Вклад личности в культуру зависит от ее таланта способностей упорства конспект

Обновлено: 02.07.2024

Цель: Формирование представления о человеке – творце и человеке - носителе культуры. Определение места нравственности в культуре общества.

Задачи: Образовательные: помочь детям у своить новые понятия: нр авственность, этика дать знания о подвижнической деятельности великой княгини Елизаветы Фёдоровны Романовой

Развивающие: развивать познавательный интерес, кругозор, интерес к чтению исторической литературы; развивать навык и контроля и самоконтроля, навыки практической работы в групп ах;

углубить раскрытие понятия внутренний мир человека, дух овность; формировать эмоционально - положительное отношение к предмету, показыва я связь изучаемых предметов с жизнью.

Организационный момент. Психологический настрой Здравствуйте ребята. Займите свои места, усаживайтесь удобней. М ы отправляемся в увлекательное путешествие в мир культуры .

Нам предстоит знакомство с удивительными людьми – творцами, преобразующими окружающую действительность, людьми, чей пример вдох но вляет стать лучше, добрей.

Давайте рассмотрим иллюстрации на стр. 12. Объясните, есть ли связь между фотографиями, расположенными слева и справа. Какая логическая цепочка выстаивается? Свою

Скажите, ребята, какая из ролей: человек - творец или человек - носитель культуры представляется вам более важной?

Отвечают на вопросы, вспоминают, что такое культура (например, культу ра – результат интеллектуальной и физической деятельности людей, другие трактовки), культу ра – с оставная

Рассматривая иллюстрации в учебнике, определяют, что слева на иллюстрации изображены люди, создающие, преображающие культуру (музыканты, у чёные), а справа – те, кто её

Учащиеся задаются вопросами: Какое влияние оказывает культ ура на общественную жизнь, традиции, моральные нормы? Какими нравст венными качествами должен обладать творец

Предлагают свои варианты, которые могут отличаться от предложенной авторами уч ебника, сравнивают с авторской, записывают в тетра дь.

Изучение нового материала Когда выдающегося английского учёного Исаака Ньютона поздравляли с великим на учным открытием, он ск ро мно заметил: «Я подобен карлику, который

Предполагают, что Ньютон говорил об опыте предшественников, достижениях других учёных, подготовивших базу для его открытия. П оложительный результат – пл од работы многих

Работают с учебником, обмениваются мнениями, отвечают на вопросы, выясняют, что человек выступает в двух качествах. С одной стороны с оздаёт культуру, с другой – усваивает

созданную ранее, т. е. люди – творцы и носители культуры. Их вклад может быть различен, в зависимости от таланта, способностей и усердия.

Посреди прекрасного, яркого Божьего мира жила маленькая серенькая букашка. Все друг ие насекомые очень гордились своими яркими цветами и не обращали на неё никакого

Маленькая букашечка очень горевала. Но однажды утром её погладил по спинке солн ечный лучик. Малышка обрадовалась, что её кто - то любит, и под умала с благодарностью: «Я могу

Ребята, как вы оцените поступок божьей коровки? Есть ли в вашем окружении люди, бескорыстно совершающие добрые поступк и? Можно ли назвать их деятельность нравственной,

Молодцы, ребята. Вы отлично работаете. Давайте немного передох нём. Переключим внимание с интеллектуальной на физическую деяте л ьность.

Давайте продолжим. Как приучить себя совершать только добрые поступки? Как не делать зла? На эти вопросы отвечает этика. Часто мы можем услышать выражение «свет ская

Законы этики, нравственности, пополнялись из разных источников: традиций, обычаев, религии. Житейские эти ческие представления отразились в фольклоре – пословицах и

поговорках, сказках и былинах . Религия дала человечеству священные книги, они учат любви, доброте, милосердию, терпению, сост раданию. Законы этики не зависят от

принадлежности человека к религии или национальности. Нравственный человек, будь он верующим или неверующим (атеистом), всегд а честен, справедлив, милосерден.

Нравственный человек совестлив. Совесть – это внутренний голос, который предупре ждает человека о безнравственности тех или иных поступков, будит чувство стыда за плохое

Отличная работа, друзья. История России знает немало примеров замечательных женщин отличавшихся благородными качествами. Одно й из них была великая княгиня Елизавета

Фёдоровна Романова, жена родного брата российского императора Александра III. Одним из главных её качеств была любовь к ближнему. Давайте ближе познакомимся с этой

Давайте обсудим, какие личные качества и поступки княгини вызывают у вас уважение? Почему, ух одя из камеры убийцы своего мужа, Елизавета Фёдоровна о ставил а там Евангелие и

Чтобы понять всю глубину и значение духовно - нравственной культуры, представим её в виде живописного озера с чистейшей водой. Уже многие тысячелетия его воды утоляют жажду

человека в красоте и гармонии, доброте и справедливост и, любви и сострадании. Множество рек питают озеро, но две из них делаю т его глубже и прекраснее. Имя одной из них –

Нравственные традиции, другой – Религиозная вера. Живительные воды этих рек составляют подлинное богатство дух овно - нравственной кул ьтуры, они не позволяют иссякнуть

Рассуждают, приходят к выводу, что божья коровка беск орыстно совер шила доброе дело. Проводят аналогии, рассуждают, приводят примеры из повседневной жизни. Д елают вывод о

Качества нравственного человека: совестливость, справедливость, порядочность, благородство и др. (п ринимаются и обсу ждаются все варианты)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Формирование представления о человеке – творце и человеке-носителе культуры. Определение места нравственности в культуре общества.

Тип урока: открытие новых знаний.

помочь детям усвоить новые понятия: нравственность, этика

дать знания о подвижнической деятельности великой княгини Елизаветы Фёдоровны Романовой

сформировать представление о значимости духовно-нравственной культуры.

развивать познавательный интерес, кругозор, интерес к чтению исторической литературы;

развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах;

развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

углубить раскрытие понятия внутренний мир человека, духовность;

формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.

. Предмет ОДНКР основы духовно-нравственной культуры народов России

Раздел 1. В мире культуры.

Урок № 2 Тема: Человек-творец и носитель культуры.

Основные методы и приемы:

Учебный диалог: чтение и обсуждение текста учебника (с.13-14)

Цель: Формирование представления о человеке – творце и человеке-носителе культуры. Определение места нравственности в культуре общества.

Тип урока: открытие новых знаний.

Образовательные:

помочь детям усвоить новые понятия: нравственность, этика

дать знания о подвижнической деятельности великой княгини Елизаветы Фёдоровны Романовой

сформировать представление о значимости духовно-нравственной культуры.

Развивающие:

развивать познавательный интерес, кругозор, интерес к чтению исторической литературы;

развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах;

развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Воспитательные:

углубить раскрытие понятия внутренний мир человека, духовность;

формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

формировать целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве;

формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

воспринимать одноклассников как членов своей команды (группы);

вносить своего вклада в работу для достижения общих результатов;

быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению.

Метапредметные УУД.

Регулятивные УУД:

совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока;

прогнозировать предстоящую работу: определение цели учебной деятельности, выбор темы;

оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности;

выполнять корректировку своей деятельности.

Познавательные УУД:

ориентироваться в своей системе знаний;

извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний;

извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, видеофильм, иллюстрация);

перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы, пары.

Коммуникативные УУД:

доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;

слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им;

осознанно выбирать критерий качественной оценки работы группы.

Предметные УУД:

расширить знания о соотечественниках, прославившихся подвижнической деятельностью, благородством.

Технологии обучения: технология деятельностного подхода, технология проблемно-диалогического обучения, здоровьесберегающая технология, проектная технология, технология оценки образовательных достижений.

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Учебно-методическое обеспечение и ресурсы:

Технологическая карта урока

Организационный момент. Психологический настрой

Здравствуйте ребята. Займите свои места, усаживайтесь удобней. Мы отправляемся в увлекательное путешествие в мир культуры. Нам предстоит знакомство с удивительными людьми – творцами, преобразующими окружающую действительность, людьми, чей пример вдохновляет стать лучше, добрей. Человек не может жить вне культуры. В процессе своей жизни человек усваивает культуру и сам вносит вклад в нее. Вклад человека в культуру зависит от его таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества.

Приветствуют учителя, садятся

Актуализация опорных знаний

Побуждает учащихся самостоятельно сформулировать тему урока и цель урока.

Беседа с учащимися:

- Что такое культура?

А кто является творцом культуры?

Давайте рассмотрим иллюстрации на стр. 12. Объясните, есть ли связь между фотографиями, расположенными слева и справа. Какая логическая цепочка выстаивается? Свою позицию аргументируйте.

Скажите, ребята, какая из ролей: человек-творец или человек-носитель культуры представляется вам более важной?

Для того, чтобы точно ответить на этот вопрос, что нам нужно узнать?

А сейчас попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. Запишите её в тетрадь.

Обсуждают, аргументируют. Вероятно, что мнения разойдутся.

Учащиеся задаются вопросами: Какое влияние оказывает культура на общественную жизнь, традиции, моральные нормы? Какими нравственными качествами должен обладать творец культуры?

Предлагают свои варианты, которые могут отличаться от предложенной авторами учебника, сравнивают с авторской, записывают в тетрадь.

Изучение нового материала

Ребята, давайте сверим свои суждения с текстом учебника на стр. 13. Работаем в парах.

Предполагают, что Ньютон говорил об опыте предшественников, достижениях других учёных, подготовивших базу для его открытия. Положительный результат – плод работы многих людей.

Работают с учебником, обмениваются мнениями, отвечают на вопросы, выясняют, что человек выступает в двух качествах. С одной стороны создаёт культуру, с другой – усваивает созданную ранее, т. е. люди – творцы и носители культуры. Их вклад может быть различен, в зависимости от таланта, способностей и усердия.

Посреди прекрасного, яркого Бо­жьего мира жила маленькая серенькая букашка. Все другие насекомые очень гордились своими яркими цветами и не обращали на неё никакого внимания, а колорадский жук даже насмехался над ней.

(притчу можно инсценировать)

Ребята, как вы оцените поступок божьей коровки? Есть ли в вашем окружении люди, бескорыстно совершающие добрые поступки? Можно ли назвать их деятельность нравственной, созидательной?

Молодцы, ребята. Вы отлично работаете. Давайте немного передохнём. Переключим внимание с интеллектуальной на физическую деятельность.

Законы этики, нравственности, пополнялись из разных источников: традиций, обычаев, религии. Житейские этические представления отразились в фольклоре – пословицах и поговорках, сказках и былинах. Религия дала человечеству священные книги, они учат любви, доброте, милосердию, терпению, состраданию. Законы этики не зависят от принадлежности человека к религии или национальности. Нравственный человек, будь он верующим или неверующим (атеистом), всегда честен, справедлив, милосерден. Нравственный человек совестлив. Совесть – это внутренний голос, который предупреждает человека о безнравственности тех или иных поступков, будит чувство стыда за плохое поведение.

Какие качества характеризуют нравственного человека?

Сейчас давайте разделимся на группы и выполним задания (время работы 6-8 минут).

Скажите ребята, как вы оцениваете работу своей группы? Других групп?

Отличная работа, друзья. История России знает немало примеров замечательных женщин отличавшихся благородными качествами. Одной из них была великая княгиня Елизавета Фёдоровна Романова, жена родного брата российского императора Александра III. Одним из главных её качеств была любовь к ближнему. Давайте ближе познакомимся с этой удивительной женщиной.

Давайте обсудим, какие личные качества и поступки княгини вызывают у вас уважение? Почему, уходя из камеры убийцы своего мужа, Елизавета Фёдоровна оставила там Евангелие и иконку?

Чтобы понять всю глубину и значение духовно-нравственной культуры, представим её в виде живописного озера с чистейшей водой. Уже многие тысячелетия его воды утоляют жажду человека в красоте и гармонии, доброте и справедливости, любви и сострадании. Множество рек питают озеро, но две из них делают его глубже и прекраснее. Имя одной из них – Нравственные традиции, другой – Религиозная вера. Живительные воды этих рек составляют подлинное богатство духовно-нравственной культуры, они не позволяют иссякнуть источнику человеческих добродетелей.

Рассуждают, приходят к выводу, что божья коровка бескорыстно совершила доброе дело. Проводят аналогии, рассуждают, приводят примеры из повседневной жизни. Делают вывод о связи нравственности и добродетели.

Качества нравственного человека: совестливость, справедливость, порядочность, благородство и др. (принимаются и обсуждаются все варианты)

Задания для групп:

Проанализируйте пословицы и поговорки и определите, какие нравственные правила в них заложены.

Не тот друг, кто на празднике гуляет, а кто в беде помогает (осетинская пословица)

Друг в лицо смотрит, а враг в спину (татарская пословица)

Не ройся на дне мешка – не вспоминай прежних обид (татарская пословица)

Рана от языка не заживёт (татарская поговорка)

Скрывай ошибки других, а на собственные смотри (татарская пословица)

В глубоком месте нет брода, в клевете нет путного слова (бурятская поговорка)

Оставленный в тундре запас – и для нас, и для вас (ненецкая поговорка)

Дружные люди под одной бараньей шкурой помещаются (бурятская пословица)

Мучайся за людей, борись за народ (бурятская поговорка)

Чем неправду говорить, лучше молчать (дагестанская пословица)

Лучше человека ничего не бывает (дагестанская поговорка)

Кто соврёт, тот и украдёт (дагестанская поговорка)

Заслушиваются выступления представителей групп, ребята говорят, что в пословицах и поговорках речь идёт о взаимовыручке, дружбе, честности, терпимости, щедрости, патриотизме. Называют различные варианты, обсуждают, принимаются любые (по мере необходимости корректируются)

Краткое обсуждение, самооценка.

Высказывают своё мнение, упоминают. Что княгиня была великодушна, скромна, заботлива, добра. Могут назвать её сострадательной. Вспоминают, что она продала свои драгоценности, купила усадьбу, при которой открыла больницу, бесплатную аптеку, приют для детей.

Первичная проверка понимания.

Первичное закрепление знаний.

Как, по-вашему, какое общество может считаться нравственно здоровым? Можно ли нравственность считать частью культуры?

Приведите примеры нравственных поступков.

Предлагают разные варианты. Например, что обществ, где дурные поступки вызывают осуждение, большинство людей добродетельны, понимают сущность нравственности, и живут в соответствии с этим понятием, может считаться нравственно здоровым. Нравственные законы – неотъемлемая часть культуры.

Приводят примеры из истории, общественной жизни. При затруднении можно использовать материалы учебника стр. 17 (текст про Апостола Павла)

Учащиеся делают вывод о том. Что мир культуры богат и разнообразен. Человек не только является творцом культуры, но и сам изменяется в процессе создания и восприятия культурных ценностей. Обе эти роли одинаково важны. Неотъемлемой частью культуры являются законы нравственности. Творец и носитель культуры должен быть честным, высоконравственным человеком. Разобраться в том, что такое нравственность помогает наука этика.

Информация о домашнем задании

2 уровень: подбери русские аналоги пословиц и поговорок из перечня, предложенного в групповой работе (любой из трёх по выбору)

Записывают выбранное задание, по необходимости консультируются с учителем.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОДНКНР в 5 классе Дата: 09 .10.2019

Человек- творец и носитель культуры

Формирование представления о человеке – творце и человеке-носителе культуры. Определение места нравственности в культуре общества.

м етоды и формы
обучения

технология деятельностного подхода, технология проблемно-диалогического обучения, здоровьесберегающая технология, проектная технология, технология оценки образовательных достижений.

Основные понятия

Планируемые результаты

Метапредметные УУД

Личностные УУД

расширить знания о соотечественниках, прославившихся подвижнической деятельностью, благородством.

совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока;

прогнозировать предстоящую работу: определение цели учебной деятельности, выбор темы;

оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности;

выполнять корректировку своей деятельности.

Познавательные УУД:

ориентироваться в своей системе знаний;

извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний;

извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, видеофильм, иллюстрация);

перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы, пары.

Коммуникативные УУД:

доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;

слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им;

осознанно выбирать критерий качественной оценки работы группы.

формировать целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве;

формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

воспринимать одноклассников как членов своей команды (группы);

вносить своего вклада в работу для достижения общих результатов;

быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

I.Критерии оценивания.Мотивация к учебнойдеятельности

Здравствуйте ребята. Займите свои места, усаживайтесь удобней. Мы отправляемся в увлекательное путешествие в мир культуры. Нам предстоит знакомство с удивительными людьми – творцами, преобразующими окружающую действительность, людьми, чей пример вдохновляет стать лучше, добрей. Человек не может жить вне культуры. В процессе своей жизни человек усваивает культуру и сам вносит вклад в нее. Вклад человека в культуру зависит от его таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества.

II. Этап актуализации.

Побуждает учащихся самостоятельно сформулировать тему урока и цель урока.

Беседа с учащимися:

- Что такое культура?

А кто является творцом культуры?

Обсуждают, аргументируют. Вероятно, что мнения разойдутся.

Этап выявления места и причины затруднения.

Давайте рассмотрим иллюстрации на стр. 12. Объясните, есть ли связь между фотографиями, расположенными слева и справа. Какая логическая цепочка выстаивается? Свою позицию аргументируйте.

Обсуждают, аргументируют. Вероятно, что мнения разойдутся.

Учащиеся задаются вопросами: Какое влияние оказывает культура на общественную жизнь, традиции, моральные нормы? Какими нравственными качествами должен обладать творец культуры?

Предлагают свои варианты, которые могут отличаться от предложенной авторами учебника, сравнивают с авторской, записывают в тетрадь.

IV Этап целеполагания.

Скажите, ребята, какая из ролей: человек-творец или человек-носитель культуры представляется вам более важной?

Для того, чтобы точно ответить на этот вопрос, что нам нужно узнать?

А сейчас попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. Запишите её в тетрадь.

V . Этап открытия нового знания.

Ребята, давайте сверим свои суждения с текстом учебника на стр. 13. Работаем в парах.

Предполагают, что Ньютон говорил об опыте предшественников, достижениях других учёных, подготовивших базу для его открытия. Положительный результат – плод работы многих людей

Работают с учебником, обмениваются мнениями, отвечают на вопросы, выясняют, что человек выступает в двух качествах. С одной стороны создаёт культуру, с другой – усваивает созданную ранее, т. е. люди – творцы и носители культуры. Их вклад может быть различен, в зависимости от таланта, способностей и усердия.

Посреди прекрасного, яркого Божьего мира жила маленькая серенькая букашка. Все другие насекомые очень гордились своими яркими цветами и не обращали на неё никакого внимания, а колорадский жук даже насмехался над ней.

(притчу можно инсценировать)

Ребята, как вы оцените поступок божьей коровки? Есть ли в вашем окружении люди, бескорыстно совершающие добрые поступки? Можно ли назвать их деятельность нравственной, созидательной?

Молодцы, ребята. Вы отлично работаете. Давайте немного передохнём. Переключим внимание с интеллектуальной на физическую деятельность.

Физкультминутка.

Законы этики, нравственности, пополнялись из разных источников: традиций, обычаев, религии. Житейские этические представления отразились в фольклоре – пословицах и поговорках, сказках и былинах. Религия дала человечеству священные книги, они учат любви, доброте, милосердию, терпению, состраданию. Законы этики не зависят от принадлежности человека к религии или национальности. Нравственный человек, будь он верующим или неверующим (атеистом), всегда честен, справедлив, милосерден. Нравственный человек совестлив. Совесть – это внутренний голос, который предупреждает человека о безнравственности тех или иных поступков, будит чувство стыда за плохое поведение.

Какие качества характеризуют нравственного человека?

Сейчас давайте разделимся на группы и выполним задания (время работы 6-8 минут).

Рассуждают, приходят к выводу, что божья коровка бескорыстно совершила доброе дело. Проводят аналогии, рассуждают, приводят примеры из повседневной жизни. Делают вывод о связи нравственности и добродетели.

Качества нравственного человека: совестливость, справедливость, порядочность, благородство и др. (принимаются и обсуждаются все варианты)

Задания для групп:

Проанализируйте пословицы и поговорки и определите, какие нравственные правила в них заложены.

Не тот друг, кто на празднике гуляет, а кто в беде помогает (осетинская пословица)

Друг в лицо смотрит, а враг в спину (татарская пословица)

Не ройся на дне мешка – не вспоминай прежних обид (татарская пословица)

Рана от языка не заживёт (татарская поговорка)

Скрывай ошибки других, а на собственные смотри (татарская пословица)

В глубоком месте нет брода, в клевете нет путного слова (бурятская поговорка)

Оставленный в тундре запас – и для нас, и для вас (ненецкая поговорка)

Дружные люди под одной бараньей шкурой помещаются (бурятская пословица)

Мучайся за людей, борись за народ (бурятская поговорка)

Чем неправду говорить, лучше молчать (дагестанская пословица)

Лучше человека ничего не бывает (дагестанская поговорка)

Кто соврёт, тот и украдёт (дагестанская поговорка)

Заслушиваются выступления представителей групп, ребята говорят, что в пословицах и поговорках речь идёт о взаимовыручке, дружбе, честности, терпимости, щедрости, патриотизме. Называют различные варианты, обсуждают, принимаются любые (по мере необходимости корректируются)

Краткое обсуждение, самооценка.

Скажите ребята, как вы оцениваете работу своей группы? Других групп?

Отличная работа, друзья. История России знает немало примеров замечательных женщин отличавшихся благородными качествами. Одной из них была великая княгиня Елизавета Фёдоровна Романова, жена родного брата российского императора Александра III. Одним из главных её качеств была любовь к ближнему. Давайте ближе познакомимся с этой удивительной женщиной.

Давайте обсудим, какие личные качества и поступки княгини вызывают у вас уважение? Почему, уходя из камеры убийцы своего мужа, Елизавета Фёдоровна оставила там Евангелие и иконку?

Высказывают своё мнение, упоминают. Что княгиня была великодушна, скромна, заботлива, добра. Могут назвать её сострадательной. Вспоминают, что она продала свои драгоценности, купила усадьбу, при которой открыла больницу, бесплатную аптеку, приют для детей.

Чтобы понять всю глубину и значение духовно-нравственной культуры, представим её в виде живописного озера с чистейшей водой. Уже многие тысячелетия его воды утоляют жажду человека в красоте и гармонии, доброте и справедливости, любви и сострадании. Множество рек питают озеро, но две из них делают его глубже и прекраснее. Имя одной из них – Нравственные традиции, другой – Религиозная вера. Живительные воды этих рек составляют подлинное богатство духовно-нравственной культуры, они не позволяют иссякнуть источнику человеческих добродетелей.

V I . Первичное осмысление и закрепление изученного

Как, по-вашему, какое общество может считаться нравственно здоровым? Можно ли нравственность считать частью культуры?

Предлагают разные варианты. Например, что обществ, где дурные поступки вызывают осуждение, большинство людей добродетельны, понимают сущность нравственности, и живут в соответствии с этим понятием, может считаться нравственно здоровым. Нравственные законы – неотъемлемая часть культуры.

Приводят примеры из истории, общественной жизни. При затруднении можно использовать материалы учебника стр. 17 (текст про Апостола Павла)

физкультминутка

VII . Этап включения в систему знаний.

Приведите примеры нравственных поступков.

VIII . Этап подведения итогов урока

Учащиеся делают вывод о том. Что мир культуры богат и разнообразен. Человек не только является творцом культуры, но и сам изменяется в процессе создания и восприятия культурных ценностей. Обе эти роли одинаково важны. Неотъемлемой частью культуры являются законы нравственности. Творец и носитель культуры должен быть честным, высоконравственным человеком. Разобраться в том, что такое нравственность помогает наука этика.

I X. Этап рефлексии и оценивания

Ребята, предлагаю вам продолжить предложения:

"На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…"

"На этом уроке меня порадовало…"

"Я похвалил бы себя…"

"Особенно мне понравилось…"

"После урока мне захотелось…"

Спасибо, мне было очень интересно с вами на сегодняшнем занятии.

X .Домашнее задание

2 уровень: подбери русские аналоги пословиц и поговорок из перечня, предложенного в групповой работе (любой из трёх по выбору)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к урокам "Человек - творец и носитель культуры".

Человек – творец и носитель культуры.

Человек – творец и носитель культуры.

Что такое культура ?

Что такое культура ?



Каких известных людей знаем ?

Каких известных людей знаем ?

Вне культуры жизнь человека невозможна. По отношению к культуре человек выступает в двух качествах.

Вклад каждого человека в развитие культуры различен.

Законы нравственности — часть культуры общества

Законы этики, нравственности, пополнялись из разных источников: традиций, обычаев, религии.

Пронализируйте пословицы и поговорки и определите, какие нравственные правила в них заложены .

Пронализируйте пословицы и поговорки и определите, какие нравственные правила в них заложены .

Живительные воды нравственности

Живительные воды нравственности

Апостол Павел сначала носил еврейское имя Савл

от гонителя и палача христиан до защитника веры, принявшего мученическую смерть за свои убеждения

Читайте также: