Соединение деталей в изделиях из древесины 7 класс конспект

Обновлено: 05.07.2024

Комбинированный (освоение новых знаний, обобщение и систематизация изученного).

Методы обучения:

Устный опрос, рассказ, демонстрация наглядных пособий (использование презентации выполненной в программе PowerPoint), практическая работа.

I. Организационно-подготовительная часть

II. Теоретическая часть

Повторение пройденного материала:

- Как затачивают стамески, долота и ножи для стругов?

- Что называют доводкой и правкой лезвия?

- Для чего нужна прифуговка зубьев пил?

- Как затачивают зубья пил для поперечной распиловки?

- Как затачивают зубья пил для продольной и смешанной распиловки?

- Как производят развод зубьев пил?

- Как должна располагаться режущая кромка относительно подошвы струга?

- Как настраивают и крепят нож на стругах с деревянной колодой?

- Как настраивают и крепят нож на стругах с металлической колодой?

- Для чего служит стружколоматель?

- Как прочищают засорившийся леток?

- Перечислите правила безопасности при очистки лотка.

Изложение нового материала:

Учитель свое объяснение сопровождает показом призентации.

План рассказа учителя:

Виды столярных соединений

Разметка и запиливание шипов и проушин

Долбление проушин и гнезд. Сборка шипового соединения.

Основные виды столярных соединений

Столярные соединения бывают неразъемные и разъемные. К первым относятся соединения на гвоздях, ко вторым - на шурупах. На гвоздях и шурупах детали соединяют сравнительно быстро, но соединения не

обеспечивают высокой прочности.

Шиповые соединения деревянных изделий.


В клеевых соединениях различают элементы: шип, гнездо, проушину и др.

Шип - выступ на торце заготовки, соответствует размерам и профилю проушины или гнезда соединяемой заготовки.

Гнездо - отверстие (углубление) в заготовке, соответствует размерам и профилю шипа.

Проушина - гнездо на торце заготовки, открытое с двух или трех сторон.


В немецком языке слово "шифф" , переводится как "средняя часть чего-либо", термин " шип " как средняя часть соединения детали.


Из клеевых соединений распространены шиповые. Они разделяются на угловые концевые, угловые серединные и угловые ящичные. Выбор количества шипов на зависит от толщины соединяемых деталей. Бруски толщиной до 40 мм соединяют одинарным шипом, бруски толщиной 40..80 мм - двойными или тройными , бруски толщиной свыше 80 мм - тройными многократными .

Правила определения размеров шипов и проушин:

Размеры угловых концевых



и угловых серединных соединений определяют по формулам: S = 0.4 So ; S 1 = S 3 = 0.5( So - S 1)

Углового ящичного соединения:


S 1 = S 3 = 6,8,10,12,14,16 мм;

l = So; S2, не менее 0,3So

Изделия с шиповым соединением деталей изготавливают по сборным чертежам.

2. Разметка и запиливание шипов и проушин

Для получения шипов и проушин заготовку вначале надо разметить в продольном и поперечном направлениях. Размечают шипы и

проушины с обеих сторон заготовки. На той ее части, которую надо удалить, карандашом делают пометку (Х).

Сначала ведут поперечную разметку. Для этого длину шипа (проушины) откладывают с помощью линейки и карандаша от базового торца вдоль ребер. С помощью угольника отметки соединяют поперечными линиями по пластям и кромкам. Рассчитав ширину шипа (проушины), размечают ее рейсмусомпо торцу икромкам продольными линиями.

После разметки проушины и шипы запиливают, используя пилу с мелкими зубьями, заготовку закрепляют в заднем зажиме верстака с наклоном 50 и делают запил.

Затем ее выравнивают и продолжают продольное пиление.


Пропил ведут рядом с разметочной линией по удаляемой части , не заходя за линию поперечной разметки. Затем проводят поперечное спиливание участков древесины ("щечек") для получения шипа. "Щечки" спиливают поочередно сначала с одной стороны заготовки, затем - с другой.

На производстве шипы и проушины получают станочники шипорезного станка. Они должны хорошо знать свойства древесины, устройство станков, уметь выполнять все станочные операции, затачивать инструмент, настраивать станки.

Долбление проушин и гнезд

Долбление является обработкой древесины резанием резцом в вертикальном направлении.

Проушины и гнезда получают с помощью долот и стамесок.

Долото предназначено для долбления гнезд и проушин. По его ручке наносят удары киянкой. Для предохранения ручки от раскалывания на нее насаживают еще одно металлическое кольцо. Рабочая часть долота иметь форму клина с углом 35º.

Стамеска применяется для зачистки шипов, гнезд и проушин, срезания фасок, подрезки подгоняемых деталей. Рабочую часть стамески затачивают под углом 20°.

Термины " долото " и " стамеска " от немецкого языка переводятся как " долбящее железо ".


Долбят деталь на подкладной доске. Лезвие долота ставят параллельно линии поперечной разметки на расстоянии примерно 1 см от торца и фаской в сторону дна проушины.

Удерживая долото строго вертикально, по нему наносят удары киянкой. Затем отступают от торца на 5 -7 мм, ударяют по долоту и, наклонив его, подрезают и откалывают слой древесины.


Устанавливают долото у линии поперечной разметки. Гнездо долбят поочередно от обеих линий поперечной разметки.

На производстве механическое долбление древесины проводят станочники цепно-долбежных станков. Они выдалбливают продолговатые отверстия с помощью резцов движущейся долбежной цепи.

4. Сборка шипового соединения

Для сборки шипового соединения шипы и проушины подгоняют до

необходимого размера , подрезают стамеской и зачищают напильником.

Для обработки стамеской заготовку закрепляют на верстаке. Правой рукой нажимают на торец стамески, а левой обхватывают ее стержень и регулируют направление резания. Напильником зачищают боковые стенки и дно проушины. Соединение деталей будет прочным , если шип входит в проушину при несильном ударе киянкой или нажатии рукой. Киянкой следует ударять

не по шипу, а через подкладную доску.


П одогнав шиповое соединение, его разбирают для склеивания. Вначале шип и проушину смазывают клеем, выдерживают для впитывания клея в древесину, а затем соединяют.

Собрав и склеив изделие, пользуясь подкладными досками, его сжимают в углах струбцинами. В зависимости от вида клея изделие выдерживают в сжатом состоянии до 24 ч.


Шиповое соединение после сжатия строгают, чтобы убрать неровности на стыках. Строгают, закрепив изделие клиньями на верстаке, с двух сторон на полный размах рук полным движением рубанка.

Затем строгают кромки. Изделие закрепляют в переднем зажиме верстака с подкладной доской. Шиповые соединения строгают поочередно движением рубанка от края к центру соединенной детали.

Контролируют качество работы с помощью линейки и угольника.

На производстве шиповые соединения собирают сборщики изделий из древесины.

III. Практическая часть

Практическая работа "Шиповое соединение деталей изделия из древесины"

Организация рабочего места :

Учащиеся выполняют задание - каждый на своем рабочем месте.

Для выполнения работы понадобятся: верстак, заготовки, долото, стамеска, киянка, мелкозубая пила, измерительная линейка или штангенциркуль, клей, кисти, струбцины или тиски, напильник, шлифовальная шкурка.

Вводный инструктаж.

1. Получите у учителя заготовки на изготовление рамки с шиповым соединением;

2. Рассчитайте размер шипа, толщины щечек проушины;

3. Составьте эскизы на шип и проушину с простановкой размеров;

4. По рассчитанным размерам разметьте шиповое соединение для изготовления рамки;

5. Запилите шипы и спилите "щечки";

6. Закрепите на верстаке с подкладной доской заготовки с запиленными проушинами и произведите долбление;

7. Проконтролируйте качество работы с помощью измерительной линейки или штангенциркуля;

8. Подгоните стамеской или напильником шипы и проушины до их плотного соединения;

9. Склейте шиповые соединения и зажмите их в струбцины, проверив равенство диагоналей рамки;

Зачистите выданные учителем склеенные шиповые соединения;

Правила техники безопасности:

1. Необходимо надежно закреплять заготовку на верстаке;

2. Работать следует только исправным и хорошо заточенным инструментом;

3. Не следует подрезать шипы и проушины стамеской и напильником, держа детали на коленях или в руке, а делать это нужно на верстаке в закрепленном положении;

4. Нельзя резать древесину стамеской в направлении руки, поддерживающей деталь, нужно двигать стамеску лезвием от себя;

5. Следует ударять киянкой точно вдоль оси долота;

6. Переносить долото (стамеску) можно только лезвием вниз;

7. По окончании работы долото (стамеску) нужно класть лезвием от себя. Нужно

проследить, чтобы лезвия не выступали за край крышки верстака;

Текущий инструктаж.

Самостоятельное выполнение учащимися задания. Текущие наблюдения учителя, контроль за соблюдением правил техники безопасности, ответы на возникающие вопросы в процессе работы, проверка правильности выполнения заданий.

Оценка результатов работы учащихся, выбор лучших работ учащихся, разбор допущенных ошибок и анализ причин, их вызвавших, разъяснение возможностей применения полученных знаний, умений и навыков в общественно полезном труде.

IV. Итоговая часть

Установка на следующий урок:

На следующем уроке продолжится знакомство с технологией обработки древесины.

Учащиеся получат знания о другом способе соединения деталей из древесины - шкантами и шурупами с нагелями.

Домашнее задание:

Повторить пройденный материал;

Прочитать параграф 9 в учебнике (6, с. 43-46);

Уборка рабочих мест.

Список используемой литературы :

1. Бобров, В.А. Справочник по деревообработке /Серия "Справочники", -Ростов н/Д:

2. Карабанов, И.А. Технология обработки древесины: учеб. Для учащихся 5-9 кл.

общеобразовательных учреждений.- М: Просвещение,1995.

3. Самородский, А.Е., Симоненко, В.Д., Тищенко, А.Т. Технология. Трудовое обучение: учебник для учащихся 7 кл (вариант для мальчиков) общеобразоват. Шк.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

«Виды и способы соединений

Урок технологии

7 класс

2016 г.

Тема: Виды и способы соединений деталей в изделиях из древесины.

Цели урока: сформировать знания о видах и способах соединений деталей в изделиях из древесины; способствовать развитию у учащихся умения выбирать способы соединения; формировать необходимость в труде.

Задачи урока:

1. Дать понятие учащимся о видах и способах соединения деталей из древесины. Угловые, серединные и ящичные шиповые соединения, их элементы и конструктивные особенности;

2. Продемонстрировать виды и способы соединения;

3. Научить правильно рассчитывать соединение.

Оснащение урока:

1. Материально-техническая база: Образцы соединения деталей из древесины.

2. Дидактическое обеспечение урока:

- Технология 7 класс. Под редакцией В. М. Казакевича, Г. А. Молевой;

Методы обучения:

1. словесные методы (объяснение, беседа);

2. наглядные методы (демонстрация наглядных пособий).

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Организационный момент

Актуализация опорных знаний

Как только древний человек придумал орудие труда, он почти сразу же приступил к строительству жилища из дерева. Прошло много тысячелетий, но он продолжает улучшать свое жилище. Современные технологии делают этот процесс намного проще, но основы, заложенные нашими предками, передаются из поколения в поколение ( Слайд 3)

Кто знает, как построить дом?
Чтоб было нам уютно в нём,
Чтобы он тёплым был и прочным.
Строитель это знает точно.

А знаете ли вы, какие дома можно построить?(Кирпичные, панельные, деревянные и т.д.)

Сегодня мы с вами будем говорить о построении деревянного дома.

- Из какого материала строится деревянный дом?

- Какие есть виды и способы соединения деревянных деталей – мы с вами сегодня и будем изучать.

- Давайте вспомним, какими способами можно соединить детали из древесины (шурупами, гвоздями, болтами, склейкой).

-Где можно встретить данные виды соединений?

Изучение нового материала

Рассказ учителя

Давайте рассмотрим с вами способы соединения деревянных деталей. В основном, это плотничные соединения, которые передавались из поколения в поколение на протяжении множества столетий.

Все изделия из древесины состоят из нескольких деталей, которые можно соединить различными способами. Процесс соединения деталей в целое изделие называется сборкой .

Приступая к соединению древесины, мы должны обработать ее и приготовить к употреблению.

Одно из основных правил, которые следует знать и выполнять – это присоединении тонких деталей к более толстым.

Существует несколько видов соединения древесины:

Соединение в торец

Соединение в наклад

Соединение в полдерева

Соединение в шпунт

Сращивание по длине (Слайд 4)

В зависимости от расположения деталей в изделиях различают концевые (рис. а) и серединные (рис.б) соединения.

Они могут быть выполнены с помощью гвоздей, шурупов или клея.

Соединение в торец ( сплачивание) считается самым простым способом соединения. При этом способе поверхности двух соединяемых деталей плотно подгоняются друг к другу при помощи гвоздей или шурупов. Длина гвоздя ( шурупа) должна пройти через первую деталь и войти во вторую деталь на 1/3 длины гвоздя. Толщина гвоздя должна соответствовать размеру древесины, чтобы при забивании не появилось трещины. Гвоздей должно быть не менее 2 и располагаться они должны не на одной линии. (Слайд 6)

Соединение в наклад - две детали накладываются одна на другую и соединяются при помощи гвоздей, шурупов или болтов. Заготовки могут размещаться на одной линии или под определенным углом.

Сращивание по длине . Сращивание простым является для вертикальных опор.(Слайд 8)

Соединение в шпунт применяют при настилке пола или досок обшивки. При таком соединении исключены щели между досками.(Слайд 9)

Шиповое соединение состоит из паза, выдолбленного или высверленного в одной из деревянных деталей, а так же шипа, выполненного на конце другого, прикрепляемого элемента. Детали должны иметь одинаковую толщину, но если толщина разная, то гнездо изготавливается в той части, которая более толще, а шип изготавливается во второй, более тонкой части.

Элементами шипового соединения являются шип, соединяемый с гнездом или проушиной . (Слайд 11, 12)

Шиповое соединение деталей : а — одинарным шипом; б — двойным шипом

Шипом называют выступ на торце деревянной детали.

Гнездом называют отверстие в другой детали, которое соединяется с шипом.

Проушиной называют паз на торце детали, соединяемый с шипом.

Профили и размеры шипа и проушины должны совпадать. Длина шипа должна равняться ширине присоединяемого бруска.

Соединение выполняют на клею с дополнительным скреплением гвоздями, шурупами.

Цели:

О: Изучение технологии соединения деревянных брусков;

Р: Освоение приемов соединения деталей “в полдерева”;

В: Воспитание потребности к творчеству, стремления вносить в свою жизнь красоту.

Задачи:

  • Познакомить с новыми словами: плот – плотник; истьба – изба; истопка – очаг.
  • Обучить приёмам и последовательности соединения деталей.
  • Развивать умения в планировании, самооценке.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование, оснащение занятия:

- Компьютер с аудио- видео обеспечением, проектором, экраном (иллюстративный и наглядный материал на электронном носителе);

- Заготовки из древесины (4 шт. на каждого обучающегося) с готовой разметкой.

- Рабочий инструмент: долота, стамески, ножовки, киянки, приспособления для распиловки, подкладные доски;

- Сигнальные карточки, карточка для имени.

Наглядные пособия:

- Образец элемента изделия.

План занятия:

  1. Организационная часть (3 мин.)
  2. Повторение пройденного (5 мин.)
  3. Объяснение нового материала (10 мин.)
  4. Практическая работа (10 мин.)
  5. Закрепление полученных знаний (5 мин.)
  6. Заключительная часть (2 мин.)

Ход урока

1. Организационная часть.

Давайте знакомиться с вами. На листочке бумаги напишите крупно своё имя, а рядом нарисуйте любой столярный инструмент. Поднимите листочки над головой и покажите мне. Молодцы! Я увидел, что вы знаете различные столярные инструменты.

2. Повторение пройденного материала.

Теперь прошу посмотреть на экран. Вашему вниманию представлены зашифрованные термины и загадки, отгадав которые, мы вспомним слова и инструменты, используемые на уроках.

а) Анаграммы:

Кручу – верчу, кручу – верчу!
Любой шуруп я закручу! (Отвертка)

Бьют Ермилку, что есть сил по затылку!
А он не плачет, только ножку глубже прячет! (Гвоздь)

Он с рубанком и пилой, пахнет от него смолой.
Он не слесарь, не маляр. Кто же он такой? (Столяр)

Он бревно отешет ловко,
Стены сделает, навес.
У него смолой спецовка,
Как сосновый пахнет лес. (Плотник)

3. Изложение нового программного материала.

Здесь берега во тьме раскинув,
Спит озеро, глаза смежив.
Напевною загадкой линий,-
Как чудо светлое России,
В Онеге плавают Кижи.

Сегодня на уроке мы познакомимся с соединением деталей из древесины, научимся выполнять соединение в полдерева, станем настоящими мастерами-плотниками. Мы должны постараться и срубить настоящую деревенскую избу. Каждый из вас сделает один из её элементов – венец (на экране демонстрируется элемент сруба и деревенская изба).

- Знаете ли вы, как называют мастеров, которые строят деревянные дома?

С давних пор избы строят плотники.

Плотник - от русского слова “плот” - сплав бревен по реке.

Слово “изба” произошло от древнерусского слова “истьба”, истопка, очаг, т.е. жилое помещение с печью (на доске написаны слова: плотник, истопка, изба, очаг).

Профессия плотник существует на земле более 5 тысяч лет. Русские города, в том числе и Мариинск, строились плотниками. Плотник выполняет свою работу сам от начала и до конца, заранее зная, что только от него, от его опыта, умения, зависит ее качество, и что в случае удачи он по праву может гордиться своим трудом, так как все сделал сам, и это обязывает плотника всегда работать хорошо. Мастером “первой руки” считался плотник, умевший выполнять не только собственно плотничьи, но и столярные работы: отделывали окна и двери, настилали полы и потолки.

- Как вы думаете, какой инструмент является главным для плотника?

Топор – главный инструмент плотника, его никогда не оставляли воткнутым в бревно или чурбак и не ставили к стене, а только клали под лавку, причем разворачивали лезвием к стене, чтобы никто случайно не поранился. Вспомним загадку: “Кланяется, кланяется, придет домой – растянется”.

Русские плотники работали “ как польза и красота скажут”.

Народные мастера, а ими были русские мужики, возводили подлинные произведения искусства. Шедевры народного деревянного зодчества – не просто памятники архитектуры, но и свидетельство высочайшего плотницкого мастерства а экране высвечиваются изображения построек на острове Кижи).

Вот и мы с вами постараемся изготовить соединение деревянных деталей как настоящие мастера, чтобы они получились красивыми и качественными.

А это зависит от того, как вы, ребята, будете работать, с душой, с любовью, со старанием. А ещё очень важно, в каком вы настроении.

Перед вами лежат цветные листочки бумаги. Красный листочек соответствует бодрому, веселому настроению; зеленый - хорошему; синий – плохому. Подумайте и поднимите листочек, соответствующий вашему настроению сейчас.

Я вижу, что у вас бодрое настроение, надеюсь, что к концу нашей встречи настроение станет еще лучше.

Сегодня мы осваиваем технологию соединения брусков, серединное соединение. Этот способ соединения деталей из древесины носит название “вполдерева”. Со стороны посмотреть, так кажется, одно бревно сквозь другое пропущено. Получается это так: не на самом конце, но отступя от него, делается вырубка до середины, на перекрестном бревне такая же вырубка. Бревна ложатся вырубками, а концы их торчат наружу.

Вначале устанавливаем размер от края заготовки 30 мм, это будет “остаток”, а затем прибавляем к этому размеру ширину паза – тоже 30 мм и выполняем разметку. Размеры брусков: длина – 300 мм; ширина – 30 мм; высота – 30 мм; глубина паза – 15 мм (“вполдерева”). У вас должно получиться четыре одинаковых заготовки. Выполняем вторую операцию – делаем пропилы поперек заготовок, так чтобы, линии разметки оставались снаружи пропила.

Затем долотом вырубаем лишние куски древесины. Долото должно двигаться от середины к краям паза. Удары по рукоятке долота наносим деревянным молотком – киянкой.

При работе необходимо соблюдать правила безопасной работы: запил выполнять с помощью доски – направителя, прочно закрепив заготовку; при долблении, пользоваться подкладной доской: направление движения долота и стамески – “от себя”: правильно класть режущие инструменты на верстак.

При долблении работать разрешается только острыми хорошо заточенными долотами и стамесками; рукоятки должны быть прямо и плотно насажаны; во избежание раскалывания при ударе надеты металлические кольца; запрещается работать инструментами с трещинами и расколами на рукоятках.

После того, как вырубили все пазы, необходимо выполнить зачистку, а затем подгонку и сборку деталей. При выполнении этой операции нужно быть предельно внимательным и аккуратным (учитель показывает последовательность выполнения операций, приемы обработки, знакомит с каждой операцией).

4. Практическая работа.

На заранее размеченных заготовках обучающиеся выполняют вырезание мелкозубой пилой участка, помеченного знаком Х.

Затем вырезают куски стамеской и зачищают вырезанные участки.

При выполнении практической работы учитель технологии корректирует действия учащихся, обращает внимание на ошибки, показывает индивидуально приемы работы, проводит текущий инструктаж.

5. Закрепление полученных знаний и подведение итогов.

Вот мы и выполнили практическую задачу по обработке заготовок. Каждый из вас изготовил один из элементов избы. Одному плотнику требовалось много времени для постройки избы. Поэтому мастеровые люди работали бригадами. Такая бригада называлась “артелью”. Вот, сейчас, и организуем артель по сборке нашей избы. Сруб укладывали на фундамент из камней плоской формы. А мы установим сруб на демонстрационный столик. Для этого каждый из вас установит свой венец на столик – друг на друга. А весь класс будет оценивать качество работы: плотно ли прилегают “бревна”- бруски друг к другу, нет ли щелей, просветов и за каждую работу выставим оценки.

Итак, что же у нас получилось? Правильно – “сруб”.

Издалека различимое всюду,
В северном сумраке вдруг засияв,
Так и возникло Онежское чудо
Двадцати двух серебрящихся глав.
В ней была скромность избы деревенской,
Если б не взмывшие ввысь купола.
Церковь, что названа Преображенской,
Преобразила здесь все, что могла.
Вверх устремлялся “бочонок” к “бочонку”.
Знал он, какая ждала их судьба,
Мастер закончил свою работенку,
Пот отирая тряпицей со лба.
Выискав в заводях тайное место,
Бросил топор утомленной рукой.
“Церковь, - промолвил он, - выполнил Нестор,
- Не было, нет, и не будет такой…”

Давайте подведём итоги урока: Что вы нового узнали? Что вам запомнилось?

Молодцы. Вот мы с вами и стали настоящими мастерами, профессиональными плотниками. Ну, а теперь давайте вновь проголосуем цветными листочками и определимся с вашим настроением.

Вот и хорошо – настроение у всех отличное. На этом урок окончен. Спасибо за урок!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Способствовать формированию и развитию умений и навыков по разметке элементов соединения УК-4.

Способствовать развитию двигательной сферы (овладение моторикой мелких мышц рук, развитие двигательной сноровки и соразмерности движений).

Способствовать воспитанию бережного и уважительного отношения к чужому и своему труду.

Методическое оснащение занятия:

1. Материально-техническая база:

мастерская трудового обучения;

2. Дидактическое обеспечение:

чертеж соединения УК-4;

образец соединения УК-4;

Словарная работа: лицевая сторона бруска, припуск, торец, риски, щечки, полупотемок, глухое гнездо, запиливание шипа.

Ход занятия

I. Организационный момент:

проверка явки учащихся;

проверка готовности учащихся к занятию;

настрой учащихся на работу;

доведение до учащихся плана занятия.

II. Повторение пройденного материала

1. Соединение царги с ножкой в табуретки называется:

а) концевое на шип с полупотемком несквозной.

б) угловое серединное на шип с полупотемком несквозной.

в) угловое концевое на шип с полупотемком несквозной.

2. При выполнении УК - 4 сначала выполняют:

3. Долбление глухого гнезда выполняется:

4. При долблении гнезда инструмент ставят:

а) вдоль волокон.

б) поперек волокон.

в) под углом к волокнам.

5. Соединение УК-4 усиливают с помощью:

III. Изложение учителем нового материала.

Разметка шипа

Для разметки элементов соединения потребуется миллиметровая линейка, угольник, рейсмус и карандаш. Необходимо помнить, что от точности и правильности разметки зависит качество соединения. Поэтому перед работой надо обязательно проверить разметочные инструменты и остро заточить карандаш.

Линейка должна быть металлической с четкими делениями. У угольника контролируют состояние кромок пера: необходимо, чтобы они были ровными, без вмятин, располагались точно под прямым уютом к колодке. У рейсмуса должен быть исправен зажим брусочков, иглы плоско заточены и выступают не более чем на 2 мм. Только после контроля состояния инструментов можно приступать к разметке.

Презентация "Изготовление шипа с полупотемком" (Приложение, Презентация"Изготовление шипа с полупотемком")

Сначала отмеряют необходимую длину бруска и отпиливают припуск. От торца откладывают по линейке длину шипа и наносят карандашом метку (рис. 116, а). По угольнику и этой отметке проводят линии на всех четырех сторонах бруска (рис. 116, б). После этого устанавливают рейсмус на заданный размер (толщина шипа) и проводят риски на двух противоположных сторонах заготовки и торце (рис. 116, в, г). Шип размечен.



Изготовление шипа. Запилить шип с внешних сторон линий разметки (1), спилить щечки (2), разметить полупотемок (3), спилить полупотемок (4)

Разметка гнезда

Для разметки гнезда потребуются миллиметровая линейка, карандаш, угольник и рейсмус. Размечают гнездо по образцу или по чертежу. Сначала по линейке размечают длину гнезда. Затем карандашом по угольнику проводят линии с четырех сторон бруска. После этого один конец рейсмуса устанавливают на толщину щечки гнезда, а другой на расстояние, равное толщине щечки и ширине гнезда. Рейсмусом проводят риски с двух сторон бруска между линиями, проведеными по угольнику. При разметке гнезда и угольник, и рейсмус прижимают только к лицевым сторонам бруска.


1. Угольник и рейсмус прижимают колодкой только к лицевым сторонам бруска.

IV. Закрепление знаний учащихся.

1. Осмотрите разметочные инструменты и оцените их состояние.

2. Расскажите, в какой последовательности размечают шип.

3. Почему перед работой необходимо осмотреть и проверить разметочные инструменты?

4. К каким сторонам бруска надо прижимать колодку угольника и рейсмуса при разметке? Почему?

V. Физкультминутка.

Упражнения для улучшения мозгового кровообращения. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 поворот головы налево, 4 - и.п., 5 - плавно наклонить голову назад, 6 - и.п., 7 - голову наклонить вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

VI. Практическая работа: Разметка элементов шипового соединения.

Работа выполняется по образцу и чертежу.

6.1.Вводный инструктаж учителя:

разъяснение задач практической работы;

ознакомление с объектом труда (образцом);

ознакомление со средствами обучения, с помощью которых будет выполняться задание (оборудование, инструменты, приспособления);

ознакомление с учебно-технической документацией (инструктаж по ТК, ИК, ИТК);

предупреждение о возможных затруднениях при выполнении работы;

инструктаж по технике безопасности.

6.2.Самостоятельная работа учащихся.


VII. Уборка рабочих мест.

VIII. Подведение итогов занятия учителем.

объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на занятии; выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся;

Читайте также: