Конспект урока луг и его обитатели 4 класс

Обновлено: 05.07.2024

➢ воспитывать лю бовь к приро де, бережное от ношение к р одине.

ау диозаписи голосов птиц, звуков л уга, карточки, изображе ния растений и

Формы и мет оды : работа в парах, фро нтальный опрос, гру пповая ра бота.

Технологии обучения : ИКТ, проектная деятельн ость, здоровьесб ерегающая,

1. Организационн ый момент. Псих ологический настрой.

- Сегодня мы сове ршим вирту альную экскурсию на лу г, узнаем, какие растен ия

и животные там о битают, как они связ аны ме жду собой, какое значе ние имеет

ядовитых. Ребята прикрепляю т изображен ия растени й на доску.)

- На прошлом у роке мы выясн или, что на лу гу расту т только травянистые растения.

Подумайте, как ие животные могу т жить в таких условия х? (Предположения

- Сегодня мы по говорим о том, кт о же живёт на л угу. Т ема урока: «Живот ные –

1) Крупные живот ные не могу т жить на лу гу, так как им нег де прятаться. Зат о

мелких живот ных на лугу множество! Особенно м ного насеком ых. А каких

2) Насекомые – ос новная п ища для лу говых птиц – жаворонк а , перепела,

коростеля, трясог узки. Жаворон ок – одна из пе рвых птиц, прилетающих к нам

весной. Известе н своим красивым пен ием. Перепел и корос тель взл етают редко, в

основном бегают по земле. Своё прису тствие перепел выда ёт песенкой «п ить -

называют де ргач). Легко у знать трясогу зку: она постоя нно потряхивает хвостиком, за

что и получила св оё назван ие. Свои гнёз да эти птицы у страивают на земле среди

травы. ( Расска з учителя сопровождае тся записью г олосов пти ц. )

- На лугу живут полёвки и мыш и , так как они питаютс я рас тительной пище й.

- Так же на лу гу можно встретить ж аб и ящ ериц . Они питаются нас екомыми.

- Как видите, на л угу совместно обитают разнообразные живые су щества. Они

связаны между собой. Поэтому луг назы вают приро дным сообщество м.

- К луговому сообществу , как впрочем, и к любому другому ну жно относиться

бережно, ве дь оно имеет б ольшое значе ние для чел овека.

- Что же значит л уг для человека ? ( Место отдыха, место в ыпаса скота, место

Работа в пара х. Экологическая игра “ Найди оши бку в расск азе”.

(Учащиеся п олучают листочки с те кстами по 1 на парту )

- Этим летом гру ппа ребят хо дила на эк скурсию на лу г. Они написали рассказ о

своих впечатлени ях. Прочита йте его. Вс е ли вам понравил ось в их п оведении?

Погода была хорошая. Как красиво кругом ! Луг похож на пестры й ковер.

Девочки нарвали больш ие букеты цветов. Мальчик и наловили бабочек и

кузнечиков. Будет, что показать друзьям в горо де. В траве мы нашли гнездо

какой - то п тицы. В нем лежали маленькие голубов атые яйца. Мы подержали их

в руках и положили обратно. Раздавили неск олько гусениц – все равно они

вредные. Потом мы перекусили. Пластиковые бутылки оставили – микробы их

разрушат. Домо й вернулись доволь ные. Весело пр ошел день!

- Сколько оши бок в поведе нии ребят вы заметили? (5) Какие ?

Вывод: Человек н е имеет права в мешиваться в жизнь природног о сообщества,

- Кто считает, чт о узнал мног о полезного и важ ного сегод ня на у роке –

поднимите ка рточку с изображением ба бочки . Если в ы счит аете, что материал

был для вас очень с ложный и вы не все поняли на у роке – поднимите карточку с

учителю за инт ересную инф ормацию, гостям з а то, чт о были с нами .)

- А теперь скаж ите мне, кт о, по вашему мнению, лу чше всех работал на у роке?

9 . Домашнее зад ание. Я благода рю вас з а урок, запишите д омашнее за дание.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока окружающего мира в 4 классе.

Цели и задачи урока:

Личностные: развивать познавательный интерес, учебные мотивы, чувство бережного отношения к природе.

Метапредметные:

Регулятивные учебные действия: развивать умение определять цель деятельности на уроке; формировать умение пользоваться правилами работы в группе; формировать умение удерживать внимание, переключаться с одного вида деятельности на другой.

Познавательные общеучебные действия : формировать умение извлекать необходимую информацию из разных источников, обобщать её и делать выводы.

Коммуникативные учебные действия : формировать умение слушать и слышать учителя и друг друга, умение учитывать позицию собеседника, умение задавать вопросы и чётко формулировать свою мысль, давая ответ на поставленный вопрос; формировать умение обосновывать и доказывать своё мнение.

Предметные: с формировать представления учащихся о луге, как о природном сообществе, познакомить с разнообразием живых организмов луга, с ролью человека в жизни природного сообщества.

5. Планируемые результаты.

- решать проблемы творческого и поискового характера при чтении научно-познавательного текста;

- оформлять свою мысль в устной форме, делать выводы, уметь слушать других.

1.Организационный момент. Мотивация (самоопределение деятельности)

(На доске записан эпиграф к уроку)

Природа не может перечить человеку, если человек не перечит ее законам…

- Ребята, объясните смысл данного высказывания.

2.Актуализация опорных знаний и постановка учебной проблемы

- Послушайте стихотворение и скажите о чём идёт речь:

Шуми, шуми, зелёный дом!
Знаком мне шум твой величавый,
И твой покой, и блеск небес
Над головой твоей кудрявой…

- Что это за дом? (Это лес. Лес – это природное сообщество.)

- Сколько в нём этажей? ( Этажи леса – это ярусы. В лесу 4 яруса: деревья, кустарники, маленькие кустарнички и травы, мхи и лишайники.)

( Дети по словарям находят значение слова:

1.Объединение людей, народов, государств, имеющих общие интересы, цели.

2. Группа растительных или животных организмов, живущих вместе.)

- Почему лес называют природным сообществом? (Все обитатели леса – растения, животные, грибы, микроорганизмы – тесно связаны между собой, живут совместно, сообща.)

Составьте цепи питания с каждым из этих животных.

( Работа в группах. Каждая группа получает карточку с названиями животных (сова, кабан, заяц, шмель, жук-короед)

(Шмель не живёт в лесу. Остальные – это животные леса.)

3.Постановка цели урока.

Мы по ковру идём с тобой,

Его никто не ткал.

Он разостлался сам собой

И жёлт, и синь, и ал. (Это луг.)

- Какие цели поставим перед собой?

формировать представления о луге, как о природном сообществе; познакомиться с разнообразием живых организмов луга, с ролью человека в жизни природного сообщества.)

4.Открытие нового знания.

- Что изображено на слайде? (Луг)

- Почему вы считаете, что на слайде изображён именно луг?

(Мы видим траву, цветы, нет деревьев, кустарников.)

- Значит, что такое луг? Сделайте вывод.

(На лугу растут только травянистые растения.)

- Послушайте стихотворение, постарайтесь как можно больше запомнить растений, растущих на лугу.

На лугу растёт ромашка,
Лютик едкий, клевер – кашка!
Что ещё? Гвоздика, смолка,
Колокольчик, хвощ – как ёлка.
А ещё? Кошачьи лапки,
Одуванчиковы шапки,
Подорожник, васильки,
Граммофончики – вьюнки,
Ещё много разных травок,
У тропинок, у канавок,
И красивых, и пушистых,
Разноцветных и душистых!

- Какие растения растут на лугу?

(Дети перечисляют.)

- Рассмотрите в гербариях растения луга. Вам самим предлагается узнать растения при помощи атласа-определителя. ( Детям предложено определить растения: тимофеевка, нивяник, клевер, фиалка, белена тысячелистник, крапива, чистотел, лютик)

( Работа в парах . Проверка.)

- Обратите внимание, что растения луга также растут ярусами.

-Вы рассматривали гербарий. Расскажите, исходя из своих наблюдений, какие листья у луговых растений, семена. Как вы думаете, почему?

( Ответы детей.)

-Листья у луговых трав чаще всего длинные и узкие, стебли разветвлённые, бывают с усиками-зацепами, много цветов, дающих большое количество семян. Семена луговых растений приспособлены для расселения по лугам. ]

а слайде 4 картинки появляются по щелчку)

-У одних растений семена лёгкие, с парашютиками (одуванчик). Как вы думаете, для чего? (Их разносит ветер.)

-Другие созревают в стручках (мышиный горошек) и с силой разбрасываются вокруг, когда лопаются. Третьи лёгкие и плохо намокают (мятлик), поэтому их далеко уносит вода. Четвёртые – имеют зацепы. Для чего?

(С помощью зацепов они прикрепляются к одежде человека или шерсти животных.)

-Луга – отличные пастбища и территории для заготовки кормов домашним животным.

- На лугах растут мятлик, тимофеевка, ежа сборная, клевер луговой, мышиный горошек. Это ценные кормовые травы.

Кроме того, клевер и мышиный горошек являются не только кормовыми, но и медоносными растениями.

-На лугу растёт много лекарственных растений: тысячелистник, подорожник, пастушья сумка, аптечная ромашка, одуванчик, валериана.

- Вспомните, что вы знаете об этих растениях, какие из них делают лекарства.

(Ответы детей.)

- На лугу встречаются и ядовитые растения.

Самое опасное из них – вех. Если его сок попадёт в организм человека, то он быстро действует на мозг, что приводит к остановке дыхания.

-Луг – открытая местность и может показаться, что здесь никто не живёт. Если приглядеться и прислушаться повнимательнее, то можно увидеть и услышать множество обитателей.

- Чьи голоса вы узнали? Как вы думаете, каких размеров должны быть животные луга? Почему?

(Маленькие, так как крупным животным негде прятаться.)

-Вам предстоит выполнить творческое задание. Вы сами попытаетесь рассказать, какие животные могут жить на лугу. Свой ответ надо обосновать.

Работа в группах

(Ученики получают карточки с заданием)

- Подумайте, представители каких классов животных обитают на лугу?

(Млекопитающие, птицы, насекомые, членистоногие, пресмыкающиеся, земноводные, черви)

- Подумайте, какую окраску могут иметь животные луга? Ответ обоснуйте.

(Зелёную, чтобы прятаться среди трав, яркую, пёструю, чтобы сливаться с цветами.)

- Как вы думаете, на лугу живут хищники?

(Да, иначе бы развелось слишком много растительноядных животных, они бы уничтожили всю растительность.)

- Чем питаются животные на лугу?

(Они питаются пыльцой и нектаром цветов, листьями и семенами растений, хищники - более мелкими животными).

5.Физкультминутка.

(Проводит ученик)

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зелёным лугом.

Крылья пёстрые мелькают,

В поле бабочки летают.

Раз, два, три, четыре,

6.Первичное закрепление материала.

-Какие растения можно встретить на лугу?

(Ответы детей)

-Рассмотрите рисунки на стр.184-185. Каких вы животных здесь видите?

(Ответы детей)

-Прочитайте самостоятельно текст на стр.186.

(Дети работают по учебнику.)

- Каких животных можно встретить на лугу?

(Насекомых, птиц, пресмыкающихся.)

- Отгадайте загадки: (загадки на слайдах)

- Почему вокруг луговых растений так много пчёл?

(Они пьют цветочный нектар и переносят пыльцу с одного цветка на другой, опыляя растения.)

-Наверняка вы слышали, как жужжат пчёлы, но послушайте ещё раз.

- Бабочки также участвуют в опылении растений. Среди луговых насекомых можно увидеть и хищников – стрекоз, которые едят комаров и мошек.

- Жук-могильщик и жук-навозник - это насекомые-санитары.

- Почему их так назвали?

-Если этих жуков на лугу достаточно, то он находится в образцовом порядке.

-Кузнечик и кобылка похожи, но есть и отличия. Найдите их. Послушайте, как стрекочет кузнечик.

-На лугу можно встретить жаб и ящериц. Они питаются насекомыми.

-Насекомыми также питаются птицы – перепёлка, коростель, трясогузка. Эти птицы устраивают гнёзда прямо на земле среди травы.

-Послушайте голоса этих птиц.

7. Самостоятельное применение знаний.

-А теперь закрепим полученные знания.

Работа в тетради (стр.80 №5,№6) (Взаимопроверка)

- Чем помогают растениям луга животные?

(Животные опыляют растения, разносят их семена.)

-Кроме того, в почве живут черви, бактерии, которые перерабатывают останки растений и животных.

- Какой вы можете сделать вывод?

(Луг – это тоже сообщество, т.к. все обитатели луга связаны между собой и зависят друг от друга.)

-Подумайте, а что луга дают человеку?

(Луг человеку даёт место для отдыха, корм для домашних животных и продукты, полученные от домашних животных .)

8. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Сформулируем правила поведения на лугу.

Работа в группах в тетради с.81 №7

9.Рефлексия деятельности на уроке.

-Вспомните, какие мы определили цели урока. Добились мы этих целей?

(Познакомиться с растениями и животными луга, доказать, что луг – это природное сообщество.)

- Что для вас было новой информацией?

- Что запомнилось, показалось наиболее интересным?

- Что вызвало затруднение?

(Ответы детей)

- Оцените свою работу на уроке. ( Дети поднимают карточки успеха)

10.Домашнее задание.

1. Прочитать текст на с.170-177 учебника.

Список использованной литературы.

Буковская Г.В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников. М.,2004

Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. Учебник для 4 кл. нач. шк. В 1 ч. М.: 2012

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект и презентация урока по окружающему миру по теме "Жизнь луга". Программа "Школа России".

Урок окружающего мира в 4 классе.

Цели и задачи урока:

Личностные: развивать познавательный интерес, учебные мотивы, чувство бережного отношения к природе.

Метапредметные:

Регулятивные учебные действия: развивать умение определять цель деятельности на уроке; формировать умение пользоваться правилами работы в группе; формировать умение удерживать внимание, переключаться с одного вида деятельности на другой.

Познавательные общеучебные действия: формировать умение извлекать необходимую информацию из разных источников, обобщать её и делать выводы.

Коммуникативные учебные действия: формировать умение слушать и слышать учителя и друг друга, умение учитывать позицию собеседника, умение задавать вопросы и чётко формулировать свою мысль, давая ответ на поставленный вопрос; формировать умение обосновывать и доказывать своё мнение.

Предметные: сформировать представления учащихся о луге, как о природном сообществе, познакомить с разнообразием живых организмов луга, с ролью человека в жизни природного сообщества.

5. Планируемые результаты.

- решать проблемы творческого и поискового характера при чтении научно-познавательного текста;

- оформлять свою мысль в устной форме, делать выводы, уметь слушать других.

1.Организационный момент. Мотивация (самоопределение деятельности)

Заливистый школьный звонок

Позвал опять на урок.

Будьте все внимательны,

А еще старательны!

2.Актуализация опорных знаний и постановка учебной проблемы

- Сегодня мы на уроке продолжаем изучать наш родной край. На уроке все активно работаем, слушаем внимательно, отвечаем поднимая руки. Друг-друга не перебиваем. Для того, чтобы хорошо работать снимем с себя напряжение, создадим рабочий настрой. Послушайте звуки природы.

Представьте, что вы находитесь на природе и вам хорошо и комфортно.

- Какие звуки вы услышали ? Когда слушали запись, где вы себя ощутили?

- Что это за дом? (Это лес. Лес – это природное сообщество.)

- Сколько в нём этажей? (Этажи леса – это ярусы. В лесу 4 яруса: деревья, кустарники, маленькие кустарнички и травы, мхи и лишайники.)

2. Группа растительных или животных организмов, живущих вместе.

- Почему лес называют природным сообществом? (Все обитатели леса – растения, животные, грибы, микроорганизмы – тесно связаны между собой, живут совместно, сообща.)

Составьте цепи питания с каждым из этих животных.

Работа в группах. Каждая группа получает карточку с названиями животных (сова, кабан, заяц, шмель, жук-короед)

(Шмель не живёт в лесу. Остальные – это животные леса.)

3.Постановка цели урока.

Мы по ковру идём с тобой,

Его никто не ткал.

Он разостлался сам собой

И жёлт, и синь, и ал.

- Какие цели поставим перед собой?

(Сформировать представления о луге, как о природном сообществе; познакомиться с разнообразием живых организмов луга, с ролью человека в жизни природного сообщества.)

- Составим план работы с новой темой

1. Что такое луг?.

2. Растения луга

3. Животные луга

4. Роль человека в жизни луга.

4.Открытие нового знания.

- Что изображено на слайде? (Слайд 1)

- Почему вы считаете, что на слайде изображён именно луг?

(Мы видим траву, цветы, нет деревьев, кустарников.)

Луга- обширные территории с травянистой растительностью, располагаются по низменным берегам рек и озёр. В половодье луга заливаются вешними водами, летом в их почве много влаги. Поэтому здесь нет деревьев. Они не выживут- вымокнут. Деревья на лугах можно увидеть небольшими группами только на возвышенностях, где в почве меньше влаги. Люди никогда не селятся на лугах, т.к. в половодье зальёт жильё.

- Верно ли утверждение, что луга можно встретить только на равнинах?

(В горах тоже есть участки, где нет деревьев.)

- Верно, высоко в горах есть субальпийские луга.

- Значит, что такое луг? Сделайте вывод. (Слайд 3)

(На лугу растут только травянистые растения.)

- Послушайте стихотворение, постарайтесь как можно больше запомнить растений, растущих на лугу.

- Какие растения растут на лугу?

На лугу, цветов – не счесть!

Васильки, ромашки есть,

Цвета зорьки алой,

В маках покрывало.

Колокольчик голубой,

Всем качает головой,

Милая букашка,

Села на ромашку.

Рады бабочки, шмели,

Что цветочки расцвели!

(Дети перечисляют.)

Детям предложено определить растения: тимофеевка, нивяник, клевер, фиалка, белена тысячелистник, крапива, чистотел, лютик)

(Работа в парах. Проверка.)

- Обратите внимание, что растения луга также растут ярусами. (Слайд 4) -Вы рассматривали гербарий. Расскажите, исходя из своих наблюдений, какие листья у луговых растений, семена. Как вы думаете, почему?

(Ответы детей.)

-Листья у луговых трав чаще всего длинные и узкие, стебли разветвлённые, бывают с усиками-зацепами, много цветов, дающих большое количество семян. Семена луговых растений приспособлены для расселения по лугам. [2, с. 169]

а слайде 4 картинки появляются по щелчку)

-У одних растений семена лёгкие, с парашютиками (одуванчик). Как вы думаете, для чего? (Слайд 5)

(Их разносит ветер.)

-Другие созревают в стручках (мышиный горошек) и с силой разбрасываются вокруг, когда лопаются. Третьи лёгкие и плохо намокают (мятлик), поэтому их далеко уносит вода. Четвёртые – имеют зацепы. Для чего?

(С помощью зацепов они прикрепляются к одежде человека или шерсти животных.)

Луговые растения – это прекрасный корм для сельских животных. Когда приходит пора сенокоса, траву на лугу скашивают и сушат ее. А когда трава высохнет, получается сено, которое очень нравится коровам и другим травоядным животным, живущим на селе.

- На лугах растут мятлик, тимофеевка, ежа сборная, клевер луговой, мышиный горошек. Это ценные кормовые травы. (Слайд 7)

Кроме того, клевер и мышиный горошек являются не только кормовыми, но и медоносными растениями.

- Растения луга приносят большую пользу человеку. Среди них много лекарственных растений, из которых делают различные медицинские препараты или же используют в виде настоев и отваров для укрепления здоровья.

-На лугу растёт много лекарственных растений: тысячелистник, подорожник, пастушья сумка, аптечная ромашка, одуванчик, валериана.(Слайд 8)

- Вспомните, что вы знаете об этих растениях, какие из них делают лекарства.

Лекарственные растения

Ромашка (Арина) , зверобой (Розалия).

Ядовитые растения. (Раиль)

Самое опасное из них – вех. Вех достаточно крупное растение от 50 до 120 сантиметров. Чаще всего вех можно встретить близ пресных водоемов, предпочитает влажные места. В нем ядовито абсолютно всё и яды сохраняются как в свежем, так и в высушенном растении. Если его сок попадёт в организм человека, то он быстро действует на мозг, что приводит к остановке дыхания.

Физкультминутка

-Луг – открытая местность и может показаться, что здесь никто не живёт. Если приглядеться и прислушаться повнимательнее, то можно увидеть и услышать множество обитателей.

Как вы думаете, каких размеров должны быть животные луга? Почему?

(Маленькие, так как крупным животным негде прятаться.)

-Вам предстоит выполнить творческое задание. Вы сами попытаетесь рассказать, какие животные могут жить на лугу. Свой ответ надо обосновать.

Работа в группах

(Ученики получают карточки с заданием) Приложение 2.

- Подумайте, представители каких классов животных обитают на лугу?

(Млекопитающие, птицы, насекомые, членистоногие, пресмыкающиеся, земноводные, черви)

- Подумайте, какую окраску могут иметь животные луга? Ответ обоснуйте.

(Зелёную, чтобы прятаться среди трав, яркую, пёструю, чтобы сливаться с цветами.)

- Как вы думаете, на лугу живут хищники?

(Да, иначе бы развелось слишком много растительноядных животных, они бы уничтожили всю растительность.)

- Чем питаются животные на лугу?

(Они питаются пыльцой и нектаром цветов, листьями и семенами растений, хищники - более мелкими животными).

Пчелы пьют цветочный нектар и переносят пыльцу с одного цветка на другой, опыляя растения. Бабочки также участвуют в опылении растений. Среди луговых насекомых можно увидеть и хищников – стрекоз, которые едят комаров и мошек.

На лугу можно встретить жаб и ящериц. Они питаются насекомыми.

-Насекомыми также питаются птицы – перепёлка, коростель, трясогузка. Эти птицы устраивают гнёзда прямо на земле среди травы. (Слайд 17)

-Послушайте голоса этих птиц.

Работа по учебнику стр 174 луга и человек прочитать самостоятельно.

6.Первичное закрепление материала.

7.Самостоятельное применение знаний.

-А теперь закрепим полученные знания.

Работа в тетради (стр.10-11)

- Рассмотрите растения, подпишите только растения луга, обведите опасное растение.

-Проверьте себя. (Слайд 18)

- Раскрасьте только животных луга и составьте с ними схемы цепей питания.

Проверь себя. (Слайд 19)

- Объясните, что растения луга дают животным? (Слайд 20)

(Они дают животным пищу, укрытие.)

- Чем помогают растениям луга животные? (Слайд 21)

(Животные опыляют растения, разносят их семена.)

-Кроме того, в почве живут черви, бактерии, которые перерабатывают останки растений и животных.

- Какой вы можете сделать вывод?

(Луг – это тоже сообщество, т.к. все обитатели луга связаны между собой и зависят друг от друга.)

-Подумайте, а что луга дают человеку? (Слайд 22)

(Луг человеку даёт место для отдыха, корм для домашних животных и продукты, полученные от домашних животных.)

Задание 2 в учебнике на стр174 -175

Объясните, как правильно должна двигаться косилка при скашивании трав? Почему?

(Косилка должна двигаться от центра к краю луга, чтобы животные имели возможность спастись)

Сформулируем правила поведения на лугу.

(Коллективная работа)

9.Рефлексия деятельности на уроке.

-Вспомните, какие мы определили цели урока. Добились мы этих целей?

(Познакомиться с растениями и животными луга, доказать, что луг – это природное сообщество.)

- Что для вас было новой информацией?

- Что запомнилось, показалось наиболее интересным?

- Что вызвало затруднение?

(Ответы детей)

- Оцените свою работу на уроке. ( Дети поднимают карточки успеха)

(Приложение 3.)

10.Домашнее задание.

1.Найти информацию о животных и растениях луга, занесённых в Красную книгу.

Список использованной литературы.

Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. Учебник для 4 кл. нач. шк. В 2 ч. М.: 2012

Луг – природное сообщество

Луг – природное сообщество



Субальпийские луга



Цветущие травы

Цветущие травы


Ромашка аптечная

Зверобой











Не поджигайте на лугу сухую прошлогоднюю траву Не рвите охапками цветы. Не уничтожайте насекомых. Бережно относитесь к живущим на лугу птицам, ящерицам, жабам. Они поддерживают экологическое равновесие луга. Человек! Ты царь природы! О тебе веду я речь. Помоги траве родиться, Белкам – жить, а речкам – течь. Ты на свете самый главный, Значит должен всех беречь!

Не поджигайте на лугу сухую прошлогоднюю траву

Не рвите охапками цветы.

Не уничтожайте насекомых.

Бережно относитесь к живущим на лугу птицам, ящерицам, жабам. Они поддерживают экологическое равновесие луга.

Человек! Ты царь природы! О тебе веду я речь. Помоги траве родиться, Белкам – жить, а речкам – течь. Ты на свете самый главный, Значит должен всех беречь!

В методической разработке урока "Жизнь луга" вы найдете конспект урока, визитную карточку урока, материалы для урока.

ВложениеРазмер
Конспект урока "Жизнь луга" 297 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Шунькина Татьяна Викторовна

Окружающий мир 4 класс

Форма образовательной технологии : информационная, исследовательская

Тема урока : Жизнь луга

Образовательные: создать успешные условия для формирования представления у учащихся о луге как о природном сообществе; познакомить с разнообразием животных и растений луга, показать связи между ними.

Развивающие: способствовать развитию логического мышления детей через установление причинно-следственных связей, сравнение; развивать познавательную активность, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать.

Воспитательные: раскрыть значение луга, воспитывать бережное отношение к природе, воспитание коммуникабельности, доброжелательного отношения друг к другу.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Оборудование урока: учебник “Окружающий мир Плешаков А.А.” 4 класс, компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация, карточки с заданиями, таблица самооценки учащегося.

I. Организационный момент.

- У нас сегодня гости, давайте их поприветствуем.

- На уроке мы продолжим разговор об окружающей нас природе, о жизни растений и животных, о пользе, которую они приносят человеку и необходимости охраны природы и бережного отношения к ней.

1) Самый верхний ярус леса образован деревьями.

2) Средний ярус – это мхи и лишайники.

3) На дереве обитают кроты и землеройки.

4) Грибы необходимы лесу, потому что ими питаются многие животные.

5) Плоды всех кустарников употребляют в пищу.

6) Опавшие листья и другие отмершие части растений образуют на поверхности почвы лесную подстилку.

7) Живые организмы леса составляют природное сообщество.

- Оцените свою работу и в таблице самооценки поставьте себе отметку.

- Чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока, разгадайте кроссворд. Возьмите листочки и впишите в клеточки по горизонтали слова:

1. Назовите самую богатую и разнообразную природную зону России. (Лес)

2. Вертикальная структура леса. (Ярус)

3. Наука об отношениях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. (Экология)

- Какое слово получилось по вертикали?

IV. Постановка проблемного вопроса.

- Как приятно пройтись летом по цветущему лугу, поваляться в зелёной траве! Но, совершая такие прогулки, мы, как правило, не задумываемся о многообразии живых существ, окружающих нас. А ведь луг является домом для целого ряда насекомых, птиц, грызунов, земноводных. Каждый обитатель этого большого дома не похож на остальных, имеет свои особенности, свои привычки.

Бежит тропинка через луг,

Ныряем влево, вправо.

Куда ни глянь, цветы вокруг,

Да по колено травы.

Зелёный луг, как чудный сад,

Пахуч и свеж в часы рассвета.

Красивых радужных цветов

На нём разбросаны букеты.

- Можем ли мы назвать луг природным сообществом?

V. Знакомство с растениями и с животными луга.

- Чтобы найти ответ на этот вопрос, давайте познакомимся с растениями и животными луга.

- В отличие от леса, на лугу главные растения – травы.

Слайд 6: Растения луга: тысячелистник, тимофеевка, лисохвост.

Слайд 7: Цветущие травы: иван-чай, цикорий, василёк, колокольчик, одуванчик.

Слайд 8: Лечебные травы: пастушья сумка, нивяник, чистотел.

Слайд 9: Кормовые травы: клевер, мятлик, мышиный горошек.

Слайд 10: На лугу можно встретить жаб, ящериц, полевых мышей (полёвок), кротов.

- Крупные животные на лугу не живут – им негде прятаться. Зато очень разнообразны насекомые. На цветках – пчёлы, мели, бабочки, цветочные мухи. Со всех сторон доносится стрекотание незаметных в траве кобылок и кузнечиков. На земле в зелени трав трудятся жуки-навозники и жуки-могильщики.

Слайд 12: Это интересно: Цветочная муха кормится нектаром цветов, опыляет цветки. Многие цветочные мухи похожи на пчёл или ос. Сходство с жалящими насекомыми защищает безобидных мух от врагов.

- Насекомыми питаются жабы и ящерицы. Насекомые являются основной пищей и для луговых птиц.

Слайд 13: Луговые птицы: перепел, коростель, трясогузка.

- Трясогузка постоянно потряхивает хвостиком, за что и получила своё название. Свои гнёзда луговые птицы устраивают на земле среди травы.

- Растут на лугах и грибы: опёнок луговой, шампиньон, дождевики. В луговой почве много червей и, конечно же, почвенных бактерий.

VI. Работа в парах.

- А сейчас, ребята поработайте в парах. Возьмите листочки и составьте пищевые цепочки луга.

- Оцените свою работу и поставьте себе оценку в таблице самооценки поставьте себе отметку.

- Что произойдёт с жизнью луга, если исчезнут цветы? Кузнечики?

- Правильно, нарушится круговорот живых веществ в природе, погибнут некоторые виды животных, нарушится экологическое равновесие в природе.

Какой вывод мы можем с вами сделать?

- Луг – сложное единство живой и неживой природы. Живые организмы луга образуют природное сообщество.

- Жизнь лугового сообщества невозможна без неживой природы и почвы. На лугу происходит круговорот веществ с участием растений, животных, грибов, бактерий.

-Не забудем и про глазки: посмотрели влево- вправо, вверх-вниз, вправо – влево, вверх- вниз, подмигнули левым глазом, подмигнули правым глазом, зажмурились, похлопали ресничками.

VIII. Значение луга для человека.

Слайд 20: Берегите луг!

- Луга украшают родной край. Как важно оберегать красоту луга, охранять жизнь всех его обитателей!

- Сейчас я вам прочитаю текст, вы слушайте внимательно и исправьте ошибки, которые допустил в своём рассказе автор.

- К луговому сообществу, как впрочем, и к любому другому нужно относиться бережно, ведь оно имеет большое значение для человека.

- Луг является местом отдыха для людей, местом, где пасётся скот, местом заготовки корма для скота).

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы -

Опустеют все поляны

И не будет красоты!

IX. Закрепление пройденного.

Слайд 24 -29: Викторина.

1.Какое утверждение верно?

А) На лугу растут только травянистые растения.

Б) На лугу живет множество крупных животных.

В) Мелкие животные на лугу не живут.

2. Какие растения растут на лугу?

А)тимофеевка, клевер, колокольчик, тысячелистник

Б) брусника, черника, ежевика, жимолость

В) полынь, ковыль, пион тонколистый, типчак

3. Укажите строчку, в которой указаны только животные луга?

А) рябчик, глухарь, соболь, белка

Б) кузнечик, трясогузка, шмель, полёвка

В) кобылка, перепел, сова, лебедь

4. Какие грибы растут на лугу?

А) белый гриб, подосиновик, подберезовик

Б) шампиньон, дождевик, опенок луговой

В) лисичка, сыроежка, масленок

5. Укажите строчку, в которой указаны только насекомые луга?

А) пчелы, шмели, бабочки, цветочные мухи

Б) комары, стрекозы, жуки-плавунцы, пауки

В) майские жуки, короеды, гусеницы шелкопряды

6. Укажите насекомых луга, которые являются насекомыми-санитарами?

А) шмели, бабочки, кузнечики

Б) кобылки, пчелы, жужелицы

В) жуки-навозники, жуки-могильщики

7. Почему луг называют природным сообществом?

А) Потому что на лугу друг с другом растут разнообразные растения.

Б) Потому что на лугу совместно обитают разнообразные живые существа.

В) Потому что на лугу совместно обитают разнообразные живые существа, которые тесно связаны между собой.

8. Какие растения луга заготавливают для корма животных?

А) мятлик, тимофеевку, клевер

Б) валерьяну, подорожник, осоку

В) камыш, кувшинку белую, ягель

9. Можно весной поджигать на лугах сухую прошлогоднюю траву?

А) Нет, нельзя. Вместе со старой травой сгорают молодые ростки, погибают подземные части многих растений. Погибают в огне божьи коровки, гнезда шмелей, птиц. Кроме того, нарушается круговорот веществ на лугу.

Б) Можно. Освобождая луга от сухой прошлогодней травы, мы даем возможность лучше расти молодым росткам. Им теперь хватает солнца и тепла.

В) Можно. Сгорая, сухая трава превращается в золу, которая является питанием для молодых растений. Насекомые от огня не страдают, так как они ещё прячутся в норках.

10. Что произойдет с лугом, если не станет птиц, ящериц, жаб?

А) С лугом ничего не произойдет, так как на росте растений присутствие птиц, ящериц и жаб не отражается.

Б) Растения на лугу только лучше будут расти, так как птицы, ящерицы и жабы выделяют много помета, который пагубно сказывается на росте растений. Если бы не жуки-навозники, луга перестали существовать.

В) Если не станет птиц, ящериц и жаб, растительноядные насекомые начнут беспрепятственно размножаться и погубят множество растений.

1) А 2) А 3) Б 4) Б 5) А

6) В 7) В 8) А 9) А 10) В

- Вложите все свои работы в тетради и сдайте мне для проверки.

- С каким природным сообществом мы познакомились сегодня на уроке? (Луг).

- Почему луг называется природным сообществом?

- Интересна ли вам была эта тема?

- Если интересна, то чем?

- Я благодарю вас за урок, запишите домашнее задание.

X. Домашнее задание.

1. Ознакомиться с текстом в учебнике на стр. 170 – 175.

2. Выполнить задания в ТПО на стр. 78 – 81.

Слайд 32: Спасибо за работу на уроке.

В работе использованы картинки и информация с сайта:

Примечание:
Если автор не согласен с таким использование своих работ, то я обязуюсь их удалить из презентации.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Методическая разработка урока по окружающему миру во 2 классе "Твое тело"


Методическая разработка урока по окружающему миру для 2 класса по УМК " Перспективная начальная школа"

Урок окружающего мира по теме " Кто такие звери".

Методическая разработка урока по окружающему миру 3 класс.

Методическая разработка урока по окружающему миру к учебнику А.А. Плешакова "Мир вокруг нас", 3 класс. Тема урока:"Вода. Свойства воды.".

Методическая разработка урока по окружающему миру в 1 классе УМК "Гармония". Тема "Хвойные и лиственные деревья"

Урок по окружающему миру в 1 классе УМК "Гармония". На уроке используются разнообразные формы работы: ролевая игра, исследование, самостоятельная работа. На уроке используется презентация.

Методическая разработка урока по окружающему миру 3-класс по теме:Функции пищи.

Формировать понятия о вкусе,органе вкуса.Формировать знания о правилах гигиены.

Методическая разработка урока по окружающему миру во 2 Б классе. Тема урока: "Дикие и домашние животные"

Цели урока: закрепление знаний обучающихся о диких и домашних животных, формирование представлений о целостности окружающего мира, взаимозависимости структурных компонентов.

Лебедева Полина Владиславовна учитель начальных классов ГБОУ средней школы №235 им. Д.Д.Шостаковича методическая разработка урока по окружающему миру во 2 классе на тему "Грибы"

Лебедева Полина Владиславовна учитель начальных классов ГБОУ средней школы №235 им. Д.Д.Шостаковича методическая разработка урока по окружающему миру на тему во 2 классе на тему"Грибы".

Читайте также: