Конспект урока по окружающему миру путешествие по планете 2 класс школа россии

Обновлено: 20.05.2024

— формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления обучающего личного опыта общения с людьми и природой;

Научатся находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки; осознают масштабность нашей планеты, а себя – её жителями.

Получат возможность научиться работать с картой и глобусом.

Метапредметные

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Осуществлять поиск необходимой информации; строить речевое высказывание; работать с текстом; делать выводы.

Строить понятные для партнёра высказывания; осуществлять взаимоконтроль.

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Основные виды деятельности обучающихся

- сравнивать глобус и карту мира;

-находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки;

-соотносить фотографии, сделанные на разных материках, с местоположением этих районов на карте мира

Основные понятия

Океаны и материки Земли.

Проверка готовности к усвоению нового материала

1. Вспомни, с какой картой мы уже по­знакомились.

2. Как читать карту?

3.Сравни глобус и карту мира. Назови с помощью карты океаны и материки Земли.

Изучение нового материала

Путешествовать по планете можно с по­мощью карты мира

На карте хорошо видно, что на Земле много воды. Огромные водные пространства называются океанами. А огромные участки суши, со всех сторон окружённые водой, называются материками (континентами).


Путешествия по планете, материки и океаны

Нажмите, чтобы узнать подробности

- оформлять свою мысль в устной речи;

- уметь слушать и понимать речь других;

- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

- сравнивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.

- находить необходимую информацию;

-уметь строить речевое высказывание в устной форме; извлекать необходимую информацию из текста.

Личностные: формирование позитивной самооценки.

1.Организационный момент

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать.

2. Актуализация опорных знаний.

Игра «Верные и неверные утверждения.

1.Верите ли вы, что город Санкт-Петербург в 12-13 веках был самым главным и богатым городом северных русских земель?

2.Верите ли вы, что в городе Владимире находится Успенский собор?

3.Верите ли вы, что построил Кремль из белого камня князь Юрий Долгорукий?

4.Верите ли вы, что город Москву основал князь Дмитрий Донской?

5. Верите ли вы, что город Санкт-Петербург был основан более 500 лет назад?

6. Верите ли вы, что Основателем Санкт-Петербурга был Петр Первый?

7. Верите ли вы, что дворец находившийся на Дворцовой площади имеет название Екатерининский?

8. Верите ли вы, что к достопримечательностям Санкт-Петербурга относится

9. Верите ли вы, что на берегу реки Мойка в Санкт-Петербурге стоял дом, в котором жил А.С. Пушкин?

10. Верите ли вы, что город Санкт-Петербург стоит на реке Неве?

3. Самоопределение к деятельности

На доске анаграмма

- Расшифруйте ключевое слово нашего урока.

- Предположите, о чём мы будем говорить на уроке?

- Какие задачи мы поставим перед собой?

4. Работа по теме урока

а) Сравнение карты и глобуса.

- Что такое карта?

- Что значит уметь читать карту?

- Сегодня мы будем путешествовать по нашей планете. Первым совершил кругосветное путешествие Фернан Магеллан.

- Чтобы лучше ориентироваться нужно взять: карту или глобус? Почему?

- Сравните карту и глобус.

- Чего больше суши или воды?

- Прочитайте в учебнике, как называются огромные участки суши, окружённые со всех сторон водой?

- Прочитайте, как называются огромные водные просторы?

б). Физминутка

(Звучит песня Красной Шапочки, дети показывают движения)

Если долго, долго, долго, (шагают на месте)
Если долго по тропинке, (шагают на месте)
Если долго по дорожке, (шагают на месте)
Топать, ехать и бежать, (шагают, бег на месте)
То, пожалуй, то, конечно,
То, наверно-верно-верно,
То, возможно-можно-можно,
Можно в Африку прийти.

в) Знакомство с материками

- Познакомимся с каждым материком.

Очень странная страна –
Любит пошутить она?
Эти звери погляди,
Носят сумки впереди
Ну, а этот ради шутки
Нос свой одолжил у утки.
Мишка этот как бандит,
Он на дереве сидит.
Ну, а это, кто такой
Появился предо мной?

- О каком материке идёт речь?

- Какой самый маленький материк? ( Австралия) Презентация

-Австралия - самый сухой материк Земли. Обитают удивительные животные- кенгуру и коала. Удивительный мир ярких красок, даже птицы Австралии самые яркие.

- Самый большой материк? ( Евразия) Презентация

-Чтобы перелететь с запада на восток надо потратить целые сутки. Раз материк такой огромный, то и природа здесь очень разнообразна: от снежных равнин до вечнозеленых лесов. От низменностей до самых высоких гор в мире – Гималаев. - А самый жаркий материк? ( Африка) Презентация

- Говоря об Африке, мы сразу вспоминаем об африканских слонах, о царе зверей - льве, о самом длинношеем животном- жирафе.

- А самый холодный материк? ( Антарктида) Презентация

-Антарктида- край вечных льдов. Очень долгое время считали, что это океан покрытый льдом, а не материк. Но сейчас уже доказано, что это материк. Родина удивительных птиц, у которых вместо перьев чешуя - кто это?

- Какие ещё остались материки? ( Северная и Южная Америка) Презентация

-Природа Северной Америки очень разнообразна. Это земля Великих озер и высоких гор. Южная Америка – самый влажный материк мира. Здесь выпадает больше всего осадков. Это родина удивительных броненосцев и самого высокого дерева мира – секвойи.

- Давайте рассмотрим океаны и сравним их.

- Сколько всего океанов?

-Найдите самый большой океан.

-Он еще и самый глубокий. Он занимает половину всей водной поверхности Земли.

-Второй по площади океан – Атлантический. По одной из версий Атлантический океан получил свое название от мифического континента Атлантида.

-Самый теплый – Индийский океан, вода в нем 35,5 градусов. Вода в нем теплая, как парное молоко.

- Найдите самый маленький океан?

-Верно, он самый холодный и самый мелкий. Большую часть года он покрыт льдом.

-Следующий океан – Южный.

-Все 5 океанов образуют огромную массу воды, которую называют мировым океаном. Мировой океан плотно заселен живыми организмами. По современным представлениям, жизнь на нашей планете зародилась именно в океане, и лишь потом появились живые существа, которые вышли на сушу.

Учитель предлагает показать океаны на карте у доски.

7. Закрепление

Австралия – коала, кенгуру, зебра.

Африка – белый медведь, жираф, бегемот.

Евразия – лось, кенгуру, зубр.

Северная Америка – койот, скунс, страус.

Южная Америка – броненосец, муравьед, кенгуру.

Антарктида – пингвин, слон, тюлень.

-На какой материк вы бы взяли следующие вещи?

Зонт. Валенки. Самолёт. Вода. Кепка.

- Отгадай загадки и покажи на карте, на каком материке обитают эти животные.

На овчарку он похож,
Что ни зуб - то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.

В реках Африки живёт
Злой зелёный пароход!

Если есть я захочу —
Никуда я не скачу,
А залезу, как в нору,
В сумку к маме — … .

У него короткий хвост,
На носу большой нарост.
Он в саванне проживает,
Места лучшего не знает!

8. Подведение итогов.

9. Рефлексия.

- Что нового узнали?

-Какие открытия для себя вы сделали?

- Где пригодятся знания?

- Для чего надо знать карту, условные обозначения, материки и океаны?

-Если вы чувствовали себя комфортно на уроке, и у вас все получалось, покажите весёлого смайлика; если на уроке вы не узнали ничего нового – покажите грустного смайлика.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Открытый урок окружающего мира во 2 классе (11.05.2016 г.)

Ход урока:
I. Организационный момент Слайд 1.

Сегодня такой замечательный день, ты пришел в школу с хорошим настроением и давай подарим улыбку нашим гостям.

С давних времён из века в век
Узнать стремился человек
Как труден путь, что там вдали?
И снаряжал он корабли,
И опускался до глубин,
И поднимался до вершин.
Материки он открывал,

Как мир прекрасен узнавал. За знанья жизнь отдать он мог,
Садитесь, мы начнём урок.


II. Актуализация знаний

- Я предлагаю и нам сделать на уроке некоторые открытия. Но для начала вспомним: о чем ты узнал на прошлом уроке? (О Санкт-Петербурге) Слайды 2

- Где находится Санкт-Петербург? (Он находится на северо-западе нашей страны. Показывает на карте.)

- На какой реке он стоит? (На реке Неве) Слайд 2

- Кто был основателем этого города? (Его основал царь Петр Первый.)

- Сколько лет этому городу? (Он был основан более 300 лет назад.)

- Как его еще называют? ( Нашей Северной столицей)

- Чем особенно знаменит город? (Разводными мостами) Слайд 5

- Какие достопримечательности есть в Санкт-Петербурге? (Зимний дворец, Дворцовая площадь, музей Эрмитаж, Петропавловская крепость, Исаакиевский собор, Казанский собор.) Слайды 3-4

Выполняет КИМы.

Смотрю на глобус-шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой.
И шепчут мне материки:
“Ты береги нас, береги!”
В тревоге рощи и леса.
Роса на травах, как слеза,
И тихо шепчут родники:
“Ты береги нас, береги!”
Грустит глубокая река,
Свои, теряя берега,
И слышу голос я реки:
“Ты береги нас, береги!”
Остановил олень свой бег:
“Будь человеком, человек!
В тебя мы верим - не солги.
Ты береги нас, береги!”
Смотрю на глобус - шар земной,
Такой прекрасный и родной,
И шепчут губы: “Не солгу,
Я сберегу вас, сберегу!”.

-Открой учебник на с.114.Давай узнаем, какие задачи ставит перед нами Вопросик Муравьишка.

- А ты знаешь, кто первым совершил кругосветное путешествие? Фернан Магеллан Слайд 8.

Пять столетий назад экспедиция Магеллана на парусных кораблях отправилась от берегов Испании на запад. Три года корабли плыли, огибая сушу. На родину моряки вернулись с востока. Тем самым доказывая, что Земля имеет форму шара.

- Следуя примеру Магеллана, мы отправимся в путешествие на корабле. Отправляемся в путешествие? Слайд 9

К берегам неведомой земли

Плывут по морю корабли,

Командам не страшны преграды,

На острове всех ждут награды!

Работа по теме урока.

-В путешествии нам необходимо будет ориентироваться. Слайд 10 . - Что лучше взять в путешествие: карту или глобус? Почему? ( В отличие от карт, на глобусе нет искажений и разрывов, поэтому глобус удобен для получения общего представления о расположении материков и океанов. В то же время глобус имеет довольно мелкий масштаб и не может показать какую-либо местность подробно. )

- Что такое карта? (Это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков.)

(Карта природы мира.)

Правильно! Давай прочитаем в учебнике на странице 117, какие карты называются физическими?
- Как ты думаешь, можем ли мы совершить это путешествие, используя карту России? Почему? (Ответы детей.)
- Какая карта нам понадобится? (Карта полушарий или карта мира.) Слайд 11.


IV. Первичное восприятие и усвоение нового материала.

Плыть мы будем, начиная с запада и называть все географические объекты, которые встретятся.

На доске вывешиваю таблички со словами.

Мы обнаружили Северную Америку, Южную Америку, Тихий океан, Атлантический океан, Африку , Евразию, Индийский океан, Австралию, Северный Ледовитый океан, Антарктиду.

- На какие две группы можно разделить увиденное и почему?

Суша: Северная Америка, Южная Америка, Евразия, Австралия, Африка.

Вода: Атлантический океан, Тихий океан, Индийский океан, Северный Ледовитый океан.

- Всего материков шесть. Самый большой материк – Евразия. - Евразия — самый большой материк Земли.

Она так велика, что ее делят на 2 части света – Европу и Азию, а разделяют Евразию Уральские горы.

- Евразия - единственный материк, берега которого омываются водами всех четырех океанов.

И на этом материке, омываемом всеми четырьмя океанами, расположена огромная страна - ….. РОССИЯ. -А где живем мы? В какой республике? Назови свой адрес (показ на карте местонахождения нашей республики, Целинного района, п.Найнтахн Слайды 12-14

- В каком полушарии находится этот материк? /Показать на карте полушарий на доске./

Возможно ты догадался, почему так называется этот материк, Евразия, а если нет, то найди ответ к следующему уроку.

Рядом – Африка. Материк Африка находится в Восточном полушарии. Его омывают воды двух океанов – Индийского и Атлантического. Африка – самый знойный материк.

-Два других больших материка похожи друг на друга – это Северная Америка и Южная Америка. - Материк Северная Америка находится в Западном полушарии.

Его омывают воды трех океанов – Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического.

-Материк Южная Америка находится в Западном полушарии.

Его омывают воды двух океанов – Тихого и Атлантического.

Пятый материк – Австралия, Материк Австралия находится в Восточном полушарии.

Это самый маленький материк.

И шестой, ледяной, материк Антарктида находится в самом низу карты мира. Материк Антарктида - самый холодный материк.

- Каким цветом на карте обозначают водоемы? (Синим).

- Опишите встреченные вами водные просторы. Это огромные водные просторы, простирающиеся от одного участка суши до другого.

- Может ты сможешь предположить, как называются, одним словом эти огромные водные пространства? (Предположения детей.)

- Каким цветом на карте обозначают участки суши? (Жёлтым, коричневым, зеленым.)

- Опишите встреченные вами участки суши. Что у них общего? Это большие участки суши, окружённые со всех сторон водой.

- Предположите, как называются огромные участки суши, окруженные водой?

- Чего на поверхности Земли больше: воды или суши?

- Правильно, если бы мы могли посмотреть на Землю с высоты нескольких тысяч километров, то увидели бы, что большая ее часть занята водой.

Корабли по морю плыли,

К чудо-острову спешили.

Ждали там давно гостей,

V. Работа по учебнику.
- Проверим ваши предположения по учебнику. (Читает определения материков и океанов – стр. 115)

-Какая карта поможет в путешествии по планете? (Карта мира)

- Как называются огромные водные пространства? (Океаны)

- Как называются огромные участки суши, окруженные водой? (Материки.)

Путешествуя по странам

Утомились мы в пути.

Предлагаю вам, ребята,

Встать и с корабля сойти.


VI. Физкультминутка.
в). Продолжение работы.
- Мы с тобой совершили кругосветное путешествие. Нам необходимо выполнить отчет об увиденном. Открой тетрадь на с.73. Наш любознательный Попугай предлагает задание. Используя карту учебника, надо узнать материки и океаны по силуэтам. Стрелками указать их названия. (Затем сверить с картой на экране.) ( Слайды 15-17)
Первичное закрепление.

Нашей знакомой семье тоже приходилось путешествовать. И Надя всегда брала с собой фотоаппарат. Некоторые снимки поместила у нас в учебнике. (с.116) Рассмотри фотографии. К каждому снимку есть подписи. Найди эти места на карте.
VII. Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков.
Составление карты мира.
- Мы с тобой вернулись из путешествия. Путешественники, открыв новые земли, наносили их на карту. Попробуй сам сделать карту мира. Открой тетради на с.74-75.
- На уроках русского языка мы писали эти названия. Вспомни орфограмму. (Заглавная буква в именах собственных.)

VIII. Рефлексия деятельности.
- Какую цель мы ставили перед собой в начале урока? Удалось ли нам ее решить? Слайд 18

- Мне на уроке понравилось…

- Мне на уроке было непонятно…

- Я бы хотел (а) поблагодарить (кого?) (за что?)

IX. Подведение итогов урока.

- Что нового узнали?

- Где пригодятся знания?

- Для чего надо знать карту, условные обозначения, материки и океаны?

- Эпиграфом к нашему уроку я взяла стихотворение Е. Шкловской. А почему именно его ты должен сказать сейчас. Какая большая наша планета! Как велик и разнообразен растительный и животный мир. Но некоторых растений и животных остаётся очень мало на Земле. Почему? Как ты думаешь? (Ответы детей)

Люди думали, что природа неисчерпаема, сколько бы ни брать у неё, всё снова само собой восстановится. И просчитались. Некоторых животных совсем истребили, а некоторые находятся под угрозой исчезновения.

Нужно не только знать животных и растения, надо любить и защищать их. По всему земному шару создаются заповедники, где животные находятся под охраной. В некоторых из них мы побываем во время путешествия по материкам на следующем уроке.

Планируемые результаты: учащиеся осознают масштабность нашей планеты, а себя - ее жителями; научатся находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки; делать выводы из изученного материала.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

— Где находится Санкт-Петербург?

— На какой реке он стоит?

— Кто был основателем этого города?

— Сколько лет этому городу?

— Как его еще называют?

— Чем особенно знаменит город?

— Какие достопримечательности есть в Санкт-Петербурге?

— О какой достопримечательности Санкт-Петербурга вы узнали дома?

III. Самоопределение к деятельности

(На доске запись.) 17, 13, 1, 15,6, 20, 1.

— Расшифруйте слово, и вы узнаете тему урока. (Планета.)

— Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (О нашей планете.)

— Прочитайте тему урока на с. 114 учебника. (Путешествие по планете.)

— Какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Ответы детей.)

— А что говорит об этом Муравьишка? Прочитайте.

IV. Работа по теме урока

1. Беседа, работа по учебнику

— Вспомните, с какой картой мы уже познакомились. (С картой России.)

— Что такое карта? (Это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков.)

— Что обозначают цвета на карте? (Голубой цвет — воду, зеленый, желтый, коричневый — сушу.)

— Прочитайте тест на с. 115 учебника.

— Как можно путешествовать по планете?

— Как называются огромные водные пространства? (Океаны.)

— Как называются огромные участки суши, окруженные водой? (Материки.)

2. Практическая работа

(Учитель называет и показывает на настенной карте океаны и материки, а ученики находят их на карте в учебнике (с. 114-115).)

3. Выполнение задания в рабочей тетради

(Самостоятельное выполнение. Проверка в парах.)

V. Физкультминутка

Вы, наверное, устали?

И поэтому все встали.

Дружно вытянули шеи

И, как гуси, зашипели:

И, как зайцы, поскакали.

И за кустиком пропали.

VI. Продолжение работы по теме урока

— Рассмотрите фотографии на с. 116—117 учебника. Найдите изображенные на них места на карте, обозначьте их фишками.

(Работа в парах. Учитель или кто-то из детей показывает объекты у доски. Перед выполнением задания вспомнить, как правильно показывать объекты на настенной карте (учебник, с. 95).)

Чтоб изучить пустыни, горы

И океанские просторы,

Все острова, материки

И берега большой реки,

Не нужен поезд иль автобус —

Поможет славный школьный. (глобус).

— Сравните глобус и карту мира. Что у них общего, в чем отличия? (Ответы детей.)

VII. Рефлексия

(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 117, в рамке).)

— Оцените свои достижения на уроке.

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

VIII. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали сегодня на уроке?

— Все ли учебные задачи мы выполнили?

Домашнее задание

Учебник: прочитать и запомнить текст на с. 115.

Дополнительный материал

Океаны

Посмотрите на глобус: более двух третей поверхности Земли занимают моря и океаны. Они соединены проливами и вместе образуют Мировой океан.

Географы разделили Мировой океан на пять океанов. Самый большой — Тихий (или Великий) океан. Тихим его назвал португальский мореплаватель Фернан Магеллан, который первым из европейцев его переплыл. Но ему просто повезло во время плавания. Нередко здесь бывают страшные ураганы. Этот океан огромен — он занимает почти половину всей поверхности Мирового океана. Тихий океан самый глубокий. В нем ученые измерили самую большую во всем Мировом океане глубину — 11 022 м. Это Марианская впадина.

Атлантический океан поменьше, и глубина его не так велика. Этот океан сильно влияет на климат и погоду Европы.

Индийский океан еще меньше. А Северный Ледовитый океан самый маленький и самый мелкий. Средняя его глубина 1205 м. Три океана — Тихий, Атлантический и Индийский — с юга соединены водным кольцом, которое называют Антарктическим, или Южным, океаном.

Со дна морей и океанов добывают нефть. В самой морской воде растворены все или почти все известные химические элементы, в том числе золото и уран. Из морской воды получают поваренную соль. Эта частичка моря у нас на столе.

На берегах морей и океанов находятся многочисленные порты. Водная поверхность — прекрасная дорога, связывающая различные страны мира.

Читайте также: