Полезные ископаемые крымского полуострова 5 класс конспект

Обновлено: 06.07.2024

Полезные ископаемые Крыма тесно связаны с историей его геологического развития, а распространение — со строением полуострова. В настоящее время имеющиеся в Крыму полезные ископаемые принято делить на три основные группы: металлические (рудные), которые применяются для выплавки металлов; неметаллические (нерудные), применяемые нередко в сыром виде (строительные камни, глины, пески, соли и др.); горючие, (нефть, природные газы, уголь) (рис.9).

В недрах Крымского полуострова содержатся промышленные месторождения многих полезных ископаемых, но самое большое значение имеют железные руды, месторождения строительных и флюсовых известняков, соляные богатства Сиваша и озер, а также месторождения газа в равнинном Крыму и в

Contents

Железные руды [ ]

Руды Керчении, образовались во второй половине неогенового периода, в так называемый киммерийский эре, а тоек, который начался примерно 5 млн лет тому назад и продолжался не менее 1,5-2 млн лет. На сово взвешенном состоянии массу песчаных и глинистых частиц. Из-за смены реакции среды железо образовывало здесь соединения, которые обволакивали песчинки, находящиеся во взвешенном состоянииврского железорудного бассейна, являющегося частью огромной Азово-Черноморской жезелезорудной провинцеменной территории рудных залежей существовало тогда неглубокое киммерийское мочнее, дельтовая область палео-Кубани, палео-Дона, палео-Молочной и других рек. Реелные рки приносили сюда большое количество растворенного железа, которое извлекалось (выщелачивалось) ими из горных пород водосборной площади. Вместе с этим реки приносили в морской бассейн . Так появились концентрические скорлуповатые железистые образования округлой или эллипсоидальной формы, называемые о олитами. Диаметр оолитов (бобовин) колеблется от долей миллиметров до 4-5 мм и более. Они скреплены песчано-глинистым цементом, образуют рудные залежи.

thumb|300 px|Рис. 10. Схематический разрез Камыш-Бурунской и Эльтиген--Ортельской мульд:
1 - надрудные и верхнекиммерийские отложения; 2 - рудный пласт; 3 -нижнекиммерийские отложения; 4 - понтический ракушечник; 5 - известняк, песок и глина мэотического яруса; 6 - сарматские отложения. Средняя толщина рудных пластов составляет 9-12 м, максимальная — 27,4 м, а содержание железа в рудах колеблется от 33 до 40%. В целом по содержанию железа руды бедны, но неглубокое их залегание, позволяющее добывать открытым способом (карьерами), высокое (1-2%) содержание в них марганца в значительной мере компенсирует этот недостаток.

Химический состав керченских руд достаточно пестрый. Кроме железа и марганца в них содержится ванадий, фосфор, сера, кальций, мышьяк и ряд других элементов. В процессе металлургической переработки из руд можно извлекать редкий в природе ванадий. Прибавка его придает стали высокую прочность и вязкость, так необходимую для изготовления особо ответственных деталей машин. Фосфор, содержание которого в руде 1 %, придает хрупкость металлу, поэтому при плавке стали добиваются полного перевода его в шлак. Фосфористые шлаки используют для изготовления удобрений, которые с успехом заменяют суперфосфат. Сера (0,15%) и мышьяк (0,11%) относятся к числу вредных примесей в керченских рудах, но малое количество их существенно не отражается на качестве металла. Среди керченских железных руд выделяют три основных типа: табачные, коричневые и икряные руды.

Табачные руды, названные так из-за темно-зеленого цвета, прочны и залегают довольно глубоко. На их долю приходится 70% разведанных запасов.

Коричневые руды залегают на табачных и образовались из них в результате их выветривания. По внешнему виду они напоминают буровато-коричневую глину.

Икряные руды по строению напоминают зернистую икру, содержат довольно много (иногда 4-6%) окислов марганца, которые придают руде черный и коричневато-черный цвет. В связи с этим эти руды относят к марганцево-железистым. По разведанным запасам руд керченские месторождения занимают значительное место в железорудной промышленности страны.

Нерудные полезные ископаемые [ ]

Из нерудных полезных ископаемых важное экономическое значение в Крыму имеют различные виды Минеральные соли Сиваша и соляных озер Крыма [ ]

Минеральные соли Сиваша и соляных озер Крыма — важная сырьевая база химической промышленности страны. Благодаря благоприятным природным условиям в лагуне Горючие полезные ископаемые [ ]

Горючие полезные ископаемые разделяют на жидкие (нефть), газообразные (природные горючие газы) и твердые (уголь камень железо и другие и другие).

Выходы нефти в Крыму с давних времен были известны на Бешуйского месторождения образует в среднеюрских сланцеватых глинах три пласта общей мощностью до 3-3,5 м. Он относится к газовым углям.

Качественные показатели угля невысокие. Он имеет большую зольность (от 14 до 55%), сравнительно низкую удельную теплоту сгорания (от 14,7 до 21,84 МДж/кг) и горит коптящим пламенем. Достоверные запасы Бешуйского месторождения угля составляют 150 тыс.т, а возможные — до 2 млн т. С 1949 г. добыча его прекращена из-за нерентабельности. Кроме этого месторождения, незначительные месторождения угля встречаются во многих местах горного Крыма.

Важными полезными ископаемыми являются минеральные и термальные воды.

Template:География Крыма-учпедгиз Категория:География Крыма Категория:Геология Крыма

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта разработка поможет при проведении уроков о полезных ископаемых Крыма, их нахождении и использовании.

Урок по крымоведению в 5 классе

Тема: Полезные ископаемые Крымского полуострова.

Образовательные: обобщить и закрепить знания о ранее изученных полезных ископаемых.

Коррекционные: развивать мыслительные процессы, расширять словарный запас;

Воспитательные: воспитывать нравственные качества учащихся: любовь к природе, бережное отношение к природным богатствам, чувство ответственности за свои поступки.

Оборудование: процессор, видеопроектор, мультимедийная презентация, коллекция полезных ископаемых, карточки с таблицами полезных ископаемых.

Тип урока: обобщение знаний.

Организационный момент.

Думаю, пойдёт он впрок!

Сделайте вдох. Вдохните в себя всё самое доброе и хорошее. А выдохните все печали, обиды, неудачи! И с хорошим настроением начинаем урок крымоведе- ния. Улыбнитесь друг другу!

- Улыбнитесь планете ЗЕМЛЯ, которая так прекрасна!

Земля-это жизнь! И так важно, чтобы жизнь на нашей голубой планете продолжалась вечно!

- А без чего невозможна жизнь на Земле? (Без солнца, воды, воздуха, почвы).Слайд

- Деревья, цветы, животные, птицы, рыбы - это какая природа? (Живая)

- Солнце, вода, воздух, почва, камни - это какая природа? (Неживая).

- Полезные ископаемые относятся к живой или неживой природе? (неживой)

2. Актуализация знаний

- На прошлом уроке мы с вами изучали разные виды полезных ископаемых.

- Сейчас я вам загадаю загадки на эту тему, а вы слушайте внимательно и отгадывайте (ученик, отгадавший загадку, выходит к доске, показывает на карте Крыма месторождение зтого полезного ископаемого и рассказывает об его использовании).

Он черный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несет в дома тепло,
От него в домах светло,
Помогает плавить сталь,
Делать краски и эмаль. (Каменный уголь)

Этот мастер белый – белый,
В школе не лежит без дела,
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (Мел, известняк)

Без нее не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета,
Отгадайте, что же это? (Нефть).

Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

Он очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит)

Росли на болоте растения…
А теперь это топливо и удобрение. (Торф)

- Молодцы! Я очень рада, что вы хорошо знаете полезные ископаемые.

- Что такое полезные ископаемые?

- Что такое месторождение?

- Ребята, а сейчас мы с вами будем заполнять таблицу о свойствах полезных ископаемых. На прошлых уроках мы говорили об этом. Давайте еще раз посмотрим на нашу коллекцию полезных ископаемых и определим их цвет, свойства, и вспомним, какую пользу они приносят людям, где применяются.

(На столе лежит коллекция полезных ископаемых. Ученики работают по одному и коллективно, в случае затруднения, комментируют. Учащиеся заполняют таблицу на карточках).

- Назовите полезные ископаемые твёрдые, жидкие?

- Какое из них самое твёрдое?

- Какие из них горючие?

- Какое самое рыхлое?

Физминутка ( видео )

-беседа по содержанию.

5. Самостоятельная работа (на раздаточных листах ) записать использова-ние полезных ископаемых.

- Молодцы, вы хорошо поработали, а теперь внимательно послушайте сказку и ответите на мои вопросы.

Жили-были на земле полезные ископаемые. Вот как-то собрались они на уик-энд: мистер Каменный уголь, мистер Торф, мистер Газ, миссис Нефть и мисс Железная руда. Выехали они на природу, расположились на лужайке, и целый день веселились и танцевали. Под вечер у них случился спор. Начали спор мужчины.

Застыдились тут полезные ископаемые, поняли свою ошибку, пожали друг другу руки и весело отправились по домам.

- Вам понравилась сказка?

- Назовите всех героев сказки.

- О чём спорили герои этой сказки?

- Какие герои этой сказки обладают горючими свойствами?

- Какое полезное вещество можно получить из железной руды?

- Какую пользу приносит людям отшельник-Булыжник?

- Ну и кто же оказался главнее всех?

6. Итог урока

- Ребята, какое задание для Вас было самым интересным?

- Что больше всего Вам понравилось?

- Оценка знаний учащихся с комментарием.

8. Домашнее задание: нарисовать в тетради предметы, и указать из каких полезных ископаемых они изготовлены ( стакан, ложка).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок по крымоведению в 5 классе

Тема: Полезные ископаемые Крымского полуострова.

Образовательные: обобщить и закрепить знания о ранее изученных полезных ископаемых.

Коррекционные: развивать мыслительные процессы, расширять словарный запас;

Воспитательные: воспитывать нравственные качества учащихся: любовь к природе, бережное отношение к природным богатствам, чувство ответственности за свои поступки.

Оборудование: процессор, видеопроектор, мультимедийная презентация, коллекция полезных ископаемых, карточки с таблицами полезных ископаемых.

Тип урока: обобщение знаний.

Организационный момент.

Думаю, пойдёт он впрок!

Сделайте вдох. Вдохните в себя всё самое доброе и хорошее. А выдохните все печали, обиды, неудачи! И с хорошим настроением начинаем урок крымоведе- ния. Улыбнитесь друг другу!

- Улыбнитесь планете ЗЕМЛЯ, которая так прекрасна!

Земля-это жизнь! И так важно, чтобы жизнь на нашей голубой планете продолжалась вечно!

- А без чего невозможна жизнь на Земле? (Без солнца, воды, воздуха, почвы). Слайд

- Деревья, цветы, животные, птицы, рыбы - это какая природа? ( Живая)

- Солнце, вода, воздух, почва, камни - это какая природа? (Неживая).

- Полезные ископаемые относятся к живой или неживой природе? (неживой)

2. Актуализация знаний

- На прошлом уроке мы с вами изучали разные виды полезных ископаемых.

- Сейчас я вам загадаю загадки на эту тему, а вы слушайте внимательно и отгадывайте (ученик, отгадавший загадку, выходит к доске, показывает на карте Крыма месторождение зтого полезного ископаемого и рассказывает об его использовании).

Он черный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несет в дома тепло,
От него в домах светло,
Помогает плавить сталь,
Делать краски и эмаль. ( Каменный уголь )

Этот мастер белый – белый,
В школе не лежит без дела,
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. ( Мел, известняк )

Без нее не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета,
Отгадайте, что же это? ( Нефть ).

Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. ( Песок )

Он очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. ( Гранит )

Росли на болоте растения…
А теперь это топливо и удобрение. ( Торф )

- Молодцы! Я очень рада, что вы хорошо знаете полезные ископаемые.

- Что такое полезные ископаемые?

- Что такое месторождение?

- Ребята, а сейчас мы с вами будем заполнять таблицу о свойствах полезных ископаемых. На прошлых уроках мы говорили об этом. Давайте еще раз посмотрим на нашу коллекцию полезных ископаемых и определим их цвет, свойства, и вспомним, какую пользу они приносят людям, где применяются.

(На столе лежит коллекция полезных ископаемых. Ученики работают по одному и коллективно, в случае затруднения, комментируют. Учащиеся заполняют таблицу на карточках).

- Назовите полезные ископаемые твёрдые, жидкие?

- Какое из них самое твёрдое?

- Какие из них горючие?

- Какое самое рыхлое?

Физминутка ( видео )

-беседа по содержанию.

5. Самостоятельная работа (на раздаточных листах ) записать использова-ние полезных ископаемых.

- Молодцы, вы хорошо поработали, а теперь внимательно послушайте сказку и ответите на мои вопросы.

Жили-были на земле полезные ископаемые. Вот как-то собрались они на уик-энд: мистер Каменный уголь, мистер Торф, мистер Газ, миссис Нефть и мисс Железная руда. Выехали они на природу, расположились на лужайке, и целый день веселились и танцевали. Под вечер у них случился спор. Начали спор мужчины.

Застыдились тут полезные ископаемые, поняли свою ошибку, пожали друг другу руки и весело отправились по домам.

- Вам понравилась сказка?

- Назовите всех героев сказки.

- О чём спорили герои этой сказки?

- Какие герои этой сказки обладают горючими свойствами?

- Какое полезное вещество можно получить из железной руды?

- Какую пользу приносит людям отшельник-Булыжник?

- Ну и кто же оказался главнее всех?

6. Итог урока

- Ребята, какое задание для Вас было самым интересным?

- Что больше всего Вам понравилось?

- Оценка знаний учащихся с комментарием.

8. Домашнее задание: нарисовать в тетради предметы, и указать из каких полезных ископаемых они изготовлены ( стакан, ложка).

Презентация на тему: " Полезные ископаемые Крыма тесно связаны с историей его геологического развития, а распространение со строением полуострова. В настоящее время имеющиеся." — Транскрипт:

2 Полезные ископаемые Крыма тесно связаны с историей его геологического развития, а распространение со строением полуострова. В настоящее время имеющиеся в Крыму полезные ископаемые принято делить на три основные группы

3 металлические (рудные), которые применяются для выплавки металлов; неметаллические (нерудные), применяемые нередко в сыром виде (строительные камни, глины, пески, соли и др.); горючие, (нефть, природные газы, уголь)

4 В недрах Крымского полуострова содержатся промышленные месторождения многих полезных ископаемых, но самое большое значение имеют железные руды, месторождения строительных и флюсовых известняков, соляные богатства Сиваша и озер, а также месторождения газа в равнинном Крыму и в Каркинитском заливе.Каркинитском заливе

6 На территории предприятия расположены три железорудных и один известняковый карьеры, дробильно-обогатительная и агломерационная фабрики

7 Основные типы руд табачные перекрываются коричневыми (окисленные) и икряными (окисленные переотложенные) рудами с разновидностями; оолитовые и редковкрапленные. Основные компоненты руд железоимарганец; примеси фосфор, мышьяк, оксиды кальццыя, магния и др.

8 Керченский металлургический комбинат, ранее Завод имени Войкова одно из старейших крымских металлургических предприятий, расположенное в северной части Керчи на берегу Керченского пролива. Завод построен в конце XIX в. для переработки железной руды, добываемой на Камыш-Бурунском железорудном комбинате.XIX

9 Озеро Сасык-Сиваш - самое большое в Крыму соленое озеро, площадью 8 тыс. га. Оно находится недалеко от Евпатории, и от Черного моря его отделяет дамба.

10 Озеро это довольно уникально - здесь добывают морскую розовую соль. В мире насчитывается всего три подобных озера: в окрестностях Патагонии, Сан-Франциско и Красного моря.

11 Производство соли начинается в зимний период с заполнения специальных подготовительных бассейнов морской водой. В них она проходит ряд очисток, набирает свою плотность и превращается в соляной раствор или рапу. Затем подготовленную рапу перекачивают в основной производственный бассейн, где летом под действием палящего солнца и сильного ветра вода испарится, а на дне образуется тот самый красноватый слой соли, толщиной от 4 до 12 сантиметров.

Читайте также: