Окружающий мир 4 класс стр 126 134 конспект

Обновлено: 05.07.2024

Цели: сформировать у учащихся представление о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа; познакомить с географическим положением субтропической зоны России, растительным и животным миром, деятельностью людей.

Формируемые УУД: познавательные — осознавать познавательную задачу, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, выявлять известное и неизвестное; коммуникативные — участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; регулятивные — действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения; личностные — поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

1. Работа с картой

В ней песков большие груды —

И по ним идут верблюды,

— О чем загадка? (О пустыне.)

Прощаться с пустыней не будем спешить —

О ней мы будем сейчас говорить.

Пустынь в России немного у нас,

О географическом положении пустыни

(Отвечает ученик с показом на карте. Выслушивают дополнения остальных учащихся.)

• Что за чудо! Вот так чудо!

Сверху — блюдо, снизу — блюдо.

Ходит чудо по дороге —

Голова торчит да ноги. (Черепаха.)

На конце — головка. (Змея.)

• Я из отряда лисиц, небольшая на вид, но уши большие. (Лисичка корсак.)

• Я — священное животное Древнего Египта. Перекатываю шарики, в которых запас корма для моего потомства. (Скарабей.)

• Я — глинистый участок пустыни, называюсь. (Такыр.)

• Я — травянистое растение, моя задача — удерживать пески. (Колосняк.)

• Я — песчаный холм, и зовут меня . (Бархан.)

2. Тест

1. Пустыни занимают:

а) огромную территорию в центральной части России

б) небольшую территорию по берегам северных морей

в) небольшую территорию на юго-западе страны +

а) жаркое продолжительное лето и прохладная короткая зима +

б) короткое прохладное лето и длинная суровая зима

в) ярко выделяются все четыре времени года

а) выпадает большое количество осадков в виде дождя и снега

б) выпадает малое количество осадков

в) чаще всего осадков не бывает +

4. Растения пустыни:

а) высокие, широколистные

б) невысокие, с узкими листьями и корнями-луковицами

в) невысокие, с узкими тонкими листьями и длинными корнями +

5. Животные пустыни:

а) в основном некрупные, низкорослые, имеют защитный желтый окрас, быстро передвигаются, чаще ведут ночной образ жизни +

б) крупные, имеют подкожный слой жира и густой длинный мех

в) в основном низкорослые (грызуны) и птицы

6. К растениям пустыни относятся:

а) ковыль, полынь, тюльпан

б) морошка, брусника, черника

в) колосняк, солянка, джузгун +

7. К животным пустыни относятся:

а) корсак, сайгак, тушканчик +

б) рысь, лев, тигр

в) морж, тюлень, медведь

9. Экологическими проблемами пустыни являются:

а) распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство

б) неумеренные орошение, выпас скота, браконьерство +

в) неумеренный выпас оленей, загрязнение почв нефтью, разрушение почв тяжелой техникой, браконьерство

10. Заповедник пустыни:

3. Индивидуальное задание на карточке

— Исправьте ошибки в тексте.

Отличительной особенностью зоны пустынь является сплошной растительный покров (правильно — отсутствие растительного покрова). Ветер наносит холмы песка, которые называют джузгунами (правильно — барханами). Но есть растения, которые своими корнями удерживают передвижение песков, — это сайгак (правильно — колосняк) и джузгун. В пустыне встречаются крупные животные тушканчики (правильно — сайгаки), они кочуют по пустыне стадами в поисках воды и пищи. А забавное животное песчанка (правильно — тушканчик) передвигается прыжками.

4. Конкурс рисунков

(Проверка выполнения задания 7 на с. 59 рабочей тетради.)

— Чей рисунок вам понравился? Почему?

— Кто желает прочитать свой рассказ о воображаемой научной экспедиции в пустыню?

(Проверка выполнения задания 8 на с. 60 рабочей тетради. Ученики зачитывают свои рассказы.)

— Чей рассказ вам понравился? Почему?

III. Самоопределение к деятельности

— О какой природной зоне мы не говорили? (О субтропиках.)

Сегодня мы отправимся туда,

Где много солнца и теплая морская вода, —

Субтропики России раскроют тайны нам,

Узнаем, что за звери обитают там,

Какие растения там растут,

Почему так природную зону зовут.

— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

— Что мы будем делать для достижения этой цели?

— Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.

(Учитель записывает вопросы на доске.)

Что же, друзья, в дорогу пора!

Ждут с нетерпением нас

Чудный берег, море и пляж.

Но мы отправляемся не отдыхать,

А зону субтропиков России изучать.

IV. Открытие нового знания

1. Работа с картой

— Обратимся к помощнице-карте. Что она нам расскажет? Найдем на карте субтропики. (Эта зона занимает очень маленькую территорию. Она расположена на побережье. С одной стороны — Кавказские горы, а с другой — Черное море.)

— В расположении зоны кроется секрет ее удивительного климата и природы. Давайте рассмотрим простой пример: вы на пляже. Когда вода теплее — днем или вечером? (Вечером.)

Да, вода медленно нагревается и медленно остывает. Солнце за лето нагревает море, а затем море отдает побережью зимой теплый воздух. Кавказские горы находятся близко, прямо у самого побережья. Они являются непреодолимой преградой для холодного северного ветра, поэтому на побережье умеренно жаркое лето и теплая зима. Выпадает много осадков. Море посылает на землю большое количество влаги, и она тоже задерживается горами.

Субтропическая зона расположена южнее нашей страны, а здесь, на Черноморском побережье, — лишь ее маленькая часть.

2. Работа в группах

— Продолжим изучать природную зону группами: экологи, ботаники, зоологи.

План рассказа для группы ботаников

1. Отличительная особенность растений субтропиков.

2. Растения дикорастущие, фруктовые, завезенные из теплых стран.

План рассказа для группы зоологов

1. Обитатели суши.

2. Обитатели моря.

— Экологи, пользуясь учебником (с. 132—133), расскажите об экологии зоны по плану.

План рассказа для группы экологов

1. Экологические проблемы Черноморского побережья.

2. Растения и животные, занесенные в Красную книгу.

V. Первичное закрепление

(Рассказы сопровождаются демонстрацией слайдов.)

Рассказ ботаников. Благоприятные условия — тепло и влага — дают возможность расти высоким деревьям с крупными листьями, теплолюбивым. Это дуб, бук, каштан. Бук достигает высоты 25—40 м, его ствол ровный, листья имеют форму продолговатого эллипса, плоды — орехи, но их нельзя есть. Бук живет до 500 лет. Каштан — дерево-долгожитель, может жить до тысячи лет, его высота достигает 35 м. Листья у него продолговатые с острыми зубчиками. Плоды — орехи — употребляют в пищу. Растения, привезенные из разных теплых стран: кипарисы, магнолии, пальмы. На Черноморском побережье растет много фруктовых деревьев: персики, абрикосы, инжир, грецкие орехи.

Можно сказать еще о растущих здесь виноградниках. А на склонах гор раскинулись плантации чая. Очень ценится пробковый дуб и самшит — дерево, имеющее крепкую, плотную древесину. К сожалению, самшиты в настоящее время на грани исчезновения.

Рассказ зоологов. Богат и разнообразен животный мир Черноморского побережья Кавказа. В лесах обитают косули, медведи, кабаны жадно поедают плоды каштанов, орехи, желуди; есть барсы и шакалы, цикады, питающиеся соком растений. Хищный богомол питается мелкими насекомыми. Встречаются удивительной красоты бабочки, такие, как олеандровый бражник. К животным суши также относятся ящерицы и змеи.

Рассказ экологов. Берег Черного моря — это место, куда приезжают отдыхать тысячи людей из всех уголков России. Но, к сожалению, и здесь возникли экологические проблемы: сточные воды и бытовой мусор загрязняют море. Человек бывает безжалостен к природе: бросает бытовой мусор на побережье, обламывает ветки деревьев и кустов, обрывает цветы, ловит жуков и бабочек, уничтожает медуз и крабов. А ведь в память о поездке можно приобрести сувениры и открытки или просто сфотографироваться. Из-за такого небрежного отношения к природе стали редкими жужелица кавказская, растения иглица колхидская, тис ягодный, они занесены в Красную книгу. Под особую охрану взяты самшитовые рощи, дельфин черноморская афалина. Для сохранения уникальной природы Черноморского побережья Кавказа создан Сочинский национальный парк.

VI. Физкультминутка

VII. Включение нового знания в систему знаний

1. Выполнение заданий в рабочей тетради

— Выполним задание 1 на с. 60.

(Ученики закрашивают на контурной карте зону субтропиков. Взаимопроверка по учебнику.)

— Заполним таблицу, выполняя задание 3 на с. 61.

(Ученики самостоятельно с помощью учебника заполняют таблицу, затем проверяют друг у друга.)

Обитатели суши — цикады, богомол, жужелица кавказская, олеандровый бражник, косули.

Обитатели суши, добывающие пищу в море, — чайки, бакланы.

Обитатели моря — дельфины, морские коньки, морские иглы, крабы, медузы.

— Составим схему цепи питания, характерной для Черноморского побережья Кавказа, выполняя задание 4 на с. 61.

(Составляют схему цепи питания. Рассказ об экологических связях.)

(Проверка по учебнику.)

2. Работа в группах

— Прочитайте задание 5 на с. 62 рабочей тетради. Какие экологические проблемы отражены на рисунках? (1. Сточные воды и различный мусор попадают в море и загрязняют его. 2. Люди, приезжающие отдыхать, ловят на память об отдыхе жуков, бабочек, других насекомых. 3. Люди выбрасывают мусор где попало. 4. Люди ломают ветки деревьев, вырезают надписи на стволах. 5. Люди срывают красивые цветы.)

— Обсудите в группах и предложите меры по охране природы. (Выслушать мнения каждой группы.)

3. Работа с CD

VIII. Подведение итогов урока

— Какова была цель урока? Достигли ее?

— Какие знания мы открыли?

— Где могут пригодиться в жизни новые знания? (Высказывания детей.)

- На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

(Учитель обращает внимание детей на доску, где записаны вопросы.)

IX. Рефлексия

— С каким настроением вы уходите с урока?

— Что на уроке у вас хорошо получалось?

— Над чем еще надо поработать?

— Кого можно поблагодарить за урок? (Самооценка. Комментарий учителя.)

Домашнее задание

1. Прочитать текст нас. 126—134 учебника, выполнить задания.

2. Выполнить задания 2, 8, 9 на с. 60, 63 рабочей тетради.

3. Повторить все природные зоны, составить кроссворд по природным зонам (подготовка к проверочной работе).

Цель урока: сформировать у учащихся представление о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа; познакомить с географическим положением субтропической зоны России, растительным и животным миром, деятельностью людей.

Личностные УУД:поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

Регулятивные УУД: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения.

Коммуникативные УУД: учиться работать в группе, сотрудничать в совместном решении задачи; формулировать собственное мнение и позицию; высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновывать, приводя аргументы; учиться с уважением относиться к позиции другого, уметь договариваться.

Познавательные УУД: осознавать познавательную задачу, отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации; добывать новые знания, извлекая информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления, делать выводы на основе обобщения знаний; достаточно полно и доказательно строить устное высказывание.

Предметные УУД: получить представление осубтропической зоне Черноморского побережья Кавказа; познакомиться с ее географическим положением и климатическими условиями; узнать особенности растительного и животного мира зоны субтропиков, хозяйственной деятельности населения.


Слова учителя:
Встало солнышко давно
Заглянуло к нам в окно.
Нас оно торопит в класс,
Вновь урок у нас сейчас!

2.Актуализация опорных знаний

Ходит чудо по дороге-

Голова торчит да ноги. ( Черепаха)

На конце-головка ( змея)

Я из отряда лисиц, небольшая на вид, но уши большие. (Лисичка- фенек)

Я – песчаный холм, и зовут меня … ( бархан)

-Сегодня мы отправимся туда,

Где много солнца и теплая морская вода,

Субтропики России раскроют тайны нам,

Узнаем, что за звери обитают там,

Какие растения там растут,

Почему так природную зону зовут.

-Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

-Что мы будем делать для достижения этой цели?

(Учитель записывает вопросы на доске).

- В этом учебном году мы с вами много путешествовали по природным зонам, где справлялись с труднейшими заданиями. Сегодня нам предстоит совершить ещё одно увлекательное путешествие. Это путешествие на Черноморское побережье. Во время путешествия мы с вами услышим и увидим много интересного о природе, растительном и животном мире этого удивительного края.

1. Работа с картой.

- Обратимся к помощнице – карте. Что она нам расскажет?

Эта удивительная зона занимает очень маленькую территорию. Она расположена на побережье. С одной стороны – Кавказские горы, а с другой – Чёрное море.

В расположении зоны кроется секрет её удивительного климата и природы. Солнце за лето нагревает море. А затем море отдаёт побережье зимой тёплый воздух. Кавказские горы находятся близко, они высокие и молодые, Они являются непреодолимой преградой для холодного северного ветра, поэтому на побережье умеренно жаркое лето и тёплая зима. Выпадает много осадков. Море посылает на землю большое количество влаги, и она тоже задерживается горами.

Что обозначает слово “субтропики”?

2. Организация работы в группах с кейсами.

- А теперь продолжим изучать природную зону. В работу включаются все научные группы: ботаники, зоологи, экологи.

А) Отличительные особенности растений субтропиков.

Б) Растения дикорастущие, фруктовые, завезённые из тёплых стран.

А) Обитатели суши.

Б) Обитатели мира.

А) Экологические проблемы Черноморского побережья.

Б) Растения и животные, занесённые в Красную книгу.

На столах у вас лежат несколько источников информации и проекты выступлений. Изучив источники (на изучение дается 10 минут), вы должны будете заполнить пропуски в основных листах. Затем вы озвучите свои выступления.

Ваша работа будет оцениваться по 3 пунктам. Слаженность работы группы, т. е. участие каждого ученика. Полнота информации (на все ли вопросы будут найдены ответы), презентация выступления, т. е. насколько эмоционально и доходчиво вы сможете выступить.

Группы, заработавшие менее 20 баллов выслушивают словесную оценку выступления с указанием ошибок и получают возможность заработать отметку путем создания газеты к следующему уроку на свою тему с учетом ошибок, допущенных при выступлении.

Слаженность работы группы

Источник №1: Учебник А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова. Окружающий мир, 4 класс. 1 часть. Издательство Просвещение 2013г., стр.127, 130.

Тепло, высокая влажность, обилие солнечного света должны создавать особые условия для жизнедеятельности растительности. Растительный мир здесь необычайно богат и разнообразен.

Для естественного растительного покрова субтропиков характерно то, что зимой некоторые растения стоят зелеными и активно растут, другие в это время даже цветут. Зимнее цветение растений никогда не наблюдается в средней полосе. Другая особенность субтропиков – присутствие в естественном растительном покрове крупных вечнозеленых лиственных кустарников и даже небольших деревьев (самшит, лавровишня, бук, кипарис, тис). Особенно хорошо заметны они зимой, когда другие деревья и кустарники сбросили листву.

Здесь выращивают лимоны, апельсины, мандарины, виноград. Поздней осенью деревья покрываются золотыми и оранжевыми плодами. С одного мандаринового дерева собирают до тысячи плодов в год, отдельные апельсиновые деревья дают по 5 центнеров фруктов.)

В наших субтропиках есть много реликтовых деревьев и кустарников, (то есть растут только здесь), сохранившихся с древних времён. Среди них можно назвать земляничное дерево, железное дерево, шёлковую акацию. Сохранились они только в субтропиках, где климат на протяжении длительного времени оставался сравнительно тёплым.

Наиболее важные культурные растения кавказских субтропиков- чайный куст и мандарины.

Чайные плантации состоят из множество невысоких кустов ,почти вплотную примыкающих один к другому. Эти плантации похожи на тёмно-зелёное море со многими округлыми волнами. Внешний вид плантаций не меняется в течение года, так как чайный куст- вечнозелёное растение. Мандарины – ценная плодовая культура, но довольно чувствительная к холоду. Мандариновые сады распространены в самых теплых районах кавказских субтропиков. Деревца в таких садах невысокие, с широкими, всегда широкими кронами. Плоды созревают поздней осенью.

Источник №4: Карта природных зон.

Источник №5: Красная книга России. Растения.

Источник №6: гербарий;

Источник №7: карточки с изображением растений;

Плод этот сладкий
И круглый, и гладкий.
Внутри он душистый
Снаружи пушистый.
А серёдка плода,
Словно камень, тверда. ( Персик)

Чтобы фрукту уродиться,
Надо много потрудиться.
Этот плод растёт на ветке,
Весь в янтарной он расцветке.
Сочен, вкусен он и мягок,
А на вкус – душист и сладок.
Кто такой? - Созрел вопрос.
Ну, конечно. ( абрикос )

Круглый, зрелый, загорелый,
Попался на зубок,
Расколоться все не мог,
А попал под молоток,
Хрустнул раз – и треснул бок. ( Грецкий орех).

Гроздья крупные висят,
Как янтарь они горят.
Сок из ягодок приятный:
Вкусный, сладкий, ароматный.
Этой ягоде я рад,
Обожаю. ( виноград ).

Всем древам древо – кипарис.

Береги в доме добро, в чае — тепло.

Выпьешь чай — прибавятся силы.

Чай пьёшь — до ста лет проживёшь.

Только в лесах у подножья гор и в долинах могут существовать крупные животные. Среди них самыми крупными являются: медведь, зубр, тур, олень; мелкими – барсук, куница, лиса, заяц. Многих животных мы встречаем очень редко, потому что они живут в малодоступных для прогулок местах, в густом лесу. Но есть в природе животные, которые встречаются крайне редко, потому что их остаётся очень мало, поэтому их охраняет государство. На склонах Главного Кавказского хребта расположен Кавказский государственный биосферный заповедник. Он был создан в 1924 году, чтобы взять под охрану природу горной части Западного Кавказа, восстановить численность ценных видов зверей и птиц, в первую очередь зубра, тура, серны, кавказского оленя.

Много интересных насекомых можно увидеть на Черноморском побережье: ос, комаров, стрекоз, бабочек, жуков и много других.

Слышали ли вы стрекотание, исходящие из кроны деревьев? ( это притаилась на веточке цикада) У цикады четыре крыла и есть хоботок. С его помощью цикада питается соком растений. Цикады в переводе с немецкого – поющие кобылки. Их называют так потому, что самец издаёт звуки похожие то ли на стрекотание, то ли на чириканье, то ли на пение.

Богомол питается мухами и другими насекомыми. Он получил своё название из-за внешнего вида. Застыв неподвижно и подняв к небу передние ноги, он как бы молится.

Есть ещё неутомимые музыканты, которые поздним летом и ранней осенью оживляют окружающую природу своим великолепным стрекотанием. Речь идет о кузнечике. Родственники кузнечиков – саранча и сверчки. Саранча питается растениями и очень прожорлива. Если с кузнечиками люди живут в мире, то с саранчой воюют очень давно, так как совершает опустошения, нанося большой урон посевам. А знаете ли вы , что слуховой аппарат, то есть его “уши”, расположены у саранчи на передних ногах.

В начале июня, когда становятся ночи теплыми и влажными, на большей части Черноморского побережья появляются светлячки. Днем – это маленький неприметный жучок, но ночью они поднимаются в воздух и устраивают хоровод, который мерцает теплым желтым светом среди деревьев. Ночной танец светлячков завораживает. Описать его невозможно, нужно это увидеть.

Домом для многих птиц стало побережье Чёрного моря. В море добывают себе пищу разные птицы – чайки, бакланы. Иногда можно встретить пеликанов, уток, лебедей. Птицы побережья питаются, в основном, рыбой.

В лесах и лугах насчитывается до 200 видов пернатых. В непреступных скалах гнездится горная индейка – улар, а в горных лугах – кавказский тетерев. Многочисленны жаворонки, дрозды, альпийские галки.

Очень интересна птица – оляпка – водяной воробей. Оляпка свободно ныряет в воду и разгуливает по дну, отыскивая себе пищу среди камней. Она выходит из воды всегда сухой, потому что ее перья смазаны особым жиром.

Удивительны и неповторимы морские обитатели: медузы, крабы, морские коньки, морские иглы, дельфины, скат — хвостокол, камбала, и.т.д. А дельфины – это млекопитающие, иногда их называют “зубастые киты”. Это самые умные морские животные, легко обгоняют быстроходные пассажирские суда. Дельфины никогда не оставляют сородича в беде: раненого или больного поддерживают на поверхности, что бы он мог дышать, и помогают плыть. Случалось, дельфины точно так же спасали и людей. Ориентируются и общаются между собой дельфины с помощью звуковых сигналов.

В Чёрном море обитает черноморская акула –катран. Самая маленькая по размерам среди своего вида. Её длина от 1 – 2 метров. Питается она мелкой рыбой и для людей безопасна.

Источник №4: Красная книга России. Животные.

Источник №5 Карточки с изображением зверей и птиц;

Безобидны, словно дети.
Мы за них, друзья, в ответе.
Вглубь ныряют, вверх взлетают.
Добрым нравом обладают.
Тело гладкое имеют,
"Разговаривать" умеют.
Их язык понять стремимся.
Дружбой с ними мы гордимся.
Подставляют в море спины
Людям тонущим …(дельфины).

Что за зонтики смешные?
И ряды из них сплошные?
Они плавают в воде,
Тронешь их и быть беде.
Кроткий вид их - лишь обман.
Ядовитый в них дурман.
Любоваться ими можно,
Только будьте осторожны. (Медузы)

На лошадку так похожа,

А живет-то в море тоже.

Вот так рыбка! Скок да скок —

Прыгает морской. (конек)

Источник №1: Учебник А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова. Окружающий мир,4 класс. 1 часть. Издательство Просвещение 2013г., стр.132-133.

Берег Чёрного моря – это место, куда приезжают отдыхать тысячи людей из всех уголков России. Н, к сожалению, и здесь возникли экологические проблемы: сточные воды и бытовой мусор загрязняют море. Человек бывает безжалостен к природе: бросает бытовой мусор на побережье, обламывает ветки деревьев и кустов, обрывает цветы, ловит жуков и бабочек, уничтожает медуз и крабов. А ведь в память о поездке можно приобрести сувениры и открытки или просто сфотографироваться. Из-за такого небрежного отношения к природе стали редкими: жужелица кавказская, растения иглица колхидская, тис ягодный, они занесены в Красную книгу. Под особую охрану взяты самшитовые рощи, дельфин черноморская афалина. Для сохранения уникальной природы Черноморского побережья Кавказа создан Сочинский национальный парк.

Источник №2: Красная книга России. Животные.

5.Физкультминутка .
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем - мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.

Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)
Поглядите: чайки важно
Ходят по морскому пляжу. (Ходьба на месте.)
Сядьте, дети на песок,
Продолжаем наш урок. (Дети садятся за парты.)

Работа в группах. Учитель выполняет роль консультанта.

Теперь, когда завершена работа над выступлениями, прошу одного представителя от каждой группы. И по окончанию каждого выступления вы можете задать вопросы.

  1. Включение нового знания в систему знаний.
  1. Выполнение заданий 1,3,4 в рабочей тетради - работа в парах. Проверка по учебнику.
  2. Работа с СД.
  3. Работа в группах – выполнение задания 7 на с. 63 в рабочей тетради, используя учебник и опыт тех ребят, которые побывали на море.

Наш урок подошел к концу.

- Какова была цель урока? Достигли ее?

- Какие знания мы открыли?

- На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

Своей работой на уроке я доволен / недоволен

За урок я не устал / устал

Моё настроение стало лучше / стало хуже

Материал урока мне был понятен / не понятен

Подсчитываются баллы каждой группы. Выявляется группа победительница (или группы)

9. Домашнее задание

1. Прочитать тект на стр.126-134, ответить на вопросы.

2. Выполнить задания 2, 8,9 в рабочей тетради.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


автор Семёнова Т.Е. Конспект урока окружающего мира 4 класс "БАНК ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ"

Урок в незнакомом классе областного конкурса "Учитель 2008 года" Волгоградской области, получивший самый высокий балл. Урок предлагает ввести учащихся в новую для них науку ЭКОНОМИКУ. В системе .


Конспект урока окружающего мира, 3 класс (программа Л. В. Занкова) Ордынское нашествие.

Познакомить детей с ордынским нашествием как одним из главных исторических событий в жизни России, которое оказало огромное влияние на дальнейшее развитие России.


Конспект урока окружающего мира 3 класс (Школа России)

Конспект урока окружающего мира по теме "Многообразие животных" + презентация.

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир".

ВложениеРазмер
keys-urok_po_okruzhayushchemu_miru_u_chyornogo_morya.doc 94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Кейс-урок по окружающему миру

4. Цель: сформировать у учащихся представление о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа; познакомить с географическим положением субтропической зоны России, растительным и животным миром, деятельностью людей.

5. Планируемые результаты:

Личностные: поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

регулятивные: действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения;

познавательные: осознавать познавательную задачу, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, выявлять известное и неизвестное;

коммуникативные: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Предметные: сформировать у учащихся представление о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа.

6. Учебные пособия: Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе (СD). В 2 ч. М.: Просвещение, 2013.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний

1.Работа с картой

В ней песков большие груды –

И по ним идут верблюды,
Растянувшись караваном.

‒ О чём загадка? (о пустыне)

Прощаться с пустыней не будем спешить –
О ней мы будем сейчас говорить.
Пустынь в России немного у нас,
О географическом положении пустыни

(отвечает ученик с показом на карте. Выслушивают дополнения остальных учащихся.)

Что за чудо! Вот так чудо!

Сверху блюдо, снизу блюдо!

Ходит чудо по дороге,

Голова торчит да ноги. (черепаха)

На конце – головка. (змея)

Я из отряда лисиц, небольшая на вид, но уши большие. (лисичка корсак)

Я священное животное Древнего Египта. Перекатываю шарики, в которых запас корма для моего потомства. (скарабей)

Я – глинистый участок пустыни, называюсь … (такыр)

Я – травянистое растение, моя задача – удерживать пески. (колосняк)

Я – песчаный холм, и зовут меня … (бархан)

3. Индивидуальное задание на карточке

‒ Исправьте ошибки в тексте.

Отличительной особенностью зоны пустынь является сплошной растительный покров ( отсутствие растительного покрова ). Ветер наносит холмы песка, которые называются джузгунами ( барханами ). Но есть растения, которые своими корнями удерживают передвижение песков – это сайгак ( колосняк ) и джузгун. В пустыне встречаются крупные животные тушканчики ( сайгаки) , они кочуют по пустыне стадами в поисках воды и пищи. А забавное животное песчанка ( тушканчик ) передвигается прыжками.

(Проверка выполнения задания 7 на с.59 рабочей тетради)

‒ Чей рисунок вам понравился? Почему?

‒ Кто желает прочитать свой рассказ о воображаемой научной экспедиции в пустыню?

(проверка выполнения задания 8 на с. 60 рабочей тетради. Ученики зачитывают свои рассказы.)

‒ Чей рассказ вам понравился? Почему?

III. Самоопределение к деятельности

‒ Перечислите по порядку природные зоны. ( Арктические пустыни, тундра, тайга, степь, пустыня, субтропики)

‒ О какой природной зоне мы не говорили? ( О субтропиках)

Сегодня мы отправимся туда,
Где много солнца и теплая морская вода,
Субтропики России раскроют тайны нам,
Узнаем, что за звери обитают там,
Какие растения там растут,
Почему так природную зону зовут.

‒ Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

‒ Что мы будем делать для достижения этой цели?

‒ Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.

(записываю вопросы на доске)

Что же, друзья, в дорогу пора!

Ждут с нетерпением нас:

Чудный берег, море и пляж.

Но мы отправляемся не отдыхать,

А зону субтропиков России изучать!

IV. Открытие нового знания

1. Работа с картой

Найдите и покажите на карте природную зону, расположенную на побережье Чёрного моря и окружённую Кавказскими горами.
Определите размеры этой природной зоны относительно других.

(Черноморское побережье Кавказа занимает небольшую территорию России).

К северу или к югу от нашего края расположена эта природная зона?

Давайте попробуем предположить, какие погодные условия могут быть на Черноморском побережье Кавказа, какова растительность в этой природной зоне.

Точнее сказать, вблизи тропической зоны. Субтропическая зона расположена южнее нашей страны, а здесь, на Черноморском побережье, лишь маленький её кусочек.

2. Организация работы с кейсами.

Ботаники – отличительная особенность растений субтропиков.

Зоологи – обитатели суши, обитатели суши, добывающие пищу в море. Обитатели моря.

Экологи – Черноморское побережье – место отдыха человека, растения и животные, занесённые в Красную книгу.

На столах у вас лежат несколько источников информации и проекты выступлений. Изучив источники (на изучение дается 15 минут), вы должны будете заполнить пропуски в основных листах. Затем вы озвучите свои выступления.

Ваша работа будет оцениваться по 3 пунктам. Слаженность работы группы, т. е. участие каждого ученика. Полнота информации (на все ли вопросы будут найдены ответы), презентация выступления, т. е. насколько эмоционально и доходчиво вы сможете выступить.

Группы, заработавшие менее 20 баллов выслушивают словесную оценку выступления с указанием ошибок и получают возможность заработать отметку путем создания газеты к следующему уроку на свою тему с учетом ошибок, допущенных при выступлении.

Учебник Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе (СD). В 2 ч. М.: Просвещение, 2013. стр. 127 – 130.

Растительный мир Черноморского побережья Кавказа насчитывает более 6000 видов, которые здесь произрастают, благодаря мягкому субтропическому климату. Есть много реликтовых растений: можжевельник высокий, лавровишня, падуб колхидский, рододендрон и другие.

Древесная растительность, покрывшая горы, представлена такими видами как, граб, дуб и хвойные породы деревьев. Зато в южной части местности растут вечнозеленые кустарники, лианы, магнолии и пальмы. Климат способствует выращиванию винограда, цитрусовых, чая и других культур.

Рассмотрим главнейшие растения субтропических кавказских лесов. Одно из наиболее распространенных здесь деревьев — бук восточный. Это дерево сразу обращает на себя внимание гладкой пепельно-серой корой и мощным стволом. Крона бука очень густая, создающая сильное затенение. Плотные эллиптические листья заострены у основания и на верхушке, край их совершенно ровный. На ветвях бука осенью можно видеть небольшие шарики размером с крупную вишню, покрытые снаружи множеством коротких тонких отростков. Внутри такого шарика — один-два трехгранных светло-бурых орешка, похожих на сильно увеличенные зерна гречихи. Когда оболочка шарика растрескивается, орешки высыпаются на землю. Эти орешки — плоды растения. Орешки бука съедобны.

Бук — поставщик высококачественной древесины, которая находит широкое применение. Она используется как строительный материал, из нее делают мебель, бочки для хранения сливочного масла, паркет, некоторые части музыкальных инструментов. Буковые дрова — хорошее топливо, они дают много тепла.

Другое распространенное дерево — граб кавказский. По внешнему облику и форме листьев он немного похож на бук, но имеет меньшие размеры. Отличается граб еще и тем, что его листья по краю зазубренные, пильчатые.

Граб можно сразу узнать по рыхлым сережкам с плодами, которые осенью свисают с ветвей вниз как гирлянды. Древесина граба менее ценная, чем у бука. Используют ее главным образом на рукоятки для инструментов и топорищ, сапожные колодки, паркет и т. д. Дрова из граба очень хорошие.

Еще одно дерево субтропических лесов Кавказа — настоящий каштан. Листья настоящего каштана длинно-эллиптические, по форме как у черемухи, но раза в два-три больше, цветки очень мелкие, невзрачные. Летом на ветвях дерева среди листвы можно увидеть колючие зеленые шары величиной с небольшое яблоко. Внутри такого шара осенью созревают коричневые блестящие плоды-каштаны округлой формы.

Мякоть их съедобна даже в сыром виде и довольно приятна на вкус. Но обычно каштаны едят жареными или вареными.

Древесина настоящего каштана твердая и очень устойчивая против гниения. Это незаменимый материал для постройки деревянных домов в условиях теплого и влажного субтропического климата. Она находит применение также в столярном, мебельном и токарном производствах.

В субтропических лесах черноморского побережья Кавказа помимо перечисленных листопадных деревьев встречаются и другие: некоторые виды дуба и клена, липа кавказская, дикая хурма и т. д.

Учебник Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе (СD). В 2 ч. М.: Просвещение, 2013. стр.128 – 130

Животный мир Черноморского побережья представляют 60 видов обитателей. Из хищников можно выделить рысь, кавказского медведя, шакала и барса. Здесь также живут косули, олени, кабаны, выдры, серны и туры. Есть много летучих мышей.

В этих местах большое количество интересных птиц, кроме привычных видов, тут обитают еще и такие необычные птицы: большой канюк, орел-ягнятник, оляпка, желна, кавказский тетерев, витютень.

Кого здесь мало, так это земноводных и пресмыкающихся, иногда можно увидеть черепаху, есть ящерицы, ужи, крупные жабы и тритоны. А из редких видов - красные гадюки и удавы.

На Черноморском побережье Кавказа обитает много прекрасных и удивительных насекомых. Стрекотание цикад можно услышать издалека, иногда встречаются невероятно красивые бабочки, к примеру, редкий олеандровый бражник. Также тут живут светлячки, большие жуки, под названием жужелицы, моллюски и многоножки. Есть и насекомые-вредители: плодовая моль, виноградный долгоносик, черви, которые разрушают деревянные строения.

Из морских животных в этих местах встречаются дельфины, морские коньки, морские иглы, разные диковинные рыбки, крабы и медузы.

Отдыхая на побережье, человек чаще проводит свое время на море и поэтому значительно чаще видит дельфинов и чаек, чем лесных зверей и птиц. Однако стоит отойти на несколько километров в горы, и встреча с обитателями субтропического леса становится неизбежной.

Осенью, когда созревают каштаны, дикие груши, буковые орешки, косолапый питается ими. Встреча с кавказским медведем для человека не опасна. Косолапый очень труслив, и его легко обратить в паническое бегство неожиданным криком, свистом, выстрелом.

Широко распространены в лесной зоне и дикие свиньи. В отличие от домашних, они короче по длине корпуса, но зато выше на ногах. Тело их покрыто густой щетиной темно-бурого цвета. Уже при первом взгляде на них поражают непомерно крупная, но узкая и длинная голова и несоразмерное с ней узкое туловище. Самцы вооружены длинными и острыми, как кинжал, клыками, достигающими в длину 12 сантиметров. На кормежку дикие свиньи обыкновенно выходят ночью. Питаются различными фруктами, желудями, орехами, каштанами. Основное местообитание — хвойные и буковые заросли.

Одним из представителей хищников является дикий кот. Он крупнее и сильнее домашней кошки. Окраска шерсти - темная. Его излюбленное местопребывание — густые лиственные леса, низины, долины рек, расщелины камней, пещеры, дупла и норы. Основная пища - мелкие грызуны. Мех диких кошек отличается особой прочностью.

Свирепым, но редко встречающимся хищником является рысь. Она, как и дикий кот, ютится в дуплах, пещерах, расщелинах скал. Посещая места водопоев, рысь устраивает засады, притаившись обычно на дереве или скале, откуда ловко нападает на косуль, серн, оленей, туров и других крупных четвероногих.

Гордостью местных лесов является кавказский благородный олень. Это крупное, стройное и грациозное животное поистине украшает леса Западного Кавказа. Особенно красив самец, голова которого увенчана ветвистыми рогами. Самки рогов не имеют. Рога самцов в начале весны отпадают, и вскоре после этого начинается рост новых.

По красоте своей оленю не уступает косуля. Она так же стройна, горделива и изящна. У этих животных рога имеются только у самцов. Они маловетвисты, но чрезвычайно красивы. Самцы сбрасывают их осенью, а в феврале у них вырастают новые. Бегают эти животные с неимоверной быстротой, легко преодолевая барьеры, совершая прыжки до 8 метров в длину.

Учебник Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе (СD). В 2 ч. М.: Просвещение, 2013. стр. 132 – 133.

Побережье Чёрного моря и реки, впадающие в него, ещё с античных времён плотно заселены людьми. Состояние экологии Чёрного моря в целом благоприятное, несмотря на огромное количество факторов, нарушающих экологическое равновесие в море. Следует отметить загрязнение впадающих в море рек, особенно с полей, удобренных минеральными удобрениями: нитратами и фосфатами. Это влечёт за собой эвтрофикацию (переудобрение) моря и, как следствие — цветение моря, рост фитопланктона, гибель многоклеточных водорослей, уменьшение прозрачности вод. В итоге это приводит к гибели морских животных. Вылов рыбы, уменьшение ее количества и мутация водного мира под воздействием антропогенных факторов, неблагоприятно сказывается на экологии моря. По мнению специалистов, состояние Чёрного моря за последнее десятилетие изменилось не в лучшую сторону.

В Красную книгу России внесены редкие растения этого региона, такие как, иглица колхидская, самшит колхидский, тис ягодный.

Для сохранения редких видов растений и животных, характерных для этого края, в регионе создано заказники и заповедники. Самый известный из них - Сочинский национальный парк. В нем сохраняется неповторимая природа Черноморского побережья Кавказа.

Еще сто — двести лет назад территория Черноморского побережья изобиловала дикими животными, среди которых было много видов — встречавшихся только здесь. К таким животным относятся, например, тур западно-кавказский (тур Северцова), прометеева мышь, кавказский улар (горная индейка), кавказский тетерев, кавказская гадюка (змея Кознакова) и другие. Наличие таких видов объясняется тем, что в далеком прошлом Кавказ в течение длительного времени существовал в виде острова, окруженного морем.

В конце XIX - начале XX века происходит развитие региона, и, естественно, животный мир начинает испытывать все растущее давление со стороны человека. Адыгейские племена, жившие в гармонии с природой, покинули берега Кавказа, а новые поселенцы стали постепенно истреблять редчайшие виды. Вскоре были истреблены многие ценные звери. В числе истребленных или поставленных на грань исчезновения оказались зубры, олени, туры. В 1924 году был создан Кавказский государственный биосферный заповедник. К моменту его организации в лесах оставалось всего 230 оленей и несколько сотен туров и всего несколько зубров. Последний кавказский зубр был убит браконьерами в 1927 году. Теперь в заповеднике живет 7000 оленей, 4000 туров. Сложнее с зубрами. К 1927 году зубров в мире оставалось всего около 50 голов.

Стадо зубров восстановили, сейчас оно насчитывает 1200 голов. Но это, к сожалению, уже совсем другие зубры. Прошлого вернуть нельзя.

На Черноморском побережье создана целая цепь государственных заказников. В Таманско-Запорожском охраняют водоплавающую дичь — гусей, лебедей, уток, цапель. Головинский и Туапсинский созданы для того, чтобы олени, кабаны, куницы, норки, лисы и другие обитатели горных лесов могли спокойно жить и размножаться.

Появились на Кавказе и новые обитатели. В 1937-1940 годах в леса Северо-Западного Кавказа были выпушены алтайская белка и енотовидная собака, а позже — североамериканский енот, ондатра, нутрия, которых раньше здесь не было. Уже в 80-е годы в край были завезены олень пятнистый, лань европейская, каменная и серая куропатки.

3. Работа в группах

(учитель выполняет роль консультанта)

Аудиозапись шума волн.

Посмотрите вокруг, как здесь красиво!

Представьте что вы сидите на тёплом морском песочке, поиграйте им.

А сейчас расслабьтесь, закройте глаза.

Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.

Вдох — выдох, вдох – выдох, вдох — выдох.

Я слышу шум моря, прибой волны и шелест волн прибрежных.

Волна беседует со мной и говорит расслабься, успокойся, отдохни.

Почувствуй чистый воздух моря. Тепло и свет ласкают тело.

Расслабься и послушай тишину. Вдох — выдох, вдох — выдох.

Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать.

Крепче кулачки сожмите, их повыше поднимите. Потянитесь, улыбнитесь глаза откройте, проснитесь

4. Презентация выступлений

Теперь, когда завершена работа над выступлениями, прошу одного представителя от каждой группы. Эти ребята выступают на конференции, а остальные попробуют представить себя в роли инопланетных гостей, которым не знакомо презентуемое вещество. И по окончанию каждого выступления вы можете задать вопросы землянам.

5. Подведение итогов. Оценивание

Итоги подводятся после выступления каждой группы.

V. Подведение итогов урока

– Какова была цель урока? Достигли её?

– Какие знания мы открыли?

– Где могут пригодиться в жизни новые знания?

– На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

(учитель обращает внимание детей на доску, где записаны вопросы)

– С каким настроением вы уходите с урока?

– Что на уроке у вас хорошо получалось?

– Над чем ещё надо поработать?

– Кого можно поблагодарить за урок?

(Самооценка. Комментарий учителя.)

Стр. 126-134 (учебник), стр. 60-63 (рабочая тетрадь).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Урок окружающего мира "У Чёрного моря" 4 класс

Тип урока: урок открытия нового знания.Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии. На данном уроке применялся деятельностный метод обучени.


Конспект + презентация урока окружающего мира. У Чёрного моря; 4 класс


Конспект урока по окружающему миру "У Черного моря" 4 класс Школа России

Предлагаю конспект по окружающему миру 4 класс Школа России.

Проверочная работа по окружающему миру "У Чёрного моря" для учащихся 4 класса
Конспект урока окружающего мира по теме "Моря, озера, реки России", 4 класс

Урок окружающего мира составлен для УМК "Школа России".

Конспект урока окружающего мира "У Черного моря" 4 класс

Коспект урока по предмету окружающий мир по теме "К Черного моря" поможет учителю в подготовке к уроку. Данное занятие предназначено для учащихся 4 класса по программе "Школа Росс.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Звук природы - Шум моря, крики чаек.mp3

Выбранный для просмотра документ Документ Microsoft Office Word (2).docx

1.Где находится Черноморское побережье Кавказа? (Покажи на карте)

2. Какая зона здесь расположена?

4.Какое здесь лето и зима?

5. Почему здесь такие теплые зимы?

1.Учебник стр. 127,130-133

1.Какие условия созданы для растений? (почва, погода, влага)

2.Какие растения растут на Черноморском побережье Кавказа?

3. Какие растения привезли из разных теплых стран?

4. Какая отличительная особенность у этих растений?

5.Какие фруктовые деревья растут там?

Выбранный для просмотра документ Конспект урока Черное море.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Иркутска

Средняя общеобразовательная школа № 4

Технологическая карта урока окружающего мира

Учитель начальных классов

Фараонова Татьяна Сергеевна

Тема урока: У Черного моря.

Форма проведения: урок – исследование.

Цель: 1. Создавать условия для формирования у учащихся представления о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа. Научить описывать на основе предложенного плана географическое положение субтропической зоны, растительный и животный мир этой зоны, использовать карту для описания природной зоны.

2.Развивать познавательную активность детей, умение находить информацию, систематизировать знания, умение работать с картой, учебником, дополнительной литературой, умение работать в группе.

3.Воспитывать интерес к предмету, потребность к самостоятельному выбору решения, бережное отношение к окружающему миру, воспитывать культуру общения.

Формируемые УУД:

-признавать важность учебы и познания нового, понимать, зачем нужно выполнять те или иные учебные действия;

- ориентировать на понимание принципа успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль, способность к самооценке.

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее реализации;

- сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;

-осуществлять пошаговый и итоговый контроль.

-осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, географической карты;

-сотрудничать с одноклассниками при работе в паре, группе;

-участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения.

на данных этапах

1.Организационный момент.

Цель, которая должна быть

настроиться на урок.

Цель, которую хочет достичь учитель :

определить готовность учащихся к уроку,

мотивировать на учебную деятельность

2.Актуализация опорных знаний.

Цель, которая должна быть

показывать изученную зону на карте, устанавливать причинно- следственные связи.

Цель, которую хочет достичь учитель :

актуализировать опорные знания с целью выявления уровня усвоения и коррекции.

3.Мотивация к усвоению новых знаний. Целепололагание.

Цель, которая должна быть

определить тему и цели урока.

Цель, которую хочет достичь учитель :

Мотивировать учащихся на изучение нового.

4 . Усвоение новых знаний.

Цель, которая должна быть

уметь работать с книгой,картой, находить информацию по требованию учителя, высказывать предположения.

Цель, которую хочет достичь учитель :

Создать условия для формирования

представления о природной зоне по плану.

5. Первичное закрепление учебного материала.

Цель, которая должна быть

ответить на вопросы и оценить свои достижения.

Цель, которую хочет достичь учитель :

уточнить представления детей о природной зоне, проверить знания детей по новой теме, организовать проверку.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель, которая должна быть

ответить на вопросы и оценить свои достижения.

Цель, которую хочет достичь учитель :

проверить знания детей по новой теме, организовать самопроверку.

7.Рефлексия. Итог урока.

Цель, которая должна быть

осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности.

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок!

Все ль на месте? Все ль в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

Есть у нас девиз такой:

Все, что надо под рукой!

-Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок. Посмотрите, сколько у нас гостей. Прежде чем нам начать урок, создадим себе, гостям и друг другу хорошее настроение, а хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнемся друг другу и нашим гостям.

- Садитесь. Итак, начинаем наш урок.

Я ожидаю от сегодняшнего урока……..

-Прочитайте фразу на слайде. Кто пожелает поделиться своими мыслями?

-А я ожидаю от сегодняшнего урока вашей активной, плодотворной работы, интересных идей.

Мы сегодня снова будем наблюдать,

выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно включайся в работу, дружок!

За каждый правильный ответ буду раздавать фишки, которые мы посчитаем в конце урока.

- Начнем урок с повторения.

-Какой раздел мы изучаем?

-Для чего нужно знать природные зоны?

Какие природные зоны уже изучили?

Слайд 5, 6, 7.

На данном слайде изображена изученная природная зона. Какая это зона? Докажите свою точку зрения.

-Что интересного узнали об этой зоне?

Чтобы определить тему нашего урока, закройте глаза и послушайте. Догадайтесь, где мы оказались?

-Куда же мы сегодня отправимся? (к морю)

Попробуйте определить куда именно мы сегодня отправимся, используя слова:

Черноморское побережье Кавказа.

-Что знаете? Что хотите узнать?

Какова же цель нашего урока?

Цель нашего урока:

-познакомимся с географическим положением зоны.

-познакомимся с животным и растительным миром зоны.

Сегодня мы отправимся туда,

Где много солнца и теплая морская вода.

Субтропики России раскроют тайны нам,

Узнаем, что за звери обитают там,

какие растения там растут.

Почему так природную зону зовут.

Сейчас мы все поработаем учеными – исследователями и отправимся к Черному морю.

1 группа – у нас будут ученые – географы. Что изучает наука география?

2 группа у нас будут ученые – ботаники. Что изучает наука ботаника?

3 группа у нас будут ученые – зоологи. Что изучает наука зоология?

А теперь в работу включаются все научные группы.

1.Где находится Черноморское побережье Кавказа? (Покажи на карте)

2. Какая зона здесь расположена?

4.Какое здесь лето и зима?

5. Почему здесь такие теплые зимы?

1.Учебник стр. 127,130-133

1.Какие условия созданы для растений? (почва, погода, влага)

2.Какие растения растут на Черноморском побережье Кавказа?

3. Какие растения привезли из разных теплых стран?

4. Какая отличительная особенность у этих растений?

5.Какие фруктовые деревья растут там?

Рассказ географов (выступление группы).

Обобщение учителем. Слайд 13,14,15,16.

Эта удивительная зона занимает очень маленькую территорию. Она расположена на побережье. С одной стороны – Кавказкие горы, а с другой – Черное море.

В расположении зоны кроется секрет ее удивительного климата и природы. Солнце за лето нагревает море. А затем море отдает побережью зимой теплый воздух. Кавказкие горы находятся близко, они высокие и молодые. Они являются непреодолимой преградой для холодного северного ветра, поэтому на побережье умеренно жаркое лето и теплая зима. Выпадает много осадков. Воздух здесь влажный.

Рассказ биологов (выступление группы).

Обобщение учителем. Слайд 17,18,19,20,21.

Много на побережье декоративных растений. Благоприятные условия – тепло и влага дают возможность расти высоким растениям с крупными листьями, теплолюбивым деревьям. Это дуб, бук, каштан.

Бук достигает высоты 25-30 метров, его ствол ровный, листья продолговатые, плоды- орехи, но их есть нельзя.

Бук живет до 500 лет.

Каштан – дерево – долгожитель – может жить до 1000 лет, его высота достигает 35 метров. Листья продолговатые с острыми зубчиками. Плоды – орехи, их употребляют в пищу.

Богато представлены пальмы. Широко распространена магнолия

Растения, привезенные из разных теплых стран : кипарисы, магнолии, пальмы.

Здесь много фруктовых деревьев : персики, абрикосы, инжир, грецкие орехи. Растут виноградники.

Рассказ зоологов (выступление группы)

Обобщение учителем .Слайд 22,23,24,25,26,27.

Животный мир Черноморского побережья очень разнообразен. Это косуля. В лесах обитают медведи, кабаны, поедающие плоды каштанов, орехи, желуди. есть барсы.

Цикады питаются соком растений. Хищный богомол питается мелкими насекомыми. Встречаются удивительной красоты бабочки, такие как олеандровый бражник.

Удивительны и неповторимы морские обитатели: медузы, крабы, морские коньки, дельфины.

Морские коньки – это рыбки с головой, похожей на голову сказочного Конька – Горбунка. У них нет постоянной окраски. Сядет конек – горбунок на бурую водоросль – и сам станет бурым, сядет на зеленую – позеленеет.

В море много водорослей . Они являются пищей для многих морских животных.

Дельфины – это зубастые киты, только намного меньше.

Это самые умные морские животные, они замечательные пловцы, легко обгоняют быстроходные пассажирские суда. Дельфины никогда не оставляют сородича в беде, раненого или больного поддерживают на поверхности, чтобы он мог дышать и плыть. Случалось, дельфины точно так же спасали людей. Общаются дельфины с помощью звуковых сигналов.

Мидия – двустворчатый моллюск, является санитаром моря. За 1 час очищает 3 литра воды , а в сутки до 70 литров.

Тестовая работа. Слайд 28,29.

Самопроверка. Слайд 30.

Итак, в какой зоне мы с вами сегодня побывали?

Посчитайте заработанные фишки.

Итак, мы побывали с вами на Черном море.

А сейчас мы с вами создадим свое море – море настроения.

У вас на парте лежат рыбки: красная, оранжевая и зеленая.

Если вам было все понятно, если вы активно работали, прикрепите оранжевую рыбку.

Если у вас возникли небольшие трудности, но вы с ними справились зеленую рыбку.

Если вам было очень трудно, вы что – то не поняли, поэтому были не активными- прикрепите красную рыбку.

ТПО с 60-63 № 7,8,9 на выбор

Спасибо за работу!

Читайте также: