Конспект по теме сервисы сети

Обновлено: 05.07.2024

Тип урока: урок в рамках системно-деятельностного подхода.
Цель урока: изучение наиболее распространенных сервисов сети Интернет с точки зрения их достоинств и недостатков
Задачи урока:
образовательные:
• выявление достоинств основных сервисов сети Интернет;
• выявление недостатков основных сервисов сети Интернет;
• содействие успешному усвоению учащимися учебного материала по курсу информатики.
развивающие:
• развитие познавательных и исследовательских способностей обучающихся;
• формирование навыков самостоятельного, критического мышления, размышления, опираясь на знание фактов.
• развитие умения выносить самостоятельные аргументированные решения
• формирование гражданской позиции школьников, расширение их кругозора;
воспитательные:
• создание условий для формирования информационной культуры, информационной грамотности;
• формирование умений рационального использования ресурсов;
• создание условий для правового воспитания учащихся;
• формирование коммуникативных качеств личности;
На уроке главная проблема для обсуждения - Сервисы сети Интернет – добро или зло? Обучающиеся выбирают судью (человека, который сможет аргументировано вынести вердикт), класс делится на две группы. Первая – сторонники сети Интернет, другая – их оппоненты. Первая группа приводит аргументы, показывающие пользу каждого из вышеперечисленных сервисов сети Интернет, а вторая называет недостатки. Группы имеют право протестовать, если они не согласны с оппонентом. Задача для судьи – вынести и аргументировать окончательный вердикт.
• формирование навыков сотрудничества;
• формирование навыков работы в команде, выполняя разные социальные роли;
Полный текст материала Конспект урока информатики на тему "Сервисы сети Интернет" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Сервисы сети Интернет

Средства обмена информацией в INTERNET :

Группы новостей (телеконференции)

IRC (Internet Relay Chat, беседа через Internet) или Chat

Средства общения в реальном режиме времени (передача текста, звука, изображения) и совместная работа с приложениями

Аудио- и видеоконференции

Электронная почта - средство обмена электронными письмами между людьми, имеющими доступ к компьютерной сети.

Основные области применения:

Ведение личной переписки

Работа с информационными ресурсами Internet:

Системы пересылки файлов по электронной почте

Адрес электронной почты:

имя_пользователя@имя_компьютера

Пример адреса:

ivanov@nihe. niks .by

Уязвимые места электронной почты:

Флэйм (flame) - грубость в сети

Бомбы электронной почты

Рассылка вирусов в файловых вложениях

Список рассылки - специальный e-mail адрес, почтовый ящик которого обрабатывает специальная программа - сервер(диспетчер) рассылки.

Сервер рассылки - тематический сервер, собирающий информацию по определенным темам и переправляющие ее подписчикам в виде электронных писем.

Группа новостей (телеконференция) - сетевой форум, организованный для ведения дискуссии и обмена новостями по определенной тематике.

Usenet - глобальная распределенная система для дискуссий, включающая множество групп новостей, хранящихся на серверах по всему миру.

Виды групп новостей:

IRC ( Internet Relay Chat , беседа через Internet ) - беседа в реальном времени посредством ввода текста с клавиатуры.

Канал - организация дискуссии на определенную тему через выбранную систему IRC.

Общение и совместная работа в Internet

MS NetMeeting – программа, реализующая возможности прямой связи через Internet.

Вызов конкретного пользователя через сервер каталогов или локальную сеть по IP -адресу или присоединение к текущему вызову. Участники имеют равные права

Организация встречи в запланированное время (встречу контролирует ведущий, наделенный особыми полномочиями)

Разговор ( Chat ) с участниками встречи посредством ввода текста с клавиатуры

Совместная работа с графикой на общей Доске

Передача любого файла участнику встречи

Совместная работа с документом (приложением), запущенным на выполнение на локальном компьютере организатором встречи

Звуковая связь и видеосвязь во время бесед

Internet-пейджинг - система, позволяющая зарегистрироваться в своей системе серверов и получить уникальный пейджинговый номер.

С помощью данной системы вы можете найти и вызвать человека, имеющего пейджинговый номер и подключенного в данный момент к Internet.

При каждом подключении к Internet программа ICQ определяет текущий IP -адрес вашего компьютера и отправляет его на центральный сервер.

Автоматический поиск указанных людей в сети ICQ и создание своего списка обонентов для постоянного общения

Беседа ( Chat) в реальном времени

Internet-телефония - система, позволяющая вести разговор в реальном времени, одним из звеньев которой является сеть Интернет.

IP -телефония - услуга телефонной связи, в которой для передачи звукового сигнала используются сети, использующие пр о токол IP .

Примеры программ, реализующих INTERNET-телефонию:

Специальная программа для вввода, пересылки и воспроизведения звуковой информации Speak Freely

Программа Internet Phone

INTERNET -телефония, основные возможности:

Передача звука для одного абонента

Кодирование (шифрование) сигнала для обеспечения конфиденциальности переговоров

Компьютерный класс, проектор, программа Internet Exsplorer, презентация Сервисы Интернет.ppt (Приложение 1), информация о наиболее используемых сервисах сети Интернет (Приложение 2), задания для самостоятельного выполнения (Приложение 3).

Программное обеспечение: MS Office PowerPoint.

I этап. Организационный момент.

– Добрый день! Надеюсь, что наш сегодняшний урок пройдет интересно и плодотворно.

II этап. Актуализация знаний.

– А начнем мы с ребусов.

На экране слайды 1–4 презентации. (Учащиеся отгадывают ребусы.)

Слайд 5. Все 4 слова: модем, Интернет, сервер, протокол.

– Что такое модем? (Устройство, преобразующее цифровой сигнал в аналоговый, и обратно.)

– Что такое Интернет? (Интернет – глобальная компьютерная сеть, объединяющая сети, серверы и компьютеры, использующие для связи единый набор протоколов.)

– Что такое сервер? (Сервер в сети Интернет – это компьютер, обеспечивающий обслуживание пользователей сети: разделяемый доступ к дискам, файлам, системе электронной почты.)

– Еще вы должны были изучить такое понятие как протокол. (Протокол – это набор соглашений, который определяет обмен данными между различными программами.)

III этап. Создание проблемной ситуации.

– Я наверное не ошибусь, если скажу, что каждый из вас пользуется Интернетом постоянно. Для каких целей вы его используете? (Для общения, поиска информации, передачи информации с одного компьютера на другой.)

– Другими словами, сеть Интернет предоставляет вам, как пользователям сети услуги по поиску и использованию данных, а так же услуги по обмену информацией между пользователями сети (коммуникационные услуги).

Эти услуги иначе называют службами Интернет.

– Могли бы вы назвать какие-то конкретные службы, которыми пользуетесь сами? (Электронная почта, чат, “аська”.)

– Хорошо. Люди вы достаточно эрудированные. Давайте попытаемся вместе решить практическую задачу. Вы знаете, что уже второй год школы закрываются из-за карантина на какое-то время. Что при этом происходит? Прерывается учебный процесс. И я вам сейчас предлагаю поискать пути решения этой проблемы.

– Что необходимо обеспечить, чтобы учебный процесс не прекращался? (Общение учителей и учеников.)

– А что нам в этом может помочь? (Интернет.)

Очень хорошо! Перед вами на столах описания некоторых служб Интернет. Предлагаю вам познакомиться с ними и ответить на следующие вопросы:

Учащиеся работают самостоятельно в парах (10–12 минут), затем подводим итоги (пишу на доске ответы, и в процессе остальные учащиеся тоже включаются в обсуждение каждого вопроса).

1 2 3 4 5 6
www, FTP www,
e-mail,
FTP
FTP,
e-mail
e-mail www,
chat,
e-mail
www,
chat,
e-mail

– Мы решили поставленную перед нами задачу? (Да.)

– А что мы сделали кроме этого? (Изучили службы сети Интернет.)

– И значит тема нашего урока? (Основные службы сети Интернет.)

IV этап. Новый материал.

– На какие группы можно поделить все службы? (Службы доступа к данным и коммуникационные службы.)Слайд 6.

– По какому принципу работают все службы сети Интернет? (Клиент-сервер.)Слайд 7.

– Что это значит? (На компьютере пользователя устанавливается программа-клиент, которая посылает запросы к серверу)

– Давайте попробуем систематизировать наши знания о сервисах Интернет, и оформим их в виде таблицы – Слайд 8.

– Итак, первый сервис, с которым вы знакомились – это Всемирная паутина. Для каких целей он используется (для просмотра гипертекстовых документов) – Слайд 9

– Что такое гипертекстовый документ? Какие элементы он содержит?

– Какие инструменты используются для создания гипертекстового документа? Слайд 10

– И как просмотреть такой документ?

– Какой протокол используется для передачи web-страниц? Слайд 11.

– Следующий сервис – электронная почта. Для чего служит? Слайд 12

– Преимущества электронной почты по сравнению с обычной? Слайд 13

– Какие почтовые программы вам известны? Слайд 15

– И последняя служба, которую мы рассмотрим – это FTP-сервис. Для чего он предназначен? Какой протокол при этом использует? И какая программа нужна пользователю, чтобы иметь доступ к этому сервису? Слайд 16

– Оставшиеся строки таблицы вы заполните дома, используя шпаргалку.

V этап. Рефлексия. Оценка результатов.

– Посмотрите на вопросы на доске: на все ли из них вы можете ответить самостоятельно?

Конспект лекций по теме

Самый верхний уровень в иерархии протоколов Интернет занимают следующие протоколы прикладного уровня:

DNS - распределенная система доменных имен, которая по запросу, содержащему доменное имя хоста сообщает IP адрес;

FTP (File Transfer Protocol - RFC 959) - протокол, предназначенный для передачи файлов в компьютерных сетях;

Telnet (TELecommunication NETwork - RFC 854) - сетевой протокол для реализации текстового интерфейса по сети;

SSH (Secure Shell - RFC 4251) - протокол прикладного, позволяющий производить удаленное управление операционной системой и передачу файлов. В отличие от Telnet шифрует весь трафик;

IMAP - протокол доступа к электронной почте в Интернет;

SMTP – протокол, который используется для отправки почты от пользователей к серверам и между серверами для дальнейшей пересылки к получателю;

LDAP - протокол для доступа к службе каталогов X.500, является широко используемым стандартом доступа к службам каталогов;

SNMP - базовый протокол управления сети Internet.

Рассмотрим более подробно некоторые из этих протоколов.

FTP позволяет подключаться к серверам FTP, просматривать содержимое каталогов и загружать файлы с сервера или на сервер; кроме того, возможен режим передачи файлов между серверам; FTP позволяет обмениваться файлами и выполнять операции над ними через TCP-сети. Данный протокол работает независимо от операционных систем. Исторически протокол FTP предложил открытую функциональность, обеспечивая прозрачный перенос файлов с одного компьютера на другой по сети. Это не так тривиально, как может показаться, так как у разнотипных компьютеров могут различаться размеры слов, биты в словах могут храниться в неодинаковом порядке или использоваться разные форматы слов.

Название "telnet" имеют также некоторые утилиты, реализующие клиентскую часть протокола. Протокол telnet работает в соответствии с принципами архитектуры "клиент-сервер" и обеспечивает эмуляцию алфавитно-цифрового терминала, ограничивая пользователя режимом командной строки. Приложение telnet предоставило язык для общения терминалов с удаленными компьютерами. Когда появилась сеть ARPANET, для каждой компьютерной системы требовались собственные терминалы. Приложение telnet стало общим знаменателем для терминалов. Достаточно было написать для каждого компьютера программное обеспечение, поддерживающее "терминал telnet", чтобы один терминал мог взаимодействовать с компьютерами всех типов.

Сходен по функциональности с протоколами telnet и rlogin, но, в отличие от них, шифрует весь трафик, включая и передаваемые пароли. SSH-клиенты и SSH-серверы имеются для большинства операционных систем.

Почтовые протоколы.

Хотя telnet и FTP были (и остаются) полезными, первым приложением, совершившим переворот в сознании пользователей компьютеров сети ARPANET, стала электронная почта. До сети ARPANET существовали системы электронной почты, но все они были однокомпьютерными системами. В 1972 г. Рэй Томлинсон (Ray Tomlinson) из компании BBN написал первый пакет, предоставляющий распределенные почтовые услуги в компьютерной сети из нескольких компьютеров. Уже к 1973 г. исследования управления ARPA показали, что три четверти всего трафика сети ARPANET составляла электронная почта. Польза электронной почты оказалась столь велика, что все больше пользователей стремилось подключиться к сети ARPANET, в результате чего возрастала потребность в добавлении новых узлов и использовании высокоскоростных линий. Таким образом, появилась тенденция, сохраняющаяся и по сей день.

IMAP (Internet Message Access Protocol - RFC 3501) — протокол доступа к электронной почте. Аналогичен POP3, однако предоставляет пользователю богатые возможности для работы с почтовыми ящиками, находящимися на центральном сервере. Электронными письмами можно манипулировать с компьютера пользователя (клиента) без необходимости постоянной пересылки с сервера и обратно файлов с полным содержанием писем.

SMTP (Simple Mail Transfer Protocol — RFC 2821) — протокол, предназначенный для передачи электронной почты. Используется для отправки почты от пользователей к серверам и между серверами для дальнейшей пересылки к получателю. Для приема почты почтовый клиент должен использовать протоколы POP3 или IMAP.

Нажмите, чтобы узнать подробности

воспитывающая – прививать навыки самостоятельной работы; воспитывать умение высказывать личное мнение и прислушиваться к мнению другого.

Используемые технологии: развитие критического мышления через чтение и письмо; кейс-стади; коллективный способ обучения.

I. Организационный момент

Демонстрируют готовность к уроку

II. Актуализация опорных знаний.

– Что является главной чертой информационного общества?

– Производство информационных ресурсов.

– Перечислите известные вам информационные ресурсы.

Перечисляют.

– О каком из информационных ресурсов пойдет речь на сегодняшнем уроке, вы узнаете из загадки:

Есть такая сеть на свете.

Ею рыбу не поймать.

В нее входят даже дети,

Чтоб общаться иль играть.

И чего здесь только нет!

Что за сеть? Найди ответ.

Слушают и отгадывают загадку.

На интерактивной доске записана загадка.

Записывают тему урока.

Запись темы
урока

Что бы вам хотелось узнать по этой теме?

– Хотелось бы узнать о сервисах Интернета

– Итак, цель урока – обобщить известные виды информационных сервисов сети Интернет

III. Формирование новых знаний.

– Что вы видите на доске?

Mozilla Firefox, Internet Explorer, Opera.

– Какое задание можно выполнить с этими объектами?

– Объекты можно сгруп-пировать.

– Сгруппируйте изображения так, как вы считаете возможным.

2-я группа – Mozilla Firefox, Internet Explorer, Opera.

3-я группа

4-я группа – Yandex, google, rambler.

Записаны названия групп.

– Дайте названия каждой из этих групп.

Ученик записывает названия групп:

1-я группа – интерактивное общение;

2-я группа – браузеры;

3-я группа – электронная почта;

4-я группа – поисковые системы.

Схема пополняется недостающими данными

– По какому признаку вы сформировали данные группы?

– Все группы предоставляют нам информационные услуги, и эти услуги называют информационными сервисами сети сети Интернет.

Таким образом, мы решили поставленную задачу – сгруппировали представленные объекты, а критерием группировки были определенные информационные сервисы сети Интернет.

Отвечают на вопрос.

Следующая задача – систематизировать материал о видах информационных сервисов Интернета. Предлагаю поработать самостоятельно. Перед вами листы с текстами (см. Приложение к уроку). Первый вариант ищет в тексте то, чего мы не назвали, то есть новое для вас знание, а второй вариант – то, что у нас совпало с текстом. Время для выполнения этого задания – 5 минут.

Организует проверку выполненного задания.

– Что у вас получилось? Сначала выслушаем второй вариант, которому предлагалось найти в тексте то, что совпало с нашими знаниями.

Высказывания учащихся (каждый ученик зачитывает по одному предложению):

– Совпало: браузеры
(к ним относятся Firefox, Internet Explorer, Opera); поисковые системы, интерактивное общение.

– Предлагаю выслушать первый вариант, которому предлагалось найти в тексте то, чего мы не назвали.

– Благодаря наличию файловых архивов мы можем скачать информацию прямо из Интернета. Есть ли еще что-нибудь, что нами не было названо?

– Гипертекст, web-сервисы, web-страницы, универсальный указатель URL. Новая группа информационных ресур-
сов – телеконференции; группа файловых архивов и группа браузеров.

– Все группы, рассмотренные нами, входят во Всемирную паутину, которая включает в себя гипертекст, web-сервисы, web-страницы, универсальный указатель URL.

Таким образом, мы соотнесли наши предположения с научным текстом.

Теперь вам предстоит самостоятельно систематизировать материал, составив схему. Воспользуйтесь представленными опорными конспектами.

Организует проверку.

Составляют схему.

– Итак, мы решили с вами поставленную задачу, а именно – систематизировали материал о видах информационных сервисов Интернета.

Следующая задача – составить инструкции по пользованию некоторыми сервисами Интернета. Каждый из вас получает конверт с заданием. В течение 5 минут вы выполняете его самостоятельно. Посмотрите видеофрагмент, размещенный на рабочем столе ноутбука.

Смотрят видеофрагмент.

– Составьте инструкцию по использованию сервисов Интернета с учетом просмотренного материала. Запишите ее на листах.

– Переходим ко второму этапу: объединитесь в четверки, по месту посадки за столами.

Организует работу в группах.

– В конвертах, которые вы получали, есть указание на ваш номер в четверке. У каждого в четверке задания разные. Постарайтесь научить друг друга по той инструкции, которую вы составили. Первый учит второго, второй – первого, третий – четвертого, четвертый – третьего. Время для выполнения работы –

– Переходим к третьему этапу, на котором первый и четвертый учат друг друга, а второй и третий также учат друг друга. Время для выполнения работы – 3 минуты.

– Переходим к четвертому этапу – взаимообучение первого с третьим, второго с четвертым. Время для выполнения работы – 3 минуты.

– Таким образом, мы решили с вами следующую задачу урока – составили инструкции по использованию сервисов Интернета и научили друг друга, как им пользоваться

Составляют инструкцию по использованию сервисов Интернета.

Работают в группах.

Работают в группах.

Работают в группах

IV. Итог урока.

– В течение всего урока мы решали следующие задачи:

1) сгруппировать объекты;

2) систематизировать материал о видах информационных сервисов сети Интернет;

3) составить инструкции по использованию сервисов Интернета и научить им друг друга.

Была ли достигнута цель урока? Обобщили ли мы известные виды информационных сервисов сети Интернет?

Высказывают свое мнение.

Слушают учителя, отвечают на вопросы

Запись задач урока

Домашнее задание:

– Выполните задания по инструкциям, которые были вами составлены

Электронная почта (е-mail) – наиболее распространенный сервис Интернета, так как она является исторически первой информационной услугой компьютерных сетей и не требует обязательного наличия высокоскоростных и качественных линий связи.

Просмотр web-страниц осуществляется с помощью специальных программ просмотра – браузеров. В настоящее время наиболее распространенными браузерами являются: Mozilla Firefox, Internet Explorer, Opera.

Сеть Интернет растет очень быстрыми темпами, и найти нужную информацию среди миллионов web-страниц и файлов становится все сложнее. Для поиска информации используются специальные поисковые системы, которые содержат более или менее полную и постоянно обновляемую информацию о web-страницах, файлах и других документах, хранящихся на десятках миллионов серверов Интернета. Современные поисковые системы часто предоставляют пользователям не только возможности поиска документов в Интернете, но и доступ к другим информационным ресурсам (новостям, информации о погоде, о валютном курсе и так далее).

Всемирная паутина – это вольный перевод английского словосочетания World Wide Web, которое часто обозначается как WWW, или web.

Сервисы Интернета, реализующие WWW-технологию, называются web-серверами, а документы, реализованные по технологии WWW, называют web-страницами.

Всемирная паутина – это десятки миллионов web-серверов Интернета, содержащих web-страницы, в которых используется технология гипертекста.

Найти web-страницу или файл в Интернете можно с помощью универсального указателя ресурсов (адреса web-страницы) – URL. Всемирная паутина объединяет в себе различные информационные сервисы Интернета (интерактивное общение, браузеры, телеконференции и т. д.).

Читайте также: