Конспект урока разделительный ъ знак в словах приставками

Обновлено: 02.07.2024

узнать правило правописания слов с разделительным твёрдым знаком;

научиться находить орфограмму и намечать способы проверки орфограмм.

Приставка - часть слова, морфема, стоящая перед корнем.

Корень - морфема, несущая лексическое значение слова.

Орфограмма - правильное написание по соответствующему правилу.

Разделительный твёрдый знак после приставки перед гласными е, ё, ю, я.

Разделительный мягкий знак пишется в корне после согласной перед гласными е, ё, и, ю, я.

Список литературы

  • В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.

Планируемые результаты

На этом уроке

  • Орфограмму «Правописание слов с разделительным твёрдым знаком;
  • определять опознавательные признаки орфограммы;
  • находить орфограмму и намечать способы проверки орфограмм.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рассмотрим картинки. Прочитаем подписи. Сравним написание слов.



Обратим внимание, что на рисунках изображён подъём человека вверх по лестнице и листья. Сравним написание этих двух слов.

В слове подъём после приставки пишется разделительный твёрдый знак, в слове листья – в корне пишется разделительный мягкий знак.

На этом уроке мы

  • орфограмму «Правописание слов с разделительным твёрдым знаком;
  • определять опознавательные признаки орфограммы;
  • находить орфограмму и намечать способы проверки орфограмм.

Прочитаем слова. Определим место разделительного твёрдого знака в слове.

Как видно, во всех словах пишется разделительный твёрдый знак после приставки перед гласными е, ё, ю, я.

Прочитаем слова. Определим место разделительного мягкого знака в слове.

Как видно, во всех словах разделительный мягкий знак пишется в корне после согласной перед гласными е, ё, и, ю, я.

Сравним. Данные сравнения представим в таблице:

Место (часть слова)

После каких букв

После букв, обозначающих согласный звук.

После букв, обозначающих согласный звук.

Перед какими буквами

Перед гласными е, ё, ю, я

Перед гласными е, ё, ю, я, и

Разделительный твёрдый знак пишется после приставок, которые оканчиваются согласным звуком, перед буквами е, ё, ю, я.

Разделительные твёрдый и мягкий знаки указывают, что следующая за ними буква (е, ё, ю, я) обозначает два звука: звук [й'] и последующий гласный звук. Бель[й'о] – бельё; подъ[й'о]м – подъём.

Опознавательные признаки орфограмм

Поднимался, бежал, подберёзовик

Конец слова, стечение согласных

Дуб, пруд, шапка, грудка.

Сердце, грустный, звёздный

Звук [й'] после согласных, перед гласными е, ё, и, ю, я.

Съёмка, семья.

Таким образом, главная задача состоит в том, чтобы определить место [й']: после приставки или в корне. Следовательно, если после приставки – пишем ъ; если в корне или после корня – ь.

Разбор заданий

Укажите верное продолжение правила: Разделительный твёрдый знак пишется перед буквами ________________ , которые обозначают два звука.

Разделительный твёрдый знак пишется перед буквами Е, Ё, Ю, Я, которые обозначают два звука.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок-Планирование по письму и развитию речи для 5 класса

Цель : Познакомить с приставкой как значимой частью слова, с правописанием разделительного ъ знака после приставок;

1. Образовательная : формировать навыки правописания слов с разделительным твёрдым знаком после приставок. Закрепить понятие приставки.

2. Коррекционно-развивающая : корригировать внимание на основе зрительного и слухового восприятия.

3. Воспитательная : воспитывать интерес к урокам письма.

По завершению урока учащийся должен:

Знать : знать правило написания разделительного твердого знака после приставок.

Уметь : Правильно писать разделительный твердый знак после приставок.

Методы организации учебной деятельности, применяемые учителем на уроке: Дифференцированный подход

Формы организации учебной деятельности, применяемые учителем на уроке: индивидуальные, групповые.

Оборудование: Доска, карточки, наглядный материал, презентация.

Организация детей к уроку:

- Ну-ка проверь, дружок,

-Ты готов начать урок?

-Все ль на месте,

-Все ль в порядке,

-Ручка, книжка и тетрадка?

-Все ли правильно сидим?

Начнем наш урок с повторения.

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

• Закрыл – открыл

• Залез – вылез

• Разлюбил – полюбил

• Зашел – вышел

• Прибежал – убежал

• Уплыл – приплыл

2. Раскрыть скобки в предложениях, определить где приставка, а где предлог.

(На)огородах (вы)копали картошку. (У)брали (с)грядок морковь и свеклу. (В)огороде стало пусто.

Итак, молодцы, справились с заданием. А теперь вспомним что такое приставка и для чего она служит? Тоже самое скажем о предлоге.

Объяснение нового материала:

Давайте сейчас выполним с вами задание и попробуем определить тему нашего урока.

Спишите слова, которые записаны на доске и обозначьте приставки: (по цепочке выделяем приставку у доски)

Предъявить, подъем, объезд, объявление, въехал, съел, объемный, съёмка.

Теперь выделите последнюю согласную в приставке синим кружком, а гласную после твердого знака красным кружком.

Все вместе прочитываем записанные слова. Как произносятся выделенные согласные с гласными: слитно или раздельно?

Делаем вывод:

После чего пишется твердый знак?

Перед какими гласными пишем твердый знак?

Следовательно, тема нашего урока звучит как?

Откройте, пожалуйста, учебник и прочитайте правило. (стр. 81) (1 человек читает вслух).

Я вам предлагаю небольшое стихотворение, которое поможет нам лучше запомнить правило:

Появился в слове так:

Он за той приставкой встал,

Где в конце – согласная,

И друзей в соседи взял –

Буквы гласные: Е, Ё, Ю, Я.

Твёрдый знак не отдыхает:

Приставку с корнем разделяет.

Физкультминутка:

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали,

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

И работать продолжаем.

Работа на закрепление:

- Прочитайте приставки и назовите только те, после которых мы можем написать ъ.

С- НА- ПО- ПРО- РАЗ- ОБ- ОТ- ЗА- В- ПОД- (Работаем устно)

Делаем вывод и еще раз повторяем перед какими гласными, мы пишем твердый знак?

Сел кашу. Поъехал в город.

Веду сёмку. Выъезд за границу.

Молодцы, с заданием справились.

Теперь работаем по учебнику: стр.81, упр. 132

(Читаем вслух задание, выполняем в тетради, с места комментируем по схеме.)

Наш урок подходит к концу. Но прежде давайте вспомним:

О чем мы сегодня говорили на уроке?

Что нового узнали?

Перед какими гласными, мы пишем твердый знак?

(Попробуйте сформулировать правило)

Домашнее задание:

Записываем домашнее задание(дифференцированное): выучить правило на стр. 81, стр. 82 упр. 135

Итог. Рефлексия

Задать вопросы о настроении учащихся по окончании урока, выставить оценки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок проводится по теме "Состав слова"Задачи урока: формирование и разхвитие умения ставитьпроблемный вопрос и самостоятельно решатьего. Развивать коммуникативные умения и навыки. Создать условия для развития познавательной активностидетей,умения рассуждать,делать выводы, способствовать развитию орфографической зоркости,развивать умение работать в паре; развивать память,речь.Воспитывать доброжелательное отношение друг другу, воспитание мотивов к учению, положительного отношенияк знаниям русского языка.

Планируемый результат: воспроизведение своими словами правила,составление алгоритма, выполнение действий по алгоритму

учитель МБОУ Горновская НОШ

Кириченко Ирина Васильевна

Цель урока: научиться правильно писать слова с твердым знаком (ъ)

Задачи урока:
Формирование и развитие творческих способностей, развитие умения ставить проблемы и самостоятельно их решать, создание мотивов к обучению и самообразованию, развитие коммуникативных умений и навыков, развитие методологических умений и навыков.

Образовательные: создать условия для учебной деятельности, в ходе которой учащиеся познакомятся с новой орфограммой; отработать навык правописания слов с разделительным ъ знаком коллективное создание алгоритма о правописании разделительного твердого знака; сформулировать правило по написанию разделительного твердого знака
Развивающие: создать условия для развития познавательной активности детей, умения рассуждать, делать выводы; способствовать развитию орфографической зоркости; развивать умение работать в паре; развивать умение, память
Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; воспитание мотивов к учению, положительного отношения к знаниям русского языка.
Методы проведения урока: исследовательская деятельность учащихся, постановка проблемных вопросов, закрепление материала в ходе урока, самостоятельная работа учащихся.
Планируемый результат: воспроизведение своими словами правила, составление алгоритма; выполнение действий по алгоритму.
Список использованной литературы:

учебник русского языка 4 классЛ.Ф.Климанова Т.В.Бабушкина

Рабочая тетрадь4 классЛ.Ф.Климанова Т.В.Бабушкина

I Организационный момент Запись числа и классной работы. Пожелание успешной работы

II. Чистописание

- Отгадайте загадки. Кто в воде купался, а сух остался? (гусь)

Кто приходит и уходит, все ее за руку водят. (дверь)

Друг за другом чередой мирно ходят брат с сестрой

Братец будит весь народ, а сестра наоборот,-

Спать немедленно зовет! (день и

У двух матерей по пять сыновей.

Одно имя всем. (пальцы)Учитель записывает отгадки на доске: гусь, дверь, день, ночь, пальцы. Что общего в этих словах? (мягкий знак) Какую роль играет ь в этих словах? Где пишется ь, обозначающий мягкость согласных? Что еще знаете про ь? Приведите примеры. Какой еще знак в русском языке не обозначает звука? Запишите эти буквы, чередуя друг с другом.

III. Работа по теме урока - Мы не случайно отгадывали загадки, писали ъ и ь. Кто догадался, какая сегодня тема нашего урока? ( Письмо слов с ъ и ь.)

Вот ваши знаки – ъ и ь. Разгадайте кроссворд, впишите правильно слова. Команды получают карточки.

Команда ь. В Ь . . . 1. Снежная буря

У . Ь . 2. Домики для пчел

С . . Ь . 3. Мать, отец, дети

Р . . Ь . 4. Орудие для охоты

В . . . . Ь . 5. Ягоды, сваренные в сахаре

Команда ъ. О . Ъ . . . . 1. Недоеденные куски

И . Ъ . . 3. Недостаток, неисправность

П . . Ъ . . 4. Действие, противоположное спуску

Отгадки детей учитель записывает на доске. Вьюга, ульи, семья, ружье, варенье; объедки, подъезд, изъян, подъем.

- Запишите слова себе в тетрадь, подчеркните ь и ъ одной чертой, а гласную, стоящую после них, двумя чертами

Отгадайте загадку Слайд

Было сели – стало съели.

Догадаться все сумели,

Почему случилось так?

Кто виновен?- Сделайте вывод о значении ъ и ь. Назовите гласные, перед которыми пишутся разделительные ъ и ь. Продумайте схему.

Е Ё Ю Я И Е Ё Я

Самую удачную схему выполняют в тетради.

Я солю щи солью.(в тетрадь)

Я сел и огурец съел

Y. Работа по учебнику стр 97 правило. Упр 159 помоги Робику слайд

(проверка документ камера) Составить предложение, выделить основу со словом поехал. Измени предложение, чтобы оно стало сложным. Измени предложение, чтобы оно было с однородными членам предложения

Алгоритм 1. Выделяю корень. Он должен начинаться буквами е, ё, ю, я.2. Выделяю приставку. Она должна заканчиваться согласной буквой.3. Принимаю решение…

YI Игра разбей на группы По классу рассыпаны слова. Каждый из вас должен взять одно слово и поместить его на доску в нужный столбик, а затем сесть на свои места.

под…ём, под…езд, об…явление, об…ём, с…ёжился,с…езд (разделительный Ъ)

брат…я, крыл…я, мурав…и, лист…я, жил…ё, бел…ё, дерев…я, (разделительный Ь)

мал…чик, крыл…цо, сил…ный, мален…кий, ден…ки (ь, дающий мягкость согласных)

с…делал, раз…ыгрался, по…езд (нет знака)

Транскрипция слова съёжился

Тест 1.Где пишется разделительный твердый знак в словах? Выбери верное утверждение..

а) только в корне слова;

б) только после приставок.

Разделительный твердый знак пишется только после приставок, которые _____________________________________________________________________

4. С каких гласных должен начинаться корень слова. Обведи нужные буквы.

а, ё, ы, е, ю, и, я

5.*Что общего между правилом правописания разделительного твердого знака и правилом правописания разделительного мягкого знака? __________________

1. Научить детей правописанию разделительного твердого знака Ъ.

2. Формировать орфографическую зоркость учащихся.

3. Развивать у детей такие мыслительные операции как анализ, синтез и сравнение.

4. Учить детей самостоятельно добывать знания.

6. Воспитывать у детей коммуникативные навыки.

I. Организационный момент.

Минута гармонии. Приветствие гостей.

2) Психологический настрой.

- Посмотрите, друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Пусть этот день принесёт вам радость общения.

II. Эмоциональный настрой учащихся.

-Начать урок русского языка мне хочется со слов А.С.Пушкина. Слайд.

«О, сколько нам открытий чудных

- Как вы понимаете эти слова поэта?

- Значит, на каждом уроке вы совершаете маленькое открытие – чудо. С каждым годом этих открытий становится все больше и больше. Сегодня, я надеюсь, вы поделитесь со мной своими новыми, интересными и полезными открытиями.

-Сядьте ровно, выпрямите спинки. Откройте тетрадь, положите ее с наклоном, левый локоток придерживает уголок тетради. Возьмите ручку, запишите дату урока, классная работа.

III . Формулирование темы и цели урока.

– Сегодня на уроке мы будем работать над выпуском газеты “Буковка”. Газета посвящена букве, которая не обозначает звука и присутствует в одном из слов: Слайд.

– Какая эта буква? В каком слове она присутствует?

Догадаться вы сумели,

Почему случилось так?

- Твёрдый знак. Слайд.

Твердый знак нам нужен тоже,

Без него писать не сможем.

- О какой букве будет говориться в газете?

- Назовите тему урока.

- Кому мы посвятим нашу газету и кто будет ее читателем?

Цель урока: Узнать когда пишется ъ.

Выпустить газету.

IV . Работа по теме.

- К нам пришло письмо. А что же там написано? Настя, прочитай его!

- Саватнеева Вика подготовила ответ на это письмо. Слайд.

Раньше эта буква хранила молчание и писалась в конце слов после твердых согласных, например: ДОМЪ, ДУБЪ, ГОРОДЪ. Слайд.

Из-за этой буквы тратилось больше бумаги и типографской краски. А это стоило денег. Поэтому букву “ер” называли “бездельником”, “лодырем”, “разбойником”, “дармоедом”, “кровососом” и другими подобными словами. Буква “ер” на конце слов пожирала более 8% времени и бумаги. Эта буква - бездельник была самой дорогой буквой мира.

Теперь на конце слов эта буква не пишется.

IV . Знакомство с новым материалом.

- Откройте учебник на странице 148, выполним упражнение 349 и выясним, где теперь пишется ъ.

– Что можно сказать об этих словах? (Они однокоренные).

– В словах какой строчки есть Ъ? (В словах второй строчки).

– После какой части слова пишется разделительный Ъ? (После приставки, перед корнем).

– Почему в первой строке после приставки не пишется Ъ, а во второй пишется? (?)

- На какой звук оканчиваются приставки первой строки? (На гласную).

- На какой звук оканчиваются приставки второй строки? (На согласную).

- С какой буквы начинается корень?(С гласной).

Работа в группах.

Правила работы в группах.

Откройте конверт № 1. Составьте опору написания ъ в словах.

Опора на слайде.

– Чтобы узнать, перед какими гласными буквами пишется разделительный Ъ, выполните задание на карточках. Работать будете в парах.

Прочитайте слова, вставьте пропущенные буквы. Выделите приставку, подчеркните твердый знак и гласную после него.

С . едобный, под . юбник, об . явить, от . езд, с . ежился, об . яснение.

– Сделаем вывод. Перед какими гласными буквами пишется разделительный Ъ? (е, ё, ю, я).

Работа в группах.

- Откройте конверт № 2 и дополните опору.

Опора на слайде.

-Попробуйте сформулировать правило. (Разделительный Ъ пишется после приставок, которые оканчиваются на согласный звук перед гласными буквами е, ё, ю, я).

– Давайте прочтём это правило в учебнике на стр.149.

– А почему Ъ называется разделительным? (Потому, что он делит в слове согласный звук от гласного).

- Выполним упражнение 351 .

- Какова основная мысль текста?

- А кому из вас нравятся прогулки на лыжах в зимнем лесу?

- Что еще кроме удовольствия получает человек от ходьбы на лыжах? ( Дышит свежим воздухом, оздоравливает свой организм, развивает мышцы).

Любите, не ленитесь кататься на лыжах! Это поможет вам стать выносливыми, застраховаться от сердечно-сосудистых заболеваний и простуд.

V . Контроль и самоконтроль знаний.

но сначала проверим свои знания.

1. После какой части слова пишется Ъ?

а) после приставок,

2. После каких приставок пишется Ъ?

а) после приставок, которые оканчиваются на согласный звук,

б) после приставок, которые оканчиваются на гласный звук.

3. Перед какими буквами пишется Ъ?

4. Найдите слово с разделительным твердым знаком.

- Положите на край парты свои работы, я проверю их сегодня, а завтра сообщу результаты.

VI . Итог урока.

А теперь подведем итоги.

- Как называется тема урока по которой мы работали? Разделительный твердый знак.

- Какую цель мы поставили в начале урока? Узнать к огда пишется ъ и выпустить газету.

- Что мы узнали? (Разделительный Ъ пишется после приставок, которые

оканчиваются на согласный звук перед гласными е, ё, ю, я).

- Ребята, а что вам понравилось сегодня в вас самих? За что вы можете себя похвалить?

- А кто на ваш взгляд был сегодня самым активным на уроке? Оценить участие.

VI I . Домашнее задание

VI II . Рефлексия.

- А еще мне хочется узнать о впечатлении от урока каждого из вас. Возьмите на парте букву такого цвета, который подходит вашему настроению. Слайд.

Для меня тема была важной и интересной – красная буква Ъ

Узнал много нового – желтая буква Ъ

Мне было неинтересно – зеленая буква ъ

- Выбранную вами букву поднимите и покажите мне. А теперь поверните гостям, пусть посмотрят они.

- Я очень рада видеть в ваших руках буквы твердого знака красного и желтого цвета, а это значит, что урок для вас был важным, интересным и познавательным.

- Теперь наша газета стала не только познавательной, но и красиво оформленной.

- Сегодня я разглядела в ваших глазах огонек пытливости, любознательности. Хочу пожелать вам, чтобы этот огонек не угасал с годами, а открытия, которые вы совершаете день за днем, помогли бы вам преодолеть все трудности на вашем жизненном пути.

Читайте также: