Конспект щелочи их свойства и способы получения
Обновлено: 05.07.2024
Щелочи — это водорастворимые сильные основания. В настоящее время в химии принята теория Брёнстеда — Лоури и Льюиса, которая определяет кислоты и основания. В соответствии с этой теорией, кислоты — это вещества, способные отщеплять протон, а основания — отдавать электронную пару OH−. Можно сказать, что под основаниями понимают соединения, которые при диссоциации в воде образуют только анионы вида OH − . Если совсем просто, то щелочами называют соединения, состоящие из металла и гидроксид-иона OH − .
К щелочам принято относить гидроксиды щелочных и щелочно-земельных металлов.
Свойства щелочей
Щелочи — твердые вещества белого цвета; гигроскопичные, водорастворимые. Растворение в воде сопровождается активным выделением тепла. Вступают в реакции с кислотами, образуя соль и воду. Эта реакция нейтрализации является важнейшей из всех свойств щелочей. Кроме этого, гидроксиды реагируют с кислотными оксидами (образующими кислородосодержащие кислоты), с переходными металлами и их оксидами, с растворами солей.
Гидроксиды щелочных металлов растворяются в метиловом и этиловом спиртах, способны выдерживать температуры до +1000 °С (за исключением гидроксида лития).
Щелочи — активные химические реагенты, поглощающие из воздуха не только водяные пары, но и молекулы углекислого и сернистого газа, сероводорода, диоксида азота. Поэтому хранить гидроксиды следует в герметичной таре или, например, доступ воздуха в сосуд со щелочью организовать через хлоркальциевую трубку. В противном случае хим.реактив после хранения на воздухе будет загрязнен карбонатами, сульфатами, сульфидами, нитратами и нитритами.
Если сравнивать щелочи по химической активности, то она увеличивается при движении по столбцу таблицы Менделеева сверху вниз.
Концентрированные щелочи разрушают стекло, а расплавы щелочей — даже фарфор и платину, поэтому растворы щелочей не рекомендуется хранить в сосудах с пришлифованными стеклянными пробками и кранами, так как пробки и краны может заклинить. Хранят щелочи, обычно, в полиэтиленовых емкостях.
Именно щелочи, а не кислоты, вызывают более сильные ожоги, так как их сложнее смыть с кожи и они проникают глубоко в ткань. Смывать щелочь надо неконцентрированным раствором уксусной кислоты. Работать с ними необходимо в средствах защиты. Щелочной ожог требует немедленного обращения к врачу!
Применение щелочей
— В качестве электролитов.
— Для производства удобрений.
— В медицине, химических, косметических производствах.
— В рыбоводстве для стерилизации прудов.
Едкий натр
Самая популярная и востребованная в мире щелочь.
Применяется для омыления жиров в производстве косметических и моющих средств, для изготовления масел в процессе нефтепереработки, в качестве катализатора и реактива в химических реакциях; в пищепроме.
Едкое кали
Применяется для производства мыла, калийных удобрений, электролитов для батареек и аккумуляторов, синтетического каучука. Также — в качестве пищевой добавки; для профессиональной очистки изделий из нержавеющей стали.
Гидроксид алюминия
Востребован в медицине как отличный адсорбент, антацид, обволакивающее средство; ингредиент вакцин в фармацевтике. Кроме этого, вещество применяется в очистных сооружениях и в процессах получения чистого алюминия.
Гидроокись кальция
Гидроокись лития
Востребованное соединение в химпроме как сырье; в стекольной, керамической, радиотехнической индустрии; для производства смазочных материалов, электролитов; для поглощения вредных газов.
Гидроокись бария
Применяется в химпроме как катализатор, а также в пищепроме для очистки жиров, сахара.
В аналитической химии применяются фиксаналы щелочей, которые можно купить у нас:
— стандарт-титр Натрий гидроокись (Натрий гидроксид) 0,1 H
— стандарт-титр Калий гидроокись (Калий гидроксид) 0,1 Н
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Учебный проект по дисциплине:
Смирнова Елена Александровна
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ХИМИИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА
Тип урока: усвоения новых знаний
Вид урока: учебная деятельность
Цели урока : создать условия:
для исследования свойств изучаемых веществ (щелочей);
для наблюдений химических превращений изучаемых веществ (щелочей);
для развития умения характеризовать состав и свойства щелочей;
для развития умений записывать уравнения химических реакций;
для умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективе; адекватно оценивать свою познавательно-трудовую деятельность;
для умения управлять своей познавательной деятельностью, развития готовности к решению творческих задач, способности оценивать проблемные ситуации.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
уметь исследовать свойства и наблюдать за химическими превращениями изучаемых веществ;
уметь характеризовать состав и свойства щелочей;
уметь записывать уравнения химических реакций, протекающих между изученными классами неорганических соединений.
Метапредметные:
уметь взаимодействовать с членами коллектива; адекватно оценивать познавательно-трудовую деятельность на уроке.
Личностные:
Уметь управлять познавательной деятельностью, решать творческие задачи, оценивать проблемные ситуации.
Химия: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова, Н.Н. Гара. – М.: Вентана-Граф, 2014
Химия: 8 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.Н. Гара, М.А. Ахметов. – М.: Вентана-Граф, 2013
Химия: 8 класс: методическое пособие/ М.А. Ахметов, Н.Н. Гара. – М.: Вентана-Граф, 2014
- А теперь проверим результаты усвоения наших знаний: обменяемся листочками с соседом по парте и оценим его работу согласно критериям, которые представлены на слайде презентации
Оценивание результата теста соседа по парте
Верные ответы и шкала оценивания представлены на слайде 1 презентации к уроку (Приложение 1.)
Работа в группах : выполнение опытов, озвучивание результатов наблюдения
Группам выдается оборудование. Учитель озвучивает роль каждого ученика на уроке (за проведение опыта, учащиеся сами назначают старшего в группе)
- Догадались ли вы, какой класс неорганических соединений нам предстоит сегодня изучить? Какова тема и цель урока?
Фронтальная работа в группах : озвучивание темы и цели урока.
Цель урока – изучить свойства и химические свойства щелочей
Тему урока учащиеся записывают в тетрадь
- Итак, цель определена! Для достижения цели нам необходимо составить план действия! Каждая группа работает с текстом учебника и составляет план
Работа в группах: составление плана по § 36.
Ответственные в группе за составление плана озвучивают свою версию.
При необходимости проводится корректировка плана.
Физические свойства щелочей
Химические свойства щелочей:
2.1.Взаимодействие с кислотными оксидами
2.2. Взаимодействие с кислотами
2.3. Взаимодействие с солями
3. Получение щелочей в лаборатории
Учащиеся записывают план в тетрадь
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (слайд 2)
- Каждая группа получает индивидуальный маршрут действий. Но для того, что бы верно и быстро ответить на вопросы, необходимо сплоченно, дружно работать в команде!
- Каждая группа представляет результаты своей деятельности.
Самостоятельная работа в группах: учащиеся получают маршрут действий, ответы на вопросы фиксируют в тетрадях
Коллективная беседа по результатам освоения физических свойств (слайд 3); химических свойств (слайд 4) и получения щелочей в лаборатории (слайд 5).
Химические свойства щелочей учащиеся группы прописывают на доске, при необходимости – корректируются
Каждая группа получает свой маршрут действий (приложения 2, 3)
- Каждой группе я даю небольшую диагностическую работу, в которой содержатся одинаковые задания. Та группа, которая верно и быстро выполнит задание, имеет право на получение дополнительного балла к общей оценке за урок!
Коллективная работа с диагностической работой
- Теперь нам необходимо заполнить лист самооценки за урок, а я проверю за это время ваши диагностические работы.
Беседа. Отвечают на вопросы учителя
Индивидуальная работа по заполнению листа самооценки
- Переводим полученные баллы в оценку. Дополнительный балл зарабатывают участники ____ группы.
Индивидуальная работа по переводу баллов в оценку
- Полезен ли был для вас урок? Какие у вас есть замечания и предложения?
Самоанализ. Опрос 2-3 желающих
Читать §36, письменно выполнить задания 1 и 7 на стр. 155. По желанию учащихся – приготовить презентацию о применении щелочей в жизни человека
Записывают задание в дневник
К кислотам относится каждое из двух веществ
С какой парой металлов взаимодействуют кислоты?
С какими веществами кислоты не реагируют?
С растворимыми основаниями
С оксидами металлов
С оксидами неметаллов
С активными металлами
Между какими веществами неорганических соединений возможна реакция нейтрализации?
Перед изучением этого раздела рекомендую прочитать следующую статью:
Основания – сложные вещества, которые состоят из катиона металла Ме + (или металлоподобного катиона, например, иона аммония NH4 + ) и гидроксид-аниона ОН — .
По растворимости в воде основания делят на растворимые (щелочи) и нерастворимые основания . Также есть неустойчивые основания, которые самопроизвольно разлагаются.
1. Взаимодействие основных оксидов с водой. При этом с водой реагируют в обычных условиях только те оксиды, которым соответствует растворимое основание (щелочь). Т.е. таким способом можно получить только щёлочи:
основный оксид + вода = основание
Например , оксид натрия в воде образует гидроксид натрия (едкий натр):
Na2O + H2O → 2NaOH
При этом оксид меди (II) с водой не реагирует:
CuO + H2O ≠
2. Взаимодействие металлов с водой. При этом с водой реагируют в обычных условиях только щелочные металлы (литий, натрий, калий. рубидий, цезий) , кальций, стронций и барий. При этом протекает окислительно-восстановительная реакция, окислителем выступает водород, восстановителем является металл.
металл + вода = щёлочь + водород
Например , калий реагирует с водой очень бурно:
2K 0 + 2 H2 + O → 2 K + OH + H2 0
3. Электролиз растворов некоторых солей щелочных металлов . Как правило, для получения щелочей электролизу подвергают растворы солей, образованных щелочными или щелочноземельными металлами и бескилородными кислотами (кроме плавиковой) – хлоридами, бромидами, сульфидами и др. Более подробно этот вопрос рассмотрен в статье Электролиз.
Например , электролиз хлорида натрия:
2NaCl + 2H2O → 2NaOH + H2↑ + Cl2↑
4. Основания образуются при взаимодействии других щелочей с солями. При этом взаимодействуют только растворимые вещества, а в продуктах должна образоваться нерастворимая соль, либо нерастворимое основание:
щелочь + соль1 = соль2↓ + щелочь
щелочь + соль1 = соль2↓ + щелочь
Например: карбонат калия реагирует в растворе с гидроксидом кальция:
Например: хлорид меди (II) взаимодействет в растворе с гидроксидом натрия. При этом выпадает голубой осадок гидроксида меди (II):
CuCl2 + 2NaOH → Cu(OH)2↓ + 2NaCl
1. Нерастворимые основания взаимодействуют с сильными кислотами и их оксидами (и некоторыми средними кислотами). При этом образуются соль и вода.
нерастворимое основание + кислота = соль + вода
нерастворимое основание + кислотный оксид = соль + вода
Например , гидроксид меди (II) взаимодействует с сильной соляной кислотой:
При этом гидроксид меди (II) не взаимодействует с кислотным оксидом слабой угольной кислоты – углекислым газом:
2. Нерастворимые основания разлагаются при нагревании на оксид и воду.
Например , гидроксид железа (III) разлагается на оксид железа (III) и воду при прокаливании:
3. Нерастворимые основания не взаимодействуют с амфотерными оксидами и гидроксидами.
нерастворимое оснвоание + амфотерный оксид ≠
нерастворимое основание + амфотерный гидроксид ≠
4. Некоторые нерастворимые основания могут выступать в качестве восстановителей. Восстановителями являются основания, образованные металлами с минимальной или промежуточной степенью окисления, которые могут повысить свою степень окисления (гидроксид железа (II), гидроксид хрома (II) и др.).
Например , гидроксид железа (II) можно окислить кислородом воздуха в присутствии воды до гидроксида железа (III):
4 Fe +2 (OH)2 + O2 0 + 2H2O → 4 Fe +3 ( O -2 H)3
1. Щёлочи взаимодействуют с любыми кислотами – и сильными, и слабыми . При этом образуются средняя соль и вода. Эти реакции называются реакциями нейтрализации . Возможно и образование кислой соли, если кислота многоосновная, при определенном соотношении реагентов, либо в избытке кислоты. В избытке щёлочи образуется средняя соль и вода:
щёлочь(избыток)+ кислота = средняя соль + вода
щёлочь + многоосновная кислота(избыток) = кислая соль + вода
Например , гидроксид натрия при взаимодействии с трёхосновной фосфорной кислотой может образовывать 3 типа солей: дигидрофосфаты, фосфаты или гидрофосфаты.
При этом дигидрофосфаты образуются в избытке кислоты, либо при мольном соотношении (соотношении количеств веществ) реагентов 1:1.
При мольном соотношении количества щелочи и кислоты 2:1 образуются гидрофосфаты:
В избытке щелочи, либо при мольном соотношении количества щелочи и кислоты 3:1 образуется фосфат щелочного металла.
2. Щёлочи взаимодействуют с амфотерными оксидами и гидроксидами. При этом в расплаве образуются обычные соли , а в растворе – комплексные соли .
щёлочь (расплав) + амфотерный оксид = средняя соль + вода
щёлочь (расплав) + амфотерный гидроксид = средняя соль + вода
щёлочь (раствор) + амфотерный оксид = комплексная соль
щёлочь (раствор) + амфотерный гидроксид = комплексная соль
Например , при взаимодействии гидроксида алюминия с гидроксидом натрия в расплаве образуется алюминат натрия. Более кислотный гидроксид образует кислотный остаток:
А в растворе образуется комплексная соль:
Обратите внимание, как составляется формула комплексной соли: сначала мы выбираем центральный атом (как правило, это металл из амфотерного гидроксида). Затем дописываем к нему лиганды — в нашем случае это гидроксид-ионы. Число лигандов, как правило, в 2 раза больше, чем степень окисления центрального атома. Но комплекс алюминия — исключение, у него число лигандов чаще всего равно 4. Заключаем полученный фрагмент в квадртаные скобки — это комплексный ион. Определяем его заряд и снаружи дописываем нужное количество катионов или анионов.
3. Щёлочи взаимодействуют с кислотными оксидами. При этом возможно образование кислой или средней соли, в зависимости от мольного соотношения щёлочи и кислотного оксида. В избытке щёлочи образуется средняя соль, а в избытке кислотного оксида образуется кислая соль:
щёлочь(избыток) + кислотный оксид = средняя соль + вода
щёлочь + кислотный оксид(избыток) = кислая соль
Например , при взаимодействии избытка гидроксида натрия с углекислым газом образуется карбонат натрия и вода:
А при взаимодействии избытка углекислого газа с гидроксидом натрия образуется только гидрокарбонат натрия:
2NaOH + CO2 = NaHCO3
4. Щёлочи взаимодействуют с солями. Щёлочи реагируют только с растворимыми солями в растворе , при условии, что в продуктах образуется газ или осадок . Такие реакции протекают по механизму ионного обмена.
щёлочь + растворимая соль = соль + соответствующий гидроксид
Щёлочи взаимодействуют с растворами солей металлов, которым соответствуют нерастворимые или неустойчивые гидроксиды.
Cu 2+ SO4 2- + 2Na + OH — = Cu 2+ (OH)2 — ↓ + Na2 + SO4 2-
Также щёлочи взаимодействуют с растворами солей аммония.
Например , гидроксид калия взаимодействует с раствором нитрата аммония:
! При взаимодействии солей амфотерных металлов с избытком щёлочи образуется комплексная соль !
Давайте рассмотрим этот вопрос подробнее. Если соль, образованная металлом, которому соответствует амфотерный гидроксид , взаимодействует с небольшим количеством щёлочи, то протекает обычная обменная реакция, и в осадок выпадает гидроксид этого металла .
Например , избыток сульфата цинка реагирует в растворе с гидроксидом калия:
Однако, в данной реакции образуется не основание, а амфотерный гидроксид. А, как мы уже указывали выше, амфотерные гидроксиды растворяются в избытке щелочей с образованием комплексных солей . Т аким образом, при взаимодействии сульфата цинка с избытком раствора щёлочи образуется комплексная соль, осадок не выпадает:
Таким образом, получаем 2 схемы взаимодействия солей металлов, которым соответствуют амфотерные гидроксиды, с щелочами:
соль амф.металла(избыток) + щёлочь = амфотерный гидроксид↓ + соль
соль амф.металла + щёлочь(избыток) = комплексная соль + соль
5. Щёлочи взаимодействуют с кислыми солями. При этом образуются средние соли, либо менее кислые соли.
кислая соль + щёлочь = средняя соль + вода
Например , гидросульфит калия реагирует с гидроксидом калия с образованием сульфита калия и воды:
Свойства кислых солей очень удобно определять, разбивая мысленно кислую соль на 2 вещества — кислоту и соль. Например, гидрокарбонта натрия NaHCO3 мы разбиваем на уольную кислоту H2CO3 и карбонат натрия Na2CO3. Свойства гидрокарбоната в значительной степени определяются свойствами угольной кислоты и свойствами карбоната натрия.
6. Щёлочи взаимодействуют с металлами в растворе и расплаве. При этом протекает окислительно-восстановительная реакция, в растворе образуется комплексная соль и водород, в расплаве — средняя соль и водород.
! Обратите внимание! С щелочами в растворе реагируют только те металлы, у которых оксид с минимальной положительной степенью окисления металла амфотерный!
Например , железо не реагирует с раствором щёлочи, оксид железа (II) — основный. А алюминий растворяется в водном растворе щелочи, оксид алюминия — амфотерный:
2Al + 2NaOH + 6 H2 + O = 2Na[ Al +3 (OH)4] + 3 H2 0
7. Щёлочи взаимодействуют с неметалами. При этом протекают окислительно-восстановительные реакции. Как правило, неметаллы диспропорционируют в щелочах. Не реагируют с щелочами кислород, водород, азот, углерод и инертные газы (гелий, неон, аргон и др.):
NaOH +О2 ≠
NaOH +N2 ≠
NaOH +C ≠
Сера, хлор, бром, йод, фосфор и другие неметаллы диспропорционируют в щелочах (т.е. самоокисляются-самовосстанавливаются).
Например , хлор при взаимодействии с холодной щелочью переходит в степени окисления -1 и +1:
2NaOH +Cl2 0 = NaCl — + NaOCl + + H2O
Хлор при взаимодействии с горячей щелочью переходит в степени окисления -1 и +5:
6NaOH +Cl2 0 = 5NaCl — + NaCl +5 O3 + 3H2O
Кремний окисляется щелочами до степени окисления +4.
Например , в растворе:
2NaOH + Si 0 + H2 + O= Na2Si +4 O3 + 2H2 0
Фтор окисляет щёлочи:
2F2 0 + 4NaO -2 H = O2 0 + 4NaF — + 2H2O
Более подробно про эти реакции можно прочитать в статье Окислительно-восстановительные реакции.
Основаниями или гидроксидами называют соединения металлов с гидроксогруппами ОН (одна или несколько групп ОН на каждый атом металла М, т.е. МОН или М(ОН)n). Гидроксогруппа ОН – это ион, ее заряд равен 1–, валентность I.
Названия оснований
В названии основания два слова: КОН – гидроксид калия. Если металл имеет переменную валентность, то ее указывают римской цифрой в скобках: Сг(ОН)3 – гидроксид хрома(III).
Чтобы составить формулу гидроксида по названию соединения, надо знать заряд катиона металла М n + . Число гидроксогрупп в формуле равно величине этого заряда: М(ОН)n. Заряды катионов металлов можно узнать из таблицы растворимости.
Например, в гидроксиде калия заряд иона калия 1 + , К + , поэтому формула КОН. В гидроксиде бария ион бария Ва 2+ , формула Ва(ОН)2.
Щелочи – это растворимые в воде основания (LiOH, NaOH, КОН, Ва(ОН)2, Са(ОН)2 ). Щелочи – очень едкие вещества, вызывают ожоги. При работе с ними надо особенно тщательно соблюдать правила техники безопасности, надевать очки и перчатки.
Для распознавания растворов щелочей используют индикаторы.
Индикаторы – это органические красители, изменяющие окраску в зависимости от состава раствора. Так, бесцветный раствор фенолфталеина в растворе щелочи становится малиновым. Фиолетовый раствор лакмуса в растворах щелочей становится синим, а оранжевый раствор метилоранжа приобретает интенсивно желтый цвет.
Нерастворимые основания – это практически нерастворимые в воде вещества, например гидроксид железа(III), гидроксид меди(II), гидроксид магния.
Основные оксиды – это оксиды, которым соответствуют основания. Если элемент образует несколько оксидов, то оксид, соответствующий низшей степени окисления, является основным оксидом. Например, СrО и МnО – основные оксиды.
Формулы основных оксидов можно вывести, вычитая необходимое число молекул воды из формулы основания. Например, для формул основных оксидов Na2O, СаО, Fe2O3:
а) 2NaOH – Н2O = Na2O;
б) Са(ОН)2 – Н2O = СаО;
в) 2Fe(OH)3 – 3Н2O = Fe2O3.
Получение оснований
Растворимые основания получают:
а) реакцией оксидов щелочных и щелочноземельных металлов с водой: ВаО + Н2O = Ва(ОН)2;
б) взаимодействием активных металлов (электроотрицательность которых 1,2 и меньше) с водой: 2 Li + 2Н2O = 2LiOH + Н2 ↑;
в) электролизом водного раствора соли, например хлорида натрия; при пропускании постоянного электрического тока через раствор на катоде выделяется водород, на аноде – хлор, а в растворе остается гидроксид натрия:
2NaCl + 2Н2O →электролиз→ Н2 ↑ + 2NaOH + Cl2 ↑.
Нерастворимые основания получают по реакции обмена растворимых солей со щелочами:
CuCl2 + 2NaOH = Cu(OH)2 ↓ + 2NaCl.
Химические свойства оснований
Нерастворимые основания – довольно неустойчивые соединения. Нагревание (300–400 °С) приводит к потере ими воды. Например, голубой гидроксид меди(II) при нагревании отщепляет воду и превращается в черный оксид меди(II):
Сu(ОН)2 → t → СuО + Н2O.
Читайте также: