Конспект про солнечные часы

Обновлено: 05.07.2024

СОЛНЕЧНЫЕ ЧАСЫ – старинный прибор для измерения времени по Солнцу. Вероятно, это древнейший научный инструмент, дошедший до нас без изменений и представляющий первое применение человеком его знаний о движении небесных тел.

Хотя известны самые разнообразные солнечные часы, все их можно разделить на несколько основных типов. Наиболее распространены часы горизонтального типа; их можно увидеть во многих парках и садах.

Часы с вертикальным циферблатом обычно встречаются на стенах, ориентированных по сторонам света. Повернутый циферблат делают у вертикальных часов, размещенных на стенах, которые не ориентированы по сторонам света.

А отклоненный и склоненный циферблаты наклонены соответственно от наблюдателя и к нему. Обычно они встречаются на многосторонних часах, объединяющих в себе три или более циферблатов и часто имеющих форму куба; их размещают на крышах и гребнях стен, ориентированных по сторонам света.

Повернуто-отклоненный и повернуто-склоненный циферблаты размещают на неориентированных по сторонам света зданиях. У экваториальных и полярных часов плоскости циферблатов параллельны соответственно плоскости экватора и полярной оси.

Армиллярные часы имеют экваториальный циферблат; их часто используют для декоративных целей. Они содержат от двух до десяти колец, представляющих большие круги земной и небесной сфер. Часовые деления нанесены внутри экваториального круга, а отбрасывающим тень гномоном служит стержень, представляющий полярную ось.

Древнейшие из известных ныне солнечных часов были изготовлены около 1500 до н.э. Они сделаны из камня в форме бруска длиной около 30 см с вертикальным Т-образным навершием на одном конце.

Сделать такие часы было несложно. Многие из них имели часовые линии для определенных дней года, разделенных примерно месяцем, а также для дат равноденствий и солнцестояний. Часовые отметки на каждый день получали, соединяя точки, на которые ложилась в данный час тень, отброшенная гномоном в дни равноденствий и солнцестояний.

Постройка часов.

Чтобы от солнечных часов была польза, их нужно сооружать в подходящем месте. Должна быть известна широта места, а также положение относительно горизонта и меридиана той площадки или поверхности, на которой будут нанесены часовые линии.

Важнейшие части солнечных часов – это циферблат, т.е. поверхность, на которой нанесены часовые линии, и гномон для отбрасывания тени. Указатель, т.е. тот край гномона, тень которого указывает время, всегда направляют на полюс мира. Высота указателя– это угол, под которым указатель наклонен к циферблату, а центр циферблата (точка, из которой радиально расходятся часовые линии) – это точка пересечения указателя с плоскостью циферблата. Узел – это особая точка на указателе, тень от которой используют для отсчета высоты, склонения и азимута, а также времени.

Методы определения времени по солнцу.

Существуют три метода определения времени по солнцу: путем измерения его часового угла от меридиана, как в обычных садовых солнечных часах; по измерению его высоты над горизонтом и по его азимуту (угол, измеряемый в плоскости горизонта, между направлением на точку юга и вертикальным кругом, проходящим через солнце), для чего требуется вертикальный указатель у гномона. В большинстве стационарных солнечных часов измеряется часовой угол. Два других метода часто используют в портативных часах.

ПОРТАТИВНЫЕ СОЛНЕЧНЫЕ ЧАСЫ (Испания, 16 в.). IGDA

Существуют также три способа индикации времени: тенью, световой точкой и магнитной стрелкой. В большинстве часов используется тень. Свет редко используют в стационарных часах. А в портативных применяют все три способа.

Часы с магнитной стрелкой бывают двух типов. В первом часовые отметки наносят на корпусе компаса, которому обычно придают квадратную форму. Повернув корпус так, чтобы тени на его боковых гранях исчезли, по направлению стрелки считывают время.

В приборах второго типа часовые метки наносят на эллиптический пояс, который передвигается в соответствии с днем года, как во многих азимутальных часах. В этом случае также корпус поворачивают до исчезновения тени на боковых гранях и по направлению стрелки считывают время. Часы этого типа более точны; их ошибка определяется лишь тем, что магнитная стрелка отклоняется от истинного направления на север.

Принцип работы солнечных часов

Солнечные часы

Солнечные часы — устройство, которое позволяет определять время по Солнцу. Подобные часы всех конструкций основаны на отбрасывание тени от объекта на поверхность с отметками времени. 2 года назад7 месяцев назад3714

В этих часах тень отбрасывает “гномон” — различный по форме объект, по тени от которого определяется угловая высота Солнца.

Гномон может быть, например, тонким стержнем или фигурой с острым краем. С перемещением Солнца в течение суток — перемещается тень от гномона и падает на отметку с определенным часом. Чтобы показывать корректное время — все солнечные часы должны быть сопоставлены с осью вращения Земли.

В большинстве конструкций форма должна указывать на настоящий астрономический север (не путать с Северным или Южным полюсом). Поэтому форма горизонтально ориентированных часов должна соответствовать географической широте. Совершенно нормально для недорогих декоративных часов показывать не совсем корректное время, в связи с сезонными изменениями положения нашего светила.

Существует много вариантов часов: некоторые используют луч от света в качестве индикатора времени, другие могут использовать тень от поверхности. Пятно от света может получиться при прохождении луча через небольшое отверстие или отражаясь от небольшого круглого зеркала. Луч света может получаться при прохождении через тонкий разрез или фокусируясь при прохождении через цилиндрические линзы.

Когда время определяется по тени — гномон (предмет, отбрасывающий тень) может быть тонким стержнем или любым другим по форме объектом с острым наконечником или прямым краем. В солнечных часах применяются много различных видов гномона. Гномон может быть фиксированным или переставляемым, в зависимости от времени года. Он может быть ориентирован горизонтально, вертикально, сонаправленный с осью вращения Земли или совершенно ином направлении определяемым математикой.

Диск солнечных часов может также иметь совершенно различную по форме поверхность, чтобы принимать луч света или тень. Плоскость — самая главная и важная часть таких часов, но она также может быть искажена сферически, цилиндрически или конически для большей точности или эстетичности.

Солнечные часы отличаются своей мобильностью и потребностями в ориентации. Корректное использование многих часов требует знания местной широты и быть строго вертикально ориентированными (с помощью уровня или отвеса) и направление на “географический” север. Карманные солнечные часы могут быть самоориентирующимися: например, они могут иметь двое часов, одни из которых будут горизонтальными, другие аналеммические. Соединенные вместе на одной пластине они покажут корректное время только тогда, когда отметки от каждой из них совпадут.

Солнечные часы показывают местное время. Чтобы получить более точное время нужно будет выполнить коррекцию.

Второй момент — долгота местного солнечного времени должна быть скорректирована относительно долготы местной временной зоны.

Так, например, солнечные часы расположенные западнее Гринвича, в Англии, будут показывать более позднее время, чем в официальной временной зоне. То есть время будет позже, чем официальное время в данной местности. Избежание такой ошибки достигается за счет небольшого изменения угла ориентации солнечных часов для совпадения с долготой официальной временной зоны.

Третий момент — переход на летнее время. Множество стран осуществляют переход на летнее время. Коррекция в данном случае достигается, например, использованием двух наборов цифр-индикаторов или их перемещением, либо вращением. Коррекция обычно составляет два часа.

Виды солнечных часов

Древние солнечные часы состоят из двух элементов: гномон (указатель) и циферблат. Различают конструкции по ориентировке этих частей друг относительно друга и их внешнему виду.

Полярные солнечные часы с горизонтальным циферблатом – парковые. Гномон ориентирован по оси вращения Земли в направлении Полярной звезды.

Солнечные часы

Полярные солнечные часы с вертикальным циферблатом

Обычно устанавливаются на южной стене зданий.

Солнечные часы

Солнечные часы

Вертикальные солнечные часы и указатель расстояния на верстовом столбе в Петербурге

Экваториальные солнечные часы. Циферблат часов разделен на 24 равные части, расположен параллельно плоскости экватора. В зимнее время, когда солнце находится ниже экватора, время определяется по обратной стороне циферблата. Нумерация отсчета идет против часовой стрелки.

Солнечные часы

Экваториальные солнечные часы. Испания

Гномон и циферблат расположены полярно, параллельно оси вращения Земли. Недостатком является рабочее состояние конструкции от 7 до 17 часов.

Солнечные часы

Солнечные часы с вертикальным гномоном – аналемматические. (Аналемма – это кривая линия, соединяющая точки движения Солнца на небосводе в одно и то же время в течение года).

Самые древние аналемматические солнечные часы, датируемые 12 веком до н.э., были обнаружены археологической экспедицией 2011 года на раскопках кургана бронзового века в Донецкой области России.

Солнечные часы

Схема установки часов из артефактов кургана бронзового века в Донецкой области.

Представляют собой каменную плиту 100 на 70 см, весом более 130 кг. Самые большие солнечные часы Самурат Янтра находятся в индийском городе Джайпур штата Раджастан.

Солнечные часы

Грандиозное сооружение возведено в 1734 году.

Солнечные часы

Высота гномона 21,34 м, размеры полукруглых шкал – циферблатов составляет около 15 м, точность показаний не превышает 2 минуты.

Самый высокий обелиск 35 метров установлен на площади Святого Петра в Ватикане. Он был вывезен из Египта императором Калигулой. Четырехгранный шпиль высечен из розового гранита, увенчан бронзовым шаром. Легенда гласит, что в шаре заключен прах Юлия Цезаря.

Солнечные часы

Обелиск на площади Святого Петра в Ватикане

Экваториальные солнечные часы династии Чжоу, Китай.

Солнечные часы

Принцип работы солнечных часов

Солнечные часы

Ссхема простейших солнечных часов.

Солнечные часы

Солнечные часы в Древнем Египте

Тень от вертикально установленного колышка перемещалась вслед за солнцем ежедневно, удлиняясь и укорачиваясь на одинаковую величину.

Солнечные часы

Тень обелиска и метки солнечных часов

Служители храмов, отмечая значимость этого открытия, перед входами воздвигали священные обелиски – гномоны.

Солнечные часы

Обелиск перед египетским храмом

Их тень перемещалась по размеченной окружности. Равномерно нанесенные риски отмеряли равные отрезки времени.

Солнечные часы

Модель солнечных часов в музее Каира, Египет.

Применяя законы движения Солнца на видимом небосводе, вращение земли вокруг своей оси, лунные циклы, мастера создавали солнечные часы из камня, ценных пород дерева, драгоценных металлов. Гномоны устанавливали в общественных местах: цирках, банях, на площадях.

Солнечные часы

Башня Ветров с солнечными часами в Афинах.

Большие солнечные часы на башне Ветров в античных Афинах датируются 1 веком до н.э. Грандиозное сооружение диаметром 8 метров поднималась на двенадцати метровую высоту.

Солнечные часы

Артефакт часов для отсчета ночного времени.

Гениальное озарение египетских мастеров явило изобретение часов, указывающих время ночью. Два священных прямоугольных бруска с прикрепленными нитями размещали параллельно небесному меридиану, направляя на Полярную звезду. Количество звезд на небе, пересекающих эту ориентированную линию, отмеряло время.

Солнечные часы

Египетские солнечные часы 13 век.

Солнечные часы

Артефакты солнечных часов в эпохи древних цивилизаций Междуречья, Египта, Китая находят при целенаправленных археологических раскопках культурных слоев земли. Механик Ветрувий, живший в эпоху расцвета Римской Империи описал около тридцати различных типов солнечных часов.

Солнечные часы

Портативные солнечные часы.

В XVI веке в России появились западноевропейские портативные солнечные часы. На 1980 год в советских музеях было семь таких часов. Самые ранние из них относятся к 1556 году и хранятся в Эрмитаже, они были предназначены для ношения на шее и представляют собой горизонтальные солнечные часы с секторным гномоном для указания времени, компасом для ориентации часов в направлении север — юг и отвесом на гномоне для придания часам горизонтального положения.

Все эти элементы установлены на плате, которая может отклоняться от горизонтального положения, обеспечивая возможность использования часов не на одной, а в интервале широт: 47 — 57 градусов.

Солнечные часы своими руками

Сначала определите место и цель установки часов:

  • если вы чаще работаете в саду–огороде, чем отдыхаете на даче, то установите часы в центре на открытом со всех сторон участке;
  • если часы должны напоминать о времени уйти с открытого солнца, тогда делайте их в центре зоны отдыха;
  • на клумбе возле дачного домика часы напомнят назойливым соседям о скоротечности времени.

После того как вы определились с местом установки, выберите вид часов. Вертикальные часы подойдут только для южной стены, иначе они будут в тени сами. Горизонтальные хороши для открытых пространств, а экваториальные лучше будут смотреться на площадках или зонах отдыха.

Делаем горизонтальные часы

Самый простой и малозатратный способ изготовления солнечных часов — шест и камни. Вместо шеста подойдут кусок арматуры, длинная коряга или прут, кусок пластиковой или железной трубы, даже высокая бутылка, например, из-под шампанского. Предпринимаем следующие действия:

Уже через несколько дней такие горизонтальные часы будут отклоняться на минуту, но истинный полдень (даже если у вас он приходится на час дня) они будут показывать точно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционного часа по теме "Дикие животные"

Цели: упражнять детей называть взрослое животное и его детёнышей; развивать умение активизироватьвнутреннее внимание , воображение, умение выразительно показывать образы по сюжету; закрепи.


Конспект динамического часа с детьми старшей группы: на тему: "В далекой Африке"

Ход динамического часа Воспитатель: Построение в шеренгу. Подравняйтесь. Улыбнитесь приветливо мне, солнышку, друг другу и гостям. Ребята, знаете ли вы, что есть страны, где нет зимы. Давай.


Конспект коррекционного часа по формированию лексико - грамматических категорий языка и связанной речи в логопедической подготовительной группе.

Закрепить представления детей о хвойных и лиственных деревьях.


Задачи: Развитие внимания, мышления, памяти; Совершенствование мелкой моторики рук, зрительно-пространственного восприятия; Активизация словаря.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дата :____________________

Тема урока : Солнечные часы

Цель урока : Учить школьников переносить активный лексико-грамматический материал в новую ситуацию речевого общения на основании личного опыта и межпредметных связей.

Тип урока : Систематизация и обобщение знаний и умений

Лексический материал : be ready, perfect, place, top, use, do the same

Оснащение урока : учебник, записи на доске

Дом.задание : Упр.3 стр.83

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приветствие учащихся .

Good morning boys and girls!

I’m glad to see you again.

Thank you. Sit down.

Who is on duty today?

What date is it today?

What the weather like today?

Настрой на работу .

Today we’ll have a talk about time and do a test.

Let’s play the game “Snowball”. We shall remember the words from topic daily routine. The first pupil will name one word, the second pupil will repeat it and add another word, and the next pupil will repeat two words and say one more. The winner is the pupil who will repeat the chain of all the words.

Совершен граммат навыка

Let’s practice your grammar skills. Look at ex.1 p.51 in your workbooks. Use the adverbs of frequency in the box as well as the prompts below to ask and answer questions.

Используя наречия частотности и слова из упражнения, задают вопросы и отвечают на них.

A: How often do you do the shopping?

B: I always do the shopping.

A: How often do you watch a DVD?

B: I often watch a DVD.

A: How often do you go jogging?

B: I never go jogging.

A: How often do you work on your computer?

B: I sometimes work on my computer.

Now do ex.2 p.51 in WB in written form. Make a sentences.

Письменно составляют предложения .

1 Nancy sometimes has a cup of tea in the afternoon.

2 Gareth and Tonia never go to bed early.

3 Lara usually practises kickboxing in the evening.

4 My parents always relax at the week­ends.

5 My friends often visit me at home.

Совершен навыков чтения

How do you know what time it is? What other ways can we use to tell the time? Open your textbooks at p.83. Read the text A and find out.

Читают текст и находят ответ на вопрос.

Read the text again and underline the correct word.

Читают текст и выбирают правильное слово.

Подведе - ние итогов урока

It’s brings us to the end. That’s all for today. What have we done today? What was difficult for you? Thank you for your work. Your marks for the lesson……. Open your diaries and write down homework ex.3 p.83. Good bye.

Записывают дом . задание

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Английский язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 1151 человек из 83 регионов


Курс повышения квалификации

Специфика преподавания английского языка с учетом требований ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 610 812 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Module 6. Round the clock

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 06.11.2021 89
  • DOCX 21.5 кбайт
  • 0 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Бычкова Ольга Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Время чтения: 2 минуты

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Цель: развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Программное содержание: Дать представление о разных видах часов, их предназначении. Познакомить детей с историей возникновения часов, формировать умение ориентироваться в прошлом часов, расширять знания детей о различных видах часов, о принципе их работы и их роли в нашей жизни. Развивать умение устанавливать связь между разнообразием часов и потребностью человека в них, воспитывать любознательность, бережное отношение ко времени, расширять кругозор, обогащать словарь детей. Развивать мышление, формировать творческие навыки, совершенствовать умение работать с пластилином; развивать мелкую моторику; воспитывать аккуратность в работе, интерес к познанию нового.

Демонстрационный материал: картинки с изображением солнечных часов, песочных часов, механических часов, картинка - петух, разные виды часов.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня рано утром, когда я шла в детский сад, почтальон передал мне вот этот конверт.

В: Чтобы узнать от кого оно, вы должны отгадать загадку.

У кого большая шляпа?
Кто бездельник и растяпа?
Кто хвастун, болтун, зазнайка?
Знают все, малыш … (НЕЗНАЙКА)

Посмотрим, что же он нам пишет?

В: Ребята, в чем причина его постоянных опозданий вы узнаете, если отгадаете загадку. Воспитатель загадывает загадку:

Мы день не спим, мы ночь не спим.
И день и ночь стучим, стучим. (часы)

В: правильно, это часы, и вот причина его опозданий, мы поможем ему?

Если бы не было часов, то человек мог бы определить, когда ему вставать, когда идти на работу, в детский сад, на встречу с кем-то? (ответы детей)

Итак, мы отправляемся в путешествие, вернёмся в далёкое прошлое.

Я вам напомню потешку, а вы постарайтесь догадаться, кто здесь выполняет роль часов:

Петя, Петя, петушок,
Золотой гребешок,
Петя рано встает, голосисто поет,
Деткам спать не дает!

- По пению петуха трудно определить точное время. Он может пропеть пораньше, попозже, может заболеть или проспать.

- Какие же первые часы придумал человек?

Древние люди определяли время по солнцу. Как назывались эти часы? Кто знает? (картинка) Верно, солнечные. Встало солнышко – пора людям вставать, за работу браться. Поднялось оно, прошло полдороги по небу – надо людям отдохнуть и пообедать. А спряталось солнышко за леса, за горы – пришло время людям идти по домам. И вдруг человек обратил внимание на тень, которая падала на землю от дерева, и заметил, что тень не стоит на месте, а движется вслед за солнцем. Смотрел человек, смотрел, как тень по кругу бегает, и придумал часы: вкопал в землю столб, а вокруг столба начертил круг, разделил его на части. Каждая часть равнялась одному часу. Взошло солнце, и тень от столба медленно двинулась по кругу. Но пользоваться такими часами человек не всегда мог. Как вы думаете, почему? (ответы детей)

В. В пасмурный, дождливый, хмурый день определить время трудно, потому что нет солнца, нет тени.

А сейчас наши часы в группе показывают нам, что пора отдохнуть.

Физкультминутка

(ходьба на месте)
(повороты влево, вправо)
(хлопки над головой)
(руки вниз, приседание)
(хлопки перед собой)
(бег на месте)

Думал человек думал и придумал другие часы. (картинка).

В высокий и узкий стеклянный сосуд наливали воду. На дне есть отверстие, капля за каплей вода вытекала из этого отверстия. Ее становилось все меньше и меньше. Как только вода вся вытечет, надо налить новую, т.е. завести водяные часы.

В. Как вы думаете, удобны были эти часы? (нет, потому что постоянно приходилось доливать воду). И решили люди другие часы придумать.

И придумал песочные часы (картинка и образец). Вы знакомы уже с песочными часами. Они представляют собой два небольших стеклянных сосуда, имеющих форму конусов, с узким отверстием в месте соединения сосудов. В верхнем сосуде находится песок, который тонкой струйкой сыплется сквозь отверстие в нижний сосуд.

Когда весь песок из верхнего сосуда окажется в нижнем, проходит определенное время, например, одна минута. Часы переворачивают и счет времени продолжается.

В. Прошло много времени, и человек изобрел часы с механизмом (картинка и образец). Установил пружинку, закрутил ее, чтобы не раскрутилась, прикрепил к ней зубчатое колесико. Оно цепляется за другое колесико и передвигает стрелки. У них есть циферблат, на котором по кругу расположены что?

Д. Цифры

В. Правильно, от 1 до 12. А что находится в центре? (стрелки)

В. Что показывает короткая стрелка? (часы)

В. А длинная что показывает? (минуты)

В. Механические часы нужно заводить каждый день. Забудешь их завести, они остановятся.

А есть часы, которые не надо заводить каждый день. (электронные часы)

Они работают от батареек, очень удобны в применении.

- Ребята, в настоящее время изобретено множество разнообразных часов. Все они разного размера, разной формы. Человек позаботился и о внешнем виде часов. (картинка)

Как называются часы, которые стоят на полу? …(напольные)

А часы, которые висят на стене, называются – как. (настенные)

Часы, которые носят на руке, называются – как. (наручные)

Нас по утрам будят часы, которые называют – как. (будильник)

Часы, которые носят в кармане, называются – как? . (карманные)

Самые знаменитые часы России — это Кремлевские куранты, установленные на Спасской башне Московского Кремля (картинка).

В: Ребята, а давайте мы немного разомнем свои пальцы и сделаем полезный и нужный подарок для Незнайки, и тогда он перестанет опаздывать.

Пальчиковая гимнастика

Тики – так, тики – так

указательные пальцы поднять

Так ходики стучат

вверх и покачивать ими вправо - влево

Туки – так, туки – так,

пальцы обеих рук широко раздвинуть,
ладони прижать друг к другу, выполнить
скользящие движения пальцами от себя, к себе, не отрывая ладоней друг от друга

Так колеса стучат

Туки – ток, туки – ток,

сжать пальцы в кулаки и

Так стучит молоток.

стучать кулачком по кулачку

Присаживаемся, приступаем к работе. (часы из картона и пластилина)

Итог: ребята, сегодня мы с вами познакомились с чем? (с историей часов)

Какие часы изобретали люди? (перечисляют). Какими часами мы пользуемся сейчас?

Читайте также: