Музыка в сказках белорусского народа конспект урока 4 класс

Обновлено: 30.06.2024

Ознакомить с народными музыкальными инструментами, особенностями состава, тембра и красотой их звучания; способствовать развитию умений включаться в процесс инструментального и вокального музицирования (солисты, группа, ансамбль, оркестр) и оценивания результатов музыкального творчества; наблюдать за использованием музыки в жизни человека; воспитывать любовь к Родине, родному краю

Решение учебной задачи

Планируемые результаты (предметные)

Ознакомятся с понятиями: народные инструменты, оркестр народных инструментов, наигрыши. Научатся понимать образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды); передавать настроение музыки и его изменение в пении, музыкально-пластическом движении; исполнять несколько народных песен

Исполнять выразительно, интонационно осмысленно народные песни, танцы, инструментальные наигрыши на традиционных народных праздниках. Различать народные песни разных жанров и сопоставлять средства их выразительности. Узнавать народные мелодии в сочинениях русских композиторов

Метапредметные универсальные учебные действия

Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способов решения учебных задач; вносить коррективы в свою работу.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения учебной задачи; осуществлять поиск необходимой информации; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, размышлять о музыке, сравнивать, обобщать.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, слушать и понимать собеседника; обращаться за помощью к учителю, одноклассникам

Основное содержание темы, понятия и термины

Музыкальные инструменты России, история их возникновения и бытования, их звучание в руках современных исполнителей. Оркестр русских народных инструментов. Балалайка. Гармонь. Баян

Организационная структура урока

Формы и методы контроля

I. Организация начала урока

Приветствует обучающихся. Прозвенел звонок, Начинается урок, Мы за парты сели дружно, Заниматься всем нам нужно!

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Внимательно слушают. Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

П. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся

- Вспомните, о чем рассказывается в народных песнях.

- Какие народные песни вы знаете?

- С глубокой древности до наших дней живут рядом

с человеком народные песни и народные инструменты.

- Как появились народные инструменты?

Слушают учителя. Вспоминают ранее изученный материал. Настраиваются на изучение нового материала

Высказывают свои предположения, мнения; прислушиваются к мнению других

Фронтальная, индивидуальная. Устный опрос

III. Актуализация знаний

- Процесс создания народных инструментов был связан с жизнью. Человек прислушивался к протяжному пению натянутой тетивы лука, свисту срезанного камыша. Любой природный материал мог зазвучать, если к нему прикасались умелые руки мастера. Наши предки владели секретом изготовления несложных звуковых инструментов и передавали их из поколения в поколение. К сожалению, история не сохранила имена народных умельцев, смастеривших первые народные инструменты.

Слушают учителя, вступают в диалог, отвечают на вопросы

Активизируют имеющиеся знания, погружаются в тему. Слушают учителя, осуществляют актуализацию личного жизненного опыта

Фронтальная. Устный опрос

- Послушайте народные наигрыши и определите голос русских народных инструментов. (Звучат мелодии, исполняемые на народных инструментах,)

IV. Первичное усвоение новых знаний

- Звучание каких инструментов вы услышали? Показывает русские народные инструменты или их изображения.

- Вспомните, что рассказывали гусляры под раскатистые звуки этого старинного инструмента. (Былины.)

- Какие группы инструментов вы знаете? (Духовые, струнные, клавишные, ударные.)

- Русские народные инструменты объединяются по группам, так же как и в симфоническом оркестре: духовые -флейта, жалейка, волынка, рог, рожки, труба, свирель, глиняные свистульки. Струнные - гусли, гудок, лира. Ударные - деревянные: барабан, литавры, бубен, погремушки, трещотки, ложки (учебник, с. 62).

- Непременными участниками праздников и народных гуляний были скоморохи. Они были не только музыкантами, но и стихотворцами, рассказчиками. Популярностью пользовались потешные сцены с русским народным героем Петрушкой. Скоморохи играли на домре,

а позже на балалайке. В разные времена ее называли и балабойкой, и балабайкой. До наших дней сохранилось ее первое название - балалайка.

- Также народными музыкантами считались пастухи.

В российских деревнях даже существовал обычай нанимать в пастухи того, кто лучше играет на рожке, свирели или жалейке.

Организует работу с учебником (с. 64).

Слушают рассказ учителя, вступают в беседу, высказывают свое мнение. Анализируют иллюстрацию. Отвечают на вопросы, рассуждают.

Слушают мелодии, исполняемые на народных инструментах. Исполняют простые народные песни с помощью несложного имеющегося набора музыкальных инструментов. Анализируют иллюстрации в учебнике.

Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, размышляют о музыке. Слушают и понимают речь других; владеют диалогической формой речи. Узнают образцы музыкального фольклора России. Выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать. Эмоционально воспринимают народное музыкальное творчество и высказывают мнение о его содержании

славянских народов; подвести детей к выводу , что музыка не знает границ.

1 учить детей анализировать и сравнивать му зыкальные произ ведения ;

2. тренировать у мение учащихся давать полный ответ названия музыкального

3. познакомить детей с новой песней и начать работу по озвучиванию музыкального и

3. развивать навык культуры слушания и исполнения му зыки ;

- воспитывать интерес и уважение к музыкальной культуре разных народов ;

- С м узыкой каких народов мы с вами поз накомились н а предыд у щих уроках ? Назовите

произведения с которыми вы у же п ознакомились. А под как у ю музык у вы вошли в кабинет

Сегодня мы продолжаем знакомиться с му зыкойн ародов мира так как тема семестра - «Музыка

Продолжите цепочку слов :русские - украинцы - ? (белоруссы )

Мы познакомимся не только с му зыкой белорусского народа, но и у знаем о быте и культуре

белорусов. А в конце урока определим :существуют ли границы в музыке.

- Украинцы , ру сские, белору сы происходят от славян .В 9 - 11 ст. территория современной

Белоруссии входила в состав древнер усского гос у дарства - Киевская Русь,которе раздели лось н а

княжества: русс кое, украинское,белорусское - так началось самос тоятельное развитие

белорусского народа, его языка,обычаев ,традиц ий, к у льтуры и к онечно же музыки../показ

располож. Бел.г на карте Мира и обозначение его соседей /

- Послушайте, как белорусский поэт Максим Танк описал свою любимую Белор усь/Дети читают

многие растения ,и животные занесены в Красную книгу Белорусии / зу бр , аист, ландыш

Ткачество,земледелие, выращивание льна, соломоплетение , вышивание и многим др у гим

- А какая же музыка белорусов? На протяжении многих веков создавались нородные песни и

танцы, в них отражена история народа ,его быт, горе , радость и шу тка .

Для начала отгадайте загадку : « Что коп али из земли,

Белорусь славится богатым урожаем картофеля . На белорусском языке картошка – б ульба .

И не зря у нас на уроке картошка занимает почетное место и в течение нашего урока она будет

нас внимательно слушать и определит самых активных ребят. Их ждет награда !

Слушайте внимательно и узнаете , что готовят из бу льбы.Обратите внимание на характер и

Анализ произведения / темп , динамика , лад , ме тр , форма,настроение/

- В белор усской му зыке много веселых и задорных танц е . Послушайте и посмотрите

- Молодцы, ребята. Большинство белорусских наролных песен и танцев исполняются в

сопровождении народных инструме нтов. Внимание на видеоряд / показываю бел. нар.

нструменты (дуда, дудки, жалейки , домра ,г усли ,цимбалы) .

Цимбалы ! Их любят многие славянские народы, но наибольшее распрстранение они пол учили у

- К какой группе относится этот инструмент?( стр у нные , ударные) - Где мы с вами уже

- Самый драгоценный инструмент это человеческий голос, давайте подготовим его к

- Ребята , послушайте интонацию белорусской народной песни и назовите ее названи е (дети

- Давайте исполним ее в вариационной форме. Что означает слово вариация - (изменение)

- Что означает вариационная форма ? / М у зыкальное построение в котором основная мелодия

Анализ песни : /мелодия грустная, напевная , минорный лад , медленный темп , жалобные

План исполнения песни : 1 запев ) все 2 )запев - девочки 3) запев - мальчики

- Народная музыка , как сказочный источник живой воды , давала и дает композиторам силу и

вдохновение, учила красоте и мастерству , у чила любить жизнь и челове ка. Незря фольклор в

- Послушайте произведение К. Мяскова, украинского композ итора, в основе которого л ежит

знакомая вам мелодия белорусской наподной песни.Как называется эт а песня ? Обрат ите

- Анализ./мелодия из напевной , пртяжной превратилась в танцевальную/

1. Это произведение яркий пример того , как у краинский композитор с любовью и интересом

отнесся к песенному богатству белор усс кого народа, развил народн ую тему бел. н. п. в

- Молодцы ребята, мелодия танца прозвучала весело, радостно и задорно.

- Если вы ответите на мои вопросы, то у нас в классе расцветет волшебный цветок

1. Назовите бел. нар. танцы / бульба,. крыжач ок , янк а / (на доске появляется 1 ле писток)

2. Назовите белорусские нарародные инструменты / дуда, цимбалы, жалейка/ (2 леписток)

3. Какие песни вы сегодня исполняли на уроке? (3 леписток)

4. Назовите композитора и произведение, который использовал в нем

5. С музыкой какого народа мы познакомились на уроке ? /белорусского / (5. ле песток)

- Вот наш цветок и расцвел и раскрыл чудес ный мир белор усс кой народной м у зыки.

Музыка - это особый язык, который понятен всем народам мира без слов , независимо от того

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Конспект урока музыки "Музыка в сказке" 4 класс

ФИО: Рыженкова Наталья Вячеславовна

МБОУ ООШ №90 г. Нижний Новгород

Методическая разработка урока музыки с применением здоровьесберегающих технологий

-формирование конкретного представления об особенностях музыкальных сказок;

- развитие познавательного интереса, творческих способностей, умения раскрывать образ с помощью цвета;

Образовательные : ознакомление с лучшими, доступными учащимся образцами русской музыкальной культуры, усвоение определённых знаний по музыке.

Развивающие : развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся, музыкально-творческих способностей, эмоционального восприятия, внимания, музыкального слуха, мышления, памяти, воображения, фантазии.

Воспитательные : интерес и любовь к музыке, потребность общения с ней, желание слушать её и исполнять. Воспитание художественного, музыкального, эстетического вкусов, нравственных качеств личности.

Тип урока : комбинированный.

Методы и приемы:

Наглядно-дедуктивный (сравнение, анализ услышанного музыкального произведения).

Создание эффекта удивления и ситуации успеха.

Предметные: научатся размышлять о музыке, слушать и анализировать музыкальные произведения, получат возможность развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки.

Оборудование к уроку : музыкальный центр, ноутбук, фортепиано.

Материалы к уроку:

II . Основная часть:

- ознакомление с темой урока, постановка целей и задач;

- проверка домашнего задания;

- проверка знаний и умений обучающихся по пройденному материалу;

- изложение нового материала;

III . Итог урока. (рефлексия)

I Организационный момент.

Прозвенел звонок для нас,
Все вошли мы дружно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.

Музыкальное приветствие учителя с учениками и учеников с учителем.

Здравствуйте, ладошки! Хлоп-хлоп-хлоп! (3 хлопка в ладоши)

Здравствуйте, ножки! Топ, топ, топ! (Топают ногами>

Здравствуйте, щечки! Плюх-плюх-плюх! (3 раза слегка похлопывают по щекам)

Пухленькие щечки! Плюх-плюх-плюх! (Трижды слегка похлопывают по щекам)

Здравствуйте, девчонки! Здравствуйте!

Здравствуйте, мальчишки! Здравствуйте!

Здравствуйте, ребята! Здравствуйте! (Поет только учитель, а дети отвечают)

Здравствуйте, учитель! Здравствуйте! (Поют только дети, а учитель отвечает)

Тихо сели, спинки прямо.
Все с улыбочкой вздохнем,
И скорей урок начнем.

Подравнялись, все готовы к уроку. Улыбнулись друг, другу, пожелали хорошего настроение на урок. Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому. (дети выполняют)

Посмотрите, от ваших улыбок стало ярче, уютнее, светлее в классе. Я желаю вам, чтобы вы не только получили хорошие оценки, но и ушли с сегодняшнего урока с новыми впечатлениями, открытиями и приобретенными знаниями.

Сегодня наш урок необыкновенный, он волшебный, мы с вами отправимся в путешествие. Вы любите путешествовать?

Учитель: А вот куда мы сегодня отправимся, вы узнаете, посмотрев фрагмент видеозаписи.

Ну что, ребята, догадались?

Плывут угрюмые века,

Плывут, как в небе облака.

Спешат, бегут за годом год,

А сказка – на тебе! – живет!

II Основная часть

Дома вы выполняли домашнее задание: вы должны были нарисовать сказку, где музыка является главным действующим лицом. Посмотрите на нашу сегодняшнюю выставку. Какие замечательные работы получились.

Проверка домашнего задания.

Отправляемся дальше. А сначала мы с вами поиграем.

Артикуляционная гимнастика.
Упражнения: “Хомяк” (язык поочередно упирается в правую и левую щеки, задерживаясь в каждом положении на 3–5 секунд);
“Кружок” (рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека – под верхней губой – левая щека – под нижней губой);
“Лошадка” (улыбнуться, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка “лошадка цокает копытами”);
“Самовар” (сжать губы, надуть щеки, удержать воздух 2–3 секунды и выпустить через губы, произнося: “Пых!”);
Дыхательная гимнастика (укрепляет дыхательные мышцы, способствует ощущению опоры на дыхании, тренирует артикуляционный аппарат; можно использовать как дыхательную гимнастику для отдыха в процессе урока).
Упражнения :
№ 1. Короткий вдох по руке учителя и длинный замедленный выдох со счетом: 1, 2, 3, 4, 5… С каждым разом при повторении упражнения выдох удлиняется за счет увеличения ряда цифр и постепенного замедления темпа.
№ 2. Короткий вдох при раздвижении нижних ребер, задержка дыхания, медленный выдох со счетом. При этом дети должны стремиться сохранить нижние ребра в положении вдоха, т.е. раздвинутыми.

(пение песни классом)

Учитель вместе с детьми вспоминает правила слушания: ва тишине, молча, внимательно.

Понравилась ли вам сказка? Кто главное действующее лицо?

А теперь я предлагаю вам поработать в группах, ведь один ум – хорошо, а два-три – лучше.

Задание 1 группе (1 ряд):

Помогите сказке, дайте ей название.

Почему вы дали именно это название? Докажите, что оно подходит.

Задание 2 группе (2 ряд):

Послушав произведение, дайте ему название.

Объясните, почему дали такое название.

Задание 3 группе:

Дайте характеристику музыкальному произведению. Если затрудняетесь, воспользуйтесь музыкальным словарем.

По картам настроений выберите те, которые соответствуют эмоциональным состоянием музыканта. Докажите. (карты прилагаются)


Дети работают в группах, затем заслушиваются ответы.

А теперь задание для всех.

Мы с вами решили, что к состоянию музыканта подходит карта, обозначающая радость.

Задание : закончили работу, встали все, закрыли глаза. Представьте ясное, теплое солнце, улыбнитесь солнечным лучам, почувствуйте, как легкий ветерок нас качает. ( Звучит музыкальный фрагмент ). Откройте через себя музыку в пластике, в движении.

Ребята, а нам пора отправляться на следующую станцию. Но сначала мы с вами отдохнем.

Раз - подняться, подтянуться,

Два – нагнуться, разогнуться,

Три – в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

(Исполнение песни учителем)

Упражнение (столб достоинства)

Подтянитесь, поиграйте мышцами, распрямите плечи, высоко поднимите голову, почувствуйте себя победителем.

Сознание закрепит горделивую позу в мозгу, а мозг даст команду всем системам работать на его благополучие

А сейчас мы с вами будем разучивать песню.

Учитель (подводит итог)

Подходит наше путешествие к концу. И что же мы сегодня узнали нового на уроке? Что вы сможете рассказать о нашем уроке родным? (Ответы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока музыки

для 4 класса на тему:



Составитель- учитель музыки

Хамуева Екатерина Владимировна

Ознакомление с музыкой белорусского народа как частью национальной культуры.

развивать чувство ритма, ладо- высотный слух, воспитывать интерес и любовь к музыке других народов.

Организационный момент.

-Музыка – это такой язык, на котором люди разговаривают друг с другом, выражая свои мысли и чувства – музыкальный язык. Каждый народ имеет свой музыкальный язык, как и свой разговорный (литературный). И этот музыкальный язык в отличие от разговорного языка понятен всем другим народам без перевода.

Вспомните славянские народы. Запись на доске.

Русские – украинцы – ……………? Ответы детей (Белорусы)

Мы уже знакомы с русской и украинской музыкой.

Как вы думаете, к музыке какого народа мы обратимся на уроке? (Белоруссия)

Объяснение нового материала

На протяжении многих веков создавал свои песни белорусский народ. В них запечатлены история, труд и быт народа, также как и у русских, и украинцев. Народная и композиторская музыка этих трех народов объединяется общими истоками — это музыка древних восточных славян.

Большинство белорусских народных песен и танцев исполняется в сопровождении народных инструментов.

Дуда (показывается изображение). Дудой в Белоруссии называют волынку. Это народный духовой язычковый инструмент. Музыкантов — волынщиков можно встретить и в Белоруссии, и на Украине.

Цимбалы (показывается изображение). Его узнали многие славянские народы. Наибольшее распространение получил в Белоруссии.

– К какой группе инструментов относится цимбала?

Давайте послушаем ее звучание, а затем ответите на вопрос. Вот звучание цимбалы.

Звучат Вариации на тему “Перепелочка”.

-К какой же группе инструментов относится цимбала? (Струнные.) Да, действительно, это струнный ударный инструмент. Но у нас нет таких инструментов, поэтому нам поможет фортепиано. Послушайте белорусскую народную песню и помогите мне определить, что означает название песни. (Слушание белорусской народной песни “Бульба”.)

После слушания дети отвечают, что бульба – это картошка.

Анализ музыкального произведения.

Каждый народ имеет свою музыку, иногда очень несхожую с музыкой других народов, иногда настолько близкую что, нам бывает трудно, определить, к какому именно народу она относится. Музыка всех народов представляет собой очень яркую и разнохарактерную картину. Но в тоже время между музыкой разных народов нет непреодолимых границ. Русская музыка понятна узбеку и японцу, латышская – украинцу и грузину. Музыка сближает все народы нашей страны, укрепляет их дружбу.

Исполнение плясовых движений

Все ослы всегда упрямы,

Все не слушаются мамы.

Не хватает в мире слов

Отмечается веселый характер музыки , двухдольный метр, быстрый темп,

Вокально- хоровая работа.

C музыкой какого народа мы познакомились сегодня на уроке?

Приведите примеры позволяющие увидеть связь музыки разных народов?

Читайте также: