Конспект открытого урока 1 класс обучение грамоте буква

Обновлено: 05.07.2024

-систематизация и обобщение знаний о звуках и буквах, упражнение в чтении слогов и слов с освоенными буквами.

Задачи урока:

1) развивать память, внимание, фонематический слух, культуру звукопроизношения;

-совершенствовать приемы обучения чтению целых слов-формировать умение читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы;

-воспринимать на слух и образно представлять текст и анализировать его содержание;

3) воспитывать культуру учебного труда, коллективизм, прививать доброе отношение к окружающему миру.

Оборудование: таблицы, цветные фишки, задания на печатной основе;

таблица букв, учебник.

Содержание урока

Формирование УУД

- Ребята, посмотрите на наших гостей, подарите им свою улыбку.

-А теперь посмотрите все на меня и подарите мне свои улыбки.

Ставим ушки на макушки

Ни минуты не теряем

И друг другу помогаем.

Каждый день всегда везде-

На занятиях, в игре,

Смело четко, говорим

И тихонечко сидим.

Для успешной работы нам надо вспомнить некоторые правила:

На уроке нужно говорить по – одному: один говорит, остальные внимательно слушают.

Если хочешь о чем-то спросить, что-то сказать – подними руку и подожди, пока учитель обратится к тебе

Главное на уроке тишина и ее надо беречь.

Личностные УУД

(самоопределение)

Создание ситуации успеха

- Посмотрим, как, это у нас получится сегодня на уроке.

Пусты поля, мокнет земля

День убывает, когда это бывает? (Осенью)

Ребята, как можно озаглавить эту картину?

Как вы думаете, какое из этих названий придумал учёный, а какое художник?

Разминка для глаз

(Закрываем, открываем, вверх, вниз, влево, вправо)

Дыхательная гимнастика и подготовка голоса .

Задуваем на руке три свечки.

Упражнение “Слоненок” и “Лягушонок”

“ Слоненок” - дети вытягивают губы вперед. “Лягушонок” - растягивают губы в широкой улыбке.

Ребята, какую скороговорку мы выучили на прошлом уроке?

У зайки Бубы заболели зубы.

Буба это имя собственное или нарицательное?

(Это имя собственное)

А какое правило мы знаем?

Имена собственные пишутся с заглавной буквы.

УУД (логическое)

Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

Сегодня ребята урок листопада.

Вспомнить многое нам надо.

А ну отвечайте скорей,

Время года, какое стоит у дверей?

А кто мне скажет, какие изменения в природе происходит осенью?

(Называют приметы осени)

А кто мне составит не большой рассказ про осень?

Ученик: Наступила золотая осень.

На деревьях листья желтеют. Птицы улетают в теплые края.

Мне очень нравиться это время года.

Из чего состоит текст? (Из предложений)

-Сколько предложений составила… (4)

1-е Наступила золотая осень.

2-е На деревьях листья желтеют.

3-е Птицы улетают в теплые края.

4-е Мне очень нравиться это время года.

Составьте схему первого предложения.

А кто расскажет, что мы знаем о предложении?

Наступила золотая осень .

Слова в предложении обозначаются прямоугольниками.

-первое слово(Наступила) в предложении пишется с заглавной буквы

-второе слово (золотая) слова в предложении пишутся раздельно

Третье слово (осень)-в конце предложения ставится точка, восклицательный или вопросительные знаки.

Физкультминутка.

Цель : развитие внимания, общей моторики, снятие усталости.

Станем мы деревьями

Ноги – это корни

Их расставим шире.

Наши руки – это ветви

Вместе им совсем не страшно

Когда ветры дуют.

Пальцы веточками будут

Листья закрывают их.

Как придет за летом осень

Разлетятся листья вмиг.

Ребята, а вы умеете петь?

Я буду показывать на букву, а вы должны долго тянуть ее до тех пор, пока я не переведу указку на другую букву.

Дети поют песенку: (оооо аааа ыыыыы ииииии ууууууу оооо.)

-Почему у этих букв получилась такая мелодичная песенка?

-Потому что, буквы о, а, ы, и, у -обозначают гласные звуки

- Назовите признаки гласных звуков.

Гласные звуки – это звуки, которые тянутся, поются и при произнесении не встречают во рту преграду.

А ещё кто добавит?

Воздух свободно идет через рот,

Нет препятствий разных,

Голос участвует, голос зовет,

Звук получается гласный.

Перед школой, дошколята

Но не могут они точно

Согласным звукам характеристику дать.

Кто же даст нам характеристику?

Согласные звуки – это звуки, которые, не тянутся, не поются при произнесении встречают преграду.

А кто ещё добавит, что это за звуки?

А согласные… согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Утром мы во двор идём -

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят.

Учитель: Ребята, про какое время года говорится в загадке?

Скажите, а как готовятся дикие животные к зиме?

(Осенью они готовят себе запасы еды на зиму.)

Послушайте, про кого этот рассказ?

( Она не готовит себе на зиму запасы еды. Зимой ее спасает отличный слух. Она за много метров слышит, как под снежным покровом возятся и пищат грызуны, похожие на мышей. Лапы к зиме обрастают густой шерстью так, что торчат только кончики пальцев. Она зимой как бы в валенках, и лапки ее не мерзнут даже в сильные морозы. )

Учитель: Как живешь ты, первый “б”?

Дети: (показывая движения) Вот так!

У. Утром в школу как идешь?

Д. (показывая движения) Вот так!

У. Дома ночью как ты спишь?

Д. (показывая движения) Вот так!

Д. (показывая движения) Вот так!

У. А соседу как грозишь?

Д. (показывая движения) Вот так!

У. Соседа за руку берёшь?

Д. (показывая движения) Вот так!

Д. (показывая движения) Вот так!

А за партой как сидишь?

Д. (показывая движения) Вот так!

Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество

Из чего состоит слово?

2 слога: Ли\са

Назовите первый слог: Ли

Это звук или слияние?

(слияние) , т.к образует 2 звука (л)(и)

Какую карточку берем?

Это звук или слияние?

Какие цвета возьмем?

Синий и красный, т.к буква а обозначает твердость предшествующего согласного звука.

Произнесите ещё раз слово осень и выделите ударный слог: Ли\ССАА

Значит второй слог ударный.

Познавательные УУД (логическое)

Для игры необходим набор: карточки с буквами А, а, О, о, И, и , ы У,у карточки, на которых изображены: заяц, лошадь, снегирь, рысь, утка; парашют к каждой букве, изображение самолета; мел.

Дети мелом соединяют букву и картинку, объясняя свой выбор, например: буква о приземлится на карточку с изображением лошади, потому что в слове [лошадь] я слышу звук [о]. Звук [о] на письме обозначается буквой О.

буква а приземлится на карточку с изображением зайца, потому что в слове [заяц] я слышу звук [а]. Звук [а] на письме обозначается буквой а.

буква и приземлится на карточку с изображением филина, потому что в слове [филин] я слышу звук [и]. Звук [и] на письме обозначается буквой и.

буква ы приземлится на карточку с изображением рысь, потому что в слове [рысь] я слышу звук [ы]. Звук [ы] на письме обозначается буквой ы.

буква у приземлится на карточку с изображением утки, потому что в слове (зубр] я слышу звук [у]. Звук [у] на письме обозначается буквой у.

Ребята, продолжите высказывания:

У меня получилось…

Мне было трудно…

Я постараюсь лучше….

Рефлексия.(работаем карандашом)

Работа по карте успеха:

Если вы считаете, что вы знаете и умеете очень хорошо то восклицательный знак.

А если иногда ошибаетесь – то,.

А если пока самостоятельно не выполняете, то ? знак

Спасибо за урок!

Список литературы

Горецкий В.Г. Русская азбука: учеб. Для 1кл. нач. шк. –М.:Просвещение, 2011г.

Горецкий В.Г. Методическое пособие по обучению грамоте и письму: книга для учителя- М.: Просвещение, 2011г.

Жиренко О.Е. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо. М.: ВАКО, 2011г.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

hello_html_m3e1ea6f0.jpg

Тема урока : Звук [э]. Буквы Э э

Познакомить с новым гласным звуком [э] и буквами Э э ;

научить читать слоги и слова с этими буквами.


Задачи урока:

Познакомить со звуком [э], буквами Э, э.

Совершенствовать навыки чтения, умение рассуждать.

Развивать фонематический слух, мышление, внимание, любознательность.

Поддерживать стремление к познанию нового.

Планируемые результаты

-знать звук [э], букву, обозначающую его;

-читать слоги и слова, предложения с буквами Э, э.

Метапредметные:

принимать учебную задачу, планировать ее выполнение;

находить дополнительную информацию по иллюстрации;

активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения.

-принятие и освоение социальной роли обучающихся, развитие мотивов учебной деятельности;

-формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве

и разнообразии природы, народов, культур

Ресурсы урока: Азбука с. 56-59; электронное приложение к учебнику В.Г. Горецкий,

видеопроектор, аудиторная доска с магнитной поверхностью с набором приспособлений

для крепления пособий.

I. Организационный момент.
Прозвенел звонок.

Начинается урок.

Повернулись, гостям улыбнулись, развернулись,

Друг на друга поглядели

И тихонько дружно сели.

Сели прямо, спинки выровняли, как настоящие ученики.

- Ребята, сегодня, по дороге в школу, меня встретил почтальон и отдал мне

Откроем посылку и посмотрим, что там лежит.

Смотрите, ребята, здесь письмо и конверты.

-Сейчас я вам прочитаю письмо:

Сегодня к вам на урок пришли гости, и я хочу, чтобы вы справились со всеми

моими заданиями и показали свои знания. Если выполните всё правильно и

Артикуляционная гимнастика: ну что ж, настроимся на работу, сделаем

массаж ушек, разомнем наши ушки, чтобы ушки наши хорошо слушали и слышали

(круговыми массажными движениями от мочки до верха уха и обратно), а теперь

сделаем гимнастику для язычка, чтобы язычок хорошо работал:

Жил – был язычок, вышел он из домика (высунуть вперед), посмотрел вверх, вниз,

направо, налево; никого не нашел (вправо-влево сразу), расстроился и ушел (убрать).

II. Актуализация знаний

1. Ну, что, ребята, откроем первый конверт?

Я называю слово, а вы определяете первый звук в этом слове и, используя веер,

показываете мне букву, которая обозначает соответствующий звук: мальчики –

согласную букву, а девочки - гласную:

Аист, сыр, ослик, ветер, утка.

- Ребята, посмотрите на доску и назовите буквы:

О У И Й Я Ы Ё А

-Молодцы, правильно назвали.

-Какая буква здесь лишняя? (Й)

-Почему? (все гласные, а Й и-краткое – согласная буква)

- Что мы можем сказать про звук Й? Дайте характеристику звука.

(звук Й - это согласный, звонкий, всегда мягкий звук)

- Ребята, а кто скажет, чем гласные звуки отличаются от согласных звуков?

-Назовите гласные буквы, которые обозначают мягкость предшествующего

согласного звука (и, е, ё, ю,я)

- Назовите гласные буквы, которые обозначают твёрдость предшествующего

согласного звука: (а, у, о,ы.)

Загадка « Живет без тела, говорит без языка.

- Что это такое? Как вы думаете? (это звук, отзвук, природное явление, отражение

- Где мы его можем услышать? Как оно с нами разговаривает? (мы кричим, а эхо

нам отвечает, но мы слышим лишь конец слова).

Давайте и мы поиграем в эхо. Я буду громко говорить слова, а вы мне будете

отвечать, только по тише, как настоящее эхо:

Машина-шина, коса-оса, рыбак-бак, каток-ток, крот-рот.

III . Постановка целей урока и определение темы урока

Кто из вас догадался, чем мы будем заниматься сегодня на уроке чтения?

Ответьте, используя опорную запись в виде предложений с пропущенными словами:

Познакомиться со….(звуком э)

Узнать, какой буквой…(обозначается звук э)

Учиться читать…(слоги, слова с новой буквой)

IV . Развитие речевого аппарата (выполняется стоя)

Чтобы правильно произносить звуки, разомнем наши губки. Все встали

V . Работа по теме

1. Знакомство со звуком э.

Как он произносится?

Сделайте вывод. (Звук э – гласный)

Каким цветом мы будем обозначать это звук на схеме?

Дети у себя на партах, один у доски с объяснением.

в ладоши и определяете, в каком месте находится звук (начало, середина, конец)

VI . Физкультминутка (музыкальная)

VII . Продолжение работы

2.Знакомство с буквами.

Посмотрите на нее. На что похожа эта буква? На какую букву похожа Э?
Буква Э на эс дивится.

Словно в зеркало глядится.

Сходство есть наверняка.

Только нету языка.

Работа в тетрадях по печатанию. Перед вами 2 печатные буквы: Ээ

большая и маленькая, раскрасим буквы …каким цветом?

А теперь напечатаем буквы, но прежде, посмотрим, как правильно это сделать:

слайд написания печатных букв: буква состоит из полуовала и горизонтальной черты,

напечатать.
Подготовить слайд со слогами.

- Здесь для вас подготовлены слоги. Прочитайте их. Вместе, по рядам, отдельно.

А кто скажет, как буква Э влияет на предшествующий согласный звук, как звучат

согласные звуки: твердо или мягко? Какой вывод мы можем сделать?

Давайте прочитаем правило на с.57 Азбуки.

VIII . Закрепление материала

Помочь гномикам найти свое место. Гномы по слайду.

По времени - ИГРОВАЯ МИНУТКА

А сейчас мы откроем последний 7-й конверт: самостоятельная работа

С Аней мы поём ду э том ,

Коля хочет стать по э том ,

Э дик смотрит на э кран

Что сейчас покажут нам?

Самопроверка на доске.

А теперь проверяем: у кого нет ошибок ставит + , у кого есть ошибки - ?

Прочитаем слова, в которых есть буква Э: дуэт , поэт , Эдик, экран .

Оценить себя (светофор): крас.- нет ошибок, син.-есть; у кого есть ошибки , анализ.

Что же важного фея хотела нам сказать? Посмотрите, какое слово получается из

МОЛОДЦЫ ! Вот, какие мы с вами молодцы, что выполнили все правильно.

I Х. Рефлексия.

-Вот и подошёл к концу наш урок.

- Понравился ли вам урок?

- Я узнал… что звук э гласный

-Я понял… что буква э обозначает твердость …

-Было интересно….

З-линия-есть вопросы, К-грусть –ничего непонятно.

-Молодцы, ребята, вы хорошо потрудились, можно отдохнуть.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 212 человек из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 467 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 29.08.2016 8662
  • DOCX 1.3 мбайт
  • 213 скачиваний
  • Рейтинг: 3 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Березина Марина Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Время чтения: 2 минуты

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Цель урока: обучение чтению на основе закрепления наиболее общих закономерностей устройства и функционирования графической системы русского языка.

Учебные: усвоение форм и последовательности печатных буквенных.

Обогащение словарного запаса, расширение кругозора, развитие познавательных способностей (логического мышления, устойчивого внимания, произвольной памяти).

Формирование потребности и мотивации чтения.

Воспитательные: воспитание сознания чутко воспринимающего мир: развитие способности получать эстетическое удовольствие от литературных текстов; обучение эмоциональной передаче характера произведения.

Развивающие: расширение кругозора, развитие познавательных способностей (логического мышления, устойчивого внимания, произвольной памяти).

общеклассное: компьютер; интерактивная доска SMART Board; мультимедийный проектор; электронное приложение к уроку, разработанное в редакторе PawerPoint;

индивидуальное: учебник “Азбука” авт. Н.В.Нечаева, К.С.Белорусец, карточки с буквами, карточки с заданиями, счётные палочки, цветные карандаши, “веры” с буквами.

1. Организационный момент.

Громко прозвенел звонок
Начинается урок.
Слушаем, запоминаем
Ни минуты не теряем.

- А запомнить и вспомнить нам сегодня предстоит очень много. Поэтому сразу давайте послушаем первое задание.

2. Актуализация знаний учащихся. (Cлайд 2)

Закрепление знания форм печатных буквенных знаков и их названия.

Прослушивание, анализ, отгадывание загадки.

Чёрные, кривые,
От рождения немые,
Станут в ряд –
Сразу заговорят. (Буквы)

Игра “Конструирование букв”. (Cлайд 3)

(О - П - Н - Е - Ь – Б)

- Возьмите шесть счётных палочек и составьте из них букву О.

- Переместите 1 палочку, чтобы получилась буква Н.

- Переместите 2 палочки так, чтобы получилась буква Е.

- Переместите 1 палочку, чтобы получить букву Ь.

- Положите ещё 1 палочку, чтобы получилась буква Б.

3. Постановка проблемы; формулирование темы урока.

Составление слова из данных букв. (Cлайд 4)

- Давайте сделаем так, чтобы заговорили эти буквы: составим из них слово и узнаем тему урока. (Алфавит)

- На уроках я неоднократно употребляла это слово, но не давала ему чёткого определения. Кто может сказать, что такое алфавит, из чего он состоит?

Вывод 1: алфавит - это буквы. (Cлайд 11)

Игра “Волшебные превращения”. (Cлайд 5)

- Вы изучили “Азбуку” и знаете теперь все буквы русского алфавита. Поэтому следующее задание не должно составить для вас большого труда.

- Вспомните буквы, в состав которых входят овалы и допишите на карточке с заданиями недостающие элементы, чтобы овалы превратились в буквы. (а Б В Р Ф Ъ Ы Ь Ю Я)


- Можно назвать эти буквы алфавитом? Почему нет?

- Сколько букв в русском алфавите?

Вывод 2: алфавит - это все буквы. (Cлайд 12)

Закрепление знания последовательности букв русского алфавита. (Cлайд 6)

- Все 33 буквы русского языка “живут” в большом доме под названием алфавит. Живут дружно, т.к. каждая буква занимает в нём свою отдельную “квартиру”, своё постоянное место, то есть буквы в алфавите расположены по порядку. И этот порядок вам уже знаком.

- Какие буквы спрятались за шорами в своих квартирах?

- Соедините точки, обозначенные буквами в алфавитном порядке (“Азбука” с.37)


Вывод 3: алфавит - это все буквы, расположенные по порядку. (Cлайд 13)

4. Открытие новых знаний.

Знакомство с историей русского алфавита, алфавитами других языков. (Cлайды 7, 8, 9, 10)

- Я хочу вам рассказать немного об истории русского алфавита, т.к. алфавит, которым пользуемся мы сейчас, не всегда был таким.

Наши предки, жившие в начале прошлого века, и раньше пользовались другим алфавитом: букв было больше, они были витиеваты и трудны в написании. Да и названия у них были другие.


Со временем было решено упростить написание букв, а так же избавиться от дублирующих друг друга букв.

И вот уже почти 100 лет мы пользуемся привычным нам алфавитом.

Наверное, вы обратили внимание, что я часто повторяла “наш алфавит”, “русский алфавит”. И это неспроста. Как вы думаете, почему?

Да, действительно, только на территории нашей страны проживает более 120 национальностей. И большинство народов нашей планеты имеют свой язык и свою письменность; а, следовательно, и свой алфавит. В них буквы имеют своеобразную форму, название, порядок и их количество может быть разным.

Давайте теперь вспомним, проанализируем всё сказанное выше и сформулируем вывод о том, что такое алфавит.

Вывод 4: алфавит - это все буквы языка, расположенные по порядку. (Cлайд 14)

5. Вторичное закрепление. (Cлайд 15)

Составление слова по первым буквам названий предметов, изображённых на картинках.


- Рассмотрите рисунки на слайде.

- Выделите первый звук в каждом слове, дайте ему характеристику, обозначьте соответствующей буквой. Прочтите полученное слово. (Весна)

Начало весны – пора замечательного праздника. Праздника наших мам. Слово мама – одно из самых любимых на земле.

Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте себе свою маму…

Стоит только подумать о маме и на душе сразу становится легко и радостно. Почувствуйте тепло её улыбки, улыбнитесь ей в ответ.

Слушание, анализ, выразительное чтение стихотворения В.Берестова “Читалочка”. (Cлайд 16)

Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать.
Не надо бабушку трясти:
“Прочти, пожалуйста! Прочти!”
Не надо умолять сестрицу:
“Ну, прочитай ещё страницу!”
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и прочитать!

6. Первичный контроль.

Упражнение в расположении слов в алфавитном порядке. (Cлайды 17, 18)

- Расположите слова, обозначающие предметы, которые вы видите на слайде, в алфавитном порядке.


Вывод 1: чтобы расположить слова в алфавитном порядке, надо выделить в них первую букву.

- Разгадайте ребусы. Расположите полученные слова в алфавитном порядке. (Валя, Вера, Вова)


- С какой проблемой вы столкнулись? Как её разрешить?

Вывод 2: если в словах первая буква одинаковая, то необходимо выделить следующие буквы, чтобы расположить данные слова в алфавитном порядке.

Чтение и анализ пословиц о пользе чтения. Слушание С. Маршака. (Cлайд 19)

Азбука – к мудрости ступенька.
Кто много читает, тот много знает.
Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

Ты эти буквы заучи.
Их три десятка с лишком.
А для тебя они – ключи
Ко всем хорошим книжкам.

В дорогу взять не позабудь
Ключей волшебных связку.
В любой рассказ найдёшь ты путь,
Войдёшь в любую сказку.

Прочтёшь ты книги о зверях,
Растеньях и машинах.
Ты побываешь на морях
И на седых вершинах.

Тебе чудесные края
Откроет путь от “А” до “Я”!


Цель урока: уточнить представление о существенных признаках звуков и букв. Задачи: 1)учить сопоставлять звуковое и буквенное обозначение слова, анализировать модели слов; 2) называть буквы, обозначать звуки на письме. 3) развитие аналитического мышления, памяти, умения обобщать и делать выводы 4) воспитывать аккуратность, самостоятельность. Тип урока: комбинированный Формы работы учащихся: беседа, устная работа, индивидуальная работа

Содержимое разработки

Конспект урока русского языка в 1 классе

Тема: Звуки и буквы.

Цель урока: уточнить представление о существенных признаках звуков и букв.

1)учить сопоставлять звуковое и буквенное обозначение слова, анализировать модели слов;

2) называть буквы, обозначать звуки на письме.

3) развитие аналитического мышления, памяти, умения обобщать и делать выводы

4) воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Тип урока: комбинированный

Формы работы учащихся: беседа, устная работа, индивидуальная работа

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

- Дети, каким вы хотите, чтобы получился наш урок?


- Это будет зависеть и от вас: от того, как вы будете помогать мне и друг другу.

2. Актуализация знаний.

- Послушайте стихотворение и попытайтесь догадаться, кто какие звуки не выговаривает?

Мимо сада не спеша

Шли четыре малыша.

- Поиграем.что ли, в пятки!

- Луссе мячик на площадке!

Вот пвидумав! Под говою

Вучше в вунки поиграть!

В пятки, в вунки поиграть!

В пятки, в вунки -что такое?

Ничего не разобрать!

- Какие звуки не выговаривают малыши? (Первый малыш не выговаривает звук (Р), второй – шипящие звуки, а третий звуки (Р) и (Л))

II. Самоопределение к деятельности

Мы – не буквы, мы – звуки речи.

Изучает фонетика нас.

Мы – не буквы, мы – звуки речи.

Произносят и слышат нас.

Дыхание свободно в каждой гласной,

В согласных – прерывается на миг.

И только тот гармонии достиг,

Кому чередованье их подвластно.


- Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке?

- Сегодня будем говорить о звуках и буквах. Откройте учебники на стр. 45, прочитайте тему. Чему мы будем учиться при изучении этой темы?

3. Чистописание.

Словарная работа.

На доске: Ваня. Пенал. Собака. Петров. Ученик. Барсик. Сосновка. Море. Москва. Одежда.

- Выпишите в один столбик слова, которые пишутся с большой буквы, в другой столбик слова, которые пишутся с маленькой буквы.

Какие слова напишем с большой буквы? Почему?

4. Изучение нового материала.

В древности, чтобы написать какое-либо слово, человек наглядно изображал рисунком соответствующий предмет или явление. Например, воду он показывал волнистыми линиями. Такие упрощённые рисунки называются иероглифами.

Дым на улице стоит,

Дом из труб его валит.

В день весенний у ворот

Наконец растаял мёд.

Пироги пекутся в речке,

Рыбаки сидят у печки.

Я нашёл огромный грипп,

Но простыл – противный гриб.

- Прочитайте. Что вы заметили? Исправьте ошибки.

- Что мы произносим и слышим? (Звуки)

- Что записываем и видим? (Буквы)

Физкультминутка.

- Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

- Топай правою ногой

Топай левою ногой.

Снова правою ногой,

Снова левою ногой,

После правою ногой,

После левою ногой,

Вот тогда придёшь домой.

5. Работа по теме урока.

1) Прочитайте загадку

Всегда на двух я берегах,

Повис я, стоя на ногах.

- По каким признакам вы догадались?

- Произнесите звуки. Сколько звуков в этом слове? (Четыре)

- Назовите буквы. Сколько букв в этом слове? (Четыре)

- Что можно сказать? (В этом слове звуков и букв поровну)

- Давайте вспомним, как мы обозначаем звуки, выполняя фонетический разбор? Как показывают в звуковой записи, что звук мягкий?


2) Работа в парах: на карточках.

-Укажите звуковую транскрипцию предложенных слов:

- Почему не всегда количество звуков и букв не совпадает в словах?

Вывод: количество букв и звуков в словах не всегда совпадает потому что:

- Ь и Ъ – звуков не обозначают;

- Буквы Е, Ё, Я, Ю обозначают два звука, если стоят в начале слова, после гласных и после Ь и Ъ знаков;

- Удвоенные согласные буквы произносятся как один долгий звук.

- А для чего нам все это нужно знать? (Ответы детей)

6. Закрепление изученного материала.

Работа по учебнику.

Прочитайте правило рядом с красной чертой на стр. 24 учебника.

- Что такое звуки?

- Что такое буквы?

- Закройте учебники, перескажите правило соседу. Выучите его дома.

(Самостоятельное выполнение. Проверка. Возможно получатся разные слова: палка -галка, полка, балка, пилка).

- Назовите буквы, которыми различаются слова. Подчеркните их.

7. Рефлексия.

- Чем отличаются звуки от букв?

- Как обозначаются звуки на письме?

- Оцените свою работу на уроке.


(На столе смайлики с разными выражениями. Выберите и поднимите тот смайлик, который подходит вашей работе на уроке).


- Дети, как вы думаете, какой получился у нас урок?

- Спасибо вам за работы. Все хорошо поработали.


-75%

Читайте также: