Конспект буква е в начале слова

Обновлено: 30.06.2024

Цель урока: подвести детей к открытию знаний о букве е и её звуках.

  • создать условия для осознания детьми того, что гласная буква е обозначает два звука [йэ] в начале слова и после гласного и звук [э] в слиянии с мягким согласным; формировать навык чтения слов с буквой е;
  • развивать фонематический слух: упражнять в слогозвуковом анализе слов, в выделении изучаемых звуков в словах, их артикулировании и характеристиках; развивать речевую и мыслительную деятельность учащихся;
  • расширять коммуникативные способности детей, воспитывать культуру учебного труда.

Учебник “Букварь” (Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева); схемы; карточки с вопросительными знаками; картинки; карточки с изображениями мимики человека; картина В.Д.Поленова “Заросший пруд”.

Ход урока

1. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент).

– Человеческая улыбка – одно из самых удивительных явлений в мире. С помощью улыбки человек может знакомиться и прощаться. Улыбка позволяет передать наши чувства. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение.

– Вижу, что настроение у вас радостное, деловое.

Мы пришли учиться в школу,
Чтобы знать всё назубок.
Сядем мы за парту дружно,
Будем думать, рассуждать.
И читать нам тоже нужно,
Чтобы грамотными стать.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

– Начинаем урок обучения грамоте. А начнём его сегодня с игры “Дополни предложение”:

а) Звуки бывают… (гласные и согласные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие).
б) Звуки… (слышим), буквы… (пишем).
в) В слове столько слогов, сколько… (гласных).
г) Гласные, которые обозначают твёрдость предыдущего согласного… (а, о, у, ы).
д) Гласные, которые обозначают мягкость предыдущего согласного… (и).

– Как отличить согласный звук от гласного? (Гласный можно пропеть, тянется, струя воздуха не встречает во рту преграды…).

(Чтение учителем стихотворения В.Берестова о гласных и согласных)

Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.

– Соотнесите рисунки и схемы. (На доске оса и ели, ниже схемы слов)


(Дети выполняют задание: 1 чел. у доски, остальные – на месте).

– Какая схема соответствует слову оса? (Вторая, т.к. в слове оса 3 звука, 3 буквы…).

– У кого по-другому? (У всех должны быть одинаковые ответы).

– Какая схема соответствует слову ели? (Первая, т.к. в слове ели 3 звука, 3 буквы…).

– Другие мнения в классе есть? (4 звука, 3 буквы; 3 звука, 3 буквы).

3. Постановка учебной задачи.

– Почему задание мы выполняли одно и то же, а ответы разные? (Мы ещё не знакомились с буквой, с которой начинается слово ели).

– Произнесите слово ели по слогам. (Е -ли)

– Сколько слогов в слове ели?

– Произнесите с ударением. Какой слог ударный?

– Произнесите первый слог протяжно.

– Сколько слышим звуков? (Два)

– Какие? ([й’]и [э], дают им характеристику).

(Дети выставляют схему 1 слога, один учащийся у доски).

– Произнесите 2 слог. Из каких звуков он состоит?

(Дети выставляют схему 2 слога, один учащийся у доски).

– Обозначьте звуки в нашей схеме буквами.

– Что мы поставим под первым слогом? (Дети не могут ответить на вопрос).

– Два звука [й’] [э] на письме принято обозначать одной гласной буквой е. Мы слышим 2 звука [й’] [э], а пишем одну букву е.

4. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения).

– Сформулируйте тему нашего урока. (Буква е).

– Учитывая тему урока, поставьте перед собой цель нашей работы. (На доске опорная запись в виде предложений с пропущенными словами и с условными обозначениями вместо некоторых слов).

– Познакомиться с… звуком и с новой …;

– Учиться отличать новые … и …от других звуков и букв;

– Учиться читать _____ , _________ и ____ ____ ____. с новой буквой.

– Для чего мы изучаем букву е? (Чтобы уметь читать, писать слова с этими буквами).

– А ещё мы узнаем 3 работы, которые умеет выполнять буква е.

? Три вопроса – это три работы буквы е.
?
?

– Посмотрите на букву е и скажите, на что она похожа? (Предположения детей, учитель читает стихи).


1. На дворе – такая жалость! –
Наша лесенка сломалась,
Наша лесенка сломалась,
Буква е зато осталась.

2. Ева гребнем причесалась –
В нём три зубчика осталось.

3. Е на грядке пригодилась –
Вместо грабель потрудилась.

– Составьте букву е из пуговичек. Кто выложил, напечатайте её в тетради.

– Найдите букву е в кассе букв и слогов.

– Теперь мы можем написать первый слог? (Да)

– Где стоит буква е? (Вначале слова)

– Вернёмся к схеме этого слова. Сколько звуков и букв в слове ели? (4 звука, 3 буквы)

– Исправьте ошибку, если вы её допустили.

– На с. 102 Букваря есть схема – человечек буквы е. Давайте её завершим.

– Что будем делать? Рассуждаем. (Буква е гласная, закрасим красным цветом. Эта буква может обозначать 2 звука: [й’] – согласный, мягкий, звонкий; [э] – гласный. Обозначим это на схеме: “туфли” закрасим в зелёный и красный цвет).

Физкультминутка.

Еле, еле, еле, еле
Завертелись карусели,
А потом кругом, кругом,
Все бегом, бегом, бегом,
Тише, тише, не спешите!

Карусель остановите,
Раз, два, раз, два!
Вот и кончилась игра!

– Вернёмся к поставленной вами цели урока. Что мы уже сделали? (Познакомились с буквой е и её звуками).

– А что ещё предстоит сделать? (Будем учиться читать с буквой е слоги).

– На с.102 учебника прочитайте слоги с буквой е в 1 строчке.

– Какие слоги одновременно являются и словами? (ел, ем)

– Сделайте звуко-буквенный анализ слов (1 вариант – слова ел, 2 вариант – слова ем).

– Рассмотрите картинку и назовите действие, которое видите (воет).


– Произнесите протяжно слово воет. Сколько звуков слышите в этом слове? (5)

– А сколько в нём букв? (4)

– Почему так? (Буква е обозначает два звука)

– После какого звука следует е? (После гласного).

– Сделайте вывод. (Буква е обозначает два звука, если стоит в начале слова или после гласного).

(Аналогично проводится работа со словом роет)


– Составьте предложение с этими словами.

– О какой работе буквы е мы узнали? (Буква е обозначает два звука, если стоит в начале слова или после гласной).

– Прочитайте слоги, записанные в 3 строчке. На что вы обратили внимание? (Перед е согласные мягкие, только звук [ш]– твёрдый).

– Какой вывод можно сделать? (Буква е обозначает мягкость предыдущего согласного).

– Это и есть вторая работа буквы е. (Открываю 2 карточку, где написано: е- показатель мягкости согласного на письме).

– Какой гласный звук слышится в данных слияниях? (Звук [э]).

– Звук [э] гласный или согласный? (Гласный)

– Какой сделаем вывод? (Если буква е стоит после согласного, то она обозначает звук [э]).

– Мы узнали 3 работу, которую выполняет буква е. (Переворачиваю карточку, где написано: буква е обозначает звук [э] после согласного).

– Назовите 3 работы, которые выполняет буква е.

– Можно ли назвать букву е особой, хитрой? Почему? (Может обозначать один или два звука).

5. Первичное закрепление.

– С какой буквой мы будем читать сегодня слова?

– Прочитайте 1-й столбик слов. Что общего у этих слов? (Эти слова состоят из одного слога, буква е обозначает звук [э] и мягкость предшествующего согласного).

– Прочитайте 2-ой, 3-ий, 4-ый столбики слов. Что у них общего? (Эти слова, кроме слова мел, состоят из двух слогов. Буква е обозначает звук [э] и мягкость предшествующего согласного).

– Какие слова различаются одним слогом? (Дева-дети).

– Прочитайте слова, которые состоят из 4 букв; из 5 букв.

– Прочитайте 5-ый и 6-ой столбики слов про себя. На что обратили внимание? (Буква е обозначает звук [э]. Согласный звук [ш] твёрдый).

– Прочитайте однокоренные слова. (Шест, шесток).

– А шествие? Одинаковое ли значение у корня? (Нет разное).

– Назовите звуки в этом слове. Что заметили? (Буква е обозначает два звука [й’] [э], когда стоит после гласного).

– Прочитайте 7-ой столбик слов, найдите ошибку и попробуйте объяснить её. (Чтение вслух). (Лишнее слово леска (тонкая нить на удочке). Это слово не является однокоренным).

– Найдите в словах суффиксы. Выделите их.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону).

а) Работа с текстом до чтения.

– Прочитайте название текста, сделайте предположение, о чём будет текст.

– Рассмотрите иллюстрацию. Что ещё можно добавить к сказанному?

б) Работа с текстом во время чтения.

(После чтения 1-го предложения).

– В какой деревне есть пруд?

(После чтения 2-го предложения).

– Какое слово подсказывает нам, что пруд был небольшим? (Прудик, суффикс -ик придаёт слову уменьшительно-ласкательное значение).

(После чтения 3-го предложения).

– Что автор говорит нам о воде в пруду?

(После чтения 4-го предложения).

– Что растёт у пруда?

(После чтения 5-го предложения).

– Что растёт в пруду?

(После чтения 6-го предложения).

– Благодаря чему видны водоросли?

(После чтения 7-го предложения).

– Почему у рассказчика возникают такие чувства?

в) Работа с текстом после чтения.

– Можно ли сказать, что перед нами весь текст? (Нет начала текста).

– Как вы думаете, когда и кому это могло присниться?

– Зачем автор рассказал нам о своём сне?

– Соответствует ли заглавие тексту?

– Как озаглавили бы вы этот текст? (Работа с вариантами заглавий).

– Какое заглавие не подходит?

– Какое заглавие передаёт настроение автора?

– Давайте рассмотрим картину известного русского художника В.Д.Поленова “Заросший пруд”. Что общего в этих двух произведениях? (Зелёный берег весь в цветах, лилии и кувшинки в пруду…)


– Какое у вас создалось настроение при виде картины?

– Если бы вы оказались в этих местах, что бы вам захотелось сделать? (Побегать по траве, посидеть, опустить ноги в воду…)

7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

– Найдите и прочитайте в тексте слова с буквой е, где буква е обозначает звук [э] и мягкость предшествующего согласного.

– Найдите и прочитайте в тексте слова с буквой е, где буква е обозначает два звука [й’] [э], когда стоит после гласного.

    Самая низкая школьная отметка. (Единица) Зимой и летом одним цветом. (Ель) Небольшой зверёк с ценным мехом. (Енот) Как называется по-другому пища или её приём? (Еда) Кто ездил на печи? (Емеля) Эту сказку ты прочтёшь тихо, тихо, тихо…
    Жили-были серый ёж и его… (Ежиха) Сизо-чёрная ягода, похожая на малину. (Ежевика)

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

– Что вы дома расскажите своим родителям о новой букве?

– Где можно применить новые знания?

– Что на уроке у вас хорошо получилось?

– Над чем ещё надо поработать?

– Какую самооценку своему труду на уроке вы бы дали? На доске изображены ступеньки лестницы знаний. Поместите свои фигурки человека на ту ступеньку знаний, на которой вы сейчас находитесь.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок обучения грамоте

- развитие фонематического слуха, речи, памяти, мышления, формирование навыка чтения и восприятия произведения;

- воспитание культуры речи, интереса и любви к чтению, формирование умения оценивать собственные действия (контроль, самоконтроль).

Раздаточный материал:

Демонстрационный материал:

Организационный момент, психологический настрой

- Ребята, встаньте красиво, поздоровайтесь с нашими гостями кивком головы. У нас урок обучения грамоте.

- Повернитесь к соседу, улыбнитесь и положите руку ему на плечо, пожелайте удачи друг другу.

- Желаю вам успешной работы на уроке!

Повторение и закрепление пройденного материала

Раздаю детям гласные буквы (каждый ребенок получает одну гласную букву). Выбираю двух ведущих. Одному даю фишку синего цвета. Другому даю фишку зеленого цвета.

- Какие звуки обозначают эти фишки? (Твердые и мягкие согласные звуки)

Один ребенок становится домиком твердого согласного, другой – мягкого согласного звука.

- Была хорошая погода, и все гласные буквы вышли погулять. (Дети встают и поднимают над головой буквы) Вдруг небо потемнело, солнышко спряталось за тучи, и начался проливной дождь. Буквы увидели домики. Решили буквы спрятаться от дождя в домиках. А чтобы войти в свой домик, надо вспомнить, после какого согласного пишется гласная буква, которую вы держите.

Обращаюсь к ученикам, находящимся за партами или конторками.

- Правильно ли буквы заселились в домик твердого согласного? В домик мягкого согласного?

- Поднимите руки вверх те, кто согласен с ведущими. Скрестите руки те, кто не согласен с ними.

- Какие буквы пишутся после твердого согласного? После мягкого согласного?

(Расставляю буквы в таблице на доске в соответствии с правилом)

- Посмотрите на вторую строку таблицы на доске. Что общего у этих букв? (Эти буквы обозначают два звука)

- Сегодня мы познакомимся с ещё одной буквой, которая тоже обозначает два звука.

IV . Изучение нового материала

- Отгадайте загадку.

Её всегда в лесу найдёшь –

Пойдём гулять и встретим:

Стоит колючая, как ёж,

Зимою в платье летнем.

Показываю детям картинку отгадку.

- Сколько на картинке елей? (Одна) А здесь? (Много) Одна - ель , а много - … (елей). На картинке изображены ели.

- Проведём звуковой анализ слова ели. (Картинку прикрепляю на доску над схемой слова ели. )

Смена динамических поз

Звуковой анализ слова ели проводят у доски несколько учеников (один звук – один ученик), все остальные работают за партами, заполняя схему в учебнике на с. 52. Составленная модель выглядит так: первый звук [й’] — самый короткий звук, мягкий согласный; второй звук — [э], гласный; третий звук — [л], мягкий согласный, его твердая пара — [л]; четвертый звук- [и], гласный.

- Как вы думаете, с каким правилом хочет познакомить нас схема звукового состава слова ели ?

- Что вы можете сказать о количестве звуков и букв в этом слове? (Звуков больше чем букв) Почему? (Потому что два звука — [й’], [э] обозначаются одной буквой — е .)

- Прочитаем, как по-другому называют это дерево. (Пишу на доске слова ёлка, а дети читают.)

Чтение слов с доски.

- Буква е потерялась. Прочитаем слова, подставив букву е (Хоровое чтение по рядам)

(…ли, …ла, л…то, с…ло, л…с, …ва)

Физкультминутка

(Дети подпевают и вслед за учителем делают движения)

Если нравится тебе, то делай так (2 щелчка пальцами над головой).

Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка в ладоши).

Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка за коленками).

Если нравится тебе, то делай так (2 притопа ногами).

Если нравится тебе,

То и другим ты покажи.

Если нравится тебе,

То и другим ты покажи.

Если нравится тебе, то делай всё.

Закрепление нового материала

- Можно ли прочесть слово, если мы не видим фишек, если звуки не стоят по порядку? Ну-ка, звуки, встаньте так, как вы стоите в слове.

- А сейчас ко мне подойдет второй звук в слове ели , третий звук, первый звук, четвертый.

- Верните свои фишки на схему.

- Предлагаю вам посоревноваться, кто быстрее и правильнее уберет фишки-звуки со схемы — я или вы?

Физкультминутка

Дифференцированная работа

Чтение сказки хорошо читающими детьми

- Я хочу предложить Грише и Кристине прочитать сказку. Сначала тихо, шепотом, пока мы выполняем задание в учебнике, а потом громко вслух. (Раздаю текст сказки)

Звукобуквенный анализ слова ежата (с. 52)

Учащиеся самостоятельно в учебнике выполняют звукобуквенный анализ слова.

Физкультминутка

Проверка выполнения задания на с. 52

На скрытой стороне доски эталон для самопроверки звукобуквенного анализа слова ежата. Вопросы: «Сколько в слове букв? Сколько звуков? Почему звуков больше, чем букв? Сколько согласных звуков в слове? Сколько гласных звуков в слове? Сколько мягких согласных звуков в слове? Сколько твердых согласных? Сколько звуков [а] в слове? Какими буквами обозначили этот звук? Почему?

Чтение сказки

- Хотите ли вы услышать сказку?

- Чтобы еще больше подогреть ваш интерес, прочитаем некоторые слова из этой сказки (на скрытой стороне доски написаны слова: дед, бабка, Алёнушка, репка, колобок).

- Итак, приступим к чтению сказки. Читать мы будем по очереди. Сначала Гриша, затем Кристина, а потом я.

(По ходу чтения прикрепляю к доске героев сказки)

- У сказки потерялось название. Придумаем название сказки.

Подведение итогов

- С каким правилом мы познакомились на уроке?

- Назовите гласные буквы, которые могут обозначать два звука.

- Какие задания, игры особенно понравились на уроке?

- Как оценим нашу работу на уроке:

развивающая - развитие фонематического слуха, речи, памяти, мышления, формирование навыка чтения и восприятия произведения;

воспитательная - воспитание культуры речи, интереса и любви к чтению, формирование умения оценивать собственные действия (контроль, самоконтроль).

Тип урока: комбинированный

Следует отметить особенности развития детей данного класса. В классе учится ребенок инвалид, 10 детей посещают логопункт, большая часть класса это ослабленные, часто болеющие дети. Данные особенности учитывались при подготовке и проведении урока (темп урока, выбор методов, приемов обучения).

Для предупреждения переутомления, перевозбуждения использовала психологический настрой, смену динамических поз, физкультминутки.

Для активизации учащихся на выполнение заданий использовала различные формы, методы, приемы работы (работа с материалами учебника, дидактические упражнения и игры, общеклассную, групповую и индивидуальную формы работы, дифференцированные задания, широко использовала демонстрационный и раздаточный материал).

В ходе урока обращала внимание на развитие речи (придумывание названия сказки, работа с воображаемой ситуацией), умение аргументировать свой ответ, делать выводы.

Способствовала воспитанию интереса к чтению и формированию навыка чтения (, игровые упражнения, хоровое чтение, индивидуальное чтение, образец чтения учителя).

Способствовала развитию такого важного учебного компонента как контроль и самоконтроль (самостоятельное построение модели слова, проверка по эталону, оценка своей работы на уроке с помощью карточек рефлексии).


Метапредметные: Регулятивные: сравнивать полученные результаты учебной с поставленной целью.

Коммуникативные: участвовать в диалоге с учителем.

1. Умение читать букву в начале слова.

Личностные: формирование учебной мотивации.

Познавательные: развитие умения работать с символами.

Регулятивные: форм. умения ставить цели.

Коммуникативные: формир. умения вести диалог с учителем.

Урок Литературного чтения (обучения грамоте)

Тема: Буква Е вначале слова.

Цели:

Познакомить с гласным звуком [Й’Э] в начале слова обозн. два звука [Й’] и [Э].

Развивать фонем. слух и культуру произношения.

Прививать любовь к природе.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Ну, ребята, чур, молчок!

Прозвенел уже звонок,

Начинаем мы урок!

2. Мы с вами любим путешествовать?

Предлагаю идти в поход за новыми подарками. А ваши подарки – это …. новые знания. По пути мы будем делать привалы. Кто знает, что такое привал? А кто такой турист? А куда мы отправимся, вы узнаете сейчас:

Здравствуй лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес.

В лес пускают без билета.

Там грибов, плодов и ягод

Наберёшь в корзинку на год.

У каждого туриста есть что? Конечно, карта! У нас тоже есть вот такая карта. И по ней мы отправимся в путь. Смотрите, в какую сторону мы отправимся? Выбирайте маршрут сами. Кого или может что возьмём с собой? Наше солнышко – подсолнушко. А потом может быть еще кто – к нам присоединится.

На партах карточки. (Одна корзина зелёного цвета, другая – синего). Лес волшебный, поэтому вы собирать будете не грибы, а буквы. Выберите себе корзинку и соедините каждый свою корзинку с нужной буквой.

(В зелёной буквы Я, Ю, Ё, Е) (В синей – А,О,У,Э)

- Почему? Кто объяснит?

4. Работа над темой урока.

Слева еловый лес. Заглянем в него.

А) - Ой, смотрите, кто нас встречает!

Б) - Теперь вы сможете назвать тему урока?

- Сегодня на уроке мы узнаем особую гласную букву, хитрую. Это буква е.

Работа по учебнику. стр. 52

- Видите на рисунке самую маленькую ель. Сёстры не приглашают её в игру, она не выполнила задание. Поможем ёлочке, а потом и поиграем. Согласны?

Автор: Вахнина Ирина Юрьевна

Организация: МБОУ гимназия им. И.А.Бунина

Населенный пункт: г. Воронеж

Педагогическая цель: Создать условия для ознакомления учащихся с гласными буквами Е, е, развития речи

Тип урока: Решение учебной задачи

Планируемые результаты(предметные): Владеют навыками плавного слогового чтения с буквой е, чтения предложений и короткого текста с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; имеют представление о букве Е, как показателе мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии и о том,что буква е дает два звука.

Личностные результаты: Воспринимают важность (ценность) учёбы как интеллектуального труда и познания нового

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечают пути их устранения.

Познавательные: общеучебные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; логические – определяют особенность буквы Е.

Коммуникативные: умеют работать в паре, контролировать друг друга

Основное содержание темы, понятия и термины: Особенность буквы Е (обозначать целый слог-слияние – два звука); заглавная, строчная, печатная буквы Е, е;слого-звуковой анализ слова, предложение

Ход урока:

1.Организационный момент

Прозвенел уже звонок.

Ты готов начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке,

Книжки, ручки и тетрадки.

Сядьте тихо и неслышно

И скорей начнем урок.

2.Мотивация учебной деятельности

Азбука-начало всех наук.

Ведь слова рождаются из букв.

Если буквы будешь знать,

Сможешь книжку прочитать.

- Вы догадались, чем мы будем заниматься на уроке?

3.Включение в учебную деятельность

-Чтобы познакомиться с новым звуком мы отправимся в путешествие.

-В любом деле, даже в путешествии должен быть план. Что нужно сделать, чтобы найти и узнать новый звук и букву? (произносить, слушать, узнать новый звук и букву)

выставляет соответствующие картинки (план работы) (см. Приложение)

-А чтобы наше путешествие было удачным мы возьмем с собой в дорогу наши знания.

- На какие группы делятся все звуки русского языка? (Гласные и согласные)

-Какие звуки называются гласными? (те, которые произносим свободно, выдыхаемый воздух не встречает преграды)

-Какие гласные мы уже знаем? (называют по ленте букв)

- На какие группы можно разделить гласные? (показывают твердость и мягкость согласного)

-Какие звуки называют согласными? (те, которые произносим с трудом, выдыхаемый воздух встречает преграды)

-Какие согласные вы уже знаете? (называют по ленте букв)

На какие группы можно разделить согласные звуки? (твердые и мягкие, звонкие и глухие)

(Учитель обращает внимание, что у каждого ученика на парте лежит маршрутный лист, в котором они будут делать заметки) (см. Приложение)

3.Выявление места и причины затруднения

-Куда мы отправимся путешествовать, вы узнаете из загадки.

Белки в нём живут и волки,

В нём растут дубы и ёлки

Высоченны – до небес!

Называют его … (ЛЕС)

-Как нужно вести себя в лесу? (Не шуметь, не мусорить, не разжигать костер)

Проверка выполнения работы. Если работу вы выполнили без ошибок, раскрасьте один лучик солнца в желтый цвет. Если была ошибка – в красный.

-А почему первый звук в схеме мягкий?

- Эту букву называют хитрой. Вы догадались почему?

4.Построение действий выхода из затруднения.

Определение места буквы на ленте букв.

-Посмотрите на ленту букв. Определите место буквы Е.

-С какой же буквой мы познакомимся сегодня на уроке?

-Посмотрите как выглядит эта буква. На что похожа? (слайд 3)

На дворе – такая жалость –
Наша лесенка сломалась.
Наша лесенка сломалась,
Буква Е зато осталась. (Е. Тарлапан)

Ева гребнем причесалась –
В нем три зубчика осталось. (Г. Виеру)

Е на грядке пригодилась –
Вместо грабель потрудилась. (В. Степанов)

- Напечатайте букву Е в своем маршрутном листе. Получится ровная красивая дорожка в лес. Раскрасьте лучик солнца.(слайд 4)

5.Физминутка

Петя шел, шел, шел

Белый гриб нашел,

Раз грибок, два грибок, три грибок

Вот и полный кузовок.

- Соберем на полянке грибы. В зеленую корзинку положите грибы с гласными, обозначающими мягкость согласного, а в синюю – твердость.

Проверка. Раскрасьте третий лучик.

6.Открытие новых знаний

Учитель вывешивает опорную схему

7.Выявление нового затруднения

-Мы прибыли с вами на опушку, где нас встречает лесная красавица. Отгадайте, кто это и доскажите словечко.

-Зелена я и свежа,

И похожа на ежа

И в жару, и в метель

Называют меня… (ЕЛЬ)

-А как сказать, если таких деревьев несколько? (ЕЛИ)

Учитель вывешивает на доску все варианты полученных схем.

-Как же нам выяснить, какая схема правильная? (Произнести слово медленно)

-Сколько слогов в слове?

-Какой слог ударный?

-В каком слоге было затруднение?

-Произнесём его медленно, растягивая каждый звук. Внимательно слушаем. Сколько звуков услышали? Какие звуки слышите? ([й’] и [э].)

-Если нам нужно написать это слово, какой вопрос мы звукам зададим? ( Как на письме обозначить эти звуки? Какой буквой?)

-Попробуем произнести эти звуки покороче. Мы в жизни так медленно не говорим. (Произносим слово ЕЛИ.)

- Какая буква просится для обозначения звуков ([й’] и [э])? (Буква е, она может обозначать сразу два звука [й’] и [э].)

-В каких случаях это происходит? (Когда буква е стоит в самом начале слова, она обозначает два звука [й’э] и [э].

Учитель вывешивает опорную схему

Раскрасьте четвертый луч солнца.

-Приведите примеры ( ерши, ежи.)

-Опишите ели, какие они?(Ели зеленые, высокие, красивые, стройные)

Учитель обращает внимание на слова ВЫСОКИЕ КРАСИВЫЕ (слайд 5)

-Сколько она дает звуков один или два?

-Почему? (стоит после гласных)

Разбор слов высокие и красивые по звукам

Учитель вывешивает опорную схему

Раскрасьте лучик солнца.

8.Физминутка

Вы наверное устали?

Ну тогда все дружно встали

И за парты все уселись

Дружно глазки закрываем

До пяти все мы считаем

И работать продолжаем.

9.Первичное закрепление и применение нового знания

Прочитайте скороговорку (слайд 6)

Ежевику для ежат
Принесли два ежа.
Ежевику еле-еле
Ежата возле ели съели.

- В каких словах буква Е обозначает два звука? Сделайте звуковой анализ слова ЕЖИ. Раскрасьте лучик солнца.

- Отгадайте, кого мы еще встретили в лесу?

Что за миленькие глазки!
Мордочка как будто в маске,
Носик - чёрным кругляшком,
Он приветлив и умён.
Всю еду в воде полощет,
Так ему, наверно, проще.

- Сделайте звуковой анализ слова ЕНОТ (слайд 7). Раскрасьте последний лучик солнца.

10. Работа с текстом с.102 (слайд 8)

- Что означает это слово?

Готовьте в паре вопросы по содержанию текста. (дети задают друг другу вопросы и отвечают на них)

- Кто хочет поделиться своими вопросами и ответами?

- Составьте схему первого предложения.

10.Итог урока

-С какой новой буквой познакомились?

11.Рефлексия (слайд 9)

- Нарисуйте лицо солнышку. 1)Испытывал затруднения, 2)Понимал все, но немного ошибался, 3)Все понял, не ошибался, активно работал на уроке.

Читайте также: