Конспект занятия по лепке в подготовительной группе гжель

Обновлено: 06.07.2024

Автор: Харужева Ирина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ФГБДОУ "Детский сад № 782"
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: конспект по лепке в старшей группе
Тема: Лепка "Сказочная гжель на такрелке"
Раздел: дошкольное образование

Возраст: дети 5-6 лет

Тип: интегрированное занятие.

Форма взаимодействия: групповая, подгрупповая.

- воспитывать интерес и продолжить знакомить детей с народными промыслами;

- учить оформлять объемную плоскость элементами узора гжельской росписи;

- закрепить знания детей о цветовой гамме (белый фон, сине-голубой рисунок) и

элементах гжельской росписи

- развивать глазомер, мелкую моторику рук.

Методы и приемы:

- Наглядный (образец готовой работы, образцы посуды, иллюстрации с элементами

- Словесный (художественное слово, рассказ педагога).

- Практический (самостоятельное выполнение работы).

Материалы и оборудование:

- изделия гжельской росписи;

- образец готовой работы;

- заготовка тарелочки на плотном белом картоне с контурным рисунком

- набор цветного воскового пластилина (синий, голубой, белый); стека

- салфетка для рук;

- доска для лепки;

Рекомендации по организации работы с детьми в технике пластилинография:

При работе по созданию пластилиновых картин лучше использовать восковой

пластилин, он более мягкий, поэтому хорошо раскатывается и не прилипает к

рукам. При работе с таким пластилином детские ручки не так устают, и ребенок в

полной мере может насладиться работой по созданию пластилиновой картины.

Пластилин — материал объемный, а значит, имеющий вес. Поэтому для работы

следует использовать не тонкие листы, а плотный картон, чтобы не происходило

деформации основы при выполнении приемов придавливания, примазывания,

сглаживания поверхностей создаваемых из пластилина объектов.

Чтобы картинка со временем не теряла своей привлекательности, следует основу с

нарисованным предварительно контуром или без него покрыть скотчем. Это

поможет избежать появления жирных пятен, работать на скользкой поверхности

легче и при помощи стеки проще снять лишний пластилин, не оставляя следов.

Контуры в данном случае выполняются обычным фломастером, который также без

труда стирается влажной салфеткой, если ребенок вдруг ошибся в изображении

Если работа выполняется в качестве подарка или для оформления групповой

комнаты, рекомендуется поверхность выполненной из пластилина композиции

лаковой пленкой со временем твердеет, изделие становится более ярким, с

лакированной поверхности легче убирать пыль.

На рабочем столе ребенка должна обязательно присутствовать тканевая салфетка

для рук, чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а после выполненной

работы первоначально вытереть руки салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.

Работа с пластилином трудоемкая, требует усилий. Во время работы необходимо

следить за правильной посадкой и осанкой детей. Ребенок не должен низко

наклоняться над столом, можно чередовать работу сидя и стоя. В процессе

выполнения работы необходим минутный отдых в виде физкультурных минуток и

• Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами на примере гжельской керамики, с историей и особенностями гжели, обогащать словарь названиями элементов узора росписи.

• Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор на плоскости;

• Развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству, способствовать развитию эстетического вкуса, формированию прекрасного.

• Развивать речь детей, мелкую моторику рук.

• Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, воспитывать интерес к народным художественным промыслам и желание создавать своими руками коллективную работу – гжельский сервиз.

изделия народных промыслов, сервиз из фарфора, пластилин синего, образец воспитателя, голубого цвета, салфетки, доски.

Рассматривание иллюстраций гжельской росписи, рассматривание изделий из белого фарфора, расписанного гжельской росписью.

Ход занятия

Воспитатель: Приглашаю вас в круг радости.

Предлагаю взяться за руки и улыбнуться друг другу. Какое у вас сегодня настроение? (Хорошее, отличное, веселое, радостное и др) Замечательно!

Ребята сегодня у нас не обычное занятие, к нам пришли гости, когда мы встречаем гостей, что мы обычно говорим? Здравствуйте!

Расскажи-ка: ты откуда?

Видно с севера пришла

И цветами расцвела:

Воспитатель: Как называется эта посуда? Правильно.

Почему она так называется, сейчас вы поймете сами.

Желаете послушать сине-голубую сказку? Присаживаемся поудобнее, внимательно слушаем и смотрим.

2 слайд Давным-давно жили в Подмосковье в селе Гжель смелые да умелые веселые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им мастерство свое показать, да людей порадовать, край свой прославить. Думали-думали и придумали.

3 слайд Нашли они в своей сторонушке глину белую чудесную и решили лепить из нее разную посуду и расписывать ее синей краской различных оттенков. Сами гжельцы любили говорить, что небо у них, как нигде в мире синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.

4 слайд Рисовали на посуде узоры из цветов, капелек, полосочек, сеточек. (посмотри на доску)

Стал каждый мастер свое умение показывать.

5 слайд Один мастер слепил чайники, При виде гжельских чайников глаза разбегаются. Уж очень они хороши!

Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал.

6 слайд Услышал он сказку про кита, да сделал масленку. На спине кита вылеплен сказочный город с башенками и церквушками.

Третий мастер полюбовался красотой такой, а сам еще лучше придумал.

7 слайд Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.

Гжельские мастера большие фантазеры.

8. 9, слайд Одни чашки у них стройные и высокие, другие похожи на маленький бочонок, а иные – фигурные, затейливые. И ручки у всех разные.

10 слайд Лепили гжельские мастера животных и птиц.

11 слайд разных барышень в нарядных платьях.

Вот так и повелось, что каждый мастер своим мастерством всех радовал. Своих детей и внуков разным премудростям учил, чтобы они хорошими мастерами были. Всего одна краска…А какая нарядная и праздничная получилась роспись

Воспитатель: Понравилась вам сине-голубая сказка?

Беседа по сказке.

– О каком промысле эта сказка?

– Из чего гжельские мастера делают свои изделия?

– Какими узорами украшают?

– Какие изделия делали мастера из глины?

Почему Гжель сине-голубая?

Воспитатель: Ребята, желаете отдохнуть? Тогда любимая физкультминутка.

Вот стол стоит (обе руки вытянуть вперед, развести чуть в стороны, опустить вниз, как бы рисуя стол)

На нем самовар кипит (руки на поясе, повороты в сторону)

Подносите чашки, (приседание, рука одна на поясе)

Очень хрупкие бедняжки (наклоны в сторону головой)

Наливайте чаю, (кружатся вокруг своей оси)

Вот серебряный поднос (руки над головой, подняться на носочки)

К чаю нам пирог принес.

12 слайд Мастера из села Гжель предлагают. вам ребята, помочь им и пустой белый сервиз расписать вам самим гжельской росписью.

Ребята, а вам хочется попробовать побыть народными умельцами и украсить посуду гжельским узором. Только мастера свою посуду расписывали красками, а я вам предлагаю – при помощи пластилина.

Воспитатель: На столе у меня лежат картинки с посудой, вы выбирайте, которая вам нравится, какую хочется расписать и проходите за стол.

Воспитатель: Узор вы тоже выбираете сами. Василиса какой цвет будете использовать?

Какими узорами украшен чайник? (цветком и бордюром из точек).

Где расположен цветок? (В середине, на одной стороне посуды).

Из каких элементов состоит цветок? (Серединка и лепестки).

На что похожи лепестки цветка? (На капельку).

Капелька – один из любимых элементов мастеров Гжели.

Этапы выполнения работы.

Все методы и приемы лепки вы знаете.

Воспитатель: Мои маленькие мастера вы готовы к росписи посуды? Начинаем мастерить.

Кто хочет посмотреть поближе, вы знаете, что всегда можете это сделать, подойти и посмотреть.

Ребята, вам включить песенку, чтобы помогала вам в работе?

Воспитатель: Какой росписью вы сегодня расписали предметы из сервиза? Вы все расписали по одному предмету, а вместе получился красивый, нарядный сервиз. Нравится он вам? Понравилось ли вам быть мастерами? Мне очень понравилось как вы сегодня занимались и какой замечательный получился сервиз! Вы самые лучшие мастера!

Мы после занятия сделаем выставку сервиза. Предлагаю вам, нашу выставку назвать? (Синее на белом,Незабудковая гжель, небесная сказка, сказочная гжель и др)

Ребята мне пришла посылка из подмосковного села Гжель, гжельские мастера прислали вот такую красивую шкатулку из настоящего фарфора. А в ней конфеты так и называются Васильковая гжель. Я вас всех угощу! А сейчас предлагаю намыть руки, убрать рабочее место за собой и будем угощаться конфетами.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

• Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами на примере гжельской керамики , с историей и особенностями гжели, обогащать словарь названиями элементов узора росписи.

• Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор на плоскости;

• Развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству, способствовать развитию эстетического вкуса, формированию прекрасного.

• Развивать речь детей, мелкую моторику рук.

• Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, воспитывать интерес к народным художественным промыслам и желание создавать своими руками коллективную работу – гжельский сервиз .

изделия народных промыслов, сервиз из фарфора, пластилин синего, образец воспитателя, голубого цвета, салфетки, доски.

Рассматривание иллюстраций гжельской росписи, рассматривание изделий из белого фарфора, расписанного гжельской росписью.

Ход занятия

Воспитатель : Приглашаю вас в круг радости.

Предлагаю взяться за руки и улыбнуться друг другу. Какое у вас сегодня настроение? ( Хорошее, отличное, веселое, радостное и др) Замечательно!

Ребята сегодня у нас не обычное занятие, к нам пришли гости, когда мы встречаем гостей, что мы обычно говорим ? Здравствуйте!

Расскажи-ка : ты откуда?

Видно с севера пришла

И цветами расцвела :

Воспитатель : Как называется эта посуда? Правильно.

Почему она так называется, сейчас вы поймете сами.

Желаете послушать сине-голубую сказку ? Присаживаемся поудобнее, внимательно слушаем и смотрим.

2 слайд Давным-давно жили в Подмосковье в селе Гжель смелые да умелые веселые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им мастерство свое показать, да людей порадовать, край свой прославить. Думали-думали и придумали.

3 слайд Нашли они в своей сторонушке глину белую чудесную и решили лепить из нее разную посуду и расписывать ее синей краской различных оттенков. Сами гжельцы любили говорить , что небо у них, как нигде в мире синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.

4 слайд Рисовали на посуде узоры из цветов, капелек, полосочек, сеточек.( посмотри на доску)

Стал каждый мастер свое умение показывать.

5 слайд Один мастер слепил чайники , При виде гжельских чайников глаза разбегаются. Уж очень они хороши!

Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал.

6 слайд Услышал он сказку про кита , да сделал масленку. На спине кита вылеплен сказочный город с башенками и церквушками.

Третий мастер полюбовался красотой такой, а сам еще лучше придумал.

7 слайд Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной . Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.

Гжельские мастера большие фантазеры.

8. 9, слайд Одни чашки у них стройные и высокие, другие похожи на маленький бочонок, а иные – фигурные, затейливые. И ручки у всех разные.

10 слайд Лепили гжельские мастера животных и птиц.

11 слайд разных барышень в нарядных платьях.

Вот так и повелось, что каждый мастер своим мастерством всех радовал. Своих детей и внуков разным премудростям учил, чтобы они хорошими мастерами были. Всего одна краска…А какая нарядная и праздничная получилась роспись

Воспитатель : Понравилась вам сине-голубая сказка ?

Беседа по сказке .

– О каком промысле эта сказка ?

– Из чего гжельские мастера делают свои изделия?

– Какими узорами украшают ?

– Какие изделия делали мастера из глины?

Почему Гжель сине-голубая?

Воспитатель : Ребята, желаете отдохнуть? Тогда любимая физкультминутка.

Физкультминутка

Вот стол стоит (обе руки вытянуть вперед, развести чуть в стороны, опустить вниз, как бы рисуя стол)

На нем самовар кипит (руки на поясе, повороты в сторону)

Подносите чашки, (приседание, рука одна на поясе)

Очень хрупкие бедняжки (наклоны в сторону головой)

Наливайте чаю, (кружатся вокруг своей оси )

Вот серебряный поднос (руки над головой, подняться на носочки)

К чаю нам пирог принес.

12 слайд Мастера из села Гжель предлагают . вам ребята, помочь им и пустой белый сервиз расписать вам самим гжельской росписью.

Ребята, а вам хочется попробовать побыть народными умельцами и украсить посуду гжельским узором . Только мастера свою посуду расписывали красками, а я вам предлагаю – при помощи пластилина.

Воспитатель : На столе у меня лежат картинки с посудой, вы выбирайте, которая вам нравится , какую хочется расписать и проходите за стол.

Воспитатель : Узор вы тоже выбираете сами. Василиса какой цвет будете использовать?

Какими узорами украшен чайник? (цветком и бордюром из точек) .

Где расположен цветок? (В середине, на одной стороне посуды) .

Из каких элементов состоит цветок? (Серединка и лепестки) .

На что похожи лепестки цветка? (На капельку) .

Капелька – один из любимых элементов мастеров Гжели .

Этапы выполнения работы.

Все методы и приемы лепки вы знаете.

Воспитатель : Мои маленькие мастера вы готовы к росписи посуды ? Начинаем мастерить.

Кто хочет посмотреть поближе, вы знаете, что всегда можете это сделать, подойти и посмотреть.

Ребята, вам включить песенку, чтобы помогала вам в работе?

Воспитатель : Какой росписью вы сегодня расписали предметы из сервиза? Вы все расписали по одному предмету, а вместе получился красивый, нарядный сервиз. Нравится он вам? Понравилось ли вам быть мастерами? Мне очень понравилось как вы сегодня занимались и какой замечательный получился сервиз! Вы самые лучшие мастера !

Мы после занятия сделаем выставку сервиза. Предлагаю вам, нашу выставку назвать? ( Синее на голубом. Незабудковая гжель, небесная сказка, сказочная гжель и др)

Ребята мне пришла посылка из подмосковного села Гжель, гжельские мастера прислали вот такую красивую шкатулку из настоящего фарфора. А в ней конфеты так и называются Васильковая гжель. Я вас всех угощу! А сейчас предлагаю намыть руки, убрать рабочее место за собой и будем угощаться конфетами.

Конспект НОД в подготовительной группе

• учить детей связно составлять сюжетный рассказ по картине , соблюдая последовательность, точность и выразительность;

• учить подбирать определения, составлять словосочетания с заданными словами, упражнять в словообразовании;

Дети встают в круг и приветствуют друг друга :

II. Основная часть.

- Какое время года? Какой сейчас месяц? Какие признаки поздней осени можно выделить сегодня? Каких лесных животных вы знаете? Что происходит с дикими животными в это время года? Сегодня мы поговорим об одном из них. Как вы думаете о ком? И будем составлять сюжетный рассказ о ней.

- Обратите внимание на лису и расскажите , какая она? Как она выглядит (Рыжая, золотистая, пушистая, длиннохвостая) .

- Вспомните, какие у лисы повадки. Что она умеет делать (Хитрая, проворная, ловкая. Она – хищница, охотница) .

- А какими словами называют лису в сказках (Лисичка, лисонька, лисичка-сестричка, Лиса Патрикеевна , хитрая плутовка).

Расширение и углубление кругозора :

- Не многих животных называют по имени –отчеству. В какой сказке Лису называют по отчеству?

- Верно, Лиса Патрикеевна .

Оказывается, давным давно жил князь по имени Патрикей Наримунтович, прославившийся своей хитростью и изворотливостью. С тех пор имя Патрикей стало равнозначно слову "хитрец”.Так как лиса считалась очень хитрой, то она и получила это прозвище – Патрикеевна.

- А чем интересно питается лиса ? ( зайцами, птицами, ) ( зимой в основном мышами)

Когда лиса ловит мышей , кажется, что она танцует. Встает на задние лапы и ходит мелкими шажками. И представляете, даже есть такой танец фокстрот – лисий шаг.

-Что ещё может быть пушистым (Шуба, шапка, носки, воротник) .

-Что ещё может быть мягким? (Подушка, перина, вата) .

-Что ещё может быть теплым?

(Шуба, ветер, погода) .

-У лисы красивый длинный хвост. Как её можно назвать одним словом? Какая она (Длиннохвостая) .

-Как можно ласково назвать лисенка (Лисеночек)

-А всех лисят как назвать ласково ( Лисятки ) .

-Как вы позовете лису (Хитрая лиса , где ты)

Составление рассказа :

Давайте, попробуем составить рассказ о лисьей семье . В своем рассказе не забудьте сказать про время года, описать лису и лисят , чем они занимаются. Все слова, которые мы сейчас вспомнили и которыми вы описывали лису и лисят вы можете использовать в своем рассказе .

Подумайте, как вы назовете.

- Чем мы занимались на занятии?

-Вот и все. Наше занятие подошло к концу (выбор смайлика для самооценки) .

Описание материала: Дорогие друзья, предлагаю Вашему вниманию конспект НОД по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) и изобразительному творчеству для детей подготовительной группы. НОД направлена на развитие познавательного интереса старших дошкольников, закрепление представлений о декоративно-прикладном творчестве, развитие интереса к рисованию пластилином. Материал будет полезен воспитателям, детям старшего дошкольного возраста и школьникам, учителям, педагогам дополнительного образования, родителям.



Скоморох: Эй, честной народ, к нам быстрей спеши!
Собирайся, подходи, очи к нам обороти!
Да на эту красоту скорее погляди!
Поглядите-ка посуда!
(скоморох-воспитатель берет любой предмет в руки и спрашивает ребят, изменив голос, как-будто от посуды)
Вот какая красота!
Вы скажите-ка, ребята, из чего же сделана она?
Дети: Из глины, фарфора, керамики.
Скоморох: Ребята, отгадайте-ка мою загадку:
Сине-голубые розы, листья, птицы.
Увидев вас впервые, каждый удивиться
Чудо на фарфоре – синяя купель,
Это называется просто роспись…..
Ответ детей: Гжель. Гжельская посуда; посуда гжельских мастеров.
Скоморох: И тут вы верно отвечаете. Красны девицы и добры молодцы, а давайте отправимся с вами в местечко под названием Гжель. Вот посмотрите на экран – с чего все начинается. Разводят глину в огромных чанах.






Привлекательно ли выглядят они, радуют ли глаз?
Ответы детей: Нет. Они белые, не яркие.
Скоморох: Правильно. Вот послушайте, ребята, гжель называют все сказочной, но я вам не сказку, а быль расскажу.
"В Российском государстве, в очень давние времена, среди лесов дремучих недалече от города Москвы стоит деревенька. Жили там мастера-умельцы, что из белоснежной глины делали посуду, обжигая изделия в горячей печи.
И вот собрались они как-то мастера на совет и решили лепить посуду такую, какую ни кто не видывал, чтоб мастерство свое всем людям показать, чтоб на весь мир прославиться.
Стали мастера своё умение показывать. У одного сахарница чудесная: ручки по обе стороны, а на крышке птица райская красуется.




Третий мастер подивился такой красоте, а сам ещё лучше придумал: слепил он супницу в виде чудо - рыбки. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавником потряхивает.





Вот стол стоит (обе руки вытянуть вперед, развести чуть в стороны, опустить вниз, как бы рисуя стол)
На нем самовар кипит. (руки на поясе, повороты в сторону)
Подносите чашки, (приседание, рука одна на поясе)
Очень хрупкие бедняжки. (наклоны в сторону головой)
Наливайте чаю, (кружатся вокруг своей оси)
Всех я угощаю.
Вот серебряный поднос (руки над головой, подняться на носочки)
К чаю нам пирог принес. (ходьба)
Воспитатель: Ребята, а кто это у нас тут плачет, слезы свои платком утирает?
( в руках у воспитателя появляется кукла Гжелинка)







Скоморох: Потрудились вы на славу! Вижу я, что вы и вправду умелые ребята. Знатные мастера и мастерицы из вас вырастут! Давайте вспомним, какие виды посуды изготавливают гжельские мастера. Назовите, что вы запомнили.
Дети: чайники, супницы, сахарницы, игрушки, чаши, вазы, подносы…

Читайте также: