Конспект урока употребление фразеологизмов в речи 6 класс

Обновлено: 03.07.2024

Урок наш будет не совсем обычным. Сегодня мы с вами попутешествуем.

Хоть трава не расти

Посадить в калошу

(Это фразеологизмы)

б) повторение

Давайте вспомним, что же такое фразеологизмы?

(Это устойчивые сочетания слов, равные по значению словосочетанию либо целому предложению).

Эпиграфом к нашему уроку служат слова В.Г.Белинского (слайд 3) Прочтите его и подумайте, какое слово необходимо дописать в эпиграфе? (Фразеологизмы) Как вы понимаете высказывание критика? Согласны ли вы с В.Г.Белинским? (обсуждение).

Сегодня наша общая задача – обобщить знания о фразеологизмах и убедиться, что они действительно являются оригинальными средствами языка и обогащают нашу речь.

Как я уже сказала, мы с вами совершим путешествие. Путешествие в страну Фразеологию (слайд 4) Чтобы в неё войти, постарайтесь быстро ответить на мой вопрос пословицей или поговоркой. Итак, начинаем.

З а д а н и е №1 (устно)

-- Что не вырубишь топором?

(Что написано пером, не вырубишь топором)

-- Куда вставляют палки?

(Вставлять палки в колеса)

-- Что бьют бездельники?

-- На каких ножках избушка?

(Избушка на курьих ножках)

-- Кого тянут за хвост?

(Тянуть кота за хвост)

-- Когда цыплят считают?

(Цыплят по осени считают)

З а д а н и е №2. (у доски 2 человека устно, остальные письменно в рабочих листках)

Соедините разбросанные части фразеологизмов.

С заданием вы справились отлично, и ворота уже открылись (слайд 7). И вот перед нами город Тружеников.

З а д а н и е №3 (письменно в листках).

Какой раздел науки о языке нам пришлось вспомнить? (Словообразование)

А среди вас есть труженики? Может быть, кто-то захочет здесь остаться?

З а д а н и е № 4 ( индивидуально письменно в листках)

Для тех, кто вошел в город, приготовлено ещё одно задание. Мы выполним его по рядам (слайд 8) .

А теперь давайте проверим (сначала устная проверка, затем — слайд 9).

Молодцы. Вас тоже можно назвать тружениками. Какую работу мы с вами проделали? (Повторили, что такое фразеологизмы, вспомнили некоторые из них).

Молодцы. Путешествуем дальше.

З а д а н и е № 5 (первая половина задания устно, вторая -- письменно).

Жители этого города не только трудолюбивые, но и очень добрые люди. По-доброму они относятся и к животным. Горожане построили для них теплый, уютный зоопарк (слайд 10) А кто обитает в этом зоопарке, вы сможете узнать, если дополните следующие фразеологизмы:

(По мере угадывания на экране появляются изображения животных)

-- Голоден, как …(волк)

-- Труслив, как . (заяц)

-- Здоров, как …(бык)

-- На ухо наступил… (медведь)

-- Смотрит, как …(баран) на новые ворота

-- Грязный, как … (свинья)

-- Колючий, как … (еж)

Вот какой зоопарк есть в Городе Тружеников. А вы, может быть, тоже поселите сюда каких-нибудь животных или птиц? Вспомните фразеологизмы с их названиями ( Н-р, Болтливый, как сорока; Немой, как рыба). Попробуйте составить с одним из этих фразеологизмов предложение с прямой речью и обращением ( у доски один человек).

Знание какого раздела науки о языке помогает нам правильно расставить знаки препинания? (Пунктуации)

4. Физкультминутка (слайд 11)

Наша экскурсия интересная, но я вижу, что некоторые путешественники уже устали. Давайте мы немного разомнемся. Я вам буду давать команды только с помощью фразеологизмов, а вы их будете выполнять (звучит музыка).

-- Встанем, как аршин проглотили.

-- Проголосуем обеими руками.

-- Согнемся в три погибели.

-- Попрыгаем, как заяц.

-- Дадим задний ход.

-- Посмотрим друг другу в глаза.

-- Сделаем хорошую мину при плохой игре.

-- Побъем друг другу челом.

-- А теперь -- руки в брюки.

-- Подержим нос по ветру.

-- Намылим друг другу голову.

Но в ногах правды нет, занимайте свои места. Продолжаем наше путешествие.

(слайд 12) Труженики живут не в нашей стране, а в стране Фразеология. Как называются люди, которые живут в других странах? (Иностранцы) (слайд13) . Знаете, ребята, что значение русских фразеологизмов не всегда понятно иностранцам? А как вы думаете, почему? (Потому что фразеологизмы имеют переносное значение).

З а д а н и е № 6 (письменно в тетрадях и у доски).

5. Работа с фразеологическими словарями.

З а д а н и е № 7 (устно)

Что нам дает работа со словарями? (развивает нашу речь).

6. Подведение итогов урока.

Ребята, вам понравилась экскурсия?(…) Мне тоже понравилась. Что мы с вами сегодня делали на уроке? (Вспоминали, что такое фразеологизмы , разделы науки о языке, обобщали наши знания).

Какие новые фразеологизмы вы узнали сегодня на уроке?

Давайте вспомним эпиграф к нашему уроку (слайд 15). Теперь вы понимаете, почему В.Г.Белинский назвал фразеологизмы оригинальными средствами?

Мы активно сегодня поработали, многое повторили, обобщили наши знания. Как каждый из вас оценит свой вклад в нашу общую работу? У вас на столах лежат карточки разных цветов. Красная – отлично, зеленая – хорошо, синяя – удовлетворительно. Поднимите, какую вы считаете нужным.

Но это ещё не конец нашей встречи. Я приготовила для вас интересную работу, выполнив которую, вы почувствуете себя писателями. В этой папке у меня начало сказки о современном школьнике по фамилии Зацепочкин (слайд 17). В ней много фразеологизмов. Я написала начало, а вы ее продолжите, не нарушая стиля и используя фразеологизмы. Мне кажется, у вас получится замечательная сказка, которую люди будут читать своим детям после рабочего дня. Тексты этой сказки есть у каждого из вас на парте. Но вам могут встретиться сочетания, значение которых могут быть вам не знакомы. Как вы поступите? Правильно, воспользуетесь фразеологическим словарем. Я желаю вам только удачи! Ни пуха, ни пера!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока русского языка в 6 классе

учителя МАОУ СОШ № 6 г. Валдай-3

Новгородской области

Благоторенко Натальи Александровны

Тип урока: урок актуализации (обновления) знаний.

Используемые технологии:

- информационно-коммуникационные технологии (метод проектов, использование компьютерной программы).

- сформировать представление об употреблении фразеологизмов в речи;

- научить у мело и правильно использовать фразеологизмы при описании

внешности человека.

Основное содержание темы:

- подбор синонимов и антонимов к фразеологизмам, объяснение лексического значения фразеологизмов;

- использование фразеологизмов в устной и письменной речи при описании внешности человека в нестандартной ситуации.

Планируемые результаты.

Личностные умения:

- проявление интереса к употреблению фразеологизмов при описании внешности человека;

- проявление позитивного отношения друг к другу.

2. Метапредметные умения:

1) познавательные:

- умение ставить и формулировать новые задачи;

- умение создавать мини-проект по заданной теме.

2) регулятивные:

- умение выполнять учебное задание в соответствии с целью.

3) коммуникативные:

- умение высказывать свое мнение;

- умение внимательно, доброжелательно относиться к ответам других детей, нести личную ответственность за выполнение коллективной работы.

3. Предметные умения:

- умение правильно использовать фразеологизмы в речи при описании внешности человека.

Оборудование: компьютеры, проектор, демонстрационный экран, фломастеры, цветные карандаши, Фразеологический словарь русского языка.

Домашнее задание к уроку:

1. п. 17, выучить правило;

Ход урока.

I . Организационный момент (1 минут а).

Доброе утро, ребята! Сегодня на уроке нам предстоит работать засучив рукава, чтобы не ударить в грязь лицом и стать хоть чуточку мудрее. Над выполнением заданий вам предстоит поломать голову, но, я думаю, это вас не пугает, потому что вы – тертые калачи. В добрый час!

- Все ли понятно вам в моем приветствии?

- Пожелайте и вы друг другу удачи, разыскав нужные выражения на доске.

Актуализация ЗУН, внимания, памяти.

Ни пуха в руки! Семь футов по ветру. Держи нос как свои пять пальцев. Флаг под килем. Знать ни пера.

- Удалось ли вам красиво и мудро пожелать удачи?

- Что вам помогло в этом? (самооценка)

I I I . Постановка учебной задачи ( 2 минуты).

- С давних времен в нашем языке сохранилось множество слов и выражений, которые мы легко, не задумываясь, употребляем в разговоре, но часто даже не догадываемся об истинном их значении и происхождении. А ведь многие из них отображают мудрость народа. Мы черпали с вами мудрость из Библии, произведений устного народного творчества, а сегодня нашим учителем, как вы уже поняли, будет Фразеология и ее представитель Фразеологический словарь.

- Что изучает фразеология?

- Что такое фразеологизм?

- Для чего мы употребляем фразеологизмы в речи?

Вы над этой проблемой работали дома.

- Какие трудности у вас возникли при выполнении домашнего задания?

(Трудно подобрать нужные фразеологизмы и правильно их использовать).

- Как вы думаете, чему новому в ам сегодня предстоит научиться? (Умело и правильно использовать фразеологизмы в речи при описании внешности человека).

Итак, целью нашего урока является … (проговаривание цели уч-ся).

Результатом вашей работы на уроке станет творческий мини-проект.

I V. Формирование новых знаний и способов действий (построение проекта выхода из затруднения) ( 7 минут).

Цель: раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.

Для создания мини-проекта вы уже определили тему и цель, разделились по группам и распределили обязанности между членами группы, подобрали нужный материал.

Сядьте по группам так, как вы распределились дома.

- Вспомним правила работы в группе и будем их придерживаться, не забывая, что одна голова хорошо, а две лучше.

Промежуточные обсуждения полученных данных в группах.

Задание. Каждая группа называет фразеологизмы, которые подобрала для характеристики выбранного героя (Жилина или Костылина) .

- Все ли фразеологизмы вам понятны? Оцените работу группы.

- Объясните значение отдельных фразеологизмов, используемых для характеристики, подобрав синонимы (прошу каждую группу объяснить по 2 фразеологизма).

- Можете дополнить список фразеологизмов группы соперников.

1 группа (для характеристики Костылина) – как в воду опущенный (расстроенный), спустя рукава, сам себе на уме, чужими руками жар загребать, вбить в голову, ни то ни сё, ждать милости от природы, бросить на произвол судьбы (подвести) и другие.

2 группа (для характеристики Жилина) – сдержать слово, держать язык за зубами, мастер на все руки, оценить обстановку, протянуть руку помощи, постоять за себя, зоркий глаз, быть начеку (быть готовым ко всему) и др.

V . Физкультминутка (Перед решающим шагом встаньте. Каждой группе предлагаю чуточку повалять дурака : выразите жестами, возгласами свою уверенность в победе) (1 минута).

V I . Применение новых знаний и формирование умений и навыков ( 13 минут). Оформление проекта, изготовление продукта. Цель: применение нового знания на практике, формирование рациональных способов их применения , развитие умения работать в группе, создавая мини-проект.

Групповая работа: охарактеризуйте выбранного литературного героя, включив фразеологизмы, создайте портрет (рисунок, аппликация).

V II . Презентация мини-проектов. (4 минуты)

Цель: демонстрация материалов, представление результатов.

А ктивизация навыков устной монологической и диалогической речи. З ащита проекта. Ответы на вопросы слушателей.

VIII . Самоанализ и взаимоконтроль. Самостоятельная работа с последующей самопроверкой (8 минут).

Цель: оценка результатов и процесса проектной деятельности, развитие умения самоанализа и взаимоконтроля ( каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет, проверить, всё ли он понял. Необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха).

- Справилась ли каждая группа с заданием? (Учащиеся анализируют выпол-ненный проект, оценивают свою роль, выясняют причины успехов, неудач).

Ожидаемые результаты: урок познакомит учащихся с фразеологическими оборотами, благодаря которым речь школьников станет более выразительной, образной, интересной, яркой. Учащиеся повысят уровень своих знаний, обогатят свой словарный запас, проникнутся в тайны истории и происхождения слов.

Приобретаемые навыки детей: учащиеся научатся распознавать устойчивые выражения, будут стараться их запомнить, чтобы обогатить свою речь, чтобы их речь была эмоциональной, логичной, лаконичной.

Развитие неречевых процессов

Запись числа, темы урока на индивидуальных листах

Развитие логического мышления, памяти

II. Введение в тему

Из приведенного ряда зачеркните слова, объединенные сферой употребления. Объясните свой выбор.

Телек, тусовка, повесить нос, водила (жаргонизмы)

Концы в воду, бурак, хата, кочет (диалектизмы)

Ботфорты, отлегло на сердце , лапотник, лучина (устаревшие слова)

Лузгать, гладить по шерсти, кляча, воняет (эмоционально окрашенные слова)

Менеджер, Интернет, ноутбук, наступать на пятки (неологизмы)

Скальпель, шито-крыто, карбюратор, зубило ( профессионализмы)

- Что у нас на доске осталось незачеркнутым? (фразеологизмы)

Правильно, ребята. Это фразеологизмы. Сегодня на уроке мы будем учиться опознавать фразеологизмы, понимать их смысл и уместно употреблять в речи.

В ходе выполнения заданий мы постараемся доказать, что фразеологизмы делают нашу речь более яркой, выразительной и красивой.

Активизация мыслительной деятельности

IV. Актуализация опорных знаний

- Давайте вспомним, что называется фразеологизмами? (устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению)

Развитие логического мышления

Активизация мыслительной деятельности

Развитие логического мышления, самоконтроля

Коррекция аналитико-синтетической деятельности на основе упражнения в сравнении, развитие самоконтроля

Развитие внимания, самоконтроля

Развитие наблюдательности, воображения

V. Тренировочные упражнения

  1. Бить баклуши (бездельничать)
  2. Плыть по течению (покорно подчиняться)
  3. Мало каши ел (бессильный)
  4. Закидывать удочку (намекать)
  5. Набрать в рот воды (молчать)
  6. Смотреть сквозь пальцы (не обращать внимание)
  7. Родиться в рубашке (быть счастливым)
  8. Утереть нос (победить)
  9. Сжечь свои корабли (решиться)
  10. Пустое место (ничтожество)
  11. Без царя в голове (глупый)
  12. Семи пядей во лбу (умный)
  13. Играть в кошки-мышки (обманывать)
  14. Делать из мухи слона (преувеличивать)
  15. Держать ушки на макушке (быть осторожным)

Вывод: фразеологический оборот равен по значению слову, можно заменить словами, близкими по смыслу.

Яблоку негде упасть.

В мгновенье ока

3) Слово в слово

Тютелька в тютельку

Вилами по воде писано*

Комар носа не подточит

4) Попасть впросак

Попасть на седьмое небо*

Попасть в переделку

Попасть в переплёт

Вывод: разные фразеологизмы могут иметь одно значение.

Вывод: фразеологизмы имеют переносное значение, устойчивое выражение, можно заменить синонимами.

  1. Заваривать кашу – расхлёбывать кашу.
  2. Жить душа в душу – как кошка с собакой.
  3. Коломенская верста – от горшка два вершка.
  4. Хоть иголки собирай – ни зги не видно.
  5. Сидеть сложа руки – не покладая рук.
  6. Повесить нос – воспрянуть духом.
  7. По чайной ложке – одним духом.
  8. Чуть свет – на ночь глядя.

Вывод: фразеологизмы образуют антонимические пары.

1 команда Фольклор Мифология древнего мира История .

Кануть в Лету, казанская сирота, положить в долгий ящик, посеять зубы дракона, рожки да ножки, искать жар-птицу, молочные реки и кисельные берега, кричать во всю Ивановскую, по щучьему велению, за тридевять земель, при царе Горохе, у разбитого корыта, вавилонское столпотворение, метать громы и молнии, ахиллесова пята, ящик Пандоры, Дамоклов меч, Прометеев огонь, муки Тантала, провалиться в тартарары.

2 команда Медицина Военное дело Искусство

Переменить декорации, плясать под чужую дудку, сойти со сцены, играть первую скрипку, надеть маску, танцевать на вулкане, позолотить пилюлю, поставить диагноз, через час по чайной ложке, в здоровом теле здоровый дух, выкурить трубку мира, сложить головы, держать порох сухим, перейти в наступление, встретить в штыки, сорвать маску, сложить оружие, дать бой, понюхать пороху, на два фронта.

Вывод: по происхождению фразеологизмы бывают исконно русскими 9фольклор, история), заимствованными.

Вывод: фразеологизмы можно использовать при характеристике качеств человека, его поведения.

Мухи не обидит қыл өтпестей татулық

Хоть глаз выколи қоян жүрек

Заячья душа төбесі көкке жеткендей

Водой не разольешь қой аузынан шөп алмас

Кот наплакал көзге көргісіз

Вывод: устойчивые сочетания слов есть и в других языках.

К – кануть в Лету

О – обетованная земля

С – сорвать маску

М – мозолить глаза

О – от корки до корки

С – сбросить иго

В – вилами по воде писано

О – обвести вокруг пальца

С – сложить голову

Т – тютелька в тютельку

О- от горшка два вершка

К – коломенская верста

  1. Тянуть бегемота за хвост. (кота)
  2. Водить за ухо (нос)
  3. Как верблюд на новые ворота (баран)
  4. Убить двух слонов (зайцев)
  5. Родиться в комбинезоне (рубашке)
  6. Посеять кости дракона (зубы)
  7. Дуется как заяц на крупу (мышь)
  8. Десяти пядей во лбу (семи)
  9. Бензином не разольёшь (водой)
  10. Крутиться как ёжик в колесе (белка)

Вывод: фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, поэтому нельзя опустить или вставить другое слово.

Водить за нос, ходить петухом, носить камень за пазухой.

Намылить шею, смотреть на мир сквозь розовые очки, обвести вокруг пальца.

Назвать фразеологизм на данный предмет.

Используя глаголы, составьте предложения о теме урока

VII. Аргументированная оценка за урок.

VIII. Домашнее задание.

Составить краткий словарик перифраз с цветовыми прилагательными, найти в рассказе 10 фразеологизмов, сочинить юмористический рассказ.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка по теме "Фразеологизмы"

Презентация поможет организовать повторение темы "Фразеологизмы" в 10-11 классах.

конспект урока русского языка по теме "Фразеологизмы" 5 класс

Это урок с использованием информационно-коммуникационных технологий, игровой технологии, метода проектов.

конспект урока русского языка по теме "Фразеологизмы" 5 класс

Это урок с применением игровой технологии, метода проектов, ИКТ.


Презентация к уроку русского языка "Интересно о фразеологизмах"

История возникновения фразеологизмов.



Конспект урока русского языка по теме "Фразеологизмы" для 5 класса

Урок предназначен для учащихся 5 класса, содержит различные задания для ознакомления с новым материалом.


Нажмите, чтобы узнать подробности

осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку;

стремление к речевому самосовершенствованию, пополнению словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

способность извлекать информацию из различных источников;

способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо: способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам .

представление об основных функциях языка, о связи языка и культуры народа, о роли языка в жизни человека и общества;понимание особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка в тексте;

овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний.

Обучающие: развить умение формулировать определение понятий; формировать умение использовать фразеологизмы в речи; развить умение определять этимологию фразеологизмов; обогащать словарный запас учащихся; совершенствовать орфографические и умения.

Развивающие: развитие критического мышления обучающихся; развитие внимания обучающихся ; формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных): развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать; развивать умение применять новые знания; развитие творческих, речевых способностей учащихся;развитие умения опираться на уже известное; развитие умения групповой и парной работы.

3.Воспитательные: воспитание интереса и уважения к родному языку;; развитие коммуникативных УУД: создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества; взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, групповая.

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности.

Приветственное слово. Учитель предлагает улыбнуться соседу по парте и другим одноклассникам. Приветствие учащихся.

2. Актуализация знаний

В нашем классе –мальчик Петя

Он какой, скорей ответьте:

Весь урок ворон считает

Или в облаках витает.

Учитель предлагает отгадать загадку, прилежный или ленивый ученик Петя; ответить, какие обороты речи помогли это определить; можно ли в них опустить или заменить какое-нибудь слово, не изменяя значения этих сочетаний слов;подумать, как называются такие слова в языке.

(Обучающиеся высказывают предположения, обсуждают их с одноклассниками. Учащиеся называют тему урока, учитель корректирует высказанные предположения.Учащиеся записывают в тетрадь тему урока.

- Понять, что Петя – ленивый ученик, вам помогли устойчивые сочетания слов.В этих выражениях слова теряют свою самостоятельность, а смысл имеет только все выражение в целом. Определите значение выражений в загадке..

3. Целеполагание и мотивирование

Учитель предлагает задание, а потом предлагает учащимся поставить цель урока, направляя их при этом.

Фронтальная работа (Найти ошибочное толкование)

тянуть кота за хвост – мучить бедное животное, таская за хвост

наломать дров – заняться заготовкой дров на зиму

заморить червячка – держать червячка впроголодь, долго не кормить

кот наплакал – довести кота до слёз

подложить свинью – подарить на Новый год мягкую игрушку

показать, где раки зимуют – пригласить на зимнюю рыбалку

кот наплакал – много

спустя рукава – прилежно

мартышкин труд – бесполезная работа

знать назубок – наизусть

во весь дух – очень медленно

от доски до доски – от начала до конца

с гулькин нос – мало

горе луковое – талантливый человек

при царе Горохе – очень давно.

4.Ввод нового материала

Учитель предлагает самостоятельно дать определение , что такое фразеологизмы, затем сопоставить с определением из учебника. Затем предлагает определить, откуда они появились и сверить с информацией из учебника.

(Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову.)

(Обучающиеся самостоятельно дают определение, затем сравнивают его с материалами учебника)

5. Первичное закрепление

Работа в группах. Учитель направляет, консультирует. Ученики соединяют стрелками фразеологизмы и их значение ( задание распечатано на листах)

Соединить стрелками фразеологизмы и их значение.

Глаза на мокром месте Сильно что-то захотелось

С глазу на глаз Часто плачет

Глаза разгорелись Узнал истинное положение

Глаза открылись Наедине

Вкладывать душу Думать, решать что-нибудь трудное

Не ударить в грязь лицом Добиваться, достигать полного взаимопонимания

Находить общий язык Отдавать себя целиком

Ломать голову Показать себя с лучшей стороны

Оказать медвежью услугу Не получить того, на что рассчитывал

Комар носа не подточит Подвести кого-либо

Уйти несолоно хлебавши Жить дружно, в согласии

Душа в душу Не к чему придраться

6.Применение нового знания в стандартной ситуации.

Учитель консультирует в случае необходимости, ученики выполняют самостоятельно

Выборочный диктант ( выписать только фразеологизмы)

Золотые зубы, медвежья берлога, медвежья услуга, волчий аппетит, дрова разгорелись, глаза разгорелись, приходить в школу, волчий хвост, сбивать с толку, сбивать с дерева, горькая правда, задрать нос, приходить в голову, горькое лекарство.

7. Перенос в новые условия

1.Учитель предлагает определить, толкование приведенных фразеологизмов, заменив их одним словом. Обучающиеся выполняют задание самостоятельно, в парах, в случае затруднения обращаются за помощью друг к другу

А) Кот наплакал –мало , развесить уши - слушать, как снег на голову - неожиданно, внезапно, ломать голову –думать, сидеть сложа руки – бездельничать, рукой подать – близко, повесить голову –загрустить, обвести вокруг пальца - обмануть зарубить на носу - (запомнить)

Б) На птичьих правах – временно (незаконно), в один голос – вместе, испокон веку – издавна, тютелька в тютельку – точно, тяп-ляп – кое-как, с гулькин нос – мало, как сонная муха – медленно, засучив рукава – усердно.

2.Напишите сочинение-миниатюру “На уроке”, используя несколько фразеологизмов из приведенного списка: набрать воды в рот, повесить нос, бить баклуши, держать язык за зубами, хлопать ушами, ловить ворон. (5-7 предложений).

8.Домашнее задание по выбору учащегося:

2) упражнения 99, 100 учебника

3) выписать из художественной литературы 5 предложений с фразеологизмами.

9. Подведение итогов. Ученики определяют, что они узнали на уроке, какие вопросы им хотелось бы обсудить на последующих уроках.

10. Оценивание. Учитель предлагает оценить свою работу и работу соседа по парте, оценивает наиболее активных учащихся.

Читайте также: