Психофизиология конспект лекций титов

Обновлено: 02.07.2024

Лекция 1. Предмет, задачи и методы психофизиологии.


  1. Направления психофизиологии

  2. Психофизиология и физическая психология

  3. Психофизиология и нейропсихология

  4. Психология и физиология высшей нервной деятельности

Предмет ее изучения - физиологические основы психической деятельности и поведения человека.

Термин "психофизиология" был предложен около 1830 г. французским философом Н. Массиасом и первоначально использовался для обозначения широкого круга исследований психики, опиравшихся на точные объективные физиологические методы (И. Мюллер, Э.Г. Вебер, Г.Т. Фехнер, Г. Гельмгольц и др.).

В рамках психофизиологии выделяются отдельные направления: психофизиология органов чувств; психофизиология организации движений; психофизиология памяти и обучения; психофизиология речи; психофизиология мотивации и эмоций и др.;

а также дифференциальная психофизиология, изучающая физиологические основы индивидуально-психических различий.

Наиболее близка к психофизиологии физиологическая психология - отрасль психологической науки, изучающая физиологические механизмы психической деятельности от низших до высших уровней ее организации.

Эта наука возникла в конце XIX в. как раздел экспериментальной психологии. Термин "физиологическая психология" был введен В. Вундтом для обозначения психологических исследований, заимствующих методы и результаты исследований у физиологии человека. Выделение психофизиологии как самостоятельной дисциплины по отношению к физиологической психологии проведено А.Р. Лурией (1973). По его определению, психофизиология - это физиология целостных форм психической деятельности; она возникла в результате необходимости объяснить психические явления с помощью физиологических процессов, и поэтому в ней сопоставляются сложные формы поведен- ческих характеристик человека с физиологическими процессами разной степени сложности.

Л.С. Выготский первым сформулировал необходимость исследовать проблему соотношения психологических и физиологических систем, предвосхитив основную перспективу развития психофизиологии. Теоретико-экспериментальные основы этого направления образует теория функциональных систем П.К. Анохина (1968), базирующаяся на понимании психических и физиологических процессов как сложнейших функциональных систем, в которых отдельные механизмы объединены общей задачей в целые, совместно действующие комплексы, направленные на достижение полезного приспособительного результата.

С идеей функциональных систем непосредственно связан и принцип саморегуляции физиологических процессов, сформулированный в отечественной физиологии Н.А. Бернштейном (1963) задолго до появления кибернетики и открывший совершенно новый подход к изучению физиологических механизмов отдельных психических процессов.

Развитие этого направления в психофизиологии привело к возникновению новой области исследований, именуемой системной психофизиологией (В.Б. Швырков, 1988).

Психофизиология взаимосвязана с нейропсихологией - отраслью психологической науки, сложившейся на стыке психологии, медицины (нейрохирургии, неврологии), физиологии и направленной на изучение мозговых механизмов высших психических функций на материале локальных поражений головного мозга.

Теоретической основой нейропсихологии является разработанная А.Р. Лурией теория системной динамической локализации психических процессов. Однако в последние десятилетия появились новые методы (в том числе компьютерная томография), которые позволяют исследовать мозговую локализацию высших психических функций у здоровых людей. Таким образом, современная нейропсихология, взятая в полном объеме своей проблематики, ориентирована на изучение мозговой организации психической деятельности не только в патологии, но и в норме.

В течение многих лет психофизиология полностью отождествлялась с физиологией высшей нервной деятельности (ВНД), поскольку само понятие ВИД, введенное И.П. Павловым, было эквивалентно понятию "психическая деятельность".

Хорошо обоснованная методология и богатство экспериментальных приемов физиологии ВНД оказали решающее влияние на исследования в области физиологических основ поведения человека, затормозив, однако, развитие тех исследований, которые не укладывались в "прокрустово ложе" физиологии ВНД. По утверждению А.В. Петровского (1967), фактически наблюдалась тенденция к ликвидации психологии и замене ее павловской физиологией ВНД.

С интенсивным развитием новой техники физиологического эксперимента стал расширяться фронт экспериментальных исследований мозговых механизмов психики и поведения человека и животных:

- метод регистрации электроэнцефалограммы (ЭЭГ) дал возможности заглянуть в тонкие физиологические механизмы, лежащие в основе сложнейших психических процессов;


  1. Психофизиологическая проблема как -предмет психофизиологии ,

  2. История изучения психофизиологической проблемы

  3. Эволюция представлений о рефлексе

  4. Современные варианты решения психофизиологической проблемы

  1. Основное содержание предмета психофизиологии составляет психофизиологическая проблема - проблема соотношения психики и мозга, души и тела.

  • психофизиологическая идентичность - вариант крайнего физиологического редукционизма, при котором психическое, утрачивая свою сущность, полностью отождествляется с физиологическим;

  • психофизиологическое взаимодействие - вариант частичного решения проблемы. Предполагает, что психическое и физиологическое имеют разные сущности, но допускает определенную степень взаимодействия и взаимовлияния.

  1. Изучение психофизиологической проблемы имеет давние исторические традиции. Термины "душа" и "тело" впервые стал рассматривать с научных позиций философ и врач Рене Декарт, живший в XVII в. Его учение, исходящее в объяснении сущего из наличия двух противоположных начал -материального и духовного - получило название дуализма Декарта. Декарт рассматривал душу и тело как две самостоятельные, независимые субстанции - однако как душа может влиять на деятельность тела, так и тело, в свою очередь, способно сообщать душе сведения о внешнем мире. Для объяснения этого взаимодействия он предположил, что в мозге человека имеется специальный орган - шишковидная железа, являющаяся посредником между душой и телом. Воздействие внешнего мира вначале передается нервной системой мозгу, а потом тем или иным способом содержащаяся в нервной деятельности информация расшифровывается.

мысль представляет собой наиболее доступный объект самонаблюдения.


  1. Декарт выдвинул идею рефлекса как машинообразного ответного поведенческого акта, хотя сам термин "рефлекс" был предложен спустя столетие. Высказанная Декартом идея о рефлекторном принципе организации простейших поведенческих актов нашла свое развитие в дальнейших исследованиях, в том числе направленных на преодоление психофизиологического параллелизма.

представление об иерархии рефлексов, доказав, что наряду с элементарными имеется множество сложных рефлексов - таковыми являются рефлексы с усиленным и задержанным окончанием, при которых происходит актуализация прошлого опыта.

Мысль, по Сеченову, - это психический рефлекс с задержанным окончанием, развивающийся по внутренней цепи ассоциированных рефлексов, а психический рефлекс с усиленным окончанием - это аффект или эмоция.

Он ввел также представление о психическом элементе - интегральной части рефлекторного процесса, благодаря которому организм может активно приспосабливаться к среде.


  1. Современные варианты решения психофизиологической проблемы можно систематизировать следующим образом:

  • психическое тождественно физиологическому, оно представляет собой физиологическую деятельность мозга. В настоящее время эта точка зрения формулируется как тождественность психического лишь процессам высшей нервной деятельности, но не любой физиологической деятельности. Психическое здесь выступает как особая сторона, особое свойство физиологических процессов мозга или процессов высшей нервной деятельности;

  • психическое - это отдельный (высший) класс или вид нервных процессов, обладающий свойствами, не присущими всем остальным процессам в нервной системе, в том числе процессам ВНД. Психическое - это особые (психонервные) процессы, которые связаны с отражением объективной реальности и отличаются субъективным компонентом (наличием внутренних образов и их переживанием);

  • психическое, хотя и обусловлено физиологической (высшей нервной) деятельностью мозга, тем не менее не тождественно ей. Психическое несводимо к физиологическому, как идеальное к материальному или как социальное к биологическому.

Электрофизиологические методы исследования в психофизиологии.


    1. Общая характеристика электрофизиологических методов.

    2. П ре и м у щ ес т ва э л е к т р о ф и з ио л оги ч ес к и х м е т о дов

    3. Наиболее широко используемые методы

    1. В психофизиологии основными методами регистрации физиологических процессов

    1. Надежность электрических показателей по сравнению с другими особенно демонстративна. Единообразие потенциалов действия в нервной клетке, нервном волокне, мышечной клетке как у человека, так и у животных говорит об универсальности этих показателей. Точность электрических показателей, то есть их временное и динамическое соответствие физиологическим процессам, основана на быстрых физико-химических механизмах генерации потенциалов, являющихся неотъемлемым компонентом физиологических процессов в нервной или мышечной структуре.

    1. К наиболее широко используемым методам относятся:

    • регистрация импульсной активности нервных клеток;

    • регистрация электрической активности кожи;

    • электроэнцефалография;

    • электроокулография;

    • электромиография;

    • электрокардиография;

      1. Потенциал действия нейрона

      2. Микроэлектроды

      3. Параметры оцениваемые при регистрации импульсной активности

      1. Нейрон - нервная клетка, через которую передается информация в организме; представляет собой морфофункциональную единицу ЦНС человека и животных. При достижении порогового уровня возбуждения, поступающего в нейрон из разных источников, он генерирует разряд, называемый потенциалом действия.

      • возбудительные - их активность увеличивает возможность разряда нейрона;

      • тормозные - их активность снижает эту возможность.

      1. Активность одиночного нейрона регистрируется с помощью так называемых микроэлектродов, кончик которых имеет от 0,1 до 1 мкм в диаметре. Специальные устройства позволяют вводить такие электроды в разные отделы головного мозга; в таком положении электроды можно зафиксировать и будучи соединены с комплексом усилитель-осциллограф они позволяют наблюдать электрические разряды нейрона.

      1. Количественная обработка записей импульсной активности нейронов представляет собой довольно сложную задачу, особенно в тех случаях, когда нейрон генерирует множество разрядов и нужно выявить изменения этой динамики в зависимости от каких-либо факторов.

      • частота импульсации;

      • частота ритмических пачек (групп) или группирования импульсов; s/ длительность межстимульных интервалов и др.

      1. Электроэнцефалография

      2. Магнитоэнцефалография

      1. Среди методов электрофизиологического исследования ЦНС человеке наибольшее распространение получила регистрация колебаний электрических потенциалов мозга с поверхности черепа - электроэнцефалография.

      В электроэнцефалограмме отражаются только низкочастотные биоэлектрические процессы длительностью от 10 мс до 10 мин.

      Сегодня ЭЭГ является наиболее перспективным, но пока еще наименее расшифрованным источником данных для психофизиолога. В стационарный комплекс для регистрации ЭЭГ и ряда других физиологических показателей входят звукоизолирующая экранированная камера, оборудованное место для испытуемого, многоканальное усилители, регистрирующая аппаратура.

      Предполагается, что если ЭЭГ больше связана с радиальными по отношению к поверхности коры головного мозга источниками тока (диполями), что имеет место на поверхности извилин, то МЭГ больше связана с тангенциально направленными источниками тока, которые расположены в корковых областях, образующих борозды. Если исходить из того, что площадь коры головного мозга в бороздах и на поверхности извилин приблизительно одинакова, то несомненно, что значимость магнитоэнцефалографии при изучении активности мозга сопоставима с электроэнцефалографией.

      МЭГ дополняет информацию об активности мозга, получаемую с помощью электроэнцефалографии.

      Использованные источники:

      Психофизиология. Учебник для вузов. Под ред. Ю.И. Александрова. С. 24, 33 - 34, 36.


      1. Понятие позитронно-эмиссионной томографии мозга

      2. Техника ПЭТ

        1. В современных клинических и экспериментальных исследованиях все большее значение приобретают методы, позволяющие визуализировать функционирование мозга на срезах любого уровня путем построения картин, полученных на основе данных о метаболической активности отдельных мозговых структур. Одним из наиболее результативных методов в плане пространственно разрешения изображения является позитронно-эмиссионная томография мозга (ПЭТ)

        2. Техника ПЭТ заключается в следующем.

        Столкновение между матери ей и антиматерией приводит к уничтожению частиц и

        появлению пар протонов, которые разлетаются от места столкновения в разные сторо ны теоретически под углом в 180° друг к другу.

        Голова субъекта помещена в специальную ПЭТ-камеру, в которую виде круга вмонтированы кристаллические детекторы протонов. Подобное расположение детекторов позволяет фиксировать момент одновременного попадания двух "разлетевшихся" от места столкновения протонов двумя детекторами, отстоящими друг от друга под углом в 180°.

        Информация от детекторов поступает на компьютер, который создает; плоское изображение (срез) мозга на регистрируемом уровне.

        Использованные источники:


            1. Окулография

            2. Характеристика электроокулографии

            Окулографией называется регистрация движений глаз.

            Движения глаз являются важным показателем в психофизиологическом эксперименте: с одной стороны, окулографический показатель необходим для выявления артефактов от движений глаз в ЭЭГ, с другое стороны, этот показатель выступает и как самостоятельный предмет исследования, и как составляющая при изучении субъекта в деятельности. | Амплитуду движения глаз определяют в угловых градусах. Движения глаз подразделяются на:

            микродвижения, направленные на сохранение местоположения глаз орбите; к ним относятся тремор (мелкие, частые колебания амплитудой 20 - 40 угловых секунд), дрейф (медленное, плавное перемещение глаз, прерываемое микроскачками) и микросаккады (быстрые движения продолжительностью 10 - 20 мс и амплитудой 2-50 угловых минут); макродвижения, связанные с изменением местоположения глаз в орбите. Наибольший интерес в психофизиологическом эксперименте представляют макросаккады (отражают обычно произвольные быстрые точные смещения взора с одной точки на другую, например, при рассматривании картины, при быстрых точностных движениях руки и т. д Их амплитуда варьирует в пределах от 40 угловых минут до 60 угловых градусов, и прослеживающие движения глаз) и прослеживающие движения глаз (плавные перемещения глаз при отслеживании перемещающегося объекта в поле зрения.

            Амплитуда прослеживающих движений ограничивается пределами моторного поля глаза (±60 угловых градусов по горизонтали и ±40 угловых градусов по вертикали). В основном прослеживающие движения глаз носят непроизвольный характер, начинаются через 150 - 200 мс после начала движения объекта и продолжаются в течение 300 мс после его остановки).


              1. Понятие электромиографии

              2. Техника ЭМГ

              1. Электромиография (ЭМГ) - это регистрация суммарных колебаний потенциалов, возникающих как компонент процесса возбуждения в области нервно-мышечных соединений и мышечных волокнах при поступлении к ним импульсов от мотонейронов спинного или продолговатого мозга.

              1. Техника ЭМГ

              Обычно пользуются биполярным отведением, помещая один электрод на участке кожи над серединой ("двигательной точкой") мышцы, а второй - на 1 - 2 см дальше.

              При монополярном отведении один электрод помещают над "двигательной точкой" исследуемой мышцы, второй - над ее сухожилием или на какой-либо отдаленной точке (на мочке уха, на грудине и т. д.). Требования к электродам и к их наложению такие же, как и при наложении электроэнцефалографических или электроокулографических электродов. Использованные источники:


                1. Потовые железы человека

                2. ЭАК

                1. У человека на теле имеется 2-3 млн. потовых желез, причем на ладоня; и подошвах их в несколько раз больше, чем на других участках тела. И главная функция - поддержание постоянной температуры тела - заключается в том, что выделяемый ими пот испаряется с поверхности тела, тем самым охлаждает его.

                1. Электрическая активность кожи (ЭАК) используется как показатель

                ЭАК связана с активностью потоотделения, хотя физиологическая оси нова ее до конца не изучена. Ее обычно регистрируют с кончиков пальцев или с ладони биполярными неполяризующимися электродами.

                Титов, Вячеслав Александрович.
                Психофизиология : Конспект лекций : [Пособие для подгот. к экзаменам] / В. А. Титов. - М. : Приор-издат, 2003 (Подольск : Фил. ЧПК). - 176 с.; 20 см. - (В помощь студенту).; ISBN 5-9512-0021-0 (в обл.)

                (В помощь студенту)
                На обл. авт. не указан
                В издании даны основные понятия курса "Психофизиология", их признаки и особенности. Книга не является альтернативной учебникам для получения фундаментальных знаний, но служит пособием для успешной сдачи экзаменов.
                Психология -- Общая психология -- Психика и сознание -- Психофизиологическая проблема -- Учебник для подготовки в ВУЗы
                Шифр хранения:
                FB 3 03-36/56-5
                FB 3 03-36/55-7
                Электронный заказ

                Вы можете добавить книгу в избранное после того, как авторизуетесь на портале. Если у вас еще нет учетной записи, то зарегистрируйтесь.

                Ссылка скопирована в буфер обмена

                Вы запросили доступ к охраняемому произведению.

                Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).

                Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.

                Гост

                ГОСТ

                Психофизиология — это наука, которая занимается исследованием физиологических механизмов субъективных психических явлений, индивидуальных различий и состояний человека.

                История развития психофизиологии

                Психофизиология возникла на стыке двух наук. Первая из них — это психология, которая изучает развитие и работу психики. Вторая – физиология, которая исследует функционирование органов, систем органов и живого организма в целом.

                Психология и физиология развивались уже давно, но история психофизиологии в отличие от материнских наук, не слишком долговременна. Термин начали использовать в позапрошлом веке. Начало науки положил французский философ Николя Массиас. Он обозначал этим термином любое исследование психики, которое проводится при использовании объективных физиологических методов.

                Следующий важный этап истории развития психофизиологии представлен внедрением эксперимента в психологию. Немецким философом Вильгельмом Вундтом была основана первая лаборатория экспериментальной психологии. После этого физиологическая психология была выделена в качестве отдельного направления. Она занималась исследованием простейших психических процессов.

                Разделы психофизиологии

                Сама психофизиология считается разделом психологии или даже отдельным направлением, которое посвящено изучению значения биологических факторов в реализации деятельности психики, включая свойства нервной системы. В соответствии с исследовательской областью принято выделять психофизиологию:

                • Ощущения и восприятия;
                • Речи и мышления;
                • Внимания;
                • Эмоций;
                • Произвольных действий;
                • Дифференциальная психофизиология.

                Психофизиология также часто выделяется как область междисциплинарных исследований, образованная на стыке психологии и нейрофизиологии. Она призвана изучать психику в единстве с ее нейрофизиологическим субстратом. В процессе анализа рассматривается соотношение между мозгом и психикой, значение биологических факторов, включая свойства нервной системы. По сути, многие ученые считают, что процесс познания функций структур головного мозга и нервной системы только начинается.

                Готовые работы на аналогичную тему

                Психофизиология занимается изучением физиологических и биохимических изменений, которые происходят в нервной системе. Ученые с ее помощью делают попытки сформировать их связь с разными сторонами активности, включая работу памяти, регуляцию эмоций, сон и сновидения. Методы исследования в рамках психофизиологии очень разнообразны, начиная от вживления в мозг человека электродов и заканчивая использованием специальных приборов с целью регистрации физиологических проявлений.

                Отдельно выделяют сенсорную психофизиологию (органов чувств, ощущений и восприятия), организации движений, произвольных действий, активности, внимания, памяти и обучения, психофизиологию эмоциональных состояний и мотивации, речи и мышления, стрессовых состояний и сна, психофизиологию функциональных состояний.

                В качестве особого направления рассматривается дифференциальная психофизиология. Она занимается изучением и анализом физиологических основ индивидуально-психологических различий.

                Достижения психофизиологических исследований нашли широкое применение в клинической практике. С их помощью происходит построение кибернетических моделей психофизиологических процессов. Также психофизиология применяется в таких прикладных областях, как психофизиология труда, психофизиология спорта и др.

                Задачи, цели и методы психофизиологии

                Главной задачей психофизиологии является причинное объяснение явлений через психические пути и раскрытие нейрофизиологических механизмов, которые лежат в их основе.

                Среди главных целей психофизиологии необходимо выделить:

                • Процесс получения информации о физических и психических механизмах поведения в целом (обогащает теоретическую базу направления);
                • Применение теоретической информации с целью предсказания поведения человека (группы людей) в будущем (необходимо для оптимизации управления человека собственным поведением и для эффективного внешнего управления человеческим поведением).

                В психофизиологии используются физиологические и психологические методы. В качестве независимых переменных (переменных, которые исследователь может менять произвольно) в психофизиологических исследованиях выступают такие переменные, которые предъявляются в ходе физиологических или психологических исследовательских процедур.

                Зависимые переменные представляют собой физиологические показатели. Их регистрация происходит в виде электродермограммы (ЭДГ), электромиограмм (ЭМГ), электрокардиограмм (ЭКГ), электроэнцефалограмм (ЭЭГ), показаний давления, объема, температуры и др.

                В зависимости от основных целей психофизиологии первая категория теоретических задач науки представлена описанием закономерностей отношений, проявляющихся между независимыми и зависимыми переменными. В этом процессе происходит описание изучаемых функций. Вторая категория задач (прикладных) представлена разработкой научно обоснованных мероприятий в области оптимизации поведения человека.

                Успехи современной психофизиологии можно связать с тем, что вместе с традиционными методами, включающими регистрацию сенсорных, моторных, вегетативных реакций, анализ последствий повреждений и стимуляции мозга, в исследованиях широко использовались электрофизиологические методы и математические способы для обработки экспериментальных данных.

                Читайте также: