Презентация химические реакции признаки и условия их протекания 8 класс конспект

Обновлено: 05.07.2024

1. Тема урока: химические реакциИ. Признаки и условия протекания химических реакций. Классификация химических реакций

ТЕМА УРОКА: ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ. ПРИЗНАКИ
И
УСЛОВИЯ
ПРОТЕКАНИЯ
ХИМИЧЕСКИХ
РЕАКЦИЙ.
КЛАССИФИКАЦИЯ
ХИМИЧЕСКИХ
РЕАКЦИЙ

2. Цели урока:


Изучить химические реакции, признаки и условия
их протекания, познакомиться с экзо- и
эндотермическими реакциями.
Развивать умения анализировать, выделять
главное, устанавливать причинно-следственные
связи, исходя из строения и свойств веществ,
умение владеть химической терминологией, четко
формулировать и высказывать мысли.
Привить интерес к предмету. Показать важность
знания химии в повседневной жизни.

3. Физические и химические явления


Явление – это любое изменение, происходящее с
веществом.
Физические явления – изменения, которые не
ведут к образованию новых веществ(с иными
свойствами). Например, изменение агрегатного
состояния вещества, изменение объема тел при
нагревании, изменение магнитных свойств и др.
Химические явления (химические реакции) –
явления, при которых образуются новые
вещества.

4. Химические реакции


Реагенты – вещества, которые вступают в реакцию.
Продукты – вещества, которые образуются в
результате реакции.
Cхематическая запись реакции – схема реакции:
А +B→C+D
А, B – реагенты, С, D – продукты.
уголь + кислород → углекислый газ
С + О2 → СО2
С, О2 - реагенты, СО2 – продукт.

5. Признаки химических реакций

1. Изменение цвета. (!)
2. Выделение газа
(!)
3. Образование осадка (или его растворение)
(!)
4.Выделение/поглощение тепла, свечение, самовоспламенение.
5. Появление запаха.
6. Изменение вкуса

6. Условия протекания химических реакций

1.Изменение
температуры
(нагревание/охлаждение).
2. Изменение давление (уменьшение/увеличение).
3. Соприкосновение, перемещение.
4. Измельчение.
5. Действие света, электрического тока.
6. Применение катализаторов и ингибиторов.
Нормальные условия – н.у.:
Давление: p = 1 атм = 101325 Па (105 Па)
Температура: Т = 273,15 К ( 0 ͦ С)

7. Классификация

По числу и составу реагирующих
веществ
По изменению степени
окисления химических
элементов, образующих
вещества
По тепловому эффекту
По агрегатному состоянию
реагирующих веществ
По участию катализатора
По направлению

Во время урока учащиеся проводят ряд экспериментов. Это дает возможность каждому ученику почувствовать себя исследователем, а это способствует самостоятельному усвоению знаний, воспитанию творческой активности, формированию интереса к предмету.

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_priznaki_himicheskih_reakciy.doc 38 КБ
priznaki_him._reakciy_.ppt 1.75 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Признаки химических реакций.

Цель урока: Изучить на практике признаки химических реакций .

Задачи урока: 1. Сформировать знания о признаках химических реакций, на этой основе совершенствовать умение отличать физические процессы от химических.

Продолжить формирование умения наблюдать.

2. Развивать умения и навыки работы с лабораторным оборудованием, химическими реактивами.

3. Воспитывать стойкий позитивный интерес к предмету, гордость за отечественную науку.

Средства урока : проектор, компьютер, презентация к уроку, ученическая микролаборатория или набор реактивов (упомянутых в конспекте) для проведения эксперимента.

Тип урока: урок получения новых знаний, урок – практикум.

Алгоритм проведения урока.

Этап получения новых знаний.

Ежеминутно в мире протекает миллионы химических реакций – в нашем желудке, когда мы едим, в выпекающемся пироге или в двигателе автомобиля. Но как определить происходит химическая реакция или нет?

При химических процессах происходит превращение одних веществ в другие, которые обладают новыми свойствами, которыми не обладали исходные вещества. Эти превращения сопровождаются яркими и наглядными изменениями. Эти наглядные изменения называются признаки.

Какова же тема нашего урока? Дети формулируют тему урока).

- Признаки химических реакций. ( СЛАЙД 3 ). Запишите себе в тетрадь.

Правильно, а цель нашего урока изучить на практике признаки химических реакций. ( СЛАЙД 4 )

Но вначале небольшой инструктаж по технике безопасности.( СЛАЙД 5 ) Здесь пропущен один пункт –какой? (Вещества нельзя пробовать на вкус.)

Я предлагаю вашему вниманию туфовую башню ( СЛАЙД 6 ). Давайте повторим эту реакцию в лабораторных условиях.

Предлагаю поступить так. В раствор карбоната натрия добавим гидроксид кальция. Что вы наблюдаете? ( СЛАЙД 7 )

Давайте составим уравнение этой реакции.

Na 2 CO 3 + Ca(OH) 2 = CaCO 3 ↓ + 2NaOH

Признак данной реакции – появление осадка. Запишите себе в тетрадь уравнение реакции и соответствующий ей признак.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ ! ( СЛАЙД 8 )

А можно ли считать обратный процесс- растворение осадка, признаком химической реакции?

Если в полученный осадок добавить серную кислоту. Что вы наблюдаете? ( СЛАЙД 9 ). Давайте составим уравнение этого превращения.

CaCO 3 + H 2 SO 4 = CaSO 4 + H 2 О + СO 2 ↑

Признаки этой реакции – растворение осадка и выделение газа. Запишите себе в тетрадь уравнение реакции и соответствующий ей признак.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ ! ( СЛАЙД 10 )

Чтобы наблюдать растворение осадка, не надо ходить за тридевять земель, это ближе, чем вы думаете. (СЛАЙДЫ 11, 12)

Изменение окраски, это тоже признак химической реакции. Наглядный тому пример – листья на деревьях. ( СЛАЙД 15 ) Летом они зелёные, а осенью жёлтые и красные.

Предлагаю рассмотреть реакцию взаимодействия хлорида железа и роданида калия ( СЛАЙД 16 ) Что вы наблюдаете?

FeCl 3 + 3KNCS = Fe(NCS) 3 + 3KCl

Признак этой реакции – изменение окраски. Запишите себе в тетрадь уравнение реакции и соответствующий ей признак.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ ! (СЛАЙД 17)

На нашей планете ежедневно происходят извержения вулканов. Слайд 18 (слайд с вулканом). Огромное количество энергии в виде тепла и света выделяется при этом. Я считаю, что это тоже будет признаком химической реакции.

Убедимся в этом на примере нашего минивулкана – реакции разложения бихромата аммония (Слайд 19)

( ПОДЖИГАЕМ ВУЛКАН) (Опыт проводится в виде демонстрации.)

Что вы наблюдаете?

(NH 4 ) 2 Cr 2 O 7 =N 2 ↑+Cr 2 O 3 +4H 2 O

Запишите себе в тетрадь уравнение реакции и соответствующий ей признак.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ! ( Слайд 20)

И ТАК МЫ С ВАМИ исследовали признаки химических реакций, доказали опытным путём происхождение многих явлений природы – изменение окраски листьев, растворение и образование осадка.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: формировать умения обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием.

Элементы содержания: разделение смесей, очистка веществ, фильтрование.

Оборудование: на ученических столах: смесь песка с солью, 2 стаканчика, стеклянная палочка, промывалка с водой, фильтр, воронка, спички, спиртовка, зажим, чашка для выпаривания.

1. Фронтальное обсуждение последовательности действий при разделении смеси песка и соли.

2. В тетрадях для практических работ оформляется таблица и заполняется по мере проведения работы.

3. Выполнение практической работы.

4. Дополнительное задание. Составить план разделения смеси.

Вариант I. Речной песок, бензин, соль.

Вариант II. Железные, медные опилки, сахарный песок.

химические реакции:
признаки и условия протекания

Цель: формировать представление о типах химических реакций, уметь определять тип реакции по тепловому эффекту.

Элементы содержания: химическая реакция; условия и признаки химических реакций; классификация реакций по поглощению и выделению энергии.

Оборудование: растворы HCl, H 2 SO 4 , KCNS, FeCl 3 , NaOH, CuSO 4 ; спиртовка, зажим, магний, CuO, NH 4 Cl (крист.), пробирки, фарфоровая чашка.

I. Фронтальный опрос.

– Какие физические явления используются в химии?

– Проверка упр. 3, 6 после § 25.

– Чем физические явления отличаются от химических?

II. Объяснение нового материала.

– Итак, при химических явлениях образуются новые вещества. Химические явления по-другому называют химическими реакциями .

Химические реакции – это явления, в ходе которых одни химические вещества превращаются в другие.

– По каким признакам мы определяем, что реакция прошла?

Учитель демонстрирует опыты. Учащиеся описывают наблюдаемые явления.

4) NH 4 Cl + NaOH

– Подводим итог. Признаками реакции являются (учащиеся записывают в тетради):

1. Изменение цвета.

2. Выделение тепла и света.

3. Выделение газа.

4. Изменение запаха.

5. Выпадение осадка.

– Какие условия необходимы для того, чтобы реакция началась?

Учитель ставит рядом пузырьки с серной кислотой и оксидом меди (II).

– Почему не идет реакция? (Вещества не соприкасаются.)

– Приведем вещества в соприкосновение.

Учитель насыпает в пробирку CuO и приливает кислоту.

– Реакция не идет. Что нужно сделать? (Нагреть.)

– Нагреваем и видим признак реакции: изменение цвета.

– Каковы же условия протекания реакции ?

Запись в тетради:

1. Привести вещества в соприкосновение.

2. Вещества растворить или измельчить.

3. Нагреть реагирующие вещества.

Вы заметили, что в одних реакциях энергия в виде тепла или света выделяется, а в других – поглощается. В зависимости от этого реакции делятся:

на экзотермические – в ходе которых энергия выделяется (+ Q). Это реакции горения;

эндотермические – при которых энергия поглощается (– Q). Эти реакции требуют для своего протекания постоянного притока энергии: нагревания, действия электрического тока, освещения, механического растирания или удара.

Закрепление. Назовите признаки химических реакций?

Рефлексия. Что нового узнали на уроке?

Что хотелось бы еще узнать?

Домашнее задание : § 26, упр. 1, 2.

реакции разложения и соединения

Цель: формировать представления о классификации реакций; понятие о скорости реакции; катализаторах.

Требования: знать классификацию реакций.

Оборудование: Cu(OH) 2 , раствор H 2 O 2 , MnO 2 , спиртовка, спички, зажим, пробирка, стакан, ложка для сжигания веществ, фосфор красный, колба с пробкой, вода, лакмус.

I. Проверка домашнего задания.

Упр. 3 после § 27 (4 учащихся выполняют у доски).

II. Объяснение нового материала.

– Вы уже знакомы с одной из классификаций реакции по тепловому эффекту. Как называются реакции, идущие с выделением энергии? С поглощением энергии?

Сегодня мы с вами познакомимся еще с несколькими классификациями.

Рассмотрим реакцию: возьмем гидроксид меди (II) синего цвета и нагреем. Какие признаки реакции наблюдаются? Что произошло с этим веществом? Оно разложилось:

hello_html_m56956574.jpg

Из одного вещества получилось два.

Другой пример. Возьмем раствор пероксида водорода. Нагреем. Реакция почти не идет. А теперь добавим к раствору пероксида несколько крупинок оксида марганца (IV). Что наблюдаем?

Запишем схему процесса:

hello_html_m46ede1ef.jpg

Эта реакция также относится к реакциям разложения. Попытаемся сформулировать определение и запишем его в тетрадь:

Реакции разложения – это реакции, при которых из одного вещества образуется несколько других.

Вы заметили, что реакция разложения пероксида водорода значительно быстрее прошла при участии MnO 2 . В этом случае мы можем говорить о скорости процесса.

Вещества, изменяющие скорость реакции, но сами при этом не расходующиеся, называются катализаторами .

Реакции, на скорость которых можно повлиять катализатором, называются каталитическими .

Реакции, идущие без участия катализатора, называются некаталитическими .

В живых организмах все химические процессы происходят под действием биологических катализаторов – ферментов . Ферменты ускоряют биохимические процессы в сотни тысяч раз.

Рассмотрим следующую реакцию – горение фосфора (демонстрация). Составим схему и уравнение:

Какова эта реакция по тепловому эффекту?

Является ли эта реакция каталитической?

Можно ли ее отнести к реакциям разложения?

Из двух веществ образовалось одно. Такие реакции относятся к типу соединения .

Прильем к Р 2 О 5 (в колбе) воду и подкрасим фиолетовым лакмусом. Что наблюдаем?

К какому типу можно отнести эту реакцию?

Дайте определение реакциям соединения.

Реакции соединения – это реакции, при которых из нескольких веществ образуется одно:

презентация к уроку химии в 8 классе по учебнику Кузнецовой Н.Е.

ВложениеРазмер
prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx 2.19 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Верные и неверные утверждения: Горение ацетона – это физическое явление. Замерзание воды – это химическое явление. Диффузия паров духов – это физическое явление. Нагревание медной проволоки в пламени спиртовки – это физическое явление. Взаимодействие соды с соляной кислотой – это химическое явление. Ржавление железа – это физическое явление. Разложение воды электрическим током – это физическое явление. Взаимодействие хлорида меди( II) и гидроксида натрия – это химическое явление.

Эксперимент Исходные вещества Условия Признаки реакции Медь, кислород Соприкосновение, t° Изменение цвета Соприкосновение Выпадение осадка Сода, хлороводородная кислота Соприкосновение Выделение газа Вода Электрический ток Выделение газов Уголь, кислород Соприкосновение, t° Выделяется энергия Хлорид меди( II) , гидроксида натрия

Тепловой эффект реакции – количество выделенной или поглощенной теплоты. Экзотермические Эндотермические Химические реакции Выделение теплоты Поглощение теплоты

Разложение воды + Молекулы водорода Молекула кислорода Атомы водорода и кислорода Молекулы воды C ущность химической реакции состоит в перегруппировке атомов.

Верные и неверные утверждения: Горение угля – это физическое явление. Скисание молока – это химическое явление. Диффузия паров духов – это физическое явление. Нагревание медной проволоки в пламени спиртовки – это физическое явление. Взаимодействие соды с соляной кислотой – это химическое явление. Действие йода на крахмал – это физическое явление. Разложение воды электрическим током – это физическое явление. Взаимодействие хлорида меди( II) и гидроксида натрия – это химическое явление.

Кластер Химические реакции Образование нового вещества Сопровождаются внешними признаками Осуществляются при определенных условиях Сопровождаются выделением или поглощением энергии

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Презентация к уроку "Скорость химических реакций"

Презентация к уроку "Скорость химических реакций".


Презентация к уроку "Типы химических реакций"

Урок химии в 8 классе по теме: "Типы химических реакций".

Презентация к уроку "Скорость химических реакций"

Данная презентация может быть использована на уроке изучения нового материала "Скорость химических реакций, факторы, влияющие на скорость химических реакций".


Урок по химии в 8 классе по учебнику автора Кузнецова Н.Е.

презентация к уроку Классификация химических реакций 11 класс

Презентация к уроку Классификация химических реакций 11 класс.


Презентация к уроку химии "Химические уравнения. Типы химических реакций." 8 класс

Электронный вариант урока "Химические уравнения. Типы химических реакций." 8 класс.

Презентация к уроку "Тепловой эффект реакции".

Презентация урока включает одну из сложных тем органической химии, способствует естественнонаучному образованию учащихся, формирует представление физико-химических процессов протекающих в природе.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Химические явления. Условия и признаки протекания химических реакций. Учитель.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Химические явления. Условия и признаки протекания химических реакций. Учитель.

Способы разделения смесей Способ разделения смеси Свойства, на которых основа.

Способы разделения смесей Способ разделения смеси Свойства, на которых основан способ Примеры Дистилляция (перегонка) Температура кипения Дистиллированная вода (вода-пар-вода) Получение из нефти отдельных нефтепродуктов. Кристаллизация Растворимость в воде Сначала растворяют соль, потом фильтруют. Получают чистый раствор поваренной соли без примесей. Выпаривание Температура кипения Вода испаряется, остаётся соль. Фильтрование Различная пропускная способность фильтра (размеры частиц). Многослойная марлевая повязка.

Химические явления. Условия и признаки протекания химических реакций.

Химические явления. Условия и признаки протекания химических реакций.

Проблема: В чём особенность химических явлений и их отличие от физических явл.

Проблема: В чём особенность химических явлений и их отличие от физических явлений? Есть ли характеристики, благодаря которым можно отличить физические и химические явления?

Задание. Пронаблюдайте за явлениями, которые я сейчас вам продемонстрирую. Дл.

Все химические реакции, протекающие с выделением света и теплоты, называются.

Все химические реакции, протекающие с выделением света и теплоты, называются реакциями горения

Химические реакции, протекающие с выделением теплоты называются экзотермическ.

Химические реакции, протекающие с выделением теплоты называются экзотермическими.

Взаимодействие железа и серы

Взаимодействие железа и серы

Термическое разложение нитрата калия

Термическое разложение нитрата калия

Эндотермический процесс

Химические реакции, протекающие с поглощением теплоты, называются эндотермиче.

Химические реакции, протекающие с поглощением теплоты, называются эндотермическими.

Признаки химических реакций. - Выделение (поглощение) тепла или света. - Изме.

Признаки химических реакций. - Выделение (поглощение) тепла или света. - Изменение цвета. - Выделение газа. - Выделение (растворение) осадка. - Изменение запаха.

Химическое явление – это явление, при котором одно вещество превращается в др.

Химическое явление – это явление, при котором одно вещество превращается в другое.

При измельчении увеличивается поверхность соприкосновения реагирующих веществ.

При измельчении увеличивается поверхность соприкосновения реагирующих веществ. Температура увеличивает скорость движения частиц (атомы, ионы, молекулы), и вероятность из столкновения возрастает. Некоторые реакции проходят под действием света или электрического тока.

Первичное закрепление. 1. Из предложенного перечня явлений выберите химически.

Первичное закрепление. 1. Из предложенного перечня явлений выберите химические реакции: почернение медной пластинки при нагревании, плавление металла в пламени ацетиленово-кислородной горелки, образование кристаллов соли при упаривании её раствора, обугливание лучины, скисание молока. 2. Поясните, какие признаки подтверждают, что гниение пищевых остатков – химическая реакция. 3. Почему загоревшиеся нефтепродукты нельзя тушить водой. Как их погасить?

Вывод. 1. Выпадение или исчезновение осадка, изменение цвета, выделение газа.

Вывод. 1. Выпадение или исчезновение осадка, изменение цвета, выделение газа, выделение света, выделение и поглощение теплоты – признаки химических реакций. 2. Реакции горения сопровождаются выделением света и тепла. 3. Экзотермические реакции – реакции, сопровождающиеся выделением теплоты. 4. Эндотермические реакции – реакции, сопровождающиеся поглощением теплоты. 5. Условия протекания химических реакций: измельчение твёрдых веществ, нагревание, электрический ток, выделение тепла.

Домашнее задание. п. 27 в.1-2 с.159-160 (домашний эксперимент) Выполнить эксп.

Домашнее задание. п. 27 в.1-2 с.159-160 (домашний эксперимент) Выполнить эксперименты исследовательского характера. а) положить кусочек парафина в металлическую кружку, а её, в свою очередь, поставить в кастрюлю с горячей водой. Что наблюдаете? Охладить кружку с расплавленным парафином на подставке. Какое явление наблюдаете? Дайте его определение. б) Железный гвоздь наполовину опустить в стакан с раствором соли. Что наблюдаете? Какое это явление? Дайте его определение. (Задания а) и б) отпечатаны на листах и выданы учащимся для выполнения дома.)

Читайте также: