Конспект занятия составление творческого рассказа старшая группа
Обновлено: 05.07.2024
Конспект образовательной деятельности по обучению детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию.
Автор: Рекало Татьяна Сергеевна, воспитатель МАДОУ детский сад №29, ст.Новоминская, Краснодарский край.
Описание материала: в представленном материале предлагаю один из вариантов обучения детей творческому рассказыванию. На протяжении всей образовательной деятельности также идет работа по развитию других сторон речи. Данная разработка будет интересна воспитателям ДОУ и родителям, для индивидуальной работы с детьми дома.
Цель: научить детей творчески мыслить и оформлять свои мысли в речевые высказывания.
Программное содержание:
1. Продолжать учить детей сочинять короткие сказки на заданную тему, передавая идею и содержание.
2. Закреплять структуру сказки, уметь пользоваться мнемосхемами в процессе работы.
3. Совершенствовать монологическую и диалогическую формы речи, пользоваться различными средствами интонационной выразительности: темп, ритм речи, логическое ударение.
4. Активизировать и пополнять словарный запас детей
5. Помогать правильно строить сложные предложения, использовать в речи предлоги.
6. Развивать творчество, фантазию, инициативу, самостоятельность.
7. Расширять и закреплять знания детей об окружающем мире.
8. Воспитывать культуру речевого общения, эмоциональный отклик на просьбы, обращенные к детям.
Физминутка
Я большая стрекоза,
Очень круглые глаза
Я верчусь, как вертолёт
Вправо, влево, взад, вперёд.
Я летала и летала
Устали не знала.
На ромашке посидела и опять полетела.
(Дети выполняют движения по тексту)
( По ходу физминутки дети приближаются к магнитной доске, на которой прикреплена большая ромашка, а вокруг нее, на ней, под ее листьями и лепестками размещены изображения насекомых)
Воспитатель. Какая чудесная у нас ромашка. И нравится она не только нам. Посмотрите, сколько вокруг нее гостей собралось! Расскажите мне кто где находится.
Дорогие ребята!
Пишет вам кузнечик Кузя. Я попал в очень неприятную историю. Однажды я сидел возле дома лягушки и очень громко стрекотал и тем самым мешал ей спать. Я так увлекся, что не заметил проснувшуюся лягушку. Она подкралась ко мне и схватила меня. Я вырывался, кричал, умолял, что больше не буду, но все зря – лягушка держала меня мертвой хваткой. Тогда я сказал лягушке, что буду каждый вечер рассказывать ей сказку, а она меня отпустит. Квакухе это понравилось и она меня отпустила. И вот теперь я каждый вечер прихожу на болото и рассказываю ей одну сказку.
Но вот беда. Я уже рассказал все сказки, которые знал. Помогите мне, подскажите, что делать?
Ваш Кузя.
Воспитатель. Вот это да… Действительно неприятность. Не подумал Кузя о том, что громкий стрекот его может кому-то мешать. Ну да что ж теперь делать, нужно выручать друга из беды. Давайте подумаем, чем мы можем помочь ему.
(Дети предлагают свои варианты помощи.)
Воспитатель. А если мы сочиним для Кузи новую сказку, запишем ее на видео и отправим ему? Что вы скажете?
Дети. Согласны! Давайте сочинять!
Воспитатель:
- Чем отличается сказка от рассказа?
- Из каких частей состоит сказка?
- С каких слов может начинаться сказка?
- О чем говорится в зачине сказки (кульминации, концовке)?
- Кто может быть героями сказок?
Воспитатель. Раз мы сегодня говорили о насекомых, так давайте и сказку о них сочиним! Для начала нужно решить, кто у нас будет главным героем.
- развивать воображение , внимание, логическое мышление.
-учить детей составлять творческий рассказ на тему предложенную воспитателем, с конкретно обозначенными персонажами и заданным началом и концом рассказа.
- воспитывать интерес к созданию книги, к совместно составленному творческому рассказу детьми
-воспитывать гуманное отношение к животным.
- знакомство детей со структурой рассказа (начало, середина,конец)
-рассматривание иллюстраций о животных
-чтение художественной литературы
-беседа о животных
Вовлечение родителей в ОД:
-рекомендовать родителям прочитать детям сказки и рассказы о животных
-побеседовать о прочитанном
-совместное иллюстрирование с детьми героев прочитанных сказок
Методы и приемы:
- прием для мотивации детей к составлению середины рассказа
-чтение частей рассказа
-беседа по картинкам
-обобщающий рассказ воспитателя
-использование персонофецированного подхода при оценке речевых высказываний детей
-использование приема постепенного перевода от продуктивной речевой деятельности к продуктивно-изобразительной связанной с содержанием составленного детьми творческого рассказа.
-Воспитатель : Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся. Они пришли посмотреть, как вы будете учиться составлять рассказ.
-Воспитатель: Ребята, со мной сегодня рано утром случилась необычная история.
Воспитатель: пройдите пожалуйста на стульчики (дети садятся полукругом).
Воспитатель: послушайте, что написано на первой страничке: «Однажды летним днем девочка Маша вышла поиграть во двор. И вдруг она услышала, как кто-то жалобно скулит, она подошла к забору и увидела маленького, беззащитного щенка….
- А что случилось с девочкой и щенком дальше, после того как она нашла его мы не знаем. Нет этой странички.
Воспитатель: - Ребята, я пообещала малышке, что мы ей поможем и сделаем для нее новую книжку.
- Вы согласны, мне помочь? (Да)
Воспитатель: Чтобы сочинить середину рассказа, давайте вспомним
- О чем рассказывается на первой страничке? (Показ) Помоги мне Танечка.
- Анечка, о чем говорится на последней страничке? (обратиться к другим детям, если ребёнок затрудняется)
- Ребята, я приготовила вот эту страничку (показ пустого листа) и прошу вас помочь мне придумать рассказ для маленькой девочки.
- Как вы думаете, что могло произойти дальше, после того, как девочка увидела маленького, беззащитного щенка?
Воспитатель: Что думает Дима, как поступила Маша?
Дети: Маше стало жаль щенка, она взяла его на руки, прижала к себе и решила отнести домой…..
Воспитатель: Спасибо, Дима!
- А кто думает по другому. Помоги нам Лера?
Дети: Маше щенок очень понравился, и он решила взять его к себе домой. Дома она за ним ухаживала и попросила дедушку построить для щенка будку.
Воспитатель: А что придумала Василиса? (Они принесла щенка, накормила и стала с ним играть)
- Ребята вы предложили разное развитие сюжета нашего будущего рассказа.
Предлагаю вам немножко отдохнуть
Во дворе щенок играл(шагают на месте)
Прыгал бегал и считал(бегают и прыгают одновременно)
Раз-прыжок и три кивка(кивают три раза)
Два -направо голова
И помчался до ворот(бег на месте)
А потом вздохнул и сел(вздыхают и садятся)
Он устал и присмирел(опускают голову)
Воспитатель: - Вы уже знаете, что у всех рассказов есть начало, середина и конец.
Вы предложили разные сюжеты для середины рассказа.
1. Я читаю первую страничку, начало нашего рассказа.
2. Вы продолжаете - середину рассказа о том, как поступила девочка со щенком.
3. И я зачитываю конец рассказа.
- Рассказы детей (3-4человека)
Воспитатель читает текст и заканчивает при каждом новом рассказе.
Воспитатель: Мне понравились ваши рассказы. А хотите послушать мой.
Однажды летним днем девочка Маша вышла поиграть во двор. И вдруг она услышала, как кто-то жалобно скулит, она подошла к забору и увидела маленького, беззащитного щенка.
Девочка взяла его на руки: - Как ты сюда попал малыш! Где твоя мама? Но в ответ щенок только тыкался своим мокрым носом ей в ладоши. Маша, прижав щенка, поспешила в дом.
- Бабушка! Бабушка! Посмотри, кого я нашла!
- Можно он останется у нас? Увидев, маленького кроху, бабушка согласилась.
Но сказала Маше, наливая в блюдце молоко «Если найдется хозяин, его придется вернуть. Наевшись, сытый щенок сразу заснул на коврике. Маша еще долго сидела возле щенка и смотрела на него счастливыми глазами.
Воспитатель: Ребята, чему мы с вами сегодня учились? (Составлять середину рассказа)
- А чей рассказ вам понравился больше всего? (Почему?)
Воспитатель: Мне понравились все ваши рассказы. Они были последовательны, не похожи друг на друга!
Спасибо вам всем!
Я обязательно запишу наш рассказ и мы для девочки сделаем новую книжку .
А что еще есть в книге кроме текста?
Воспитатель: Сейчас вы немножко отдохнете и мы с вами нарисуем картинки для нашего рассказа.
Продолжать учить детей узнавать задуманного в загадке сказочного героя по ярким признакам.
Формировать у детей умение связывать в единую сюжетную линию выбранные объекты, составлять сказочный текст.
Учить выделять положительных и отрицательных героев, изображенных на картинках.
Воспитывать любовь к сказкам, доброжелательное отношение друг к другу.
Предварительная работа: чтение народных и авторских сказок; придумывание сказок на предложенные темы; рисование по сюжетам сказок (по выбору детей).
Методы и приемы: игровой, художественное слово, вопросы (в том числе и проблемные)
1. Организационный момент.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем вместе мы играть,
Будем дружно мы играть,
В сказку будем попадать.
2. Загадки о сказочных героях.
- Ребята, сегодня мы с вами вспомним знакомые сказки. Что такое сказка?
(Сказка-это волшебство, чудо, занимательный рассказ)
- Верно. Сказка это-волшебная история со счастливым концом и обязательной победой над злом. Чаще всего в сказках присутствует волшебство и разные невероятные приключения. Именно поэтому сказки любят и взрослые и дети. У каждого народа есть свои сказки, с их особенностями, национальными героями, бытом.
- А вы любите сказки?
- Кто хочет загадать загадку?
- Кто сочиняет сказки?
-А сказки на какие виды делятся?
(авторские и русские народные)
-Каких авторов сказок вы знаете?
- Какие сказки они написали?
- Каких сказочных героев вы знаете?
- Что необходимо, чтобы сказка была по-настоящему волшебной?
- Вспомните волшебные предметы, которые помогают сказочным героям.
(скатерть-самобранка, волшебная палочка, волшебный клубок, сапоги-скороходы, ковер-самолет и т. д.)
- Какими словами обычно начинается сказка?
(Жили-были… В некотором царстве, в некотором государстве)
- А какими заканчивается?
(Вот и сказке конец, а кто слушал-молодец. И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.)
Руки в стороны развел,
Ключик видно не нашел.
Чтобы ключик нам достать
Нужно на носочки встать.
4. Формулировка творческого задания.
- Сегодня я предлагаю вам стать сказочниками.
- Вы можете немного подумать, выбрать сказочных героев и сочинять каждый свою сказку.
Дети встают в круг, у каждого ребенка в руках изображение отрицательного или положительного сказочного персонажа. Играющие выбирают водящего. Держа плоскостное изображение яблоньки, он идет по внутренней стороне круга. Дети в это время произносят:
К доброму, хорошему
А от злого плохого
Как только текст заканчивается, водящий останавливается, выбирает изображение положительного героя и объясняет, почему выбрал именно его (за какие качества).
5. Рефлексия
- О чем мы с вами говорили?
- Ребята, вам понравилось наше путешествие по сказкам?
- Мне очень понравились ваши новые сказки. А чья сказка больше всего понравилась вам и почему?
- А я вам предлагаю на ваши придуманные сказки нарисовать рисунки.
Бабушка девочку очень любила,
Шапочку бабушка ей подарила
Девочка имя забыла своё
А ну, подскажите, как звали её (Красная Шапочка).
Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка (Снегурочка)
Носик — круглым пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький — крючком,
Вместо туфелек — копытца.
Трое их, но до чего же
Эти братья не похожи (Три поросенка)
Мышка дом себе нашла,
Мышка добрая была:
В доме том в конце концов
Стало множество жильцов. (Теремок)
Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки (Три медведя)
В сказке небо синее,
В сказке птицы странные.
Печенька, спаси меня,
Реченька, спаси меня! (Гуси-лебеди)
Прямо из деревни
К царю да царевне.
И за что, не знаю,
Повезло лентяю? (Емеля)
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Коршкова Светлана Андреевна
Конспект занятия по развитию речи
Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, продуктивная, восприятие художественной литературы, музыкально-художественная, физическая, познавательно-исследовательская, художественное творчество.
Задачи : учить детей придумывать сказки; развивать творческую активность детей; развивать устную речь; обогащать словарный запас; учить составлять сказку, опираясь на вопросы; активно занимается словотворчеством, рассуждать, высказывать свою точку зрения; закреплять умение создавать части коллективной композиции; упражнять в симметричном расположении изображений; развивать эстетические чувства и эстетическое восприятие.
Материалы и оборудование: мольберт – 2 шт.; проектор и доска, корзина, цветы, клей.
Содержание организованной деятельности детей
1. Введение игрового момента.
Дети входят в зал под музыку.
Воспитатель: Ребята, вы любите сказки?
Воспитатель: А в сказке побывать хотите?
Воспитатель: Но чтобы попасть в неё, мы должны произнести волшебные слова. Вы готовы?
Воспитатель:
Сказка по лесу идет –
Сказку за руку ведет,
Чтобы, чтобы, чтобы снова добрый злого победил!
Чтобы добрый,, чтобы злого стать хорошим убедил.
Дети: повторяют слова за воспитателем.
На экране появляется царь и принцесса Несмеяна.
Несмеяна: Батюшка, хочу подарок. Ведь на день рождение всем дарят подарок. Хочу-хочу.
Царь: Что ты хочешь? Ведь у тебя всё есть.
Несмеяна: Хочу…хочу сказку.
Царь: Сказку? Ну, сказку так сказку. В одном страшном – страшном замке жил страшный….
Несмеяна плачет, качает головой и кричит
Царь: Не надо. Не хочу. Не буду слушать.
Воспитатель: Здравствуйте, уважаемый царь и Несмеяна.
Герои: Здравствуйте, а вы кто такие? Как вы к нам попали?
Воспитатель: Мы те, кто очень любит сказки. И попали к вам, видно не случайно. Царь батюшка, вы такую страшную сказку рассказываете. Вам самому не страшно?
Царь: Да не умею я сказки рассказывать. Ведь это не царское дело.
Воспитатель: А где ваш сказочник?
Царь: Да отпросился он, у него бабушка заболела. Вот и пришлось его отпустить. А Несмеяне, сказочку в подарок на День рожденье захотелось. Сказки я рассказывать не умею, только указы могу издавать.
2. Составление творческого рассказа.
Воспитатель: Уважаемый царь, если вы нам разрешите, то мы вашему горю поможем. Ребята, сочинят для Несмеяны добрую, волшебную сказку. Правда ребята?
Воспитатель: Давайте с вами вспомним, какими словами начинаются сказки.
Дети: Давным-давно; однажды; жили-были; в тридевятом царстве – в тридесятом государстве и т.д.
Царь: Ой, голова моя седая. Совсем забыл. Есть у меня волшебный ларец, который подсказками богат. Он поможет вам в этом нелегком деле – сочинить сказку.
Воспитатель: Спасибо вам, царь, за помощь вашу. Ой, ребята, мне так интересно что у нас получится. А вам?
Дети: ответ детей.
Воспитатель: Что ж, не будем терять времени. Давайте начинать.
На экране появляется ларец и он под музыку открывается.
Дети: по очереди начинают рассказывать.
Из ларца достается подсказка, изображение персонажа или место действия и т.д.
Несмеяна: Хотелось бы мне, чтобы в сказке появился добрый молодец.
Картинка героя – оживает . На экране появляется Иванушка.
Иванушка: Здравствуйте, люди добрые. Ой, как - то вяло вы здороваетесь. Ну ка давайте разомнёмся!
3. Динамическая пауза.
Мышка быстренько бежала
Мышка хвостиком виляла
Ой, яичко уронила
Посмотрите-ка, разбила
Воспитатель: Иванушка, почему ты загрустил?
Иванушка: Неловко как-то мне. Вы, ребята, молодцы. Вот какую сказку придумали и подарили Несмеянне, а я.
Воспитатель: Иванушка, ты не грусти, что-нибудь придумаем.
Иванушка: Я бы хотел подарить целую корзину цветов для Несмеяны. Да где их взять, ума не приложу.
Воспитатель: Иванушка, ты не грусти. Мы с ребятами и тебе поможем.
Иванушка: - Вот это цветы! Молодцы ребята. Спасибо вам большое за помощь. (Дарит Несмеяне корзину с цветами).
Воспитатель: А нам пора возвращаться обратно. (Произносим волшебные слова. Занавес закрывается).
Тема: Составление творческих рассказов "Придумай сказку".
Программное содержание: учить детей составлять творческий рассказ по плану или инструкции воспитателя; развивать творчество, воображение, мышление, умение слушать друг друга; закреплять уение в составление сказки.
Предварительная работа: чтение сказок.
Занятие написано в табличной форме. Структура занятия соблюдена: вступительная часть, основная часть, заключение. Подробно описана деятельность воспитателя и детей.
Читайте также: