающегося, который на него будет отвечать.

Дайте обучающемуся адекватное время для обдумывания вопроса, который вы ему задали.

Задавайте один вопрос за один раз.

Давайте возможность всем обучающимся отвечать на вопросы (т.е. не выделяйте обучающихся, которым вы предпочитаете их задавать).

Перефразируйте вопрос, который вы задали, если чувствуете, что у обучающегося возникли трудности с ответом.

Задавайте вопросы, требующие разнообразных мыслительных умений: на сравнение, сопоставление, выявление общего/различного.

Задавайте интересные вопросы, которые, по возможности, апеллируют к личному опыту обучающихся.

Если позволяет содержание урока, градируйте вопросы от простого к сложному.

Задавайте вопросы, которые помогают обучающимся прояснить или расширить их ответы.

Задавайте вопросы, которые заставляют обучающихся задуматься над ответом, данным другим обучающимся, чтобы они могли расширить, дополнить ответ одноклассника.

Передвигайтесь по кабинету, когда задаете вопросы и встречайтесь глазами с разными обучающимися.

Создавайте в группе атмосферу, когда обучающиеся могут отвечать, не боясь быть высмеянными.

Задавайте вопросы, которые будут давать обучающимся возможность пережить успех.

Таким образом, апробировав технологию развития критического мышления на своих уроках, я могу сказать, что она позволяет достигнуть качественно нового уровня знаний, а именно, позволяет увеличить объем и качество речевой деятельности обучающихся, развивает творческий потенциал учащихся.

Применение технологии критического мышления на уроках информатики и ИКТ позволяет создать благоприятные условия для активизации и развития мыслительных способностей учащихся.

В настоящее время, когда приоритетным направлением обучения выбрано личностно-ориентированное обучение, перед нами стоит цель сделать его, с одной стороны, содержательным и практическим, а, с другой стороны, доступным и интересным. Любое новшевство, как известно, встречает на своём пути поддержку, одобрение или сопротивление. Для меня это тоже больной вопрос: как сделать свои уроки увлекательными и ёмкими в плане содержания. Изучив специальную литературу по данной технологии, я пришла к выводу, что на уроках информатики, где приходится работать с текстами невсегда интересными, очень актуальна технология критического мышления. Некоторые приёмы позволяют сделать урок более продуктивным, помогают ученикам сформировать собственную позицию, освоить навыки работы с источниками, справочниками. Подводя итоги всему выше сказанному, остановимся на главных выводах:

Технология РКМ представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Правит миром информация,
Курс валют, на бирже акции,
Ноутбуки и мобильники,
Как в ночи для нас светильники!

В школе учат информатику,
Дружит с нею математика,
И расчеты упрощаются,
Наши знанья прибавляются!

План- конспекты мы печатаем,
Файлы новые мы стряпаем,
Показатель креативности,
Повышение активности!

Строим связи межпредметные,
С виду сразу незаметные,
На проектах, презентациях
Выступаем в номинациях!

Спасибо за внимание!

Информационные источники

Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке. М.:Просвещение, 2011

Программа: УМК по информатике для 5-9 классов. Авторы: Л.Л.Босова, А.Ю.Босова.

Учебник: Информатика: для 5 класса/ Л.Л.Босова, А.Ю. Босова. - 2-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 184 с.:ил.

Количество часов в год: 34.

Количество часов в неделю: 1.

Образовательная технология:

Этапы урока:

  1. Вызов.
  2. Осмысление.
  3. Рефлексия.

Активные формы обучения: приемы технологии критического мышления – кластер, таблица ЗХУ, СИНКВЕЙН, творческое задание.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема : Внешние устройства ввода-вывода информации

Цели урока: познакомить учащихся с назначением внешних устройств ввода-вывода, познакомить учащихся с устройством и принципами работы различных устройств ввода-вывода, способствовать развитию критического мышления учащихся, способствовать выработке правильной постановке вопросов.

Тип урока: изучение новых знаний

Используемая технология: развитие критического мышления учащихся

Формы учебной деятельности учащихся : парная, индивидуальная, познавательная, исследовательская

Средства обучения: КУВТ, джойстик, сканер, принтер, световое перо

Вступительное слово учителя

На заре развития компьютерной техники не было ни дисплея, без которого мы не представляем компьютер, ни принтера, без которого мы не можем распечатать информацию на бумагу, ни тем более сканера, цифрового фотоаппарата и я немного вас ошеломлю, если скажу, что не было даже клавиатуры, не говоря уже о всем нам известной „мышке“. Почему ? И как же тогда работали с компьютером ? А очень просто. Вводили информацию с помощью, можно сказать, обычных выключателей и кнопок от обычных дверных звонков, а получали ответ компьютера, списывая последовательность перемигивания обычных лампочек.

Но как вы сами понимаете, техника не стоит на месте – она развивается. Вначале все усилия были сконцентрированы только на одном: создать машину, способную самостоятельно вычислять. Об удобстве работы никто и не думал. Какие удобства? О каком комфорте общения с компьютером идёт речь, если самого компьютера то нет? Вспомните, какими были первые автомобили, и какими в настоящее время они выпускаются. „Разве можно сравнить“ – скажете вы. Можно и разница будет только лишь в удобстве водителя. А машину как создали в начале по схеме: двигатель – трансмиссия – колеса, так до сих пор и создают. Разница только лишь в удобстве управления и удобстве пользования.

Точно так же обстоят дела и с компьютерами: вначале создали сам компьютер, а потом удобства пользования им. Какие же устройства были созданы для этого? Ответ вы найдёте самостоятельно, а что не найдёте или не поймёте – я вам разъясню. Только, пожалуйста, задавайте вопросы конкретные, потому что я могу вам рассказывать о каждом из устройств несколько занятий подряд.

Стадии урока

деятельность учителя

деятельность учащихся

Выявление имеющихся знаний

Какие устройства, используемые для ввода или вывода информации вы знаете?

Дисплей, манипуляторы, принтер, сканер, модем . . .

Принципы работы каких устройств и принципы работы с какими устройствами вы знаете?

Заполнение индивидуальной таблицы „Знаю“

Обменяйтесь мнениями с рядомсидящими.

Обмен знаниями

Давайте обсудим

Заполнение общей таблицы „Знаю“

2. Этап „Осмысление“

Составить классификацию устройств по имеющимся знаниям

Давайте классифицируем устройства

1. Устройства ввода информации

2. Устройства вывода информации

Запись на доске таблицы устройств

Высказывание учащихся: какие устройства относятся к устройствам ввода, а какие – к устройствам вывода

3. Этап „Чтение с пометками

Выявление новых сведений

Каждому ученику предлагается изучить текст „Внешние устройства ввода-вывода информации“ и сделать пометки:

V - знаю

- - не знаю

? - хочу узнать

+ - это для меня новое

Читают текст и делают пометки

Продолжите заполнение таблицы „Хочу узнать“ и „Узнал новое“

Заполняют индивидуальные таблицы по колонкам „Хочу узнать“ и „Узнал новое“

Давайте обсудим „Хочу знать“ и заполним на доске эту колонку

Давайте обсудим „Узнал новое“ и заполним на доске эту колонку

В ходе обсуждения даю установку на домашнее задание, а также выявляю желающих, подготовиться и выступить на следующем занятии по вопросам, содержащимся в колонке „Хочу узнать“

4. Этап „Рефлексия“

Контроль за качеством проведения занятия

С помощью вопросов выявить результативность занятия с точки зрения учащихся

Высказывают свою оценку результативности занятия, отвечая на вопросы.

5. Этап „Домашнее задание“

Закрепление знаний основных вопросов по данной теме: „Внешние устройства ввода-вывода информации“

Указать различия и сходства устройств ввода-вывода информации

Анализ занятия

по технологии развития критического

мышления учащихся.

Использование на занятии технологии развития критического мышления у учащихся позволяет организовать целенаправленную, самостоятельную работу, где каждый учащийся вырабатывает своё мнение и своё суждение по изучаемому вопросу.

При работе на данном занятии я создал условия для формирования у учащихся навыков по определению новых вопросов по неизученной, но знакомой из жизни теме.

При использовании данной технологии каждый учащийся опирается в своих суждениях на собственный багаж знаний и приобретённый опыт. Технология критического мышления способствует выработке уважения к взглядам и умозаключениям других людей, а также воспитанию взаимоуважения.

На занятии были созданы условия, побуждающие учащихся к активной деятельности через востребованность своих знаний, которые коллективными усилиями были классифицированы и заняли своё место в коллективном знании. Данная технология воспитывает уважение к самому себе: учащихся наглядно видит, как его мысли гармонично дополняют мысли других и тем самым позволяют более многогранно осветить тот или иной вопрос. Как это не звучит странно, но данная технология, возвышая мнение отдельной личности, возвышает значение всего коллектива в целом. Потому что из разрозненных крупинок информации создаётся истина данного вопроса.

Недостаток же занятия, проведённого по данной технологии, состоит в том, что, в силу создавшегося стереотипа поведения на таком занятии будет проявлять активность только некоторая часть учащихся. Но для того и нужен учитель, чтобы побудить остальных учащихся к деятельности.

Читайте также: