Конспект как живут растения зимой средняя группа

Обновлено: 05.07.2024

Цель: Обобщение знаний детей о зимнем времени года.
Задачи:
• Дать представление об изменениях в жизни растений зимой; показать связь этих изменений с неживой и живой природой;
• Закрепление знаний детей о лиственных и хвойных растениях.
• Содействовать воспитанию интереса к изучению природных явлений, чувства прекрасного.
• Формировать навыки первичной исследовательской деятельности (наблюдение, анализ, вывод).
• Способствовать расширению и углублению экологических знаний.
• Обучение рисованию хвойных растений, используя возможности штриха

Оценить 879 0

Барабинского района Новосибирской области.

Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе

Воспитатель ВКК: Плотникова Т.И.

г. Барабинск, 2016 г.

Цель :Обобщение знаний детей о зимнем времени года.

Задачи :

• Дать представление об изменениях в жизни растений зимой; показать связь этих изменений с неживой и живой природой;

• Закрепление знаний детей о лиственных и хвойных растениях.

• Содействовать воспитанию интереса к изучению природных явлений, чувства прекрасного.

• Формировать навыки первичной исследовательской деятельности (наблюдение, анализ, вывод) .

• Способствовать расширению и углублению экологических знаний .

• Обучение рисованию хвойных растений, используя возможности штриха

• ветки лиственных растений (березы, клёна) ;

• ветки хвойных растений (сосны, ели) ;

• лупы (на каждого ребёнка) ;

• силуэты растений (дерево, куст, трава) ;

• белый лист бумаги;

• материалы для творческой деятельности (лист бумаги, цветные карандаши – на каждого ребёнка) .

- Ребята, сегодня вы будете учеными-исследователями. Вас ждут открытия, у каждого они будут свои.

- Посмотрите на доску и скажите, что вы видите? (белый лист бумаги) подумайте, о каком времени года пойдёт речь? (о зиме)

- Как вы догадались? (Белый цвет)

- Почему у зимы белый цвет? (Снег белый) .

- Ребята, а какие изменения происходят в природе зимой? (Снижается температура воздуха, выпадает снег, вода и почва замерзают, солнце греет мало, день становится короче, ночь длиннее)

- А что происходит с растениями? Какие вы знаете растения? (на белый лист бумаги накладываю силуэты растений) .

Самые высокие в лесу – деревья – это верхние этажи. Кто живёт на самом верху деревьев? (белки и совы в дупле, птицы в гнёздах) . Средний этаж – это кустарники, в них делают себе гнёзда некоторые птицы и дикие пчёлы. И самый нижний этаж растений в лесу – это трава. Кто живёт в траве? (насекомые, мыши)

- Ребята, а чем они отличаются друг от друга? У дерева – 1 ствол, у кустарника – много тонких стволов, у травянистых растений – тонкий сочный стебель.

- Ребят, а все ли деревья сбрасывают листву на зиму?

- Конечно нет, лиственные деревья сбрасывают листву осенью, а хвойные остаются зелеными. Зимой деревья не умирают, на них остаются почки, на некоторых сухие листья и плоды : дубе, рябине, клёне, акации, и они служат пропитанием для животных зимой

- А как зимуют кустарники и травы?

- Кустарники, как и деревья, сбрасывают листья, а травы увядают. Но они тоже не умирают…

- Как вы думаете, почему они не замерзают?

- Снег защищает от мороза; чем больше снега, тем легче растениям перенести зимние морозы. В конце зимы под снегом начинают расти молодые ростки некоторых трав, и весной мы сможем их увидеть

- Зима – период покоя в жизни растений. Зимой не увидишь живых листьев, цветков, распускающихся почек. Но и зимой в растительном мире можно увидеть много интересного. Зимой происходит “дозревание” почек.

Ели и сосны под окном стоят.

В небо синее глядят.

Ветки в стороны торчат,

Белки на ветвях сидит.

Белки прыгают по ёлкам,

Собирают белки шишки.

Не пугают их иголки-

Белки ловкие малышки.

Мы под ёлками сидим

И на белочек глядим.

- Итак, я вам обещала, что вы будете учёными-исследователями. И сейчас мы проведём небольшую исследовательскую работу.

- Перед вами веточки растений, их вам послал Лесовичок. Положите слева веточки хвойных растений, а справа – лиственных.

- Рассмотрите внимательно веточки лиственных растений. Давайте рассмотрим место отрыва листа от ветки с помощью лупы. Посмотрите, есть ли ранки от опавших листьев на веточках?

- Листья опали, не оставив ранки на ветках. Потому, что летом черешки листьев прочно соединены с ветками, а осенью, листочек слабеет и отпадает сам, не делая больно дереву

- А зачем же растения сбрасывают листья на зиму?

- Деревья не могут на зиму расстаться со стволом и ветками и спрятаться под землю. Они поступают по- другому : сбрасывают на зиму листву. Листьям надо много влаги. А вода в почве зимой замерзает, и не могут ее корни выкачивать. К тому же листья зимой только повредили бы дереву. Снег, навалившийся на них, поломал бы ветки.

- А что еще можно рассмотреть на веточках? Почки. Они спят до весны. Весной из них вырастут новые листочки.

- А теперь посмотрите и скажите, веточки, каких деревьев лежат у вас на столе слева? (веточки ели и сосны)

- Чем они похожи друг на друга?

- Как можно отличить сосну от ели? Наблюдаем, как расположены иголочки у сосны? Они сидят парами.

- Какие они по длине? Длинные, узкие.

- А какие иголочки у ели? Располагаются по одной. Короче, чем у сосны. Колючие. Потрите пальчиками хвоинки, понюхайте. Душистые, смолистые.

- Ребята, что же мы сегодня исследовали? И какой же можно сделать вывод? Лиственные растения осенью сбрасывают листья, а хвойные нет.

- А сейчас мы попробуем изобразить ветку лесной красавицы.

Для рисунка будем использовать карандаши коричневого и зелёного цвета. Сначала нарисуем веточку коричневым карандашом, а потом возьмём в помощники маленькую линию – штрих и с его помощью нарисуем иголочки зелёным карандашом.

- А в завершении нашего занятия будут украшения на вашу веточку – маленькие шишки. Это сюрприз за ваше активное участие на занятии (воспитатель раздаёт детям шишки из цветной бумаги).

- Ребята, давайте, вспомним о чём же мы сегодня говорили. Вставайте в круг и тот, кому я передам мячик отвечает на вопрос :

Цель: продолжать формировать знания детей о жизни зимнего леса и его обитателях, знакомство с правилами поведения в зимнем лесу.
Задачи: формирование восприятия природы как сложной экосистемы;
воспитание чуткого, бережного отношения к природе;
развитие умений наблюдать, обобщать и делать выводы из собственных наблюдений.
Оборудование: панорама, украшенная под зимний лес;
Картинки: Береза, Ель, Клест, Лиса, Мышь, Заяц, Волк.
Художественное слово : “Лесные правила”.Н.Рыжова

Проводится игра “Пингвин” Пройти с мячом, зажав его ногами до елки и обратно.

А теперь отгадайте загадки
Сам мост мостил
Без молотка, без топора,
Без топорища. (Мороз)

Всю зиму пролежит
Весной в речку убежит. (Снег)

Что летом и зимой
в рубашке одной? (Ель)

Кругом нашего села
Бежит лошадь весела. (Метель)

Зелена, а не луг,
бела, а не снег,
кудрява, а не человек. (Береза)

Сероспиный, красногрудый,
в зимних рощах обитает,
Не боится он простуды,
С первым снегом прилетает. ( Снегирь)

Угадайте, что за шапка:
меха целая охапка.
Шапка бегает в бору,
у стволов грызет кору. (Заяц)

Зверька узнали мы с тобой
по двум таким приметам:
он в шубке серенькой зимой,
а в рыжей шубке – летом. ( Белка)

За деревьями, кустами промелькнуло будто пламя.
Промелькнуло, убежало. Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса)

В оспитатель: Дети, к нам сегодня в детский сад пришло письмо от наших елей, живущих в лесу. В этом письме к вам просьба: не ставьте живые елки дома на Новый год! Мы хотим жить , а если вы срубите нас мы умрем. Не губите ради праздничной недели половину леса!
И еще одно письмо от птиц. Они просят устроить кормушки на нашей площадке и не забывать подсыпать в них корм .
Воспитатель: сегодня на прогулке мы повесим нашу кормушку и будем подкармливать птиц. Как вы думаете, кто прилетит к кормушке (Ответы детей)
Как мы оденемся на прогулку?(ответы детей) Что любят дети зимой делать?

занятия по экологическому воспитанию в средней группе

Гапонова Анна Николаевна

ЦЕЛЬ: Обобщение знаний детей о зимнем времени года.

Дать представление об изменениях в жизни растений зимой; показать связь этих изменений с неживой и живой природой;

Закрепление знаний детей о лиственных и хвойных растениях.

Содействовать воспитанию интереса к изучению природных явлений, чувства прекрасного.

Формировать навыки первичной исследовательской деятельности (наблюдение, анализ, вывод).

Способствовать расширению и углублению экологических знаний.

Обучение рисованию хвойных растений, используя возможности штриха

ОБОРУДОВАНИЕ:

ветки лиственных растений (березы, клёна);

ветки хвойных растений (сосны, ели);

лупы (на каждого ребёнка);

силуэты растений (дерево, куст, трава);

белый лист бумаги;

материалы для творческой деятельности (лист бумаги, цветные карандаши – на каждого ребёнка).

ХОД ЗАНЯТИЯ

- Ребята, сегодня вы будете учеными-исследователями. Вас ждут открытия, у каждого они будут свои.

- Посмотрите на доску и скажите, что вы видите? (белый лист бумаги) подумайте, о каком времени года пойдёт речь? (о зиме)

- Как вы догадались? (Белый цвет)

- Почему у зимы белый цвет? (Снег белый).

- Ребята, а какие изменения происходят в природе зимой? (Снижается температура воздуха, выпадает снег, вода и почва замерзают, солнце греет мало, день становится короче, ночь длиннее)

- А что происходит с растениями? Какие вы знаете растения? (на белый лист бумаги накладываю силуэты растений).

Самые высокие в лесу – деревья – это верхние этажи. Кто живёт на самом верху деревьев? (белки и совы в дупле, птицы в гнёздах). Средний этаж – это кустарники, в них делают себе гнёзда некоторые птицы и дикие пчёлы. И самый нижний этаж растений в лесу – это трава. Кто живёт в траве? (насекомые, мыши)

- Ребята, а чем они отличаются друг от друга? У дерева – 1 ствол, у кустарника – много тонких стволов, у травянистых растений – тонкий сочный стебель.

- Ребят, а все ли деревья сбрасывают листву на зиму?

- Конечно нет, лиственные деревья сбрасывают листву осенью, а хвойные остаются зелеными. Зимой деревья не умирают, на них остаются почки, на некоторых сухие листья и плоды: дубе, рябине, клёне, акации, и они служат пропитанием для животных зимой

- А как зимуют кустарники и травы?

- Кустарники, как и деревья, сбрасывают листья, а травы увядают. Но они тоже не умирают…

- Как вы думаете, почему они не замерзают?

- Снег защищает от мороза; чем больше снега, тем легче растениям перенести зимние морозы. В конце зимы под снегом начинают расти молодые ростки некоторых трав, и весной мы сможем их увидеть

- Зима – период покоя в жизни растений. Зимой не увидишь живых листьев, цветков, распускающихся почек. Но и зимой в растительном мире можно увидеть много интересного. Зимой происходит “дозревание” почек.

Ели и сосны под окном стоят.

В небо синее глядят.

Ветки в стороны торчат,

Белки на ветвях сидит.

Белки прыгают по ёлкам,

Собирают белки шишки.

Не пугают их иголки-

Белки ловкие малышки.

Мы под ёлками сидим

И на белочек глядим.

- Итак, я вам обещала, что вы будете учёными-исследователями. И сейчас мы проведём небольшую исследовательскую работу.

- Перед вами веточки растений, их вам послал Лесовичок. Положите слева веточки хвойных растений, а справа – лиственных.

- Рассмотрите внимательно веточки лиственных растений. Давайте рассмотрим место отрыва листа от ветки с помощью лупы. Посмотрите, есть ли ранки от опавших листьев на веточках?

- Листья опали, не оставив ранки на ветках. Потому, что л етом черешки листьев прочно соединены с ветками, а осенью, листочек слабеет и отпадает сам, не делая больно дереву

- А зачем же растения сбрасывают листья на зиму?

- Деревья не могут на зиму расстаться со стволом и ветками и спрятаться под землю. Они поступают по-другому: сбрасывают на зиму листву. Листьям надо много влаги. А вода в почве зимой замерзает, и не могут ее корни выкачивать. К тому же листья зимой только повредили бы дереву. Снег, навалившийся на них, поломал бы ветки.

- А что еще можно рассмотреть на веточках? Почки. Они спят до весны. Весной из них вырастут новые листочки.

- А теперь посмотрите и скажите, веточки, каких деревьев лежат у вас на столе слева? (веточки ели и сосны)

- Чем они похожи друг на друга?

- Как можно отличить сосну от ели? Наблюдаем, как расположены иголочки у сосны? Они сидят парами.

- Какие они по длине? Длинные, узкие.

- А какие иголочки у ели? Располагаются по одной. Короче, чем у сосны. Колючие. Потрите пальчиками хвоинки, понюхайте. Душистые, смолистые.

- Ребята, что же мы сегодня исследовали? И какой же можно сделать вывод? Лиственные растения осенью сбрасывают листья, а хвойные нет.

- А сейчас мы попробуем изобразить ветку лесной красавицы.

Для рисунка будем использовать карандаши коричневого и зелёного цвета. Сначала нарисуем веточку коричневым карандашом, а потом возьмём в помощники маленькую линию – штрих и с его помощью нарисуем иголочки зелёным карандашом.

- А в завершении нашего занятия будут украшения на вашу веточку – маленькие шишки. Это сюрприз за ваше активное участие на занятии. (воспитатель раздаёт детям шишки из цветной бумаги)

- Ребята, давайте, вспомним о чём же мы сегодня говорили. Вставайте в круг и тот, кому я передам мячик отвечает на вопрос: - Сегодня я узнал… вспомнил… научился…

Нажмите, чтобы узнать подробности

На занятии ребята узнают о жизни растений зимой, повторяют правила поведения в природе, много играют. Создают образ зимнего дерева при помощи пластилина.

Цель: продолжать формировать знания детей о жизни зимнего леса и его обитателях, знакомство с правилами поведения в зимнем лесу.

Задачи: формирование восприятия природы, как сложной экосистемы; воспитание чуткого, бережного отношения к природе; развитие умений наблюдать, обобщать и делать выводы из собственных наблюдений.

Оборудование: картинки: береза, сосна, дуб, листья этих деревьев; правила поведения в лесу; картон, пластилин.

Ребята, как вы думаете, зимой деревья и другие растения продолжают расти? Почему? Чего им не хватает?

Какие условия необходимы для роста растений?

Если растения зимой не растут, не означает ли это, что они погибли?

Что служит доказательством того, что деревья не погибли, а только заснули в зимние морозы? (ответы детей)

Деревья, как и многие животные, можно сказать, уходят в спячку. В садах, парках, в лесу порой слышится сильный треск – это появляются морозобойные трещины на деревьях с твердой древесиной от резкой смены дневной и ночной температуры. Для предохранения деревьев от порчи рекомендуется обмазывать нижнюю часть стволов известковым раствором, так как через трещины в ткани дерева могут проникнуть споры грибов и вызвать его гибель. В сильные морозы ветви деревьев промерзают и становятся хрупкими. Поэтому нужно быть осторожными, чтобы не сломать ветви и не навредить дереву. Снег зимой, накрывает землю и не дает замерзнуть корням растений, посеявшимся семенам различных трав. Тепло им под снежным одеялом.

(Демонстрируются правила поведения в картинках)

Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь.

Убегут с лесной опушки.

Ветки деревьев не ломай,

Никогда не забывай

Из рогатки не стреляй,

Ты пришел не убивать!

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу – всего лишь гость,

Здесь хозяин – сосна и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги!

Игра (эмпатия)

Вокруг себя повернитесь –

И в деревья превратитесь!

Наши ноги – это корни, наше туловище – это ствол. Наши руки – это ветви дерева. Налетел ветерок и закачал ветви деревьев сначала тихо. А потом ветер усилился. Сильнее закачались деревья. Корни крепко цепляются за землю и не дают дереву упасть. Вот ветер стих. Деревья стоят прямые, ровные. Из своего дупла появилась белочка. Одна, потом другая, третья… Весело скакать им с ветки на ветку.

А теперь встряхнули руки, расслабили тело.

Дети делятся на две группы – одни деревья, другие листья. По сигналу дети-листья бегут к своим деревьям.

Всем в лесу на удивленье (трут ладони друг о друга)

Разные растут деревья: (открывают ладони и растопыривают пальцы)

Вот уперлась в небеса

Как во полюшке былинка,

Тонкая растет осинка. (показывают указательный палец, остальные – сжаты в

Дуб раскинул свои ветви,

И не страшен ему ветер. (вытягивают руки вверх, растопыривают пальцы)

Пчелок в гости позвала. (делают круговые вращения указательным пальцем –

Ель иголки распушила (опускают руки в стороны вниз, растопыривают пальцы)

И грибочки все закрыла. (показывают гриб: указательный палец – ножка, ладонь

сверху – шляпка)

Словно разговор ведут, (стряхивают ладони)

Руки - ветви распустили,

Птичек в гости к себе ждут. (сцепляют большие пальцы рук, разводят ладони в

стороны – показывают птиц)

Ребята, а теперь я предлагаю вам изобразить зимние деревья с помощью пластилина. Подумайте, какое дерево вам хочется изобразить, как выглядят его ствол и ветки, как можно показать, что деревья зимние.

Читайте также: