Конспект урока род имен существительных 3 класс рамзаева

Обновлено: 05.07.2024

Цель: сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению рода имени существительного.

- актуализировать знания о постоянных и непостоянных морфологических признаках имени существительного;

- познакомить со способом определения рода существительного.

- ценностное отношение к процессу определения рода существительного;

- осознание учащимися ценности изучаемого способа определения рода существительного;

- ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;

- осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

Метапредметные:

- умение принимать и сохранять цель урока;

- умение находить способы решения поставленной цели по определению рода существительных;

- умение планировать, контролировать и оценивать свои действия;

- умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;

- умение провести рефлексию своих действий на уроке.

- знание о постоянных признаках существительного;

- умение применять знания в жизненных ситуациях;

- умение определять род существительных.

Воспитательные.

Воспитывать взаимопонимание, взаимопомощь, культуру поведения на уроке, аккуратность, самостоятельность, терпение друг к другу

Организационный момент

Личностные УУД: доброжелательность, умение регулировать свои эмоции, мотивацию к работе на результат.

Эмоциональный вход в урок.

Прозвенел уже звонок,

И в работу окунуться.

- Сегодня на уроке мы будем вновь наблюдать, сравнивать, анализировать и откроем ещё одну тайну русского языка. Чтобы подобрать ключ к этой тайне, нам необходимо выполнить несколько заданий.

Актуализация знаний.

УУД: познавательные (умение анализировать, делать выводы; анализ объектов с целью выделения существенных признаков), личностные (сформированность учебно-познавательного интереса).

Орфографическая работа

На доске слова.

(свеча, волчок, пчела, сердце, малыш, солнце)

- Что вы можете сказать об этих словах? (имена сущ.)

Имя существительное – это часть речи? (Да!)
Имена существительные отвечают на вопросы: какой, какая, какое, какие? (Нет!)
Имена существительные отвечают на вопросы Кто? Что? (Да!)
Имена существительные обозначают действие предмета? (Нет!)
Имена существительные обозначают предмет? (Да!)

- Что такое имя существительное (Ответы детей.)

- Что вы ещё знаете об имени существительном? (одуш. и неодуш.; собс. и нариц.)

- Как вы считаете эти признаки у существительных постоянные или непостоянные?

- Вспомните, а как изменяются имена сущ.? (по числам)

- Измените данные существительные по числам.

- А число имён существительных – это постоянный признак? (нет)

2. Упражнение по чистописанию

(следить за посадкой)

- Прочитайте цепочку из букв ( ОРД ).

- Назовите каждую букву грамотно.

- Что вы можете сказать о каждой букве (звуке)? (фонетика)

-Составьте цепочки из этих букв ОРД

ДОР ОРД ОДР РОД РДО (каждая цепочка появляется постепенно – карточки)

- Какую цепочку можно назвать словом? (РОД)

- А что обозначает слово РОД? (Родственники, члены одной семьи)

- Подберите к слову РОД однокоренные слова.

Род – родня, родственный, родина, родители, родной, родство, родственник, родословная .

КАРТОЧКИ

(запись цепочек слов в тетрадь)

Самоопределение к деятельности.

Цель: Уметь определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя.

Уметь определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя. ( Регулятивные УУД)

УУД: познавательные (умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы; умение отличать известное от неизвестного в ситуации, специально созданной учителем; установление причинно-следственных связей)

- В слове РОД заключена тайна нашего урока. И сегодня мы попытаемся её раскрыть.

(Можно также организовать работу в группах над разрешением проблемы)

- Давайте обратимся к знакомым уже словам.

(свеча, волчок, пчела, сердце, малыш, солнце )

- На какие группы вы сможете разделить эти слова? Разделите?

- По какому признаку вы разделили слова? ( постоянный признак: одуш. и неодуш.)

- А почему вам не трудно было это сделать?

- Вы разделили их на 2 группы, а теперь попробуйте эти же слова разделить на 3 группы по другому признаку.

- Вы можете выполнить это задание?

- В чем затруднение?

- Почему не получается выполнить?

- Значит существует ещё какой - то признак, по которому можно делить имена существительные на группы.

- В каком слове заключается тайна нашего урока? (в слове РОД)

- Какова же будет тема урока ? (Род имён сущ.)

- Определите род данных имен существительных?

(свеча, волчок, пчела, сердце, малыш, солнце)

- Сложно это сделать?

- Какой частью речи можно заменить каждое из этих слов? ( например : свеча – она, так обращаются к женщине или к мужчине? Значит это существительное - женского рода и т.д. К слову ОНА можно добавить ещё одно слово – подсказку МОЯ и т.д.)

- Назовите имена существительные женского рода, мужского рода, среднего рода. (НА ПИСЬМЕ РОД ПИШЕТСЯ СОКРАЩЁННО: м.р., ж.р, ср.р )

- На какие 3 группы вы разделили имена существительные? (м.р., ж.р, ср,р)

- По какому признаку их разделили? (по родам)

- Сегодня вы узнаете, на какие ещё группы и по какому признаку делятся имена существительные.

- Ребята, как вы считаете у имён существительных – род - это признак постоянный или непостоянный? (постоянный)

- Чтобы лучше запомнить правило, предлагаю дома выучить стихотворение.

Женский род запомню я
И скажу: она, моя
И запомню род мужской
И опять скажу: он, мой
Средний род – оно моё
Это правило твоё!

Работа по теме урока.

Цель: сформировать навык определения рода существительных опираясь на выведенный способ.

Уметь использовать приобретённые знания при выполнении творческой работы. (Познавательные УУД)

Уметь комментировать учебные действия при выполнении задания. (Регулятивные УУД)
Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.(Регулятивные УУД)
Проявлять интерес к изучению темы. (Личностные УУД)

1. Работа в тетрадях. Творческая работа.

ЗАДАНИЕ: Мальчики придумывают три слова мужского рода, а девочки три слова женского рода и пишут в тетрадь.

- А все вместе придумаем существительные среднего рода.

(при проверке обязательно называть слова – подсказки: она моя, он мой, оно моё)

V. Физминутка.

Задание: женский род – похлопать, мужской – потопать, средний – присесть.

(парта, дневник, стул, окно, дверь, стол, цветок, книга, зеркало, пальто)

VI. Продолжение по теме урока.

Цель: проверить умение определять род имён существительных.

- Ребята, а сейчас мы проведем эстафету, в которой вы проявите свои знания и умения. Вы получаете карточку со словами, каждый из вас определяет и указывает род у одного слова и передает карточку следующему. Какой ряд быстрее и правильнее выполнит работу, тот и победит.

Работа в парах. Творческая работа.

Цель: проверить умение определять род имен существительных; учить устанавливать партнёрские отношения в процессе работы в паре, произвольно регулировать, оценивать собственные действия и действия партнёра.

Коммуникативные УУД: готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения.

- Ребята, на партах у вас лежат паззлы, на которых написаны слова. Из них вы должны составить предложение. Один паззл пустой, на нем вы напишите слово-помощник, для определения рода выделенного имени существительного.

Мороз разрисовал стёкла красивым узором.

Солнце прячется за серые тучи.

Осенью часто моросит мелкий дождь .

Снег искрится под лучами солнца.

Сегодня стоит чудесный зимний день .

За домом бурлит широкая река.

По ёлкам скачет рыжая белочка.

С яблони упало спелое яблоко.

Проверка. (читают составленные предложения, определяют род имени существительного, проговаривая слова – помощники.)

VIII. Обобщение.

Цель: проверка усвоения полученных знаний.

Зрительный диктант (словарные слова)

Самолёт, петух , пенал, собака, корова, ворона, яблоко, тетрадь, пальто, облако.

(например: проговорить слово орфографически индивидуально, хором. Записать в тетрадь, определить род)

- Назовите существительные ж. р., м. р, ср. р.

- Какого рода бывают имена существительные?

- Каким словом можно заменить слова мужского рода? Женского? Среднего?

IX. Подведение итогов урока

УУД: личностные (осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока), познавательные (умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы; умение отличать известное от неизвестного в ситуации, специально созданной учителем; установление причинно-следственных связей), коммуникативные(умение работать в паре; сформированность норм в общении с детьми и взрослыми); метапредметные (умение сравнивать, делать выводы); предметные (применение новых знаний в жизненных ситуациях).

- Как определить род имени существительного?

X. Домашнее задание.

Уметь определять род имён существительных и обосновывать своё мнение. (Познавательные УУД)
Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.(Регулятивные УУД)

1. выучите стихотворение

2. выучите правило

XI. Рефлексия.

Цель: развивать рефлексивные умения. Создавать ситуации для осмысления всей работы на уроке.

Регулятивные (действие оценки; саморегуляция).

- Оцените свою работу на уроке.

Цель: оценить собственный вклад в работу группы, найти пути улучшения взаимодействия в группе, создать ситуации успеха; отследить соответствие результатов с намеченными ожиданиями в начале урока.

- Ребята, выберите кружочек красного, желтого или зеленого цвета в зависимости от полученного результата на уроке и наклейте на кружок светофора соответствующего цвета ( красный – я затрудняюсь ; желтый – у меня получается; зеленый – я умею).


Полный текст материала Конспект урока русского языка "Род имен существительных"; 3 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учебный предмет: русский язык

Авторы учебника: Т.Г.Рамзаева. Русский язык II часть..

Тема: Род имён существительных.

Цель урока (предметные):

-познакомить с понятием рода имён существительных и научить определять род имён существительных.

Формирование УУД (задачи):

Личностные: - сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
- способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности.

Регулятивные:

-развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания;

-принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные:
- развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать;
- работать над формированием умений выполнения действий по алгоритму;
- способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке.

Коммуникативные:

- создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте .

Оборудование: учебники, тетради, компьютер, таблицы правил.

1 . Организационный момент.

А теперь проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё в порядке,

Книжки, ручки и тетрадки.

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

2. Чистописание. На доске слова: За_ц, ш_ссе, б_ранка, м_тро. (Слайд)

На минутке чистописания будем писать буквы, а какие – вы сами назовёте.

Какие это буквы? ( Непроверяемые безударные гласные, которые надо запомнить, т.к. это словарные слова)

на доске яоае (чередуем гласные, отрабатываем соединение букв)

К какой части речи относятся эти слова? Что уже можем рассказать об имени существительном? (ученики называют признаки, прикрепляем карточки с грамматическими признаками)

4. одушевлённые, неодушевлённые

5. собственные, нарицательные

Вы уже много знаете грамматических признаков имён существительных, но это ещё не всё.

3 Актулзация знаний. Река Волга, город Боровичи, озеро Байкал, улица Пушкинская, писатель Алексей Толстой, село Михайловское. (Слайд)

Прочитайте задание. Разделите слова на две группы. Объясните, что нужно сделать? По какому признаку можно разделить слова на две группы? (нарицательные и собственные).

Назовите нарицательные имена существительные (река город, озеро, улица, писатель, село. Какие имена существительных собственные? (….). Молодцы.

Проявите смекалку и разгадайте ребус. Что получилось? Эти слова какой части речи?

шаР + зОнт + Душ = РОД ( Слайд )

Значит тема нашего урока? Род имён существительных.

Цель нашего урока? Знать род имён существительных и научиться определять род имён сущ.

Давным-давно Имя Существительное путал своих родственников, т.к. они были очень похожи. Однажды он издаёт указ: "Кто узнает "секрет" как их различить, тот будет награжден". Услышали про это муж и жена из другого города. Муж набрал много слов и сказал: "Пусть они будут мои". Жена схватила слова себе и сказала: "Мои". А все остальные остались на середине - лишние.

Выполняем в парах, а потом проверим.

Разделите нарицательные имена существительные на три группы (дети делят слова на группы, объясняют свой выбор)

( река город, озеро, улица, писатель, село. ( Слайд)

- Послушаем продолжение сказки…

Пришли они к существительному и говорят:

Вот ключ к моим словам, и муж говорит: "ОН, МОЙ".

А вот ключ к моим словам, и жена говорит: "ОНА, МОЯ".

Как назвать род слов мужа? (МУЖСКОЙ)

А род слов жены? (ЖЕНСКИЙ)

Как назвать род слов посередине? (СРЕДНИЙ) которые остались ничьи

Какой ключ к ним? (ОНО, МОЁ)

С тех пор существительное не путает род.

Проверяем слова

С помощью каких слов мы смогли определить род имён существительных?

5. Работа с правилом

Давайте обратимся к учебнику на странице 19 и проверим правильность ваших предложений. (Читают правило, делают вывод.)
-Что скажете?(наш вывод совпал с выводом учебника)

Наша задача: выучить слова-помощники и научиться определять род имён существительных

Работа в группах
Составьте алгоритм определения рода имени существительного.
- Какой алгоритм вы составили?
1.Назовите слово.
2. Подберите слово-помощник.
3. По слову-помощнику определить род .

А чтобы вам легче было запомнить правило, я вам предлагаю вот такое стихотворение.

Женский род запомню я

И скажу: "Она - моя".

И запомню род мужской

И опять скажу: "Он - мой".

Средний род:"Оно - моё".

Это правило - моё!

6. Повторение и систематизация изученного материала.
Сейчас вы попробуете полученные знания применить на практике.
Работа с учебником № 404 на стр. 19

тема урока ? напомним- Наша цель?

1ряд пишет слова Ж.Р.

2 ряд – слова М.Р. Потом проверьте друг у друга. Сверить с доской. + или - знаки

3 ряд - слова Ср.Р (Слайд )

Физкультминутка

Работа по учебнику упр. 405

Как мы определяем род имён существительных? Нам нужны слова- помощники.

Сейчас вам надо проявить сообразительность и знание правила при выполнении упр. 405

Составьте словосочетания. Проверка.

Ключ к игре находится в теме урока. Повторение темы урока. Самостоятельно выпишите лишнее слово.

Деревня, дядя, воля, земля;

Дерево, перо, стул, село;

Поле, огонь, конь, окунь;

Место, стена, ведро, весло

-Какое открытие сделали на уроке?

Итог. Рефлексия.
- Какова была цель нашего урока?
-Назовите рода имён существительных?

-Какие слова-помощники можно использовать для определения рода?

Оцените свои знания и умения на уроке.
- Я узнал……
- Я научился……

Теперь пришло время добавить ещё карточку, где указаны рода.

-Кто не доволен? Чем? Почему?

-Я доверяю вам выставить себе отметку в тетради за урок на полях, а рядом появится моя отметка и, я уверена, наши мнения совпадут.

УМК: РИТМ

Учебный предмет: русский язык.

Авторы учебника: Т.Г.Рамзаева. Русский язык II часть. Дрофа, 2013г.

Цель урока (предметные): познакомить с понятием рода имён существительных и научить определять род имён существительных.

Формирование УУД (задачи):

Личностные:

  • сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
  • способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности.

Регулятивные:

  • развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания;
  • принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные:

  • развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать;
  • работать над формированием умений выполнения действий по алгоритму;
  • способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке.

Коммуникативные:

  • создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
  • способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте.

Оборудование: учебники, тетради, компьютер, таблицы правил.

Ход урока

1. Организационный момент

А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё в порядке,
Книжки, ручки и тетрадки.

2. Чистописание

На доске слова: За_ц, ш_ссе, б_ранка, м_тро. (Слайд)

На минутке чистописания будем писать буквы, а какие – вы сами назовёте.

Какие это буквы? (Непроверяемые безударные гласные, которые надо запомнить, т.к. это словарные слова.)

на доске ЯОАЕ (чередуем гласные, отрабатываем соединение букв)

К какой части речи относятся эти слова? Что уже можем рассказать об имени существительном? (ученики называют признаки, прикрепляем карточки с грамматическими признаками)

  1. предмет
  2. кто? что?
  3. ед.ч. и мн.ч.
  4. одушевлённые, неодушевлённые
  5. собственные, нарицательные
  6. ?

Вы уже много знаете грамматических признаков имён существительных, но это ещё не всё.

3. Актулизация знаний

Река Волга, город Боровичи, озеро Байкал, улица Пушкинская, писатель Алексей Толстой, село Михайловское. (Слайд)

Прочитайте задание. Разделите слова на две группы. Объясните, что нужно сделать? По какому признаку можно разделить слова на две группы? (нарицательные и собственные).

Назовите нарицательные имена существительные (река город, озеро, улица, писатель, село. Какие имена существительных собственные? (….). Молодцы.

4. Постановка проблемы

Проявите смекалку и разгадайте ребус. Что получилось? Эти слова какой части речи?

шаР + зОнт + Душ = РОД (Слайд )

Значит тема нашего урока? Род имён существительных.

Физкультминутка

Цель нашего урока? Знать род имён существительных и научиться определять род имён сущ.

Давным-давно Имя Существительное путал своих родственников, т.к. они были очень похожи. Однажды он издаёт указ: "Кто узнает "секрет" как их различить, тот будет награжден". Услышали про это муж и жена из другого города. Муж набрал много слов и сказал: "Пусть они будут мои". Жена схватила слова себе и сказала: "Мои". А все остальные остались на середине – лишние.

Выполняем в парах, а потом проверим.

Разделите нарицательные имена существительные на три группы (дети делят слова на группы, объясняют свой выбор)

(река город, озеро, улица, писатель, село.) ( Слайд)

– Послушаем продолжение сказки…

Пришли они к существительному и говорят:
Вот ключ к моим словам, и муж говорит: "ОН, МОЙ".
А вот ключ к моим словам, и жена говорит: "ОНА, МОЯ".
Как назвать род слов мужа? (МУЖСКОЙ)
А род слов жены? (ЖЕНСКИЙ)
Как назвать род слов посередине? (СРЕДНИЙ) которые остались ничьи
Какой ключ к ним? (ОНО, МОЁ)
С тех пор существительное не путает род.

Проверяем слова

С помощью каких слов мы смогли определить род имён существительных?

5. Работа с правилом

Давайте обратимся к учебнику на странице 19 и проверим правильность ваших предложений. (Читают правило, делают вывод.)

-Что скажете?(наш вывод совпал с выводом учебника)

Наша задача: выучить слова-помощники и научиться определять род имён существительных.

Работа в группах

Составьте алгоритм определения рода имени существительного.

– Какой алгоритм вы составили?

  1. Назовите слово.
  2. Подберите слово-помощник.
  3. По слову-помощнику определить род.

А чтобы вам легче было запомнить правило, я вам предлагаю вот такое стихотворение.

Женский род запомню я
И скажу: "Она – моя".
И запомню род мужской
И опять скажу: "Он – мой".
Средний род:"Оно – моё".
Это правило – моё!

6. Повторение и систематизация изученного материала

Сейчас вы попробуете полученные знания применить на практике.

Работа с учебником № 404 на стр. 19

тема урока ? напомним– Наша цель?

1ряд пишет слова Ж.Р.

2 ряд – слова М.Р. Потом проверьте друг у друга. Сверить с доской. + или – знаки

3 ряд – слова Ср.Р (Слайд )

Физкультминутка

Работа по учебнику упр. 405

Как мы определяем род имён существительных? Нам нужны слова– помощники.

Сейчас вам надо проявить сообразительность и знание правила при выполнении упр. 405

Составьте словосочетания. Проверка.

Ключ к игре находится в теме урока. Повторение темы урока. Самостоятельно выпишите лишнее слово.

Деревня, дядя, воля, земля;
Дерево, перо, стул, село;
Поле, огонь, конь, окунь;
Место, стена, ведро, весло

Учитель: Какое открытие сделали на уроке?

8. Итог. Рефлексия

– Какова была цель нашего урока?

– Назовите рода имён существительных?

– Какие слова-помощники можно использовать для определения рода?

Оцените свои знания и умения на уроке.

Теперь пришло время добавить ещё карточку, где указаны рода.

– Кто не доволен? Чем? Почему?

– Я доверяю вам выставить себе отметку в тетради за урок на полях, а рядом появится моя отметка и, я уверена, наши мнения совпадут.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект по русскому языку по программе "Школа России" (автор учебника Т. Г. Рамзаева) 3 класс разработан в соответствии с ФГОС. Тип урока - урок "открытия" новых знаний. Цель урока: создание условий для усвоения способа определения рода имен существительных через алгоритмизацию деятельности учащихся. Урок сопровождается разработанной мною мультимедийной презентацией "Род имён существительных". На данном уроке учащиеся сами, через создание проблемной ситуации, "открывают" новые знания.

I. Организация класса

Прозвенел звонок веселый,
Вы пришли сегодня в школу,
Чтобы знания добыть,
Грамотными в жизни слыть.

II. Чистописание.

(1 слайд)

- Давайте определим, какую букву нам принёс Буратино сегодня. (Г)

Г_ра

Приг_родный

Го_

Прочитайте слова.
Придумайте задание, которое можно выполнить с этими словами.
Объясните свой выбор. Учащиеся придумывают задания:(а) Вставьте пропущенные буквы. б) Какое слово лишнее? (пригородный– имя прилагательное, остальные слова – имена существительные)

Запишите букву Г в соединении.

На следующей строчке запишите 3 слова, начинающихся с буквы Г.

III. Словарная работа.

Продолжаем работать со словами, только теперь со словарными. Я показываю слово, вы- букву, которую надо вставить. Записываем слово, ставим ударение.

МЕСЯЦ, ЯБЛОКО, ГЕРОЙ, ОТЕЦ, ЖЁЛТЫЙ, УЛИЦА.

- Найдите лишнее слово. (ЖЁЛТЫЙ) Почему? (Прилагательное, все остальные – существительные).

IV. Актуализация знаний.

Имя существительное – это часть речи? (Да!)
Имена существительные отвечают на вопросы: какой, какая, какое, какие? (Нет)
Имена существительные отвечают на вопросы Кто? Что? (Да!)
Имена существительные обозначают действие предмета? (Нет!)
Имена существительные обозначают предмет? (Да!)

Самостоятельно придумайте свой вопрос к игре. (Имена существительные могут быть одушевлёнными или неодушевлёнными?)

V. Подводящий диалог к формулированию новой темы

Прочитайте. Что это за слова? (слова напечатаны на разрезных карточках)
мама, девочка карандаш, папа, книга, яблоко, поле (имена существительные)
На какие две группы их можно разделить?

Работа в парах

На листе, разделённом на 2 колонки, учащиеся записывают: в первую колонку – мама, девочка, папа, в другую – карандаш, книга, яблоко, поле.
Объясните свой выбор.
В первый столбик – одушевленные имена существительные, они отвечают на вопрос кто?
Во второй столбик – неодушевленные имена существительные. Другие варианты (количество слогов)

VI .ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

В своей речи мы часто употребляем имена существительные, но всегда ли мы замечаем, какие они? Ведь у имён существительных, также как и у людей, есть свои особенности.
Желаете ли вы знать об имени существительном ещё больше? Тогда исследуйте эти слова с другой стороны. Проблема: Сможете ли вы эти же слова разделить на три группы?

Работа в группах

1 столбик 2 столбик 3 столбик

Мама папа яблоко

Девочка карандаш поле

Учащиеся высказывают своё мнение.

- Ребята, а может кто-то знает, или догадывается, как называется такое деление слов?
Мы распределили слова по родам. Может кто-то знает, как определить род существительных?
Послушайте грамматическую сказку:

Сначала все существительные были очень похожи. Даже королева мать их путала. И однажды она издала указ: Кто придумает для моих слов – существительных различия, тот будет награждён.

Услышали про это муж и жена в другом королевстве. Муж (папа) набрал себе много слов и сказал: пусть они буду мои, мужского рода. А жена(мама) схватила много слов себе и сказала: а это будут слова женского рода. А все остальные слова остались посередине под солнышком лишние –среднего рода. Вот так появился род у существительных. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом, так как знала секрет различия рода имен существительных.

(2 слайд)

Тема: Род имени существительного.

- Как вы понимаете слово род? (Это семья, родня)

- Какова наша учебная задача на этом уроке? ( Познакомиться с понятием род имени существительного. Научиться определять род существительного.)

- А как поймете, что достигли цели? (Сможем определять род.)

- А для чего нам это нужно? (Для того, чтобы говорить, писать грамотно и красиво, мы должны знать род имён существительных.)

- Как называется род имён существительных?

- Определите род слов в столбиках.

- Какие слова нам помогут?

- А чтобы вам легче было определить род имени существительного, я открою вам секрет королевы.

А вот и секрет (каждому ребёнку карточка):

Женский род запомню я
И скажу: “Она – моя”.
И запомню род мужской
И опять скажу” “Он – мой”.
Средний род: “Оно – моё!”
Это правило – твоё!

- Какие слова- помощники используем?

- Объясните ещё раз, как определим род И. С.

- Давайте составим АЛГОРИТМ определения рода имён существительных.

РАБОТА В ГРУППАХ

1. Произнесу слово.

2. Подставлю к нему слова – помощники

3. Если подходит Он мой – это слово М. р.

Если подходит Она моя – это слово Ж.р.

Если подходит Оно моё – это слово С. р.

VIII. Оздоровительная минутка.

(4 слайд) Зрительная гимнастика.

IX. Первичное закрепление

- Сформулируйте правило определения рода.

- Давайте обратимся к правилу в учебнике, с.19 и проверим правильность ваших предположений.
Работа с правилом учебника. (Правило читают вслух три человека: первый ученик – имёна существительные, к которым можно поставить слова он, мой – мужского рода, второй ученик – имёна существительные, к которым можно поставить слова она, моя – женского рода, третий – имёна существительные, к которым можно поставить слова оно, моё – среднего рода)

Сейчас попробуем полученные знания применить на практике.

1.Картинный диктант.
- К какому роду относятся?
Гриб, хоккеист, море, бабочка, кресло, свеча, самолёт, тыква.
Слова гриб, хоккеист, море – всем классом, остальные – самостоятельно.

Проверка самостоятельной работы.(м.р.- гриб, хоккеист, самолёт; ж.р. – бабочка, свеча, тыква; ср.р. – море, кресло)

- За верно выполненное задание – дарю вам подарок (13 слайд).

3 ученика получают таблички с названием рода существительного. Остальные – таблички со словами. Задача: найти свой род.

X. Итог урока. Рефлексия

-Вам понравился урок?

- Проанализируйте свою деятельность. Какие ощущения легко? Трудно? Как работалось в команде?

- Какую цель мы ставили перед собой? ( Познакомиться с понятием род имени существительного. Научиться определять род существительного.)

- Удалось достичь поставленной цели? А почему вы так думаете? (Смогли определять род.)

-Какие задания вы выполняли с удовольствием?

- А есть ли задания, при выполнении которых вы испытывали трудности?

- Как работалось в команде?

-Как вы думаете, кто хорошо работал на уроке? А как вы работали?

У вас на столе смайлики. Оцените урок и свою работу на нем.

(14 слайд)

Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – желтый цвет

Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – зеленый.

Если не разобрались в теме, было не очень интересно – красный цвет.

На следующем уроке мы продолжим работать над этой темой.

XI. Домашнее задание

Правило стр. 19, упр. 404. по желанию: добавить в каждый столбик по 3 слова.

Читайте также: