Конспект по истории 7 класс церковный раскол

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Раскол в русской православной церкви

1. Церковные реформы

В XVI век Россия была самым крупным независимым православным государством. Но у неё были недостатки:

- распространение различных пороков (пьянство);

- отсутствие строгого соблюдения церковных правил и устава;

- многоголосие (разные части службы пелись и читались одновременно – в результате богослужение делалось совершенно непонятным для молящихся, лишалось порядка и чинности);

- русское духовенство недостаточно образованное (плохо знают богословские основы православного вероучения и с трудом могли защищать свою веру в спорах с представителями других конфессий).

В конце 1940-х гг. в Москве сложился кружок ревнителей благочестия. Возглавлял Стефан Вонифатьев. Выступали за:

- наведения порядка в церковной среде (в частности, за запрет многоголосия);

- улучшения нравов духовенства;

- за духовное просвещение в народе;

- искоренение пережитков язычества и суеверий.

- мирянам предписывалось соблюдать посты;

- читать воскресенья и церковные праздники;

- регулярно исповедоваться и причащаться;

- началась борьба с суевериями и считавшиеся непристойными развлечениями (скоморошество).

Проблемой стали богослужебные книги. Они переписывались от руки и в них нередко встречались ошибки, поэтому текст существенно отличался от древних рукописей. Изменилась и церковная служба. В результате к середине XVII века богослужебный чин и священные тексты Русской церкви и церквах православного Востока частично отличались друг от друга .

Как сделать, чтобы связи между православными церквами укрепились? – ввести единообразие в богослужении и церковных книгах.

За основу необходимо взять греческие церковные тексты.

Патриарх Никон

Сторонник исправления богослужебных книг по греческому образцу.

Исторический портрет : был потомком простых крестьян, родился в Поволжье. У него умерли трое детей, после чего принял постриг в Соловецком монастыре. Сначала был священником, позднее возглавил один из северных монастырей. С 1652 г. – патриарх.

Пользовался доверием и любовью царя Алексея Михайловича. В его отсутствие правил государством. Стремился сделать церковную власть выше государственной.

Реформы Никона :

- богослужебные книги переписал по греческому образцу;

- православным предписывалось креститься тремя перстами;

- во время крестного хода идти против солнца;

- поклоны стали поясными.

Для многих такие реформы считались кощунственными.

Ознакомиться с дополнительной информацией

2. Никон и Аввакум.

В 1654 г. на церковном Соборе духовенство и царь поддержали нововведения, а противников Никона обвинили в расколе и отлучили от Церкви.

За приверженность старым обрядам, отвергнувших реформу Никона, стали называть старообрядцами, староверами и раскольниками. Одним из идеологов старообрядцев был протопоп Аввакум.

Протопоп Аввакум

Так же, как и Никон был родом из Нижегородского уезда. Служил в одном из нижегородских сёл, а потом – в городе Юрьевце. Вступал в конфликты с прихожанами не зависимо от их положения. За верность своим убеждениям поплатился ссылкой.

1666-1667 гг. – церковный Собор, на котором собрались патриархи других Православных церквей:

- осудил протопопа Аввакума;

- согласились с нововведениями.

Никону разрешили вернуться после смерти Алексея Михайловича, но умер в пути. Аввакума лишили сана и предали анафеме – церковному проклятию. Сослали его в далёкий северный Пустозёрск. Там в земляной тюрьме он провёл 15 лет и в 1682 г. был сожжён на костре.

3. Старообрядцы

Работа с картиной на стр. 155

Ответить на вопросы.

Спасаясь от гонений, староверы уходили в глухие места, где основывали свои поселения – скиты в Сибири и на Урале. Старообрядчество разделилось на несколько направлений: согласия и толки.

Обучить методам работы с источниками информации разного типа- историческими документами, художественным произведением; выработать умение сопоставлять версии и оценки событий, данные различными историческими личностями; формировать историческое мышление; воспитывать уважение к истории и литературе; продолжить знакомство учащихся с основными событиями правления царя Алексея Михайловича; охарактеризовать влияние личностей патриарха Никона и протопопа Аввакума на церковную жизнь и культуру России XVII века.

ВложениеРазмер
урок истории 7 класс 26.1 КБ

Предварительный просмотр:

Тип урока : урок изучения нового материала.

Предметные: формировать понятийный аппарат, уметь применять исторические знания для характеристики событий церковного раскола, осмысление сущности современных общественных явлений. Развивать умения искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию.

Метапредметные : устанавливать причинно-следственные связи, обосновывать выводы при анализе причин церковного раскола, овладевать основами самоконтроля.

Личностные: приобретать опыт эмоционально-ценностного отношения к событиям прошлого. Формировать уважительное отношение к иному мнению, культуре, вере, традициям народов России.

Оборудование: компьютер и проектор

Словарь: написан на доске или распечатан

Анафема - церковное проклятие, отлучение о церкви.

Архимандрит - монашеский сан, перед епископом.

Догмат – основное положение церковного учения, считающееся непреложной истиной.

Духовник – священник, принимающий исповедь.

Митрополит – высший духовный сан.

Монастырь – религиозная община монахов или монахинь, проживающих совместно и ведущих общее хозяйство.

Поп – православный священник.

Патриарх – глава церкви.

Протопоп – старший православный священник.

Раскол – религиозно-общественное движение, возникшее в середине XVII века в России, направленное против официальной церкви.

Секуляризация – обращение государством церковной собственности в светскую.

Скит – небольшой поселок монаха-отшельника; старообрядческий монастырь, расположенный в глухой местности.

Старообрядчество – религиозное течение, возникшее вследствие раскола и стремящееся к сохранению церковных правил старой веры.

События начала XVII века стали суровым испытанием для Русской православной церкви. Захватившие Москву поляки не только уничтожали храмы, но и оскверняли мощи святых, грабили церковную утварь, убивали служителей церкви. По окончании Смуты главной задачей вновь избранного патриарха Филарета – отца царя Михаила Федоровича Романова – стало поднятие духа верующих и священнослужителей. Главное, чего удалось добиться патриарху,-это укрепление авторитета и власти царя. Однако сложные церковные вопросы так и не были решены ни при Филарете, ни при его преемниках – патриархах Иоасафе I и Иосифе. Время решения этих вопросов наступило в середине XVII века при патриархе Никоне.

III. Работа в группах.

Задание: составьте сравнительную характеристику Никона и Аввакума по следующему плану:

  1. Происхождение, родители
  2. Воспитание и образование
  3. Семья – жена и дети
  4. Служебная карьера
  5. Какими нравственными качествами обладал?

По окончании работы выслушиваются ответы групп.

IV. Продолжение работы по теме урока.

Став патриархом, Никон взял курс на проведение реформ. Какие проблемы церковной жизни ему необходимо было решить?

Смута привела в упадок церковь и углубила нерешенные проблемы. Первой из них было упорядочение церковной жизни – постоянное переписывание книг вносило все большое количество ошибок в священные тексты, что влекло за собой изменение обрядов и искажало суть богослужения. К XVII веку сложилась церковная традиция многоголосья, т.е. чтения текста во время службы несколькими священниками и такого быстрого, что даже тот, кто читал, почти ничего не понимал. Кроме того, церковь в XVII веке считалась общественным местом, и, следовательно, там во время службы могли решаться важные государственные дела, что не способствовало особому общению верующих с Богом. Многие священники говорили и о языческих обрядах и суевериях, которые проникали в церковную жизнь. Например, церковь уже не возражала против святок и Масленицы, что безусловно, подрывало ее догматы. Таким образом, серьезные реформы были необходимы.

Работа учащихся с учебником.

Учитель: Весной 1654 года под председательством царя Алексея Михайловича был собран церковный собор, который утвердил положения реформы.

Учитель: церковная реформа Никона также оказала огромное влияние на развитие культуры XVII века. При непосредственном участии патриарха в России были возведены три монастыря – Иверский на Валдае (1653), Крестный на Белом море (1656) и Воскресенский Новоиерусалимский под Москвой.

VI. Продолжение работы по теме урока.

  1. В чем вы видите основную причину конфликта между патриархом и царем?
  2. Какие черты характера Никона проявились в этом противостоянии?
  3. Мог ли в этой борьбе победить патриарх?

Учитель. По приказу Алексея Михайловича 1 декабря 1666 года в Москве опальный патриарх предстал перед собором русских архиереев и восточных патриархов. Он обвинялся в том, что самовольно ушел с патриаршества, бесчестил государя, критиковал Соборное уложение и другие царские законы о церкви. В результате Никон был лишен патриаршего сана и сослан в Ферапонтов монастырь, а после смерти царя – в Кирилло-Белозерскую обитель. На старости лет ему разрешено было вернуться в его детище - Новый Иерусалим, но до обители бывший патриарх не добрался, 17 августа 1681 года он скончался. Через год церковный собор восстановил Никона в сане патриарха. Похоронен он Воскресенском соборе Новоиерусалимского монастыря.

  1. Почему, по-вашему мнению, Аввакум заслужил такие оценки?
  2. 14 апреля 1682 года Аввакум был сожжен в Пустозерском вместе со своими сторонниками. Подумайте, почему судьбы реформатора Никона и его противника Аввакума оказались так похожи?

VII. Подведение итогов урока.

Учитель. Церковный раскол – явление, в котором сплелись многие духовные проблемы, копившиеся столетиями. Последствия раскола не изжиты до сих пор. Он стал ярким проявлением самых различных черт национального русского характера, реакцией общества на перемены в духовной и политической жизни России. Огромное влияние раскол оказал на церковь, он поколебал ее авторитет и способствовал процессу секуляризации. Конфликт патриарха Никона и царя Алексея Михайловича в итоге вылился в противостояние церкви и государства и закончился лишением духовенства политической власти. Окончательный выбор светского направления развития Россия сделает уже при Петре I, когда все управление духовной сферой перейдет в руки Синода.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по истории России 7 класс тема "Власть и церковь. Церковный раскол".

«Церковь и власть.

учитель истории и

Эпиграф:

Тип урока: комбинированный

Образовательная: Выявить в ходе работы причины и последствия церковного раскола; подвести учащихся к выводам о роли православной церкви в истории страны; опасностям расколов в обществе и церкви – как следствие социально-политической нестабильности общества;

Воспитательная: показать глубину трагедии русского народа, воспитывать чувство сопереживания трагическим событиям отечественной истории. Воспитание веротерпимости к представителям других религий, патриотизма, толерантности, любви к родине.

Основные понятия: раскол, старообрядцы (раскольники).

Важнейшие даты: 1653-1655 г. – начало церковной реформы Никона; Церковный собор 1666-1667 гг.

1. Повторение изученного.

Учитель называет дату или событие, имя исторической деятельности, ученик должен соответственно дать ответ:

Дата – событие; событие – дата; имя исторической личности – назвать событие, с которым связана эта личность.

1589 г. - введено патриаршество на Руси;

1509 г. – начало вторжения иностранных войск в Россию;

Ф.И. Мстиславский – семибоярщина;

Д.Пожарский и К.Минин — народные герои, руководители второго ополчения в период борьбы против польских интервентов в начале XVII в.
Ополчение под их руководством освободило Москву и отстояло независимость России.

Филарет, Гермоген, Владислав;

Прокопий Ляпунов, Дмитрий Пожарский, Ф.И.Мстиславский;

Мануфактура, всероссийский рынок, барщина.

2. Определение целей и задач урока.

Сегодня мы с Вами еще раз перелистаем страницы нашего прошлого. Это незабываемые страницы, они являются для нас очень поучительными, так как рассказывают о периоде раскола русского общества в 17 веке. Мы ответим на следующие вопросы:

Каковы причины церковной реформы?

Узнаем в чём заключалась церковная реформа Никона, к чему она привела?

Выясним, какие же были разногласия между светской и церковной властью?

Не случайно эпиграфом к уроку я выбрала слова М.Сервантеса: «История - сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего", так как любое событие, происходящее в нашей стране, и мы не раз в этом убеждались, является примером и поучением для настоящего и предупреждением для будущего!

Вступительное слово учителя:

Смута стала суровым испытанием и для церкви. Находившиеся в Москве в годы Смуты поляки не только разграбили церковную утварь и осквернили мощи святых, но и уничтожили при отступлении почти все 450 московских церквей. Массовым явлением были убийства служителей церкви, взятие их в заложники. В числе пленных оказался и фактический глава Русской православной церкви митрополит Филарет. Но все это не сломило, а наоборот, укрепило духовные силы верующих в священнослужителей.

- Православная христианская церковь играла важнейшую роль в жизни русского народа в 17 в. Церковь объясняла людям смысл их жизни с точки зрения христианской церкви,- следование в жизни примеру Иисуса Христа, соблюдение его заповедей.

К середине 17 в.с появлением книгопечатания и издания уже массовым тиражом Библии и других церковных книг остро встал вопрос остро встал вопрос о внесении измнений в тексты рукописных книг в связи с накопившимися за семь столетий ошибок.

Новым главой Русской православной церкви был избран Никон – митрополит новгородский. Ему и было поручено провести церковную реформу.

Давайте познакомимся с биографией патриарха Никона.

Судьба патриарха Никона необычна. В миру его звали Никита Минов. Родился он в 1605году в селе Вельдиманово неподалеку от Нижнего Новгорода , в семье простых мордовских крестьян. Мальчик отличался способностями, быстро освоил грамоту и это открыло ему путь в духовное сословие. В 19 лет он становится священником. Женился, обзавелся детьим. Казалось бы, жизнь сельского священника была предопределена. Но внезапно от болезни умирают трое его детей, и эта трагедия вызвала такое душевное потрясение у супругов, что они решили расстаться и уйти в монастырь. Никита отправился на Соловецкие острова в Анзерский скит, где был пострижен в монахи под именем Никона.

Он был высокого роста, могучего телосложения, обладал невероятной выносливостью. Но характер имел вспыльчивый, властный, возражение не терпел. Иноческого смирения в нем не было ни капли. Отличала его и жестокость. Через три года , рассорившись с монахами, Никон в бурю бежал с острова на рыбацкой лодке. Он направляется в Нижегородскую епархию, а в1646г. попадает Москву. Там настоятель захудалого монастыря обращает на себя внимание царя Алексея Михайловича. И в 1652г. в возрасте 47 лет Никон становится седьмым патриархом Московским и всея Руси.

Коллективное заполнение таблицы:

Основные различия в обрядах и правилах до и после церковной реформы

После реформы (сторонники Никона)

Крещение двумя перстами;
Земной поклон;
Двукратное пение "аллилуйя";
Движение верующих в церкви вокруг алтаря по солнцу;
Написание имени Христа: Исус

Крещение тремя перстами;
Поясной поклон;
Троекратное пение "аллилуйя";
Движение верующих в церкви вокруг алтаря против солнца;
Написание имени Христа: Иисус

Записи в тетрадях

1653-1655гг. - церковная реформа патриарха Никона

Вопрос учителя: Как вы думаете, как отреагировал царь на такое заявление патриарха?

Реформы патриарх Никон проводил с присущей ему жесткостью, грубостью и даже фанатизмом.

Эти изменения вызвали протест широких слоев населения. К тому же начавшаяся война с Речью Посполитой связанные с ней жертвы и утраты простые люди расценивали как Божью кару за нарушение церковных традиций. Созванный в 1654 году церковный Собор одобрил реформу.

- Давайте прочитаем о том, как состоялся Церковный суд над Никоном.

Запись в тетрадях: - старообрядчество –религиозное течение враждебное официальной церкви ,возникшее после реформы Никона

Учитель: - Каков же результат церковной реформы? Общество раскололось

На сторонников церковной реформы Никона и его противников.

Запись в тетради:

Раскол – религиозно-общественное движение, вылившееся в отделение от Русской Православной Церкви части верующих, не принявших реформу патриарха Никона.
Старообрядцы (раскольники) – люди, отказавшиеся принять церковную реформу патриарха Никона.

Учитель: Выдающимся руководителем старообрядцев выступал протопоп Аввакум. С юных лет посвятив себя церкви, был сторонником и праведником благочестивого образа жизни. Реформы Никона он воспринял резко отрицательно.

Царь и священники тщетно убеждали его смириться с церковной реформой. Но протопоп Аввакум был непримирим. За свой отказ на церковном Соборе 1666 был предан церковному проклятию и сослан в Сибирь, в далекий Пустозерск, где узники содержались в страшных условиях.

(выдержки из книги)

Страшно казнили остальных. Палач был неопытный, не претерпевшийся еще к своему ремеслу. Трясущимися рками выколупывал он из горла остатки языков у троих мучеников. А потом отрубил Лазарю руку по запястье, Федору ударил топором поперек ладони. Епифанию отсек четыре пальца. Стрельцы сразу же повели их в новые тюрьмы.

Можно ли было избежать раскола? (Да)

Какие качества нужно было вырабатывать людям того времени? Толерантность. Что такое толерантность.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ (от лат. tolerantia – терпение) 1) терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантностьнеобходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий.

К сожалению власти такими качествами не обладали.

Проверь свои знания:

1.Руководителем старообрядцев являлся:

б) Аввакум;

2. Соборное уложение — это.
а) свод законов;
б) представительный орган при царе;
в) порядок продвижения по государственной службе;

г) указ о закрепощении крестьян

3.Противниками церковной реформы Никона, проведённой в XVII веке, были:

в) старообрядцы;

4.Церковная реформа Никона началась:

в)1653-1655 гг.;

5. Закончите предложение:

Монархическая форма правления в России, основанная на сильной, почти неограниченной власти царя, - ….(самодержавие);

6.К XVII веку относится:

б) церковный раскол;

в) Ливонская война;

г) падение монголо-татарского ига.

7. Современниками были:

а) Алексей Михайлович Романов;

б) Иван Болотников;

в) патриарх Никон;

Ответ на главный вопрос урока.

Заключительное слово учителя.

Да, раскол - это трагическое явление в истории нашей страны. Это слово на долгие столетия сохранило ужас в сердцах людей и оставило свой след на судьбах многих семей. Нам необходимо извлечь уроки из случившегося, чтобы не допустить повторения этих страшных событий в истории нашего государства.

Главный урок этого события состоит в том, чтобы общество отказалось от насилия, нетерпимости, произвола в решении каких-либо проблем, осознало необходимость в выборе иных не силовых путей решения важных политических вопросов.

Минпросвещения России
Российское образование
Рособрнадзор
Русское географическое общество
Российское военно-историческое общество
Президентская бибилиотека


Содержимое разработки

Урок по теме: Русская православная церковь в XVII в. Реформа Патриарха

Никона и раскол.

Тема урока: Русская православная церковь в XVII в. Реформа Патриарха Никона и раскол. Никон и Север.

Особенности урока: на изучение данной темы выделяется 1 час, высокая плотность, возможность перестройки и варьирования содержания.

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Цель урока: создание наглядного образа событий эпохи церковного раскола, а также условия для понимания и осмысления изучаемого материала. Показать на примере церковного раскола роль личности в истории и значение толерантного сознания.

Задачи урока:

образовательные: обобщить представления о церковных реформах Никона, причинах церковного раскола, последствиях реформы,

развивающие: создать условия для дальнейшего развития умения работать с иллюстративным материалом, историческими источниками; развивать умения анализировать и обобщать; развивать познавательную активность.

воспитательные: воспитывать толерантное отношение к вере человека; пробуждать интерес к своему краю.

Предметные результаты:

усвоение содержания понятий: церковная реформа, раскол, старообрядцы;

знание основных участников событий: Алексей Михайлович, Никон, Аввакум, Морозова.

Личностные результаты:

развитие эмоциональной сферы — сопереживание, эмоциональное отношение к происходящим событиям;

формирование коммуникативной культуры;

понимание важности толерантного сознания и необходимости поиска компромиссных решений.

Метапредметные результаты:

развитие познавательного интереса;

опыт анализа иллюстративного материала;

умение формулировать оценочные суждения;

опыт анализа текстового материала;

развитие умения участвовать в диалоге и навыка рефлексии.

Межпредметные связи: интеграция дисциплин гуманитарного цикла (история и искусство).

Необходимое оборудование и материалы:

Мотивирование на учебную деятельность (включение учащихся в учебную деятельность)

Актуализация опорных знаний.

Фронтально. Работа над вопросами:

События какого века изучались на предыдущих уроках? (Семнадцатого)

Как называют XVII век (время правления Алексея Михайловича)? (бунташный)

Что такое бунт? (Стихийное восстание, мятеж, выражение недовольства)

Целеполагание, постановка проблемы.

Перед вами одна из самых знатных женщин Москвы XVII в. боярыня Морозова. Здесь мы видим ее не в богатых одежах и парадных санях, художник изобразил ее закованной в цепи в сопровождении стражи; с гневом обращается она к собравшимся. Единственный, кто открыто осмеливается поддержать боярыню, — юродивый, сидящий в лохмотьях прямо на снегу.

В толпе одни откровенно плачут, другие смеются и ликуют. Судьба этой женщины будет страшной - посаженная в земляную тюрьму, она умрет мучительной смертью.

Боярыня Морозова — легендарная личность. У одних она вызывает уважение своей стойкостью и верностью принятой вере, для других она обычная фанатичка.

Феодосия Прокопьевна Морозова родилась 21 мая 1632 г. в Москве. Ее отец — окольничий Соковнин Прокопий Федорович — состоял в родственных связях с первой женой царя Алексея Михайловича, Марией Ильиничной. Юная Феодосия входила в число придворных, сопровождавших царицу. В 17 лет Феодосия вышла замуж за царского спальника боярина Глеба Ивановича Морозова.

Феодосия Прокопьевна обладала большим влиянием, была приближенной царя. Ее богатству можно было только позавидовать: боярыня имела несколько усадеб, 8 тыс. крепостных. После замужества она поселилась в селе Зюзи но и обустроила свой дом по западному образцу. Феодосия часто совершала прогулки в карете, украшенной серебром и мозаикой. Во время поездок боярыню сопровождали около 100 слуг.

Феодосия Морозова являлась ярой сторонницей старой веры. В ее доме часто собирались старообрядцы, чтобы помолиться по древнерусским канонам. Боярыня тесно общалась с протопопом Аввакумом. После пострига у старообрядцев она получила новое имя — Феодора.

Царь пытался воздействовать на строптивую боярыню, подсылал к ней ее родственников, чтобы они убедили женщину принять новую веру, но все было тщетно. Вечером 16 ноября 1671 г. к Морозовой пришел архимандрит Иоаким с думным дьяком Илларионом. В доме была и сестра боярыни княгиня Урусова. После допроса женщин заковали в кандалы, оставив под домашним арестом. Через два дня Морозову перевезли сначала в Чудов, а потом в Псково-Печерский монастырь.

После заточения боярыни скончался ее единственный сын Иван, двоих братьев сослали, а все имущество перешло в царскую казну. Боярыня Морозова, княгиня Урусова и Мария Данилова (жена стрелецкого полковника) в конце 1674 г. были переведены в Ямской двор. Пытками на дыбе женщин пытались убедить принять новую веру и отказаться от своих убеждений, но те были непоколебимы.

Алексей Михайлович приказал сестер Евдокию и Феодосию сослать в Пафнутьево-Боровский монастырь и заточить в земляную тюрьму.

В июне 1675 г. в срубе были сожжены 14 слуг боярыни, поддерживавших старую веру. 11 сентября 1675 г. от голода скончалась княгиня Урусова, Морозова тоже предвидела свою скорую кончину. Незадолго до смерти она попросила стражников постирать в реке рубаху, чтобы умереть в чистой одежде. От полного истощения Феодосия скончалась 2 ноября 1675 г.

Связана картина с драматическим эпизодом нашей истории, который поделил общество и церковь на 2 лагеря, конфликтовавших между собой. Предположите, как в историографии называется этот церковный конфликт?

Как вы думаете, о чем мы будем говорить? Давайте сформулируем тему и цель нашего урока.

На какие вопросы нам предстоит ответить? Знаете ли вы, кто такие Никон и Аввакум?

И как Никон связан с нашим родным краем?

4.Работа по теме урока.

Церковь после Смуты.

Смута стала суровым испытанием и для церкви. Часть священнослужителей во главе с патриархом Игнатием поддержала Лжедмитрия 1, а сам патриарх короновал его на царство. Однако большинство священнослужителей показали образцы высокого служения Отечеству и Русской православной церкви. Находившиеся в Москве в годы Смуты поляки не только разграбили церковную утварь и осквернили мощи святых, но и уничтожили при отступлении почти все 450 московских церквей. Массовым явлением были убийства служителей церкви, взятие их в заложники. В числе пленных оказался и фактический глава Русской православной церкви митрополит Филарет. Но все это не сломило, а наоборот, укрепило духовные силы верующих в священнослужителей.

Главное, что удалось добиться Филарету, - укрепить авторитет и власть царя Михаила Федоровича. Однако многие вопросы церковного характера так и не были решены при нем. Среди них главным был вопрос обновления церковных книг и обрядов.

1.Почему было принято решение провести церковную реформу?

В середине 17 века стало ясно, что в русских церковных книгах, переписывающихся от руки из века в век, имеется много описок и искажений текста в сравнении с оригиналом. Немало сомнений вызывали обычаи многоголосия во время церковной службы, когда все молились, используя разные молитвы, крещения пальцами. По отношению к этому вопросу мнения верующих разделились.

Другие считали, что следует обратиться не к книгам столетней давности, а к самим греческим источникам, с которых они в свое время переписывались.

2. Кто был избран главой Русской православной церкви?

Новым главой Русской православной церкви был избран Никон – митрополит новгородский. Ему и было поручено провести церковную реформу.

1. как относился к патриарху Никону царь Алексей? (оказывал большое доверие).

2. А почему? (прославился умом, набожностью и ведением строгой иноческой жизни).

3. А какой факт показывает Никона с другой стороны, как жестокого человека? (возглавил подавление восстания горожан и благословил жестокие расправы над ними).

Но, тем не менее, Никон начинает реформу церкви.

3.В какой период времени началось осуществление церковной реформы? Какие изменения были введены в ходе церковной реформы?

В 1653-1655 годах началось осуществление церковной реформы. Представлена таблица. Как вы видите, правый столбец уже заполнен. В нем описание церковных порядков, которых мы могли бы встретить в церкви первой половины XVII в., то есть до реформ Никона. Вы должны заполнить ее правый столбец самостоятельно, как изменились церковные порядки.

( Затем преподаватель демонстрирует таблицу.)

Изменение обрядов в результате церковной реформы 1653—1655 гг.

Обряды до реформы

Обряды после реформы

Крестились двумя перстами, символизировавшими

Бога Отца и Бога Сына

Стали креститься тремя перстами, символизировавшими Троицу — Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа

Кланялись земными поклонами

Стали кланяться поясными поклонами

Стали двигаться против солнца

4.Как восприняло русское общество нововведения?

Эти изменения вызвали протест широких слоев населения. К тому же начавшаяся война с Речью Посполитой, связанные с ней жертвы и утраты простые люди расценивали как Божью кару за нарушение церковных традиций. Созванный в 1654 году церковный Собор одобрил реформу, но предложил привести действующие обряды в соответствии не только с греческой, но и с русской традицией. Но реформа вызвала бурю негодования. Противников Никона и реформ отлучили от церкви, на них обрушились гонения. За приверженность старым обрядам противников реформ называли старообрядцами, староверами.

Попробуйте сформулировать термин староверы? (люди, отказавшиеся принять церковную реформу Никона), к тому же начались протесты.

В какой форме происходили протесты? (Морозова, Соловецкое восстание, гари, скиты).

Государство преследовало староверов, поэтому они уходили в далекие глухие места, где основывали свои поселения – скитЫ (Север, Сибирь, Урал).

Гарь — коллективные самоубийства(сожжение),совершавшиеся старообрядцами в XVII — XVIII веках.

Однако решение об анафеме староверов было отменено в 1971 г. Мы может сказать, что современное общество стало веротерпимее, чем 4 в. назад.

Чем протесты старообрядцев отличались от предыдущих бунтов?

5.Почему усилились разногласия между церковной и светской властью?

Получив огромную власть над верующими, Никон вскоре выступил с идеей первенства церковной власти над царской и, по существу, предложил Алексею Михайловичу разделить с ним власть по примеру царя Михаила Фёдоровича и патриарха Филарета.

Однако царь не пожелал ни с кем делить свою власть. Он перестал ходить на патриаршие богослужения в Успенском соборе, приглашать Никона на государственные приёмы. Это было серьёзным ударом по самолюбию патриарха. Во время одной из проповедей в Успенском соборе Никон заявил о сложении с себя патриарших полномочий и удалился в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Там Никон стал ждать, что царь раскается и будет просить его вернуться в Москву. Однако Алексей Михайлович поступил совсем иначе. Он стал готовить церковный суд над Никоном, для чего пригласил в Москву православных патриархов из других стран.

При ответе вспомните характерные черты Никона и причины раскола.

Никон утверждал, что священство выше царства, поскольку представляет Бога, а светская власть даруется Богом. Он активно вмешивался в светские дела.

6. Для чего был созван Церковный Собор? Какие решения он принял?

И прочих наших на Москве жарили да пекли. Иных поборников церковных многое множество погублено, их же число Бог изочтет. Чудо, как то в познание не хотят прийти: огнем, да кнутом, да виселицею хотят веру утвердить! Которые-то апостолы научили так? — не знаю.

Мой Христос не приказал нашим апостолам так учить. Огнем, да кнутом, да виселицею хотят в веру приводить. Волею зовет Христос, а не приказал апостолам непокоряющихся огнем жечь и на виселицах вешать.

Ну-тка, правоверные, станьте среди Москвы, перекреститесь знамением Спасителя нашего Христа! Бог благословит: мучься за сложение перст, не рассуждай много! А я с тобой за это умереть готов.

Вопросы по тексту

— К какому виду источников относится этот документ? (Жития.)

Никон и Север (Преподаватель демонстрирует фото Соловецкого монастыря и Онежского Крестного монастыря на Кий - острове.)

Знаете ли вы, что это за памятники архитектуры, где они расположены и как связаны с темой сегодняшнего разговора?

Ввиду отсутствия достаточного количества времени на занятии, эту часть можно представить в готовом виде (презентация, которую подготовят студенты).

5. Самостоятельная работа, обеспечивающая усвоение материала.

Если позволяет время, можно дать тест на проверку знаний:

1. Какой патриарх начал проводить церковную реформу:
а) Филарет
б) Никон +
в) Иосиф

2. Какую версию церковной реформы поддерживал царь Алексей Михайлович:
а) возвращение к древнерусским образцам
б) переход к католическим образцам
в) возвращение к греческим источникам +

3. В какие годы началась церковная реформа:
а) 1653—1655 +
б) 1679—1682
в) 1601—1603

4. Куда удалился Никон после сложения патриарших обязанностей:
а) Новодевичий монастырь
б) Троице Сергиева лавра
в) Воскресенский Новоиерусалимский монастырь +

5. В каком году был созван церковный Собор для провидения суда над Никоном:
а) 1660
б) 1666 +
в) 1670

6. Какое наказание грозило лидерам старообрядцев по Соборному уложению 1649 года:
а) штраф в 1000 рублей
б) вечная ссылка
в) сожжение на костре +

7. Кто из окружения царя Алексея Михайловича стал выдающимся лидером старообрядцев:
а) Протопоп Аввакум +
б) Никита Минов
в) Патриарх Иосиф

9. В каком году состоялась казнь протопопа Аввакума:
а) 1672
б) 1692
в) 1682 +

10. Что было результатом церковных реформ патриарха Никона:
а) изменение церковных обрядов +
б) создание Монастырского приказа
в) отказ церкви от всех своих имуществ

11. Что из перечисленного было введено в церковную жизнь благодаря реформам патриарха Никона:
а) троеперстное крещение +
б) земные поклоны при молитве
в) культ Богородицы

13. Кто из перечисленных патриархов был при Михаиле Фёдоровиче:
а) Никон
б) Филарет +
в) Гермоген

14. О каком патриархе идёт речь:
“… провёл на церковном соборе постановление переиздать церковные книги, исправив их по верным текстам, по славянским пергаментным и древним греческим книгам”:
а) Гермоген
б) Никон +
в) Филарет

15. Что из перечисленного относится к решениям Церковного собора 1666-1667 гг.:
а) осуждение старообрядцев +
б) выборы первого патриарха
в) заключение унии с Католической церковью

16. Такое название носит высшее церковное наказание в форме проклятия и отлучения от церкви:
а) ересь
б) анафема +
в) панафема

17. Что стало итогом церковной реформы:
а) восстановление Патриаршества
б) раскол Русской православной церкви +
в) учреждение святейшего правительствующего синода

6. Подведение итога. Итоговая рефлексия

Какова была тема занятия? Какую цель ставили? Что нового узнали? Какие вопросы ещё не получили ответа? Какой вопрос хотели бы изучить подробнее? Почему?

7. Домашнее задание

И прочих наших на Москве жарили да пекли. Иных поборников церковных многое множество погублено, их же число Бог изочтет. Чудо, как то в познание не хотят прийти: огнем, да кнутом, да виселицею хотят веру утвердить! Которые-то апостолы научили так? — не знаю.

Мой Христос не приказал нашим апостолам так учить. Огнем, да кнутом, да виселицею хотят в веру приводить. Волею зовет Христос, а не приказал апостолам непокоряющихся огнем жечь и на виселицах вешать.

Ну-тка, правоверные, станьте среди Москвы, перекреститесь знамением Спасителя нашего Христа! Бог благословит: мучься за сложение перст, не рассуждай много! А я с тобой за это умереть готов.

Вопросы по тексту

— К какому виду источников относится этот документ? (Жития.)

И прочих наших на Москве жарили да пекли. Иных поборников церковных многое множество погублено, их же число Бог изочтет. Чудо, как то в познание не хотят прийти: огнем, да кнутом, да виселицею хотят веру утвердить! Которые-то апостолы научили так? — не знаю.

Мой Христос не приказал нашим апостолам так учить. Огнем, да кнутом, да виселицею хотят в веру приводить. Волею зовет Христос, а не приказал апостолам непокоряющихся огнем жечь и на виселицах вешать.

Ну-тка, правоверные, станьте среди Москвы, перекреститесь знамением Спасителя нашего Христа! Бог благословит: мучься за сложение перст, не рассуждай много! А я с тобой за это умереть готов.

Вопросы по тексту

— К какому виду источников относится этот документ? (Жития.)

И прочих наших на Москве жарили да пекли. Иных поборников церковных многое множество погублено, их же число Бог изочтет. Чудо, как то в познание не хотят прийти: огнем, да кнутом, да виселицею хотят веру утвердить! Которые-то апостолы научили так? — не знаю.

Мой Христос не приказал нашим апостолам так учить. Огнем, да кнутом, да виселицею хотят в веру приводить. Волею зовет Христос, а не приказал апостолам непокоряющихся огнем жечь и на виселицах вешать.

Ну-тка, правоверные, станьте среди Москвы, перекреститесь знамением Спасителя нашего Христа! Бог благословит: мучься за сложение перст, не рассуждай много! А я с тобой за это умереть готов.

Вопросы по тексту

— К какому виду источников относится этот документ? (Жития.)

Читайте также: