Конспект урока расцвет афинского государства

Обновлено: 06.07.2024

Предметная: П ознакомить учащихся с функциями Народного собрания с деятельностью Перикла;
Регулятивная: Способствовать развитию навыков работы с текстом учебника, источниками, иллюстрациями; развивать умение сравнивать, анализировать первоисточники, аргументировать и доказывать свою точку зрения.

Коммуникативная: воспитывать у обучающихся инициативность и любознательность, интерес к предмету. На примере деятельности Перикла воспитывать чувства гражданственности, патриотизма, справедливости, заботы о людях.
Личностно-ориентированный компонент: Способствовать развитию умения сопоставлять факты, создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу, создать условия для развития навыков общения и совместной деятельности.

Тип урока – урок приобретения новых знаний с использованием ИКТ

Формы работы учащихся – фронтальная , индивидуальная, работа в парах.

Необходимое техническое оборудование - компьютерный класс, проектор, экран, презентация.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока: Расцвет демократии в Афинах.

углубить знания учащихся об античной демократии, рассказать об античной демократии во время правления Перикла;

продолжить формирование умений работать с текстом учебника и историческими документами, обобщать отдельные события и формулировать несложные выводы;

прививать любовь к изучению истории.

1.Организационный момент.

1.Проверка умений показывать на карте исторические объекты.

- На какие части разделена Греция? (Южная, Средняя, Северная)

- Какой полуостров считается Южной Грецией? (Полуостров Пелопоннес)

- Где находится город Афины? (В Аттике)

- Где находится Спарта? (На полуострове Пелопоннес, в местечке Лакония)

- Найдите на карте Геллеспонт, Фермопилы, Саламин, Платеи.

2. Беседа с классом.

— Кто заложил основы демократии в Афинах? (Это был Солон.)

- Какие преобразования осуществил Солон? (Отменил долговое рабство, в решении государственных дел принимали участие все граждане Афин, граждане могли присутствовать на судебном заседании.)

- Кто такой Фемистокл? (Умный и честолюбивый вождь демоса в Афинах)

-Кто такой Ксеркс? (Сын Дария I)

- Когда и где произошло Фермопильское сражение? Каков его итог? (480 г. до н.э., Фермопильское ущелье, победа персов)

- Когда и где произошло Саламинское сражение? Каков его итог? (479 г.до н.э., На о.Салами, бой при Платеях, победа греков)

3. Решение теста.

1. Где находится Спарта?

а) в Лаконии; б) на севере Греции; в) на о. Сицилия.

а) Гомер; б) Гесиод; в) Эсхил.

3. Как по-гречески назывался простой народ?

а) илоты; б) полис; в) демос.

4. В каком городе древней Греции было два царя?

а) в Спарте; б) в Афинах; в) в Фивах.

5. Персидский царь, предпринявший первую попытку захватить Грецию в 490 г. до н. э.:

а) Ксеркс; б) Дарий 1; в) Кир.

6. Битва, в которой греки окончательно разгромили персов (479 г. до н. э.):

а) при Марафоне; б) при Фермопильском ущелье; в) при Платеях.

7. Где находятся Афины?

а) в Атгике; б) на севере Греции; в) на о. Крит.

8. Как назывался Совет знати в Афинах?

а) ареопаг; б) демос; в) полис.

9. Чем занимались спартанцы?

а) ремеслом; б) военным делом; в) земледелием.

10. Девять правителей Афин, ежегодно избиравшиеся жребием:

а) стратеги; б) архонты; в) Народное собрание.

3. Изучение новой темы. (Объяснение сопровождается презентацией)

Путь Афин к демократии.

Народное собрание в Афинах.

Афинская морская держава.

Итак, мы вспомнили, что основы демократии заложил в Афинах Солон. Демократия -это власть демоса. В период войн с персами значение афинского демоса возросло. Вождь демоса Фемистокл в борьбе против персов опирался на афинских бедняков, простых гребцов и матросов. И флот, в который брали бедняков, превратился в опору демократии.

Сегодня на уроке мы с вами узнаем, когда наступил наивысший расцвет афинской демократии. Что изменилось в управлении государством в период правления Перикла.

Дальнейшую борьбу с персами возглавили Афины. Был создан Афинский морской союз.

Прошло 30 лет после битвы при Платеях, и Афины заключили победный мирный договор с Персидской державой от имени всей Эллады. Греческие полисы Малой Азии перестали платить дань персидскому царю, а флоту персов было запрещено появляться в Эгейском море. Грекам достались огромная добыча и множество рабов.

Больше всех от победы выиграли Афины. Но их процветание оказалось недолгим. Через 18 лет после окончания греко-персидских войн против Афинского морского союза выступил Пелопоннесский союз полисов, возглавляемый Спартой. Пелопоннесская война продолжалась 27 лет. В этой братоубийственной войне потерпела поражение вся Греция.

1. В каком году был заключён мир с персами?(479 г.до н.э.)

2. Сосчитайте, когда была Пелопоннесскал война.

В период войн с персами значение афинского демоса возросло. Это народное собрание, а не аристократы, заступилось за восставший Милет. Одним из десяти полководцев-стратегов, избранных народным собранием, был Мильтиад, победитель при Марафоне. Вождь демоса Фемистокл в борьбе против персов опирался на афинских бедняков, простых гребцов и матросов, а не только на фалангу тяжеловооружённых гоплитов. И флот, в который брали бедняков, не имевших дорогого вооружения, превратился в опору демократии.

Наивысший расцвет афинской демократии наступил в конце греко-персидских войн. Демос через народное собрание определял политику государства.

2. Народное собрание в Афинах. Народное собрание созывалось каждые 8—9 дней и контролировало всё происходящее в государстве. Оно объявляло войну и утверждало условия мира, принимало законы, распоряжалось казной и назначало должностных лиц.

Голосовали афиняне поднятием рук. Тайное голосование осуществлялось камешками или глиняными черепками. С помощью остраконов (черепков) проводилось особое голосование — остракизм. Каждый мог написать на черепке имя человека, опасного, по его мнению, для власти народа. Если набиралось б тысяч черепков с именем одного и того же человека, его на 10 лет отправляли в изгнание.

Избирали афиняне и по жребию. Так выбирали б тысяч судей. Судебная комиссия состояла из 500 и более судей. Такую комиссию было невозможно ни подкупить, ни запугать. По закону, гражданин Афин не мог быть осуждён без судебного приговора. Афинская демократия защищала свободу личности каждого гражданина.

В народном собрании царила свобода слова. Любой мог предлагать законы и критиковать кого угодно, даже самых важных в государстве должностных лиц. Ими являлись 10 стратегов, которых избирали на год. Главный из них, первый стратег ведал армией и флотом, военным строительством и отношениями Афин с другими государствами. Самый знаменитый руководитель афинской демократии Перикл 14 лет подряд оставался первым стратегом. Это значит, что его действительно уважало большинство афинян.

Он сделал оплачиваемыми государственные должности, и потому они стали доступны любому бедняку. В дни театральных представлений он ввёл раздачу денег нуждающимся. Он стремился превратить Афины в самый прекрасный город Греции и не жалел денег на обширное строительство. Величественные храмы и общественные здания свидетельствовали о богатстве и процветании Афин, об успехах афинской демократии. Хорошо оплачиваемую работу получил демос — скульпторы, художники, архитекторы, каменотёсы, строители, землекопы. При Перикле отстроили заново афинский акрополь. Это было самое великолепное сооружение греческого мира. (фильм)

Весь город обнесли крепостными стенами. Был построен и окружён стенами порт Пирей. На случай войны даже дорогу, связывавшую город и порт, заключили в коридор из стен. Эти две стены вдоль дороги получили название Длинные стены, ведь их протяжённость составляла б км.

4. Афинская морская держава. В 478 году до н.э. для завершения войны с персами возник союз греческих полисов. Руководящая роль в союзе принадлежала Афинам. На содержание общего флота союзники платили взносы. Казна находилась на острове Делос в Эгейском море. Там же собирались представители союзных полисов для решения всех вопросов. За 5 лет до окончания греко-персидских войн афиняне перенесли казну к себе в Афины. Пока шли военные действия против персов, союзники получали немалые доходы от военной добычи. Но когда война закончилась, не стало и добычи, а взносы союзники продолжали выплачивать.

Из равноправного союза полисов Афинский морской союз превратился в Афинскую морскую державу. Афины установили своё господство в союзе. Совет перестал собираться. Афинское правительство не отчитывалось перед союзниками, на что расходуются общие средства. Взносы, которые раньше шли на борьбу с персами, тратились на нужды Афин. В союзных полисах раздражённо говорили, что Перикл на их деньги отстроил и украсил Афины.

Выйти из союза было невозможно. Против тех, кто пытался это сделать, правительство Перикла направляло флот и войска. После подавления мятежа у союзников отбирали земли и селили на них афинских граждан. Так внутренние проблемы Афин решались за счёт других полисов.

Афинская демократия сыграла огромную роль в истории человечества, но её не следует переоценивать. Ограбление союзников было не единственным её недостатком. Правами и свободами в Афинах владело меньшинство населения. Женщины, дети, метеки (свободные люди, не имевшие афинского гражданства) и рабы ими не обладали.

Перикл стремился включить в Афинскую морскую державу как можно больше греческих полисов. Там устанавливали демократический строй. Полисы, где у власти находились аристократы или олигархи, пугало усиление Афин. Такие полисы объединились в Пелопоннесский союз во главе со Спартой.

Закрепление изученного материала.

— Каковы различия в управлении в Афинах и в Древнем Египте? (В Древнем Египте существовала так называемая деспотия, отличительным признаком которой являлись централизация управления и обоготворение царя с целью укрепления его верховной власти. В Древних Афинах существовала система коллективного решения государственных вопросов, хоть и не для всех жителей государства. Должность первого стратега была выборной.)

- Можно ли считать Афинское государство образцовым? (Нет, нельзя, так как правами и свободами в Афинах владело меньшинство населения. Женщины, рабы, метеки их не имели. Кроме того, Афины грабили своих союзников по морскому союзу.)

- Объясните значение слов: остракизм, стратег, метек.

- Найдите в тексте информацию и сосчитайте, когда казна Афинского морского союза была перенесена с Делоса в Афины.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель – познакомиться с городом Афины, занятиями его жителей и реформами Солона.

Задачи: обучающая: сформировать представления у учащихся о процессах, происходивших в Афинал до реформ Солона и после.

развивающая: сформировать умение работы с текстом учебника, историческими источниками, анализировать исторические события;

воспитывающая: воспитать интерес к предмету.

Оборудование урока (средства обучения):

I. Организационный момент (2 мин).

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Наталья Бубеевна. Сегодня мы с вами проведем урок, на котором продолжим изучать историю Древней Греции. Садитесь.

Проверка готовности к уроку.

Давайте проверим вашу готовность к уроку. Посмотрите, есть ли на парте: тетрадь, учебник. Хорошо!

Учащиеся встают, приветствуют учителя.

Проверка готовности к уроку.

Ребята проверяют наличие на парте перечисленных предметов.

II. Переход к изучению новой темы и проверка ранее изученного материала (5 мин).

Для того, чтобы вспомнить изученный ранее материал, предлагаю поработать с картой. Что изображено на карте?

Расскажите, что вы знаете о Греции (географическое положение, природные условия).

А что вы знаете о греческих городах? Были ли они такими же городами, как современные наши города?

Какой современный полис вы знаете? (Ватикан).

Сегодня мы поговорим о самом известном и богатом греческом полисе – Древних Афинах. И тема нашего урока: Древние Афины. Слайд 1.

А начнем нашу беседу с изучения самого крупного, богатого и знаменитого полиса, который находится на территории Средней Греции в области под названием Аттика. Его название – Афины.

Скажите, пожалуйста. Мы знаем греческую богиню Афину и город-государство Афины. Случайно ли то, что их названия схожи?

Вспомните легенду о том, как Афины получили свое название.

Дети отвечают: Греция, которая расположена на Балканском полуострове.

Ответ: Это полисы.

Ответ: Это город-государство – полис. Небольшой по площади, но имеющий собственную власть, армию, монету.

Один из учащихся рассказывает легенду.

III. Изучение нового материала (15 мин).

Мы с вами узнали о том, как Афина стала покровительницей города.Слайд2. После этого в качестве дара богине, афиняне преподнесли ей эту золотую статую, которую поставили в Акрополе в главном храме Парфеноне.

Вспомнили о том, как Афина стала покровительницей города. Теперь давайте узнаем с вами, как же жили люди в этом городе.

Раздаю фрагменты документа (Приложение1).

1 минуту читают.

Отвечаем на вопрос и составляем кластер.

Вопрос: перечислите занятия афинян. (записываю их)

Делаем записи на доске.

Внимание: ЗАПИСИ В ТЕТРАДИ ДЕЛАТЬ НЕ НАДО!

Вопрос: чем питались жители Афин? (записываю их)

Делаем записи на доске.

Мы выделили основные занятия афинян, их пищу. Какой вывод мы можем сделать, смотря на наши записи? Все ли питались одинаково?

От чего зависели занятия и питание жителей Афин?

Следовательно, какой вывод мы можем сделать? Было ли деление людей в древних Афинах?

Итак, мы выяснили, что деление людей существовало. Записываем на кого делились. Теперь посмотрим на кого же делились жители. СЛАЙДЫ 3,4,5.

Мы уже знаем, как жили афиняне. Теперь посмотрите, каким образом и кто управлял городом. В Афинах, как и во всех полисах Греции, власть захватила знать. Слайд 6. Именно из знати формировался совет, получивший название Ареопаг. Из него ежегодно избирали 9 архонтов, которые управляли полисом. Первоначально все дела решались на основе обычая, который можно было трактовать по-разному. Но возмущенный этим демос стал требовать справедливости, и в греческих городах мудрые правители начали издавать законы. Самым известным законодателем стал афинский правитель Драконт. В 621 году до н.э. он издал законы, которые отличались крайней суровостью. Слайд 7. Но, издание этих законов не улучшило жизнь демоса и знатные люди постоянно притесняли простой народ. Это привело к восстаниям демоса. Слайд 8. И чтобы выступлений и восстаний избежать, в 594 году до н.э. знать и демос сообща избрали архонтом Солона. Солон принадлежал к знатному роду последнего афинского царя, но обладал средним достатком и сам зарабатывал себе на жизнь торговлей. Поэтому к нему хорошо относились и знать и демос. Для улучшения жизни в стране, Солон провел реформы.

Раздаю документ (Приложение 2).

Изучаем документ 1 минуту и отвечаем на вопросы. Просматриваем документ. Читаем по очереди.

1.Кто автор прочитанного вами документа?

2. Чьи законы отменил Солон?

3. Как Солон решил вопрос о долгах населения? Слайд 9.

4. По какому признаку Солон разделил население?

5. Какие права Солон дал каждой группе населения?

6. Какой новый орган власти создал Солон? Слайд 10.

7. Почему в документе народ назван властелином государства?

Отсюда можно сделать вывод: в эпоху Солона в Афинах было отменено долговое рабство и зародилась демократия.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитательные: На примере деятельности Перикла воспитывать чувства гражданственности, патриотизма, справедливости, стремление заботиться о людях.

УУД: Личностные УУД: понимание жизненной необходимости личного участия в жизни общества, научиться критически относиться ко всем событиям, историческим и государственным деятелям, их оценкам и информации, поступающей из различных источников, сверять её с практикой,

Регулятивные УУД: уметь организовывать своё рабочее место; определять цель выполнения заданий на уроке, определять план выполнения заданий на уроках; использовать в своей деятельности учебник, иллюстрации, карту, дополнительные источники, уметь различать способ и результат действия.

Коммуникативные УУД: умения и навыка работать в группе (паре), общаться, слушать друг друга, высказываться

Познавательные УУД: способствовать развитию интереса к истории, к политике прошлого и современности.

Планируемые результаты:

Предметные: углубление знаний учащихся об античной демократии,

Знание основных составляющих демократии при Перикле: гражданин, народное собрание, голосование, оратор, оплата работы госслужащих, контроль над работой государственных органов

Терминология: Демократия, гражданин, народное собрание, стратег, голосование, оратор

Формы и методы урока: Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая

Методы: словесный, наглядный, практический

2. Этап мотивации и актуализации опорных знаний

Начнем урок с исторической разминки.

1.Год Марафонской битвы (490 г. до н.э.)

2. Как в Афинах называли Совет знати? (ареопаг)

4.Кто возглавлял греческую армию в битве при Саламинах? (Фемистокл)

5. Как называли старого раба, сопровождающего ребенка в школу? ( педагог)

Переход к изучению новой темы

Итак, мы вспомнили, что основы демократии заложил в Афинах Солон. Демократия - это власть демоса. В период войн с персами значение афинского демоса возросло. Вождь демоса Фемистокл в борьбе против персов опирался на афинских бедняков, простых гребцов и матросов. И флот, в который брали бедняков, превратился в опору демократии. Наивысший расцвет афинской демократии наступил при Перикле.

Что же изменилось в управлении государством в период прав­ления Перикла?

IV. Изучение новой темы

Чем занималось Народное собрание.

За государственную службу платили деньги из казны.

Перикл, его друзья и враги.

На доске: тема урока.

1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника п. 1 § 40

а) Прочитать текст.

б) Ответить на вопрос:

- Чем занималось Народное собрание в Афинах?

в) Заполнить таблицу (схема на доске).


Ответ: 1. Выбирало стратега. 2. Принимало законы. 3. Объ­являло войну. 4. Утверждало мирные договоры. 5. Распоряжалось казной.

Работа с историческим документом.

б) Беседа по вопросу к документу.

Рассказ учителя.

При Перикле афинская демократия достигла наивысшего рас­цвета. Перикл был богат и знатен, красив, высок ростом, широко образован и красноречив. Люди находили, что он похож на Зевса, и прозвали его Олимпийцем. Перикл защищал интересы большин­ства граждан Афин.

Он сделал оплачиваемыми государственные должности. Он ввел раздачу денег нуждающимся в дни театральных представлений. Он не жалел денег на обширное строительство в Афинах. Именно при нем отстроили заново афинский Акрополь. Это было самое великолепное сооружение греческого мира.

Однако у Перикла были и враги. Они клеветали на него и его друзей, обвиняли их в преступлениях. Фидия обвиняли в том, что он утаил золото при создании статуи Афины. Чтобы отстаять свою честь, Фидий снял со статуи золотую одежду ее взвесили и убеди­лись в честности этого человека.

Именно во времена Перикла Афины были самым могуществен­ным государством Эллады.

V. Закрепление изученного материала

Каковы различия в управлении в Афинах и в Древнем Египте? (В Древнем Египте существовала так называемая деспотия, отличительным признаком которой являлись централизация управления и обоготворение царя с целью укрепления его вер­ховной власти. В Древних Афинах существовала система кол­лективного решения государственных вопросов, хоть и не для всех жителей государства. Должность первого стратега была выборной.)

- Можно ли считать Афинское государство образцовым? (Нет, нельзя, так как правами и свободами в Афинах владело мень­шинство населения. Женщины, рабы, метеки их не имели. Кроме того, Афины грабили своих союзников по морскому союзу.)

VI. Подведение итогов урока


Тест 3. В афинских школах и гимнасиях. Театр

В Афинах педагогами называли

домашних рабов, отводивших мальчика в школу, носив­ших его письменные принадлежности и музыкальные ин­струменты

ученых, преподававших в гимнасиях

Установите соответствие между именами деятелей искусства и созданными ими произведениями.

Читайте также: