Развитие русского языка как закономерный процесс конспект урока в 9 классе

Обновлено: 03.07.2024

Цели:1.Познакомить с активными процессами, происходящими в лексике, морфологии, и орфоэпии русского языка (устаревшие формы слов, нормы орфоэпии, архаизмы, историзмы, неологизмы).
2.Развивать познавательную активность, формировать грамотную по всем нормам разговорную речь, совершенствовать навыки комплексного разбора текста.
3.Воспитывать бережное отношение и любовь к русскому языку.

Оборудование: мультимедийная презентация, распечатанные таблицы для работы.

(Слайд-2) Тему сегодняшнего урока мы сейчас постараемся определить с вами из эпиграфа, выведенного на экране:

«Язык есть самая живая, самая обильная

и прочная связь, соединяющая отжившие,

живущие и будущие поколения народа в

— Итак, как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?

-Может, кто-то сможет назвать тему урока?

— Открыли тетради, записали число, классная работа и тему сегодняшнего урока.
— Тема сегодняшнего урока поможет нам узнать об одном из необычных свойств языка. Ведь язык – это не просто средство передачи информации, орудие, которым мы привычно пользуемся. Язык может жить своей собственной жизнью. Он может диктовать нам свои условия и в то же время быть послушным и преданным человеку.

Задумайтесь: наш родной язык может удовлетворить потребности человека в общении и в эпоху княжеской Руси, и в век высочайших компьютерных технологий. Значит, язык способен развиваться и совершенствоваться, помогая в этом и нам.

(Слайд-4) Что такое язык? Словарь Ожегова. (Заглянем в толковый словарь и посмотрим, сколько значений имеет это слово. (Даются разные словарные статьи).

Гости и Ксанф не нашлись, что ответить Эзопу, имя которого до сих пор известно миру. Имена же тех, кто считал себе выше, безвозвратно канули в лету.

— На каких явлениях основана эта легенда?

Какой язык имел в виду Эзоп в своих объяснениях?

С каким значением слова язык мы имеем дело на уроках русского языка?

Язык служит для общения друг с другом, является средством связи между людьми для обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе.)

1.Длинный язык, язык без костей (о болтливости).

2.Язык на плече, высунув язык (об усталости)

3.Найти общий язык (договориться).

4.Язык не повернется (не осмелится).

5.Держать язык за зубами, придержать язык (молчать).

6.Проглотить язык (лишиться дара речи).

7.Прикусить язык (пожалеть о сказанном).

8.Язык развязался, язык распустил (разговорился)

9.Язык чешется (хочется высказаться).

10.Черт за язык дернул, сорвалось с языка (пожалеть о сказанном)

11.Язык сломаешь (о трудно произносимом)

12.Не сходить с языка (постоянно говорить о чем-либо)

13.Говорить на разных языках (не понимать друг друга).

14.Вертится на языке (о невозможности вспомнить).

15.Язык до Киева доведет (люди помогут найти дорогу).

(Слайд-5) Орфоэпическая минутка. Расставьте ударения.

ДоговОр. столЯр, предположИть, красИвее, нАчал, партЕр, алфавИт, ржАветь, позвонИт, облегчИть, тОрты,досУг, кУхонный, балОванный,жалюзИ,завИдно, ломОть, бАрмен, фОрзац, срЕдства, слИвовый.

(Слайд-6) Фонетический разбор: язык, рукописи

(Слайд-7) Определите способ связи словосочетаний:

Язык Пушкина (управл), древнегреческий язык (согласов),

преемственное накопление (управл)),

современный язык (согласов), языковые явления (согласов),)

укоротить язык (управл), хорошо говорить (примык),

тянуть за язык (управл).

(Слайд-8) Синтаксический разбор предложения.

Я утром должен быть уверен, что с вами днем увижусь я.

(Составная конструкция, состоящая из краткого прилагательного и инфинитива быть)

(Повест,, невоскл.. сложное, сложноподчиненное с придаточным изъяснительным; состоит из 2 простых предложений. Далее разбирается каждое простое предложение)

(Слайд-9) Определите вид придаточного предложения.

1.И нет величия там, где нет простоты, добра и правды.

3.В русский язык по необходимости вошло множество иностранных слов,

потому что в русскую жизнь вошло множество иностранных понятий(В.Белинский).

4.Мир, в котором мы живем, может быть понят как результат неразберихи и

случая.(Рассел Бертран Артур Уильям).

  1. [Все счастливые семьи похожи друг на друга], [каждая несчастливая семья несчастлива по-своему] (Л. Толстой)

(Слайд-10) Определите разновидность подчинительной связи

Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас. (И. С. Тургенев)

Автор слов хотел сказать, что в русском языке достаточно слов богатых не только по своему произношению, и нам не нужно заимствовать иностранные слова. Сейчас наш язык заполнен такими словами. Например: с петровских времен в наш язык внедрились иностранные слова алгебра, лак, глобус, армия, аренда и многие другие слова, которые сейчас мы называем заимствованными и которые спокойно употребляем в своей речи. Употребляя заимствованные слова, мы заменяем слова русского происхождения. Именно это хотел сказать Тургенев — автор этих слов)

Работа над новым материалом.

(Слайд-11) Цель нашего урока – познакомиться с активными процессами, происходящими в лексике, морфологии и орфоэпии русского языка (устаревшие формы слов, нормы орфоэпии, архаизмы, историзмы, неологизмы).

— Как называют человека, который знает много языков? ПОЛИГЛОТ.

— Сколько языков должен знать полиглот?

Каждый язык – это целый мир. Язык не только предмет для изучения, а живая душа народа, его радость, боль, память, сокровище.

Язык относится к тем общественным явлениям, которые действуют на всем протяжении существования человеческого общества.

Главное назначение языка – средство общения людей. Он неразрывно связан с мышлением, сознанием человека, служит средством формирования и выражения мыслей.

Язык в своем развитии прошел долгий путь. Развитие языка позволило людям закреплять свой разнообразный опыт, передавать его из поколения в поколение, что способствовало повышению материального уровня жизни, прогрессу науки, техники, культуры.

(Слайд-13) К какой группе языков относится русский язык? —

(Русский язык относится к славянской группе индоевропейских языков.)

-Какая существует актуальная проблема культуры речи на сегодняшний день?

Молодые люди по большей части общаются на уровне жаргонов и диалектов, забывая о литературном языке. Назначение этимологии приводит к безграмотности, к неуместному и неправильному употреблению слов в речи. Речь молодёжи плохо развита.

Исследовав русскую лексику с точки зрения происхождения и употребления, я думаю, что молодые люди поймут и осознают всю прелесть русского языка, научатся более грамотно и выразительно общаться – ведь русский язык, это наш родной язык

Проблемы Русский язык как средство общения и взаимопонимания граждан России:

засорение языка ненормативной лексикой, неоправданное употребление

иностранных слов, сленга

Среди более двух с половиной тысяч языков (по другим данным – около 3 500), известных на земном шаре, русский язык является одним из распространенных и удовлетворяет языковые потребности не только русских, но и людей других национальностей, живущих в России и за ее пределами).

-Какие разделы науки о языке вы знаете?

ФОНЕТИКА — это раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи, ударение, слог. С фонетикой мы соприкасаемся, когда производим фонетический разбор слов.
ОРФОГРАФИЯ — это раздел науки о языке, в котором изучаются правила написания слов.
МОРФОЛОГИЯ — это раздел науки о языке, который изучает слово, как часть речи. С морфологией мы имеем дело, когда производим морфологический разбор частей речи.
ЛЕКСИКА — это раздел науки о языке, изучающий слово с точки зрения их лексического значения.
СИНТАКСИС — это раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение. На уроках русского языка мы производим синтаксический разбор предложения.
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ — это раздел науки о языке, который изучает способы образования слов. Со словообразованием мы соприкасаемся, когда разбираем слова по составу.
ПУНКТУЦИЯ — это раздел науки о языке, изучающий знаки препинания и правила их употребления на письме.
Итак, мы говорим о языке как о развивающемся явлении.

Давайте понаблюдаем над изменениями различных языковых норм с течением времени.

(Слайд-14)– Изменения орфоэпических норм
— Что такое орфоэпия?
(Орфоэпия – это правила литературного произношения.)

Задание: поставьте ударения в словах: амфора, английский, библиотека, заслуженный, индустрия, климат, музыка, паспорт, профиль.
(Слайд-15)- А теперь сравните с устаревшими нормами: амфОра, Английский, библиОтека, заслужЕнный, индУстрия климАт, музЫка, паспОрт, профИль.

Непривычно звучит для уха?

Во времена Пушкина эти ударения были нормой

(Слайд-17) – Изменение грамматических форм слов.

Шумит порывный ветр между дерев нагих.

И, желтый лист крутя, далеко завевает.

— Определите тему предложения. (Поздняя осень.)

— Назовите ключевые слова. (Порывный ветр, дерев нагих, желтый лист.)

— Какие из названных слов не употребляются в современном русском

языке? Назовите современные аналоги этих слов.
(Порывный – порывистый, ветр – ветер, дерев – деревьев.)

— Какие изменения произошли в процессе образования новых слов?

(Изменения в образовании прилагательных – с помощью суффикса – ист.

Образование множественного числа существительных деревья – деревьев.

Все изменения слов относятся к историческим процессам.)

(На каждую парту раздаются распечатанные задания).

Укажите их современные нормативные варианты.

К нему записочки несут.

Воспомня прежнюю любовь…

Где долго в лоно тишины

Лились его живые слезы;

Он пел поблеклый жизни цвет

Без малого в осьмнадцать лет.

Боясь прогонов дорогих,

Не на почтовых, на своих,

И наша дева насладилась

Дорожной скукою вполне:

Семь суток ехали оне.

(Слайд-19)- Проверка заполнения таблицы с комментарием (устно)

(Слайд-20) — Изменение лексики современного русского языка)

Перейдём к следующим изменениям в русском языке — изменениям в лексике.

Именно лексика наиболее восприимчива ко всему новому. Это очевидно: появляются новые реалии — появляются новые слова, их обозначающие, и соответственно идет обратный

процесс (исчезновение реалий — исчезновение слов, их называющих).

-Рассмотрим следующую таблицу.

(ЛЕКСИКА — это словарный состав языка. Все слова в русском языке делятся на слова, кот. составляют

Активный словарь Пассивный словарь

Общеупотребительные слова Историзмы Архаизмы Неологизмы

Общеупотребительные слова всем знакомы — Мама, Родина, вода, небо, хлеб, человек, слышать, говорить, веселый, грустный, можно, хорошо и многие другие – они составляют основу русского литературного языка.

Таким образом, создается необходимая устойчивость языка, обеспечивающая преемственность в его использовании разными поколениями людей.

Уход из жизни тех или иных понятий, предметов и, наоборот, появление новых вызывает изменение в словарном составе языка.

(Слайд -21) — Вспомним, что такое историзмы?

(Историзмы — слова, которые вышли из употребления в связи с исчезновением тех реалий действительности, которые они обозначали.)

— Что такое архаизмы?

(Архаизмы — слова, которые в процессе развития языка были заменены синонимами, являющимися другими наименованиями того же понятия.)

— Что такое неологизмы?

(Неологизмы — новые слова, появляющиеся в результате возникновения новых реалий жизни.)

(Слайд-22) Задание: заполните таблицу из приведенных ниже слов:

(задание по рядам)

Интернет, зреть, верста, дщерь, теневая экономика, баярин, пиит, чело, модератор, забрало, редут, пищаль, горячая линия, компьютер, ланиты, сайт, вран , огнь, админ, юзер, кольчуга, латы, хит, биополе, зело, пуд, фунт, наличка, десница, банкомат, вершок, саммит имиджмейкер, сажень, латы,

-Итак, какие примеры вы записали в историзмы, архаизмы, неологизмы?
Архаизмы – зреть (смотреть), дщерь (дочь), пиит – (поэт), чело (синоним слова лоб), ланиты (синоним слова щеки), вран – ворон, огнь — огонь, зело (очень), десница (правая рука).

Историзмы- верста(русская единица измерения расстояния),

боярин (крупный землевладелец),

забрало (подвижная часть шлема, которая служит защитой лица и глаз),

редут (это были четырехугольные или треугольные земляные укрепления),

пищаль (старинное огнестрельное оружие),

кольчуга (доспех, сплетённый из железных колец, металлическая сеть для защиты от поражения холодным оружием),

доспех (сплетённый из железных колец, металлическая сеть для защиты от поражения холодным оружием),

латы (это бронированная защита воина от холодного оружия),

пуд (устаревшая единица измерения массы русской системы мер),

фунт (денежная единица многих государств),

вершок (русская мера длины, равная (4,45 см),

сажень (древнерусская мера длины, приравнена сегодня к 2 метрам).

Неологизмы- Интернет, теневая экономика, модератор, горячая линия, компьютер, сайт, админ, юзер (пользователь компьютером), хит, биополе, наличка, банкомат,

саммит (встреча на высшем уровне, собрание и переговоры людей),

имиджмейкер (специалист, занимающийся разработкой индивидуального стиля клиента, образа)

Упр 261, 262 (устно)

(Слайд-24, 25, 26, 27)

Язык
Могучий,великий
Учит, изменяется, развивается
Живет вместе с народом
Жизнь

Язык
Свободный, гармоничный
Развивается, видоизменяется, воспитывает
Объединяет и сплачивает людей
Семья

Язык
Красивый, могучий
Изменяется, преображается, живет
Мысли и чувства человека
Жизнь

Только портим мы его сами, забывая о том, что он живой, живой как жизнь, поэтому не надо обижать его пошлостью, чужим сором, ненормативной лексикой. Это обращение, прежде всего к вам, молодому поколению, т.к. молодежный сленг является авангардом языка. В нем обкатывается то, что завтра может попасть в общий словарь.

У каждого поколения свой словарь.

8.Оценки за урок.

Истинно культурным человеком может считать себя лишь тот, кто хорошо владеет родным языком, умеет грамотно говорить и писать, пользуется большим запасом слов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ход урока:
1.Организационный момент
2.Проверка домашнего задания

3. Постановка цели урока

«Язык есть самая живая, самая обильная

и прочная связь, соединяющая отжившие,

живущие и будущие поколения народа в

К.Д. Ушинский.

- Итак, как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?

-Может, кто-то сможет назвать тему урока?

- Открыли тетради, записали число, классная работа и тему сегодняшнего урока.

- Тема сегодняшнего урока поможет нам узнать об одном из необычных свойств языка. Ведь язык – это не просто средство передачи информации, орудие, которым мы привычно пользуемся. Язык может жить своей собственной жизнью. Он может диктовать нам свои условия и в то же время быть послушным и преданным человеку.

Задумайтесь: наш родной язык может удовлетворить потребности человека в общении и в эпоху княжеской Руси, и в век высочайших компьютерных технологий. Значит, язык способен развиваться и совершенствоваться, помогая в этом и нам.

Гости и Ксанф не нашлись, что ответить Эзопу, имя которого до сих пор известно миру. Имена же тех, кто считал себе выше, безвозвратно канули в лету.

- На каких явлениях основана эта легенда?(Омонимия, многозначность).

- Какой язык имел в виду Эзоп в своих объяснениях?

- С каким значением слова язык мы имеем дело на уроках русского языка?

Язык служит для общения друг с другом, является средством связи между людьми для обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе.)

1.Длинный язык, язык без костей (о болтливости).

2.Язык на плече, высунув язык (об усталости)

3.Найти общий язык (договориться).

4.Язык не повернется (не осмелится).

5.Держать язык за зубами, придержать язык (молчать).

6.Проглотить язык (лишиться дара речи).

7.Прикусить язык (пожалеть о сказанном).

8.Язык развязался, язык распустил (разговорился)

9.Язык чешется (хочется высказаться).

10.Черт за язык дернул, сорвалось с языка (пожалеть о сказанном)

11.Язык сломаешь (о трудно произносимом)

12.Не сходить с языка (постоянно говорить о чем-либо)

13.Говорить на разных языках (не понимать друг друга).

14.Вертится на языке (о невозможности вспомнить).

15.Язык до Киева доведет (люди помогут найти дорогу).

Орфоэпическая минутка. Расставьте ударения.

ДоговОр. столЯр, предположИть, красИвее, нАчал, партЕр, алфавИт, ржАветь, позвонИт, облегчИть, тОрты,досУг, кУхонный, балОванный,жалюзИ,завИдно, ломОть, бАрмен, фОрзац, срЕдства, слИвовый.

Фонетический разбор: язык, рукописи

Определите способ связи словосочетаний:

Язык Пушкина (управл), древнегреческий язык (согласов),

преемственное накопление (управл)),

современный язык (согласов), языковые явления (согласов),)

укоротить язык (управл), хорошо говорить (примык),

тянуть за язык (управл).

Синтаксический разбор предложения.

Я утром должен быть уверен, что с вами днем увижусь я.

(Составная конструкция, состоящая из краткого прилагательного и инфинитива быть)

(Повест,, невоскл.. сложное, сложноподчиненное с придаточным изъяснительным; состоит из 2 простых предложений. Далее разбирается каждое простое предложение)

4. Работа над новым материалом.

Язык как объективное явление изменяется и развивается по своей внутренней логике, которая остается неизвестной говорящим. И только ученые, исследующие эволюцию языковой системы, в той или другой мере открывают тенденции развития языка, его направление и логику. Своеобразие этого развития заключается в том, что объектив­ный его ход слагается из субъективных намерений речевой деятельности участвующих в общении людей. Вспомним весьма при­мечательное суждение о том, что язык, будучи орудием сознания, сам по себе создание бессознательное. Говорящие на том или другом языке сознательно не участвовали в образовании имен существительных, прилагательных, наречий, фонем, определенного строя предложения и т. д. Все это образовалось в процессе эволюции языка объективно и стихийно, независимо от воли и намерений говорящих, отвечая потребностям человеческого общения, отражения и познания действительности, развития языка и мышления.

В связи с этим возникает весьма важный не выясненный в языко­знании вопрос о том, существует ли определенная цель в этом объективном движении и развитии языка? Многие лингвисты оспари­вают самое постановку этого вопроса (А.А. Потебня, Е. Косериу и др.). В то же время эта проблема следует из всего содержания известного теоретического труда В. Гумбольдта.

-Какая существует актуальная проблема культуры речи на сегодняшний день?

Молодые люди по большей части общаются на уровне жаргонов и диалектов, забывая о литературном языке. Назначение этимологии приводит к безграмотности, к неуместному и неправильному употреблению слов в речи. Речь молодёжи плохо развита.

Исследовав русскую лексику с точки зрения происхождения и употребления, я думаю, что молодые люди поймут и осознают всю прелесть русского языка, научатся более грамотно и выразительно общаться – ведь русский язык, это наш родной язык

Проблемы Русский язык как средство общения и взаимопонимания граждан России:

засорение языка ненормативной лексикой, неоправданное употребление

иностранных слов, сленга

Среди более двух с половиной тысяч языков (по другим данным – около 3 500), известных на земном шаре, русский язык является одним из распространенных и удовлетворяет языковые потребности не только русских, но и людей других национальностей, живущих в России и за ее пределами).

-Какие разделы науки о языке вы знаете?

- Давайте понаблюдаем над изменениями различных языковых норм с течением времени.

3. Выполнение тренировочных заданий.
Изменения орфоэпических норм
- Что такое орфоэпия?(Орфоэпия – это правила литературного произношения.)

Задание 1: поставьте ударения в словах: амфора, английский, библиотека, заслуженный, индустрия, климат, музыка, паспорт, профиль.


А теперь сравните с устаревшими нормами: амфОра, Английский, библиОтека, заслужЕнный, индУстрия климАт, музЫка, паспОрт, профИль.

- Непривычно звучит для уха?

Во времена Пушкина эти ударения были нормой

- Определите тему предложения. (Поздняя осень.)
- Назовите ключевые слова. (Порывный ветр, дерев нагих, желтый лист.)
- Какие из названных слов не употребляются в современном русском языке? Назовите современные аналоги этих слов.
(Порывный – порывистый, ветр – ветер, дерев – деревьев.)

- Какие изменения произошли в процессе образования новых слов?
(Изменения в образовании прилагательных – с помощью суффикса – ист.

Полногласие – ветер, - .

Образование множественного числа существительных деревья – деревьев.

Все изменения слов относятся к историческим процессам.)

Современное общество живёт в ситуации постоянных изменений ценностей и идеалов, при высокой степени неопределённости условий принятия решений и неоднозначности многих жизненных выборов. В связи с этим большое значение приобретает целенаправленная работа школы по формированию у подрастающего поколения понятия роли русского языка в современном обществе, о его функциях, исторических изменениях.

Проведённый мною урок осуществляет в первую очередь задачу системности использования ИКТ в образовательном процессе. На уроке применила мультимедийный проектор, компьютер, материалы презентации, дидактический материал для индивидуальной и групповой работы на уроке, напечатанный на компьютере. Цель урока – вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс, причём в процесс не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности и чёткого осознания: язык прекрасен, познаваем, раним, в том числе и я – ученик – активная часть этого явления.

Урок интегрированный, с элементами исследовательской работы учащихся, урок комплексного развития речи с использованием ИКТ. Урок содержит повторение грамматического материала из русского языка, решает задачи развития речи. Он построен на интеграции, которая позволяет показать роль языка в жизни общества во всём её многообразии, с привлечением научных знаний, литературы, музыки, живописи, что способствует эмоциональному развитию учащихся и формированию творческого мышления. Интегрированные уроки позволяют сделать процесс обучения доступным, увлекательным и эффективным. В ходе таких уроков дети учатся ставить цель и планировать свою работу, проводить анализ.

ВложениеРазмер
na_sayt.zip 837.3 КБ

Предварительный просмотр:

Оборудование : мультимедийная презентация, распечатанные таблицы для работы.

(Слайд-2) Тему сегодняшнего урока мы сейчас постараемся определить с вами из эпиграфа, выведенного на экране:

«Язык есть самая живая, самая обильная

и прочная связь, соединяющая отжившие,

живущие и будущие поколения народа в

- Итак, как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?

-Может, кто-то сможет назвать тему урока?

- Открыли тетради, записали число, классная работа и тему сегодняшнего урока.


- Тема сегодняшнего урока поможет нам узнать об одном из необычных свойств языка. Ведь язык – это не просто средство передачи информации, орудие, которым мы привычно пользуемся. Язык может жить своей собственной жизнью. Он может диктовать нам свои условия и в то же время быть послушным и преданным человеку.

Задумайтесь: наш родной язык может удовлетворить потребности человека в общении и в эпоху княжеской Руси, и в век высочайших компьютерных технологий. Значит, язык способен развиваться и совершенствоваться, помогая в этом и нам.

(Слайд-4) Что такое язык ? Словарь Ожегова . (Заглянем в толковый словарь и посмотрим, сколько значений имеет это слово. (Даются разные словарные статьи).

Гости и Ксанф не нашлись, что ответить Эзопу, имя которого до сих пор известно миру. Имена же тех, кто считал себе выше, безвозвратно канули в лету.

- На каких явлениях основана эта легенда?

Какой язык имел в виду Эзоп в своих объяснениях?

С каким значением слова язык мы имеем дело на уроках русского языка?

Язык служит для общения друг с другом, является средством связи между людьми для обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе.)

1.Длинный язык, язык без костей (о болтливости).

2.Язык на плече, высунув язык (об усталости)

3.Найти общий язык (договориться).

4.Язык не повернется (не осмелится).

5.Держать язык за зубами, придержать язык (молчать).

6.Проглотить язык (лишиться дара речи).

7.Прикусить язык (пожалеть о сказанном).

8.Язык развязался, язык распустил (разговорился)

9.Язык чешется (хочется высказаться).

10.Черт за язык дернул, сорвалось с языка (пожалеть о сказанном)

11.Язык сломаешь (о трудно произносимом)

12.Не сходить с языка (постоянно говорить о чем-либо)

13.Говорить на разных языках (не понимать друг друга).

14.Вертится на языке (о невозможности вспомнить).

15.Язык до Киева доведет (люди помогут найти дорогу ).

(Слайд-5) Орфоэпическая минутка. Расставьте ударения .

ДоговОр. столЯр, предположИть, красИвее, нАчал, партЕр, алфавИт, ржАветь, позвонИт, облегчИть, тОрты,досУг, кУхонный, балОванный,жалюзИ,завИдно, ломОть, бАрмен, фОрзац, срЕдства, слИвовый.

(Слайд-6 ) Фонетический разбор : язык, рукописи

(Слайд-7) Определите способ связи словосочетаний:

Язык Пушкина (управл), древнегреческий язык (согласов),

преемственное накопление (управл)),

современный язык (согласов), языковые явления (согласов),)

укоротить язык (управл), хорошо говорить (примык),

тянуть за язык (управл).

(Слайд-8) Синтаксический разбор предложения.

Я утром должен быть уверен , что с вами днем увижусь я.

(Составная конструкция, состоящая из краткого прилагательного и инфинитива быть)

(Повест,, невоскл.. сложное, сложноподчиненное с придаточным изъяснительным; состоит из 2 простых предложений. Далее разбирается каждое простое предложение )

(Слайд-9) Определите вид придаточного предложения.

1 .И нет величия там, где нет простоты, добра и правды.

2. Чтобы много знать, надо много учиться.

3. В русский язык по необходимости вошло множество иностранных слов,

потому что в русскую жизнь вошло множество иностранных понятий (В. Белинский).

4. Мир, в котором мы живем, может быть понят как результат неразберихи и

случая.( Рассел Бертран Артур Уильям).

5. [Все счастливые семьи похож и друг на друга], [каждая несчастливая семья несчастлив а по-своему] (Л. Толстой)

(Слайд-10) О пределите разновидность подчинительной связи

Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас. (И. С. Тургенев)

Автор слов хотел сказать, что в русском языке достаточно слов богатых не только по своему произношению, и нам не нужно заимствовать иностранные слова. Сейчас наш язык заполнен такими словами. Например: с петровских времен в наш язык внедрились иностранные слова алгебра, лак, глобус, армия, аренда и многие другие слова, которые сейчас мы называем заимствованными и которые спокойно употребляем в своей речи. Употребляя заимствованные слова, мы заменяем слова русского происхождения. Именно это хотел сказать Тургенев - автор этих слов)

Работа над новым материалом.

(Слайд-11) Цель нашего урока – познакомиться с активными процессами, происходящими в лексике, морфологии и орфоэпии русского языка (устаревшие формы слов, нормы орфоэпии, архаизмы, историзмы, неологизмы).

- Как называют человека, который знает много языков? ПОЛИГЛОТ.

- Сколько языков должен знать полиглот?

Каждый язык – это целый мир. Язык не только предмет для изучения, а живая душа народа, его радость, боль, память, сокровище.

Язык относится к тем общественным явлениям, которые действуют на всем протяжении существования человеческого общества.

Главное назначение языка – средство общения людей. Он неразрывно связан с мышлением, сознанием человека, служит средством формирования и выражения мыслей.

Язык в своем развитии прошел долгий путь. Развитие языка позволило людям закреплять свой разнообразный опыт, передавать его из поколения в поколение, что способствовало повышению материального уровня жизни, прогрессу науки, техники, культуры .

(Слайд-13) К какой группе языков относится русский язык? -

(Русский язык относится к славянской группе индоевропейских языков.)

-Какая существует актуальная проблема культуры речи на сегодняшний день?

Молодые люди по большей части общаются на уровне жаргонов и диалектов , забывая о литературном языке. Назначение этимологии приводит к безграмотности , к неуместному и неправильному употреблению слов в речи. Речь молодёжи плохо развита.

Исследовав русскую лексику с точки зрения происхождения и употребления, я думаю, что молодые люди поймут и осознают всю прелесть русского языка, научатся более грамотно и выразительно общаться – ведь русский язык, это наш родной язык

Проблемы Русский язык как средство общения и взаимопонимания граждан России:

засорение языка ненормативной лексикой, неоправданное употребление

иностранных слов, сленга

Среди более двух с половиной тысяч языков (по другим данным – около 3 500), известных на земном шаре, русский язык является одним из распространенных и удовлетворяет языковые потребности не только русских, но и людей других национальностей, живущих в России и за ее пределами).

- Какие разделы науки о языке вы знаете?

ФОНЕТИКА - это раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи, ударение, слог . С фонетикой мы соприкасаемся, когда производим фонетический разбор слов.
ОРФОГРАФИЯ - это раздел науки о языке, в котором изучаются правила написания слов.
МОРФОЛОГИЯ - это раздел науки о языке, который изучает слово, как часть речи . С морфологией мы имеем дело, когда производим морфологический разбор частей речи.
ЛЕКСИКА - это раздел науки о языке, изучающий слово с точки зрения их лексического значения .
СИНТАКСИС - это раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение. На уроках русского языка мы производим синтаксический разбор предложения.
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ - это раздел науки о языке, который изучает способы образования слов . Со словообразованием мы соприкасаемся, когда разбираем слова по составу.
ПУНКТУЦИЯ - это раздел науки о языке, изучающий знаки препинания и правила их употребления на письме.
Итак, мы говорим о языке как о развивающемся явлении.

Давайте понаблюдаем над изменениями различных языковых норм с течением времени.

(Слайд-14)– Изменения орфоэпических норм
- Что такое орфоэпия?
(Орфоэпия – это правила литературного произношения.)

Задание: поставьте ударения в словах: амфора, английский, библиотека, заслуженный, индустрия, климат, музыка, паспорт, профиль.


(Слайд-15)- А теперь сравните с устаревшими нормами: амфОра, Английский, библиОтека, заслужЕнный, индУстрия климАт, музЫка, паспОрт, профИль.

Непривычно звучит для уха?

Во времена Пушкина эти ударения были нормой

(Слайд-17) – Изменение грамматических форм слов.

Шумит порывный ветр между дерев нагих.

И, желтый лист крутя, далеко завевает.

- Назовите ключевые слова . (Порывный ветр, дерев нагих, желтый лист.)

- Какие из названных слов не употребляются в современном русском

языке? Назовите современные аналоги этих слов.
(Порывный – порывистый, ветр – ветер, дерев – деревьев.)

- Какие изменения произошли в процессе образования новых слов?

(Изменения в образовании прилагательных – с помощью суффикса – ист.

Образование множественного числа существительных деревья – деревьев.

Все изменения слов относятся к историческим процессам.)


Воспитательные: воспитывать бережное отношение к русскому языку; культуру поведения при групповой и индивидуальной работе.

Формировать УУД:

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности

Регулятивные УУД: оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, определять цель этапов учебной деятельности в сотрудничестве с учителем

Коммуникативные УУД: определить цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли

Познавательные УУД: систематизировать материал, полученный ранее, работать с разными по уровню заданиями, уметь соотносить сведения по истории и литературе с процессами в русском языке

Планируемые результаты

Предметные: Знать процессы, происходящие в активном развитии русского языка

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; мотивация учебной деятельности

Метапредметные: Уметь оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем

Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли

Уметь систематизировать материал, полученный в процессе изучения русского языка, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями

Нормы орфоэпии, исторические процессы в языке, архаизмы, историзмы, пунктограмма

Русский язык. Литература. История

Основные, дополнительные-Русский язык. 10 - 11класс: учебник для общеобразоват. учреждений/ Н.Г. Гольцова, И.В.Шамшин

Тексты художественной литературы

Толковые словари русского языка

Мотивация к учебной деятельности (5мин)

Готовятся к восприятию информации

Пытаются сформулировать тему урока; записывают тему урока в тетради

Создание атмосферы сотрудниче ства

Уточняет тип урока

Сравнить нормы орфоэпии современной и устаревшой:

Амфора, библиотека, заснеженный, эпиграф, символ, призрак

Видеть изменения, происходящие в языке

Определяют значимость данного материала

Актуализация и фиксирование затруднения в пробном действии

Через лексический анализ текста увидеть изменения, происходящие в языке

Текст для анализа записывается в тетради, определяют тему текста. Находят непонятные для них слова

Ставит проблемный вопрос

День судного поединка Место, на которое указывал гусляр, было приготовлено для царя. Оно было покрыто червлёным сукном. На нём были поставлены царские кресла, а торчавшие там копья и рогатины принадлежали опричникам…

Систематизировать слова по лексическому принципу

Высказать свою точку зрения; формулировать собственное мнение и позицию

Уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей

Выявление места и причины затруднения

Запись слов с тетради

Выдвигает проблему. Проводит параллель с ранее изученным материалом

- все ли слова, встречающиеся в этом тексте вам понятны?

- можете ли предположить, что они могут означать?

- как называются такие слова?

терминов: историзмы и архаизмы

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других.

Учиться определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем

Построение проекта выхода из затруднения практическим способом

Практическим способом спроектировать свою работу

Просит учащихся самостоятельно выполнит лексический анализ отрывка: выделить историзмы, указать различные типы архаизмов

В толпе могучих сыновей, с друзьями в гриднице высокой Владимир-Солнце пировал: меньшую дочь он выдавал за князя храброго Руслана и мёд из тяжкого стакана выпивал.

Уметь выделять архаизмы и историзмы из текста

Личностные УУД

Уметь работать в группе

Регулятивные УУД

Уметь анализировать собственную работу.

Коммуникативные: уметь выражать свои мысли

Реализация построения проекта

Научить самостоятельно находить информацию, используя словари и учебник

Работа в группах с толковыми словарями русского языка по нахождению значений историзмов, использованных в тексте А.Толстого

Задаёт вопросы, предлагает найти ответы на поставленные вопросы в разных источниках, предлагает занести ответы в тетради

Для чего в данном тексте использованы историзмы?

Чем отличаются историзмы от архаизмов?

К какому периоду истории русского языка относится данный отрывок?

Уметь работать с разными видами источников;

составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы

Регулятивные УУД

Уметь выполнять учебные действия в умственной форме

Коммуникативные: понимать, что усвоено, что нет

Личностные: сотрудничество в другими учащимися

Первичное закрепление с проговариванием

Делают выводы по исследованным текстам, приводят свои примеры слов с устаревшими корнями

Предлагает выводы записать в тетради: многие устаревшие корни сохранились и в современной лексике

Бахвалиться (баять и хвалить)

Одолеть (доля – получить свою долю)

Находить устаревшие корни в написании новых слов

Коммуникативные УУД

Уметь отвечать на вопросы, слушать и понимать, что усвоено, а что нет

Регулятивные УУД Уметь оценивать результаты деятельности (своей, чужой).

Самостоятельная работа с самопроверкой

Проверить уровень знаний

Физкультминутка

Записывают текст (раздается на листах), обосновывают выбор знаков препинания, находят слова, не употребляемые в современном языке и находят современные пары этих слов

Раздаёт тексты для самостоятельной работы, настраивает на успех в работе и организует работу в тетрадях.

Физкультминутка для снятия напряжения и усталости

Шумит порывный ветр

между дерев нагих и, жёлтый лист крутя, далёко завевает.

Закрепить пунктуацию предложений с обособление;

Исторические процессы в языке (полногласие)

Уметь корректировать свою работу, сравнив её с эталоном

Уметь выражать свои мысли

Ставит вопрос о значении выполненной работы

Систематизация информации, в которой тренируется использование изученного материала

Записывают положения об активных процессах в русском языке в тетради

Предлагает оформить письменно все факты об изменениях в языке в тетради

Знание исторических процессов, происходящих в русском языке

Коммуникативные УУД

Уметь анализировать и оформлять письменно изученное на уроке

Определять успешность выполнения своей работы

Заполняют лист рефлексии

Раздаёт лист рефлексии

Какие изменения происходят в русском языке?

Создайте синквей по впечатлениям о сегодняшнем уроке

Личностные УУД

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Коммуникативные УУД

Уметь оформлять свои мысли в письменной речи


-75%

Читайте также: