Как образуются относительные прилагательные конспект
Обновлено: 07.07.2024
Наиболее часто употребляемые относительные прилагательные в дошкольном возрасте – это прилагательные, образованные:
- От названий продуктов питания;
- От названий каких-либо материалов;
- Прилагательные, связанные с временными и пространственными представлениями.
Цель: формирование умения образовывать относительные прилагательные.
1.Расширение и активизация словаря прилагательных.
2. Обучение умению образовывать относительные прилагательные от названий продуктов питания.
3. Работа над слоговой структурой многосложных слов со стечением согласных.
4. Развитие координации речи с движением.
5. Развитие интонационной выразительности речи.
Ход занятия.
1. Логопед сообщает детям, что сегодня к ним на занятие пришел Хомячок Хомка, который очень любит есть и спать. Но последнее время Хомка только и делает, что спит, даже к нам в гости пришел с подушкой. (Выставляется картинка, изображающая хомячка).
Видите, он закрыл глазки и опять уснул. Но в это время появился Волшебный Гномик (выставляется картинка с Гномиком), покачал головой, посветил своим чудесным фонариком на хомячка Хомку, хитро улыбнулся и исчез.
Тут Хомячок проснулся, потянулся и сказал:
- Я очень хочу есть и пить.
- Ребята, поможем ему?
Дети составляют предложения, при этом они сами выбирают фрукт и стаканчик с соком нужного цвета.:
- Я кладу в соковыжималку яблоко и получаю яблочный сок.
- Я кладу в соковыжималку абрикос и угощаю Хомку абрикосовым соком.
- Я кладу в соковыжималку апельсин, и получается апельсиновый сок.
- Я кладу в соковыжималку виноград и даю Хомке стаканчик с виноградным соком.
- Я положила в соковыжималку грушу, у меня в стаканчике для Хомки грушевый сок.
3. Логопед:
- Хомячок Хомка благодарит вас за помощь. Он напился, но ему очень хочется есть. Пошел он дальше. Идет-идет, а навстречу ему Алёнушка. Алёнушка спрашивает Хомку:
- Почему ты, Хомячок, такой грустный? А Хомячок отвечает:
- Я очень-очень хочу кушать. А Алёнушка говорит:
- Не грусти, Хомячок, я напекла пирогов и хочу тебя угостить.
Выставляется поднос с пирожками, на каждом пирожке картинка с изображением начинки.
Логопед предлагает детям сказать, какими пирогами угостила Алёнушка Хомку.
-Алёнушка угостила Хомку рыбным пирогом.
- Хомка ест мясной пирожок.
- На подносе лежит ягодный пирог.
- Хомке понравился грибной пирог.
- Хомяок взял с собой капустный пирожок. И т.д.
Поблагодарил Хомячок Алёнушку и пошел дальше. Стало ему весело, и он стал напевать песенку про самого себя.
(надуваем щеки как хомяк)
(гладим себя по бокам)
Хомка рано встает
Щечки моет, глазки трет
(делаем соответственные действия)
Подметает Хомка хатку
(наклоняемся и делаем вид, что подметаем)
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять,
Хомка сильным хочет стать
(показываем, какой сильный).
- Представляете, ребята, пока Хомка делал зарядку, он опять проголодался. Смотрит, а в поле печка стоит, а в печке горшочки каши. (Логопед раздает детям горшочки и каждому коробочку с крупой и предлагает сказать, какая у него в горшочке каша).
- У меня в горшочке рисовая каша.
- У меня в горшочке гречневая каша.
- У меня в горшочке манная каша.
- У меня в горшочке пшеничная каша.
- У меня в горшочке пшенная каша.
- У меня в горшочке овсяная каша.
- Наелся Хомка каши, и захотелось ему поспать. Но где? Решил построить хомячок себе домик. Из чего? А рядом находилась кондитерская фабрика, где производили разные сладости. Стал строить Хомка домик, а вы, ребята, ему помогайте.
Ребенок берет картинку с изображением сладостей и составляет предложение, в случае затруднений логопед задает наводящие вопросы:
- Стены Хомка построил из конфет, значит стены у домика конфетные.
- Крышу он сделал из шоколада, значит крыша у него шоколадная
- Окна Хомячок сделал из леденцов, теперь у него окна леденцовые.
- Печку он смастерил из вафель, печка у Хомки – вафельная.
- Диван Хомка сделал из мармелада, у него мармеладный диван.
- А подушку Хомячок смастерил из зефира, значит, подушка у него зефирная.
- Лег хомячок спать. Сладко-сладко спал, видел замечательные сны. А в это время приползли на полянку две гусеницы Маша и Глаша, (выставляются 2 гусеницы) увидели вкусный домик и стали его есть. Ели-ели и весь съели. Проснулся Хомка, а домика нет, лежит он прямо на травке, а гусеница смотрят на него и животики поглаживают.
Расстроился Хомячок, заплакал горько-горько. Стало Маше и Глаше жалко Хомячка, решили они его рассмешить и сказали:
- Не расстраивайся Хомячок, мы построим тебе домик из … (Логопед показывает картинки с изображением молочных продуктов):
Цель: создать комфортную обстановку в классе. - Начинаем ровно в срок
Родного языка урок.
Пусть сегодня для нас всех
На урок придёт успех!
С ними нам вдвойне теплей.
Пожелайте нам удачи
И успешности в придачу. Проверяют свою готовность к уроку. -создать условия для формирования положительного отношения к уроку (Л).
Цель: заинтересовать учащихся на изучение нового материала. На доске слова: детский, лесной, ручной, привокзальный, загородный.
-Какие это прилагательные?
-Как вы думаете, от каких слов они образованы?
-Разберите данные прилагательные по составу. Как вы думаете, с помощью какой морфемы (части слова) они образованы?
-Сформулируйте тему урока.
-Относительные.
Высказывают свои мнения.
-С помощью приставок и суффиксов.
-Образование относительных имен прилагательных. – подведение под понятие (П);
– целеполагание (П);
-формулировать высказывание, мнение в рамках учебного диалога с учителем (К);
4. Работа по теме урока
Цель: организация совместного открытия нового знания.
-Откройте стр. 139, прочитайте правило, по которому образуются относительные имена прилагательные.
-Ребята, каким способом образованы все эти прилагательные?
-А эти прилагательные каким способом образованы?
-Образуйте относительные прилагательные по образцу.
Варенье из малины – малиновое.
Варенье из вишни - …
Кукла из соломы - …
Салат из моркови - …
Выделите ту часть, с помощью которой образовано прилагательное. Читают правило.
Осиновый умение концентрировать свое внимание, сосредоточиться, ориентироваться в своей системе знаний, делать выводы (Р);
- выстраивать логическую цепочку рассуждений и доказательств, делать выводы (П);
-уметь структурировать полученные знания (Р);
-адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности (К).
Цель: снять физическое напряжение. -Сейчас, ребята, отдохнем, выйдите из-за парт.
Руки кверху поднимаем,
А потом их опускаем.
А потом их развернем
И к себе скорей прижмем.
А теперь быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.
Приседай скорей со мной,
Держим руки за спиной.
Встали прямо, руки вбок,
Влево — вправо поворот.
Все, закончили. Ура!
За занятия пора! Повторяют движения за учителем. -взаимодействие учителя с учащимися (К).
6. Продолжение работы по теме урока
Цель: расширять и улучшать знания по данной теме. Олег считает, что относительные прилагательные образуются только от существительных. Прав ли он? Объясни, как образованы отн. прил. груженый, глаженый.
Упр. 4. Выделяйте ту часть, с помощью которой оно образовано.
Они образованы от глаголов.
Нет. умение концентрировать свое внимание, сосредоточиться, ориентироваться в своей системе знаний, делать выводы (Р);
- выстраивать логическую цепочку рассуждений и доказательств, делать выводы (П);
-уметь структурировать полученные знания (Р);
-адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности (К).
7. Домашнее задание
Цель: ознакомить детей с домашним заданием. - Упр. 5, стр. 140, письменно Записывают задание в дневник.
Цель: организация рефлексии и самооценки учениками собственной учебной деятельности. -Над чем мы сегодня работали?
Поднимите руку те, кто все понял и не испытывал затруднения на уроке.
Поднимите, кто немного затруднялся.
И те, кто совсем ничего не получил от урока.
– контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);
воспитание рефлексивности, умения оценивать слои поступки и поступки окружающих.
3. Модели, обозначающие части слова.
5. Интерактивные ресурсы по теме урока.
6. Интерактивные ресурсы для системы VERDICT.
Актуализация и расширение речевого опыта.
- Кого нам напоминает весёлый Карлсон?
- Что он больше всего любил на свете?
- Кто, так же как и этот весельчак, любит сладости? А что полезнее варенье или сок?
- Запишите, какие виды варенья любил Карлсон или любите вы? В тетради сделайте запись по образцу: варенье из вишни – вишнёвое варенье.
- Прочитайте, что у вас получилось.
- Назовите только прилагательные. Докажите правильность своего выбора.
- К какой группе мы можем отнести эти прилагательные? Как вы узнали, что это относительные прилагательные?
Сегодня на уроке мы должны с вами выяснить, как образуются относительные прилагательные.
- Как вы думаете, что мы для этого должны вспомнить?
Слова образуются при помощи суффиксов, приставок, суффиксов и приставок одновременно, путём слияния двух основ.
- Давайте разберём по составу прилагательные, которые мы написали и сделаем вывод, как же они образовались.
Вишн ёв ое ( варенье)
Ябл оч н ое (варенье)
- Так как же образовались эти прилагательные?
- Можем ли мы сказать, что мы уже выяснили, как образуются относительные прилагательные и выполнили задачу урока?
Действительно, торопиться не стоит, а следует ещё выполнить упражнения и понаблюдать за образованием относительных прилагательных.
Наблюдение за способами образования относительных прилагательных.
- Запишите слова парами так, чтобы за каждым существительным шло образованное от него имя прилагательное. Отметьте корни и суффиксы в словах.
Ребята устно выполняют упражнение и дают рекомендации, как правильно оформить работу на письме, на что следует обратить особое внимание.
- Образуйте относительные прилагательные по образцу. Отметьте части слова, с помощью которых были образованы относительные прилагательные.
Устный разбор задания упражнения и рекомендации.
Самостоятельное письменное выполнение упражнений по выбору.
Работа выполняется учащимися на местах и одновременно, двумя учениками поочерёдно, на интерактивной доске.
Коллективная проверка работы всеми учащимися, не зависимо от того, какое упражнение они выполняли.
Упр. 2. солома – солом енн ый
сосна – сосн ов ый
бетон – бетон н ый
кожа – кож ан ый
капитан – капитан ск ий
гусь – гус ин ый
Упр.3. находящийся при дороге (какой?) – придорожный
Находящийся на столе (какой?) – настольный
Находящийся за городом (какой?) – загородный
- Кто мажет сделать вывод, как же образуются относительные имена прилагательные?
- Почему же такого способа не существует?
Дети объясняют, что с помощью окончания могут образоваться только формы одного и того же слова, а не новые слова.
Проверяем правильность вывода, знакомимся с правилом по учебнику.
Олег считает, что относительные прилагательные образуются только от существительных. Прав ли он?
- Объясни, как образованы относительные прилагательные глаженый (тот, который гладили), гружёный (тот, который грузили), гладильный (на котором гладят).
- Что- то мы с вами заучились, всё о серьёзном, да о серьёзном. А ведь на улице весна и совсем скоро наступят летние каникулы. Давайте немножко отдохнём и помечтаем, как мы будем отдыхать летам.
- Покажите, как мы будем плавать на море.
- Как весело будут кружиться над нами чайки.
- Как мы будем прыгать на тёплом песке.
- Как будем незаметно пробираться сквозь заросли кустарника, скрываясь от бабушкиного бдительного ока.
И действительно много всего интересного и необыкновенного ждёт нас летом. Вы наверняка будете резвиться и шалить, как Карлсон, которого мы вспоминали в начале урока. Но о чём вы должны не забывать во время игр?
X . Работа в парах. Комплексное закрепление материала урока.
Упражнение 5. Летом мы с Шуриком жили у дедушки. Шурик – это мой младший брат…. Когда мы приехали, так сейчас же обыскали весь огромный двор, облазили все сараи и чердаки.
Я нашёл стеклянную банку из-под варенья и круглую железную коробочку от гуталина. А Шурик нашёл старую дверную ручку и большую калошу на правую ногу. (По Н. Носову)
- Из какого произведения отрывок?
Выберите одно из предложенных заданий и выполните упражнение.
Прочитайте текст. Найдите и выпишите относительные прилагательные. Отметьте корень, суффикс и окончание.
Выпишите относительные прилагательные, запишите, от какого слова они образованы и выделите, при помощи каких частей слов.
Выпишите относительные прилагательные, запишите, от какого слова они образованы и выделите, при помощи каких частей слов. Найдите в тексте качественные прилагательные и докажите правильность своего выбора.
Задание выполняется во время проверки на интерактивной доске.
Повторение разбора слова по составу с опорой на поиск омонимичных частей слова и выделение лишнего слова в каждом ряду.
Работа проводится с помощью системы Verdict (пультов голосования).
Выбери лишнее слово и объясни свой выбор.
Журавлиный, соловьиный, картинный , соколиный;
Полотняный, карманный, дровяной, травяной;
Виноградный, земляничный, смородиновый , ванильный;
Подземный, заоблачный , дачный , прибрежный.
Просматривают результаты, по выставленным баллам выставляют себе оценку за упражнение.
Заполняют рефлексивные листы по изучаемой теме урока и делают вывод, что поняли в результате урока, и что осталось доработать.
Похожие документы:
Прилагательным называется часть речи, обозначающая признак предмета, лица или явления. Оно отвечает на вопрос
. - какой? какая? какие? относительно качеств или свойств упоминаемого объекта. Прилагательные в . прилагательных может быть образована, а от других – нет. Односложные прилагательные Подавляющее большинство односложных прилагательных образуют .
Русский язык. 3 Класс. Обобщение знаний об именах прилагательных
. ? -Какие имена прилагательные называют качественными? -Что они могут образовывать? -Какие имена прилагательные называются относительными? -Как образуются относительные имена прилагательные .
Как единица устной речи: общая характеристика и прагматический потенциал
. – sentence Inf (цели)). Закономерен вопрос, каким образом маркирование глагола отграничивалось от маркирования . ж вроде бы как, он многонациональный? Ресурс? Прим. Прилагательное многонациональный относится к разряду относительных, поэтому .
. ? - спросите вы. - Каким образом человек может казаться более умным . Подмечайте, какие существительные, глаголы, предлоги, прилагательные выбирает собеседник, и как эхо . , главой торговой ассоциации, относительно перспектив моего консалтингового бизнеса .
Как добиться желанной любви
. задаваемый моим клиентам простой вопрос: "Каким образом ваш партнер избегает вас?" - . постепенных изменений. Это означает относительную легкость задания в начале курса . людях. Описывайте их черты простыми прилагательными типа "добрый", "душевный", " .
Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? Имена прилагательные изменяются по числам и падежам, а в единственном числе и по родам. Имена прилагательные могут иметь краткую форму. В предложении имена прилагательные выполняют функцию определений и сказуемых.
Разряды прилагательных – три категории прилагательных по значению: качественные, относительные, притяжательные.
Относительные прилагательные – один из разрядов прилагательных, обозначающих материал, из которого состоит предмет, пространственные, временны́е признаки, то есть те признаки, которые не могут проявляться в предмете в большей или меньшей степени.
Паронимы – слова, близкие по написанию и звучанию, но различные по значению и употреблению в контексте предложения.
Словосочетание – сочетание двух или более слов, связанных подчинительной связью: одно слово главное, другое зависимое, от главного слова к зависимому можно поставить вопрос. Словосочетание может состоять из существительного и прилагательного или из двух существительных.
Фразеологизм – устойчивое, лексически неделимое словосочетание.
Эпитет – художественное, образное определение.
Список литературы
Обязательная литература:
1. Ладыженская Т. А., Русский язык. 6 класс. В 2-х частях. Ч. 1. // Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. – М.: Просвещение, 2018. – 192 с.
Дополнительная литература:
1. Розенталь Д. Э. Говорите и пишите по-русски правильно. – М.: Айрис-Пресс, 2016. – 256 с.
2. Вартаньян Э. А., Путешествие в слово. – М.: Просвещение, 1982. – 122 с.
3. Александрова З. Е., Словарь синонимов русского языка. – М.: Русский язык, 1989 – 568 с.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Относительные прилагательные – один из разрядов прилагательных, обозначающих материал, из которого состоит предмет, пространственные, временны́е признаки, то есть те признаки, которые не могут проявляться в предмете в большей или меньшей степени.
Относительные прилагательные всегда образуются от существительных.
Суффиксы относительных прилагательных: -ск- (московский) и производные от него -еск-, -ческ-; -инск-, -енск-, -овск-, -ическ- (исторический), -ан- – -ян- (-янн-), -н- (глиняный, летний)
В предложении относительные прилагательные являются определениями.
Туристы приехали в приморский город.
Относительные прилагательные могут переходить в разряд качественных (при этом используется переносное значение слова).
Золотые украшения – золотая осень.
Выделим относительные прилагательные из списка.
Льняная рубашка, мамин подарок; кирпичная стена; собачий лай; вчерашний день; бабушкин рассказ.
Льняная рубашка – отношение к материалу; северный олень – отношение к месту; вчерашний день – отношение к времени.
Примеры тренировочных заданий
Единичный/множественный выбор
Из списка предлагаемых слов выберите только относительные прилагательные.
На этом уроке мы познакомимся с относительными прилагательными. Поговорим о признаках относительных прилагательных. И научимся отличать относительные прилагательные от качественных.
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока "Относительные прилагательные"
Сегодня мы найдём ответы на такие вопросы:
· Что такое относительные прилагательные?
· Что обозначают относительные прилагательные?
· Как отличить относительное прилагательное?
На прошлом уроке мы выяснили, что прилагательные по значению и форме можно разделить на три разряда: качественные, относительные и притяжательные.
Вот что мы узнали о качественных прилагательных. Качественные прилагательные обозначают признак предмета, который может проявляться в большей или меньшей степени. Качественные прилагательные обозначают признаки, которые мы воспринимаем органами чувств, а также свойства характера, настроение, оценку и так далее.
И теперь пришло время поговорить об относительных прилагательных.
Интересно, почему прилагательные назвали относительными?
Дело в том, что многие признаки образуются не сами по себе.
Они образуются на основе каких-то предметов или явлений.
Вот камень. Из таких камней мы можем построить стену. Теперь у нас получилась каменная стена. Мы можем так назвать стену из камней. Так образовался наш признак.
А вот акула, которая живёт в море. Мы смело можем сказать, что это морская рыба.
Получается, что в прилагательное закладывается отношение к этим предметам и явлениям.
Вот сочетание весенний день. На основе чего образовалось прилагательное весенний? С чем оно соотносится?
Весенний день – значит, день весны.
В относительных прилагательных показана связь признака с другими предметами или явлениями.
Вот мяч. Он резиновый. С чем же связан этот признак? Конечно, с таким материалом, как резина, из которой сделан мяч.
Но на отношение к чему могут указывать относительные прилагательные? Очень часто они указывают на материал.
Это такие прилагательные, как бронзовый, оловянный, песчаный, бархатный, шёлковый, морковный.
Все они указывают на материал. Значит, все они – относительные.
Часто прилагательные указывают на отношение к месту. Например, лесной, школьный, дорожный, российский, домашний, настольный и так далее.
Также очень часто относительные прилагательные выражают отношение ко времени. Например, сегодняшний, утренний, зимний, июльский, праздничный, новогодний.
Относительные прилагательные могут указывать на отношение к действию. В таком случае прилагательные поясняют нам, для чего создан предмет.
Прилагательные строительный, учебный, подготовительный, беговой, обогревательный, читальный указывают на действия. Значит, они относительные.
При этом, в отличие от качественных прилагательных, относительные прилагательные указывают на постоянный признак предмета.
Признак, который обозначает относительное прилагательное, не меняется.
Вот кот. Он пушистый, добродушный и домашний.
Два первых признака – переменчивы. Кот может стать менее пушистым или разозлиться… Но он в любом случае будет оставаться домашним животным. Это – постоянный признак, который выражается при помощи относительного прилагательного.
А теперь поговорим о грамматических признаках относительных прилагательных.
Как мы помним, качественные прилагательные часто можно узнать именно по грамматическим признакам. А вот у относительных прилагательных эти признаки отсутствуют. Хотя это само по себе признак!
Итак, у относительных прилагательных отсутствуют признаки качественных прилагательных.
Во-первых, относительные прилагательные не могут образовывать степени сравнения.
Посмотрим на прилагательные железный, лесной, утренний, учебный, детский. Можно ли к каждому из них подставить слово более? Нет. Относительные прилагательные обозначают постоянные признаки, и эти признаки не могут проявляться в большей или меньшей степени.
Во-вторых, относительные прилагательные не употребляются с наречиями, которые обозначают меру и степень. Можем ли мы подставить к каждому из наших прилагательных слово очень? Тоже нет.
Очень детское поведение.
Из относительных прилагательных невозможно образовать сложные прилагательные с помощью повторов.
У относительных прилагательных нет краткой формы, и к ним нельзя подобрать антонимы.
Краткая форма таких слов будет смотреться странно, а слова с противоположным значением нам будет достаточно сложно подобрать.
Но что же это такое? Получается, что у относительных прилагательных как будто вообще ничего нет!
Но кое-что есть и у них. Это – связь с существительным.
Относительные прилагательные тесно связаны с существительными.
В отличие от качественных прилагательных, у которых с существительными нет никакой особенной связи, у относительных в значении всегда заложено существительное.
И его можно легко увидеть.
Вот прилагательное детский. Посмотрим на него пристальнее. Детский – тот, который относится к детям.
Можно даже сказать, что в каждом относительном прилагательном заложена ссылка на существительное. Точно так же, как на каком-нибудь сайте под словом может скрываться ссылка на другое слово или другую статью.
Например, прилагательное лесной сразу же отсылает нас к существительному лес.
А значит, словосочетание, в котором есть главное слово-существительное и относительное прилагательное, можно переделать в словосочетание из двух существительных. Причём, значение у словосочетаний будет одинаковое.
Железная деталь – это деталь из железа
Лесной зверь – зверь из леса
Утренняя гимнастика – гимнастика по утрам
Учебное пособие – пособие для учёбы
Детские забавы – забавы детей.
А теперь попробуем узнать относительное прилагательное! Рассмотрим три словосочетания – громкое пение, молодое деревце, дубовые листья.
Попробуем переделать все эти словосочетания так, чтобы у нас получилось в каждом по два существительных. С первыми двумя словосочетаниями это невозможно. Но: дубовые листья – листья дуба.
Дубовые – это относительное прилагательное.
Так что можно назвать признаками относительных прилагательных?
· Они тесно связаны с существительными.
· Настолько тесно, что их даже можно переделать в существительное в косвенном падеже.
· При этом все грамматические признаки качественных прилагательных у относительных прилагательных отсутствуют.
Относительные прилагательные в тексте можно узнать ещё и по тому, что в словосочетаниях они обычно стоят рядом с существительным.
То есть, если в словосочетание из существительного и качественного прилагательного добавить относительное прилагательное, оно оттеснит качественное и встанет на его место. А все потому, что относительные прилагательные считаются более важными.
Возьмём слово игра. И два прилагательных – компьютерная и интересная. Как мы расположим эти прилагательные?
Конечно же, мы в первую очередь отметим, что игра – компьютерная. А уже потом – что она интересная.
Компьютерная – относительное прилагательное. А интересное – качественное.
И получается, что относительное прилагательное – на втором месте после существительного, а качественное, менее важное – только на третьем.
Итак, что нам требуется запомнить об относительных прилагательных?
Относительные прилагательные обозначают признак через отношение к другому предмету или признаку.
Относительные прилагательные могут выражать отношение к материалу, месту, времени, действию и так далее.
Относительные прилагательные выражают постоянный признак предмета.
Читайте также: