Как образуются относительные прилагательные конспект

Обновлено: 07.07.2024

Наиболее часто употребляемые относительные прилагательные в дошкольном возрасте – это прилагательные, образованные:

- От названий продуктов питания;

- От названий каких-либо материалов;

- Прилагательные, связанные с временными и пространственными представлениями.

Цель: формирование умения образовывать относительные прилагательные.

1.Расширение и активизация словаря прилагательных.

2. Обучение умению образовывать относительные прилагательные от названий продуктов питания.

3. Работа над слоговой структурой многосложных слов со стечением согласных.

4. Развитие координации речи с движением.

5. Развитие интонационной выразительности речи.

Ход занятия.

1. Логопед сообщает детям, что сегодня к ним на занятие пришел Хомячок Хомка, который очень любит есть и спать. Но последнее время Хомка только и делает, что спит, даже к нам в гости пришел с подушкой. (Выставляется картинка, изображающая хомячка).

Видите, он закрыл глазки и опять уснул. Но в это время появился Волшебный Гномик (выставляется картинка с Гномиком), покачал головой, посветил своим чудесным фонариком на хомячка Хомку, хитро улыбнулся и исчез.

Тут Хомячок проснулся, потянулся и сказал:

- Я очень хочу есть и пить.


- Ребята, поможем ему?

Дети составляют предложения, при этом они сами выбирают фрукт и стаканчик с соком нужного цвета.:

- Я кладу в соковыжималку яблоко и получаю яблочный сок.

- Я кладу в соковыжималку абрикос и угощаю Хомку абрикосовым соком.

- Я кладу в соковыжималку апельсин, и получается апельсиновый сок.

- Я кладу в соковыжималку виноград и даю Хомке стаканчик с виноградным соком.

- Я положила в соковыжималку грушу, у меня в стаканчике для Хомки грушевый сок.

3. Логопед:

- Хомячок Хомка благодарит вас за помощь. Он напился, но ему очень хочется есть. Пошел он дальше. Идет-идет, а навстречу ему Алёнушка. Алёнушка спрашивает Хомку:

- Почему ты, Хомячок, такой грустный? А Хомячок отвечает:

- Я очень-очень хочу кушать. А Алёнушка говорит:

- Не грусти, Хомячок, я напекла пирогов и хочу тебя угостить.

Выставляется поднос с пирожками, на каждом пирожке картинка с изображением начинки.

Логопед предлагает детям сказать, какими пирогами угостила Алёнушка Хомку.

-Алёнушка угостила Хомку рыбным пирогом.

- Хомка ест мясной пирожок.

- На подносе лежит ягодный пирог.

- Хомке понравился грибной пирог.

- Хомяок взял с собой капустный пирожок. И т.д.

Поблагодарил Хомячок Алёнушку и пошел дальше. Стало ему весело, и он стал напевать песенку про самого себя.

(надуваем щеки как хомяк)

(гладим себя по бокам)

Хомка рано встает

Щечки моет, глазки трет

(делаем соответственные действия)

Подметает Хомка хатку

(наклоняемся и делаем вид, что подметаем)

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять,

Хомка сильным хочет стать

(показываем, какой сильный).

- Представляете, ребята, пока Хомка делал зарядку, он опять проголодался. Смотрит, а в поле печка стоит, а в печке горшочки каши. (Логопед раздает детям горшочки и каждому коробочку с крупой и предлагает сказать, какая у него в горшочке каша).

- У меня в горшочке рисовая каша.

- У меня в горшочке гречневая каша.

- У меня в горшочке манная каша.

- У меня в горшочке пшеничная каша.

- У меня в горшочке пшенная каша.

- У меня в горшочке овсяная каша.

- Наелся Хомка каши, и захотелось ему поспать. Но где? Решил построить хомячок себе домик. Из чего? А рядом находилась кондитерская фабрика, где производили разные сладости. Стал строить Хомка домик, а вы, ребята, ему помогайте.

Ребенок берет картинку с изображением сладостей и составляет предложение, в случае затруднений логопед задает наводящие вопросы:

- Стены Хомка построил из конфет, значит стены у домика конфетные.

- Крышу он сделал из шоколада, значит крыша у него шоколадная

- Окна Хомячок сделал из леденцов, теперь у него окна леденцовые.

- Печку он смастерил из вафель, печка у Хомки – вафельная.

- Диван Хомка сделал из мармелада, у него мармеладный диван.

- А подушку Хомячок смастерил из зефира, значит, подушка у него зефирная.

- Лег хомячок спать. Сладко-сладко спал, видел замечательные сны. А в это время приползли на полянку две гусеницы Маша и Глаша, (выставляются 2 гусеницы) увидели вкусный домик и стали его есть. Ели-ели и весь съели. Проснулся Хомка, а домика нет, лежит он прямо на травке, а гусеница смотрят на него и животики поглаживают.

Расстроился Хомячок, заплакал горько-горько. Стало Маше и Глаше жалко Хомячка, решили они его рассмешить и сказали:

- Не расстраивайся Хомячок, мы построим тебе домик из … (Логопед показывает картинки с изображением молочных продуктов):

Цель: создать комфортную обстановку в классе. - Начинаем ровно в срок

Родного языка урок.

Пусть сегодня для нас всех

На урок придёт успех!

С ними нам вдвойне теплей.

Пожелайте нам удачи

И успешности в придачу. Проверяют свою готовность к уроку. -создать условия для формирования положительного отношения к уроку (Л).

Цель: заинтересовать учащихся на изучение нового материала. На доске слова: детский, лесной, ручной, привокзальный, загородный.

-Какие это прилагательные?

-Как вы думаете, от каких слов они образованы?

-Разберите данные прилагательные по составу. Как вы думаете, с помощью какой морфемы (части слова) они образованы?

-Сформулируйте тему урока.

-Относительные.

Высказывают свои мнения.

-С помощью приставок и суффиксов.

-Образование относительных имен прилагательных. – подведение под понятие (П);

– целеполагание (П);

-формулировать высказывание, мнение в рамках учебного диалога с учителем (К);

4. Работа по теме урока

Цель: организация совместного открытия нового знания.

-Откройте стр. 139, прочитайте правило, по которому образуются относительные имена прилагательные.

-Ребята, каким способом образованы все эти прилагательные?

-А эти прилагательные каким способом образованы?

-Образуйте относительные прилагательные по образцу.

Варенье из малины – малиновое.

Варенье из вишни - …

Кукла из соломы - …

Салат из моркови - …

Выделите ту часть, с помощью которой образовано прилагательное. Читают правило.

Осиновый умение концентрировать свое внимание, сосредоточиться, ориентироваться в своей системе знаний, делать выводы (Р);

- выстраивать логическую цепочку рассуждений и доказательств, делать выводы (П);

-уметь структурировать полученные знания (Р);

-адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности (К).

Цель: снять физическое напряжение. -Сейчас, ребята, отдохнем, выйдите из-за парт.

Руки кверху поднимаем,

А потом их опускаем.

А потом их развернем

И к себе скорей прижмем.

А теперь быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

Приседай скорей со мной,

Держим руки за спиной.

Встали прямо, руки вбок,

Влево — вправо поворот.

Все, закончили. Ура!

За занятия пора! Повторяют движения за учителем. -взаимодействие учителя с учащимися (К).

6. Продолжение работы по теме урока

Цель: расширять и улучшать знания по данной теме. Олег считает, что относительные прилагательные образуются только от существительных. Прав ли он? Объясни, как образованы отн. прил. груженый, глаженый.

Упр. 4. Выделяйте ту часть, с помощью которой оно образовано.

Они образованы от глаголов.

Нет. умение концентрировать свое внимание, сосредоточиться, ориентироваться в своей системе знаний, делать выводы (Р);

- выстраивать логическую цепочку рассуждений и доказательств, делать выводы (П);

-уметь структурировать полученные знания (Р);

-адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности (К).

7. Домашнее задание

Цель: ознакомить детей с домашним заданием. - Упр. 5, стр. 140, письменно Записывают задание в дневник.

Цель: организация рефлексии и самооценки учениками собственной учебной деятельности. -Над чем мы сегодня работали?

Поднимите руку те, кто все понял и не испытывал затруднения на уроке.

Поднимите, кто немного затруднялся.

И те, кто совсем ничего не получил от урока.

– контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

воспитание рефлексивности, умения оценивать слои поступки и поступки окружающих.

3. Модели, обозначающие части слова.

5. Интерактивные ресурсы по теме урока.

6. Интерактивные ресурсы для системы VERDICT.

Актуализация и расширение речевого опыта.

- Кого нам напоминает весёлый Карлсон?

- Что он больше всего любил на свете?

- Кто, так же как и этот весельчак, любит сладости? А что полезнее варенье или сок?

- Запишите, какие виды варенья любил Карлсон или любите вы? В тетради сделайте запись по образцу: варенье из вишни – вишнёвое варенье.

- Прочитайте, что у вас получилось.

- Назовите только прилагательные. Докажите правильность своего выбора.

- К какой группе мы можем отнести эти прилагательные? Как вы узнали, что это относительные прилагательные?

Сегодня на уроке мы должны с вами выяснить, как образуются относительные прилагательные.

- Как вы думаете, что мы для этого должны вспомнить?

Слова образуются при помощи суффиксов, приставок, суффиксов и приставок одновременно, путём слияния двух основ.

- Давайте разберём по составу прилагательные, которые мы написали и сделаем вывод, как же они образовались.

Вишн ёв ое ( варенье)

Ябл оч н ое (варенье)

- Так как же образовались эти прилагательные?

- Можем ли мы сказать, что мы уже выяснили, как образуются относительные прилагательные и выполнили задачу урока?

Действительно, торопиться не стоит, а следует ещё выполнить упражнения и понаблюдать за образованием относительных прилагательных.

Наблюдение за способами образования относительных прилагательных.

- Запишите слова парами так, чтобы за каждым существительным шло образованное от него имя прилагательное. Отметьте корни и суффиксы в словах.

Ребята устно выполняют упражнение и дают рекомендации, как правильно оформить работу на письме, на что следует обратить особое внимание.

- Образуйте относительные прилагательные по образцу. Отметьте части слова, с помощью которых были образованы относительные прилагательные.

Устный разбор задания упражнения и рекомендации.

Самостоятельное письменное выполнение упражнений по выбору.

Работа выполняется учащимися на местах и одновременно, двумя учениками поочерёдно, на интерактивной доске.

Коллективная проверка работы всеми учащимися, не зависимо от того, какое упражнение они выполняли.

Упр. 2. солома – солом енн ый

сосна – сосн ов ый

бетон – бетон н ый

кожа – кож ан ый

капитан – капитан ск ий

гусь – гус ин ый

Упр.3. находящийся при дороге (какой?) – придорожный

Находящийся на столе (какой?) – настольный

Находящийся за городом (какой?) – загородный

- Кто мажет сделать вывод, как же образуются относительные имена прилагательные?

- Почему же такого способа не существует?

Дети объясняют, что с помощью окончания могут образоваться только формы одного и того же слова, а не новые слова.

Проверяем правильность вывода, знакомимся с правилом по учебнику.

Олег считает, что относительные прилагательные образуются только от существительных. Прав ли он?

- Объясни, как образованы относительные прилагательные глаженый (тот, который гладили), гружёный (тот, который грузили), гладильный (на котором гладят).

- Что- то мы с вами заучились, всё о серьёзном, да о серьёзном. А ведь на улице весна и совсем скоро наступят летние каникулы. Давайте немножко отдохнём и помечтаем, как мы будем отдыхать летам.

- Покажите, как мы будем плавать на море.

- Как весело будут кружиться над нами чайки.

- Как мы будем прыгать на тёплом песке.

- Как будем незаметно пробираться сквозь заросли кустарника, скрываясь от бабушкиного бдительного ока.

И действительно много всего интересного и необыкновенного ждёт нас летом. Вы наверняка будете резвиться и шалить, как Карлсон, которого мы вспоминали в начале урока. Но о чём вы должны не забывать во время игр?

X . Работа в парах. Комплексное закрепление материала урока.

Упражнение 5. Летом мы с Шуриком жили у дедушки. Шурик – это мой младший брат…. Когда мы приехали, так сейчас же обыскали весь огромный двор, облазили все сараи и чердаки.

Я нашёл стеклянную банку из-под варенья и круглую железную коробочку от гуталина. А Шурик нашёл старую дверную ручку и большую калошу на правую ногу. (По Н. Носову)

- Из какого произведения отрывок?

Выберите одно из предложенных заданий и выполните упражнение.

Прочитайте текст. Найдите и выпишите относительные прилагательные. Отметьте корень, суффикс и окончание.

Выпишите относительные прилагательные, запишите, от какого слова они образованы и выделите, при помощи каких частей слов.

Выпишите относительные прилагательные, запишите, от какого слова они образованы и выделите, при помощи каких частей слов. Найдите в тексте качественные прилагательные и докажите правильность своего выбора.

Задание выполняется во время проверки на интерактивной доске.

Повторение разбора слова по составу с опорой на поиск омонимичных частей слова и выделение лишнего слова в каждом ряду.

Работа проводится с помощью системы Verdict (пультов голосования).

Выбери лишнее слово и объясни свой выбор.

Журавлиный, соловьиный, картинный , соколиный;

Полотняный, карманный, дровяной, травяной;

Виноградный, земляничный, смородиновый , ванильный;

Подземный, заоблачный , дачный , прибрежный.

Просматривают результаты, по выставленным баллам выставляют себе оценку за упражнение.

Заполняют рефлексивные листы по изучаемой теме урока и делают вывод, что поняли в результате урока, и что осталось доработать.

Похожие документы:

Прилагательным называется часть речи, обозначающая признак предмета, лица или явления. Оно отвечает на вопрос

. - какой? какая? какие? относительно качеств или свойств упоминаемого объекта. Прилагательные в . прилагательных может быть образована, а от других – нет. Односложные прилагательные Подавляющее большинство односложных прилагательных образуют .

Русский язык. 3 Класс. Обобщение знаний об именах прилагательных

. ? -Какие имена прилагательные называют качественными? -Что они могут образовывать? -Какие имена прилагательные называются относительными? -Как образуются относительные имена прилагательные .

Как единица устной речи: общая характеристика и прагматический потенциал

. – sentence Inf (цели)). Закономерен вопрос, каким образом маркирование глагола отграничивалось от маркирования . ж вроде бы как, он многонациональный? Ресурс? Прим. Прилагательное многонациональный относится к разряду относительных, поэтому .

. ? - спросите вы. - Каким образом человек может казаться более умным . Подмечайте, какие существительные, глаголы, предлоги, прилагательные выбирает собеседник, и как эхо . , главой торговой ассоциации, относительно перспектив моего консалтингового бизнеса .

Как добиться желанной любви

. задаваемый моим клиентам простой вопрос: "Каким образом ваш партнер избегает вас?" - . постепенных изменений. Это означает относительную легкость задания в начале курса . людях. Описывайте их черты простыми прилагательными типа "добрый", "душевный", " .

Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? Имена прилагательные изменяются по числам и падежам, а в единственном числе и по родам. Имена прилагательные могут иметь краткую форму. В предложении имена прилагательные выполняют функцию определений и сказуемых.

Разряды прилагательных – три категории прилагательных по значению: качественные, относительные, притяжательные.

Относительные прилагательные – один из разрядов прилагательных, обозначающих материал, из которого состоит предмет, пространственные, временны́е признаки, то есть те признаки, которые не могут проявляться в предмете в большей или меньшей степени.

Паронимы – слова, близкие по написанию и звучанию, но различные по значению и употреблению в контексте предложения.

Словосочетание – сочетание двух или более слов, связанных подчинительной связью: одно слово главное, другое зависимое, от главного слова к зависимому можно поставить вопрос. Словосочетание может состоять из существительного и прилагательного или из двух существительных.

Фразеологизм – устойчивое, лексически неделимое словосочетание.

Эпитет – художественное, образное определение.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Ладыженская Т. А., Русский язык. 6 класс. В 2-х частях. Ч. 1. // Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. – М.: Просвещение, 2018. – 192 с.

Дополнительная литература:

1. Розенталь Д. Э. Говорите и пишите по-русски правильно. – М.: Айрис-Пресс, 2016. – 256 с.

2. Вартаньян Э. А., Путешествие в слово. – М.: Просвещение, 1982. – 122 с.

3. Александрова З. Е., Словарь синонимов русского языка. – М.: Русский язык, 1989 – 568 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Относительные прилагательные – один из разрядов прилагательных, обозначающих материал, из которого состоит предмет, пространственные, временны́е признаки, то есть те признаки, которые не могут проявляться в предмете в большей или меньшей степени.

Относительные прилагательные всегда образуются от существительных.

Суффиксы относительных прилагательных: -ск- (московский) и производные от него -еск-, -ческ-; -инск-, -енск-, -овск-, -ическ- (исторический), -ан- – -ян- (-янн-), -н- (глиняный, летний)

В предложении относительные прилагательные являются определениями.

Туристы приехали в приморский город.

Относительные прилагательные могут переходить в разряд качественных (при этом используется переносное значение слова).

Золотые украшения – золотая осень.

Выделим относительные прилагательные из списка.

Льняная рубашка, мамин подарок; кирпичная стена; собачий лай; вчерашний день; бабушкин рассказ.

Льняная рубашка – отношение к материалу; северный олень – отношение к месту; вчерашний день – отношение к времени.

Примеры тренировочных заданий

Единичный/множественный выбор

Из списка предлагаемых слов выберите только относительные прилагательные.


На этом уроке мы познакомимся с относительными прилагательными. Поговорим о признаках относительных прилагательных. И научимся отличать относительные прилагательные от качественных.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Относительные прилагательные"

Сегодня мы найдём ответы на такие вопросы:

· Что такое относительные прилагательные?

· Что обозначают относительные прилагательные?

· Как отличить относительное прилагательное?

На прошлом уроке мы выяснили, что прилагательные по значению и форме можно разделить на три разряда: качественные, относительные и притяжательные.

Вот что мы узнали о качественных прилагательных. Качественные прилагательные обозначают признак предмета, который может проявляться в большей или меньшей степени. Качественные прилагательные обозначают признаки, которые мы воспринимаем органами чувств, а также свойства характера, настроение, оценку и так далее.

И теперь пришло время поговорить об относительных прилагательных.

Интересно, почему прилагательные назвали относительными?


Дело в том, что многие признаки образуются не сами по себе.

Они образуются на основе каких-то предметов или явлений.

Вот камень. Из таких камней мы можем построить стену. Теперь у нас получилась каменная стена. Мы можем так назвать стену из камней. Так образовался наш признак.

А вот акула, которая живёт в море. Мы смело можем сказать, что это морская рыба.

Получается, что в прилагательное закладывается отношение к этим предметам и явлениям.

Вот сочетание весенний день. На основе чего образовалось прилагательное весенний? С чем оно соотносится?

Весенний день – значит, день весны.

В относительных прилагательных показана связь признака с другими предметами или явлениями.

Вот мяч. Он резиновый. С чем же связан этот признак? Конечно, с таким материалом, как резина, из которой сделан мяч.


Но на отношение к чему могут указывать относительные прилагательные? Очень часто они указывают на материал.

Это такие прилагательные, как бронзовый, оловянный, песчаный, бархатный, шёлковый, морковный.

Все они указывают на материал. Значит, все они – относительные.

Часто прилагательные указывают на отношение к месту. Например, лесной, школьный, дорожный, российский, домашний, настольный и так далее.

Также очень часто относительные прилагательные выражают отношение ко времени. Например, сегодняшний, утренний, зимний, июльский, праздничный, новогодний.

Относительные прилагательные могут указывать на отношение к действию. В таком случае прилагательные поясняют нам, для чего создан предмет.

Прилагательные строительный, учебный, подготовительный, беговой, обогревательный, читальный указывают на действия. Значит, они относительные.

При этом, в отличие от качественных прилагательных, относительные прилагательные указывают на постоянный признак предмета.


Признак, который обозначает относительное прилагательное, не меняется.

Вот кот. Он пушистый, добродушный и домашний.

Два первых признака – переменчивы. Кот может стать менее пушистым или разозлиться… Но он в любом случае будет оставаться домашним животным. Это – постоянный признак, который выражается при помощи относительного прилагательного.

А теперь поговорим о грамматических признаках относительных прилагательных.

Как мы помним, качественные прилагательные часто можно узнать именно по грамматическим признакам. А вот у относительных прилагательных эти признаки отсутствуют. Хотя это само по себе признак!

Итак, у относительных прилагательных отсутствуют признаки качественных прилагательных.

Во-первых, относительные прилагательные не могут образовывать степени сравнения.

Посмотрим на прилагательные железный, лесной, утренний, учебный, детский. Можно ли к каждому из них подставить слово более? Нет. Относительные прилагательные обозначают постоянные признаки, и эти признаки не могут проявляться в большей или меньшей степени.

Во-вторых, относительные прилагательные не употребляются с наречиями, которые обозначают меру и степень. Можем ли мы подставить к каждому из наших прилагательных слово очень? Тоже нет.

Очень детское поведение.

Из относительных прилагательных невозможно образовать сложные прилагательные с помощью повторов.

У относительных прилагательных нет краткой формы, и к ним нельзя подобрать антонимы.

Краткая форма таких слов будет смотреться странно, а слова с противоположным значением нам будет достаточно сложно подобрать.

Но что же это такое? Получается, что у относительных прилагательных как будто вообще ничего нет!


Но кое-что есть и у них. Это – связь с существительным.

Относительные прилагательные тесно связаны с существительными.

В отличие от качественных прилагательных, у которых с существительными нет никакой особенной связи, у относительных в значении всегда заложено существительное.

И его можно легко увидеть.

Вот прилагательное детский. Посмотрим на него пристальнее. Детский – тот, который относится к детям.

Можно даже сказать, что в каждом относительном прилагательном заложена ссылка на существительное. Точно так же, как на каком-нибудь сайте под словом может скрываться ссылка на другое слово или другую статью.

Например, прилагательное лесной сразу же отсылает нас к существительному лес.

А значит, словосочетание, в котором есть главное слово-существительное и относительное прилагательное, можно переделать в словосочетание из двух существительных. Причём, значение у словосочетаний будет одинаковое.

Железная деталь – это деталь из железа

Лесной зверь – зверь из леса

Утренняя гимнастика – гимнастика по утрам

Учебное пособие – пособие для учёбы

Детские забавы – забавы детей.

А теперь попробуем узнать относительное прилагательное! Рассмотрим три словосочетания – громкое пение, молодое деревце, дубовые листья.

Попробуем переделать все эти словосочетания так, чтобы у нас получилось в каждом по два существительных. С первыми двумя словосочетаниями это невозможно. Но: дубовые листья – листья дуба.

Дубовые – это относительное прилагательное.

Так что можно назвать признаками относительных прилагательных?

· Они тесно связаны с существительными.

· Настолько тесно, что их даже можно переделать в существительное в косвенном падеже.

· При этом все грамматические признаки качественных прилагательных у относительных прилагательных отсутствуют.

Относительные прилагательные в тексте можно узнать ещё и по тому, что в словосочетаниях они обычно стоят рядом с существительным.

То есть, если в словосочетание из существительного и качественного прилагательного добавить относительное прилагательное, оно оттеснит качественное и встанет на его место. А все потому, что относительные прилагательные считаются более важными.


Возьмём слово игра. И два прилагательных – компьютерная и интересная. Как мы расположим эти прилагательные?

Конечно же, мы в первую очередь отметим, что игра – компьютерная. А уже потом – что она интересная.

Компьютерная – относительное прилагательное. А интересное – качественное.

И получается, что относительное прилагательное – на втором месте после существительного, а качественное, менее важное – только на третьем.

Итак, что нам требуется запомнить об относительных прилагательных?

Относительные прилагательные обозначают признак через отношение к другому предмету или признаку.

Относительные прилагательные могут выражать отношение к материалу, месту, времени, действию и так далее.

Относительные прилагательные выражают постоянный признак предмета.

Читайте также: