Художественная культура мезоамерики конспект урока по мхк 10 класс

Обновлено: 29.06.2024

Цели: проверить усвоенные знания по темам Художественная культура Древнего Египта и Мезоамерики.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Мы с вами изучили культуру Древнего Египта и Мезоамерики, а на сегодняшнем уроке, в форме игры, мы с вами проверим, как же вы усвоили данные темы. Для начала вам следует разделиться на три команды и придумать название для своих команд. На листочке запишите название и фамилии участников команды. ( Ученики делятся на команды и придумывают название)

Итак, на экране вы видите темы, которые вы можете выбирать, каждый блок содержит подтемы, и каждый вопрос будет оцениваться в баллах, сколько балов вы хотите заработать, выбираете сами, как и темы вопросов. Отвечаем по очереди, все баллы будет учитывать наш судья. За каждый неправильный ответ у команды будет сниматься балл.

Давайте ознакомимся с темами: (слайд2) Вот три темы на выбор:

Архитектура Древнего Египта

Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта

Художественная культура Мезоамерики

Каждая из этих тем имеет подтемы, давайте с ними ознакомимся.

Архитектура Древнего Египта

Скальные храмы и гробницы

Имена и определения.

И сложность вопроса вы можете выбрать сами, 5 баллов- сложные вопросы, 4- вопросы полегче и 3 самые простые вопросы, но помните, что каждый неправильный вопрос заберет у вас 1 балл. Если вопросы того или иного блока заканчиваются, вы не можете его выбирать.

АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА.

Вопросы на 5 баллов.

Эта пирамида достигает 66м. в высоту, её окружают еще меньшие пирамиды-спутницы. Что это за пирамида? (пирамида Микерина)

Назовите пирамиду единственную сохранившую полированную облицовку. (Пирамида Хефрена)

Сколько метров в высоту пирамида Хеопса на сегодняшний день? (137м.)

Сколько пирамид в Египте всего? ( их число превышает 90)

(слайд 11)Что изображено на экране? ( Пирамида Хефрена)

Вопросы на 4 балла.

Назовите самые известные пирамиды в Гизе? ( Хеопса, Хефрена, Микерина)

Назовите назначение пирамид в Древнем Египте? ( скрыть тело умершего царя, избавить его от тлена)

(слайд 10) что изображено на экране? (пирамида Микерина)

Кто захоронен близости от пирамиды Хеопса? (его потомки, сын и внук)

Вопросы на 3 балла.

Самая большая из трех пирамид в Гизе? (пирамида Хеопса)

(слайд 5)Что изображено на экране? (сфинкс - расположен в комплексе пирамид в Гизе)

(слайд 9) что изображено на экране? (саркофаг – место захоронения, мумифицированного фараона)

Скальные храмы и гробницы

Вопрос на 5 баллов .

Чем соединены между собой два храма в честь Амона –Ра в Карнаке и Луксоре? (Дорогой, охраняемой сфинксами)

Каковы характерные особенности храма царицы Хатшепсут? ( Храм высечен в скале, состоит из трех широких террас, последовательно поднимающихся одна над другой и соединенными межу собой пологими пандусами)

( слайд 8 ) что изображено на экране? ( статуи бога Гора)

( слайд 6 ) что изображено на экране? ( храм Амона-Ра в Карнаке)

Вопросы на 4 балла.

Строительство этого грандиозного ансамбля осуществлялось на протяжении нескольких столетий. Характерной особенностью стало оформление входа в храм: это две массивные башни – пилоны. Это самый большой храм с колонами в мире. О каком храме идет речь? ( Храм Амона-Ра в Карнаке)

Храм высечен в скале, состоит из трех широких террас, последовательно поднимающихся одна над другой и соединенными межу собой пологими пандусами (Храм царицы Хатшепсут)

Что охраняет вход в Храм бога Гору в Эдфу? ( Статуи бога Гора)

Вопросы на 3 балла.

Чем украшены пилоны храма Амона - Ра в Луксоре? (барельефами)

Опишите, что представляет из себя Сфинкс? (голова человека, туловище льва)

Назовите изобретения Древних Египтян. (папирус, сутки разделены на 24 часа)

( слайд 7) что изображено на экране? (храм царицы Хатшепсут)

Имена и определения.

Вопросы на 5 баллов.

Назовите архитекторов пирамид, чьи имена нам известны. ( архитектор пирамиды Хеопса-Хемиун, архитектор пирамиды Джосера – Имхотеп)

Перечислите эпохи, которые выделяют в развитии художественной культуры Древнего Египта. ( Архаический период – до XXVII века, Древнее царство – сер. XXVII в. до н.э.-2155 г. до н.э., Среднее царство – 2040 – 1785 гг. до н.э., Новое царство – 1552 – 1070 гг. до н.э., Позднее царство – 1070-332 гг. до н.э., Эллинистический период – 332 – 32 гг. до н.э. )

Что такое ушебти? ( статуэтки слуг, которые должны были прислуживать фараону в загробной жизни)

Вопросы на 4 балла.

Что такое сокральность? (Священный)

Что такое барельеф? (это низкий рельеф, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона менее чем на половину объёма)

Назовите самого почитаемого бога Древних египтян, в честь которого были построены самые примечательные архитектурные комплексы. ( бог Амон – Ра)

Вопрос на 3 балла.

Что такое пилоны? (Ворота, в виде трапеции с узким входом посредине)

Что такое колонна? (Вертикальная опора, которая имеет вид цилиндрического или многогранного столба)

Что такое капитель? (Верхняя часть колоны, служащая непосредственно переходом к покрытию)

Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта

Скульптурные памятники

Вопросы на 5 баллов.

Как Древние Египтяне изображали человека на плоскости? (ноги повернуты в профиль, плечи – анфас, торс – три четверти)

Что служило материалом для статуй? ( Дерево различных пород или камень)

Назовите особенность скульптуры писца Каи, что придает ему такую живность? ( глаза инкрустированы горным хрусталем, черным камнем.)

Назовите, как Древние Египтяне окрашивали статуи? ( мужские фигуры- темно-коричневый цвет, женские - желтый)

Вопросы на 4 балла

( слайд 12) что изображено на экране? ( Царский сановник Каапер)

( слайд 13) что изображено на экране? ( скульптурный портрет писца Каи)

( слайд 14) что изображено на экране? ( царевич Рахотеп и его жена Нофрет)

Назовите каноны, которым подчинялись Древние Египтяне в изобретении скульптур. (волосы всегда черные, одежда-белая, одежда мужчин – набедренная повязка, женщин- длинное, облегающее платье, на широких лямках.)

Вопросы на 3 балла

Что такое канон? (свод правил)

( слайд 15) что изображено на экране? (золотая маска Тутанхамона)

( слайд 16) что изображено на экране? (Портрет жены фараона царицы Нефертити)

Рельефы и фрески, музыка и поэзия.

Вопросы на 5 баллов.

что такое регистр? ( Горизонтальный пояс стен храмов)

какую роль в жизни общества играла музыка? (без музыки не обходилось ни одно театральное действо, в честь наиболее почитаемых богов)

что древние египтяне изображали на рельефах и фресках? (сцены загробной жизни, сцены повседневной жизни египтян)

Вопросы на 4 балла.

какие музыкальные инструменты были широко распространены у древних египтян? ( флейты, систры, барабаны)

для чего служили рельефы и фрески? ( с их помощью декорировались внутренние и внешние стены заупокойных храмов.)

назовите главный канон, по которому выполнялись рельефы и фрески ( пропорциональность)

Вопросы на 3 балла.

что такое мистерии? (театральное действо в честь наиболее почитаемых богов.)

какой музыкальный инструмент занимал почетное место у древних египтян?(арфа)

какие цвета преобладали в рельефах и фресках?(желтый, коричневый, зеленый и голубой)

Художественная культура Мезоамерики.

Культура ольмеков

Вопросы на 5 баллов.

В каком веке проживали ольмеки? (во 2-1 тысячелетии до н.э.)

Где проживали ольмеки? ( побережье Мексиканского залива)

Сколько весит скульптура ольмеков – голова, и из какого материала она выполнена? ( до 40т., в высоту 3м, из камня)

Вопросы на 4 балла.

Что использовали в качестве строительного материала? (земля, щебень)

Какие храмы сохранились в городе Теотиукан? ( храм Солнца и храм Луны)

Грандиозное сооружение, имеющее высоту 64,6 м. представляет собой четыре большие , уменьшающиеся усеченные пирамиды, поставленные одна на другую ( пирамида Солнца)

Вопросы на 3 балла.

Как называли Америку до 1492 года? Почему? ( Доколумбовая Америка)

Что пришло на замену культуры ольмеков? ( город Теотиукан)

Назовите скульптуру ольмеков, которая получила мировую известность? (каменная голова юноши)

(слайд 18) что изображено на экране? (каменная голова юноши)

Художественная культура ацтеков и инков.

Вопросы на 5 баллов.

В каком веке существовало племя ацтеков? ( 11в.)

Назовите столицу ацтеков (Теночтитлан)

Назовите одно из наиболее выдающихся сооружений инкского периода( храм Солнца)\

На лицевой стороне огромного монолитного блока высечен рельеф с изображением верховного божества. По обе стороны от него расположены три ряда второстепенных божеств, обращенных к нему взором. Что это? ( рельеф на вратах Солнца в Тиауанако)

Вопросы на 4 балла.

(слайд 20) что изображено на экране?( рельеф на вратах Солнца в Тиауанако)

Назовите современную территорию проживания инков? ( территория современного Перу)

Назовите современную территорию проживания ацтеков? ( Мехико)

(слайд 22) что изображено на экране? (ювелирное украшение ацтеков)

Вопросы на 3 балла.

Эта статуя лишь отдаленно напоминает человеческую фигуру, у нее нет ни рук, ни ног, ни лица, ни головы. Что это за статуя? ( статуя Коатликуэ)

(слайд 21) что изображено на экране? ( погребальная маска ацтеков)

Коатликуэ – это? (богиня земли и весеннего плодородия)

Из чего сделана статуя Коатликуэ? ( кукурузные початки, когти, клыки ягуаров, человеческие черепа, перья)

(слайд19) что изображено на экране? ( статуя Коатликуэ)

Художественная культура майя .

Вопросы на 5 баллов.

В каком веке происходит расцвет племен майя? (7век.)

На полуострове Юкатан. 25 зданий, разбросанных по холмистой равнине, покрытой густым тропическим лесом, сообщаются между собой узкими коридорами и лестницами. О каком сооружении идет речь? ( Дворцовый комплекс в Паленке)

Сооружение представляет собой 9-ступенчатую пирамиду, поднимающуюся над землей на высоту около 24 м., на ее верхней площадке возведен храм, к котором ведет лестница из 69 ступеней. О чем речь? ( храм Надписей в Паленке)

Как чаще всего изображали правителей майя? ( в военных сценах или восседающем на троне)

Вопросы на 4 балла.

Назовите изобретения племен майя? ( точный солнечный календарь, изобрели иероглифическую письменность, использовали понятие нуля, предсказывали солнечное и лунное затмение)

Чем отличаются пирамиды Мезоамерики, от пирамид Древнего Египта.(пирамиды Мезоамерики имели ступенчатую форму, а наверху возвышался храм, от подножия к двери вела лестница.)

Сооружение представляет собой две наклонные массивные стены, идущие параллельно друг другу. Между ними помещалась площадка. Что это? ( стадион для игры в мяч)

Вопросы на 3 балла.

(слайд 23) что изображено на экране? (площадка для игры в мяч)

Расскажите правила игры в мяч у племени майя? ( участникам не разрешалось дотрагиваться до мяча руками и ногами, играть можно было только плечами, боками или локтями, выигрывал тот, кто первый закинет мяч в отверстие)

Подведение итогов.

Молодцы, вы хорошо поработали. А теперь наш судья подведет итоги. Команда набравшая наибольшее количество очков получает за урок 5, все остальные 4. Спасибо за урок, до свидания!

Задолго до открытия европейцами Американского континента на территории Центральной и Южной Америки возникли куль­турные цивилизации ольмеков, ацтеков, майя и инков, имев­шие оригинальный и самобытный характер. Разобраться в этом своеобразии возможно, лишь учитывая исторические особеннос­ти, при которых слагалась и развивалась художественная культура так называемой доколумбовой Америки (до 1492 г., времени открытия Христофором Колумбом Американского материка).

Крупнейшим центром художественной культуры стала Мезоамерика, включавшая территорию современной Мексики (кроме пустыни на севере) и простиравшаяся к югу примерно до Никарагуа. Эта уникальная цивилизация, являющаяся крупнейшим достоянием мировой культуры, представляла собой удивительное созвездие наций, городов-государств, церемониальных, политических и экономических центров, известных сегодня всему миру: Теночтитлан, Теотиукан, Паленке, Чичен-Ица.

Структура и смысл художественного языка Мезоамерики дают возможность постижения идей и представлений, лежавших в основе сложной картины мира, в которой неразрывно соединены миф и человек. В этом культурном ареале сформировался неповторимый архитектурный стиль, неразрывно связанный с другими видами искусства и отразивший представления об устройстве Вселенной и движении звезд.

Что же характерно для искусства этих народов? Прежде всего утверждение всемогущества и величия священного божества, культ предков, прославление побед над врагами, возвеличивание правителей и верховной знати.

Художественная культура классического периода

Древнейшей цивилизацией доколумбовой Америки была культура ольмеков, проживавших на побережье Мексиканско­го залива во II—I тысячелетиях до н. э. Исследования показа­ли, что у ольмеков были хорошо спланированные культурные центры и ступенчатые пирамиды, каменная скульптура, предме­ты декоративно-прикладного искусства, иероглифическая пись­менность, ритуальный календарь. Архитектура ольмеков со­хранилась плохо, так как в качестве строительного материала ис­пользовались земля и щебень, покрытые толстым слоем штука­турки.

Мировую известность получила скульптура ольмеков, пред­ставленная огромными каменными головами высотой до 3 м и весом до 40 т. До сих пор точно неизвестно их предназначение, но, вероятнее всего, они носили культовый характер. Эти гигант­ские головы, обнаруженные во время раскопок, и сегодня поража­ют монументальностью, мастерством исполнения, реалистиче­ским воспроизведением индивидуальных черт известных в том времени личностей.

В одной из известных скульптур запечатлен юноша с широ­ким и плоским, как бы сплющенным посередине носом, толсты­ми губами и миндалевидными глазами, слегка прикрытыми тяжелыми веками. Высота скульптуры 2,41 м, вес 25 т. На голове юноши плотно прилегающий и украшенный рельефным узором шлем с наушниками.

К началу новой эры ольмекская культура исчезла. Что послужило причиной ее заката — неизвестно, но ей на смену пришли новые цивилизации, и прежде всего город Теотиуакан в Центральной Америке (II в. до н. э. — VII в. н. э.). В этом городе, находящемся недалеко от современного Мехико, от периода расцвета сохранилось два главных храма, посвященных Солнцу и Луне. Они располагаются на вершине огромной ступенчатой пирамиды. Храмы были украшены разноцветными росписями и ярко раскрашенными статуями богов. Глаза изваяний инкрустированы драгоценными камнями и перламутром.

Наиболее грандиозное архитектурное сооружение — пирамида Солнца (Мексика), имеющая в настоящее время высоту 64,6 м (по всей вероятности, в древности она была еще выше). В отличие от других пирамидальных сооружений, имевших ступенчатую форму, пирамида Солнца представляет собой четыре большие, уменьшающиеся усеченные пирамиды, поставленные одна на другую. На одной из сторон пирамиды расположена система постепенно суживающихся пандусов, которые вели к святилищу в храме. Плоскости между террасами здания были соору жены с таким расчетом, чтобы зрители, находившиеся у подножия большой лестницы, не могли видеть происходящего на ее вершине. Пирамида была построена из огромного количества сырцовых кирпичей и облицована каменными оштукатуренными плитами.

Вокруг пирамиды Солнца симметрично располагались несколько небольших ступенчатых пирамид, подчеркивавших монументальность главной постройки. В архитектурном декоре встречаются украшения в виде огромных змеиных голов, расписанных белой краской. На голове каждой змеи находился венчик из перьев, символизирующий особо почитаемое божество света.

В середине IX в. город был покинут жителями и превратился в груду развалин. Цивилизации классического периода были уничтожены нашествием народов с севера, сначала тольтеков, а в XI в. новых завоевателей — ацтеков, создавших свою цивилизацию.

Художественная культура ацтеков

Основной чертой искусства охотничьих племен ацтеков было поклонение богам. Сохранившиеся легенды и предания рассказывают о многочисленных походах и кровавых сражениях этого воинственного народа, прежде чем он создал могущественную империю с высоко развитой культурой. Главным местом поклонения богам были храмы, которых к началу завоевания испанцами в XVI в. насчитывалось более 40 тысяч.

Об архитектуре ацтеков нам известно очень мало, так как многие сооружения были разрушены или полностью перестроены. Сведения о них сохранились лишь в описаниях испанских очевидцев. Известно, что в центре Теночтитлана находились три дворца ацтекских правителей и главный храм верховного бога войны. На вершине ступенчатой пирамиды были возведены два небольших деревянных храма.

Особого расцвета достигла ацтекская скульптура. Монументальные статуи божеств носят абстрактный и условный характер. В качестве примера можно привести огромную статую Коатликуэ — богини земли и весеннего плодородия — матери верховного божества войны. Эта статуя лишь отдаленно напоминает человеческую фигуру: у нее нет ни лица, ни головы, ни рук, ни ног. Она выполнена из различных материалов: кукурузных початков, когтей и клыков ягуаров, человеческих черепов и ладоней, перьев, извивающихся змей, лап орлов и т. д. Все это нагромождение различных предметов строго симметрично и уравновешенно.

Немногочисленные сохранив­шиеся произведения ювелирного искусства поражают своим мастер­ством. Ожерелья, подвески, серьги, нагрудные пластины отличаются изяществом исполнения и тонкостью моделировки.

Художественная культура майя

Особых успехов достигла циви­лизация народов майя. Задолго до покорения испанскими завоевателя­ми в IX—X вв. майя изобрели точ­ный солнечный календарь, опреде­ляли продолжительность года, на тысячу лет раньше европейской цивилизации использовали в мате­матике понятие нуля, безошибочно предсказывали солнечные и лунные затмения, изобрели разви­тую иероглифическую письменность. Искусство народов майя от­личали изысканность и совершенство.

Одним из самых красноречивых свидетельств этой культуры является архитектура: величественные пирамиды, великолеп­ные дворцы и белокаменные города, затерявшиеся в непрохо­димых джунглях Центральной Америки. К достижениям архи­тектуры следует добавить прекрасные памятники скульптуры, уникальные многоцветные фрески, росписи на сосудах, грациоз­ные статуэтки, ювелирные изделия, замечательные произведе­ния, выполненные в технике резьбы по дереву, кости и перла­мутру.

Происхождение цивилизации майя окутано пеленой за­гадочности. Ее появление относится к рубежу нашей эры, когда легионы Цезаря подчиняли власти Рима все новые земли, ее бурный расцвет приходится на VII—VIII вв. н. э. Лишь к концу IX в. замерли величественные города, опустели дворцы, на широ­ких площадях городов майя смолкло эхо человеческих голосов.

Что стало причиной гибели некогда процветавшей цивилиза­ции, до сих пор неизвестно. На этот счет существует несколько версий: землетрясение, резкое изменение климата, истощение ранее плодородных земель, эпидемии страшных болезней, чуже­земное нашествие, бесконечные войны.

Из памятников художественной культуры майя до нашего времени лучше всего сохранились произведения архитек­туры. В них поражают удивительное чувство пропорций, вели­чественная монументальность, многообразие архитектурных форм. Это не только пирамиды и дворцы, это астрономические обсерватории, площадки для игры в мяч, колоннады, лестницы, триумфальные арки и стелы.

В отличие от египетских пирамид, здесь строили четырехгранные ступенчатые пирамиды, на усеченной вершине которых возводился храм с двумя или тремя помещениями. От подножия пирамиды к двери святилища вела длинная широкая лестница, иногда такие лестницы располагались на всех четырех сторонах пирамиды.

Дворец в Паленке (в настоящее время сильно разрушен) стоит на естественном плато, возвышающемся над равниной почти на 70 м. Внутри дворца находятся внутренние дворики, окруженные галереями. Обильно украшенный резными и скульптурными изображениями и надписями, дворец имеет четырехэтажную квадратную башенку, вероятно, выполнявшую роль астрономической обсерватории жрецов майя.

Храм Надписей представляет собой 9-ступенчатую пирамиду, поднимающуюся над землей на высоту около 24 м. На ее верхней площадке возведен прямоугольный храм, к которому ведет лест­ница из 69 ступеней. Стены храма украшены панелями, богато декорированными барельефами и рельефными иероглифиче­скими надписями, благодаря которым храм и получил свое на­звание.

Как известно, ступенчатые пирамиды с плоским верхом не­редко служили усыпальницами почитаемых людей. Вот почему цари и жрецы устраивали здесь ритуалы с целью установить магическую связь с духами предков. Внутри пирамиды, на глубине 25 м, в 1952 г. была обнаружена великолепная гробница одного из правителей майя. О многом сумел рассказать ученым рельеф на крышке саркофага этого правителя. Древние мастера воспроизвели в камне Семь Пещер — прародину многих мекси­канских племен и мировое древо, связывающее подземный и верхний мир. В изображение древа были вплетены многие сим­волы, связанные с верованиями майя (например, крупная птица кецаль с широко раскрытым клювом, символизирующая связь между мирами, возрождающая души умерших).

Не менее своеобразны так называемые стадионы — соору­жения с площадками для культовой игры в мяч. Они представ­ляют собой две наклонные массивные стены, идущие параллель­но друг другу. Между ними помещалась площадка для игры в мяч. Участникам не разрешалось дотрагиваться до мяча рука­ми или ступнями ног. Играть можно было только локтями, пле­чами и боками. Побеждала та команда, которая первой забра­сывала мяч в круглое отверстие, проделанное в каменной стене.

Болельщики располагались на вершинах двух стен, на которые они поднимались по лестницам, расположенным с внешней стороны.

Изобразительное искусство майя также имело свои ха­рактерные черты. В нем существовал канон, который определял­ся культом обожествляемого правителя и его предков. Особого со­вершенства он достиг в произведениях скульптуры. Правитель майя чаще всего изображался в военных сценах или восседа­ющим на троне. Главное внимание скульпторов привлекали не индивидуальные черты его внешности или внутренние душевные

качества, а точное и тщательное воспроизведение пышного костюма, головного убора и других атрибутов власти. Перед зрителем представал некий идеализированный человек, застывший в неподвижной позе, ли­шенный чувств и особенностей ха­рактера. Его лицо передавало равно­душие и спокойную величавость. По­коренным пленникам оно внушало страх. Им, в отличие от правителя, были ведомы человеческие чувства: горе, боль от ран, молчаливое пови­новение. Изображение правителя сопровождалось коротким иерогли­фическим текстом, содержавшим ин­формацию о его рождении, правле­нии, военных победах и других успе­хах.

Художественная культура наро­дов майя оказала огромное влияние на американскую культуру после­дующих эпох.

Художественная культура инков

Одна из древнейших легенд рассказывает, что, когда из озера Титикака вышли супруги, получившие волшебный золотой жезл от своего отца Солнца, им было предсказано в определенном мес­те основать город и страну. Долго они искали это место, и вот од­нажды после долгих поисков жезл неожиданно ушел в землю. Здесь и возникла столица империи инков — Куско, руины кото­рой можно увидеть и сегодня.

В историю мирового искусства инки вошли благодаря красоте и величию своих храмов. На побережье Перу до настоящего вре­мени сохранилось множество пирамид, но, в отличие от других цивилизаций Америки, они служили для коллективных захоро­нений бальзамированных тел умерших. Некоторые ступенчатые пирамиды имели в плане не прямоугольную, а круглую форму.

Определенных успехов добились инки и в скульптуре. Одним из самых значительных скульптурных памятников является рельеф на Вратах Солнца в Тиауанако. На лицевой стороне огромного монолитного каменного блока высечен рельеф с изображением верховного божества. Божество стоит на возвышении с жезлами в обеих руках. Его головной убор напоминает лучеобразно расходящихся змей. Фигура божества приземиста, у него неестественно маленькие ноги, а лицо широкое и квадратное. По обе стороны от него расположены три ряда второстепенных божеств, или крылатых гениев, обращенных к нему взором. Рельеф производит впечатление спокойного величия и силы власти. Самым загадочным в этом сооружении является фриз-календарь с изображением человеческих фигур, животных и орнамента. Среди множества животных, высеченных на Вратах Солнца, можно обнаружить даже слона.

Сохранились до нашего времени и произведения керамики. Инкские мастера создавали украшения из золота, изысканные предметы роскоши, в которых использовали причудливые графические орнаменты на мифологические сюжеты о сотворении мира, борьбе героев с фантастическими чудовищами, а также эпизоды из повседневной жизни (охота, рыболовство, ткачество).

ацтеки Город Теночтитлан (совр. Мехико) Отличительная черта у ацтеков – богатая мифология. В ацтекской империи была коммуникация между городами. Структура: крестьяне, знать, воины, рабы. Рабство сильно отличается от европейского.

ацтеки Город Теночтитлан

ацтеки Город Теночтитлан

ацтеки Город Теночтитлан

ацтеки Город Теночтитлан

ацтеки Скульптура. Статуя Коатликуэ Богиня весны и плодородия.

ацтеки Погребальные маски ацтеков

майя Придумали календарь, использовали понятие нуля, изобрели свою письменность. Лучше всего сохранилась архитектура, не только пирамиды, но дворцы, астрономические обсерватории и стадионы.

ацтеки Дворцовый комплекс в Паленке Храм надписей

ацтеки Внутри Храма Надписей – гробница Пакаля

ацтеки Скульптура. Правитель на троне.

инки (совр. Перу, Боливия, Эквадор, Чили) У инков были – дороги (даже в горах), почта, ирригация, водопровод, медицина. Столица государства – Куско. Правитель – верховный инка, наместник бога на земле, сын солнца. Поклонялись солнцу.

инки У инков тоже были пирамиды, но они служили для массовых захоронений бальзамированных тел.

инки Священная долина инков

инки Город Мачу-Пикчу

инки Рельеф на воротах солнца

инки Рельеф на воротах солнца

инки Рельеф на воротах солнца

инки У инков была богатейшая музыкальная культура, изобилующая духовыми и ударными музыкальными инструментами.


Урок на тему: "Храмовая архитектура индейцев Месамерики как воплощение мифа о жертве, давшей жзнь". 10 класс.

Содержимое разработки

Льговский район Курская область

Урок на тему:

(Мировая художественная культура, 10 класс. Программа Емохоновой Л.Г.)

Учитель МХК Курбатова Г.Н.

Форма урока: урок-исследование.

Цель: раскрыть с позиции цивилизованного подхода диалектику развития храмовой архитектуры индейцев Месамерики, ее вклад в мировую архитектуру.

Образовательная: показать особенности развития храмовой архитектуры народов Древней Америки, формируя у школьников навыки аналитического осмысления изучаемого материала.

Развивающая: развивать познавательный интерес, мышление учащихся в постижении диалектики развития мирового культурного наследия.

Воспитательные: воспитывать ценностное отношение к культурному наследию любого народа мира, бережное отношение к архитектурным памятникам.

1.Организационная часть.

- На предыдущих уроках мы с вами рассмотрели древние цивилизации мира, а также вывели определение цивилизации. (Цивилизация – ступень общественного развития и материальной культуры, характерная для той или иной общественно политической формации.)

- Назовите признаки цивилизации?

(Ответ: 3 основных признака цивилизации: появление городов; появление письменности; появление монументальных сооружений).

- Внимание, на интерактивной доске географическая карта мира. Отметьте значком древние цивилизации, которые мы с вами уже рассмотрели. (Месопотамия, Древний Египет, Древняя Индия).

- Назовите монументальные сооружения, созданные данными народами.(Зиккурав в Уре, ворота богини Иштар в Вавилоне, комплекс пирамид в Гизе, храм Амона-Ра в Луксоре, храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо).

3.Новый материал урока.

В научной литературе эта территория получила название Срединная Америка или Зона высоких цивилизаций. Она подразделяется на 2 района: северный – Месамерика и южный – Андская область (Боливия – Перу), с промежуточной зоной между ними (южная часть Центральной Америки, Колумбия, Эквадор), где культурные достижения хотя и достигли значительной степени, но так и не поднялись до вершин государственности и цивилизации.

В целом эпоху цивилизации в пределах этой культурно-географической области можно разделить на 2 периода: ранний, или классический (рубеж н.э. – 9 в.н.э.), поздний, или постклассический (10-16 вв.н.э.).

Периоды зарождения, развития и заката цивилизаций (показаны на слайде):

Ольмеки – 2-1 до н.э.;

Ацтеки – 12 – 16 вв.н.э.;

Инки – 13 -16 вв. н.э.

Архитектурные сооружения

Проверка результатов работы, на интерактивной доске появляется изображение архитектурных памятников.

Задание для класса.

Вслушиваясь в выступление одноклассников, найти доказательность возможности говорить о цивилизованном устройстве древнеамериканского общества. По окончании выступлений проверка выполнения задания.

Алгоритм работы мастерской.

Темы мастерских.

Город-крепость Мачу_Пикчу инков.

Религиозный центр Теотиуакан.

Храм Уицилопочтли в Теночтитлане ацтеков.

Комплекс майя в паленке.

Этапы мастерских.

Этап деструкции (разрушение целого):

Знакомство с текстом, в котором представлен фрагмент истории храмовой культуры Мезамерики (тексты даны в приложении 2);

Распределение текста на подпункты, выделение в тексте незнакомых слов, определений;

Этап конструирования:

Этап социализации. Представление группами результатов работы, оформленных на ватмане, с краткой аннотацией сделанного.

Завершает урок учитель, подводя итоги работы класса и отмечая ценность архитектурного наследия коренного населения Америки для мировой цивилизации. На интерактивной доске демонстрируются современные архитектурные сооружения, в которых наблюдается влияние Древней американской цивилизации.

Домашнее задание. Выучить урок № 9.

Приложение 1.

Алгоритм презентации.

1 лайд – тема выступления.

2 слайд – географическое место расположения, время.

3 слайд – краткая историческая информация.

4 – 5 слайд достижения в области культуры.

Приложение 2.

Город-крепость Мачу-Пикчу инков.

Крепость расположена на вершине неприступного утеса на берегу реки Вильканотой и окружена многометровой стеной из громадных каменных блоков. Вдоль стены – здания, которые тесно прижаты друг к другу. Их разделяют узкие проходы и многочисленные лестницы. Мачу_Пикчу – один из красивейших. Он целиком построен из местного гранита. Иногда глыбы разбирали на прямоугольные блоки, которые подгоняли друг к другу столь идеально, что поверхность выглядит совершенно гладкой. Есть здесь и дома, построенные из многоугольных, очень плотно пригнанных друг к другу глыб. Их обтесывали, укладывали на землю и облицовывали каменными плитками. Некоторые дома, по-видимому, предназначенные для простых ремесленников, построены из пирки – камня, обмазанного глиной. Храмы, дома и дворцы окружены ступенями сельскохозяйственных террас.

В своих ритуалах инки поклонялись камню и солнцу. Исследования археологов выявили комплекс торжественных структур, включая храм Солнца. Эти последние открытия позволяют предположить, что Мачу-Пикчу, вероятно. Служил в качестве регионального административного центра и торговли. Сооружения были разработаны и функционировали как церемониальный центр. Множество различных строений свидетельствуют о том, что здесь, вероятно, проводился ряд ритуальных мероприятий, посвященных камню и солнцу.

Религиозный центр Теотиуакан

Теотиуакан расположен в 31 миле на северо-востоке от Мехико. Это одно из поселений доиспанской Мексики и первый настоящий город страны. В момент наивысшего расцвета население города достигало 200 тысяч. Теотиуакан был не только религиозным, политическим и экономическим центром Мезоамерики, но и самым урбанистическим городом того времени. Город был заложен по точной прямоугольно сетчатой планировке, ориентированной по оси север-юг.

Пирамида Солнца первоначально состояла из 4 ярусов на квадратном основании со сторонами в 200 м. высота пирамиды 66 м. усеченную вершину пирамиды когда-то венчало святилище – небольшое здание с плоской крышей. Широкая крутая лестница с северной стороны ведет с платформы на платформу вплоть до просторной площадки перед входом в святилище. При этом угол подъема рассчитан таким образом, что обрядовая процессия, доходя до святилища, вдруг исчезла из поля зрения людей внизу, словно воссоединившись с солнцем.

Храм Уицилопочтли в Теночтитлане ацтеков

Главный фасад храма был обращен на запад. Он состоял на широкой платформе, покоившейся на стилобате с двумя лестницами, которые вели к святилищам бога войны Уицилопочтли с южной стороны храма и бога дождя и плодородия Тлалока – с северной. Перед входом в святилище Уицилопочтли лежит жертвенный камень, а перед святилищем Тлалока раскрашенная фигура Чакмоола, божественного посланца, собирателя жертвоприношений. Основание храма с четырех сторон украшено курильницами и змеиными головами. Среди прочих украшений – каменные лягушки, ягуары и огромные морские раковины.

Среди находок, сделанных в Великом храме, множество различных масок и фигурок, алебастровые головы оленей и статуэтки сидящих божков, морские раковины, рыбьи кости, головы птицы-пилы, кораллы, крокодилы и ягуары. Находки, относящиеся к культу бога войны Уицилопочтли, представляют собой курильницы с рельефами в виде черепов и ритуальные ножи текиатль, украшенные глазами и зубами, сделанными из морских раковин. Монументальный каменный рельеф богини Койолыпауки лежал, как выяснилось, у подножия святилища бога войны. А рядом нашли небольшой алтарь с двумя каменными лягушками по бокам.

Комплекс майя в Паленке

Дворец имеет не только башню, но и подземелье. Повсюду – на стенах, потолке, колоннах, в нишах и ступенях лестниц сохранились остатки великолепных барельефов и фресок. Храм Солнца в Паленке – небольшое прямоугольное здание с высоким гребнем на плоской крыше, воздвигнутое на невысокой (8 м) пятиступенчатой пирамиде и разделенное продольной стеной параллельно фасаду на два помещения с ложными сводами. Первое из них образует нечто вроде портика. Так как фасадная стена прорезана тремя широкими дверными проемами. В центре второго помещения находилось маленькое святилище, перекрытое бревенчатым накатом. Бревенчатые перекрытия и ложный свод характерны для всех зданий майя, не знавших замкового свода. Внутри и снаружи храм был богато украшен рельефами. На задней стене его помещен барельеф, изображающий маску Бога Солнца, подвешенную на двух скрещенных копьях, около которой в позе поклонения представлены две человеческие фигуры. В стенах имеются многочисленные окноподобные отверстия. Уравновешенность частей, простота и благородство очертаний, сдержанное употребление орнамента делают Храм Солнца одним из наиболее выразительных и впечатляющих памятников архитектуры майя. Кладка пола каменными плитами, как в Храме Надписей, встречается довольно редко. Обычно в монументальных постройках майя делали его из плотно уложенного слоя извести. Только в Паленке встречается использование свода над внешним входом. В 1960-е гг. дворец в Паленке был объявлен национальным памятником.


-75%

Читайте также: