Глаголы с суффиксом я в начальной форме 4 класс пнш конспект

Обновлено: 06.07.2024

Цели урока: закрепить раннее полученные знания написания глагольных суффиксов в разных формах.

  • предметные : уметь правильно определять суффиксы в глаголах, уметь обобщать и закреплять полученные знания, проявлять интерес к учению, уметь формулировать и высказывать свою точку зрения.
  • личностные: положительная мотивация к учению, уважительное отношение к учителю и сверстникам, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной работой.

Тип урока: УЗЗВУ.

Оборудование: учебник русского языка (М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, 4кл., 3 часть), презентация.

Этап урока. Методы и приёмы.

Содержание урока. Деятельность учителя

Планируемые результаты (УУД)

Приветствовать учителя, настраиваться на работу.

Р: настраиваться на работу.

Постановка учебной задачи и её решение

Словесн.: стихотворение для определения темы урока.

Словесн.: формулировка темы урока.

Словесн.: актуализация знаний, устный опрос.

Словесн.: постановка целей урока.

- Послушайте стихотворение и скажите, с какой частью речи мы сегодня будем работать.

Что без меня предметы?

Всё в действие придет.

Люди строят зданья.

И хлеб в полях растёт.

- Как вы думаете, о какой части речи пойдёт разговор сегодня на уроке? (о глаголе)

- Соберём уже известную информацию о глаголе.

1. Глаголы изменяются по ….. (временам)

2. Назовите суффиксы глаголов неопределённой формы. -ть-, -ти-, -чь-

3. На какую форму глагола указывает суффикс -л-? (на форму глаголов прошедшего времени)

4. Какие ещё суффиксы глаголов вы знаете? (-а-, -я-, - и-, -ы-, -о-, -е, -ну-, -ова-)

- Откройте учебники на стр.97 и прочитайте тему урока.

- Поставьте цель урока.

Слушать стихотворение и предполагать тему урока.

Определять тему урока.

Актуализировать знания, полученные ранее.

Определять цель урока.

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Р: учитывать установленные правила в планировании и контроле, способе решения.

Решение частных задач

Практич.: работа с учебником, разбор упражнения, самостоятельное выполнение письменного упражнения.

Словесн.: фронтальная проверка.

Словесн.: анализ упражнения, устный опрос.

Практич.: работа с учебником, письменное упражнение.

Словесн.: устный разбор упражнения.

Практич.: письменное упражнение.

Словесн.: фронтальная проверка.

Практич.: работа у доски и в тетрадях.

Практич.: письменное упражнение из учебника.

Практич.: самопроверка по эталону.

Словесн.: формулировка выводов.

- Прочитайте задание к упр.100

- В каждой группе записаны разные формы одного и того же слова или родственные слова? (формы слова)

Игр а ть – игр а л а – игр а й те

- Назовите формы слов в 1-й группе (н.ф., прош.вр., пов . ф.)

- В какой форме стоят все глаголы в 1-м столбике? (н.ф.)

- Что общего в форме слов 2-го столбика? (суффикс –л прош.вр.)

- А чем различаются эти формы? (суффиксами)

- Что общего в словах 3 – го столбика? (пов. ф.)

- А в чем различие? (суффикс –И , - Й)

-Что помогло вам сразу ответить на все вопросы? (знание глагольных суффиксов)

- Назовите суффиксы, выделенные в словах каждого столбика, и дай им характеристику. (1 – Т Ь, - ЧЬ,- ТИ - н.ф., 2 - Л - прош.вр., 3 – И,- Й пов. н.)

- Запишите каждый глагол в формах настоящего времени ед.ч. 1-го и 2-го лица

- Выполните это задание самостоятельно.

- Игра ть – игр а ю, игр а ешь

Крич а ть – крич у, крич ишь

Бере чь – берег у, береж ешь

Нес ти – нес у, нес ешь

- Можете теперь объяснить, почему выделенные жирным шрифтом суффиксы не входят в основу слов? (потому что они образуют формы одного и того же слова)

- Прочитайте задание к упражнению 101.

- Запишите слова в столбик.

- Над ними укажите часть речи.

- От основ данных слов письменно образуйте глаголы.

- Выделите глагольные суффиксы.

- Теперь обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте.

- С помощью чего от данных слов образовали глаголы? (с помощью суффиксов)

- Теперь выполним упражнение 102.

- Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание.

- Выпишите глаголы в повелительной форме столбиком, а рядом напишите форму настоящего времени 2-го лица мн.ч.:

Выручайте – выруча Е ТЕ

Берите – бер Е ТЕ

Ловите – лов И ТЕ

- Разберите эти глаголы по составу и поставьте ударение.

- Назовите те формы глагола, которые пишутся одинаково, а произносятся по-разному (ловите – ловите)

- Какие глаголы выписали?

- Какая у каждого из них форма н.в. 2-го л., мн.ч?

- Покажите на доске, как вы разобрали глаголы по составу.

- Теперь выполним упражнение 103.

- Вам нужно будет списать текст, поставив глаголы в скобках в нужную форму – в форму прош.вр.

- Так же нужно будет выделить глагольный суффикс и суффикс глагола прош.вр.

- Проверьте, правильно ли вы выполнили это упражнение по эталону на доске.

- Итак, сохраняется ли глагольный суффикс в формах прошедшего времени?

- Какой вывод вы можете сделать по теме нашего урока? (глагольные суффиксы – а,-я,-и,-ы,-о,-е называются формообразующими и в основу слова не входят)

Устно разбирать упражнение, отвечать на вопросы учителя, формулировать свою точку зрения.

Самостоятельно выполнять письменное упражнение, проводить фронтальную проверку.

Отвечать на вопросы.

Выполнять письменное задание, образовывать глаголы, выделять суффиксы, проводить взаимопроверку, отвечать на вопросы.

Письменно работать с упражнением, выписывать глаголы, разбирать их по составу, отвечать на вопросы.

Разбирать слова по составу у доски.

Выполнять письменное упражнение, проводить самопроверку по эталону, делать выводы, давать развёрнутые ответы на вопросы.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, в сотрудничестве с учителем.

П: дополняют и расширяют знания.

П.: выполнение действий по алгоритму; осознанное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений, доказательств.

П: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации.

Р: адекватно воспринимают оценку учителя.

Итог урока. Рефлексия

Словесн.: ответы на вопросы, подведение итогов.

- Итак, давайте подведём итог урока.

- Что же нового вы сегодня узнали на уроке?

- Чем вообще занимались на уроке?

- Понравился вам наш урок?

- Оцените своё состояние:

Красный карандаш “Я – молодец, справился с заданиями хорошо”

Синий карандаш “Я молодец, мне сегодня было трудно, но я справился”

Жёлтый карандаш “Я, вообще – то, молодец, но сегодня у меня плохое настроение, я растерялся.”

- Спасибо за урок!

Отвечать на вопросы, анализировать свою работу на уроке.

Р: понимание причин успехов в учебе, осуществляют итоговый контроль по результатам работы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект урока Русского языка, 2 класс, тема: "Роль суффиксов в слове"

Конспект урока построен по программе "Школа 2100".

Конспект урока русского языка 2 классТема урока: "Правописание суффиксов –онок-, -енок-" Образовательная система “Начальная школа XXI века”.

Конспект урока русского языка 2 класс "Школа 21 век" по теме"Суффиксы -ёнок-, -онок-".

Данный конпект урока по русскому языку во 2 классе УМК "Школа 21 век" по теме "Суффиксы _ёнок-, -онок-", соответствует ФГОС.


Конспект урока русского языка, 2 класс. Тема урока: Правописание суффиксов : -ик-, -ек- в именах существительных (УМК "Начальная школа XXIвека")

Тип урока: открытие новых знаний.Цель урока: создание условий для усвоения правописания суффиксов существительных-ик-, -ек-.


Конспект урока русского языка 4 класс Тема: ,,Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени.\'\' УМК ,,Школа России\'\'

Урок с использованием ИКТ. Првавописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени.

Конспект урока русского языка "Суффиксы в словах" 2 класс


конспект урока русского языка 3 класс правописание суффикса ок

№ урока: 83 (по планированию) УМК "Школа 21 века"Тема урока: Учимся писать суффикс –ок- в именах существительных.Планируемые результаты:личностные результаты: продолжить формировать вн.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Таять, решать, лепить, любить, кидать, рубить, веять, сеять, слышать, реять, кашлять.

1 спряжение

2 спряжение

  • ить
  • гнать, дышать, держать,
  • обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, смотреть

самостоятельно Те…т (таять) снег. Во дворе ла…т (лаять) собака. В полях се…т (сеять) хлеб. Ты много кашля…шь (кашлять). Овцы бле…т (блеять). Что необходимо знать, чтобы правильно написать безударную гласную в личных окончаниях глаголов с суффиксом -я- в начальной форме?

Те…т (таять) снег.

Во дворе ла…т (лаять) собака.

В полях се…т (сеять) хлеб.

Ты много кашля…шь (кашлять).

Овцы бле…т (блеять).

Что необходимо знать, чтобы правильно написать безударную гласную в личных окончаниях глаголов с суффиксом -я- в начальной форме?

Нажмите, чтобы узнать подробности

– умение определять спряжение глаголов с ударными и безударными окончаниями.

– представление о глаголах, у которых нужно запомнить суффикс в начальной форме, для грамотного письма личных окончаний ;

– пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;

коммуникативные и личностныеУУД:

– учитывать позицию собеседника, самоопределяться.

– пользоваться инструкциями учебника.

Планируемый результат:

Предметные УУД: Освоят правописание безударных личных окончаний глаголов, оканчивающихся на ать

Личностные УУД: Ученики научатся оказывать помощь соученикам

Метапредметные УУД

Регулятивные: научатся определять и формулировать цель на уроке; уметь контролировать свою деятельность. Научатся контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.

Коммуникативные: научатся взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе, научатся формулировать связный ответ на поставленный вопрос; будут учиться умению совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре, в группе и следовать им.

Познавательные: закрепят умения пользоваться инструкциями учебника

Технологическая карта, русский язык, 4 класс

Учитель: Вакуленко Аэлита Георгиевна

Тип урока: закрепление полученных знаний

– правописание слов с изученными орфограммами;

– умение определять спряжение глаголов с ударными и безударными окончаниями.

– представление о глаголах, у которых нужно запомнить суффикс в начальной форме, для грамотного письма личных окончаний ;

– пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;

коммуникативные и личностныеУУД:

– учитывать позицию собеседника, самоопределяться.

– пользоваться инструкциями учебника.

Основное содержание темы, термины и понятия

безударные окончания, правило написания безударных личных окончаний глаголов на -ать

Планируемый результат

Предметные УУД: Освоят правописание безударных личных окончаний глаголов , оканчивающихся на ать

Личностные УУД: Ученики научатся оказывать помощь соученикам

Метапредметные УУД

Регулятивные: научатся определять и формулировать цель на уроке; уметь контролировать свою деятельность. Научатся контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.

Коммуникативные: научатся взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе, научатся формулировать связный ответ на поставленный вопрос; будут учиться умению совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре, в группе и следовать им.

Познавательные: закрепят умения пользоваться инструкциями учебника

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Русский и Литературное чтение

( анализ текста задач)

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в смешанных парах (в группах), практическая работа

Взаимодействие в образовательном процессе

Действия учителя

Действия обучающегося

1. Организационный момент

Организует ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности (на уроке).

Управляет ситуацией самооценки.

Решают учебную задачу, выполняют действия, направленные на достижение планируемых результатов и осознание ценности этих достижений

2.Формулировка темы урока

Учитель предлагает ученикам по оглавлению учебника назвать новую тему урока.

Дети по названию темы формулируют тему урока

-Сформулируйте тему урока

3.Актуализация знаний. Мотивация к деятельности

Ученики высказывают предположения.

4. Постановка цели урока

Организует ситуацию формулирования проблемы, цели и темы для изучения через выяснение, какого знания не хватает для решения проблемы.

Цель – учить правописанию слов с известными орфограммами; определять спряжение глаголов с ударными и безударными окончаниями.

Примерные рассуждения учеников.

Проблему, связанную с этими глаголами, озвучивает Миша (с. 94). Евдокия Васильевна обращает внимание школьников на то, что написание начальной формы данных глаголов необходимо запомнить (собственно, их можно отнести к словарным словам).

Фиксирует учебную задачу на доске .

-Поставьте цель урока

Самостоятельно формулируют проблему, цель и тему для изучения и фиксируют учебную задачу, в соответствии, предполагают свои действия

Школьники записывают текст, вставляя нужные буквы.

(Прежде чем записать глаголы с безударными личными окончаниями, ребятам необходимо определить спряжение этих глаголов (для этого глаголы ставятся в начальную форму)).

5. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала.

Ученики самостоятельно изучают плакат, делают вывод

знакомятся с содержанием плаката Летучей Мыши на с. 94, из которого узнают, что эти глаголы относятся к I спряжению

Самостоятельно записывают текст и вставляют буквы.

Работа в паре: дети проверяют написанное

5. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений.

Упражнение 68. Цель упражнения – учить правописанию слов с известными орфограммами.

Глаголы-исключения – видит и увидит. Школьники обратят на них внимание, так как для того, чтобы правильно написать в них безударные личные окончания, им необходимо поставить их в начальную форму.

Некоторые из детей могут обратить внимание на глагол услышать.

Он также является глаголом-исключением, но в тексте стоит в форме прошедшего времени. \

6. Самостоятельное , творческое использование сформированных умений и навыков

-Спиши текст, вставляя нужные буквы. Глаголы в скобках ставь в форму прошедшего времени. Выдели в каждом из них оба суффикса

Учащиеся читают задание. Самостоятельно выполняют его. Проверка: работают в паре

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Глагольные суффиксы.

-Закреплять написания глагольных суффиксов в разных формах ;

- обобщить полученные ранее знания;

Оборудование : карточки для самостоятельной работы, жетоны 3 цветов для самооценки работы на уроке.

Ход урока

Организационный момент.

- Записать число, классная работа.

Мотивация к учебной д - ти.

-Послушайте стихотворение и скажите, с какой частью речи мы сегодня будем работать.

Что без меня предметы?

Лишь названья.

А я приду –

Всё в действие придет.

Летит ракета.

Люди строят зданья.

Цветут сады.

И хлеб в полях растёт.

- Как вы думаете, о какой части речи пойдёт разговор сегодня на уроке? (О глаголе)

3.Актуализация знаний.

- Соберём уже известную информацию о глаголе.

1. Глаголы изменяются по ….. (временам )

2. Назовите суффиксы глаголов неопределённой формы. -ть-, -ти-, -чь-

3. На какую форму глагола указывает суффикс - л -? (на форму глаголов прошедшего времени )

4. Какие ещё суффиксы глаголов вы знаете? (-а-, -я-, - и-, -ы-, -о-, -е, -ну-, -ова-)

4.Работа по теме урока.

- Откройте учебник на с.97 и прочитайте тему нашего урока

Глагольные суффиксы.

4.Постановка проблемного вопроса .

- Прочитайте задание к упр.100

-В каждой группе записаны разные формы одного и того же слова или родственные слова? (формы слова)

Игр а ть – игр а л а – игр а й те

-Назови формы слов в 1-й группе (н.ф., п.в., пов . ф.)

-В какой форме стоят все глаголы в 1-м столбике? (н.ф.)

-Что общего в форме слов 2-го столбика? ( Суффикс – Л п.в.)

-А чем различаются эти формы?( суффиксами)

-что общего в словах 3 – го столбика? ( пов. Ф.)

-А в чем различие? (суффикс –И , - Й)

-Что помогло тебе сразу ответить на все вопросы? (знание глагольных суффиксов)

- Назовите суффиксы, выделенные в словах каждого столбика, и дай им характеристику. ( 1 – Т Ь, - ЧЬ,- ТИ н.ф., 2 - Л пр.в.,3 – И,- Й пов. н.)

- Запиши каждый глагол в формах настоящего времени ед.ч. 1-го и 2-го лица.

Игра ть – игр а ю , игр а ешь

Крич а ть – крич у , крич ишь

Бере чь – берег у , береж ешь

Нес ти – нес у , нес ешь

-Можешь теперь объяснить, почему выделенные жирным шрифтом суффиксы не входят в основу слов? ( потому что они образуют формы одного и того же слова)

- Поставьте цель нашего урока (написание глагольных суффиксов).

5.Физминутка для глаз.

В нашем классе любят шутки,
Посмеёмся полминутки.
Ты налево посмотри и соседу подмигни,
Ты направо посмотри и соседке подмигни.
Досчитай до десяти, ровно столько раз моргни.
Посмотри на потолок, а потом на свой носок.
Закрываем все глаза,
Отдохнуть ведь им пора.
Помечтали, позевали
И опять работать стали.

6.Первичное закрепление.

-Запишите слова в столбик. Над ними укажите часть речи. От основ данных слов письменно образуйте глаголы. Выделите глагольные суффиксы.

Красный красн зима зим

Красн +Е +ТЬ = краснеть зим + ОВ + АТЬ = зимовать

1 вариант - синий, ночь

2 вариант – алый, смех

3 вариант – белый, корм

Коллективная проверка

7.Закрепление.

С 98, упр. 102

-Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание.

-Выпишите глаголы в повелительной форме столбиком:

Выручайте – выруча Е ТЕ

Берите – бер Е ТЕ

Ловите – лов И ТЕ

-Разберите все глаголы по составу и поставьте ударение.

-Назовите те формы глагола, которые пишутся одинаково, а произносятся по разному (ловите – ловите)

-Какой вывод вы можете сделать по теме нашего урока?

(глагольные суффиксы – а,-я,-и,-ы,-о,-е называются формообразующими и в основу слова не входят)

Самостоятельная работа .

Правильно пиши безуд./суффикс у гл. пр.вр. Запиши н.ф. глагола

Пр. в. глагола

8.Рефлексия.

- Чему научились на уроке? (я научился….)

-Что удалось? (мне понравилось…)

- На что надо обратить внимание? (

- Как вы оцениваете свою работу?

Зеленый - работал слаженно, помогал другим, хочу знать больше.

Синий - я старался, но получилось не все, я могу лучше.

Красный - пока испытываю трудности, буду стараться.

9.Дом.зад. № 103, с.98.

I .Орфографическая минутка.

Запись слов на доске.

Играла,кричал,берегли,несла.

2. Актуализация опорных знаний.

– Что общего у всех этих слов? ( все глаголы пр.в.)

-Докажите.(обозначают действие, которое уже произошло, имеют суффикс – Л)

-Разберите эти слова по составу.

-В какой части слова находится безударный гласный?( в суффиксе).

-Образуйте от глаголов неопределенную форму.

Игра л а – игра ть ,крича л -крича ть ,берег л и-бере чь ,нес л а-нес ти .

-Какой вывод можно сделать?

Вывод: у глаголов пр. в. перед суффиксом –Л пишется тот же суффикс,что и перед –Ь в неопр.ф.

3.Работа по теме урока. 3.Работа по теме урока.

-Прочитайте задание к упр.100

-В каждой группе записаны разные формы одного и того же слова или родственные слова?(формы слова)

-Назови формы слов в 1-й группе (н.ф., п.в., пов .ф.)

-В какой форме стоят все глаголы в 1-м столбике?(н.ф.)

-Что общего в форме слов 2-го столбика?(Суффикс – Л п.в.)

-А чем различаются эти формы?(суффиксами)

-что общего в словах 3 – го столбика?(пов. Ф.)

-А в чем различие?(суффикс –И , - Й)

-Что помогло тебе сразу ответить на все вопросы?

-Назовите суффиксы, выделенные в словах каждого столбика, и дай им характеристику.

-Запиши каждый глагол в формах настоящего времени ед.ч. 1-го и 2-го лица.

Играть – играю, играешь

Кричать – кричу, кричишь

Беречь – берегу, бережешь

Нести – несу, несешь

-Можешь теперь объяснить, почему выделенные жирным шрифтом суффиксы не входят в основу слов?

-Прочитайте задание к упр.100

-В каждой группе записаны разные формы одного и того же слова или родственные слова?(формы слова)

-Назови формы слов в 1-й группе (н.ф., п.в., пов .ф.)

-В какой форме стоят все глаголы в 1-м столбике?(н.ф.)

-Что общего в форме слов 2-го столбика?(Суффикс – Л п.в.)

-А чем различаются эти формы?(суффиксами)

-что общего в словах 3 – го столбика?(пов. Ф.)

-А в чем различие?(суффикс –И , - Й)

-Что помогло тебе сразу ответить на все вопросы?

-Назовите суффиксы, выделенные в словах каждого столбика, и дай им характеристику.

-Запиши каждый глагол в формах настоящего времени ед.ч. 1-го и 2-го лица.

Играть – играю, играешь

Кричать – кричу, кричишь

Беречь – берегу, бережешь

Нести – несу, несешь

-Можешь теперь объяснить, почему выделенные жирным шрифтом суффиксы не входят в основу слов?

– Как вы это определили? (По вопросу)

– Какая морфемная особенность почти у всех глаголов в прошедшем времени ? (Суффикс )

– У какого глагола нет этого признака? (Пас, вёз)

– Образуйте инфинитив от глаголов: пас , вез . Что заметили? ( )

В ы в о д: у глаголов в неопределенной форме с суффиксом -ти в прошедшем времени в мужском роде отсутствует суффикс -л- .

– На какие группы вы бы разделили эти глаголы? (В н.ф. на –ть, -ти)

Этот хитренький глагол

Себе время изобрел.

- Сегодня мы продолжим разговор о глаголе, узнаем о нём много нового.

По частоте употребления в нашей речи глагол занимает второе место после существительного. Поэтому образованному человеку необходимо много знать о глаголе, правильно его употреблять и не делать ошибок в его написании.

- Соберём уже известную информацию о глаголе.

1. Глаголы изменяются по ….. (временам)

2. Назовите суффиксы глаголов неопределённой формы. ( -ть-, -ти-, -чь-)

3. На какую форму глагола указывает суффикс -л-? (на форму глаголов прошедшего времени)

4. Какие ещё суффиксы глаголов вы знаете? (-а-, -я-, - и-, -ы-, -о-, -е, -ну-, -ова-)

1. Как проверить написание суффикса глагола в прошедшем времени перед формообразующим суффиксом?

2. Почему некоторые суффиксы не включаются в основу слова?

- Попробуйте дать на них ответ прямо сейчас? Почему возникли затруднения? ( Имеющихся знаний недостаточно )

- Вернёмся к этим вопросам в конце урока и снова попробуем дать на них ответ.

II. Минутка чистописания.

На доске : Ш Ц Ж

Не угадаешь , где найдёшь, где потеряешь.

- Назовите буквы, записанные в минутке чистописания. Что в них общего? (Заглавные, обозначают твёрдые согласные звуки).

- Работа с пословицей.

Прочитайте пословицу. Объясните её смысл. Спишите. Подчеркните глаголы, определите их морфологические признаки. (Время, лицо, число) (Будущее время, 2 лицо, единственное число)

III. Актуализация знаний. Постановка целей урока. Подготовка к восприятию нового материала.

-Спишите слова в столбик. Над ними укажите части речи.

Красный – красн е ть

Зима – зимов а ть

Синий – син е ть

Ночь – ночев а ть

Алый – ал е ть

Смех – смеш и ть

Корм – корм и ть

Белый – бел е ть

-Выдели глагольные суффиксы.

- Измените глаголы с безударными окончаниями в инфинитив.

Запись: угадать, потерять.

- Разберите по составу.

угадать – угадал

потерять - потерял

. Что заметили интересного? (Основа та же, только суффикс – -ть- поменялся на суффикс -л-). В каком времени стоят эти глаголы? Допишите глаголы в прошедшем времени к соответствующим инфинитивам.

- Определим более точно тему урока.

(Тема урока) Вывод учеников

- Сегодня на уроке мы подробно поговорим о глаголах в прошедшем времени, научимся писать и проверять написание безударных суффиксов глаголов прошедшего времени, а ещё узнаем о том, что суффиксы могут служить не только для образования новых слов.

- Проверим вашу догадку.

Основа инфинитива и глагола в прошедшем времени одна и та же, выделите её.

-Сверим наш вывод с правилом.

Глаголы в прошедшем времени имеют суффикс -л-. Прошедшее время образуется от инфинитива при помощи суффикса -л- и родовых окончаний, а также окончания –и во множественном числе. Чаще всего основы в неопределённой форме и в прошедшем времени совпадают.

ТАБЛИЦА.

(ДЕТИ СОСТАВЛЯЮТ ОПОРУ)

ХОД И ТЬ – ТЬ + Л = ХОД И Л

Рассмотрим таблицу стр. 71 упр.41

Что изменяется при подстановке суффиксов? (Форма слова).

- Назовите, как называются суффиксы, которые служат для образования слов ( словообразующие) и как те, которые служат для образования формы (формообразующие).

- Какие из них, по – вашему, будут включаться в основу, а какие нет?

В прошедшем времени перед суффиксом -л- пишется та же буква, что и в неопределённой форме (посе я ть – посе я л)

Физминутка.

Мы в ладоши хлопаем. Хлоп, хлоп, хлоп.

Мы ногами топаем. Топ, топ, топ.

Вертим головой.

Руки в боки, руки вниз

И тихонечко садись.

Работа со словами.

Мысл_л, куш_л, закле_л.

- Вставьте пропущенные буквы в данных словах.

- Они вызывают при написании сомнение? (Безударные, стоят в слабой позиции)

В прошедшем времени перед суффиксом -л- пишется та же буква, что и в неопределённой форме (посе я ть – посе я л)

V. Первичное закрепление изученного.

Работа по группам

- Вставьте пропущенные суффиксы, напишите инфинитив, подчеркните буквы перед формообразующими суффиксами.

1 группа. 2 группа. 3 группа.

пола_ла - … увид_л - …. брос_ли - …

выдерж_л - … высуш_ла - … вытерп_ла - …

выглад_ли - … замяук_ли - … советов_л - …

плак_ло - … сып_ло - … готов_ло - …

Взаимопроверка . Оценивание работы учащимися.

VI. Самостоятельная работа.

Какой формообразующий суффикс выделили? А словообразующие?

- А теперь снова обратимся к тем вопросам, которые мы поставили в начале урока и дадим на них ответ.

1. Как проверить написание суффикса глагола в прошедшем времени перед формообразующим суффиксом?

2. Почему некоторые суффиксы не включаются в основу слова?

- Оцените усвоение вами материала, изученного на уроке, по рисунку. (Рассказ друг другу)

VII. Домашнее задание : выучить правило стр.71, упр.47 стр.74, написать фразеологические обороты.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

ВложениеРазмер
berezina_moy_urok.docx 39.18 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель : Березина Т.А.

Учебный предмет : русский язык

Тема: Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс –чь

Цель: создание условий для формирования навыка спряжения глаголов, имеющих в начальной форме суффикс - чь.; обобщение знания о глаголе как части речи.

Тип урока : урок открытия новых знаний.

Формы работы : фронтальная (устные ответы), групповая , работа в парах, индивидуальная.

Развивающие : развивать связную речь школьников, языковое чутьё; логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы;

Воспитательные: воспитывать внимательное отношение к слову, организовать работу в парах для формирования коммуникативных компетенций, воспитания настойчивости при выполнении учебных задач.

- закреплять умения определять грамматические признаки глагола;

– образовывать личные формы глаголов с суффиксом –чь :

– определять проблемы правописания и произношения;

– объяснять правописание изученных орфограмм.

Регулятивные УУД : определять и формулировать тему и цель урока, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному плану, оценивать правильность выполнения действия, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, самостоятельно оценивать свою деятельность и содержательно обосновывать правильность или ошибочность результата.

Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в парах, группе, обосновывать и доказывать собственное мнение.

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке , работать с таблицами, пользоваться Обратным словарём, сравнивать языковые явления и обобщать.

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, воспитывать культуру учебного труда, проявлять познавательный интерес и готовность к сотрудничеству.

Читайте также: