Конспект по искусству 9 класс пространственно временные искусства

Обновлено: 07.07.2024

Пространственно-временные искусства – это искусства сложные, синтетические. Развитие художественной практики и эстетических потребностей общества ведет к синтезу искусств. В самой природе некоторых видов художественного творчества лежит необходимость синтеза. К таким искусствам относятся театр, цирк, эстрада, кинематограф, телевидение. Синтетичность – общая черта каждого из этих искусств, но характер синтеза в театре иной, чем в кинематографе, а в искусстве кино он отличается от телевидения. У каждого синтетического искусства есть свои собственные специфические видовые особенности.

Театр. Раскрывая специфические особенности театрального искусства, мы постараемся выявить такие его черты и признаки, которые присущи не только современному театру, но были свойственны ему всегда, на всех этапах его существования и развития.

Театр относится к пространственно-временным видам искусства. Художественное своеобразие сценического искусства выражается в том, что оно предполагает свое одновременное раскрытие как в пространстве, так и во времени.

С пространственными искусствами – живописью, скульптурой, архитектурой – театр сближают такие его элементы, как декорации, костюм; с временными – литературой, музыкой – последовательная смена картин развертывающегося действия. Если лишить театр одной из этих сторон, пространственной или временной, то он перестанет быть самостоятельным видом искусства.

Произведение театрального искусства – спектакль – представляет собой особым образом организованное сценическое действие, развертывающееся во времени и в пространстве.

Театр выступает как вид зрелищного искусства. В нем сочетаются возможности искусств, рассчитанных как на зрительное, так и на слуховое восприятие.

В театроведении бывали попытки беспредельно расширить понятие сценического искусства на основании его свойства – зрелищности. Театр отождествлялся с игрой, обрядами, трудовыми процессами и т.д., что выводило театр из системы искусств. Несомненно, в играх первобытных людей, в обрядах, ритуалах есть ясно выраженные зрелищные моменты, внешне они походят на театральные представления.

Но принципиальное качественное отличие игры в жизни от игры актера в театре заключается в том, что театр ставит целью удовлетворение эстетических запросов зрителя, тогда как игра в жизни является средством удовлетворения потребности в игре самих ее участников. В обрядах, ритуалах (бытовых, религиозно-культовых и др.) есть некоторые признаки театра: организованное действие и даже наличие зрителя. Но в этом действии нет главного признака театрального действия – конфликта, составляющего суть драматизма.

Нет оснований включать в понятие театра и различного рода массовые и спортивные зрелища, хотя в них могут быть заключены некоторые элементы зрелищных искусств. Отождествление театра с обрядами, игрой, массовыми театрализованными зрелищами ведет к игнорированию художественно-образной специфики театра, к умалению в нем идейного начала, а значит, и к ликвидации театра как вида искусства.

История мирового театра знает немало примеров, свидетельствующих о том, что сценическое искусство в прошлом не раз обходилось без тех или иных элементов, присущих современному театру (например, без драматургии, без декораций). Но нельзя указать ни на один период в развитии театра, когда бы он существовал без актера. Актер – главный выразитель специфики сценического искусства; оно является актерским по преимуществу.

Каковы же наиболее существенные особенности искусства театра?

Искусство театра – вторичное. Его идейно-тематическую основу образует драматургия. Театр отличается от других видов искусства – от литературы, живописи, музыки, скульптуры и т.д. – тем, что в нем осуществляется замысел, данный уже в другом произведении, а именно в драматическом (в пьесе).

Живописец, композитор, поэт имеют дело с непосредственным восприятием действительности, тогда как между актером и действительностью стоит драматург. Драматургия определяет направление развития театра и содержание театрального искусства, его жанровое разнообразие, а также разнообразие средств выразительности.




Однако случается, что театр не раскрывает в спектакле смысл пьесы, а использует ее как предлог для демонстрации актерской и режиссерской техники, для демонстрации владения выразительными средствами театра и т.п. Это зачастую приводит к полному выхолащиванию содержания театрального зрелища.

Театр – самостоятельный вид искусства. Но самостоятельность эта – не в мнимой независимости от драматургии и не в праве режиссера на произвол по отношению к пьесе, а в оригинальном взгляде на пьесу, на ее конфликты и характеры, в раскрытии глубокого смысла пьесы, в ее оригинальном и свежем сценическом истолковании. В сценическом толковании пьесы театр может идти очень далеко; он может найти такие грани пьесы, которые автор не подозревал в ней; тем самым театр может художественно обогатить пьесу.

Драматургия как вид литературы очень сложна и имеет свои специфические особенности, которые отличают ее от других литературных жанров, например, от романа. Так, романист может и должен заставить своего героя действовать, но вместе с тем за автором романа сохраняется право досказать читателю многое из того, что не обнаруживается самими действиями героя, авторможет комментировать внутреннее состояние своих героев, их взаимоотношения. В драматическом произведении (пьесе) автор не выступает комментатором действий своих героев. Все отношения между героями, их внутренний мир обнаруживаются только посредством сценического действия, заключенного в диалогах.

Следовательно, решающей чертой драматической литературы (пьесы) является действенность. В основе драматических произведений лежат острые общественные конфликты, столкновения противостоящих друг другу ярко очерченных характеров.

Признанием ведущей роли драматургии в сценическом искусстве ни в какой степени не умаляется и не принижается значение театра как самостоятельной области художественного творчества. Сама драматургия нуждается в театре точно так же, как театр нуждается в драматургии. Спектакль – не копия пьесы, а созданное ее основе новое произведение искусства. Вне театра драматургия обнаружить все богатство заключенного в ней содержания не может. Драматическое произведение, даже самое гениальное, может быть раскрыто только тогда, когда оно получает свою сценическую жизнь.

Пространственно-временные искусства – это искусства сложные, синтетические. Развитие художественной практики и эстетических потребностей общества ведет к синтезу искусств. В самой природе некоторых видов художественного творчества лежит необходимость синтеза. К таким искусствам относятся театр, цирк, эстрада, кинематограф, телевидение. Синтетичность – общая черта каждого из этих искусств, но характер синтеза в театре иной, чем в кинематографе, а в искусстве кино он отличается от телевидения. У каждого синтетического искусства есть свои собственные специфические видовые особенности.

Театр. Раскрывая специфические особенности театрального искусства, мы постараемся выявить такие его черты и признаки, которые присущи не только современному театру, но были свойственны ему всегда, на всех этапах его существования и развития.

Театр относится к пространственно-временным видам искусства. Художественное своеобразие сценического искусства выражается в том, что оно предполагает свое одновременное раскрытие как в пространстве, так и во времени.

С пространственными искусствами – живописью, скульптурой, архитектурой – театр сближают такие его элементы, как декорации, костюм; с временными – литературой, музыкой – последовательная смена картин развертывающегося действия. Если лишить театр одной из этих сторон, пространственной или временной, то он перестанет быть самостоятельным видом искусства.

Произведение театрального искусства – спектакль – представляет собой особым образом организованное сценическое действие, развертывающееся во времени и в пространстве.

Театр выступает как вид зрелищного искусства. В нем сочетаются возможности искусств, рассчитанных как на зрительное, так и на слуховое восприятие.

В театроведении бывали попытки беспредельно расширить понятие сценического искусства на основании его свойства – зрелищности. Театр отождествлялся с игрой, обрядами, трудовыми процессами и т.д., что выводило театр из системы искусств. Несомненно, в играх первобытных людей, в обрядах, ритуалах есть ясно выраженные зрелищные моменты, внешне они походят на театральные представления.

Но принципиальное качественное отличие игры в жизни от игры актера в театре заключается в том, что театр ставит целью удовлетворение эстетических запросов зрителя, тогда как игра в жизни является средством удовлетворения потребности в игре самих ее участников. В обрядах, ритуалах (бытовых, религиозно-культовых и др.) есть некоторые признаки театра: организованное действие и даже наличие зрителя. Но в этом действии нет главного признака театрального действия – конфликта, составляющего суть драматизма.

Нет оснований включать в понятие театра и различного рода массовые и спортивные зрелища, хотя в них могут быть заключены некоторые элементы зрелищных искусств. Отождествление театра с обрядами, игрой, массовыми театрализованными зрелищами ведет к игнорированию художественно-образной специфики театра, к умалению в нем идейного начала, а значит, и к ликвидации театра как вида искусства.

История мирового театра знает немало примеров, свидетельствующих о том, что сценическое искусство в прошлом не раз обходилось без тех или иных элементов, присущих современному театру (например, без драматургии, без декораций). Но нельзя указать ни на один период в развитии театра, когда бы он существовал без актера. Актер – главный выразитель специфики сценического искусства; оно является актерским по преимуществу.

Каковы же наиболее существенные особенности искусства театра?

Искусство театра – вторичное. Его идейно-тематическую основу образует драматургия. Театр отличается от других видов искусства – от литературы, живописи, музыки, скульптуры и т.д. – тем, что в нем осуществляется замысел, данный уже в другом произведении, а именно в драматическом (в пьесе).

Живописец, композитор, поэт имеют дело с непосредственным восприятием действительности, тогда как между актером и действительностью стоит драматург. Драматургия определяет направление развития театра и содержание театрального искусства, его жанровое разнообразие, а также разнообразие средств выразительности.

Однако случается, что театр не раскрывает в спектакле смысл пьесы, а использует ее как предлог для демонстрации актерской и режиссерской техники, для демонстрации владения выразительными средствами театра и т.п. Это зачастую приводит к полному выхолащиванию содержания театрального зрелища.

Театр – самостоятельный вид искусства. Но самостоятельность эта – не в мнимой независимости от драматургии и не в праве режиссера на произвол по отношению к пьесе, а в оригинальном взгляде на пьесу, на ее конфликты и характеры, в раскрытии глубокого смысла пьесы, в ее оригинальном и свежем сценическом истолковании. В сценическом толковании пьесы театр может идти очень далеко; он может найти такие грани пьесы, которые автор не подозревал в ней; тем самым театр может художественно обогатить пьесу.

Драматургия как вид литературы очень сложна и имеет свои специфические особенности, которые отличают ее от других литературных жанров, например, от романа. Так, романист может и должен заставить своего героя действовать, но вместе с тем за автором романа сохраняется право досказать читателю многое из того, что не обнаруживается самими действиями героя, авторможет комментировать внутреннее состояние своих героев, их взаимоотношения. В драматическом произведении (пьесе) автор не выступает комментатором действий своих героев. Все отношения между героями, их внутренний мир обнаруживаются только посредством сценического действия, заключенного в диалогах.

Следовательно, решающей чертой драматической литературы (пьесы) является действенность. В основе драматических произведений лежат острые общественные конфликты, столкновения противостоящих друг другу ярко очерченных характеров.

Признанием ведущей роли драматургии в сценическом искусстве ни в какой степени не умаляется и не принижается значение театра как самостоятельной области художественного творчества. Сама драматургия нуждается в театре точно так же, как театр нуждается в драматургии. Спектакль – не копия пьесы, а созданное ее основе новое произведение искусства. Вне театра драматургия обнаружить все богатство заключенного в ней содержания не может. Драматическое произведение, даже самое гениальное, может быть раскрыто только тогда, когда оно получает свою сценическую жизнь.

 Р а з в и т и е у м е н и я те р п и м о о т н о с и т ь с я к а л ь т е р н а т и в н ы м су ж де н и я м .

Мы пр од о л ж а е м изу че ние ин те р е с но го пр е д ме т а - И с ку сс тв о . Н а у ро ка х м ы с в а м и б у де м

л ю де й, ч ья ж и зн ь св яз ан а с ис ку сс т во м . Мы бу де м пу те ше ст в ов а ть не т о л ьк о в на с т о ящ е м вр ем е н и, а

в ер не м с я на з а д, мы у з н а е м , ка к с о з д а ва л ис ь те и л и ин ы е в и д ы ис ку сс т в , по з на к о м и м ся с и с т о р ич ес к и м и

В 9 к л ас с е м ы п р о д о л ж а е м з на к ом ит ьс я с т ра ди ц и он ны м и и с ов ре м е н н ы м и в ид ам и ис ку сс т в . Н о те пе р ь

в це н т р е в н им а ни я о к а ж у тс я с и нт е т ич е с к и е ис ку с с тв а ( т е ат р, хо ре о г ра ф и я , пр е ж де в с ег о ба л е т, и оп ер а ) ,

э к р а н ны е ( к ин ем а то гр а ф , те л е в и д е н ие , в ид е о и м у ль т и ме д и а ) и з р е л и щ ны е ( ц ир к и э с т р а да ) . У ка ж д о го из

н их с в ои о со бы е за ко н ы и с по с об ы от р а же ни я жи зн и , св ои с ре дс тв а ху д о же с т ве н н ой в ыр а зи те л ь н ос ти .

Только до 9 марта

ШАГ 1: подайте 3 заявки на любые курсы ПК

Бесплатным становится курс с наименьшим количеством часов

Подсказка: выгоднее всего, если все курсы будут на одинаковое количество часов

  • Стоимость курса 1 — ₽
  • Стоимость курса 2 — ₽
  • Стоимость курса 3 0 ₽

Для участия в акции Вам необходимо подать 3 заявки на любые курсы ПК (повышения квалификации) Для участия в акции выбираются 3 последних поданных заявки.

Войти с помощью:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Всего 2 материала



40%

Если Вы не нашли темы для своего учебника, то можете добавить оглавление учебника и получить благодарность от проекта "Инфоурок".

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

Время чтения: 2 минуты

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль и значение интерактивной доски в формировании пространственно-временных представлений у умственно отсталых учащихся на уроках истории России

Выдержка из аттестационной работы на тему "Формирование временныx и пространственныx представлений на уркаx истории России в специальной (коррекционной) школе VIII вида.


Развитие и уточнение пространственно-временных представлений у младших школьников на логопедических занятиях

В данном материале представлена работа по развитие и уточнение пространственно-временных представлений у младших школьников на логопедических занятиях в условиях логопункта общеобразовательной школы.


Функция мускульной пространственно-временной ориентации

Артикуляционные функции меха и пальца на баяне.Функции меха:Движение мехаразнонаправленный способ ведения мехасмена движения мехаАктив и пассив.

Система уроков по теме «Хронотоп. Специфика пространственно-временной организации рассказов

Система уроков по русской словеснсти (литературе) для 9 класса.


презентация обществознание 5 класс культура, виды искусства

Презентация для 5 классов по обществознанию по теме: "Культура. Виды искусства".


Развитие пространственно-временных представлений у обучающихся с ОНР.

Дизорфография – это специфическое нарушение орфографического навыка письма у детей с сохранным интеллектом и устной речью. Для детей с дизорфографией основную трудность вызывает решение ор.


"Виды искусств. Виды изобразительных искусств. Жанры в изобразительном искусстве". Разработка урока по изобразительному искусству в рамках ФГОС.

Урок по изобразительному искусству. ФГОС. 6 класс по программе Б.М.Неменского.Тема урока: Виды искусств. Виды изобразительных искусств. Жанры в изобразительном искусстве.Тип урока: Комбини.

Читайте также: