Сущность права 10 класс конспект

Обновлено: 01.07.2024

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пункт: Понятие права (стр. 15)

Задание 1 . Составьте схему

Структурные элементы нормативных регуляторов

_________________ _________________ ________________

Задание 2.

Ответьте на вопрос:

Пункт: Различие подходов к пониманию права (стр. 17)

Задание 1. Заполните таблицу

Различные подходы к пониманию права

Название подхода к пониманию права

Характерные особенности

1) нормативный подход

2) социологический подход

3) естественно-правовой подход

Задание 2.

Составьте перечень

Особенности современного права:

Задание 3.

Ответьте на вопросы:

1) Почему нельзя определять право только через норму?

2) Почему право не может существовать без такой важной черты, как государственное принуждение?

Задание 4.

Составьте схему

Правовые институты, учреждения

__________________ _________________ ___________

Для развития демократии важно, чтобы государство находило в праве не только средство государственного управления, но и цель своего развития. Как вы понимаете это положение? Раскройте его смысл.

Познакомьтесь с некоторыми из современных определений права:

Право – система норм, исходящих от государства (установленных или санкционированных государством), выражающих волю или интересы государства и гарантированных государством.

Право – система общеобязательных норм, обеспечиваемых государством и направленных на регулирование поведения людей в соответствии с принятыми в данном обществе устоями.

Право – общеобязательная система норм равенства, свободы и справедливости, установленных или санкционированных государством и обеспеченных возможностью государственного принуждения.

- Какое понимание права отражает каждое из этих определений?

- Своё мнение поясните.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Нажмите, чтобы узнать подробности

2. Умение применить нормативно – правовую основу для доказательства своего мнения, отводя на 2-й план эмоциональные и психологические аспекты.

3. Развитие коммуникативных компетенций учащихся.

Мотивация темы учителем:

Вспомним, что такое право.

ПРАВО – это система общеобязательных правил поведения, которые выражены в источниках, установлены или санкционированы государством, охраняются им, их нарушение порождает юридическую ответственность.

В науке о праве – правоведении – существуют различные теории, или, как еще говорят, подходы к пониманию права, т.е различные представления о том, что такое право, в чем его сущность, ценность для человека и общества. В число основных теорий обычно включают :

Для глубокого изучения права все они важны, если они помогают в поиске истины.

На протяжении многих веков право понимали по – разному. Еще мыслители Античности ( Сократ, Аристотель и другие) и Средневековья (Аквинский) придерживались мнения, что существует и естественное и позитивное право. Окончательно данная теория сложилась в XVIII веке, ее поддержали Руссо, Монтескьё, а в России – Соловьев, Радищев и другие мыслители.

В современном правоведении существуют различные подходы к пониманию права (иначе говоря, различное правопонимание). Явление это вполне нормальное.

Нормативный подход к праву

В соответствии с данным законом между правом и законом фактически нет различия.

Закон – это и есть право. Оно представляет собой:

- нормы меньшей юридической силы ( подзаконные акты)

Нормативный подход больше, чем какой-либо другой, подчёркивает главное, определяющее свойство права – его нормативность, те чёткость и однозначность

Естественно-правовой подход к праву.

В основе данного подхода лежит теория естественного права.

Вопрос к классу: какие естественные права даны человеку?


Сторонники естественного права пологают, что право не тождественно закону и означает нечто большее.

Закон(согласно такому правопониманию) – одна из форм выражения права.

Законы, установленные государством, сторонники естественного права относят к творениям самого человека и называют позитивным правом.

Взаимосвязь естественного и позитивного права.

Позитивное право как документальная реальность появляется с возникновением государства и существует только в письменной форме, в виде законов и других юридических документов, установленных государством.

Заполнение учащимися таблицы:

Современные подходы к пониманию права

совокупность ценностей и идеалов, которые не могут быть отняты у людей в силу того, что подарены природой.

Правовой нигилизм современного человека

(а закон действует только тогда, когда живет в сознании человека и действует через человека

Четкость и точность действий в правовых ситуациях

Сами законы не всегда идеальны

Применение узаконенной физической силы к правонарушителям

Государство проводит в жизнь принцип верховенства права и закона

Игнорирование гуманистической стороны в содержании права.

Главная ценность – права и свободы гражданина

Право не рассматривается как мера свободы и справедливости

Чётко зафиксированы санкции – средства государственного принуждения в случае нарушения нормы права.

Не учитывается ведущая роль прав человека в системе права.

Отмечают одновременно и положительные, и отрицательные его черты. Охарактеризуем некоторые из них.

Положительную сторону видят в том, что нормативный подход больше, чем какой-либо другой, подчёркивает главное, определяющее свойство права – его нормативность, т. е. наличие системы норм (общеобязательных правил поведения), которые чётко определяют, как можно и должно поступать в тех или иных обстоятельствах. Если норма действительно является общеобязательным требованием, которое каждый (без каких-либо исключений) должен исполнять, это благо для общества.

Другой положительной чертой нормативного подхода является чёткость, однозначность выражения правового требования, правовых формулировок, т. е. формальная определённость нормы. Это позволяет правильно, без двусмысленности понимать содержание нормативного акта, руководствоваться его требованиями.

Ещё одно достоинство нормативного подхода в том, что в нём чётко зафиксированы санкции – средства государственного принуждения (в случае нарушения нормы права).

К числу явно отрицательных черт нормативного правопонимания относится прежде всего игнорирование гуманистической стороны в содержании права. В рамках данного подхода право не рассматривается как мера свободы и справедливости, не учитывается ведущая роль прав человека в системе права. Следовательно, фактически игнорируются насущные интересы тех, кому адресованы юридические нормы: на их место ставятся интересы государства.

Естественное право – совокупность ценностей и идеалов, которые не могут быть отняты у людей в силу того, что подарены природой.

Позитивное (объективное) право – это система юридических норм, установленных государством и выраженных в форме законов и подзаконных актов.

Право существует в обществе, состоящем из различных слоев, групп, интересы которых неодинаковы, а порой и противоречивы. Правовые нормы поддерживают общественные интересы. В них обозначены ценности, к достижению которых стремятся люди. Право обеспечивает порядок в общественных отношениях. В последнее время на первое место выдвигаются такие факторы, как достоинство человека, безопасность государства и личности. Право необходимо человеку не только тогда, когда возникает юридический конфликт, оно важно для созидательной, творческой деятельности, защиты его здоровья.

Вот и сегодня мы будем участниками будничного решения проблемы, которая связана с жизнью человека и его здоровьем.

Вы станете участниками деловой игры.

Суть игры: Вы знаменитые врачи – кардиохирурги, работающие в Центре по пересадке сердца. В настоящее время в клинике находятся несколько пациентов в состоянии средней тяжести - это означает, что они могут ждать пересадки еще две – три недели. Но есть только одно донорское сердце, которое пригодно для пересадки каждому из пациентов. Вы – врачи должны решить, кому будет проводиться следующая операция, формулируя по предложенному алгоритму критерия свой выбор.

Учитель: информирует по задачам, ходу и результатам игры,

распределяет пациентов в порядке предложенного списка. Учащиеся должны, по условиям игры, доказать, что именно их пациент достоин на первоочередную операцию. (10 минут)

Приложение№1

Вы - знаменитые врачи – кардиохирурги, работающие в Центре по пересадке сердца. В настоящее время в клинике находятся несколько пациентов в состоянии средней тяжести - это означает, что они могут ждать пересадки еще две – три недели. Но есть только одно донорское сердце, которое пригодно для пересадки каждому из пациентов. Вы – врачи должны решить, кому будет проводиться следующая операция и сформулировать критерий, по которому сделали свой выбор.

Список пациентов, поступивших в Центр по пересадке сердца

Девочка, 10 лет. Умственно отсталая. Страдает ДЦП.

Мужчина, 29 лет. Бизнесмен. Попал в катастрофу, в состоянии алкогольного опьянения. Может оказать клинике финансовую помощь.

Женщина, 62 года. Мать шестерых детей.

Мужчина, 33 лет. Руководитель религиозной секты.

Женщина, 20 лет. Студентка. Неоднократно пыталась покончить жизнь самоубийством.

Мужчина, 42 года. Югослав. Строительный рабочий. Получил травму во время работы в России.

Женщина, 49 лет. Врач – онколог, разрабатывает новые средства лечения раковых опухолей.

Мужчина, 37 лет. Заместитель министра финансов, еврей. Отец двоих детей.

Женщина, 22 года. Спортсменка, золотая медалистка, член олимпийской сборной.

Мужчина 31год. Милиционер, ранен во время задержания особо опасного преступника. Является отцом. Беременная жена.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Учебное пособие
Основы права.10-11 кл: учебник. для общеобразоват. учреждений: \ (А.Ф. Никитин – М.-: Дрофа, 2006. – 413 с.

ГОУ СОШ №227
САО г. Москвы
Абасян Р.К.

Цели урока Образовательная – изучение теорий происхождения государства и прав.

Цели урока
Образовательная – изучение теорий происхождения государства и права.
Воспитательная – привитие уважение к идеям демократии, государственной власти и праву.
Развивающая – продолжение развитие способности сравнивать правовые идеи, навыков работы с учебным текстом, с источником.
Тип урока - комбинированный урок.
Оборудование урока
Учебные пособия.
Интерактивная доска.

Повторение Объективное право – система правил, установленных госу.

Объективное право – система правил, установленных государством, за нарушения которых государство наказывает (уголовное право, гражданское право, налоговое право).
Субъективное право – возможность человека поступать так, как ему разрешено государством (право на жизнь, право на образование, право на труд).

Государство – механизм властного управления обществом. Признаки государства.

Государство – механизм властного управления обществом.
Признаки государства:
Территория.
Народ.
Чиновники, осуществляющие власть.
Силовые структуры (армия, правоохранительные органы).
Суверенитет – независимость государства.
Законодательство.

Теологическая теория происхождения государстваФома Аквинский (1225-1274): Про.

Теологическая теория происхождения государства
Фома Аквинский (1225-1274):
Прочитать текст на стр.6 и
указать основные идеи
теологической теории:
- Государство и право создал Бог.
- Государственная власть божественна и незыблема.
- Посягательства на государственную власть – тяжкий грех.

Патриархальная теория происхождения государства Аристотель (384-322): Прочита.

Патриархальная теория происхождения государства
Аристотель (384-322):
Прочитать текст на стр. 6-7 и записать
основные идеи патриархальной теории:
- Рождение государства и права связано с семьёй.

Теория общественного договораДж. Локк (1632-1677): - Прочитать текст на стр.

Теория общественного договора
Дж. Локк (1632-1677):
- Прочитать текст на стр.7 и
указать главные идеи договорной теории:
- Отрицание божественного происхождения государства и права.
- Государство и право созданы людьми.
- Для создания государства люди заключили добровольное соглашение (договор).
- Часть своих прав люди передали государству.
- Государство обязалось охранять безопасность граждан.

Теория насилия Е. Дюринг (1833-1921) - Государство создано в результа.

Теория насилия
Е. Дюринг (1833-1921)

- Государство создано в результате завоевания одного народа другим.

Расовая насилия
Ж. Габино (1816-1882)

- Государство создано людьми высшей расы, которые способны подчинять людей низших рас.

Классовая теория происхождения государстваГлавная причина образования государ.

Классовая теория происхождения государства
Главная причина образования государства – экономическая:
Неравенство экономическое привело к неравенству социальному (образовался слой бедных и богатых).
Появились социально-экономические противоборствующие группы (рабы-рабовладельцы, крестьяне-феодалы, рабочие-предприниматели).
Более богатые группы создали государство с целью охраны своих интересов и угнетения других групп.
После ликвидации буржуазии (класса предпринимателей) власть окажется у рабочих, и необходимость в государстве отпадёт.

Повторение Как связаны государство и право? Почему теорий происхождения госуд.

Повторение
Как связаны государство и право?
Почему теорий происхождения государства и права существует несколько?
Как Вы думаете, почему исторически первые теории происхождения государства были связаны с религией?
В чём прогрессивность Договорной теории?
Аристотель считал, что семья послужила прообразом для развития государства, а какова взаимосвязь семьи и государства, семьи и права?


• В чём заключается единство порядка и права?

Пункт: Понятие права (стр. 15)

Задание 1. Составьте схему

Структурные элементы нормативных регуляторов

Ответьте на вопрос:

Пункт: Различие подходов к пониманию права (стр. 17)

Задание 1. Заполните таблицу

Различные подходы к пониманию права

Название подхода к пониманию права

1) нормативный подход

2) социологический подход

3) естественно-правовой подход

Особенности современного права :

Ответьте на вопросы:

• Почему нельзя определять право только через норму?

• Почему право не может существовать без такой важной черты, как государственное принуждение?

Правовые институты, учреждения

• Для развития демократии важно, чтобы государство находило в праве не только средство государственного управления, но и цель своего развития. Как вы понимаете это положение? Раскройте его смысл.

Познакомьтесь с некоторыми из современных определений права :

• Право – система норм, исходящих от государства (установленных или санкционированных государством, выражающих волю или интересы государства и гарантированных государством.

• Право – система общеобязательных норм, обеспечиваемых государством и направленных на регулирование поведения людей в соответствии с принятыми в данном обществе устоями.

• Право – общеобязательная система норм равенства, свободы и справедливости, установленных или санкционированных государством и обеспеченных возможностью государственного принуждения.

Какое понимание права отражает каждое из этих определений? Своё мнение поясните.

Сущность самоконтроля и его место в учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста Сущность самоконтроля и его место в учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста Известно, что учебная деятельность – ведущая.

Сущность здоровьесберегающей педагогической системы ДОУ (из опыта работы) Сущность здоровьесберегающей педагогической системы ДОУ: понятие,критерии, технология, измерения. Начиная работу по данной теме, мною была.

Читайте также: