Конспект урока неполадки в работе швейной машины виды неполадок устранение

Обновлено: 02.07.2024

Тема урока: Т.Б. неполадки в швейной машине и их устранение.

Образовательная: ознакомить с неполадками в швейной машине и способами их устранения.

Развивающая: ознакомить с профессией - наладчик.

Оборудование: швейная машина.

На доске: плакат с изображение швейной машины.

Методы обучения: беседа, дискуссия.

Формы работы: фронтальная.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Повторение Т.Б. при работе с иглами и булавками, ножницами, утюгом и швейной машиной.

Изложение нового материала.

Во время работы на швейной машине могут возникнуть неполадки, из-за которых снижается качество выполнения изделия. Работающие на швейной машине должны хорошо знать причины возникновения неполадок, чтобы вовремя принять меры для их устранения, а также предупреждать их возникновение. К неполадкам в работе относятся: плохая строчка, плохое продвижение ткани, поломка иглы, обрыв верхней и нижней нитей.

Эти неполадки в большинстве случаев происходят в основном по вине работающего (неправильная установка иглы, заправка верхней и нижней нитей и т.д.). Однако они могут произойти и по другим причинам.

Причины возникновения неполадок и их устранение.

Верхняя и нижняя нити натянуты очень слабо.

Усилить натяжение верхней и нижней нитей, проверить их заправку.

Обе нитки затянуты очень туго.

Верхняя нитка натянута слишком туго.

Ослабить натяжение верхней нити.

Верхняя нитка натянута очень слабо.

Усилить натяжение верхней нити.

а) погнутая игла;

б) неправильное положение прижимной лапки.

б) установить лапку так, чтобы она занимала правильное положение относительно иглы и игольного отверстия.

Обрыв верхней нитки.

а/ неправильная заправка верхней нитки;

б/ слишком большое натяжение верхней нитки.

Обрыв нижней нитки.

а/ неправильная заправка нитки в шпульном колпачке.

б/слишком большое натяжение нижней нитки.

а/ заправит правильно.

а/ неправильная установка иглы;

б/ тупая или погнутая игла.

а/ установить правильно;

Так как существуют различные неполадки в работе на швейной машине, должен быть такой человек, который должен заниматься их устранением. Есть такая профессия - наладчик. Он работает на предприятиях швейной промышленности, в ремонтных мастерских. Занимается наладкой и текущим ремонтом технологического оборудования, следит за работой машин и агрегатов, производит профилактический осмотр оборудования, меняет детали.

Наладчик должен знать: конструкцию и правила эксплуатации оборудования на своем участке, режим работы машин и агрегатов, требования к качеству выпускаемой продукции, правила проведения профилактического осмотра оборудования, его ремонта и наладки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в 9 классе: Неполадки в работе швейной машины и их устранение.

Поурочный план по швейному делу для ___ класса

Учитель: Таймазова Лилия Февзиевна

________________ учебный год

Тема: Неполадки в работе швейной машины и их устранение.

Цель: умение определить неполадки в швейной машине, установить причины их возникновения и найти способы устранения этих неполадок;

практического применения в жизненных ситуациях;

развитие творческого мышления через поисковую работу, развитие самостоятельности, познавательного интереса, самоконтроля, самооценки, тренировка наблюдательности, памяти;

развитие и закрепление умений, навыков работы со швейными механизмами;

формирование обще-учебных умений наблюдать, сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.

коррекция и развитие мыслительной деятельности;

воспитывать эстетический вкус, аккуратность, бережное отношение к своему здоровью.

Тип урока: комбинированный. Оборудование: компьютер, проектор, экран, инструкционные карты, инструкции.


Ход урока:
I. Организационный момент.

- настрой учащихся на работу, организация внимания;

- проверка готовности к уроку (рабочие место, рабочая поза, внешний вид);

II. Повторение пройденного материала.

Сегодня у нас пройдёт урок под девизом:

Ведь шитьё -удивительная страна тканей, ниток, иголок, ножниц и даже утюга. Нельзя отправляться в чужую страну, не зная её языка и традиций. Давайте вспомним эти традиции.

Будьте внимательны:

- сидеть надо, склонившись к машине пониже …,

- в ходе урока учитель следит за соблюдением правил и посадки …,

- выполнять влажно-тепловую обработку стоя на резиновом коврике …,

- включать и выключать утюг мокрыми руками …,

- берясь за шнур …,

- следить за правильным положением рук …,

- сломанную иглу бросать на пол …,

- ножницами размахивать на лево и на право …,

- во время выполнения ручных работ игла лежит на столе…,

- ставить утюг на подставку……

- Что предшествует началу работы на швейной машине?

- Чего следует опасаться во время работы на швейной машине?

- Что вы должны сделать по окончании работы на швейной машине?

ПРАВИЛА ТЫ ЭТИ ЗНАЙ, В ЖИЗНИ СТРОГО ВЫПОЛНЯЙ!

– Сейчас мы с вами попробуем разобраться, какие неполадки бывают и как их устранить.

Неисправности швейных машин обнаружить можно по внешним признакам. Например, появились пропуски стежков или верхняя нитка начала петлять снизу или швейная машинка начала "стучать" во время работы. Вдруг стала плохо продвигаться ткань или часто ломаться игла и т.д. Намного сложнее определить причину появившихся неисправностей и еще сложнее их устранить, выполнить ремонт швейной машины своими руками.

Чтобы вам легче было найти поломку, предлагаем краткий обзор основных неисправностей и причин их появления. Но, прежде чем разобраться, почему швейная машина или оверлок не шьет или плохо шьет, нужно убедиться, что данная модель швейной машинки эксплуатируется в соответствии с ее техническими характеристиками, в том числе, исключить использование материалов, тканей, ниток, игл не указанных в паспорте или инструкции завода изготовителя. Условимся также, что заправка ниток произведена правильно и выполняются другие элементарные требования, например швея не тянет ткань на себя рукой и т.п.

Подбор ниток и иглы для тканей

Номер ниток

Сшиваемые материалы

Очень тонкие ткани

Батист, шелковые ткани, трикотаж

Шелковые, х/б, тонкие шерстяные ткани

Плотный шелк, платьевые, костюмные

Костюмные, толстые платьевые

Неисправности швейных машин можно объединить в три группы

Все появляющиеся неисправности, сбои в работе швейных машин можно разделить на три основные группы: нарушения образования стежка; некачественное выполнение строчки; неисправности в работе узлов и механизмов.
Нарушения процесса образования стежка: пропуски стежка; нестабильность длины стежка; обрыв верхней нитки; обрыв нижней нитки и др.
Некачественное выполнение строчки: посадка строчки; стягивание материала в строчке; "косая" строчка; некачественная обрезка края ткани (оверлок); некачественная затяжка ниток в стежок (петляние) и др.
Нарушение работы устройств и механизмов машинки: "тяжелый" ход машины; повышенный шум при работе; "заклинивание"; поломка иглы и других деталей.

Согласно этим трем группам мы и будем рассматривать возможные неисправности, с точки зрения причин их появления, и соответственно, способы их устранения. Важно понимать, что поиск причин неисправностей швейной машины интуитивен. Разного рода рекомендации можно использовать лишь как ориентир направления поиска. Опытный мастер не использует "умную" книжку, он опирается только на практику.

Причины нарушений образования стежка в строчке


Пропуски стежков. Наиболее распространенной причиной появления пропуска стежка у любой швейной машины становится отсутствие "уверенного" захвата петли игольной нитки носиком челнока или петлителей. Регулировка этого параметра работы швейной машины всегда требует опыта, особенно это относится к оверлокам. Формирование петли возле ушка иглы происходит при подъеме иглы из нижнего положения приблизительно на 1.8 - 2.3 мм. Носик челнока или петлителя должен в этот момент проходить чуть выше ушка иглы и почти вплотную к лезвию иглы. Поскольку не всегда можно своими руками выполнить качественную настройку этих параметров, то рекомендуем их лишь проверить. Это позволит вам определить, что причина появившихся пропусков стежка может быть связана с другой неисправностью.
На появление пропуска может оказывать влияние компенсационная пружина.
Затупившийся носик челнока.
Когда номер нитки не соответствует размеру ушка иглы (слишком толстая нитка).
Большое (разбитое) отверстие игольной пластины.
Для тонкой ткани используется слишком толстая игла.
Ослабло крепление иглы в игловодителе.
Неправильно установлена игла.
Бракованная игла.

Обрыв верхней и нижней нитки. Наиболее общими причинами обрыва нитки могут быть: истирание нитки; разрезание нитки острыми кромками деталей; разрыв нитки защемлением, захлестыванием и т.п. Для обнаружения мест, где происходит обрыв нитки нужно осмотреть всю трассу движения нитки (можно с лупой). Вероятными причинами истирания нитки могут быть: шероховатость нитенаправляющих и контактирующих с ниткой поверхностей в зоне ее обрыва; слишком большое натяжения нитки; уменьшение прочности нитки по причине ее раскручивания.

Некачественное выполнение швейной строчки



Затянутая строчка. Строчка стягивается чаще всего по причине излишнего натяжения верхней нитки и слишком слабого нажима лапки на ткань. Отрегулируйте вначале натяжение нижней нитки, после установите правильное натяжение верхней нитки. Переплетение верхней и нижней нитки стежка должно находиться внутри ткани. Давление лапки регулируйте так, чтобы при опущенной лапке и поднятыми зубчиками рейки (игла находится над лапкой) ткань можно было выдернуть лишь с заметным усилием. Шероховатая поверхность лапки (изношенная) также может быть причиной стягивания ткани в строчке. Строчка будет стягиваться, если изношенные зубчики рейки плохо продвигают ткань. Поэтому, не рекомендуется с опущенной лапкой без ткани приводить швейную машину в движение.

Стягивание ткани. Может происходить при сбое работы двигателя ткани и иглы. Отрегулировать такую поломку сложно самостоятельно, но проверить можно. Зубчики рейки должны полностью опускаться ("прятаться") в тот момент, когда игла почти подошла к игольной пластине (1,5 -2,0 мм).

Некачественная обрезка ткани оверлоком. Затупившиеся ножи оверлока плохо обрезают ткань, что приводит к появлению пропусков, неразменной затяжке стежка. Характерный глухой стук при работе оверлока сигнализирует о том, что затупились ножи и игла.

Некачественная строчка. Так называемое "петляние", а также косая строчка образуются за счет избытка верхней нитки. Как правило, причина этому появившиеся шероховатости на пути следования верхней нитки или нарушения параметров настройки челночного хода.

Нарушение работы узлов и механизмов швейной машинки


Тяжелый ход швейной машины. Чаще всего это вызвано отсутствием смазки, засорением челночного механизма очесами, обрезками нитки. Нередко тяжелый ход машины может появиться после замены ремня электропривода. Слишком натянутый ремень затрудняет легкое вращение швейной машинки и способствует появлению шума деталей во время работы. Чрезмерная затяжка креплений и соединений деталей машины также затрудняет их вращение.

Поломка иглы. Поломка иглы происходит, как правило, при неумелой работе швеи. Ткань нельзя тянуть на себя рукой. Отрегулируйте правильно давление лапки на ткань и высоту подъема зубчиков рейки, и вам больше не потребуется "помогать" машинке рукой. При пошиве грубых тканей используется слишком тонкая игла. Применяется игла, не предназначенная для данной модели швейной машине. Игла вставлена в игловодитель не до упора. Игла проходит не по центру игольного отверстия пластины.

Какую строчку можно назвать качественной, глядя на эти образцы?

Качественной считается такая строчка, у которой переплетение нижней и верхней ниток происходит между соединяемыми материалами.

Получение хорошей строчки зависит:

от правильного выбора толщины ниток и иглы,

от правильного натяжения ниток в машине,

от правильного выбора длины стежка.

Очень важно отрегулировать натяжение верхней и нижней нитей. Верхняя нить идет с катушки, а нижняя из челночного устройства. Верхняя и нижняя нитки должны быть либо с одной катушки, либо с разных, но так, чтобы нижняя была тоньше верхней.

Когда натяжение нитей отрегулировано правильно, они переплетаются внутри сшиваемых тканей и строчка получается на поверхности Давайте попробуем выполнить образец машинной строчки на ваших рабочих местах.

Рассмотрите полученные строчки, охарактеризуйте их, проанализируйте, почему у некоторых из вас оказались некачественные строчки. Определите причину. (Не отрегулировано натяжение верхней или нижней ниток)

Показ учащимся образцов плохой строчки: слабая строчка, тугая строчка, строчка петляет снизу, строчка петляет сверху. Выяснение причин возникновения дефектов строчек и объяснение путей устранения этих дефектов.

Тип урока: закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков.

  • в процессе решения учеником проблемной ситуации (ПС) умение определить неполадки в швейной машине, установить причины их возникновения и найти способы устранения этих неполадок;
  • достичь понимания учащихся значения этой темы и практического применения в жизненных ситуациях.

Развивающие цели: развитие творческого мышления через поисковую работу, развитие самостоятельности, познавательного интереса, самоконтроля, самооценки, тренировка наблюдательности, памяти, развитие и закрепление умений, навыков работы со швейными механизмами; формирование общеучебных умений наблюдать, сравнивать, анализировать, работать с технической литературой, устанавливать причинно-следственные связи.

Форма работы: групповая (не более 2-3 человек).

Характеристика класса: учащиеся с низким и средним уровнями обученности.

Метод обучения: проблемное изложение учителем учебного материала.

Подготовительная работа и оборудование: на нескольких столах стоят бытовые швейные машины, заправленные учителем заранее (машины заправляю правильно, чтобы не усложнять детям дальнейшую работу), и у каждой из них по 1-2 подстроенные неполадки; таблицы “Детали бытовой швейной машины” и “Заправка швейной машины” - у доски; учебники и технические паспорта на машины – на столах учащихся. Правильные ответы о причинах неполадок записаны на листках и спрятаны в коробки машин (Приложение 1).

Особенности оформления доски: названия темы нет, цели урока не поставлены, пустые графы таблицы (табл.1.1)

1. Организационный момент.

2. Этап повторения ранее изученного материала по деталям швейной машины и их назначению (5-7 мин), вводный инструктаж по технике безопасности (1-2 минуты).

3. Мотивационный этап (создание проблемной ситуации).

После повторения дается возможность учащимся возможность разбиться на несколько групп, сесть за правильно заправленные (это можно сообщить детям, либо пусть они перепроверят) машинки и предлагается всего лишь – получить качественную строчку. Дети удивлены: ведь прострочить на машинке, когда верхняя и нижняя нити правильно заправлены (они в этом убедились), очень просто! С видом своего превосходства перед легкостью поставленной задачи они начинают крутить ручку, либо поворачивать маховое колесо… Строчка не получается. Раздаются выкрики: “У меня (нас) машина не шьет!”.

Налицо создана проблемная ситуация, при которой учащиеся заранее были обречены на неудачу (ошибку) – один из путей создания ПС.

- Почему, вы, такие знающие и умелые, не можете шить?

Ответ чаще всего:

- Машины не работают, сломались.

- Что будем делать?

- Нет, это для нас новое.

4. Объяснение нового материала.

- Давайте выясним еще раз, что должно двигаться в машине в момент образования стежка, и что мы имеем в наличии?

Таблица заполняется в результате беседы учителя и учащихся на базе ранее полученных знаний по устройству бытовой швейной машины и новых знаний, получаемых на этом уроке, выдвигая различные гипотезы (табл. 1.2).

5. Решение проблемной ситуации.

6. Проверка решения проблемной ситуации.

Когда учащиеся получили (или нет) качественную строчку, предлагается самостоятельно в тетради записать ответы на вышеуказанные вопросы. Микросдвиг в мозге совершается в момент обобщения (вывода) этих фактов.

В конце урока вместе формулируем тему урока и ее цели (это возможно при проблемном обучении), анализируем, достигли ли мы ее, если нет, то почему. При этом помогаем учащимся, которые не справились с заданием (очень редко, чаще всего в “слабом” классе, дети испытывают затруднения не в поиске, устранении неполадки, а в их формулировке). Дети достают правильные ответы из коробки швейной машины и сравнивают со своими результатами.

7. Подведение итогов, уборка рабочих мест.

Урок дан с использованием проблемной ситуации со всеми этапами [1]:

ПС – проблемная ситуация – возникла при преднамеренном столкновении учителем достигнутого уровня знаний ребенка с фактами, для объяснения которых у учащегося не хватает знания и опыта: учащиеся умеют работать на швейном оборудовании, а строчка не получается.

П – формулировка неизвестного (проблема) – в качестве неизвестного в теме являются причины мелких неполадок в швейных машинах.

Г – гипотезы – их высказывают учащиеся в процессе обсуждения, отвечая на вопрос, почему произошла поломка машинки. Безусловно, многие гипотезы предлагает учитель при подаче нового материала.

РПС – решение проблемной ситуации – результат заполнения таблицы.

ПРПС – проверка решения проблемной ситуации – учащиеся получили желаемый результат – строчку.

НЕПОЛАДКИ ПРИЧИНЫ НЕПОЛАДОК СПОСОБЫ УСТРАНЕНИЯ НЕПОЛАДОК
1. Поломка иглы А) неправильное положение лапки

Б) номер иглы не соответствует номеру ниток и толщине ткани

Г) игла плохо закреплена или вставлена не до упора

Б) иглу, нитки подобрать в соответствие с толщиной ткани

В) заменить иглу (нельзя тянуть материал руками во время шитья)

Г) вставить иглу и затянуть винт до упора

Б) большое натяжение верхней нити

В) некачественная игла (плохая полировка ушка)

Б) ослабить натяжение в регуляторе натяжения верхней нити)

В) заменить иглу

Б) большое натяжение нижней нити

Б) ослабить винт шпульного колпачка

Б) тупая, гнутая игла

Б) заменить иглу

Б) нить свободно лежит на шайбах регулятора натяжения верхней нити

Б) глубоко провести нить между шайбами при заправке верхней нити

1. И.А.Ильницкая. Проблемная ситуация и пути их создания на уроке. “Новое в психологии и педагогике”, №1-1985 г.

Научить определять неполадки в швейной машине, устанавливать причины их возникновения и находить способы устранения этих неполадок; применять полученные ЗУН в практической работе.

Развивающие:

Развивать творческое мышление через поисковую работу, наблюдательность, память, навыки работы со швейными механизмами; сравнивать, анализировать.

Воспитательные: Способствовать формированию самоконтроля, самооценки. сотрудничеству, коллективизма

Место урока в системе уроков этого раздела:

Тип урока: комплексного применения знаний, умений навыков учащихся.

Основные термины и понятия : Прижимная лапка, рычаг обратного хода, нитепритягиватель, двигатель ткани, длинный желобок, стержень, компенсационная пружина, регулятор натяжения верхней нити, челнок, шпульный колпачок, шпулька, прорезь

Оборудование: компьютер , швейные машины, заправленные заранее (машины заправлены не правильно)

Формы работы: фронтальная; индивидуальная, парная, групповая

1.Организационный-1 мин.

Пожелание хорошего настроения, позитивного общения, активной работы

Друг на друга посмотрите, улыбнитесь! С таким хорошим настроением начнём наш урок

2. Дыхательная гимнастика-1 мин.

А для того, чтобы хорошо думать, отвечать на вопросы, соблюдать правильную осанку, выполним все вместе дыхательную гимнастику

— вдох носом, выдох – ртом 2 раза

— вдох ртом, выдох – носом 2 раза

— вдох носом, выдох – носом 2 раза

3. Актуализация ЗУН необходимых для творческого применения - 7 мин

Ответы оцениваются с помощью жетонов.

Фронтальный тестовый диктант .

Задание№ 1 Верны ли следующие утверждения: слайд№1

Прижимная лапка служит для регулирования длины стежка

Чтобы выполнить закрепку, нужно использовать рычаг обратного хода

Нитепритягиватель подает верхнюю нить челноку

Чтобы начать работу на швейной машине, нужно поднять прижимную лапку.

Двигатель ткани с лапкой перемещает ткань для образования следующего стежка

Ушко в машинной игле служит для прокола ткани

Нить в машинную иглу вставляется слева на права к рукаву машины

Толщина нити для шитья не зависит от номера иглы и толщины ткани

Одной из причин поломки иглы является изогнутый стержень

Проверить друг друга обменившись ответами.

Задание № 2 Найди ошибку в последовательности заправки верхней нити в швейной машинке:

Не верный ответ

6..Регулятор натяжения верхней нити (ошибка)

Верный ответ:

Регулятор натяжения верхней нити

Задание №3 Перечислите последовательность заправки нижней нитки. Слайд№4

Вставить шпульку в колпачок

Вставить шпульный колпачок в челночное устройство.

Фронтальный устный опрос:

Вопрос : В каких случаях машинная строчка выполняется качественно?

Ответ: Только в том случае, если все детали, участвующие в образовании стежка, работают точно.

Вопрос: Что происходит, если механизмы работают не слаженно?

Ответ: Неполадки в работе швейной машины.

Неполадки в работе швейной машины легче предупредить. чем потом исправлять.

4.Целепологание-2мин

Задание № 5 Анаграммы: Слайд№5, 6

Вопрос: Какой результат вы должны получить в конце работы?

5.Систематизация знаний и способов действий .-8 мин.

Осуждение таблицы об учащимися совместно с учителем

в первой графе, что случилось? (на конкретных примерах этих групп), во второй – почему это случилось,

Таблица обсуждается в результате беседы учителя и обучащихся, выдвигая различные гипотезы Слайд № 7

Неполадки в работе швейной машины связанные с регулировкой натяжения ниток

Характеристика недостатка

Причины возникновения. Почему это случилось?

Петляет снизу

Петляет сверху

Слабая строчка

Тугая строчка

Верхняя нитка натянута очень слабо или нижняя –туго.

Верхняя нитка натянута очень туго или нижняя –слабо.

Верхняя и нижняя нитка натянуты очень слабо

Обе нитки натянуты очень туго.

Усилить натяжение верхней нитки.

При необходимости ослабить натяжение нижней нитки. Проверить заправку верхней нитки .

Ослабить натяжение верхней нитки.

При необходимости усилить натяжение нижней нитки. Проверить заправку нижней нитки.

Сначала усилить натяжение верхней нитки, затем – нижней.

Проверить заправку нитей .

Ослабить натяжение верхней нитки. При необходимости ослабить натяжение и нижней нитки.

Задание № 6 " Исследование" . Д ано изображение одной из неполадок. Учащиеся должны будут определить ее причину и способ устранения.

За правильный ответ получают жетон . Слайд№8,9.10

1. Петляние снизу.

2. Петляние сверху.

3. Тугая строчка.

6.Физминутка - 1 мин .

Разминая поясницу, мы не будем торопиться.

Вправо-влево повернись, на соседа оглянись.

Чтобы стать чуть-чуть умнее, мы слегка покрутим шеей:

Раз и два, раз и два – закружилась голова.

Раз, два, три, четыре, пять – плечи надо нам размять.

Глаза раскрыли широко и посмотрели далеко,

А теперь посмотрим рядом своим цепким зорким взглядом.

От разминки польза есть? Пора за парты снова сесть.

7.Практическая работа.-10 мин.

Вводный инструктаж по технике безопасности (1-2 минуты).

Первая ученица задает вопрос второй, вторая – третьей и так по цепочке до последней учащейся. Времени на ответ несколько секунд.

1.Что произойдет, если держать пальцы рук около лапки швейной машины?

2. Почему нельзя наклоняться близко к движущемся частям швейной машины?

3.Что необходимо сделать при обнаружении неисправности или поломке швейной машины

6.Почему по окончании работу необходимо отключить швейную машину от сети?

Поделить учащихся на несколько групп по 3 человека
Вопрос: Как нам справедливо поделиться на группы?

Обязанности в группе :

Следит за временем обсуждения

Представляет во время общего обсуждения ответ группы.

Ход практической работы. Слайд№12

Выполнить на кусочке ткани пробную строчку.

Обнаружив неисправность в работе машины, выявить причину и устранить ее.

Заполнить таблицу, пользуясь записями в тетради и раздаточным материалом,
указав неполадки в работе машины, причины возникновения и способы их устранения.

Обучающиеся распределяются по швейным машинкам и приступают к

работе, находят неполадку и определяют ее причину.

Когда обучающиеся получили (или нет) качественную строчку, предлагается самостоятельно в тетради записать ответы на вышеуказанные вопросы.

Заполняют таблицу, пользуясь записями в тетради и раздаточным материалом,
указав неполадки в работе машины, причины возникновения и способы их устранения

8. . Контроль и самопроверка знаний.-5 мин.

Докладчики п редставляют ответы групп

9.Подведения итогов урока.-2 мин.
Анализируем, достигли ли мы цели, если нет, то почему. При этом помогаем обучащимся, которые не справились с заданием.

Читайте также: