Развитие темы маленького человека в образе карандышева конспект урока 10 класс

Обновлено: 02.07.2024

Окружающие люди презирают Карандышева, считая его бедным человеком, который не имеет права на ту жизнь, которая предназначена им. Когда Карандышев входит в кафе, купец Кнуров закрывает лицо газетой, не желая общаться с бедным человеком.

Но окружающие не только презирают Карандышева, но и насмехаются над ним. Паратов, Вожеватов и Кнуров не могут оценить обед Карандышева, так как он очень беден. Сергей Сергеич решает напоить Юлия Капитонича, чтобы показать его несостоятельность и ничтожность. Карандышев выглядит глупо на собственном обеде. Даже его невеста Лариса Огудалова чувствует стыд за то, что происходит в этот день.

Карандышев целых три года терпел различные насмешки со стороны знатных людей, и теперь главной его целью становится задеть их и показать, что он чего-то все-же стоит. Герой собирает обед для того, чтобы поблагодарить Ларису Огудалову за то, что она смогла оценить его по достоинству. Эта речь готовилась Карандышевым не один день, и даже его нетрезвое состояние не помешало четко сказать подготовленную речь, что также подвергается насмешке Паратова.

Но самое главное доказательство заключается не в социальном положении Карандышева, не в его бедности в материальном плане, а в бедности духовных качеств. Желание мести, стремление показать себя лучше, чем он есть на самом деле – вот основные качества Карандышева. Он говорит Ларисе, что люди вокруг пользуются ею, словно вещью, однако сам он поступает точно так же: брак с Ларисой для Карандышева является средством улучшения своего социального положения.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Образовательная – продолжить знакомство с творчеством Гоголя, показать своеобразие произведения,

Развивающая – развить у учащихся навыки грамотного и свободного владения литературной речью, умение выделять главное, анализировать, делать выводы на основе уже известного материала;

Воспитательная – привить любовь к литературе и поэтическому слову, формирование знаний и умений, обеспечивающих самостоятельное освоение художественных ценностей.

Оборудование : портрет писателя, иллюстрации, текст Н .В. Гоголя

Планируемые результаты образования

Личностные: формирование основ саморазвития и самовоспитание в соответствии с признанными общечеловеческими ценностями.

Метапредметные :владение языковыми средствами художественного текста

Предметные : формирование навыков различных видов анализа художественного произведения

Раскрыть сложность и глубину авторской позиции в повести, неоднозначное истолкование образа главного героя.

Каким вы себе представили Акакия Акакиевича Башмачкина?

( самая первая ступень в чиновничей иерархии)

Б едное скромное жилище, но ухоженное

Маленькое жалование, которое обрекает героя на бедность ,почти нищету

Самая обычная ,но чистая

Убогий быт ,скудный рацион, ветхая одежда

Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев… Не настоящая ли каторга? Покою ни днем, ни ночью. Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе.

Он стал предметом насмешек и издевательств

Основные черты характера

Робок, пассивен, замкнут в себе

Средства художественной выразительности

Почему в начале повести у героев есть описание в виде портрета?

-Считают ли такую любовь и такую мечту достойными человека? ( Ответы могут быть разными. Ведь это же не мечта о чем-то особенном, красивом айфоне, мотоцикле .Но кто из нас не мечтал о какой-то вещи.)

Так постепенно мы приходим к пониманию действительности. Герой убог и жалок социально и духовно.

Нарастают ли жалость и гнев в повести? Да

-Является ли эта картина финалом повести? ( Мнимый финал)

Какими реальными причинами можно объяснить происшествие со значительным лицом?

Почему значительное лицо изменило свое поведение с нижестоящими чиновниками?

Таким финалом автор подчеркивает равенство всех чинов перед силами судьбы, неизбежность возмездия за совершенный грех и нравственное преступление общества перед человеком. Если герой не мог противостоять в реальном мире силам зла, то автор наделяет его силами зла, создавая вымышленный нереальный мир.

Итогом урока будет небольшое сочинение -рассуждение « Можно ли считать Н. В. Гоголя гуманистом?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ТЕМА УРОКА: Трагедия “маленького человека”. Образ Карандышева.

Цели и задачи этого урока: помочь понять учащимся, увидеть, разглядеть трагедию “маленького человека” Карандышева, провести аналогии с другими героями русской литературы, которые пополнили армию “маленьких людей”. Помочь учащимся, по словам Достоевского, “найти в человеке человека”.

Излюбленным жанром Островского была комедия. Но в его комедиях всегда есть и драматические ситуации, и драматические герои. В свою очередь в драмах Островского есть смешные эпизоды и комические характеры.

В центре пьесы “Бесприданница” - трагическая судьба героини, но в ней есть и комический персонаж-Робинзон. Но смешон не только он, смешон и Карандышев, хотя что-то в нем отталкивает, а что-то вызывает жалость и сочувствие.

В Карандышеве есть черты, уже знакомые читателям по произведениям Пушкина, Гоголя, Достоевского, - он пополнил галерею персонажей, за которыми утвердилась литературоведческая характеристика “маленький человек”. Карандышев беден. Он находится на одной из низких ступеней социальной лестницы. В среде таких хозяев жизни, как Паратов, Вожеватов, как могущественный Кнуров, который говорит Ларисе, что для него “невозможного мало”, Карандышев постоянно подвергается унижениям, насмешкам и оскорблениям, на которые не может ответить. Для Вожеватова и Паратова он - объект злых насмешек. Однако, как и другие персонажи, Карандышев не однозначная, не однолинейная фигура.

Нельзя сказать, что он целиком жертва того мира, в котором задыхается и погибает Лариса. Карандышев ---часть этого мира, он порожден им, он принимает утвердившиеся в нем правила и предрассудки. Его характер сформирован той атмосферой пореформенной русской жизни, которая явственно определилась к 70-ым г. xix в. Это атмосфера денежного ажиотажа, волчьей борьбы за место под солнцем, это время эгоизма и цинизма. Карандышев сформирован этим временем, этой атмосферой. Вот откуда у него гипертрофированное чувство зависти, болезненное самолюбие, непомерные амбиции. Женитьба на Ларисе, которую он по-своему любит, все-таки для него, прежде всего возможность самоутвердиться, рассчитаться с теми, кто смотрел на него с презрением, сверху вниз, насладиться своим превосходством. Карандышев не скрывает своего торжества: “Лариса Дмитриевна, три года я терпел унижения, три года я сносил насмешки прямо в лицо от ваших знакомых; надо и мне, в свою очередь, посмеяться над ними”. Став женихом Ларисы, Карандышев считает, что получил право распоряжаться ее жизнью, хозяйски диктовать ей правила поведения: “Вам надо старые привычки бросить, - заявляет он Ларисе, - нельзя же терпеть того, что у вас до сих пор было”. “Я вижу, что я для вас кукла, - это Лариса говорит матери и Карандышеву, - поиграете и бросите”. И Карандышев, став владельцем этой очень красивой “куклы”, сильно вырастает в собственных глазах. Из тщеславия он затевает роскошный обед, пытаясь переплюнуть Паратова, который, по его словам, “пускает пыль в глаза”, он хочет всех поразить размахом, тоже пустить пыль в глаза. Понять Ларису Карандышев не может, слишком он занят собой.

Однако Островский показывает, что Карандышев, пережив моральное потрясение, способен прозреть, осознать, что он собой в действительности представляет, взглянуть трагической правде в глаза. Монолог Карандышева после отъезда Ларисы – это, наконец “слово героя о самом себе”. Здесь Карандышев говорит уже не только о себе – о бесчеловечности окружающего мира. Его слова звучат как протест против обезличивания, унижения человека. Они подготавливают заключительный эпизод пьесы, в котором Карандышев говорит Ларисе необычайно важные слова об отчуждении человека в мире, где все на продажу: “Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека, - человек сам располагает своей судьбой; они смотрят на вас, как на вещь”.

Прозрев, Карандышев уже по-иному относится к Ларисе, он говорит ей те слова, которых она ждала и которых ни от кого не могла услышать: “Я готов на всякую жертву, готов терпеть всякое унижение для вас. Скажите же, чем мне заслужить любовь вашу?” Поздно сказаны эти слова, сердце ее разбито, судьба сломана. И выстрел Карандышева для нее – это избавление от жизни безобразной, постылой. И она говорит Карандышеву слова, которых прежде ни за что бы не сказала: “Милый мой, какое благодеяние вы для меня сделали. ”

Безумный поступок Карандышева – выражение настоящей любви, той любви, от которой стреляются, из-за которой убивают. Такой любви и искала Лариса, а после объяснения с предавшим ее Паратовым перестала она верить, что такая любовь существует, что она возможна: “. Я искала любви и не нашла. —подводит она страшный для себя итог, - . ее нет на свете. нечего и искать”.

Достоевский считал, что его задача как художника –“найти в человеке человека”. Островский, создавая образ Карандышева, следовал этому принципу, стремясь обнаружить в человеке человека. Островский так написал “Бесприданницу”, что зритель считает не Карандышева, а Паратова и тех, кто с ним заодно, подлинными виновниками гибели Ларисы. Последние слова Ларисы после рокового выстрела: “Это я сама. Никто не виноват, никто. Это я сама. ”, - более всего относятся к Карандышеву, с него она хочет снять вину.

“ Маленький человек” у Островского становится просто человеком.

МАТЕРИАЛЫ К 4-му УРОКУ.

Тема урока: Трагическая судьба Ларисы в мире “чистогана”.

Цели и задачи урока предполагают помочь учащимся понять, как гибнет прекрасная поэтическая натура в этом жестоком мире “чистогана”.

Запись в тетради.

Харита Игнатьевна Огудалова

Харита - любезная, прелестная (греч.).

Харитами “величали цыганок из хора, а

Игнатами называли обычно в Москве каждого цыгана”. Мать Ларисы из цыганок. ”.

Огудалова - от огудать - “обольстить, обмануть, надуть, провести. “(В.И.Даль).

Лариса Дмитриевна Огудалова

Значимое имя. Мечтательная и артистическая, она не замечает в людях пошлых сторон, видит их глазами героини русского романса и действует в соответствии с ним. Поэтическая натура Ларисы летит на крыльях музыки: она прекрасно поет. Играет на фортепиано, гитара звучит в ее руках.

Лариса Огудалова - это не простоватая девушка из мещанской среды, как другие героини пьес Островского (“Поздняя любовь” - Людмила, “Трудовой хлеб” - Наташа). Она воплощает традиции дворянского воспитания, и в ее характере проявляется резкое противоречие между стремлением к внешнему блеску, к показному благородству жизни и более глубокими, внутренними свойствами ее натуры - серьезностью, правдивостью, жаждой неподдельных и искренних отношений. Подобное противоречие было тогда явлением, встречающимся в жизни лучших представителей привилегированных слоев общества. Но семья Огудаловых обеднела и занимает двусмысленное положение в провинциальном “обществе”. В этих условиях противоречие в характере Ларисы неизбежно приводит ее к драматическому конфликту.

Все это ставит незаурядную девушку в чрезвычайно тяжелое положение. Вокруг Ларисы пестрая и сомнительная толпа поклонников и претендентов на ее руку, среди которых немало “всякого сброду”. Жизнь в ее доме похожа на “базар” или на “цыганский табор”. Лариса должна не только переносить Окружающую ее фальшь, хитрость, лицемерие, но и принимать в них участие.

Если бы противоречивость жизни Ларисы была только внешней, она могла бы найти выход из этого положения. Лариса могла бы встретить и полюбить человека искреннего и уйти с ним из “цыганского табора”. Но противоречивость эта лежит в основе характера девушки. Лариса сама искренне тянется к блеску и благородству жизни, всякое проявление простоватости и непритязательности оскорбительно для нее. Это проявляется в ее отношениях с Паратовым.

Лариса любит Паратова как человека, воплощающего и способного подарить ей иную жизнь. Она как бы “отравлена” Паратовым, с ним в ее сознании раз и навсегда вошло представление совсем о другом, поэтическом и легком мире, который непременно существует, но недоступен ей, хотя она и предназначена, по мнению всех окружающих, для него. Для Ларисы это мир фантазии, намного более поэтичный, чем он есть на самом деле, следами этого мира в ее собственной жизни становятся любимые ею стихи, романсы, мечты, которые сообщают ее образу привлекательность. Собираясь выйти замуж за Карандышева, она чувствует себя униженной, несправедливо приговоренной к той жизни, которую ей способен дать мелкий чиновник. Тем более она не может видеть его личного унижения, его неудач в попытках сравняться с Паратовым, для нее делается все более и более очевидной разница между ними: “С кем вы равняетесь! Возможно ли такое ослепление!” Она постоянно внушает ему, что не любит его, что он бесконечно ниже Паратова, за которого она пойдет по первому его желанию: “Разумеется, если б явился Сергей Сергеич и был свободен, так довольно одного его взгляда. ”

В ее душе происходит борьба между стремлением смириться с неизбежной участью жены бедного чиновника и тоской по яркой и красивой жизни. Чувство униженности своим жребием и тяга к иной жизни побуждают Ларису к попытке самой решить свою судьбу. Кажется, что путь в романтический мир лежит через такой же романтический, безрассудный и эффектный поступок. Но этот поступок опрометчив, ведет к гибели, потому что совершен в погоне за призраком, который олицетворяет собой Паратов, за тем миром, который существует только в стихах и романсах. Так же как и Карандышев, она делает выбор в пользу иллюзии, а не реальности. Для Островского эта попытка сразу, одним безрассудным поступком получить любовь и счастье выглядит как отказ, бегство от собственной судьбы.

Поездка на мужской пикник открывает Ларисе глаза на ее подлинное положение – приза, который оспаривают друг у друга мужчины. “Я вещь, а не человек”. Умирая, она благодарит своего убийцу - Карандышева за то, что он дал ей возможность уйти из мира, в котором растоптан высокий идеал и где она чувствует себя предметом купли продажи: “Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. Я не виновата, я искала любви и не нашла. Ее нет на свете. нечего и искать”.

Поездка за Волгу - для Ларисы это катастрофа всей жизни. Теперь у нее нет ни приданого, ни девичьей чести. Теперь ей остается или торговать своей красотой, или, подобно Катерине (“Гроза”), уйти из жизни, бросившись с обрыва Волги. Лариса пытается сделать это, но у нее нет нравственных сил преодолеть естественную боязнь мучений и смерти. Ее монолог у решетки набережной показывает отличие ее характера от характера Катерины.

Катерина и в тяжелом замужестве не утеряла романтических стремлений, которые, питая ее смутные мечты о свободе, вместе с тем заключают наивную убежденность в бессмертии души. Для нее смерть не уничтожение личности, а освобождение от невыносимого существования. У Ларисы этого нет. В ее характере находит отражение не конец эпохи семейных авторитетов, а начало эпохи обнаженной власти чистогана. У нее есть добрые и искренние чувства, но нет крепких моральных устоев, нет целеустремленности. Она слаба, полна колебаний и поэтому легко подвержена соблазнам.

В ее речи и поведении использована стилистика жестокого романса, одновременно обладающая своеобразной поэтичностью и граничащая с пошлостью, фальшью, “красивостью”: цитаты из Лермонтова и Баратынского сочетаются с высказываниями типа: “Сергей Сергеич. это идеал мужчины”, “Вы - мой повелитель”. В этом отражается свойство самого идеала, привлекающего Ларису, он по-своему поэтичен и одновременно пуст и фальшив. В ее жестах и репликах налет мелодраматизма сочетается с подлинной проникновенностью и глубиной переживаемого чувства: “Для несчастных людей много простора в Божьем мире: вот сад, вот Волга”. ( Это сочетание делает роль Ларисы чрезвычайно выигрышной, она привлекала таких актрис, как М.Ермолова, В.Комиссаржевская ).

Перед гибелью Лариса обнаруживает свои настоящие нравственные свойства. Она умирает под “громкий хор цыган”, умирает, примирясь со своей горькой судьбой, ни на кого не жалуясь, никого не обвиняя. Но объективно эта смерть - тяжелое обвинение всему тому порядку вещей, в котором молодая, чистая, одаренная женщина стала игрушкой легкомысленных страстей и предметом бессовестной торговли.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитывает уважения к себе и другим людям; сочувствие и сострадание к ближнему.

воспитание уважения к себе и другим людям; сочувствие и сострадание к ближнему.

Оборудование: портрет, рассказы, мультфильмы, презентации.

Никто не понимал так ясно и точно,
как Чехов, трагизм мелочей жизни, никто
до него не умел так беспощадно правдиво
нарисовать людям позорную и тоскливую
картину их жизни

1.Организационный момент. Оформление записей в тетради (число, тема урока).

2.Объявление цели урока.

- Но сначала я предлагаю вспомнить теорию литературы и ответить на вопросы: что такое юмор и сатира?

Юмор – это изображение героев в смешном виде. Смех помогает освобождаться от всего дурного, мелкого, пошлого. Юмор, в отличие от сатиры, всегда добрый, весёлый.
Сатира – это высмеивание, разоблачение отрицательных сторон жизни путём изображения их в нелепом, преувеличенном, карикатурном виде. Высмеивая зло, писатель-сатирик утверждает добро.








(Примерные ответы: приниженность, смирение, робость, сожаление, смятение, обида, унижение, жалкое существо, издевательство, никчемность, рабство души, низкий достаток и сословие, незаметность, серость, скучный образ жизни, бесправный, невзрачность, униженный в жизни и т.д.).

1. внешность героя;

2. его социальное положение;

3. внутренний мир;

4. отношение общества к герою;

5. речь героя, говорящие фамилии, детали.

4. Изучение нового материала.

- Вам было задано домашнее задание по группам: прочитать рассказы А.П. Чехова.

( если обучающиеся подготовили презентацию или принесли мультфильм по данному рассказу, то просматриваем после выступление группы)

5.Закрепление изученного материала.

- Итак, после всего услышанного и увиденного, давайте подведем итог нашего урока. (впечатления студентов)

- Вот мы и перелистали ещё одну страницу чеховских рассказов. В который раз мы убедились в многогранности писательской деятельности Чехова. Наша сегодняшняя работа позволила глубже понять юмор и сатиру чеховского рассказа.

Читайте также: