Основы изображения предметов конспект

Обновлено: 28.06.2024

Процесс изображения предметов состоит из четырех этапов: схематизации, типизации, индивидуализации и обобщения.

5.1.1.Схематизация

На первом этапе изображения намечают предметную форму в упрощенном виде, немногими линиями и абстрактными обобщенными фигурами. Такой рисунок представляет собой схему, мало понятную непосвященному, но необходимую для рисующего, так как создавая ее, он начинает строить композицию, намечает основные пропорции и части предмета, их положение и движение всей массы формы. Эта схематизация предполагает детальное изучение предмета и является предпосылкой правильного решения задач следующего этапа изображения.

Изучение предмета всегда начинают с постановки и выяснения вопросов конструкции: что это такое? Зачем этот предмет нужен? Из каких частей он состоит? Зачем нужны эти части? Что они несут? Как соединяются друг с другом?

Для изображения конструктивных особенностей предмета выявляют его положение; основные размеры; направление движения формы; место на листе бумаги, которое займет предмет; величину рисунка. Последовательное выяснение этих вопросов помогает решению композиционной задачи рисунка.

Изображение конструктивных элементов и пространственной формы требует выделения основных несущих и несомых частей предмета, а также наблюдения контуров, ограничивающих эти части: какой линией или фигурой можно изобразить основные части? Как расположить эту фигуру на листе относительно его горизонтальных и вертикальных краев? Каково направление контуров основных частей предмета? Какими линиями надо изображать верхние (нижние, левые и правые) части контура?

5.1.2.Типизация

Типизация представляет собой второй этап рисования, позволяющий обогатить схематическое изображение более конкретными признаками, которые выявляют типичные особенности данного предмета, свойственные целой группе родственных предметов.

Для выделения типичных признаков предмета внимательно рассматривают его основные конструктивные части, определяют их размеры, характер контуров и их соединений друг с другом.

5.1.3.Индивидуализация

Каждый предмет обладает наряду с типичными индивидуальными признаками и определенными качествами. Они закладываются природой и человеком, создающим предмет или пользующимся им. Эти признаки, придавая неповторимое своеобразие данному предмету, способны не только отличить его от других, но и поведать о его происхождении, какое отношение имели люди к этой вещи, а также кто эти люди.

Основной задачей рисующего на третьем этапе изображения - индивидуализации - будет выявление тех вспомогательных частей и признаков, которые отличают данный предмет от других и способны выразить определенную человеческую сущность.

Внимательное изучение модели помогает выявить: есть ли второстепенные части у модели? Как они называются? Зачем нужны? Где находятся? Каковы их положения и размеры? Какими линиями их можно изобразить?

Когда линейный рисунок закончен, стирают все вспомогательные линии и штрихи и переходят к передаче светлоты, фактуры, освещенности и, если надо, цвета.

Индивидуализация - чрезвычайно важный этап в рисовании. Если не изображать те, казалось бы, незначительные, второстепенные элементы и признаки, которые рисуют на третьем этапе, то изображение было бы сухим, неинтересным, неполным и не затронуло бы ничьих чувств. Индивидуализация же обогащает рисунок не только принципиально важными для этого предмета данными, но и теми черточками, за которыми видна ежедневная будничная жизнь человека, его характер и жизненная среда.

Обобщение

Объект изображения требует анализа, то есть мысленного дробления предмета на составляющие его части, отрыва одного признака или свойства от других. Целостное изображение натуры достигается при умении одновременно видеть части и предмет в их нерасторжимом единстве. Такое цельное видение позволяет обобщить детально разработанную, часто дробную и несогласованную в частях форму, то есть подчинить части и второстепенное главному, установить пропорциональные отношения между одноименными признаками, существующими в натуре. Четвертый этап последовательного изображения предмета завершается обобщением того, что было сделано в предшествующий период. Для этого рисующий садится прямо, ставит фронтально на вытянутую руку рисунок и сравнивает нарисованное с моделью, стараясь не видеть отдельных деталей в натуре и в ее изображении. Если в процессе сравнения возникает ощущение дробности рисунка, значит, нарушены существенные связи между целым и деталями.




Изображение предметов

Изображение предметов – это результат выявления основных связей между рисующим, предметом и средой. Объемный предмет представляет собой единое целое, отделенное от пространства поверхностями, ребрами и вершинами, то есть элементами, обладающими определенными признаками и свойствами. Среду образуют предметная плоскость и фон. Предметная плоскость – это горизонтальная поверхность, на которой располагается рисуемый нами предмет. Фон выступает в качестве экрана. При рисовании объемного предмета надо представлять себе фон как глубину, как пространственную среду, в которой располагается наш предмет.

Для рисования нужен образ, сформированный в одном положении. Это одно наиболее выгодное положение закрепляется зрительной позицией или точкой зрения рисующего. Выбранная точка зрения определяет положение предмета и рисующего, устанавливает практическую связь между ними, а через линию горизонта – связь и с картинной плоскостью.

Линия горизонта необходима в рисунке в момент его построения, помогает правильно найти место изображаемых предметов на картинной плоскости, реалистически убедительно нарисовать их со всеми перспективными изменениями согласно законам перспективы. Линия горизонта всегда находится на уровне глаз рисующего и возникает в месте пересечения мысленно поставленной перед глазами, бесконечно длинной горизонтальной плоскости с картинной плоскостью.

Наука, излагающая законы, которые помогают изображать предметы так, как их воспринимает наш глаз, называется перспективой. Перспективу делят на линейную и воздушную. Перспективные изменения пространственной формы, размеров, направлений контуров, то есть тех признаков, которые можно изобразить линией, относят к линейной перспективе. Перспективные изменения физических признаков – светлоты, цвета, фактуры, которые передаются тоном и цветом, относят к воздушной перспективе.

Сформулируем основные правила линейной перспективы:

1. Для изображения глубины дальний предмет следует частично закрывать ближним.

2. Ближний предмет следует изображать крупнее удаленного.

3. Основание ближнего предмета следует изображать ниже основания удаленного.

4. Горизонтальные ребра, параллельные картинной плоскости, надо изображать прямыми горизонтальными линиями.

5. Горизонтальные ребра в угловом положении надо изображать наклонными линиями.

6. Горизонтальные ребра в угловом положении надо изображать короче, чем во фронтальном положении.

7. Вертикальные в натуре ребра надо изображать вертикальными линиями.

8. Плоскость во фронтальном положении надо изображать без перспективных изменений, а в угловом – изображать, сокращая ее и изменяя направление горизонтальных ребер, уходящих в глубину.

9. Горизонтальную плоскость, расположенную далеко от линии горизонта, надо изображать менее сокращенной, чем плоскость, расположенную близко, а плоскость, находящуюся на линии горизонта, – горизонтальной линией.

10. Плоскость круглой формы во фронтальном положении надо изображать окружностью, а в угловом – эллиптической фигурой.

Изображение пространства

Чтобы правдиво передать особенности видимого пространства на рисунке, необходимо знать и уметь применять законы воздушной перспективы. Воздушной перспективой называются кажущиеся изменения некоторых признаков предметов под воздействием воздушной среды и пространства. Перечислим основные законы воздушной перспективы:

1. Все ближние предметы воспринимаются подробно, а удаленные – обобщенно; для передачи пространства ближние предметы надо изображать детально, а дальние – обобщенно.

2. Все ближние предметы воспринимаются четко, а удаленные – неопределенно; для передачи пространства контуры ближних предметов надо делать резче, а удаленных – мягче.

3. На большом расстоянии светлые предметы кажутся темнее, а темные – светлее ближних; для передачи пространства удаленные светлые предметы надо слегка притенять, а темные – осветлять.

4. Все ближние предметы обладают контрастной светотенью и кажутся объемными, все дальние – слабо выраженной светотенью и кажутся плоскими; для передачи пространства ближние предметы надо изображать объемно, а дальние – плоско.

5. Все удаленные предметы, прикрываясь воздушной дымкой, приобретают цвет этой дымки – фиолетовый, синий, голубой или беловатый; для изображения пространства надо ближние предметы изображать яркоокрашенными, а удаленные – бледными.

6. Все ближние предметы кажутся многоцветными, а удаленные – одноцветными; для передачи пространства ближние предметы надо изображать различными по цвету красками, а удаленные – одинаковыми.

Лекция 6. Ц В Е Т

Цвет окружает нас повсюду. Он такой же естественный компонент нашей жизни, как воздух, которым мы дышим. И все же в отдельные моменты, обратив внимание на какое-нибудь поразившее нас необычное цветовое сочетание, мы удивляемся и задаем себе вопрос – что же, собственно, представляет собой цвет?

Наукой доказано, что цветовое зрение отличает человека от большинства представителей животного мира. И поскольку зрение выполняет функции одного из основных каналов восприятия информации о внешнем мире, то именно цвет играет наиболее важную роль в процессе ее интерпретации.

Воздействие цвета на человека многогранно. В повседневной жизни он определяет наше настроение и самочувствие, оказывает влияние на работоспособность и психологическое состояние. Не существует, пожалуй, ни одной сферы деятельности человека, ни одной профессии, где бы не приходилось решать вопросы, связанные с цветом.

Поэтому понимание того, что на самом деле представляют собой цвет, психология его восприятия и механизмы воздействия на цветовые рецепторы нашего глаза очень важно для правильного применения его на практике.

Изучение цвета велось уже в глубокой древности. Особенно интенсивно начали изучать явления, связанные с цветом, после открытия Ньютоном дифракции света. Он доказал, что солнечный свет состоит из разноцветных лучей. Разложив его с помощью призмы на составные части, Ньютон получил цветную полоску - спектр, ставший основным средством классификации цветов. Обычно полоску спектра изображают красками в виде цветового круга. Каждый цвет в нем занимает строго определенное место. Все цвета круга называются хроматическими. Они обладают 3 свойствами:

Цветовой тон – это оттенок, характеризующий цвет как красный, синий и т.д. Это главный признак, отличающий хроматические цвета.

Насыщенность – это степень выраженности цветового тона. Насыщенными называют цвета цветового круга, малонасыщенными – осветленные или затемненные. Насыщенные цвета получают растворением в воде такого количества акварельной краски, которое не дает ни осветленных, ни затемненных цветов и наилучшим образом выявляет цветовой тон данного цвета. Малонасыщенный осветленный цвет получают растворением небольшого количества акварельной краски в большом количестве воды; добавлением белил в гуашевую краску; ослаблением нажима на цветной карандаш. Малонасыщенный затемненный цвет получают соединением данного цвета с другими темными цветами, и в первую очередь, с черным цветом.

Светлота – это признак, определяющий цвет как светлый или темный. В цветовом круге наибольшей светлотой обладает желтый цвет, а наименьшей – фиолетовый.

Ахроматическими называют белые, серые и черные цвета (некрасочные). Они обладают только светлотой.

Для получения других цветов и различных оттенков пользуются приемом, называемым смешением. Наиболее частыми видами смешения в практике являются слагательное и вычитательное.

Вычитательное смешение основано на создании одного или нескольких красочных слоев, через которые проходят все лучи белого светового потока; при этом цветные лучи преломляются, поглощаются и отражаются, а в глаз попадают лишь те лучи, которые были вычтены красочным слоем из всего светового потока. Вычитательное смешение выполняют двумя способами: лессировкой и алла прима. Лессировка – это прием живописной техники, позволяющий получить нужные цвета и оттенки наложением одного прозрачного красочного слоя на другой. Алла прима – это прием получения цвета механическим смешением красок на палитре или вливанием одной красочной смеси в другую.

Слагательное смешение основано на особенностях нашего зрительного восприятия. Человек на определенном отдалении многоцветную поверхность видит одноцветной. Разные цвета как бы сливаются в один цвет. Сложение цветов происходит на расстоянии, поэтому слагательное смешение иногда называют пространственным.

Три краски – красную, синюю и желтую – называют основными: смешивая их, получают многие другие цвета. Цвета, полученные от смешения нескольких разноцветных красок, называют производными или сложными.

Цветовой круг можно разделить на две части: теплую и холодную. Теплыми цветами будут: красные, оранжевые, желтые, желто-зеленые цвета (цвета огня и солнца). Холодными будут сине-зеленые, синие и фиолетовые цвета (цвета льда и луны).

В рисовании приходится уделять внимание вопросам восприятия цвета. Объективные свойства цвета сохраняются, но один и тот же цвет, помещенный в различную цветовую среду, будет восприниматься несколько различно.

Контраст светлотный. В тех случаях, когда в зависимости от других цветов изменяется светлота цвета, контраст называется светлотным. Под влиянием цвета, окружающего цветовое пятно, может изменяться светлота пятна независимо от того, являются ли фон и наблюдаемый на нем цвет хроматическими или ахроматическими. Так, цвет, окруженный белым фоном, кажется значительно темнее такого же цвета, помещенного на черный фон.

Контраст хроматический. Изменение цветового тона или насыщенности цвета в зависимости от окружающих его других цветов носит название хроматического контраста. Всякий цвет в окружении других цветов будет восприниматься несколько иным: или приобретая цветной оттенок, или меняя свой цветовой тон, или изменяясь по насыщенности. Так, серый цвет, помещенный на синий фон, кажется желтоватым, на красном фоне – зеленоватым, на зеленом – с розоватым оттенком.

Одновременный контраст цветов. Когда одновременно изменяются и светлота, и цветовой тон в зависимости от соседнего цвета. Это явление носит название одновременного контраста.

Краевой контраст. Если взять несколько прямоугольников и покрыть каждый из них ровным серым цветом, причем каждый следующий прямоугольник делать несколько светлее предыдущего, то каждый из них будет восприниматься как бы закрашенным не ровным тоном, а с убывающей темнотой.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока : Последовательно сть изображения предмета

Цель урока:

1. Обучающая: Ознакомить учащихся с последовательностью изображения

предмета, пользоваться различными схемами построения рисунка

2.Развивающая: развивать художественный вкус учащихся, расширять интеллектуальный кругозор, развивать навыки композиционного построения

3. Воспитательная: учить видеть красивое в окружающем мире, привить навыки культуры к самостоятельной работе.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: усвоение новых знаний

Прогнозируемый результат: учащиеся умеют строить поэтапное изображение предмета

Оборудование урока: интерактивная доска,учебник, альбом,кисточки, краски, карандаши, баночки для воды.

План урока:

I . Организа ционный момент.

II . Проверка дома шнего задания

1. Вопросно-ответная беседа

III .Новая тема :

I .Объяснение учителя

1. Самые общие признаки предмета

2. Схематическое изображение

VI . Закрепление нового материала

1.Самостоятельная работа. Поэтапное изображение предметов .

2. Вопросно-ответная беседа

3. Анализ работ учеников

V . Подведение итогов,

2. Решение кроссворда

VI . Домашнее задание

Нарисовать натюрморт из овощей и фруктов

Ход урока

I . Организа ц ионный момент

Приветствие учащихся, установление дисциплины и проверка готовности учащихся к уроку

II . Про верка домашнего задания

1.Вопросно-ответная беседа

1. Какие процессы создания рисунка вы знаете?

2. Назовите какие методы рисования вы знаете ?

3. Что такое эскиз ?

4. Что мы называем предварительным рисунком ?

III .Новая тема

I . Объяснение учителя

1. Самые общие признаки предмета

На первом этапе следует показать самые общие признаки предмета, очертить

егоконтур. Форму предмета обозначают несколькими линиями или в виде геометрической фигуры. Такой рисунок представляет схему,малопонятную непосвещенному, но необходимую для рисующего.Поэтому этот этап называется схематизацией.

2. Схематическое изображение

Второй этап рисования-типизация.Схематическое изображение обогощается появлением более конкретных признаков, которые выявляют типичные особенности формы данного предмета,свйственные целой группе родственных предметов.

На третьем этапе-индивидуализации-показываются признаки, свойственные только данному предмету. Этот этап –один из самых важных этапов,так-как он позволяет выявить, быть может , незначительные элементы,но придающие предмету неповторимое своебразие.

Четвертый этап отводится обобщению того, что было сделано ранее.Для этого надо внимательно сравнить модель с рисунком.

Графическая документация (эскиз, технический рисунок, чертёж), виды: главный, слева, сверху; масштаб, линии чертежа (основная, штриховая, выносная, размерная, штрихпунктирная).

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Ещё в древности у людей возникла необходимость передачи информации друг другу. Поэтому появились первые графические изображения. Информацию можно передавать с помощью фотографий, рисунков, чертежей, схем, графиков. Такой изобразительной информацией можно обмениваться между людьми разных национальностей даже не зная иностранных языков.

Любые графические изображения состоят из линий, штрихов и точек. Их можно выполнить вручную (карандашом, тушью и т. п.) или машинным способом. Одним из видов графического отображения формы предмета является черчение.

Чтобы выполнять чертежи необходимо иметь чертёжную бумагу, необходимого формата (формат А4, его размер 297 на 210 миллиметров)

Чертёжные инструменты (необходимый минимум):

  1. Карандаши (твёрдо-мягкий)
  2. Угольник с углами 45,45,90 градусов
  3. Угольник с углами 30,60 90 градусов
  4. Линейка деревянная длиной 300 миллиметров
  5. Циркуль

Чертёж – условное изображение изделия (детали), выполненное с помощью чертёжных инструментов по определённым правилам.

Эскиз – условное изображение изделия (детали), выполненное от руки с указанием размеров.

Технический рисунок это объёмное (3d) изображение, выполненное от руки с соблюдением пропорций.

Некоторые правила выполнения чертежа:

  1. Для того, чтобы создать наиболее полное представление о форме, на чертеже показывают несколько видов детали.
  2. Эти виды можно получить, если посмотреть на деталь с разных сторон.
  3. Все детали и изделия на чертеже вычерчивают в масштабе.
  4. Для выполнения чертежей существуют специальные линии.

Все чертежи выполняются в масштабе. Если деталь (изделие) не помещается на чертеже, применяется масштаб уменьшения (например, 1:2). Если деталь слишком маленькая и ее трудно рассмотреть, применяется масштаб увеличения.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Какие документы включают в себя графические изображения.

Выберите правильный ответ:

  1. Наскальные рисунки
  2. Художественная вышивка
  3. Выкройки
  4. Чертежи
  5. Эскизы
  6. Технические рисунки

Правильные ответы – 3;4;5;6

Задание 2. Выберите правильный ответ из ниже приведённых.

Как можно выполнить графическое изображение? Выделите зелёным цветом правильные ответы

Цели:

Задачи:

  • Обучающая: Повторение, закрепление пройденного материала и усвоение новых знаний по данной теме.
  • Развивающая: развитие пространственного воображения, логического мышления, творческого подхода к решению поставленной задачи;
  • Воспитательная: воспитание у учащихся интереса к предмету, добросовестного отношения к труду и аккуратности в выполнении графических работ.

Форма (тип) урока: урок закрепления и изучение нового материала.

Оборудование и пособия:

Для учителя: интерактивная доска, проектор, компьютер, плакаты, презентация.

Методы, приемы проведения урока: презентация, объяснение, выполнение задания.

План (ход урока) урока

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания – визуально.

4. Повторение пройденного материала –

ответить на вопросы, определить и построить по представленному рисунку проекции точки А, обозначенной на наглядном изображении детали, (Слайд 4)

Учитель: прежде чем приступить к изучению новой темы, ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы. (Слайды 5, 6, 7, 8)

5. Изучение нового материала.

Большинство предметов можно представить как сочетание геометрических тел. Для чтения и выполнения чертежей необходимо знать, как изображаются эти геометрические тела, что мы сегодня и повторили (Слайды 5, 6, 7, 8)

Проанализируем его форму.

Вопрос. Какими известными вам геометрическими телами представлено изображение данной детали?

  • Прямоугольная призма
  • Треугольная призма
  • Цилиндр (Слайд 10)

Анализ формы необходим при чтении и выполнении чертежей. (Слайды 11, 12, 13)

Учитель: Рассмотрим пример построения изображений на чертежах на основе анализа формы предмета. (Слайды 14, 15, 16, 17, 18, 19)

Определив форму геометрических тел, составляющих предмет в целом, можно установить последовательность построения его чертежа

(Если на уроки черчения отводится 68 часов, то на данном уроке в рабочей тетради можно выполнить задание №30, стр. 82 «Начертить по описанию деталь, называемую втулкой.)

Общая или исходная форма детали – прямоугольный параллелепипед. В нём сделаны прямоугольные вырезы и срез в виде треугольной призмы (Слад 20)

  1. Изображение детали начнём с её общей формы – параллелепипеда (Слайд 21)
    Все построения сначала выполняются тонкими линиями твердым карандашом Т (Н).
    Главный вид и вид сверху – симметричны, на них показаны оси симметрии
  2. На проекциях параллелепипеда нанесём вырезы согласно размерам: сначала на главном виде, затем построим проекции этих вырезов на других видах с помощью линий связи. (Слайд 22)
  3. С помощью линий связи построить проекции вертикального паза и наклонного среза. Элементы, которые на данной проекции не видимы, проводим штриховыми линиями.
  4. Изображение обводим линиями, установленными стандартом, и наносят размеры. (Слайд 23

Учитель: Построение вырезов на геометрических телах рассмотрим на примере детали цилиндрической формы (Слайд 24)

Вопрос. В результате чего образовалась форма детали?

Проанализировав форму детали, выполним чертёж в трёх видах, используя линии связи. (Слайд 24)

Учитель: Чтобы освоить построение видов на чертеже детали, необходимо проработать учащимся на практике построение третьего вида по двум данным с помощью линий связи.

Рассмотрим примеры (Слайды 25, 26, 27)

(Если позволяют часы, отведённые на уроки черчения, можно выполнить на уроке в рабочей тетради или разобрать на доске задания на рисунках 111, 112, 113, 114, стр. 89 – 91)

6. Физкультминутка. (Слайд 26)

7. Закрепление пройденного материала.

Выборочно разобрать на доске задания, представленные на рисунках 111, 112, 113, 114, стр. 89 – 91в учебнике (Приложение 1), используя возможности интерактивной доки. Работа рассчитана на 5 минут.

8. Итог урока.

Учитель оценивает тех, кто хорошо работал.

9. Домашнее задание.

Читайте также: