Конспект занятия оренбургский пуховый платок в подготовительной группе

Обновлено: 06.07.2024

Автор: Инкирева Лидия Федоровна
В конспекте занятия раскрываются приемы развития словаря детей с ОНР, приемы совершенствования фонематического восприятия, речевой моторики, а также приемы развития воображения, долговременной памяти, послового чтения, фантазирования. Материал конспекта способствует воспитанию любви к родному краю, гордости за него.

Автор: Инкирева Лидия Федоровна

Логопедическое занятие в группе компенсирующей направленности для детей 6-7 лет с ОНР.
Учитель-логопед Инкирева Л.Ф.
МБДОУ №170
г. Оренбург
Тема: Оренбургский пуховый платок – символ Оренбуржья
Коррекционно-образовательные задачи:
- систематизировать представления детей о символе Оренбуржья – пуховом платке;
- актуализировать все виды словаря по теме;
- совершенствовать речевую моторику у детей;
- упражнять в составлении рифмованных фраз;
- учить детей составлению рассказов по опорным словам;
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать коммуникативные навыки у детей;
- совершенствовать долговременную память;
- развивать фонематическое восприятие, воображение у детей;
Воспитательные задачи:
- воспитывать в детях гордость за родной край, развивать интерес к рукоделию (вязанию пуховых изделий).
Оборудование: картина Коза с козлятами из серии Домашние животные, пуховые платки: шали, паутинки, палантины, веретено, спицы для вязания (иголки), козий пух.
Предварительная работа: на занятиях по познавательному развитию воспитатели познакомили детей с историей возникновения пуховязального промысла в Оренбуржье, а также в процессе проведения опытно-экспериментальной работы показали качества изделий из пуха коз: их схожесть, различие, назначение всех пуховых изделий.
Ход занятия
1. Организационный момент. Дети заходят в кабинет, на стенде развешаны пуховые изделия: шали, паутинки, палантины. Звучит фонограмма песни Оренбургский пуховый платок муз. Г. Пономаренко, слова В. Бокова.
Логопед: Ребята! Вы знаете какой традиционный праздник проходит у нас в Оренбурге в эти осенние дни?
Дети: Каждый год в нашем городе с 12 октября по 15 октября проходят Дни Оренбургского пухового платка
2. Логопед: Это замечательный праздник! Давно принято считать пуховые платки, связанные в наших оренбургских краях, символом нашего Оренбуржья.
Много создано стихов, песен о нашей малой родине, в которых прославляются символы нашего края, среди которых значатся и пуховые платки.
Послушаем стихотворение оренбургской поэтессы Веры Шишкиной об этом.
Родное Оренбуржье!
Зимой морозной вьюга ночью злится,
К утру сугробы стынут у дверей.
Березы белые, пшеница!
Здесь чудо – шали вяжут мастерицы
Что греют плечи наших матерей
Богатая и вольная земля!
Здесь я живу, здесь Родина моя!
3. Раздается стук в дверь, заходит ребенок-журналист.
Р - журналист: Здравствуйте! Я – журналист из газеты Оренбургская Сударыня, наша газета готовит материалы о праздновании Дней оренбургского пухового платка. Вы принимаете участие в этом?
Организуется общение детей с журналистом, в котором дети обмениваются впечатлениями о посещении с родителями выставок, концертов, посвященных этому символу оренбургского края.
Ребенок-журналист: какая акция проходит в городе в день народного праздника – 14 октября?
Ребенок: Акция называется В Покров день платок пуховый надень.
Ребенок: В этот день мастерицы-пуховязальщицы организуют свои выставки, на которых показывают пуховые изделия. Люди любуются ими и покупают их.
Ребенок: А я видел, как на этих выставках пуховязальщицы учат вязанию людей, показывают разные узоры, рассказывают как нужно вязать их.
Ребенок-журналист: Из пуха каких животных вяжут пуховые платки? – из пуха гусей?
- из шерсти белых овец?
- из пуха коз?
Дети: Пуховые платки вяжут из пуха коз специальной породы. Такие козы живут только в Оренбургской области. В нашем городе козе поставлен памятник.
4. Логопед: Наши дети многое знают об этом замечательном животном:
Организуется конкурс скороговорщиков:
3 козы среди лозы
Схоронились от грозы
Вот и кончилась гроза
Козы здесь –
А где лоза?
Непослушная коза
Смотрит прямо мне в глаза
Сильно упирается –
Ей сарай не нравится.
5. Логопед: Дети могут про козу составлять короткие двустишия.
Организуется Д/у Закончи фразу
Логопед начинает фразу – Козочка! Ты где гуляла?
Дети подбирают рифму в ответ: - с козликом я танцевала!
- травку на лугу щипала!
- пух хозяйке отдавала!
- я капусту покупала!
6. Логопед: Дети любят играть в подвижные ролевые игры.
Организуется логоритмическая игра Козочка и пастух (слова
Л. Квитко, муз. О. Боромыковой)
7. Ребенок-журналист: Что вам представляется, когда слышите слова пуховая шаль?
Ребенок: Я представляю холодный ветер, буран, сугробы.
Ребенок: Под ногами скрипит снег, мороз, очень холодный ветер, мягкий платок на голове, мягкие пуховые варежки.
Ребенок-журналист: Что вы представляете когда слышите слова
паутинка, палантин.
Ребенок: Праздник, театр, артисты танцуют с паутинками.
Ребенок: Фотосесия: девочки надевают паутинки и палантины, фотографируются.
Логопед: ребятам очень нравятся теплые шали, паутинки, другие изделия из козьего пуха и сейчас проведем небольшое соревнование: Кто быстрее дойдет до выставки пуховых изделий, называя их определения.
Дети вспомнили следующие определения, шагая к выставке:
Паутинка: тонкая, ажурная, нарядная, легкая, красивая, мягкая.
Пуховая шаль: плотная, пушистая, мягкая, теплая, приятная, квадратная.
Палантин: красивый, разноцветный, ажурный, длинный, праздничный.
Подводятся итоги соревнования.
Логопед: наши ребята сочинили сказку про пуховый платок и Красную Шапочку: Как Красная Шапочка пуховый платок покупала
Детям даются опорные слова, по которым они сочиняют сказку.
Коза с козлятами, Красная Шапочка
Капуста, яблоки, веточки
Зима, холодный ветер, снег
Подарок, пух, веретено
Бабушка, паучок, платок
Благодарность.
Дети читают слова и сочиняют сказку.
Ребенок-журналист: Дорогие ребята! Вы много знаете о символе Оренбуржья – пуховом платке. Я напишу статью в нашей газете о вас. Оренбуржцы прочитают и будут также изучать историю родного края.
Ребенок-журналист прощается и уходит.
Логопед: Мы сделали хорошее дело: мы с вами приняли участие в празднике оренбургского пухового платка. Мы гордимся своим родным краем, своей малой родиной и в будущем будем её прославлять.

Цель: Формирование представлений о традициях Оренбуржья в диалоговом общении с элементами театрализованной деятельности. Развитие неповторимой индивидуальности каждого ребенка, его интереса к разнообразию узоров Оренбургских платков; их передаче в вырезании узоров и аппликации. Способствовать расширению кругозора.

ВложениеРазмер
zanyatie_v_tablitse_platok_8_gr.docx 188.17 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

в группе общеразвивающей направленности с 6-7 лет №8

с использованием современных образовательных технологий: проектная деятельность, здоровьесберегающие технологии, исследовательская деятельность.

Воспитатель: Ваваева С.Б.

г. Оренбург 2018 г.

в группе общеразвивающей направленности с 6-7 лет №8

Цель: Формирование представлений о традициях Оренбуржья в диалоговом общении с элементами театрализованной деятельности. Развитие неповторимой индивидуальности каждого ребенка, его интереса к разнообразию узоров Оренбургских платков; их передаче в вырезании узоров и аппликации. Способствовать расширению кругозора.

Образовательная : Учить отвечать на вопросы полным ответом. Учить решать заданную проблему. Совершенствовать умения вырезать узоры из бумаги квадратной формы, прямоугольной формы (палантин). Создавать условия для формирования у детей замысла: проявления любознательности, интереса к содержанию изо деятельности.

Развивающая : Способствовать речевому развитию через обогащение и активизацию словаря. Развивать художественно-образные основы изо деятельности. Развивать творческое воображение.

Обогащение словаря : Оренбургский пуховый платок, ажурная паутинка, палантин, веретено, пух, пуховницы, спиц , клубок, гребень, середина, кайма, вязать.

Предпосылки учебной деятельности: формирование умения самостоятельно находить способы выполнения практических и познавательных задач; формирование устойчивого познавательного интереса.

Оборудование для детей:

салфетки, ножницы, клей, заготовки из голубого картона для основы.

Методы, формы, приёмы,

Музыкальное сопровождение. Беседа

Послушайте, какая красивая песня. О чем эта песня?

Как называется область, в которой мы живем? Чем она славится?

Наши Оренбургские поэты написали красивые стихи о нашей природе и об Оренбургских пуховых платках. Кто почитает нам стихи о нашем крае?

Люблю бескрайние просторы,

Край необъятный странный наш,

Платков изящные узоры,

Степей и гор простой пейзаж.

Люблю зимы трескучий холод

И лета томную жару,

На окнах - роспись и узоры,

Росу на листьях поутру.

Урала жгучую прохладу,

Степей бескрайний наш простор,

В лесу из зелени преграду –

Сосновый стройный частокол.

Молодцы! От всего сердца и с душой прочитали стихи о родном крае.

Дети осознают и принимают поставленную задачу, участвуют в диалоге, вспоминают ранее усвоенное, задают и отвечают на вопросы.

Создание проблемной ситуации. Побудить детей к исследовательской деятельности.

3.Основная часть( актуализа-

ция, восприятие и усвоение нового, расширение имеющих представлений)

Ребята, а сейчас я приглашаю вас пройти к печке. Садитесь к печке на лавочки, грейтесь. Вы знаете какой сейчас месяц?.(Ответы детей) Правильно, наступил март.

Да действительно очень богат наш родной край, а гости приезжающие из разных концов земли хотят купить в подарок паутинки Оренбургские пуховые платки. Во многих селениях Оренбуржья ,чуть ли не в каждом сельском доме вяжут платки. Секреты мастерства передаются от матери к дочери, от бабушки к внучке. (Воспитатель берет паутинку) .От чего каждый раз светлеет и радуется душа, отчего охватывает трепет нежности удивления, когда берешь в руки Оренбургский ажурный пуховый платок.

Каким народным промыслом мастерицы - рукодельницы наших сел и города занимаются издавна? (вяжут пуховые платки)

Острые зубчики –кайма – отметает все плохое, а центральная часть оси символизирует солнце.

Существует много легенд о пуховом платке.

Послушайте одну из них. Согласно ей первые прибывшие на Урал русские переселенцы были удивлены легкому облачению калмыцких и казахских всадников, скачущих по бескрайним степям бывшей Киргиз-Кайсацкой Орды. Секрет противостояния лютым уральским морозам оказался необычен: в качестве подкладки под свои легкие одежды они использовали платки и поддёвки, связанные из козьего пуха. Платки были без каких-либо узоров и служили лишь для сохранения тепла своему хозяину.

Платки получаются настолько тонкими, что их можно пропустить через обручальное кольцо. (Показ)

Из чего вяжут платки? (из козьего пуха) Какое животное дает пух для платков? (коза) А еще какую пользу приносит это животное? (дает молоко, мясо)

Козий пух является уникальным. До сих пор нигде в мире не удалось получить изделия, которые бы смогли по своим свойствам сравниться с теми платками и шалями, которые вяжут в Оренбурге. Был случай, когда французы решили развести оренбургских коз у себя. Для этого они закупили крупную партию животных. Но попав в теплый климат они со временем превратились в обычных и пух потерял свои свойства.

Просмотр презентации с обсуждением этапов производства платка.

Быстрым движением правой руки вращаю веретено так, чтобы на него наматывалась нить. А когда мастерицы работали они напевали песни. С песней и дело спорится.

После игры дети садятся

Ребята давайте теперь рассмотрим паутинку, и разберем на какие следы похожи узоры с платка.

Дети участвуют в диалоге, отвечают на вопросы, высказывают своё мнение, основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают ранее усвоенное, делают выводы..

Цель: Познакомить детей с народным промыслом Оренбуржья – Оренбургским пуховым платком

Задачи:

- Показать и рассказать, как много труда надо вложить, чтобы связать Оренбургский пуховый платок.

- Воспитывать уважительное отношение к художественному национальному наследию, стремление сохранять и обогащать его.

- Развивать интерес, наблюдательность.

Предварительная работа: Рассматривание альбомов, иллюстраций, беседа.

Материалы и оборудование: слайды с изображением последовательной цепочки изготовления платка, Оренбургские пуховые платки, паутинки.

Ход занятия:

Воспитатель читает стихотворение:

Вижу чудное приволье

Вижу реки и поля

Вижу чудное раздолье

Это – Родина моя!

- О чем это стихотворение?

- Как называется наша Родина?

- Как называется край, в котором мы живем?

- Чем богат наш Оренбургский край?

Восп. : Да, действительно очень богат наш родной край, а гости приезжающие из разных концов земли хотят купить в подарок паутинки и Оренбургские пуховые платки. Во многих селениях Оренбуржья, чуть ли не в каждом сельском доме вяжут платки. Секреты мастерства передаются от матери к дочери, от бабушки к внучке. (Воспитатель берёт в руки паутинку). От чего каждый раз светлеет и радуется душа, отчего охватывает трепет нежности и удивления, когда берёшь в руки Оренбургский, ажурный пуховый платок - свой узор.

Восп. : А сейчас давайте присядем и послушаем песню Людмилы Зыкиной.

Восп. : Ребята скажите, какая песня сейчас звучала? (Ответы детей.)

Восп. : Паутинка — это очень красивый ажурный платок, который, как и пуховый платок изготавливают из очень тоненькой пуховой нити. Ее вяжут как кружева в которых вплетены просторы нашего Оренбургского края, его красивые цветы, травинки, ручейки и речки, рощицы и долинки. Оренбургские писатели написали красивые стихи о нашей природе: (Дети читают стихи.)

Люблю бескрайние просторы,

Край необъятный странный наш,

Платков изящные узоры,

Степей и гор простой пейзаж.

Люблю зимы трескучий холод

И лета томную жару,

На окнах - роспись и узоры,

Росу на листьях поутру,

Урала жгучую прохладу,

Степей бескрайний наш простор,

В лесу из зелени преграду -

Сосновый стройный частокол.

Я говорю половину пословицы, а вы ее договариваете.

Умелые руки (не знают скуки)

Терпенье и труд (все перетрут)

Взялся за гуж, (не говори, что не дюж.)

Скучен день до вечера, (коли делать нечего.)

Восп. : Молодцы! Я вижу, народные пословицы вы знаете.

Восп. : Сегодня мы узнаем о народном промысле Оренбуржья – вязании платков, паутинок, палантинов. Гости приезжающие из разных концов земли хотят купить в подарок паутинки и Оренбургские пуховые платки. Во многих селениях Оренбуржья, чуть ли не в каждом сельском доме вяжут платки. Секреты мастерства передаются от матери к дочери, от бабушки к внучке.

Восп. : Из чего же вяжут такие платки (ответы детей)

Восп. : Кто дает нам такой пух?

Рассказ ребенка: Это домашнее животное, очень ласковое. Она дает молоко, мясо, пух.

Восп. : Пуховницей зовут людей, которые вяжут платки и паутинки.

Восп. : Пух от козы чешут в феврале месяце. Затем его стирают.

5 слайд: Посмотрите, этой чесалкой пушат пух.

6 слайд: Теперь берут веретено и прядут нитку.

7 слайд: Затем из пряжи спицами вяжут палантины, шали. Чтобы они получились красивые, делают различные узоры. Посмотрите, какие разнообразные узоры на паутинке.

Рассматривание узоров на пуховых изделиях.

Восп. : Работа пуховницы очень сложная, но важная и нужная людям. Только умелая мастерица может создать такие красивые платки, паутинки, палантины.

Восп. : Свойства здешнего пуха позволили спрясть из него тончайшую нить и связать необычный платок, на полупрозрачном воздушном полотне хорошо смотрелись ажурные узоры делали его похожим на паутину прилетевшую из бабьего лета. С годами сложилась своя технология, приемы вязания, которые составили основу Оренбургского пуховязания. Мода рождает спрос, узоры совершенствовались, у платка появились дополнения, новые украшения в виде каймы, зубчиков. Так Оренбургский платок стал явлением художественного ремесла со своими традициями.

Восп. : Сегодня мы с вами познакомились с историей появления Оренбургского пухового платка. Века идут, а он нужен и сегодня, потому что он несет людям тепло, здоровье бережет, красотой веселит, он как хлеб – никогда не надоест. И кем бы вы ни были в жизни: учителями, крановщиками, лаборантами, врачами, почтальонами – вам будет всегда доставлять большую радость – умение творить красоту и дарить её своим близким и самым родным людям. Девочки, хотели бы вы носить такие платки (ответы детей)

Восп: - Ребята, что мы сегодня узнали о пуховом платке и его свойствах? (ответы детей).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ анализ.docx

Занятие проводила с детьми подготовительной группы, присутствовало детей. У детей даннойгруппы сформированы навыки учебной деятельности. Дети легко идут на контакт со взрослыми, умеют слышать и слушать воспитателя.

Целью занятия : познакомить детей с народным промыслом Оренбуржья – пуховым платком

Мною были поставлены Задачи.

Образовательные: Дать детям представление о знаменитом промысле нашего края – Оренбургском пуховом платке.

Расширить знания детей о видах оренбургских платков .

Учить откликаться на эмоции воспитателя, реагировать на произведения, созданные руками русских мастеров

Развивающие: Закреплять навыки гостевого этикета.

Продолжать приобщать детей к музыкальной культуре, воспитывать художественный вкус.

Совершенствовать правильную грамматическую речь, расширять словарный запас, игровые качества.

Развивать мелкую моторику детей.

Воспитывающие: Продолжать воспитывать желание познавать культуру своего народа. Раскрывать значимость труда в жизни человека, воспитывать позитивные установки к различным видам труда, уважение к труду.

Формировать умение удерживать правило в подвижной игре, умение договариваться при делении на команды.

В занятие внесла игровую мотивацию: пригласила на посиделки.

Занятие строила как познавательно-поисковую деятельность. Дети выполняли различные задания. Такая деятельность создала положительный, эмоциональный фон процесса обучения, повысила речевую активность детей и сохраняла интерес на протяжении всего занятия.

В ходе занятия использовала наглядные, словесные и практические методы, направленные на применение речевых, познавательных, двигательных, практических навыков и умений и их совершенствование . Материал для НОД был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Они были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Все это подтверждают результаты деятельности. Все элементы НОД логически между собой объединены общей темой. Данная структура занятия вполне оправдана. Так как каждая часть занятия направлена на решение определённых педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приёмов. Содержание занятия соответствовало поставленным задачам.

Тип занятия - комплексный. Это способствует решению поставленных задач в комплексе.

Все этапы занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме и целям занятия. Смена вида деятельности на каждом этапе позволила предотвратить утомляемость каким-то одним видом дельности..

Для получения более высоких результатов деятельности детей были использованы разнообразные материалы: наглядные пособия, ИКТ, приглашена вязальщица, которая показывала все операции изготовления пуховой нити. Наглядный материал соответствовал теме и цели занятия, а также возрастным особенностям.

На всех этапах занятия активизировалась речевая, познавательная, двигательная деятельность детей.

На занятии использовались следующие методы:

Словесные методы были использованы неоднократно: при создании игровой мотивации, при решении проблемных ситуаций, при отгадывании загадок, исполнении песни.

Наглядные методы использовались на протяжении всего занятия в следующих моментах – рассказа ребенка о козе сопровождался презентацией, дорожки с препятствиями, волшебной лесной полянки, образца аппликации.

Практические методы . Апробирование этапов изготовления нити из пуха.

Метод контроля и стимулирования : в виде одобрения и похвалы.

Использованные методы соответствовали изучаемому материалу и способам организации деятельности детей в соответствии с уровнем возраста.

Анализируя деятельность детей на занятии, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на все приемы, использовали имеющиеся знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованы. Длительность занятия - 30 мин , что соответствует нормам Сан Пин.

Думаю, что познавательная мотивация вызвала интерес у всех детей. Дети порадовали меня тем, что доброта детской души, их любознательность чувствовалась на протяжении всего занятия.

По опросу детей после занятия было выявлено, что оно детям понравилось.

Анализируя, проведенное занятие можно сказать, что поставленные задачи были успешно выполнены. Считаю ,что занятие построено логично, а этапы занятия взаимосвязаны.


Конспект открытого занятия по лепке в технике пластилинография на тему:…


Конспект НОД во второй мл. гр. «Листьями шурша Осень к…

Работа с родителями по использованию дидактических игр и упражнений как…

Работа с родителями по использованию дидактических игр и упражнений как средство формирования словаря у детей раннего возраста в практике работы.

Спортивное развлечение, посвящённое Дню матери, в средней группе

Спортивное развлечение, посвящённое Дню матери, в средней группе Цель Приобщение семьи к физкультуре и спорту. Задачи: 1. Пропагандировать здоровый образ жизни, способствовать созданию.

Комментарии

Как научить детей любить природу с помощью этих детских садовых проектов. Статья о том, с чего можно .

В блогах

Цель: Развитие способности детей к наглядному моделированию через ЛЕГО-конструктор, участвуя в постройки домов. Задачи: Образовательные : Формировать умения передавать особенности предметов средствами конструктора ЛЕГО. Закрепить профессий - строитель и строительством дома. Развивающие: Развивать конструктивные способности и устойчивый интерес к конструированию.

КОНСУЛЬТАЦИИ " Как правильно организовать физкультурные занятия для дошкольников в домашних условиях."

Как правильно организовать физкультурные занятия для дошкольников в домашних условиях. Нашим детям для правильного развития опорно- двигательного аппарата необходимо хотя бы раз в день выполнять комплекс физических упражнений. Наличие регулярной адаптированной нагрузки позволит ребенку вырасти здоровым и сильным. Родителям.

Читайте также: