Путешествие по москве московский кремль 2 класс конспект урока и презентация

Обновлено: 05.07.2024

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Полюбился князю удобный для обороны холм в том месте, где узенькая лесная речка Неглинная сливалась с Москвой-рекой.

Пусть, думалось Юрию Долгорукому,

небольшая крепость в лесу сторожит

дальние окраины земли Суздальской.

Место было тихое, глухое, водное, рыбное, охотницкое. Обнесли войны холм валом, забором, поставили с запада и востока ворота, выстроили дубовые княжеские палаты, вырыли вокруг ров.

Шли годы. Всё чаще и чаще стали появляться в Кремле каменные строения. При князе Дмитрии Донском поднялись стены и башни из белого камня. И прозвали люди Москву белокаменной.

Московский Кремль при Иване III.

Самая большая башня Кремля – Спасская башня. Через её ворота въезжали в Кремль московские князья и цари со свитой.

А всего в Кремле 20 башен.

Тайницкая башня – самая старейшая (1485 г.).

тайник-колодец и тайник - подземный ход к речному берегу.

Царская башня Кремля – самая молодая башня. Ей ещё и трёх сотен лет нет.

Троицкая башня – башня-великан.

Её высота – 80 метров.

Кутафья башня – самая маленькая. Высота её менее 14 метров. Стоит она впереди всех стен.

Это предмостная сторожевая башня.

Соборная площадь Кремля. Её окружают три величавых собора – Успенский, Благовещенский и Архангельский. У каждого собора свой облик и назначение.

В этом соборе в торжественной обстановке

венчались на царствование цари.

А русские войны, уходя в бой, клялись в соборе не пощадить жизни для Москвы и всей отчей стороны.

Этот собор был домовой церковью великого московского князя Ивана III.

Архангельский собор – самый пышный из всех кремлёвских соборов. Он напоминает сказочный заморский дворец. Этот собор – усыпальница московских князей и царей.

Колокольня Ивана Великого.

ударял воин в колокола, стража разводила мосты надо рвом и наглухо запирала кремлёвские ворота. Иван Великий

спасал от врагов не

только Кремль, но

С одной стороны

войти в который

С другой стороны

(или Храм Василия

Напротив собора находится Исторический музей.

Рамка Учебник Кремль Кремль Ю.Долгорукий

Москва Древний Кремль Кремль Д.Донской

Кремль Иван III Спасская башня Тайницкая башня Царская башня Троицкая башня Кутафья башня

Соборная площадь Успенский собор Благовещенский собор Архангельский собор Колокольня Ивана Великого

1. Дать понятие “план местности”.

2. Познакомить детей с достопримечательностями города Москвы, Московского Кремля.

3. Воспитывать чувство патриотизма и гордости за Россию.

Оборудование: физическая карта России, карты в учебнике; презентация к уроку, рабочая тетрадь № 2.

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок.

II. Проверка домашнего задания.

Что такое карта?

Как определить стороны горизонта?

Как можно прочитать карту?

Что обозначают на карте различные цвета? Условные знаки?

Как показывать на стенной карте?

Работа с картой (на доске – физическая карта России, на столах у детей индивидуальные карты в учебнике стр.90-91).

III. Знакомство с новым материалом.

Вы научились читать карту, определять по компасу стороны горизонта. Теперь можно отправляться в путь. Первое наше путешествие мы совершим в удивительный город, самый главный город нашей страны. Как вы думаете, о каком городе идет речь? (Москва)

Почему вы так решили?

Самый главный город нашей страны, столица нашей Родины – Москва.

Кто был в Москве?

Что вы знаете о Москве?

Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады и деревни,
И палаты и дворцы!
Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах;
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах!
На твоих церквах старинных
Вырастают дерева;
Глаз не схватит улиц длинных.
Это матушка Москва!

Город Москва был основан более 850 лет назад на берегах Москвы-реки. Основателем города Москвы был князь Юрий Долгорукий, которому теперь в центре города установлен памятник.

Перед вами герб Москвы. Герб – это эмблема города. Многие города нашей страны имеют свои гербы, но каждый из них неповторим. Внимательно рассмотрите герб Москвы. Что вы увидели?

На гербе Москвы изображен всадник с копьем, поражающий змея. Это святой Георгий Победоносец.

Москва – огромный и очень красивый город. В нем около четырех тысяч улиц и площадей. Оживленные проспекты соседствуют здесь с тихими переулками, тенистыми бульварами и парками, старинные здания – с современными. Я приглашаю вас полюбоваться достопримечательностями нашей столицы. (Слайды 6–10)

Сердце Москвы – Кремль, символ нашей Родины. Его древние стены с зубцами, бойницами, сторожевыми башнями стоят на высоком холме и отражаются в водах Москвы-реки. Купола храмов похожи на шлемы богатырей. В далекие времена Кремль был крепостью, за стенами которой жители древней Москвы спасались от врага.

Давным-давно из богатого и славного города Суздаля прискакал с дружиной князь Юрий Долгорукий, чтобы выбрать место для заставы-крепости.

Полюбился князю удобный для обороны холм – место слияния узенькой лесной речки Неглинной и полноводной, чистой, как слеза, Москвой-рекой. Пусть, думалось Юрию Долгорукому, небольшая крепость в лесу сторожит дальние окраины земли Суздальской.

Место было тихое, глухое, водное, рыбное, водное, охотницкое. Обнесли воины холм валом, забором – тыном, поставили с запада и востока ворота, выстроили дубовые княжеские палаты, вырыли вокруг ров.

Шли годы. Все чаще стали появляться в Кремле каменные строения. При князе Дмитрии Донском появились стены и башни из белого камня. И прозвали люди Москву белокаменной.

А вот что дальше было с Кремлем, мы узнаем из учебника на стр. 102-103.

(Чтение текста учащимися, обсуждение)

М. Ю. Лермонтов посвяти такие строки:

Москва, Москва! Люблю тебя как сын,
Как русский – сильно, пламенно и нежно!
Люблю священный блеск твоих седин,
И это Кремль, зубчатый, безмятежный!

Еще одна достопримечательность Москвы – Красная площадь. Может кто-нибудь знает, почему эта площадь так называется?

Ответ мы найдем в учебнике на стр. 104. Прочитайте.

(Чтение текста и обсуждение).

Мы на уроке многое узнали, посмотрели только самые важные достопримечательности Москвы. Но Москва – огромный город. Ориентироваться в таком городе достаточно сложно, особенно тем людям, которые приехали впервые, даже можно заблудиться. Чтобы этого не произошло, в своих путешествиях можно пользоваться не только картой, но и планом местности.

Рассмотрите план города Москвы на стр.97.

Что такое план? Чем он отличается от карты?

Пользуясь планом города, достаточно легко можно проехать или пройти туда, куда вам хочется.

Рассмотрите план Москвы, найдите достопримечательности, о которых мы говорили сегодня на уроке.

Какие достопримечательности не были нами рассмотрены? Что вам о них известно?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Конспект урока Путешествие по Москве.docx

Тема. Путешествие по Москве.

Тип урока: комбинированный с мультимедийной поддержкой

Цели: - Знакомство учащихся со столицей нашей Родины - Москвой, с историей её возникновения, её достопримечательностями.

-Формировать у учащихся образ Московского Кремля и Красной площади как уникального комплекса архитектурных и исторических памятников времен Московского государства;

- Развивать психологические процессы ребенка (память, внимание, мышление, воображение) , интеллектуальные умения (сравнение, обобщение, анализ, классификация).

- Воспитывать чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважения к великим свершениям, его славному историческому прошлому.

- Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, умение работать в паре, группе; соблюдать здоровьесберегающие технологии.

Знать историю возникновения Москвы, её достопримечатель-ности; уметь работать с учебником.

Проявление познавательной инициативы на основе жизненного опыта; оформление своих наблюдений; проявление внимания, удивления, желания больше узнать; применение правил делового сотрудничества; сравнение разных точек зрения; умение считаться с мнением другого человека; проявление терпения и доброжелательности.

Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника; следовать инструкции при выполнении задания.

Различать изученные объекты; проводить простейшую классификацию ; находить дополнительную информацию; высказывать предположения; обсуждать проблемные вопросы.

Слушать и понимать речь других ; вступать в диалог ; уметь строить монологическое высказывание; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Межпредметные связи: технология (архитектура, городские постройки, парк);

изобразительное искусство (искусство на улицах)

Ресурсы урока (оборудование): книги, фотографии о Москве, карточки с пословицами, компьютер, мультимедийный проектор, презентация, книжная выставка,

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

1. Мобилизующий этап:

- Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

- А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!

Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение

2. Актуализация знаний

Проверка домашнего задания

по тетрадям «Тесты. КИМы тест 52, с. 74-75.

Дети работают самостоятельно, взаимопроверка.

3. Самоопределение к деятельности

Над Россией солнце светит,

И сады шумят на ней.

В целом свете, в целом свете

Нет страны её родней. Слайд 2

-Страна, где мы живём

-Самое большое государство

- Наша Родина, наше Отечество. Много есть на свете кроме России всяких хороших государств, но одна у человека мать, одна у него и Родина. Составьте пословицы.

- Прочитайте, какие пословицы у вас получились?

Дети работают в парах, составляют пословицы.

Москва не сразу строилась.

Кто в Москве не бывал, красоты не видал.

Москва – мать всем русским городам.

- Что общее у пословиц?

- Как вы думаете, в какой город России мы отправимся?

- Все эти пословицы о Москве

4. Организация познавательной деятельности.

Сегодня я хочу вас пригласить на экскурсию в главный город нашей страны – Москву. Мы отправимся на прогулку по Москве вместе с Василисой Премудрой.

- Вы побываете в далёком прошлом, увидите и узнаете много нового и интересного

Изучение материала урока.

а) знакомство с историей Москвы

Там, где столько крыш вдали,

Огромный лес стоял когда-то,

Дубы могучие росли,

Шумели липы в три обхвата.

Текла река в лесах, в лугах,

Ладьи скользили по теченью,

А на высоких берегах,

Виднелись тут и там селенья.

Полянки вместо площадей,

А вместо улиц-перелоги,

И стаи диких лебедей,

И рёв медведицы в берлоге,

Славянский люд в них проживал

С десятого, быть может, века,

Глубокую, большую реку.

Слайды 5, 6, 7, 8, 9

Давным-давно, а именно в 1147году, из богатого и славного города Суздаля прискакал с дружиной князь Юрий Долгорукий, чтобы выбрать место для заставы-крепости.

Полюбился князю удобный для обороны холм — место слияния лесной речки Неглинной и полноводной Москвой-рекой. Пусть, думалось Юрию Долгорукому, небольшая крепость в лесу сторожит дальние окраины земли Суздальской.

Место было тихое, глухое, водное, рыбное и охотницкое. Обнесли воины холм валом, забором, поставили с запада и востока ворота, выстроили дубовые княжеские палаты, вырыли вокруг ров.

Декламация стихотворения детьми

- Основателем Москвы был князь Юрий Владимирович Долгорукий, которому теперь в центре города установлен памятник. (Памятник Юрию Долгорукому).

Шли годы. Все чаще и чаще стали появляться в Кремле каменные строения. При князе Дмитрии Донском поднялись стены и башни из белого камня. И прозвали люди Москву белокаменной.

- Как и другие города, Москва имеет свой герб, т.е. эмблему города.

- Что изображено на гербе Москвы?

- Кто из вас знает, почему именно Георгий – Победоносец изображен на гербе?

- На гербе Москвы изображён всадник с копьём, поражающий змея. Это святой Георгий Победоносец-покровитель Москвы.

- Наверное, он совершил какой-то подвиг.

А теперь послушаем легенду о гербе города Москвы, которую подготовил Подгоренко Данил.

Однажды на древний город напал страшный дракон-змей. Змей жил в озере, похищал людей и там их пожирал. Чтобы умилостивить чудовище царь посоветовал жителям давать в пищу змею каждый день по жребию своих детей. Пришла очередь и до дочери царя. И по счастливой случайности в это время к озеру на коне подъехал Святой Георгий. Когда из озера с шумом и грохотом появился страшный змей, Святой Георгий устремился на своем коне на змея и поразил его своим копьем. Так Святой Георгий спас город от чудовища. Вот поэтому Святого Георгия стали изображать на гербе.

- Где ещё можем увидеть герб Москвы?

- Как вы думаете, почему? (ответы детей)

- На важных документах.

- На гербе России.

- Москва – столица России.

Динамическая пауза

Дети выполняют упражнения для снятия утомления с мышц туловища, для мобилизации внимания, для глаз.

- Москва - огромный город. В нём около четырёх тысяч улиц и площадей, много скверов, парков, мостов. Ориентироваться в таком городе достаточно сложно. Особенно тем людям, которые приехали в город впервые. Что же может помочь гостям достаточно легко ориентироваться в городе?

- Можно спросить у прохожих

- Не совсем карта, а план города.

работа по учебнику

- Откройте учебники на странице 98 и посмотрите на план центральной части Москвы. Рассмотрите что изображено на плане?

Дети открывают учебник. Рассматривают иллюстрацию.

- Подумайте, что же такое план?

- План - это чертёж местности.

- Уменьшенное изображение местности.

- Давайте на странице 98 прочитаем, что такое план.

Дети читают в учебнике определение плана местности.

- Зачем нужен план города?

- План города нужен, чтобы найти нужное место в городе.

- Я думаю, чтобы не заблудиться в городе.

- Пользуясь планом города, достаточно легко можно проехать или пройти туда, куда вам хочется. Ведь в нашей столице очень много достопримечательностей.

- Кто из вас был в Москве?

Дети поднимают руки, рассказывают, где они побывали, что интересного увидели.

- И сейчас Василиса Премудрая проведет вас по самым знаменитым местам Москвы.

Слайд 15, 16, 17

- Физкультминутка

Выполнются под музыку упражнения на внимание, упражнения для снятия утомления.

- Продолжим нашу прогулку по Москве.

- Театр зверей имени В.Дурова

- Цирк на Цветном бульваре

- Могила Неизвестного солдата

- На Красной площади есть Кремлевская стена, у Кремлёвской стены, в Александровском саду Могила Неизвестного солдата. Вечный огонь на Могиле Неизвестного солдата горит днём и ночью. Это в память о тех, кто защищал нашу Родину.

Куда б ни шёл, ни ехал ты,

Но здесь остановись,

Могиле этой дорогой,

Всем сердцем поклонись…

- Этот Вечный огонь, горит и в честь наших земляков, Каштанова Ивана Петровича и Потешкина Антона Ивановича, которые, защищали Москву от врага

- К какому знаменательному событию готовится наша страна?

- Сколько лет прошло с тех пор, как закончилась война?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня мы продолжим знакомство с нашим городом-героем Москвой. Мы отправимся на территорию Кремля.

Окружающий мир А.А. Плешаков Мир вокруг нас

Сегодня Москва- огромный город, в котором живёт несколько млн. человек.

Но такой Москва была не всегда.

Юрия Долгорукого считают основателем Москвы.

Окружающий мир А.А. Плешаков Мир вокруг нас

Москва столица России. Здесь находится Президент и Правительство России, но Москва не всегда была столицей. Раньше это был маленький городок на окраине большого княжества. Со временем городок разрастался, в нем становилось всё больше жителей. И она превратилась в центр небольшого, самостоятельного княжества, которое получило название Московское княжество. Окружающий мир А.А. Плешаков Мир вокруг нас

Москва столица России. Здесь находится Президент и Правительство России, но Москва не всегда была столицей.

Раньше это был маленький городок на окраине большого княжества.

Со временем городок разрастался, в нем становилось всё больше жителей. И она превратилась в центр небольшого, самостоятельного княжества, которое получило название Московское княжество.

Окружающий мир А.А. Плешаков Мир вокруг нас

Основатель Москвы – князь Юрий Долгорукий Ему в центре города установлен памятник

Основатель Москвы – князь Юрий Долгорукий

Ему в центре города установлен памятник

Окружающий мир А.А. Плешаков Мир вокруг нас

 Основание Кремля. Постройка новых стен Кремля Юрием Долгоруким в 1156 году Первый Кремль был деревянным.

Основание Кремля. Постройка новых стен Кремля Юрием Долгоруким в 1156 году

Первый Кремль был деревянным.

Окружающий мир А.А. Плешаков Мир вокруг нас

Московский Кремль при Дмитрии Донском Князь Дмитрий Донской приказал заменить дубовые стены белокаменными.

Московский Кремль при Дмитрии Донском

Князь Дмитрий Донской приказал заменить дубовые стены белокаменными.

Московский Кремль при Иване III

Большой Москворецкий мост Окружающий мир А.А. Плешаков Мир вокруг нас

Большой Москворецкий мост

Окружающий мир А.А. Плешаков Мир вокруг нас

КИТАЙ - ГОРОД Окружающий мир А.А. Плешаков Мир вокруг нас

Окружающий мир А.А. Плешаков Мир вокруг нас

Окружающий мир А.А. Плешаков Мир вокруг нас

Окружающий мир А.А. Плешаков Мир вокруг нас

Собственно Кремлем укрепление стало называться не сразу: сначала это был просто Город (все, что лежало рядом, считалось посадами); со строительством Китай-города центральный город был переименован в Старый

Окружающий мир А.А. Плешаков Мир вокруг нас

СТЕНЫ КРЕМЛЯ Окружающий мир А.А. Плешаков Мир вокруг нас

Окружающий мир А.А. Плешаков Мир вокруг нас

Стены выстроены из кирпича, но не только. Внутри они сложены из белого камня, переложенного из старых стен кремля Дмитрия Донского. Высота кремлевских стен колеблется от 5 до 19 метров, в зависимости от рельефа, в некоторых местах достигает высоты 6-этажного дома. Окружают эти стены пространство площадью 25 га, на котором сосредоточены многочисленные постройки уникальной значимости, как религиозные, так и административные. Для защиты Кремль имеет непрерывающийся верхний ход на стенах шириной 2 м, который позволяет обойти его по периметру. Окружающий мир А.А. Плешаков Мир вокруг нас

Стены выстроены из кирпича, но не только. Внутри они сложены из белого камня, переложенного из старых стен кремля Дмитрия Донского.

Высота кремлевских стен колеблется от 5 до 19 метров, в зависимости от рельефа, в некоторых местах достигает высоты 6-этажного дома.

Окружают эти стены пространство площадью 25 га, на котором сосредоточены многочисленные постройки уникальной значимости, как религиозные, так и административные.

Для защиты Кремль имеет непрерывающийся верхний ход на стенах шириной 2 м, который позволяет обойти его по периметру.

Окружающий мир А.А. Плешаков Мир вокруг нас

Спасская башня Спасская – самая главная башня Кремля. Она служила парадным въездом в Кремль, через ее ворота проходили все торжественные выезды, выходы патриарха, встречи иностранных послов. Идущая от Спасских ворот улица внутри Кремля также называлась Спасской и являлась главной магистралью крепости. Внутри башни были помещения, которые нередко использовались как тюрьма, особенно во время прогремевших на площади восстаний в XVII веке – известных соляного и медного бунтов. Окружающий мир А.А. Плешаков Мир вокруг нас

Спасская башня

Спасская – самая главная башня Кремля. Она служила парадным въездом в Кремль, через ее ворота проходили все торжественные выезды, выходы патриарха, встречи иностранных послов. Идущая от Спасских ворот улица внутри Кремля также называлась Спасской и являлась главной магистралью крепости. Внутри башни были помещения, которые нередко использовались как тюрьма, особенно во время прогремевших на площади восстаний в XVII веке – известных соляного и медного бунтов.

Окружающий мир А.А. Плешаков Мир вокруг нас

Царская башня Самая молодая и самая маленькая башня Царская сооружена в 1680 году. Строго говоря, это не башня, а каменный терем, шатёр, поставленный на стене. Когда-то здесь была небольшая деревянная башенка, с которой, по легенде, царь Иван IV (Грозный) любил наблюдать за событиями, происходившими на Красной площади, – отсюда и название башни.

Царская башня

Самая молодая и самая маленькая башня Царская сооружена в 1680 году. Строго говоря, это не башня, а каменный терем, шатёр, поставленный на стене. Когда-то здесь была небольшая деревянная башенка, с которой, по легенде, царь Иван IV (Грозный) любил наблюдать за событиями, происходившими на Красной площади, – отсюда и название башни.

Кутафья башня Самая маленькая – 13,5 метров – Кутафья башня впереди всех стен стоит. Невысокая, окружённая рвом и рекой, с единственными воротами, которые в минуты опасности наглухо закрывались, башня была серьёзной преградой для осаждавших.

Кутафья башня

Самая маленькая – 13,5 метров – Кутафья башня впереди всех стен стоит. Невысокая, окружённая рвом и рекой, с единственными воротами, которые в минуты опасности наглухо закрывались, башня была серьёзной преградой для осаждавших.

Троицкая башня Шестиэтажная Троицкая – самая высокая башня Кремля. Её высота со звездой со стороны Александровского сада – 80 м. В 1516 году через реку Неглинную был построен каменный Троицкий мост, а ворота башни служили проездом к хоромам царицы и царевен, ко двору патриарха.

Троицкая башня

Шестиэтажная Троицкая – самая высокая башня Кремля. Её высота со звездой со стороны Александровского сада – 80 м. В 1516 году через реку Неглинную был построен каменный Троицкий мост, а ворота башни служили проездом к хоромам царицы и царевен, ко двору патриарха.

ИВАНОВСКАЯ ПЛОЩАДЬ Окружающий мир А.А. Плешаков Мир вокруг нас

Окружающий мир А.А. Плешаков Мир вокруг нас

Окружающий мир А.А. Плешаков Мир вокруг нас

ЦАРЬ -ПУШКА Окружающий мир А.А. Плешаков Мир вокруг нас

Окружающий мир А.А. Плешаков Мир вокруг нас

Обратим теперь внимание на Царь-пушку. Сорокатонное орудие было отлито в 1586 году при царе Федоре Ивановиче, втором сыне Иване Грозного. Автор пушки – превосходный литейщик Алексей Чохов, чьи пушки сейчас хранятся даже в замках Швейцарии. Царь-пушка – самая большая в мире, но название свое она получила еще и потому, что на ней гравировкой вырезан портрет царя Федора. Она отлита не как декоративный памятник, а именно как действующее орудие, хотя за 400 лет своего существования ни разу не стреляла. Длина пушки – 5 с лишним метров, а калибр – 890 миллиметров. Окружающий мир А.А. Плешаков Мир вокруг нас

Обратим теперь внимание на Царь-пушку. Сорокатонное орудие было отлито в 1586 году при царе Федоре Ивановиче, втором сыне Иване Грозного.

Автор пушки – превосходный литейщик Алексей Чохов, чьи пушки сейчас хранятся даже в замках Швейцарии. Царь-пушка – самая большая в мире, но название свое она получила еще и потому, что на ней гравировкой вырезан портрет царя Федора.

Она отлита не как декоративный памятник, а именно как действующее орудие, хотя за 400 лет своего существования ни разу не стреляла. Длина пушки – 5 с лишним метров, а калибр – 890 миллиметров.

Окружающий мир А.А. Плешаков Мир вокруг нас

ЦАРЬ - Колокол Первый колокол-дед, младший ровесник Царь-пушки, был отлит уже при Борисе Годунове и весил 200 тонн. Когда он разбился при пожаре полвека спустя, его остатки переплавили в новый колокол, причем при переплавке потеряли 70 тонн металла. Колокол-отец был очень красив, его голос сравнивали с громом небесным, да и украшен он был с большой, как тогда говорили, хитростью, т.е. искусностью. В 1668 году его подняли на специальную деревянную звонницу, выстроенную рядом с Иваном Великим, а в 1701 году случился пожар, звонница сгорела и колокол разбился. На нем он и стоит до сих пор, являясь непревзойденным образцом литейного искусства. Окружающий мир А.А. Плешаков Мир вокруг нас

Первый колокол-дед, младший ровесник Царь-пушки, был отлит уже при Борисе Годунове и весил 200 тонн. Когда он разбился при пожаре полвека спустя, его остатки переплавили в новый колокол, причем при переплавке потеряли 70 тонн металла. Колокол-отец был очень красив, его голос сравнивали с громом небесным, да и украшен он был с большой, как тогда говорили, хитростью, т.е. искусностью. В 1668 году его подняли на специальную деревянную звонницу, выстроенную рядом с Иваном Великим, а в 1701 году случился пожар, звонница сгорела и колокол разбился. На нем он и стоит до сих пор, являясь непревзойденным образцом литейного искусства.

Читайте также: