Авторская песня прошлое и настоящее 6 класс конспект урока презентация
Обновлено: 07.07.2024
2 Гипотизы нашего проекта Что такое авторская песня? Почему ее называют – философией жизни? Что она несет нашим сердцам и в чем, заключается сила воздействия авторской песни на человека?
3 Цель проекта: Знакомство с одним из видов отечественной музыкальной культуры – авторская песня. Продолжить рассматривать связь музыки с жизнью: жизнь – источник музыки. Раскрыть понимание авторской песни, как духовно – нравственного камертона, как лирически – исповедальных, сатирических, романтических песен.
4 Задачи проекта Познакомиться с выдающимися представителями авторской песни.. Определить грани воздействия авторской песни на человека и ответить на вопрос: в чем сила авторской песни?. Расширить представление о роли авторской песни в жизни человека.
5 План проекта 1.Истоки авторской песни. 2.Зарождение авторской песни в России. 3. Виды авторской песни 4.Выдающиеся представители авторской песни 5.Роль авторской песни в жизни человека.
6 В средние века, в эпоху расцвета городов, по дорогам странствовали Ваганты
7 Ваганты - это бродячие школяры (студенты, иногда клирики). Пик развития движения вагантов приходился на XII - первую половину XIII вв, хотя началось все раньше - в XI в с созданием и развитием университетов.
8 Университет - совершенно новое явление средневековья - это было "объединение, спаянное взаимной клятвой". Ново было то, что основой этого объединения был интеллектуальный труд.
19 Направления авторской песни Авторская песня включает в себя интеллигентское, творческое, дорожно- туристское, военное направления и направление выражения сторон жиз ни.
20 Интеллигентское направление Совесть, благородство и достоинство Вот оно, святое наше воинство. Протяни к нему свою ладонь. За него не страшно и в огонь. Лик его высок и удивителен. Посвяти ему свой краткий век. Может, и не станешь победителем, Но зато умрешь как человек.
21 Первым по значимости российским бардом по праву считается Булат Шалвович Окуджава. Он написал около150 песен. Они – о любви и надежде, о бессмысленности войн, о вере и торжестве разума и мудрости. Булат Окуджава
25 Авторы дорожно – туристического направления, военного. Александр Розенбаум Владимир Высотский Александр ГОРОДНИЦКИЙ
26 В 1968 г. Образовался Грушинский фестиваль
32 Самое главное отличие авторской песни – это ее индивидуальность. В каждой строчке чувствуется влияние личного авторского отношения к той или иной теме. Песни могут быть абсолютно разные: грустные и веселые, любовные и геройские. Авторская песня несет в себе: - помощь в понимании человеческих ценностей, - помощь в понимании единства человека и Мира, - авторская песня очищает наши сердца, - музыка авторской песни обогащает своей красотой, - она призывает к высоким чувствам, помогают духовному становлению.
34 Пожелание друзьям Давайте восклицать, друг другом восхищаться. Высокопарных слов не стоит опасаться. Давайте говорить друг другу комплименты -- ведь это все любви счастливые моменты. Давайте горевать и плакать откровенно, то вместе, то поврозь, а то попеременно. Не нужно придавать значения злословью - поскольку грусть всегда соседствует с любовью. Давайте понимать друг друга с полуслова, чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова. Давайте жить, во всем друг другу потакая, -- тем более, что жизнь короткая такая.
Дальнейшее направление работы: Оценить вклад в развитие отечественной культуры авторами-исполнителями авторской песни.
- Познакомить и учащихся с выдающимися представителями авторской песни: Б.Окуджава, Д Тухманов, М.Светлов, А.Городницкий, А.Якушева, А.Розенбаум, Ю.Ким, В. Высоцким, О.Митяев.
- Заинтересовать детей музыкальным творчеством бардов.
- Определит грани воздействия авторской песни на человека .
- Расширить представление учащихся о роли авторской песни в жизни человека в прошлом и настоящем.
- Сформировать представление и значимость идей авторской песни: дружба, единство, братство.
- Побудить детей к выразительному исполнению песен, путём осмысления музыкальной и литературной речи в авторских песнях.
I. Введение в тему
Учитель:
II. Основная часть
Учитель:
– Кто же авторы-исполнители этих песен(Ответы детей) (Приложение 1)
– Сейчас их имена знают все: Это – Булат Окуджава, Юрий Визбор, Александр Розенбаум, Владимир Высотский, Андрей Макаревич, Александр Галич, Александр Городницкий, Олег Митяев, Дольский, Михаил Светлов и т.д.
– Какова тематика авторских песен? (Война, любовь, дружба, природа, юмор и т.д.)
Физминутка
– Первым по значимости российским бардом по праву считается Булат Шалвович Окуджава. На странице 86 учебника вы сможете ознакомиться с биографией Булата Окуджавы, а пока нам про него расскажет один из учеников.
III. Итог урока
– Ребята, повторите, пожалуйста, о чём мы сегодня с вами говорили? (Об авторской песни, о известных бардах и т.д.)
– В чём же ценность авторской песни? (Ответы детей)
– Несомненно, в доступности исполнения любым человеком. Авторская песня оказывает огромное воздействие на слушателя, она обогащает духовный мир человека, оказывает влияние на его отношение к миру, к людям, на его жизненное поведение. И мы с вами учимся понимать музыку, дающую пищу уму и сердцу.
– Для чего нужны авторские песни и нужны ли они? (Ответы детей)
– Эти песни помогают ценить любовь, дружбу, учат уважать друг друга, доверять, помогают правильно выбрать мечту, делают нас чище.
– Ребята давайте вспомним цель нашего урока! (Познакомиться с жанром авторской песни)
– Как вы считаете, мы достигли её сегодня?
– Теперь посмотрите в свой лист самооценки и ответьте и проанализируйте: что я сегодня узнал нового? Что у меня хорошо получилось? А над чем нужно поработать? Понравился ли вам урок?
– Мне очень понравился наш сегодняшний урок! Вы были активны, искренне и заинтересованы.
– Заинтересовались ли вы авторской песней? Надеюсь, что вы продолжите изучение этой темы самостоятельно.
Домашнее задание
Список использованной литературы:
1. Антология авторской песни. Составитель Дмитрий Сухарев. — Екатеринбург: У– Фактория, 2002.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
Список дисков используемых для проведения урока:
1. Караоке 2004 Авторская песня.
2. Лучшие барды XXвека.
3. Владимир Высоцкий. Полное мультимедийное собрание. 60-е годы.
4. Энциклопедия музыки.
Данная презентация разработана для урока музыки в 6 классе по программе Е.Д. Крицкой, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной.
Содержимое разработки
АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ.
ВАГАНТЫ, КТО ОНИ ТАКИЕ?
Ваганты большую часть жизни проводили в поисках знаний в университетах. Большинство писали свои стихи на латыни. В своем творчестве они опирались на традиции церковных, речевых жанров, на опыт народной лирики.
До нашего времени дошли многочисленные стихи и песни неизвестных поэтов и музыкантов 12 - 13 вв.
Современный композитор Давид Фёдорович Тухманов
1940 год
КОГДА ЗАРОДИЛСЯ ЖАНР АВТОРСКОЙ ПЕСНИ?
Зародился в середине 20 века из художественной самодеятельности. В этих песня авторы размышляли о смысле жизни, признавались в любви, воспевали дружбу.
БАРД (ОТ КЕЛЬТ. *BARDOS ) — ПЕВЕЦ ИЛИ ПОЭТ; КАК ПРАВИЛО, ОДИНОЧНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ ПЕСЕН СОБСТВЕННОГО СОЧИНЕНИЯ. БАРД — ПОЭТ И ПЕВЕЦ В СРЕДНИЕ ВЕКА . БАРД -ПРЕДСТАВИТЕЛЬ АВТОРСКОЙ ПЕСНИ ; В БОЛЕЕ ШИРОКОМ СМЫСЛЕ — АВТОР-ИСПОЛНИТЕЛЬ .
- Городской романс
- Кант (бытовая песня)
- Крестьянские песни
- Творчество декабристов
- Революционные молодёжные песни 20-х годов
- Песни беспризорников
- Студенческий фольклор
Булат Окуджава
1924 -1997 —российский поэт, композитор, прозаик и сценарист. Автор около двухсот авторских и эстрадных песен, написанных на собственные стихи, один из ярких представителей жанра авторской песни в 1950—1980-е годы.
ЮРИЙ ВИЗБОР.
1934 -1984 — бард, киноактёр, журналист, писатель, сценарист, поэт - один из основоположников жанра авторской песни, создатель жанра песни-репортажа, автор более 300 песен.
Увлечение горными вершинами и альпинизмом нашло отражение в его творчестве и сделало песни Визбора особенно популярными среди туристов, хотя подчас не все представляли, что именно он являлся автором этих песен, они считались подлинно народными.
1951 - советский и российский бард, певец, композитор, актер, народный артист России. Характерная черта его выступлений - эффектная игра на двенадцатиструнной гитаре, обязательно с использованием спаренных металлических струн, придающих инструменту яркое, тембрально насыщенное звучание
ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ.
1938 -1980 — советский поэт, бард, актёр. Сыграл около 30 ролей в фильмах. Особенно прославился исполнением собственных песен под акустическую гитару.
В годы строгой цензуры он затрагивал целый ряд запретных тем, отчего и сам во многом был под запретом, — в советские времена его записи распространялись почти исключительно на магнитоальбома х.
ОЛЕГ МИТЯЕВ.
Чем же ценна авторская песня?
Спасибо за внимание!
-75%
№ слайда 1
Авторская песня: прошлое и настоящее.Песни вагантов
№ слайда 3
№ слайда 5
Когда зародился жанр авторской песни?Зародилась в середине 20 векаСоюз музыки и словаРазмышления о смысле жизни, признания в любви, воспевание дружбы В этих песнях есть шутка, юмор, сатира Их называли студенческими и туристическими…
№ слайда 6
ИСТОКИ Городской романсКант (бытовая песня)Крестьянские песниТворчество декабристовРеволюционные молодёжные песни 20-х годовПесни беспризорниковСтуденческий фольклор
№ слайда 7
Кто же они - авторы- исполнители этих песен?Булат Окуджава 1924 -1997 —российский поэт, композитор, прозаик и сценарист. Автор около двухсот авторских и эстрадных песен, написанных на собственные стихи, один из ярких представителей жанра авторской песни в 1950—1980-е годы.
№ слайда 8
№ слайда 9
Александр Розенбаум.1951 - советский и российский бард, певец, композитор, актер, народный артист России. Характерная черта его выступлений - эффектная игра на двенадцатиструнной гитаре, обязательно с использованием спаренных металлических струн, придающих инструменту яркое, тембрально насыщенное звучание
№ слайда 10
№ слайда 11
№ слайда 12
В чем же ценность авторской песни? Искренность Доверие Доступность исполнения и восприятия Настоящая поэзия и музыка Выражает глубокие чувства Одновременный образ музыки и слов
Читайте также: