Конспект занятия учителя логопеда с интерактивной песочницей

Обновлено: 30.06.2024

План-конспект индивидуального логопедического занятия с применением песочной терапии.

  • закрепить правильное звукопроизношение звука Ж в словах, предложении;
  • Закрепить умение выполнять артикуляционные упражнения в полном объеме;
  • Умение давать характеристику акустико-артикуляционную характеристику звука;
  • Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза;
  • Учить составлять развернутое предложение по опорным словам;
  • развивать фонематическое восприятие на основе повторения слоговых рядов, чистоговорок;
  • Развивать тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
  • Развивать силу голоса и интонационную выразительность речи.
  • воспитывать самоконтроль за собственной речью, инициативность.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Приветствие, введение в тему занятия.

Логопед: Чтобы попасть в Песочную страну, надо закрыть глаза и произнесите за мной заклинание:

Песочная фея нам помоги,
В страну волшебную перенеси,
В ладоши мы хлопнем
Раз, два и три,
Сердце свое для добра распахни!
А еще желательно
Делать все внимательно!

Логопед снимает ткань с песочницы.

Л: В песочной стране кто-то живет, хочешь узнать кто? Угадай загадку, и узнаешь, кто живет в Песочной стране.

Не жужжу, когда сижу.
Не жужжу, когда хожу.
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь.

Логопед: Правильно, молодец! А вот и наш новый друг Жук. Сегодня мы будем с ним играть и помогать ему справляться с разными препятствиями, учиться правильно произносить звук Ж. Назови, кого мы можем встретить на полянке, каких насекомых. Посмотри сколько, названных насекомых прилетело на полянку.

2. Уточнение артикуляционного образа звука [ж].

Л: Давайте вспомним, как жужжит наш язычок, когда произносит звук [ж]. Посмотрите на экран (нашу схему). Что делают наши губы и зубы?

Д: Наши губки и зубки разомкнуты и округлены, зубы разомкнуты.

Л: А что делает язычок?

Д: Согласный. Горлышко поет, дрожит! Это звонкий звук Ж.

3. Развитие фонематического восприятия звука [Ж] в словах.

Л: Посмотри, впереди болотце, чтобы через него перебраться, надо прыгать с кочки на кочку повторяя слоги. Помоги Жучку пройти болото.

ЖО-ЖУ-ЖИ-ЖЕ ЖА-ЖУ-ЖЕ-ЖИ ЖА-ЖО-ЖИ-ЖЕ ЖА-ЖО-ЖИ-ЖУ ЖА-ЖО-ЖУ-ЖЕ

Закончи словом. ЖА-ЖА-ЖА –ЖАБА, ЖУ-ЖУ-ЖУ- …. ЖЫ-ЖЫ-ЖЫ-…,УЖ-УЖ-УЖ- ….

- Молодец, вот и перебрались через болото. И дошли до домика Жабы.

4. Физ. минутка.

Развитие общей моторики. Автоматизация звука [ж] в словах.

Л: Повторим стихотворение и выполним движения.

Жа-жа-жа, жуки жужжат,
(взмах крыла- руки в стороны)
Дождик в небе сторожат,
(поворот головы вправо и влево)
Чтобы солнце жарко грело
(поднимаем ручки вверху)
Не сбежало, не присело,
(топаем ножками и приседаем)
Дружно в небе покружились,
(кружатся вокруг себя)
На лужайку приземлились

(сели на пол)
Отдохнули, полежали
И работать продолжаем.

Л: Молодец! Давай вспомним, что же делал жук?

Д: Кружится, сторожит дождик, лежит, жужжит.

Л: Хорошо! Молодец!

5. Развитие звукового-слогового анализа и синтеза.

Л: Полетел наш жук дальше и увидел… что?

Л: Соревнования по прыжкам. Кто дальше прыгнет. (маленькими фигурками со звуком Ж)

Рисовать круги на песке, проговаривая слова со звуком Ж по слогам. У кого самое длинное слово, у кого короткое. (Жи-раф, уж, же-лез-ный, жел-тый, жи-ли-ще).

Посели друзей Жука в домики. (на песке нарисованы домики с окошечками. Одно окно – 1 слог в слове, 2 окна -2 слога в слове и т.д.)

6. Развитие лексико-грамматических категорий.

Согласование имен существительных с именами прилагательными.

Л: После веселой прогулки жук полетел в магазин. Он очень любит желтый цвет. Посмотрите сколько разных вещей желтого цвета он накупил. (Просматриваем слайд) Что же это?

Желтое ожерелье, желтую кружку, желтый жилет.

Л: Умница! А Ты любишь желтый цвет?

7. Автоматизация звука [ж] в предложении.

Л: Путешествовал наш Жучок и встретил почтальона Жирафа. Жираф отдал жуку письмо.

Жучок! Как жужжишь?
Приезжай: дам пирожок!
Уже тебя жду! Желаю лететь осторожно!

Д: (передают по одному слову)

Л: Ну вот жук все и узнал и побежал собирать чемоданчик, ведь жучок так давно не ел маминого пирога с черничным вареньем. Продолжи предложения. Слайд.

8. Итог занятия.

Л: Жук благодарит Вас за помощь, он очень рад, что у него появились такие друзья. Давайте вспомним, с кем мы сегодня познакомились. Как жужжал наш друг? Что делали?

Д: Мы встретили жука, жабу, жирафа. Помогали жуку. Ходили в магазин, читали письмо-телеграмму…

Л: Молодцы, ребята! Вы сегодня очень хорошо потрудились и поиграли. Нам пора прощаться! До свидания, ребята! В следующий раз мы будем встречаться с другими интересными героями, я буду Вас ждать!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Пояснительная записка

Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребенка. Современный ребенок сталкивается с проблемами нехватки пространства для выражения всех тех импульсов и переживаний, которые зарождаются внутри него. Ведь именно они являются причиной психосоматических заболеваний, приводят к неврозам, срывам, замыканию в себе. Таким естественным пространством для выражения своих эмоций, страхов, переживаний, обид, злости и мечты является – песочница.

Данная программа имеет психо-коррекционную, развивающую направленность и адаптирована для слабовидящих обучающихся, с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Она рекомендована для педагогов ДОУ и родителей. В своей работе мы используем не просто песочницу, это синтез современных компьютерных технологий и традиционных технологий песочной терапии

Актуальность определяется реализованным подходом к организации образовательной деятельности слабовидящих детей с использованием интерактивной песочницы iSandBOX. Современное общество развивается быстрыми темпами, в связи с этим для развития интереса современных детей к процессу обучения необходимо использовать ИКТ. Перенос коррекционно-развивающих занятий учителя-логопеда в интерактивную песочницу дает большой образовательный и воспитательный эффект.

Игры с песком очень полезны для развития мелкой моторики, тактильных ощущений и координации движений и положительно влияют на развитие воображения и творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

В процессе реализации программы необходимо дать возможность детям общаться друг с другом и взрослым, возможность обмениваться впечатлениями, проговаривать, так как радость от содержательного общения способствует обогащению их социального, коммуникативного опыта.

В процессе организации коррекционно-развивающих занятий учителя-логопеда в интерактивной песочнице комплексно решаются задачи, направленные на художественно развитие, на ознакомление с окружающим миром, развитие мелкой моторики, а также на формирование первичных компетентностей по развитию зрительного и тактильного восприятия, ориентировки в пространстве.

Представляю вашему вниманию фрагмент подгруппового коррекционно- развивающего занятия учителя-логопеда с использованием интерактивной песочницы

Конспект подгруппового коррекционно-развивающего занятия

1. Обучать образованию притяжательных прилагательных, закреплять практическое употребление в речи простых предлогов: на, с, под, над, за

2. Закреплять умение согласовывать числительные два и пять с существительными, учить согласовывать существительное с глаголами единственного и множественного числа

3. Развивать связную речь, мелкую моторику, тактильное восприятия, ориентировку в пространстве.

Подбирать умение согласовывать числительные два и пять с существительными: пять конвертов, две открытки, два конверта, пять писем

Интерактивная песочница - это современный продукт, предназначенный для полноценного и разностороннего развития детей. В интерактивной песочнице, как и в обычной, основную роль играет песок, только эта песочница оснащена современным оборудованием и программным обеспечением, которое создает на песке эффект дополненной реальности.

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Наблюдается недостаточность развития всех психических процессов: недостаточность зрительного восприятия, низкая устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения; снижение вербальной памяти, продуктивности запоминания, отстаёт в развитии словесно-логическое мышление, без специального обучения дети с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Взаимодействуя с песком, у детей совершенствуется тонкая координация движений, мелкая моторика рук и тактильная чувствительность, что непосредственно влияет на развитие речи и мышления. Занятия с интерактивной песочницей способствуют всестороннему развитию детей.

Цель: развитие всех компонентов речевой деятельности детей с тяжелыми речевыми нарушениями, по средствам игр с песком.

Расширение, активизация словарного запаса, развитие грамматического строя и связной речи у детей.

Совершенствование речевого дыхания; закрепление навыка правильного звукопроизношения.

Развитие фонематического восприятия.

Развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).

Развитие тактильных ощущений, мелкой моторики.

Повышение коммуникативных, творческих способностей детей;

Повышение интереса к логопедическим занятиям;

Создание ситуации успеха;

Стабилизация психоэмоционального состояния детей.

Благодаря многообразию программ, в работе использую игры, направленные на:

• развитие речевого дыхания;

• артикуляционные упражнения с элементами биоэнергопластики;

• ориентировку в пространстве и автоматизацию звуков;

• развитие фонематического слуха и восприятия;

• фонетический разбор слова;

• формирование и коррекцию нарушений слоговой структуры слова;

• формирование элементарных математических представлений;

• развитие психических процессов, изучение геометрических форм;

• соотношение размеров предметов и закрепление времени года;

• изучение цветов и оттенков;

• Регуляция мышечного тонуса, снятие напряжения с мышц пальцев рук, совершенствование мелкой моторики и развитие тактильных ощущений;

• Развитие связной речи, составление рассказов по картинкам.

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

Использование мнемотехники в коррекционной работе учителя-логопеда Инновационная технология – мнемотехника в работе с дошкольниками. Цель: Предложить педагогам приёмы мнемотехники в работе с детьми. Задачи:.

Мои дидактические игры по развитию речи у детей с ОНР в работе учителя-логопеда ДОУ

Мои дидактические игры по развитию речи у детей с ОНР в работе учителя-логопеда ДОУ Всем известно, что ведущий вид деятельности у детей в ДОУ- игра. Еще А. С Макаренко сказал :«У ребёнка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять.

Мониторинг как одно из направлений в работе учителя-логопеда ДОУ Мониторинг – как одно из направлений в работе учителя – логопеда, работающего в условиях логопедического пункта с интернальной интеграцией.

Автор: Сотникова Алена Александровна

Населенный пункт: Новосибирская область, с. Баган

• Формировать языковое чутье, умение чувствовать и понимать лексические оттенки слов.

• Закреплять навык согласования числительных с существительными.

• Совершенствовать навыки связной речи, словообразования и словоизменения, умение образовывать родственные слова

• Развивать фонематические представления

Дети, встаньте в круг и возьмитесь за руки.

Раз вздохнули, два вздохнули….

Хлопнули в ладоши. (2 раза)

Мы работать начинаем,

В песочной стране вспоминаем.

Повторяйте все за мной!

Вредных нет детей в стране-

Ведь не место им в песке!

Здесь нельзя кусаться, драться!

И в глаза песком кидаться!

Учитель - логопед. Сначала давайте проедемся по улицам нашего города. А поедем мы на автобусе.

На нашей карте помечены пять остановок города.

Учитель - логопед. Я назову предмет в единственном числе, а вы во множественном. Обратите внимание на окончание слов.

Машина — машин, автобус — . грузовик — . велосипед — . светофор — . остановка — . парк — . дом — . школа — . улица — . дорога — . вокзал. — .

Не поедет без бензина, ни автобус, ни . (машина).

Попроси нас довезти в черных шашечках . (такси).

Целый день забота, веселая работа. Я без дела не привык, я обычный . (грузовик).

На машинах здесь, друзья, ехать никому нельзя. Можно ехать, знайте, дети, только на . (велосипеде).

Тротуарные дорожки, ходят люди, ходят кошки. Тот, кто знает этот ход, тот зовется — . (пешеход).

Всем знакомые полоски, знают дети, знает взрослый. На ту сторону ведет пешеходный . (переход).

Стоп машина, стоп мотор! Тормози скорей, шофер! Красный глаз глядит в

упор — это строгий . (светофор).

Красный свет — сигнал тревоги в светофоровых глазах. Не ходите по дороге, оставайтесь на. (местах).

Чтобы вдруг не оказаться у машины на пути, нам машину и автобус слева нужно . (обойти).

Учитель - логопед. Необходимо подобрать как можно больше слов-родственников к слову дом.

Жил да был веселый гном,

Он в лесу построил . (дом).

Рядом жил поменьше гномик,

Под кустом он сделал . (домик).

Самый маленький гномишко

Под грибом сложил . (домишко).

Старый, мудрый гном-гномище

Выстроил большой . (домище).

А за печкой, за трубой

Жил у гнома . (домовой).

Физминутка.

Как красиво все кругом

В моем городе родном.

Здесь дороги и мосты,

Памятники и сады,

И музей есть, и больница –

В ней мы можем подлечиться.

Есть дома и магазины –

Манят нас к себе витрины.

Есть гимназия, лицей,

В школу мы пойдем скорей.

Много разного – не счесть.

В городе моем все есть.

— Если дом сделан из кирпича, то он. — кирпичный.

А еще дома бывают разные по величине.

— Этот дом большой, этот — ..;

— Этот дом высокий, а этот — ..;

— Этот дом широкий, а этот — ..;

— Этот дом длинный, а этот — .

Учитель - логопед. Для начала мы построим новый дом и посчитаем количество этажей, а потом заселимся в него.

- В доме пять этажей, значит, он. (пятиэтажный). Назовите дом, в котором один, два, три. много этажей. (Показ слайдов).

Учитель - логопед. Молодцы. А теперь будем заселяться.

На пригорке стоит дом,

В нем мы весело живем.

На первом здесь живет Никита,

Ниже всех и справа.

Ася с Артемом на втором —

Собрались и вверх бегом.

Третий — здесь живет.

Позвоним, ведь он нас ждет.

(В серединке он живет.)

На четвертом Алексей,

Он купил себе торшер.

Справа Алексей живет —

Он сидит и пьет компот.

А слева живет Тимур –

Весельчак и балагур.

Вот и пятый, наконец!

Дом, конечно, не дворец!

Здесь живет принцесса лета,

Ну а имя ее – Света . (Слева комната твоя.)

Никого мы не забыли?

Всех ребят мы заселили?

А теперь пройдите к столам. Глядя на наш дом, каждый карандашом закрасит окошечко, где он сам живет, а цвет карандаша будет зависить от того, с какого звука начинается имя ребенка (Алеша, Ася – красный карандаш, Тимур, Никита – зеленый карандаш и т.д.).

Дети выполняют задания на индивидуальных карточках. Скажите, кто живет ниже всех, выше всех, в середине, справа, слева?

Учитель - логопед. Когда вы вырастете большими, у вас будут свои настоящие дома. О каком доме вы мечтаете?

О высоком кирпичном доме. О четырехкомнатной квартире. О большом деревянном доме.

Читайте также: