Основные операции при ручных работах 5 класс конспект урока

Обновлено: 04.07.2024

1.Деятельностная: формирование способности учащихся выполнять ручную обработку древесины..

2. Образовательная: формирование представлений об основных технологических операциях ручной обработки древесины; роли и значении пиления, строгания и контроля качества для изготовления изделия из древесины, использование изделий в быту.

Задачи: - развивать умение сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; (личностные УУД)

- развивать умение проговаривать последовательность действий на уроке; обнаруживать и формулировать учебную проблему, тему урока совместно с учителем; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать свою версию; (регулятивные УУД)

- умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать самостоятельно и в парах, выполнять разные роли; (коммуникативные УУД)

- умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; извлекать информацию, представленную в разных формах; (познавательные УУД)

Учебно-методическое обеспечение: чертёжные инструменты, измерительные инструменты, ножовки, рубанки, напильники, лобзик; презентация.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классификация работ. Техника безопасности при выполнении работ.

План – конспект

урока технологии

5 класс (ФГОС)

Тема: «Основные технологические операции ручной обработки древесины: пиление, строгание, контроль качества

План – конспект урока по технологии

Учитель: Ковалёв Василий Николаевич

Класс: 5 класс

Тип урока: урок усвоения новых знаний

1.Деятельностная: формирование способности учащихся выполнять ручную обработку древесины..

2. Образовательная: формирование представлений об основных технологических операциях ручной обработки древесины; роли и значении пиления, строгания и контроля качества для изготовления изделия из древесины, использование изделий в быту.

Задачи:- развивать умение сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; (личностные УУД)

- развивать умение проговаривать последовательность действий на уроке; обнаруживать и формулировать учебную проблему, тему урока совместно с учителем;определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;высказывать свою версию; (регулятивные УУД)

- умениеоформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других; работать самостоятельно и в парах, выполнять разные роли; (коммуникативные УУД)

- умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; извлекать информацию, представленную в разных формах; (познавательные УУД)

Учебно-методическое обеспечение: чертёжные инструменты, измерительные инструменты, ножовки, рубанки, напильники, лобзик; презентация.

деятельность учителя

Деятельность учащихся

Используемые методы, технологии

Используемые ресурсы

Планируемые результаты

Подготовка необходимого оборудования.

Подготовка к уроку; расположение на рабочем месте

К: умение правильно организовать рабочее место.

Создание проблемной ситуации.

-Можем ли мы сделать изделия из дерева своими руками?

-Какие инструменты понадобятся нам для ручной обработки древесины?

Предполагают, формулируют гипотезу о том, можно ли сделать изделия из древесины своими руками.

Продумывают необходимые инструменты, которые будут нужны в работе.

Фронтальная беседа; работа в парах.

Презентации к уроку.

Набор столярных инструментов

К: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения

Р: Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

1 образец: инструменты: ножовка, стусло, рубанок, шерхебель.

Работа с предложенными картинками (приложение №1) и ответы на вопросы:

– Какое строение имеет ножовка?

- Что можно сделать с помощью лучковой пилы, столярной ножовки и выкружной пилы?

– Для чего необходимо старого выполнять правила безопасной работы с инструментами ?
– Почему качество пиления, строгания зависит от угла наклона расположения инструментов ?

-С помощью каких допол-нительных приспособлений выполняется пиление и строгание древесины?

Предлагает способыизготовления изделий. С какими трудностями мы встретимся при изготовлении изделия?

Учитель определяет (в процессе диалога) ключевые слова урока и записывает их на доске.

Работают с информацией на картинка, рассматривают предложенные инструменты, выбирают необходимые.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: Ознакомить учащихся с приемами выполнения ручных стежков и строчек, техническими условиями.

Ручные работы. Технология выполнения ручных стежков и строчек

Ознакомить учащихся с приемами выполнения ручных стежков и строчек, техническими условиями.

Обучить рациональной организации рабочего места при ручных работах, соблюдению правил безопасного труда.

Сформировать навыки по выполнению прямых, косых стежков.

Воспитывать аккуратность в работе, внимательность, прививать эстетический вкус.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, образцы стежков и строчек, набор ручных инструментов, хлопчатобумажные лоскутки, нитки, ПК, проектор.

На классной доске выписаны термины: стежок, строчка, длина стежка, сметать, наметать, заметать, пришить.

I. Организационный момент.

- Проверка готовности к уроку.

II. Повторение.

-Для чего надо знать свойства ткани?

-Перечислите, какие свойства тканей вы знаете. Что к ним относится?

- Назовите положительные и отрицательные свойства хлопчатобумажных тканей?

-Какие инструменты необходимы для выполнения ручных работ?

-Что относится к приспособлениям?

III. Изучение нового материала.

Как вы думаете? От чего зависит качество готового изделия?

(Ответы учащихся) учитель демонстрирует прихватку - игрушку или другое изделие.

Качество изделий зависит от многих факторов: от хорошо подобранной ткани, правильно построенной выкройки и т. д. Но, если все вышеназванные операции сделаны безошибочно, а вот строчки выполнены вкривь и вкось, тут уж о качестве трудно говорить. Чаше всего в таком случае изделие безвозвратно испорчено. Чтобы такого нее случилось с вашими изделиями, будем сегодня учиться выполнять ручные швы ровными и аккуратными.

Сведения о ручных стежках и строчках.

При шитье одежды в ателье и дома раскроенное изделие сначала сметывают вручную, а затем сшивают на швейной машине. Ручные работы применяют при отделке изделия и при выполнении таких операций, как обметывание петель и срезов, пришивание пуговицы. С ручными работами вы познакомились в начальной школе. Чтобы приступить к выполнению машинных работ, нужно повторить все, что вы изучали раньше.

Качество и безопасность работы, а также производительность труда во многом зависит от правильно подобранных инструментов и приспособлений и правильных приемов работы.

Шов - это место соединения деталей.

Ниточное соединение деталей выполняется строчкой на швейной машине или вручную. (слайд 2)

Строчка - это ряд повторяющихся стежков.

Стежок - это переплетение ниток между двумя проколами иглы.

Длина стежка - расстояние между двумя последовательными проколами иглы.

Ширина шва - расстояние от среза детали до строчки.

По способу выполнения стежки делятся на ручные и машинные, а по назначению на соединительные и отделочные. (слайд 3)

Рис.1 Виды стежков: прямые, петельные, петлеобразные.

Виды строчек: сметочные, заметочные, выметочные, наметочные, копировальные, обметочные.

К ручным операциям относятся такие операции, которые выполняются ручной иглой, ножницами, резцом, мелом, а также работы по удалению из деталей или изделий стежков временного назначения.

Инструктаж по технике безопасности при выполнении ручных работ.

Правила техники безопасности при выполнении ручных работ.

Опасности в работе:
повреждение пальцев иглой или булавкой;
травма руки ножницами;
травма глаз.

Что нужно сделать до начала работы:
посчитать количество иголок и булавок в игольнице;
положить инструменты и приспособления в отведённое для них место.

Что нужно делать во время работы:
быть внимательной к работе;
надевать напёрсток на средний палец правой руки, чтобы не уколоть палец;
вкалывать иглы и булавки только в игольницу;
класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;
передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперёд.

Что нужно сделать по окончании работы:
посчитать количество игл и булавок в игольнице;
убрать рабочее место.

Организация рабочего места для выполнения ручных работ.

При ручных работах используют следующие инструменты: иголки, наперсток, ножницы, сантиметровая лента. (Слайд 4 )

К приспособлениям относятся: булавки, манекен, лекала, колышек, резец, линейки, угольники, мелок. Таблица 1, стр. 17

- Ручные швейные иголки выпускаются под номерами от 1 до 12. Иголки нечетных номеров - тонкие и длинные. В школьной практике используют в основном иголки № 3. Они должны быть прямыми, острыми, хорошо отшлифованными и соответствовать виду ткани и выполняемой работе.

- Нитки подбирают в соответствии с тканью и видом выполняемой работы. Самые тонкие выпускают под № 100, а самые толстые - под № 10. В школе чаще всего используют № 50 и № 40. Для отделочных швов на шелковых шерстяных тканях применяют нитки № 65, 75.

Для проталкивания иголки в ткань и предохранения при этом пальца от уколов служит наперсток. Наперстки бывают четырех номеров (2, 3, 4, 5) и двух видов: с донышком и без него. Наперсток должен соответствовать размеру среднего пальца правой руки.

- Булавки (с колечком или головкой) применяются для накалывания выкроек на ткань при временном соединении деталей изделия, а также во время примерки. Острый конец булавки должен быть без заусенцев, чтобы прокалывании не затянуть или разорвать нити ткани.

- Ножницы подразделяются на портновские, закройные и хозяйственные. Портновскими ножницами раскраивают тяжелые шерстяные ткани, закройными — легкие шерстяные, шелковые и хлопчатобумажные, хозяйственными — шелковые, бельевые и хлопчатобумажные ткани.

Учащимся рекомендуются хозяйственные ножницы длиной 175 - 200 мм. Один конец у них узкий, другой широкий.

- Швейный мелок представляет собой небольшие плитки особо приготовленного белого или цветного мела. Край его затачивают так, чтобы при проведении им по ткани оставался след шириной 0,5—1,5 мм. Для нанесения линий на ткань можно использовать также сухое с тонким краем мыло.

Терминология ручных работ. Таблица № 2 стр.21.

Практическая работа.

Выполнение ручных стежков и строчек при изготовлении игрушки. (слайд 6-16)

Учитель показывает учащимся приемы выполнения ручных швов, обращая их внимание на аккуратность в работе, соблюдение правил безопасности работы.

Требования, предъявляемые к выполнению ручных работ:

Меловые линии переводят с одной детали на другую, прокладывая копировальные стежки.

Цвет ниток для выполнения строчек временного назначения должен отличаться от цвета соединяемых деталей.

Сметывают детали по копировальным стежкам или меловым линиям. После сметывания нитки копировальных стежков удаляют.

Нитку закрепляют в начале и в конце строчки: в начале—с помощью узелка на конце нитки, в конце — двумя-тремя стежками одной длины.

Цвет ниток, применяемых для строчек постоянного назначения, должен соответствовать цвету ткани.

Отделку на изделие пришивают нитками в цвет отделки.

Пуговицы со сквозными отверстиями пришивают нитками в цвет пуговиц. Пуговицы со стойкой пришивают нитками в цвет ткани

Текущий инструктаж

I. Повторить правила по технике безопасности и санитарно - гигиенические требования.

• перекусывать нитку зубами — от этого портится эмаль и можно поранить губу; 1

• пороть швы и прорезать петли бритвой, так как можно порезать руки;

II. Пользование основными инструментами для шитья.

Длина нитки для ручных работ должна быть равна удвоенному расстоянию от кисти до локтя работающего Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения

учащимися самостоятельной работы):

- разбор типичных ошибок

- вскрытие причин допущенных учащимися ошибок.

Правила безопасной работы

Во-первых, все иголки свои собери
И маленький домик для них смастери.
Открою тебе интересный секрет:
Ты другу расскажешь, а может, и нет.

У нас у иголок имеются ушки,
Ушки, конечно же, любят подушки.
Иголкам подушку скорей подари,
На ней все иголки свои собери.

Поверь, они счастливы будут безумно,
А мы- то с тобой поступили как умно!
Не будешь иголки искать где попало,
Ну вот, и от мамы тебе не попало…

Игла в работе весела,
Она тонка и так мила!
Не будешь класть ее на место,
Вдруг потеряется в отместку.
И затаится в беспорядке…
А тебе потом воткнется в пятку.

Иголки надо сосчитать,
Когда садишься за работу,
Потом внимательно собрать,
Хотя бывает неохота.

С ножницами не шути,
Зря в руках их не крути
И, держа за острый край,
Другу их передай.

Лишь окончена работа-
Ножницам нужна забота.
Не забудь их закрыть
И на место положить.

Напомнить хочу про рабочее место-
Диван или кресло?
Усядемся лучше с тобою за столом,
И ткань здесь разложи, и мыло найдем,
Коробку достанем, где все инструменты.
Сошьем все детали, набьем элементы,
Те из, которых игрушка родиться,
Рабочее место тебе пригодится!
Все правила эти обязан ты знать
И неуклонно их выполнять!

IV. Итог урока.

Анализ выполненной работы учащимися.

Вопросы для повторения:

Какие нитки используют для выполнения ручных работ?

Какие требования предъявляют к выполнению ручных работ?

Где применяют прямые стежки?

Где применяют петельные стежки?

V. Домашнее задание § 3,4

VI. Уборка рабочих мест.

VII. Подведение итогов урока учителем.

Использованная литература.

Нагибина М.И. “Чудеса из ткани своими руками”, Ярославль, “Академия развития”, 1997г.

Юдина Е.Н., Евтушенко М.А. “Шейте сами”, “Культ-информ-пресс”, 2000г.

Гильман Р.А. “Иголка и нитка в умных руках”, М.: Легпромбытиздат, 2002г.

Симоненко В.Д. “Технология 5 класс”, Москва Издательский центр “Вентана-Граф”, 2007г.


Разработала учитель технологии: Трофимова Ольга Леонидовна.

Ответь на вопросы Задание №1 Задание №3 Задание №2 Задание №4 ?

Ответь на вопросы

Цель урока: Овладеть основами древнего искусства (шитьё) Задачи: Ознакомиться с видами простейших ручных швов Формировать первоначальные навыки выполнения ручных стежков и строчек Показать сферу применения ручных швов - Воспитывать аккуратность при выполнении работы, заинтересованность в конечном результате своего труда.

Цель урока: Овладеть основами древнего

  • Ознакомиться с видами простейших ручных швов
  • Формировать первоначальные навыки

выполнения ручных стежков и строчек

- Воспитывать аккуратность при выполнении

работы, заинтересованность в конечном

результате своего труда.

Качество изделий зависит от: ткани выкройки обработки деталей качества строчки Работа портного требует старания и терпения Не качественная строчка: Изделие испорчено

Качество изделий зависит от:

  • ткани
  • выкройки
  • обработки деталей
  • качества строчки

Работа портного требует старания и терпения

Не качественная строчка:

Изделие испорчено

Основные понятия ручной работы 1. Шов 3. Стежок 2. Строчка Часть строчки между 2-мя проколами иглы Ряд повторяющихся стежков Место соединения деталей 4. Длина стежка Расстояние между началом и концом стежка 5. Ширина шва Расстояние от срезов детали до строчки

Основные понятия ручной работы

Часть строчки между

2-мя проколами иглы

Ряд повторяющихся стежков

Место соединения деталей

Расстояние между началом и концом стежка

Расстояние от срезов детали до строчки

Виды стежков: Ручные Машинные Назначение стежков: Соединительные Отделочные

1. Обметочный (петельный)

2. Подшивочные

2. Копировальный стежок (силки)

3. Отделочные

Ручные строчки временного назначения

Ручные строчки временного назначения

2. Копировальный стежок (силки):

Ручные строчки постоянного назначения

1. Обметочный (петельный):

Ручные строчки постоянного назначения

2. Подшивочные:

- Применяют для постоянного закрепления подогнутых краев детали

Крестообразные стежки

Косые стежки

Ручные строчки постоянного назначения 3. Отделочные: - служат для украшения изделия

Ручные строчки постоянного назначения

3. Отделочные: - служат для украшения изделия

Техника безопасности при работе с иглой, ножницами и нитками Храните иголки и булавки в определённом месте (специальной коробке, подушечке и т. д.), ни в коем случае не берите иголку, булавки в рот и не вкалывайте их в одежду. Не оставляйте иголку и булавки в изделии; Не используйте в работе ржавые иглы и булавки; Куски сломанных иголок или булавок собирайте и выбрасывайте, завернув в бумагу; Посчитайте количество взятых булавок перед началом работы и количество булавок по окончанию работы, оно должно совпадать; Храните ножницы в футляре; Во время работы не оставляйте лезвия ножниц открытыми; Не держите ножницы острыми частями вверх; Не откусывайте нитку зубами;

Техника безопасности при работе с иглой, ножницами и нитками

  • Храните иголки и булавки в определённом месте (специальной коробке, подушечке и т. д.), ни в коем случае не берите иголку, булавки в рот и не вкалывайте их в одежду. Не оставляйте иголку и булавки в изделии;
  • Не используйте в работе ржавые иглы и булавки;
  • Куски сломанных иголок или булавок собирайте и выбрасывайте, завернув в бумагу;
  • Посчитайте количество взятых булавок перед началом работы и количество булавок по окончанию работы, оно должно совпадать;
  • Храните ножницы в футляре;
  • Во время работы не оставляйте лезвия ножниц открытыми;
  • Не держите ножницы острыми частями вверх;
  • Не откусывайте нитку зубами;

1 способ: используя сметочные стежки

2 способ: используя петельные стежки

Необходимые инструменты и материалы для работы

Необходимые инструменты и материалы для работы

Закрепляем детали изделия булавками

Закрепляем детали изделия булавками

Изделие готово.

Рефлексия 1. Чему вы научились сегодня на уроке? 2. Назовите эти швы. 3. Перечислите основные понятия ручных работ? 4. Какие строчки бывают?

1. Чему вы научились сегодня на уроке?

2. Назовите эти швы.

3. Перечислите основные понятия

4. Какие строчки бывают?


-80%

Читайте также: