Циклы на языке паскаль 9 класс конспект урока семакин

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель урока: Изучить понятие цикл в Паскаль, виды циклов, подробнее изучить цикл с параметром.

Задачи урока:

образовательная: познакомить учащихся с применением циклов в языке Паскаль.

развивающая: развитие логического мышления, понятийного мышления, познавательного интереса.

воспитательная: воспитание аккуратности, дисциплинированности, самостоятельности, интереса к предмету.

Тип урока : урок объяснения нового материала

Используемые на уроке методы работы : фронтальная, индивидуально-групповая.

Оборудование урока:

1.Организационная часть (2 мин)

2.Актуализация знаний (3 мин)

3.Изучение нового материала (30 мин)

4.Закрепление нового материала (5 мин)

5.Подведение итогов урока (3 мин)

6.Домашнее задание (2 мин)

Организационная часть.

Актуализация знаний.

Учитель задает вопросы по пройденному материалу, а также проверяет задачи заданные на дом, для самостоятельной работы:

Циклические алгоритмы используются для…

Арифметический цикл отличается от логического тем, что…

Вспомогательный алгоритм – это …

Главный алгоритм - это… за каждый правильный ответ-оценка.

Изучение нового материала .

ЦИКЛЫ В ПАСКАЛЬ

Существует три вида алгоритмов: линейный, разветвляющийся и циклический. Мы с вами уже знаем, как реализовывать линейные и разветвляющиеся алгоритмы на Паскале. Приступим к изучению последнего типа алгоритмов.
В языке Pascal, как и в большинстве языков программирования, существует три типа циклических конструкций.

hello_html_mda8d9a5.jpg

Любой цикл состоит из тела и заголовка. Тело цикла — это набор повторяющихся операторов, а условие — это логическое выражение, в зависимости от результата которого и происходит повторное выполнение цикла.

Возьмем одну задачу, которую будем решать, используя различные виды циклов.

While, или цикл с предусловием (пока истинно условие цикла, повторяется выполнение тела цикла)

Как вы, наверное, уже поняли из названия, while — это цикл, в котором условие стоит перед телом. Причем тело цикла выполняется тогда и только тогда, когда условие истинно ; как только условие становится неправдой , выполнение цикла прекращается.

While имеет формат:

while do ;

Данный цикл подходит только для одного оператора, если же вы хотите использовать несколько операторов в своем коде, вам следует заключить их в операторные скобки — begin и end; . Решение задачи.

Пример 1. Вывести все цифры от 1 до числа, введенного с клавиатуры.

Repeat, или цикл с постусловием

Repeat — полная противоположность while . Repeat — это цикл, в котором условие стоит после тела Причем оно выполняется тогда и только тогда, когда результат условия неправда ; как только логическое выражение становится , выполнение цикла прекращается.

Repeat имеет формат:

Begin и end не требуются.

Пример 2. Вывести все цифры от 1 до числа, введенного с клавиатуры.

var i, N: integer;

until i = N + 1;

For, или цикл с параметром

For — это цикл, в котором тело выполняется заданное количество раз. При выполнении оператора for сначала вычисляется значение выражения начальное_значение, затем вычисляется значение выражения конечное_значение, далее управляющая переменная цикла последовательно пробегает все значения от начального до конечного. В том случае, когда начальное значение оказывается больше конечного значения, тело цикла не будет выполняться вовсе. Начальное и конечное значения остаются неизменными в ходе выполнения всего цикла fог. Параметр цикла i, если он целого типа, пробегает все значения с приращением 1, и его текущее значение не должно изменяться операторами внутри цикла. Такое изменение не запрещено правилами языка, но его последствия будут непредсказуемы. После завершения цикла параметр i считается неопределенным.

Существует две формы записи этого цикла:

Первая форма

for := to do ;

После каждой итерации значение будет увеличиваться на 1.

— это начальное значение счетчика. Это может быть переменная или число.
: как только значение станет больше , выполнение цикла прекратится.

Если требуется написать несколько операторов в теле цикла, используем begin и end .

И , и , и — переменные целого типа.

Чаще всего в качестве счетчика используется переменная i.

Вторая форма

После каждой итерации значение будет уменьшатся на 1.

— это начальное значение счетчика.
: как только значение станет меньше , выполнение цикла прекратится.

Два важных примечания:

Цикл повторяется, пока значение счетчика лежит в отрезке [значение ; конечное_значение].

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семакин И.Г. Информатика: учебник для 9 класса / И. Г Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В. Шестакова.- 3-изд.-М.: БИНОМ. Лаборатория заданий, 2015.-200 с.

Место урока в изучаемой теме, разделе, курсе:

Тип урока

Урок развивающего контроля

Цель деятельности учителя

Обучающая: закрепление знаний, умений и навыков работы с циклами языка программирования Pascal; контроль знаний, умений и навыков;

Развивающая: развитие логического мышления, памяти, внимания, самостоятельности при работе;

Воспитательная: воспитание аккуратности, терпения, усидчивости.

Задачи

усвоение учащимися операторов цикла языка программирования Pascal и области их применения;

закрепление учащимися использования данных операторов при решении задач.

Термины, понятия

Цикл, оператор цикла с предусловием, оператор цикла со счетчиком.

Образовательные ресурсы

Планируемые результаты

Образовательные

Предметные: сформировать у учащихся знания, умения и навыки работы с циклами языка программирования Pascal при решении задач.

Метапредметные:

Владеют базовыми понятиями по теме: цикл, цикл с предусловием, цикл со счетчиком

Универсальные учебные действия (УУД)

Познавательные УУД: умение выделять, называть, читать, описывать объекты реальной действительности (умение представлять информацию об изучаемом объекте в виде описания: ключевых слов или понятий, текста, списка, таблицы, схемы, рисунка и т.п.); умение выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи.

Коммуникативные УУД: умение определять наиболее рациональную последовательность действий по коллективному выполнению учебной задачи (план, алгоритм, модули и т.д.), а также адекватно оценивать и применять свои способности в коллективной деятельности; умение самостоятельно оценивать свою деятельность и деятельность членов коллектива посредством сравнения с деятельностью других, с собственной деятельностью в прошлом, с установленными нормами; умение использовать монолог и диалог для выражения и доказательства своей точки зрения, толерантности, терпимости к чужому мнению, к противоречивой информации.

Регулятивные УУД: формирование алгоритмического мышления (умение планировать последовательность действий для достижения какой либо цели; умение решать задачи, ответом для которых является описание последовательности действий на естественных и формальных языках; умение вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения начального плана (или эталона), реального действия и его результата)

Организация пространства

Приемы методы, технологии обучения

Программно-технические ресурсы:

Фронтальная, индивидуальная

Частично-поисковый

Необходимое техническое оборудование: АРМ учителя, проектор, экран, документкамера для просмотра решения задачи учащимся

Программное обеспечение: программное средство для создания и демонстрации презентации

Организация структуры урока

Цель деятельности

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент (2 мин)

Включение в деловой ритм. Подготовка класса к работе.

Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность кабинета к проведению урока, проверяет отсутствующих.

Оценивают готовность к уроку, психологически настраиваются на работу.

Актуализация знаний (3 мин)

Актуализация знаний и способа деятельности по теме.

Цикл – это команда исполнителю многократно повторить указанную последовательность команд.

Циклы с предусловием (while), с постусловием (repeat), со счетчиком (for).

Понятие цикла, виды циклов, цикла с предусловием, цикла со счетчиком.

Отвечают на вопросы учителя.

3. Мотивация (самоопределение) к контрольно-коррекционным действиям (2 мин)

Создание условий для того, чтобы каждый ученик внутренне подготовился к контрольной ("хочу"), осознал ее необходимость ("надо"), почувствовал уверенность в своих силах ("могу").

Вспоминают наиболее сложные этапы и вопросы изученной темы.

4. Написание контрольной работы (23 мин)

Проверить умение учащихся исполнить простейший циклический алгоритм, записанный на языке программирования.

Вариант 1

1. Запишите значение переменной s, полученное в результате работы

Var s,k: integer;

for k := 6 to 12 do

2. Дана программа на языке Паскаль:

var s, n: integer;

while s 0 do

Нужно записать число, которое будет напечатано в результате выполнения программы.

Вариант 2

1. Запишите значение переменной s, полученное в результате работы

Var s,k: integer;

for k := 3 to 10 do

2. Дана программа на языке Паскаль:

var s, n: integer;

while s 0 do

Нужно записать число, которое будет напечатано в результате выполнения программы.

Учитель делит учащихся по вариантам, представляет условие задач на слайде.

Выполняют контрольную работу.

5. Этап проверки и локализации затруднений (8 мин)

Выделение учениками своих ошибок и недочетов, определение причины затруднения.

1) 1 способ. Выполняя последовательно все итерации цикла:

1 итерация

for k := 6 to 12 do

2 итерация

for k := 6 to 12 do

3 итерация

for k := 6 to 12 do

4 итерация

for k := 6 to 12 do

5 итерация

for k := 6 to 12 do

6 итерация

for k := 6 to 12 do

7 итерация

for k := 6 to 12 do

Общее число итераций можно найти из выражения: for k := 6 to 12 do. Следовательно, число итераций - 7. В каждой итерации происходит увеличение суммы на 10. Следовательно, за 7 итераций сумма станет равна 7*10=70.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в 9 классе по теме "Циклы на языке Паскаль". Разработан с учетом рекомендаций Кембриджского университета.

РАЗВИВАЮЩАЯ: умение переносить знания из одной области в другую; развить логическое мышление.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: умение слушать друг друга, тренировка навыков культуры работы с техникой, культура речи

Основные формы организации ПД детей:

Индивидуальная, общеклассная, парная, групповая.

Тип урока: комбинированый

РАЗВИВАЮЩАЯ: умение переносить знания из одной области в другую; развить логическое мышление.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: умение слушать друг друга, тренировка навыков культуры работы с техникой, культура речи.

Оборудование и ПО:

презентация, составленная в программе Ms Power Point;

Форма организаций педагогической деятельности

Создание благоприятной обстановки.

Деление на группы

Давайте представим, что настроение - это дождь. Прикоснитесь ладошками к ладоням соседа и, слушая инструкцию постукиваем ладонями, изображая дождь.- Дождик начался и медленно постукивает по асфальту… он учащается. а теперь и звуки его усиливаются, сейчас он набирает силу и еще сильнее бьет по асфальту, теперь он приостанавливается… и медленно заканчивается.

Ученики выбирают картинку и подходят к столу с такой же картинкой

Изучение новой темы

Определение темы и целей урока.

Изучение новой темы

Показывает слайд для определения темы и целей урока.

Учитель предлагает учащимся составить кластер

Первый вопрос зададим в лоб: — Какие образы, впечатления, ассоциации у вас вызывает слово "цикл"? (Высказывания учеников).

— Попробуйте сформулировать определение цикла на основе того, что мы только что услышали. (Высказывания учеников).

— Цикл, дословно с греческого – круг. Какие действия можно назвать циклом? (Высказывания учеников).

— Итак, цикл – повторяющееся действие. А может действие повторяться бесконечно? Что бы нам ещё хотелось?(Высказывания учеников).

— Итак, цикл – повторяющееся действие + условие.

Можно вспомнить сказки – дед тянул репку, позвал бабку, позвал внучку, позвал Жучку и т.д. Какое действие? Тянул. Какое условие? Пока не вытянул. Другие примеры циклов.

— А теперь вспомните "семь раз отмерь – один раз отрежь". Какое условие? (Высказывания учеников).

— Да, здесь считаем. Для счёта надо задать начало и конец – от .. и до .. (Высказывания учеников).

— Начинать можно с "0", с "1", да и вообще с чего угодно! Как Робинзон Крузо считал дни? (Ставил зарубки).

— А начал он с какого числа? (С того, когда попал на остров).

— Другие ставят палочки на листке бумаги, иногда одну за несколько единиц. Кто покупал куриные яйца? Как их вам считали? (Парами).

— Это называется шагом. Можно считать десятками, сотнями, любым удобным шагом.

Учитель объясняет правила чтение текста, следит за учащимися во время выполнения задания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проследим все этапы технологии решения задачи на компьютере на примере конкретной задачи.


1. Постановка задачи. Дано N кубиков, на которых написаны разные буквы. Сколько различных N-буквенных слов можно составить из этих кубиков (слова не обязательно должны иметь смысл)?

Искомую целочисленную величину обозначим буквой F. Тогда постановка задачи выглядит так:

ИКС КИС ИСК КСИ СКИ СИК

КИСА КИАС КСИА КСАИ КАИС КАСИ ИКСА ИКАС ИСКА

ИСАК ИАКС ИАСК СКИА СКАИ СИКА СИАК САКИ САИК

АКИС АКСИ АИКС АИСК АСКИ АСИК.

Попробуйте записать все варианты слов из пяти букв: И, К, С, А, У. Сделать это непросто. Ясно лишь, что количество таких слов будет в пять раз больше 24, т. е. равно 120. Из шести букв можно составить 720 различных слов. С ростом числа букв число слов быстро растет. Например, для 10 букв получается 3 628 800 слов.

Подобные задачи решает раздел математики, который называется комбинаторикой.

Количество различных комбинаций из N предметов, получаемых изменением их порядка, называется числом перестановок. Это число выражается функцией от N, которая называется факториалом и записывается так:

Теперь вернемся к формулировке задачи. Если N обозначает количество букв, а F — количество слов из этих букв, то расчетная формула такова:


3. Построение алгоритма. Поскольку алгоритм должен быть независимым от данного значения N, то его нельзя сделать линейным. Дело в том, что для разных N надо выполнить разное число умножений. В таком случае с изменением N линейная программа должна была бы менять длину.

Алгоритм решения данной задачи будет циклическим. С циклическими алгоритмами вы уже познакомились, работая с графическим исполнителем.


Цикл — это команда исполнителю многократно повторить указанную последовательность команд.

Рассмотрим блок-схему на рис. 2.7 и алгоритм на АЯ.


Тело цикла составляют две команды присваивания, заключенные между служебными словами нц и кц. Условие цикла — это отношение R

В данном алгоритме переменная R выполняет роль множителя, значение которого меняется от 1 до N через единицу. Произведение накапливается в переменной F, начальное значение которой равно 1. Цикл заканчивается, когда R становится равным N + 1. Это значение в произведение уже не попадет.

Для проверки правильности алгоритма построим трассировочную таблицу (для случая N = 3):


Из этой таблицы хорошо видно, как менялись значения переменных. Новое значение, присвоенное переменной, стирает ее старое значение (в данной таблице не повторяется запись значения переменной, если оно не изменяется; в таком виде таблица менее загромождена числами). Последнее значение F равно 6. Оно выводится в качестве результата. Очевидно, что результат верный: 3! = 6.


4. Составление программы. Чтобы составить программу решения нашей задачи, нужно научиться программировать циклы на Паскале. Основной циклической структурой является цикл с предусловием (цикл-пока). С помощью этой структуры можно построить любой циклический алгоритм. Оператор цикла с предусловием в Паскале имеет следующий формат:

Оператор, стоящий после слова do, называется телом цикла. Тело цикла может быть простым или составным оператором, т. е. последовательностью операторов между служебными словами begin и end.

А теперь запрограммируем на Паскале алгоритм решения нашей задачи (добавив к нему организацию диалога).


Снова бросается в глаза схожесть алгоритма на АЯ и программы на Паскале. Обратите внимание на то, что в Паскале нет специальных служебных слов для обозначения конца цикла (так же как и конца ветвления). Во всех случаях, где это необходимо, используются слова begin и end.

Что такое отладка и тестирование программы

Поиск алгоритмических ошибок в программе производится с помощью тестирования.


Тест — это конкретный вариант значений исходных данных, для которого известен ожидаемый результат. Прохождение теста — необходимое условие правильности программы. На тестах проверяется правильность реализации программой запланированного сценария.

Нашу программу, например, можно протестировать на значении N = 6. На экране должно получиться:

Введите число букв: 6

Из 6 букв можно составить 720 слов.

Коротко о главном

Последовательность этапов работы программиста при решении задачи на компьютере называется технологией решения задачи на компьютере.

Таких этапов шесть:
1) постановка задачи;
2) математическая формализация;
3) построение алгоритма;
4) составление программы на языке программирования;
5) отладка и тестирование программы;
6) проведение расчетов и анализ полученных результатов.

Количество различных комбинаций из N предметов, получаемых изменением их порядка, называется числом перестановок. Число перестановок равно N! (N факториал):

Формат оператора цикла с предусловием в Паскале: while do

Оператор, составляющий тело цикла, может быть простым или составным.

Вопросы и задания

1. Как блок-схемой и на алгоритмическом языке представляется команда цикла с предусловием?

2. Как программируется цикл с предусловием на Паскале?

3. Почему алгоритм вычисления N! должен быть циклическим?

4. Из каких этапов состоит работа программиста по решению задачи на компьютере?

Читайте также: