Технология критического мышления на уроках русского языка конспект

Обновлено: 02.07.2024

Цель: обмен опытом педагогической деятельности по организации системы работы по технологии критического мышления на уроках русского языка как одной из форм эффективной подготовки к сдаче ОГЭ и ЕГЭ.

· продемонстрировать коллегам методы и приёмы работы по технологии критического мышления;

· Приобрести практический опыт использования некоторых приемов ТРКМ

· Наметить пути использования ТРКМ в собственной педагогической деятельности.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация мастер-класса, листы с заданиями для подгрупп.

I. Мотивация

Основные этапы мастер-класса :

1. Мотивация учения.

2. Постановка педагогической проблемы.

3. О технологии критического мышления.

4. Практическая демонстрация приемов.

5. Подведение итогов мастер-класса.

I I . Постановка педагогической проблемы

Главная задача современной школы−воспитать творчески мыслящую личность. В современном динамично развивающемся мире, необходимо уметь самостоятельно работать с большим количеством информации, владеть навыками принятия решений, иметь установку на непрерывное самообразование. Образование сегодня−это воспитание личности со свободным, критичным, независимым, творческим и ответственным перед собой и миром мышлением. Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить все свои таланты и творческий потенциал. Образование должно превратиться в процесс непрерывного развития личности. Задача педагога в современной школе−не преподавать свой предмет, а развивать личность его средствами. А для этого необходимо постоянно повышать свой профессиональный уровень, изучать новые течения в педагогике, учиться внедрять новые педагогические технологии на своих уроках, то есть повышать свою профессиональную компетентность. Одним из важнейших средств реализации новых идей образования являются технологии развития критического мышления, которые нацелены на развитие мировоззрения, способности к самостоятельному выбору, ответственности за принимаемые решения, творческих способностей, рефлексии своего поведения и развития, вырабатывание умения адаптироваться в быстро меняющихся условиях.

III . Технология критического мышления

Понятие критическое предполагает оценочный компонент. Слово критическое происходит от двух греческих слов kritike −искусство судить и kriterion −средство для суждения. Чаще всего под критическим мышлением понимают процесс оценивания достоверности, точности или ценности чего-либо, способность искать и находить причины и альтернативные точки зрения, воспринимать ситуацию в целом и менять свою позицию на основе фактов и аргументов. Ещё его называют логическим, или аналитическим, мышлением.

Цель технологии развития критического мышления −развитие мыслительных навыков, которые необходимы учащимся в дальнейшей жизни. Критическое, то есть творческое мышление помогает человеку определить собственные приоритеты в жизни, предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них, позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности. Таким образом, умение мыслить критически помогает человеку сократить количество поступков, о которых впоследствии пришлось бы жалеть, а значит, увеличивает шансы на успех.

Традиционный урок

Технология развития критического мышления

Учащийся не должен делать ошибок

Учащийся имеет право на ошибку

Учитель знает, как и что должен отвечать учащийся

Учащийся сам может оценить свою

Учитель должен знать ответы на все вопросы, которые возникают на занятии

На вопрос, поставленный преподавателем, всегда должен быть ответ

Учитель может не знать ответа на заданный учащимся вопрос

Человек с хорошо развитым критическим мышлением:

· Поднимает конкретные вопросы и проблемы, формулируя их ясно и чётко;

· Собирает и допускает относящуюся к делу информацию;

· Приходит к обоснованным заключениям и решениям, проверяя их по критериям и стандартам;

· Думает непредубеждённо в пределах альтернативных систем мышления;

· Эффективно общается с другими при выработке решения.

Базовая модель технологии состоит из трёх этапов:

К развитию критического мышления можно обращаться практически на любом уроке и работать с учащимися любого возраста.

Первая стадия – вызов . Её присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:

· Актуализировать и обобщить имеющиеся у учащегося знания по данной теме или проблеме;

· Вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать учащегося к учебной деятельности;

· Сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;

· Побудить учащегося к активной работе на уроке и дома.

оформление в определённом порядке в виде грозди. Кластер−графический приём

Вторая стадия−осмысление

Цели: а) организация активного восприятия текста; б) направление усилий на отслеживание степени понимания текста; в) создание условий для самостоятельного соотнесения учащимися своих прежних знаний с новой информацией, содержащейся в тексте.

На стадии осмысления происходит непосредственная работа с текстом−чтение, сопровождающееся действиями учащегося: маркировкой с использованием значков

записываются термины и понятия, встречающиеся в тексте, которые уже были известны.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Нельзя чему-нибудь научить человека,

можно только помочь ему

обнаружить это внутри себя.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) была разработана в конце XX века в США. Ее авторы: Дж . Стил, К. Мередит, Ч. Темпл - являются членами консорциума “За демократическое образование”. С 1996г. технология распространяется по разным странам мира и прошла апробацию в школах многих стран. В российской педагогической практике технология применяется с 1997 года.

Создатели технологии использовали идеи свободного воспитания (А.Ковальчукова) и творческого саморазвития личности (Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, М. Монтессори), деятельностного подхода к обучению (А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), принципы личностно-ориентированного образования (Э.Фромм, К. Роджерс, Е.В. Бондаревская), а также идеи эвристического обучения (А.В. Хуторской) и довели их до уровня технологии. Технология РКМЧП – универсальная, “надпредметная” технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями. Это, прежде всего, подход, не являющийся способом разукрасить урок, доставить детям удовольствие от использования игровых приемов, групповых форм работы, частой смены деятельности. Это совершенно четкая структура, имеющая в своей основе развивающие и воспитательные цели.

По мнению Дж. Барелла, критически мыслящий человек легко решает возникающие проблемы, открыт для других идей и для сотрудничества с разными людьми, внимателен и эмпатичен (т.е. умеет сопереживать), терпимо относится к точкам зрения, отличным от его собственных взглядов.

В ТРКМ существуют основные этапы урока.

Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:

актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;

вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;

сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;

побудить ученика к активной работе на уроке и дома. На стадии вызова происходит актуализация имеющихся знаний по объявленной теме, т.е. еще до знакомства с текстом (под текстом понимается и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал) ученик начинает размышлять по поводу конкретного материала. На первом этапе включаются механизмы мотивации, определяется цель.

На каждой парте распечатка:

Дополнение – отвечает на вопросы кто? что?

Что, как, будто, чтобы, ли – это союзные слова.

Союзное слово так же, как и союз не является членом предложения.

Определение отвечает на вопрос чей?

Части сложноподчиненного предложения соединены только союзами.

На письме части сложноподчиненного предложения отделяются запятой.

Сложные предложения - это предложения, состоящие из нескольких простых предложений, связанных интонацией, союзами, союзными словами.

Сложные предложения бывают двух видов: ССП и СПП.

ССП - это сложное предложение, которое состоит из нескольких простых предложений.

В ССП между простыми предложениями перед союзом И запятая не ставится, если есть общий второстепенный член предложения.

Простые предложения в ССП связаны между собой подчинительными союзами.

Задание: установить, верны ли данные утверждения, и обосновать свой ответ.

Н. В. Гоголь родился в Москве.

Н. В. Гоголь всю свою жизнь прожил в России.

Это прием организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии урока, когда идет актуализация знаний и опыта учащихся. Этот прием позволяет выяснить все, что знают учащиеся по обсуждаемой теме урока.

1. Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по теме (индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты).

2. Обмен информацией в парах или группах.

3. Далее каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного.

4. Все сведения кратко записываются в “корзине идей”, даже если они ошибочны.

5. Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации.

Правила построения кластера очень простые. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре располагается звезда – это тема урока. Вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Система кластеров охватывает большое количество информации. Кластеры можно использовать на различных стадиях урока.

Цель: Продолжить знакомство обучающихся с частями речи и их особенностями.

  • образовательная: пробуждать имеющиеся знания и интерес к получению новой информации о частях речи;
  • развивающая: развивать мыслительную деятельность, интерес к процессу познания;
  • воспитывающая: способствовать воспитанию у обучающихся умения слушать и уважать другое мнение;
  • здоровьесберегающая: способствовать сохранению здоровья ребёнка через проведение физкультурной паузы, соблюдение правил посадки.

Оборудование: наглядный и раздаточный материал, магнитофон.

Ход урока

I . Стадия вызова.

1. Организационный момент.

- Ребята, я желаю, чтобы урок русского языка принёс вам радость. Для этого вам приготовила много интересного. Чтобы урок был радостным для вас, какими вы должны быть на уроке?

-Быть активными, внимательными.

- Чтобы быть внимательными на уроке, вы должны уметь слушать и уважать мнение других (слайд № 2 (см. презентацию).

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке?
Книжка, ручка и тетрадка?

2. Минутка чистописания (слайд № 3).

- Внимательно посмотрите на данную запись:

старый (человек) - ?

- Если вы правильно сформулируете задание и правильно выполните его, то узнаете, какую букву будем писать на минутке чистописания.

-К словам левого столбика надо подобрать слова-антонимы, начинающиеся на букву “м”:

значит, мы будем писать букву “м”.

- Я с вами согласна. Письмо букв Мм, письмо гласных букв в соединении со строчной буквой “м”.

Для чего прописываем буквы?

( Обращаю внимание на посадку, правильное положение тетради.)

- Что вы ещё можете сказать об этих словах?

-Есть среди них имена существительные, имена прилагательные, глагол.

3. Словарная работа (слайд № 4).

- Посмотрите на данный шифр и на ключи к нему:

- Разгадав ключи данного шифра, вы узнаете слова, которые будем писать.

4. Отчёт о результатах работы (слайд №5).

- Какие слова зашифрованы?

2 ряд: малиновый;

- Запишите эти слова. ( Дети записывают.) Что их объединяет?

- Это словарные слова.

- Назовите орфограммы в этих словах.

- Разные части речи.

5. Определение темы и цели урока.

- Слова, данные на минутке чистописания и в словарной работе, имеют отношение к нашей сегодняшней теме. Как вы думаете, какая тема?

- Наверное, части речи.

- Посмотрим, совпали ли ваши предположения. Посмотрите на сканер и найдите название темы: (слайд №6)

Ч С Т Б У Р О
А К О Л Н Е Ю
С В Г А С Ч Й
Т Ж В Д Х И Ы
И Ё Ф О Г Ц К

- Какова же тема нашего урока?

- Части речи (слайд №7).

- Что вы уже знаете о частях речи? Все ли могут назвать, какие бывают части речи, определить, к какой части речи относится то или иное слово?

- Значит, цель нашего урока какая?

- Узнать, какие бывают части речи и как определить, к какой части речи относится то или иное слово.

- Для чего же изучаем эту тему?

II. Стадия осмысления. (Реализация.)

1.Чтение с пометками. (Метод инсерт.)

-А сейчас вы будете работать в парах. Предлагаю текст и систему маркировки (Приложение 1.), (слайд № 8)

- Читая текст, ставьте в скобках соответствующие знаки. (Проверка.)

- Как вам работалось в паре?

- Оцените свою работу.

2.Беседа по вопросам.

- Что вам было уже знакомо?

- Что вызвало сомнение?

- Какую новую информацию вы получили?

- Что нужно знать, чтобы определить, какой частью речи является то или иное слово?

- Частей речи в русском языке много, мы постепенно со всеми познакомимся и будем учиться определять их в предложении.

III. Рефлексия. (Размышление и обобщение.)

1.Упражнение. (слайд № 9)

- А сейчас я предлагаю вам потренироваться: определить, какой частью речи являются данные слова. Что для этого надо сделать?

Лиса, журавль, гости, наварила, манная, каша, тарелка, размазала, длинный, клюв, дружба, закончилась.

(Дети определяют, какой частью речи являются данные слова, выполняя задание на доске и в тетрадях.)

- Из какой сказки эти слова? Вспомните отрывок, глядя на иллюстрацию ( ), (слайд №10) и данные слова.

- Почему у лисы с журавлём дружба закончилась?

- Что им нужно было сделать для того, чтобы этого не случилось?

2 . Физкультурная пауза.

- Немного отдохнём. Откиньтесь на спинку стула. Расслабьтесь. Споём 1 куплет песни “Чему учат в школе?”

Буквы разные писать
Тонким пёрышком в тетрадь
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Вычитать и умножать, малышей не обижать
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

- Назовите, какие части речи есть в этом куплете? Назовите имена прилагательные, глаголы, имена существительные.

3. Задания по выбору.

-Предлагаю вам три задания, вы выберите то, которое вам по силам.

1. Найдите в каждой цепочке слов лишнее и напишите их, вставив пропущенные буквы. Определите части речи. (слайд № 11)

Б . рёза, пч . ла, лё . кий, м . лина.

С . леный, з . б . жать, з . леный.

В . сёлый, к . рмушка, п . лезная.

У, п . тнадцать, ок . ло, за.

2. Распределите слова на 3 группы и напишите их в 3 столбика. Вставьте пропущенные буквы. (слайд №12)

Л . нивый, ска . ка, п . ла, х . дить, сла . кая, тр . винка, т . пло, со . нце, по . вился, б . жит, грус . ный.

3.Составьте текст по опорным словам, озаглавьте. Подчеркните глаголы. (слайд № 13)

Зима, пушистый, снег, ребята, снеговик, крепость, снежки, весело.

- Кто выбрал 3 задание? Второе?

Проверка задания №3.

- Прочитайте свой текст. Назовите глаголы.

Проверка задания №2.

- По какому признаку распределили слова на 3 группы? Назовите.

- Какие орфограммы встретились в данных словах?

- Оцените свою работу.

- Чему учились на уроке?

- Что нового узнали?

-Давайте проверим ваши знания по таблице

Игра “Путаница”. (слайд № 14)

Часть речи. Вопросы. Что обозначает?
Имя существительное. Как? Когда? Действие предмета.
Имя прилагательное. Что делает? Предмет.
Глагол. Кто? Что? Признак предмета.
Имя числительное. Какой? Какая? Признак действия.
Наречие. Сколько? Количество предметов.

- С чем вы не согласны?

- Давайте наведём порядок.

- Ваше мнение о вашей работе на уроке.

- Ваше мнение об уроке.

VI. Домашнее задание. (слайд № 15)

Стр.4, упражнение 371, (выписать 10 слов с непроверяемыми гласными и определить, какой частью речи они являются).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока демонстрирует возможность использования технологии критического мышления на уроке русского языка при написании изложения.

Предмет: русский язык

Образовательная:

Обучение учащихся излагать свои мысли, следуя нормам литературного языка.

Овладение навыками применения деепричастных и причастных оборотов.

Развивающая:

Развитие образного, логического критического мышления, речи, памяти.

Воспитательная:

Воспитание эстетического отношения к слову.

Формирование школьника как личности.

Развитие эмоций, творческих способностей.

Методы и приемы

Цели методов и приемов

Активизация каждого ученика.

Развитие связанной речи.

Развитие логического мышления.

Анализ заголовка по особым вопросам.

Составления списка слов-определений.

Рассказ-предположение по ключевым словам.

Вызов личностно значимых знаний.

Развитие словарного запаса учащихся.

Развитие логического мышления, связанной речи.

Организация активного восприятия текста.

Направление усилий на степень понимания текста.

Чтение с остановками.

Возвращение к списку слов-определений.

Составление чернового варианта.

Развитие умения выделять главное, систематизировать.

Формировать умения составления связанного текста, умения слушать.

Обобщение и систематизация приобретенного читательского опыта.

Обобщение на уровне личностных впечатлений.

Написание изложения с творческим заданием.

Формирование умений работы с черновым и чистовым вариантом.

1 стадия – Вызов

- В названии текста содержится слово случай. Какие у вас возникают вопросы, сформулируйте их и запишите в своих тетрадях.

Когда произошел случай?

С кем произошел?

Что случилось?

Кто герои? И др.

теперь можете попытаться ответить? Что еще остается неясным?

- Что отражено в названии текста? (Тема)

- Мы с вами пришли к выводу, что в рассказе будет описываться какое-то

происшествие и соответственно поступки героев. От того, как они себя

будут вести, мы можем сделать вывод об их характерах. Запишите

определения, с помощью которых можно охарактеризовать героя.

Достойное, вызывающее, безобразное, бессовестный, злой, тактичный,

доброжелательный и др.

- На доске записаны ключевые слова и выражения, спрогнозируйте по ним

Ходить в магазин – пять рублей семьдесят пять копеек мелочью – не теряли – вытряхнул – в награду за честность – посмеиваясь – суетливая – пять рублей – покачала головой

(Ребята работают каждый индивидуально, затем заслушиваются несколько вариантов работ, обсуждаются)

2 стадия – осмысление текста

- Послушайте первую часть текста. Подтвердились ли ваши версии.

Давайте заполним таблицу:

У Коли была домашняя обязанность – ходить в магазин.

Однажды, получив задание, Коля с пятью рублями в кармане отправился в путь. Неподалеку от продуктового магазина он почувствовал, что нога его наступила на какой-то предмет. Остановился и чуть не вскрикнул: на тротуаре валялся кошелек с белой пуговкой. Коля поднял его, отошел в сторону и исследовал содержимое. В нем было пять рублей бумажкой и семьдесят пять копеек мелочью.

Коле захотелось отдать их тому, кто потерял. Но кто это?

- Скажите, вы ничего не теряли? – Коля обращался с этим вопросом к десяткам проходивших мимо людей. И вдруг один из четырех парней, шедших вразвалочку по тротуару, откликнулся:

- Терял!

- Кошелек?

- Вот именно!

Парень вытряхнул содержимое кошелька в растопыренную немытую ладонь.

- А это тебе в награду за честность. – Он протянул Коле пустой кошелек.

Едва компания, негромко посмеиваясь, оставила Колю с пустым кошельком, появилась суетливая старушка, которая, согнувшись, изучала асфальт.

Читайте также: