И бродский стихотворения о рождестве конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Важно: Презентация содержит объёмный материал, поэтому считаю целесообразным брать два урока вместе, чтобы не нарушить целостность восприятия. Можно взять для урока отдельно часть презентации, например Коноша и Бродский, и осветить этот период жизни и творчества поэта более подробно. Презентация обязательна.

Тип урока:урок комплексного применения знаний, выработки умений применять их в новых учебных условиях.

Цели урока:

  • познакомить учащихся с творчеством и судьбой И.Бродского, осветить период его творчества в северной ссылке; помочь осознать и почувствовать глубокий лиризм и трагизм лирики поэта;
  • воспитывать чуткость и внимательность к поэтическому слову, чувство патриотизма на примере жизни Бродского и чувство гордости за достижения русской литературы 20 века и свою малую Родину.
  • продолжать обучать навыкам выразительного чтения, развивать речевую культуру, эстетический подход к оценке поэтического творчества.

Методы обучения: биографический; диалоговые методики; творческий; объяснение; метод оценки событий, явлений.

Оборудование урока: книжная выставка (сборники поэта, газетные и журнальные статьи), аудио- и видеозаписи; мультимедиа, распечатка стихотворений.

Эпиграфы к уроку:

Ход урока

Слово учителя: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок, а урок-встреча с человеком, который взял наш Коношский район, не побоюсь сказать этого слова, в бессмертие. В далёкие 60-е годы, очень трудные для людей решительных и смелых, имеющих своё мнение, так как стране не нужны были инакомыслящие, в наш район в ссылку по абсурдной статье за тунеядство был выслан Иосиф Бродский, в будущем Нобелевский лауреат в области литературы. Он прожил сложную, полную горестей и лишений жизнь на пути к мировой славе. Мы так мало знаем о нём. И сегодня у нас с Вами задача не только осмыслить поэзию Бродского, потому что о ней можно говорить бесконечно, а увидеть, каким человеком был Великий поэт, попытаться войти в его мир, открыть страницу его поэзии. Но прежде…

Вопрос: Какие ассоциации вызывает у вас это имя, что вы знаете об этом человеке?

Ответы учащихся.

2 кадр. Не очень много. Тогда разрешите представиться – Бродский.

3 кадр.

Вопрос: прочитайте эпиграфы к уроку, как вы их понимаете?

Ответ: первый эпиграф говорит о жизненном выборе поэта, а второй о творческом.

3 кадр. Итак…

Вы хотели бы встретиться с Бродским?
Извольте. Он здесь. Сделайте только шаг.

5-6 кадры. Краткие сведения о Бродском.

Ребята, что вас здесь заинтересовало?

Я думаю, что учащиеся спросят о премиях и наградах (Приложение 1).

7-11 кадр. Юные годы Иосифа Бродского.

8 кадр. Родители поэта.

Казалось бы, что мы можем ждать от школьника-старшеклассника? Юный Иосиф Бродский совершил поступок, который резко изменил всю его жизнь: он бросил школу – с ее постылыми убогими учителями, с ненавистным ему классом, в котором он оказался не по собственному выбору.

Отныне управлять течением своей жизни будет только он сам.

Чрезвычайно ранняя самостоятельность и ответственность за свои поступки.

Он быстро сменит много профессий, пока не поймет – его истинное поприще – изящная словесность. И с этого пути он уже не свернет никогда.

10 кадр.

Анна Ахматова высоко оценила талант юного поэта, стала для него одним из духовных наставников. Бродский, отторгаемый официальными кругами, приобретает известность в литературных кругах, среде интеллектуального андеграунда; но он никогда не принадлежит никакой группировке, не связан с диссидентством.

Несколько раз, начиная с 1959 года, Бродский подвергался допросам в КГБ

Историческая справка. 4 мая 1961 года в СССР появился указ о борьбе с тунеядством. Согласно этому указу, лица, не работавшие более 4 месяцев в году, и жившие на нетрудовые средства, подлежали Уголовной ответственности. Самим громким процессом, связанным со статьей о тунеядстве, стал суд над Иосифом Бродским.

В советском государстве поэтическое творчество фактически не признавалось работой. И абсурдность обвинений в адрес Бродского лишь должна была указать творческой интеллигенции на ее место и припугнуть тех, кто желал высказывать свое особое мнение. Бродский стал самой известной, но не первой и не последней жертвой статьи о тунеядстве.

Статья о тунеядстве просуществовала без малого 30 лет. В апреле 1991 года закон "О занятости населения" отменил уголовную ответственность за тунеядство и легализовал безработицу.

12 кадр. Суд и ссылка И.Бродского. (Приложение 2. Из зала заседания суда).

Вопрос: Как вы понимаете слова А.Ахматовой?

Ответы: *** Я думаю, что ответы ребят будут пока краткими, поэтому ставлю перед ними задачу.

Задача: Сейчас мы более подробно познакомимся с норенским периодом в жизни и творчестве И.Бродского, в тетрадях делайте необходимые записи, чтобы более полно ответить вопрос о понимании и значении пророческих слов Анны Ахматовой.

13-22 кадр. Краеведческий материал. Слово учителя.

Вопрос: Какие образы связаны с воспоминанием поэта о любимой?(Небо, улицы Ленинграда, Нева).

Вопрос: Какие свои ощущения в этих стихотворениях хочет донести до нас Бродский? С кем он себя сравнивает? Как понимаете это сравнение?

«Когда я вставал с рассветом и рано утром, часов в шесть, шел за нарядом в правление, то понимал, что в этот же самый час по всей, что называется, великой земле русской происходит то же самое: народ идет на работу. И я по праву ощущал свою принадлежность к этому народу. И это было колоссальное ощущение!".

Мой народ, не склонивший своей головы,
Мой народ, сохранивший повадку травы:
В смертный час зажимающий зёрна в горсти,
Сохранивший способность на северном камне расти…

23 кадр.

В 1965 г., под давлением мировой общественности, решением Верховного суда РСФСР срок высылки сокращен до фактически отбытого (1 год, 5 месяцев).

Норенская для поэта – это один из шагов к мировой славе.

24-25 кадр. Ленинград Бродского. Прощание с Ленинградом. Первые публикации.

Вернувшийся досрочно из ссылки, Бродский попытался активно включиться в литературный процесс. Он упорно и напряженно учился на образцах, осваивал новые ритмы и строфику, чрезвычайно продуктивно работал творчески, писал оригинальные стихи, переводил, читал стихи и переводы на литературных вечерах. Оказии и творческие командировки вели его из Ленинграда в Москву, Палангу, Ялту, Гурзуф.

Бродский подготовил книгу английской поэзии. Но оказалось, что для её выхода есть одно непреодолимое препятствие-имя переводчика. В советском Союзе его не печатали, издаваться он мог только на Западе. Но он не хотел уезжать, хотя в Америку звали читать лекции. 24 мая, в день рождения, в его доме собралось множество людей, было море цветов. Иосиф делал вид, что ничего не происходит, но ясно было, что это – прощание.

Вопрос: Грустное, полное крика тоски стихотворение. Что теряет поэт, покидающий Родину?

Это обращение поэта к власти: «Уважаемый Леонид Ильич, покидая Россию не по собственной воле, о чем Вам, может быть, известно, я решаюсь обратиться к Вам с просьбой, право на которую мне дает твердое сознание того, что все, что сделано мною за 15 лет литературной работы, служит и еще послужит только к славе русской культуры, ничему другому.

Далее весь урок – это презентация.

27-28 кадр. О Ленинграде. (З.Pаздолина -Ни страны,ни погоста не.flv)

29–31 кадр. Эмиграция. Путь к мировой славе. Личная жизнь.

35-36 кадр. Нобелевская премия.

22 октября 1987 года Шведская академия объявила имя очередного Нобелевского лауреата по литературе. Им стал Иосиф Бродский. Он пятый русский писатель после И. Бунина (1933), Б. Пастернака (1958), М. Шолохова (1965) и А. Солженицина (1970), удостоившийся этой высокой награды. Бродский стал одним из самых молодых нобелевских лауреатов по литературе.

37-38 кадр. Последние годы жизни. Слово учителя.

Вслед за все растущей популярностью растет осознание значения, влияние поэтики Бродского. Он привнес в русскую поэзию выразительные качества английской, классической латинской поэзии.

Поэт Иосиф Бродский скоропостижно скончался в Нью-Йорке 28 января 1996 года, не дожив до 56 лет. Смерть Бродского, несмотря на то, что было известно о его ухудшающемся состоянии здоровья, потрясла людей по обе стороны океана. Похоронен в Венеции. В США у него осталась дочь, которая родилась в 1992 году, в Петербурге — сын (родился в 1967 году). Одной из последних инициатив поэта было создание Русской Академии в Риме, куда на несколько месяцев могли бы приезжать русские поэты.

39-42 кадр. Венеция Бродского.

Иосиф прекрасный с прекрасной Марией
Венчались Венецией ультрамариновой,
Чтоб после вернуться, скреплёнными браком:
Марии – с ребёнком, Иосифу – прахом.
Васильевский остров, Васильевский остров
Его не дождётся, всё было так просто:
Балтийская прорва, холодная просинь,
Увенчанный славой изгнанник Иосиф.
Осталось: в пустыне своей человечьей
Он нервен и весел, красив и сердечен.
Останется: в мире навечном, незримы
Поют его песни ему серафимы.
О. Кучкина.

43-44 кадр. Значение личности и творчества Бродского Иосифа Александровича.

Вопрос: Мы с Вами познакомились с Иосифом Александровичем, каким сейчас у вас вырисовывается образ поэта?

Перед нами предстал образ щедрого и заботливого, внимательного человека, прекрасного собеседника, образ глубокого, тонкого, виртуозного, целеустремлённого профессионала, талантливого рассказчика, обладающего артистической и этической свободой, одинокого создателя своего мира.

Иосифа Бродского нередко называют последним поэтом Серебряного века, хотя, возможно, он вообще последний большой русский поэт ушедшего столетия. Понятие Серебряный век относится не столько ко времени, сколько к уровню культуры. Бродский был человеком высочайшей культуры, в совершенстве овладел несколькими языками, великолепно знал мировую поэзию, был знаком с лучшими поэтами своего времени. Следуя своим предшественникам, великим поэтам века Золотого, он сумел создать свою поэзию, идущую из самой глубины сознания, свой образный язык. Он любил свою Родину и свой народ, гордился его силой и восхищался мужеством.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Литературное чтение на родном русском языке

Цель: познакомить учащихся с рождественскими рассказами и с поэзией на рождественскую тему.

Планируемые результаты учебного занятия:

Предметные: знать содержание прочитанного произведения. Научить элементам анализа прозаического произведения; знать отличительные признаки святочного рассказа.

Метапредметные:

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы

Личностные: научиться проводить самооценку личности на основе прочитанного и использовать возможность коррекции качеств своего характера.

Тип урока : урок усвоения новых знаний

Оборудование : вертеп, тексты с произведением И.Шмелёва, Рождество, портреты И.Шмелёва., И Бродского, Л. Андреева .,иллюстрации праздника

1. Организационный момент.

- Добрый день, ребята! Давайте друг другу подарим улыбку.

2. Актуализация знаний (формулирование темы урока).

- Посмотрите внимательно на оформление доски , какому празднику посвящены эти предметы ?

- Что это за праздник, с чем он связан?

- Как вы думаете с чем мы познакомимся сегодня на уроке?

3. Объявление темы урока

4.Первичное осознание нового материала

Рождество - это один из главных христианских праздников, он связан с чудом рождения Иисуса Христа, люди по особенному готовятся к Рождеству: соблюдают пост, молятся и живут ожиданием чуда. Накануне Рождества хозяйки готовят традиционные рождественские блюда, за праздничный стол садятся после появления первой звезды на небе. А в первый день после Рождества начинались Святки и продолжались до Крещения (19 января), в это время по домам ходят ряженые и желают процветания, здоровья и благоденствия хозяевам.

Это время, когда нужно проявить заботу о нуждающихся, протянуть руку помощи тем, кто в ней нуждается, т.е. проявить милосердие.

Спаситель родился
в лютую стужу.
В пустыне пылали пастушьи костры.
Буран бушевал и выматывал душу
из бедных царей, доставлявших дары.
Верблюды вздымали лохматые ноги.

Выл ветер.
Звезда, пламенея в ночи,
смотрела, как трех караванов дороги
сходились в пещеру Христа, как лучи.

Это стихотворение Иосифа Бродского

И сейчас мы послушаем стихотворения Рождество 1963 и Рождественская звезда .(подготовленные ученики читают )

Рождество 1963
Волхвы пришли. Младенец крепко спал.
Звезда светила ярко с небосвода.
Холодный ветер снег в сугроб сгребал.
Шуршал песок. Костер трещал у входа.

Дым шел свечой. Огонь вился крючком.
И тени становились то короче,
то вдруг длинней. Никто не знал кругом,
что жизни счет начнется с этой ночи.

Волхвы пришли. Младенец крепко спал.
Крутые своды ясли окружали.
Кружился снег. Клубился белый пар.
Лежал младенец, и дары лежали.

Рождественская звезда
В холодную пору, в местности, привычной скорей к жаре,
чем к холоду, к плоской поверхности более, чем к горе,
Младенец родился в пещере, чтоб мир спасти;
мело, как только в пустыне может зимой мести.
Ему все казалось огромным: грудь Матери, желтый пар
из воловьих ноздрей, волхвы — Бальтазар, Каспар,
Мельхиор; их подарки, втащенные сюда.
Он был всего лишь точкой. И точкой была Звезда.
Внимательно, не мигая, сквозь редкие облака,
на лежащего в яслях Ребенка издалека,
из глубины Вселенной, с другого ее конца,
Звезда смотрела в пещеру. И это был взгляд Отца.

5.Продолжение работы по теме урока

Иван Сергеевич Шмелев (1873 – 1950) – талантливый русский писатель XX века. Он родился и вырос в конце XIX века и застал ещё царскую Россию – с её богатыми рынками, славными, теперь уже забытыми обычаями, с добрыми, хлебосольными русскими бабами и мужиками.Такой и встаёт она в его воспоминаниях, которые он писал уже в старости.

Ты хочешь, милый мальчик, чтобы я рассказал тебе про наше Рождество. Ну, что же… Не поймешь чего — подскажет сердце.

Как будто я такой, как ты. Снежок ты знаешь? Здесь он — редко, выпадет — и стаял. А у нас, повалит, — свету, бывало, не видать, дня на три! Все завалит. На улицах — сугробы, все бело. На крышах, на заборах, на фонарях — вот сколько снегу! С крыш свисает. Висит — и рухнет мягко, как мука. Ну, за ворот засыплет. Дворники сгребают в кучи, свозят. А не сгребай — увязнешь. Тихо у нас зимой и глухо. Несутся санки, а не слышно. Только в мороз, визжат полозья. Зато весной, услышишь первые колеса… — вот радость.

Наше Рождество подходит издалека, тихо. Глубокие снега, морозы крепче. Увидишь, что мороженых свиней подвозят, — скоро и Рождество. Шесть недель постились, ели рыбу. Кто побогаче – белугу, осетрину, судачка; победней – селедку, , леща… У нас в России, всякой рыбы много. Зато на Рождество – свинину, все. В мясных, бывало, до потолка навалят, словно бревна, — мороженые свиньи.. Так и лежат, рядами, — разводы розовые видно, снежком запорошило.

Перед Рождеством, дня за три, на рынках, на площадях, — лес елок. А какие елки! Этого добра в России сколько хочешь. На Театральной площади, бывало, – лес. И мужики в тулупах, как в лесу. Народ гуляет, выбирает. Небо – в дыму – лиловое, в огне. На елках иней. Мерзлая ворона попадается, наступишь – хрустнет, как стекляшка. Морозная Россия, а… тепло.

В Сочельник, под Рождество, бывало, до звезды не ели. Кутью варили, из пшеницы, с медом; взвар – из чернослива, груши, шепталы… Ставили под образа, на сено. Почему. А будто – Дар Христу. Ну… будто. Он на сене, в яслях. Бывало, ждешь звезды, протрешь все стекла. На стеклах лед, с мороза. Вот, брат, красота-то. Елочки на них, разводы, как кружевное. Стекла засинелись. Стреляет от мороза печка, скачут тени. А звезд все больше. На черном небе так и кипит от света, дрожит, мерцает. А какие звезды. Усатые, живые, бьются, колют глаз.

В воздухе-то мерзлость, через нее-то звезды больше, разными огнями блещут, — голубой хрусталь, и синий, и зеленый, — в стрелках. И звон услышишь. Морозный, гулкий — прямо серебро. И все запело, тысяча церквей играет, стелет звоном, кроет серебром, как пенье, без конца-начала… — гул и гул. Звездный звон, певучий, — плывет, не молкнет; сонный, звон-чудо, звон-виденье, славит Бога в вышних, — Рождество.

Идешь, и думаешь: сейчас услышу ласковый напев-молитву, простой, особенный какой-то, детский, теплый… — и почему-то видится кроватка, звезды.

Рождество Твое, Христе Боже наш,

Возсия мирови Свет Разума…

И почему-то кажется, что давний-давний тот напев священный был всегда. И будет.

И в доме – Рождество. Пахнет натертыми полами, мастикой, елкой. Лампы не горят. А все лампадки. Печки трещат-пылают. Тихий свет, святой. Окна совсем замерзли. Отблескивают огоньки лампадок – тихий свет, святой. В холодном зале таинственно темнеет елка, еще пустая, — другая, чем на рынке. За ней чуть брезжит алый огонек лампадки, — звездочки. В лесу как будто… А завтра!

А вот и – завтра.

Топотом шумят в передней. Мальчишки, славить…

С нами Звезда идет,

Молитву поет…
Рождество твое, Христе Бо-же наш…

Им дают желтый бумажный рублик и по пирогу с ливером.

Вот уже и проходит день. Вот уж и елка горит – и догорает. В черные окна блестит мороз. За ними – звезды. Светит большая звезда над Барминихиным садом, но это совсем другая. А та, Святая, ушла. До будущего года.

Ушло, прошло. И те же леса воздушные, в розовом инее по утру. И галочки. И снега, снега…

- Что интересного вы узнали для себя из этого рассказа ?

6.. Рефлексия. Итог урока Оценивание

- Мы сегодня на урок познакомились с рождественскими произведениями

- Я на уроке узнал …

И. Бродский – поэт религиозный. Это реальный факт. Ю. Кублановский в одном из интервью сказал, что "поэт такой величины, как Бродский, вообще не может быть атеистом. ( . ) Через опыт ему дано метафизическое ощущение мира и ощущение Творца. И он постоянно ведет с Творцом своего рода тяжбу. Это один из главных сюжетов поэзии Бродского". Эта мысль почти дословно совпадает с высказыванием С. Л. Франка, который говорил, что настоящий, подлинный поэт всегда в то же время и религиозный мыслитель. Лев Лосев по поводу данной проблемы высказался весьма категорично: "Я думаю, что в русской литературе нашего времени, в русской поэзии после Ахматовой, Цветаевой, Мандельштама не было другого поэта, который с такой силой выразил бы религиозность как таковую в своей поэзии" * . Правда, встает вопрос: что же такое "религиозность как таковая"? Религиозность менее всего абстрактность, ибо она всегда телеологична, обусловлена той целью, тем объектом, на который она направлена. Если объект не ясен, не конкретен, размыт, то религиозность пребывает в таком же состоянии, а человек, носитель этой религиозности, пребывает или в "религиозном блуде", или в религиозном поиске, сопровождающемся религиозной тоской. И. Бродский, на наш взгляд, находится в таком постоянном поиске и метании. Его духовный путь нельзя назвать прямолинейным даже векторно. Его муза не послужила воле Божьей. Ей (воле) она "амбивалентна и очень многосложна. ( . ) Если, допустим, у Пушкина четко прослеживается линия от рококо, от кощунства, от Вольтера и Парни к христианству в его конкретной православной традиции, то у Бродского мы видим нечто скачкообразное" * .

Многообразие религиозного поиска в творчестве И. Бродского не бесконечно. Более того, в конечном итоге, по всей видимости, достаточно серьезно можно говорить о поиске лишь в одной традиции – библейской, что и логично. И. Бродский плоть от плоти "продукт" европейской культуры, а она сформировалась под воздействием христианства, и даже античность воспринята европейской культурой через христианский фильтр толщиной в 1000 лет. Античности это пошло во благо, чего не скажешь о христианстве. Эпоха Возрождения посеяла злые семена, плоды пожинаем сейчас.

Нет, христианским поэтом И. Бродского, несомненно, назвать нельзя ни в коем случае. Но его религиозный, а лучше сказать, религиозно-эстетический поиск протекает в этом пространстве, поэтому библейские сюжеты и персонажи встречаются в его стихах постоянно. Однако полностью посвященных этой тематике стихотворений немного. Это "Авраам и Исаак", это "Рождественские стихи" и "Сретенье".

Тема Рождества в творчестве И. Бродского представлена наиболее обширно. Около двух десятков стихотворений. Чем объясняется такое внимание к этому сюжету?

Вот как объясняет это сам поэт в интервью Петру Вайлю "Рождество: точка отсчета": "Прежде всего это праздник хронологический, связанный с определенной реальностью, с движением времени. В конце концов, что есть Рождество? День рождения Богочеловека. И человеку не менее естественно его справлять, чем свой собственный". И далее он продолжает: " . с тех пор как я принялся писать стихи всерьез, ( . ) я к каждому Рождеству пытался написать стихотворение – как поздравление с днем рождения" * .

Время, "движение времени", хронологичность – вот что привлекает в Рождестве. Но время вообще является, так сказать, краеугольным камнем творчества, поэтического мировоззрения И. Бродского. Рождество, таким образом, прекрасно "вписывается" в его поэтическую систему. Петр Вайль в этом интервью говорит, что "о личных мотивах посторонние имеют право лишь догадываться, но о мироощущении поэта читатель судить вправе. Из двух категорий бытия вы явно больше интересуетесь временем, чем пространством. Христианство же, в отличие, например, от восточных религий, структурирует время. И в первую очередь именно утверждением факта Рождества как универсальной точки отсчета, очень определенной и исторической" * .

Поэт с этим вполне согласен. А "структурируемое время" – это же все равно что "реорганизованное время", т.е., по определению И. Бродского, стихотворение. Таким образом, Рождество – это уже стихотворение. Но почему-то забыт тот факт, что Рождество – это не просто хронологическое событие (пусть и универсальное), а это вхождение Вечности во время. Боговоплощение есть кенозис, вечность самоумаляется до времени, но при этом все равно остается Вечностью. И почему-то забыта цель Боговоплощения. Но это всего лишь интервью. Что же в самих стихах?

"Рождественские стихи" И. Бродского можно разделить на два корпуса, несколько схематизируя и упрощая: стихи по поводу Рождества и стихи о Рождестве. "Стихи по поводу" – это, как правило, раннее творчество, а "стихи о" – это позднее, но не только. Наверное, лучше сказать, что это было два параллельных потока.

Первое рождественское стихотворение – это "Рождественский романс" (1961) (1, 150-151). Примечательно, что стихотворение обозначено как романс. Более того, можно сказать, что это "жестокий романс", но, конечно, не в традиционном понимании данного термина, т.к. перед нами не "жестокие" и "страстные" коллизии любовной трагедии, а состояние всепоглощающей экзистенциальной тоски, изъяснимой, но не объяснимой:

Эта необъяснимая тоска и печаль пронизывают все и вся, пропитывают все поры мироздания, ничто не укрывается от них. "Плывет в тоске необъяснимой // пчелиный хор сомнамбул пьяниц", "Плывет в тоске необъяснимой // певец печальный по столице", "Полночный поезд новобрачный // плывет в тоске необъяснимой", "плывет красотка записная, // своей тоски не объясняя", "Твой Новый год на темно-синей // волне средь шума городского // плывет в тоске необъяснимой", "В ночной столице фотоснимок // печально сделал иностранец", "стоит у лавки керосинной // печальный дворник круглолицый", "блуждает выговор еврейский // на желтой лестнице печальной". А собственно о Рождестве в стихотворении ни слова, только в заглавии. Событие. Праздник, радость отсутствуют. Так что же, между заглавием и самим стихотворением противоречие? Нет! Не Противоречие, а антиномия. Перед нами теза и антитеза. Синтез напрашивается сам собой: стихотворение является слепком души, находящейся в безблагодатном, в обезбоженном мире, жаждущей обретения Бога и смысла, но еще не отдающей себе в этом отчета. "Необъяснимая тоска" является тоской богооставленности. Отсюда такой надрыв и надсад в интонации этого стихотворения. Поэт еще не взошел на свое "острие" взгляда со стороны, он еще полностью "имманентен" миру, он еще искренен без иронии. И замечательно, что это стихотворение написано до подробного знакомства Библией, со Священным Писанием.

Следующие два рождественских стихотворения о Рождестве. Оба написаны на Рождество одного и того же года.

Первое называется "Рождество 1963 года" и датировано 1963–1964 гг., а второе называется "Рождество 1963" и датировано январем 1964 г. Их надо бы публиковать как диптих. Повод для написания этих стихов раскрывает сам И. Бродский в цитируемом интервью: "Первые рождественские стихи я написал, по-моему, в Комарово. Я жил на даче. ( . ) И там из польского журнальчика – по-моему, "Пшекруя" – вырезал себе картинку. Это было "Поклонение волхвов", не помню автора. Я приклеил ее над печкой и смотрел довольно часто по вечерам. ( . ) Я смотрел-смотрел и решил написать стихотворение с этим сюжетом.

То есть, – продолжает И. Бродский, – началось все не с религиозных чувств, не с Пастернака или Элиота, именно с картинки" * .

Как видим, одно стихотворение продолжает другое "сюжетно". В первом волхвы еще находятся в пути, а во втором "Волхвы пришли". Линейное развитие времени. Если бы "перенести" их в одно, то было бы "иконное время", была бы обратная перспектива, позволяющая символически изображать Вечность. Но источником стихов была не икона, а репродукция с "ренессансной" картины, где перспектива прямая, которая "в центре художественного изображения (религиозной тематики. – Р. И.) ( . ) ставит человеческое переживание, освобожденное от теологической мотивировки" * .

Линейная концепция времени была сформулирована и сформирована И. Бродским, как показал В. Куллэ. К 1961 году "Поэтический дневник" – так назвал исследователь весь корпус стихов 1961 года "Рождественский романс" – являлся заключительным аккордом этого дневника. Метафорой линейного потока времени у И. Бродского (и не только у него) является вода, восходящая к державинской "Реке времен". В "Рождественском романсе" эта метафора реализована на уровне глагола "плыть", и реализуется метафора "человек – рыба", отсылающая нас к христианской символике. И таким образом, уже в "Рождественском романсе" поэт устанавливает для себя связь между временем и христианством * . А так как "за год до написания "Рождественского романса" стихи Бродского стали подчиняться законам личного времени" ( . ), то, по наблюдению Л. Лосева, Бродский, в отличие от Пастернака, видевшего в Рождестве событие в истории всего человечества (что совершенно спра¬ведливо. – Р. И.), видит в нем праздник каждого конкретного человека (что тоже справедливо. – Р. И.), повторимость которого является единственной альтернативой неумолимому поступательному ходу времени" * .

Как видим, снова совершенно проигнорирована Вечность. Взгляд sub specie аeternitatis * отсутствует, только прямая перспектива. Здесь еще присутствует непонимание или неприятие и И. Бродским, и исследователями христианского линейного времени, как эсхатологического. Да, это время неумолимо, но это повод не для отчаяния, а чаяния исполнения времен и пришествия Царствия Небесного. И цикличность христианского календаря – это символ обетования Вечности, это актуальная бесконечность, а не античное пустое коловращение со своим "вечным возвращением", т.е. "дурная" потенциальная бесконечность.

Каково же дальнейшее развитие "Рождественских стихов"?

Стихотворение "1 января 1965 года" (II, 414) написано по поводу Рождества. В нем много горечи. Нужно помнить, что написано оно в ссылке:

Первая строка весьма рискованна, так как допускает размывание границ между человеком и Богочеловеком, происходит опасное отождествление. Но потом своего рода смирение направляет стихотворение в другое русло.

Если бы в предпоследней строчке цитируемого отрывка заменить местоимение "что" на "кто", то поэт максимально бы приблизился к Истине. Но и этого уже достаточно, чтобы почувствовать озарение свыше, получить откровение, даже несмотря на то, "что поздно верить чудесам". Далее-то как раз чудо и совершается:

Комментарии излишни. Этот "дар" еще всплывет у И. Бродского в "Разговоре с небожителем" в несколько иных оттенках.

"24 декабря 1971 года" (II, 281). Последнее Рождество на Родине. Это стихотворение тоже по поводу, а не о . Здесь совмещено два временных пласта: советская современность, которая вообще-то собирается встречать Новый год, а не Рождество и напоминает скорее вавилонское столпотворение, и Событие 1 века: одно время наложено на другое, и в этом И. Бродский приближается уже к принципу обратной перспективы.

Современность представляется поэту Иродом. И пусть у многих в сердцах пустота и они не видят пещеру, Младенца, Марию, пусть они не видят и не верят в чудо, чудо все равно совершается, Рождество все равно происходит.

Это уже понимание и осознание Вечности. Поэт приближается к подлинно религиозному пониманию Рождества Спасителя. Он ощущает в себе даже присутствие Духа Святого:

По степени искренности, "нетеплохладности" это стихотворение созвучно "Рождественскому романсу". И это одно из лучших рождественских стихов, на наш взгляд.

А теперь мы совершаем временной и пространственный скачок и переносимся в 1987 год в Америку. Во время этого скачка мы не особенно много растеряли рождественских стихов: всего два. Это "Лагуна" (II, 319), где дана венецианская рождественская экзотика: "Рождество без снега, шаров и ели // у моря, стесненного картой в теле" и прослеживается все та же взаимосвязь в поэтике И. Бродского: "вода – время – христианство". Второе стихотворение является рождественским посланием Евгению Рейну: "Замерзший кисельный берег. Прячущий в погоне . " (III, 97). Здесь Рождество все та же точка отсчета и повод поразмыслить о разлуке, бренности и смерти, о том времени и пространстве, "где сумма зависит от вычитанья".

В 1987 году написана "Рождественская звезда". Источником этого стихотворения явилась итальянская живопись, по признанию самого И. Бродского. Говоря о "Рождественской звезде" Б. Пастернака, поэт отметил: "Я думаю, что источник этого стихотворения тот же, что и Мой, а именно – итальянская живопись" * .

Стихотворение И. Бродского "Рождественская звезда" написано в холодной монотонной интонации, как и многие стихи Этого периода – царства амфибрахия. Это сознательно выбранная монотонность. "Чем этот самый амфибрахий меня привлекает? Тем, что в нем присутствует монотонность. Он снимает акценты. Снимает патетику. Это абсолютно нейтральный размер" * . Но патетика здесь как раз и уместна. Рождество! Величайшее Событие в истории мироздания! Но Взгляд со стороны уже пронизывает все и вся. Холод "Олимпийской высоты" выжигает мироздание и самого поэта. Присутствует отказ от спасительного тепла Спасителя, только гордый стоицизм, точное и четкое следование евангельскому повествованию не несет благодати. Катарсис отсутствует. Красивые стихи становятся "L'art pour I’art". Искусство для искусства.

Нет, это был взгляд И. Бродского, отца этого стихотворения. Это описание не Рождества как События, а стихотворное описание той "ренессансной" картины, на которую смотрел поэт, а она, в свою очередь, есть человеческое, психологическое, чувственное изображение на тему Рождества – "Светская живопись на религиозную тему, своеобразное изобразительное фаблио" (V, 95). Вечность отсутствует. Отцу не нужно смотреть "с другого конца Вселенной", Он целиком и полностью присутствует в Сыне. Он был точкой на земле, но Он был и Светом спасения во всей Вселенной, и это Событие требует не холодной монотонности, – великой радости, которая так великолепно выражена в тропаре Рождества: "Рождество Твое, Христе Боже наш, воссия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии, звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока, Господи, слава Тебе!"

Портрет И.Бр одского, стихи Б родского , схема а нализа сти хотворения.

Родился Иосиф Бр одский( 1 940 -1996) на Выборгско й стороне в семье

военного фоток орреспондента. Имя полу чил в честь Иосифа Ст алина. Отец

Бродского слу жил на флоте, затем работал фотографом и жу рналистом в

нескольких лен инградских газета х, мать Б родского была бу хгалтером.

Раннее детство И осифа Бро дского при шлось на годы войн ы, блокады, затем

— послевоенно й бедности и тес ноты. В 1942 г оду после бл окадной зим ы

В 1955 году , закончив семь класс ов и начав в осьмой, И осиф Бродский б росил

было связано к ак с про блемами в школе, так и с желанием Бродского

финансово под держать семью . Безу спешно пытался посту пить в школу

подводников. В 16 лет з агорелся идеей с тать врачом, меся ц работал

помощником прозектор а в морге при областно й больнице, анатомировал

трупы, но в к онце концов отказался от мед ицинской карье ры. Кроме т ого, в

течение пяти лет после у хода из школы Бродски й работал и стопником в

котельной, матр осом на маяке, ра бочим в пяти геологическ их экспедиц иях. В

то же время он очень мног о, но хаотич но читал — в перву ю очередь поэзию,

философску ю и религиозну ю литературу, начал изучать английский и

польский язык и, переводить п ольских п оэтов. Начал писать стихи 1956—

1957 годах. О дним из решающ их толчк ов стало знакомство с поэзией Бориса

Читайте также: