Огненные версты гражданской войны конспект урока 11 класс левандовский

Обновлено: 05.07.2024

Гражданская война в России - тема урока, которую нельзя пройти мимо.

ВложениеРазмер
конспект урока 11 класс 15.25 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект повторительно - обобщающего урока по теме:

Цель урока: систематизировать знания учащихся по основным периодам и событиям Гражданской войны.

- повторить основные определения, даты и исторических деятелей времён Гражданской войны.

- развитие навыков учащихся использования элементов проектной деятельности;

- развивать умение анализировать и обобщать полученные знания.

- воспитывать у учащихся толерантность;

- воспитывать у учащихся приоритет общечеловеческих ценностей над идеологическими;

- формировать личностную позицию учащихся.

Оформление: эпиграф к уроку, портреты участников Гражданской войны,

презентация учащихся на интерактивной доске.

Основные термины: Гражданская война, идеология.

Создание условий для качественного проведения урока: проветрен класс, чистая доска.

Создание положительного эмоционального настроя на урок.

Задаются наводящие вопросы:

- Какие исторические уроки можно извлечь из событий Гражданской войны в России сегодня?

- В чем опасность повторения этих событий сегодня?

Формирование мыслительных операций.

Активизация у учащихся социальной учебной мотивации.

А) Работа с эпиграфом.

“Кто не за нас – тот против нас,

Нет безразличных: правда с нами”.

Одни идут освобождать Москву

И вновь сковать Россию.

Другие, разнуздав стихию,

Хотят весь мир пересоздать.

Активизация у учащихся познавательной учебной мотивации

(занимательный учебный материал).

Б) Демонстрация презентации учащихся с фронтальным опросом.

Создание условий для оценочной самостоятельности

Завершение работы с эпиграфом.

А я стою один меж них

В ревущем пламени и дыме

И всеми силами своими

Молюсь за тех и за других.

Оценивание собственного ответа.

Выявление отношения учащихся к учебному материалу.

Рефлексия по поводу проделанной работы.

Объяснение домашнего задания.

Создание условий для свободного выбора учащегося.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 8 классе на тему "Стихи и песни о Великой Отечественной войне"

Здесь представлен подробный конспект урока на тему "Стихи и песни о Великой Отечественной войне".


Конспект урока истории в 5 классе по теме: "Гражданские войны в Риме"

Игровой урок по истории.

Завершающий урок из блока уроков по теме: "Мой край богат историческими событиями. Село Кошки в годы Великой Отечественной войны".


интегрированный урок (литература+история).


Конспект урока литературы в 10 классе "Анализ эпизода "В салоне Анны Павловны Шерер" (по роману-эпопее Л.Н.Толстого "Война и мир")"

Задачи:Вспомнить элементы сюжета и их роль в произведении.Выяснить, с какой целью петербургская знать собиралась в столичных салонах.Поразмышлять о значении французской и русской речи в романе.Учить р.


Конспект урока истории в 8 классе "Из истории войн".

Урок истории в 8 классе проводится в мае в рамках недели истории, посвященной Дню Победы. На уроке внимание уделено следующим войнам: Отечественной войне 1812 г., Крымской войне.


План-конспект урока по теме "Внешняя политика СССР после Второй мировой войны. У истоков "холодной войны" для 9 класса

Методическая разработка урока на базе Исторического парка "Россия - моя история".

том, что гражд анская война стала наци ональной трагедией народа.

1. Учащиеся д олжны уяснить сложность и сторического п одхода к

изучению событи й и необходим ости отказа от идеоло гизированности в

2. Учащиеся д олжны получить знания о причинах граж данской войны и

3. Опираясь на ист очники, учащиеся д олжны дать оцен ку белому и

4. Учащиеся д олжны сделать вывод по уроку на осн ове творческих работ,

4. Портреты участн иков белого и красного дв ижения .

5. Документы в ремен гражданско й войны из учеб ника А. А.

Новые поня тия : гражданская вой на – ожесточенная в ооруженная

борьба за власть в пределах одной стр аны между различн ыми

Интервенция – наси льственное вмешательст во одного или нескольких

государств в о внутренние дела дру гих стран и нар одов.

1. Устные сообще ния детей по теме «Вне шняя политика. Зак лючение

2. Письменная диффе ренцированная работа по к арточкам со с лабыми

III. Формировани е новых понят ий, представл ений, навыков.

Учитель . Ребята, н а сегодняшнем ур оке мы должны будем проделать

сложную и ответств енную работу: пост араемся выработать со бственную

точку зрения н а одно из самых трагич еских событий оте чественной

истории – граж данскую войну. Я сказ ала собственную, пот ому что она

будет идти враз рез с тем, что воз обладало в средства х массовой печат и

последних лет. Я думаю, нам бу дет под силу данная зада ча.

Итак, запишите т ему урока, домашнее з адание и пригот овьте творческие

Поставленные цел и и задачи предпола гают создание тво рческих

I творческая ла боратория – ученые историк и, поддерживаю щие идеи

II творческ ая лаборатория - ученые историки, ст оящие на стороне

III творческая лаборатория – ист орики, выражающие и нтересы

Меньше чем через год после революции, лет ом 1918 года началась

гражданская во йна. (Слайд№ 3 ). Гражданская во йна – это всегда трагеди я,

смута, разложен ие общественног о организма, не наше дшего силы

гражданская во йна не имеет четких гра ниц – ни временных , ни

пространствен ных. Трудно установить четк ую её дату, провести л инию

фронта. Ленин гр. в ойну огранич ивал чаще всего 191 8 – 1920 годами. Н о


Показать, что в любой войне главную роль занимает человек.

Осмыслить трагизм гражданской войны; способствовать проявлению чувств сопереживания, сочувствия, добра, отрицания насилия, неприятия зла.

Развивать умение высказывать свою точку зрения, отстаивать ее, уважать мнение других.

Научить рассматривать прошлое через призму времени.

Продолжить формирование навыков анализа исторических документов

Понять, что трагедия Гражданской войны учит отказу от ненависти, от насилия и произвола как метода государственного строительства, всей организации жизни.

Три лагеря в годы гражданской войны.

Очаги гражданской войны и иностранной интервенции.

Красный и белый террор.

Причины победы красных и поражения белых.

Итоги и характер войны.

Группы учащихся:

Деятельность

Деятельность

Здравствуйте, дорогие друзья! Очень рада вас видеть. Садитесь.

Учащиеся рассаживаются по группам:

настрой на урок

Теоретическое обоснование:

Постановка проблемных вопросов

Форма работы: заседание круглого стола, на котором присутствуют защитники трех движений.

Эпиграф урока

Исходя из темы, определите цель

Знакомство с планом урока

Исходя из этого встают проблемы:

2.Можно ли было избежать войны?

3.К весне 1919 г. Армии генералов Юденича, Деникина, адмирала Колчака были хорошо вооружены, имели превосходство в численности (более 500 тысяч солдат и офицеров против 380 тысяч красноармейцев), в военном мастерстве командных кадров, пользовались поддержкой интервентов. Тем не менее, победу в гражданской войне одержали большевики. Почему?

Что нам уже известно о гражданской войне?

Беседа по вопросам:

1.Какая политическая система утверждается в Советском государстве в 1918 году?

2.Назовите шаги, предпринятые большевиками в области экономики.

3.Какие слои населения были недовольны политикой большевиков?

4. Что характерно было для антибольшевистских сил в 1918 году?

5.Гражданская война –это…

Особенности гражданской войны:

Особенность гражданской войны в России:

Что вы можете сказать о

периодизации гражданской войны в России.

Записывают тему урока и план.

Обобщить знания, узнать что- то новое, готовиться к ГИА, воспитывать в себе гражданскую позицию, учиться работать с презентациями, отстаивать свою точку зрения

Олеся читает стихотворение Волошина

лагеря в годы войны. (Однопартийная система, установление диктатуры пролетариата).

(Национализация предприятий, банков; создание ВСНХ; установление рабочего контроля на финансовую деятельность предприятий; установление продовольственной диктатуры; борьба с кулаками и середняками в деревне; ликвидация сословного деления общества).

(Крупная и мелкая буржуазия, кулаки и середняки, офицерский состав царской армии, духовенство)

(Разобщенность, дезорганизованность, потеря контроля над армией).

организованная вооруженная борьба за государственную власть между классами и социальными группами внутри одной страны.

А) нет точной даты начала и завершения войны;

Б) нет четких линий фронта;

В) жесткие формы борьбы, террор;

Г)использование цветов для обозначения противоборствующих сил. Д)переплетение гражданской войны с антисоветской военной интервенцией.

(Можно указать, что существует несколько периодизаций. См. приложение).

май – ноябрь 1918 год;

ноябрь 1918 г. – февраль 1919 г.;

март 1919 г. – весна 1920 г.;

весна 1920 г. – ноябрь 1920 г.

Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?

На этом уроке мы будем искать ответы на ваши вопросы.

Сегодня мы поставили перед собой вопросы, на которые, возможно, не существует однозначного ответа, но мы постараемся ответить на них.

- Хотелось бы узнать о причинах победы красных.

- Что двигало людьми, когда они выбирали политический лагерь?

- Какие были ценности в годы войны?

Охарактеризуйте три политических лагеря в годы гражданской войны: их идеи, лидеров, участников.

Определить по лозунгу политический лагерь.

- идея: Единая и неделимая Россия;

- цель: реставрация старых порядков;

- лидер: единого лидера не было (Колчак, Деникин, Врангель, Юденич)

- белый цвет: символ законности и порядка;

дворяне,буржуазия, русские офицеры, кулаки, часть интеллигенции

- идея: Всемирная

- цель: Всемирная

- лидер: В.И.Ленин

- красный цвет: символ крови;

- участники: рабочие, крестьяне-бедняки, часть интеллигенции,

наблюдали за событиями.

- цель: принять Конституцию, созвать Учредительное собрание.

- лидеры: Н.Махно

- зелёный цвет:

- участники:

городская и деревенская мелкая буржуазия, крестьяне, рабочие, желавшие гражданского мира, часть офицеров, интеллигенция.

- лагерь поддерживали иностранные интервенты:

Англия, Франция, Германия, США, Япония-

Ученики поднимают сигнальные карточки соответствующих цвету политического лагеря, высказывают своё мнение о сделанном выборе.

Каждая группа представляет свою визитную карточ

Поднимают свой флажок

Карточки (красные и черные)

Очаги гражданской и иностранной интервенции

Итак, мы вспомнили три лагеря, цель, идеи движений, предположили почему одни одержали победу, другие проиграли.

Теперь вспомним Очаги гражданской войны и иностранной интервенции

Показ по карте основных очагов войны и иностранной интервенции

Гражданская война не имеет четких границ: ни временных, ни пространственных, то есть трудно определить дату ее начала и конца, четко провести линию фронта.

Характерной особенностью ГВ является размытость границ. Однако с лета 1918 ГВ вступила в новый этап-фронтовой. Было сформировано два фронта-Восточный и Южный.

Антибольшевистские силы были разрознены, но тем не менее мощными

противниками. Наиболее опасной силой были отряды Колчака.

Действовали также отряды Юденича. Деникина….

армия Колчака была самой многочисленной;

- Деникин ближе всех подошел к Москве;

- армия Врангеля была оснащена Антантой новыми видами техники:

Корабли, самолеты, танки;

- армия Юденича была наиболее боеспособной, состояла исключительно из офицеров; т.д.

После заключения Брестского мира и выхода России из I мировой войны началось открытое вооруженное вмешательство иностранной интервенции во внутренние дела России: Англии,

Франции, США, Германии, Японии.

дискуссия между группами

работа с учебником, документами (устно)

Красный и белый террор. Террор- это политика запугивания и насилия, расправа с политическими противниками.

Насилие было универсальным методом угнетения трудящихся в России и универсальным способом борьбы трудящихся против угнетения. Царизм практически лишил широкие народные массы ненасильственных способов борьбы за свои права. В годы гражданской войны классовые ценности противопоставлялись общечеловеческим. Мир делился на красный и белый, а люди на наших и чужих. Духом насилия была пропитана вся общественно – политическая жизнь России. Главная цель террора – сломить волю к сопротивлению у противника. Революционное насилие исторический факт, но его нельзя представлять как подвиг. Революция несла с собой не только добро, но и зло…

Проблема. Каково значение Гражданской войны в истории нашей страны?

Вспомните значение понятий: Гражданская война, интервенция.

Ответьте на вопросы. 1. Какие примеры гражданских войн и интервенций в истории России и всеобщей истории вам известны? 2. Какие страны и почему приняли участие в интервенции против Советской России?

Когда и почему началась Гражданская война и военная интервенция. Историки до сих пор спорят о времени начала Гражданской войны в России, иначе говоря — вступления российского общества в состояние непримиримой вооружённой борьбы больших, относящихся к различным классам и социальным группам масс людей за государственную власть и собственность.

Грозные зарницы Гражданской войны усматриваются в февральских уличных боях 1917 г., в событиях, знаменовавших всё больший раскол общества на сторонников и противников революции (июльские дни, корниловское выступление, крестьянские погромы помещичьих имений осенью 1917 г.).

Формально началом Гражданской войны можно считать насильственное смещение Временного правительства и захват государственной власти большевистской партией. Но и после этого вооружённые столкновения носили локальный характер.

Общенациональный масштаб вооружённая борьба приобрела лишь с середины 1918 г., когда ряд действий, с одной стороны, советской власти (неуклонно набиравшая силу кампания по экспроприации экспроприаторов, заключение Брестского мира, чрезвычайные декреты по организации хлебозаготовок), с другой — её противников (мятеж Чехословацкого корпуса) вверг в братоубийственную войну миллионы людей. Именно это время традиционно считается началом особого периода в истории Отечества — периода Гражданской войны, когда военный вопрос имел определяющее значение для судьбы советской власти и противостоящего ей блока антибольшевистских сил. Этот период завершился с ликвидацией в ноябре 1920 г. последнего белого фронта в европейской части России (в Крыму). В целом же из состояния Гражданской войны страна вышла осенью 1922 г., после изгнания с территории российского Дальнего Востока остатков белых формирований и иностранных (японских) воинских частей.

Почему вопрос о начале Гражданской войны остаётся дискуссионным? Какие события рассматриваются в качестве её пролога и как это связано с другим вопросом — о зачинщиках братоубийственного кровопролития в России?

Особенностью Гражданской войны в России было её тесное переплетение с антисоветской военной интервенцией стран Антанты.

Западные державы, вмешиваясь во внутренние дела России, стремились предотвратить расползание социалистической революции по всему миру, не допустить многомиллиардных потерь от национализации имущества иностранных граждан и отказа выплачивать государствам-кредиторам долги. Влиятельные круги Антанты вынашивали ещё одну, негласную цель: по возможности ослабить Россию как своего будущего политического и экономического конкурента в послевоенном мире, раздробить её, оторвав окраинные территории.

Гражданская война и интервенция подразделяются на четыре этапа.

Начальный этап Гражданской войны и интервенции. В марте— апреле 1918 г. на территории России появились первые контингенты войск Англии, Франции, США и Японии (в Мурманске и Архангельске, во Владивостоке, в Средней Азии). Они были невелики и не могли заметно влиять на ситуацию в стране. В этих условиях Верховный совет Антанты решил использовать 45-тысячный Чехословацкий корпус, находившийся (по согласованию с Москвой) в его подчинении. Он состоял из пленных солдат-славян австро-венгерской армии и следовал по железной дороге во Владивосток для последующей переброски во Францию. 25 мая 1918 г. началось его вооружённое выступление, тут же поддержанное военными миссиями Антанты в России и антибольшевистскими силами. В результате в Поволжье, на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке — везде, где находились эшелоны с чехословацкими легионерами, была свергнута советская власть. Одновременно во многих центральных губерниях России крестьяне, недовольные продовольственной политикой большевиков, подняли восстания.


А. И. Деникин

Правое, буржуазно-монархическое крыло антибольшевистского лагеря в то время ещё не оправилось от разгрома своего первого послеоктябрьского вооружённого натиска на советскую власть. Но его боевая активность постепенно нарастала. Белая Добровольческая армия, возглавленная после гибели генерала Л. Г. Корнилова в апреле 1918 г. генералом А. И. Деникиным, летом нанесла поражение советским войскам на Северном Кавказе. Казачьей армии атамана Π. Н. Краснова удалось продвинуться к Царицыну, а уральским казакам атамана А. И. Дутова — захватить Оренбург.

Положение советской власти к исходу лета 1918 г. стало критическим. Почти 3/4 территории бывшей Российской империи находилось под контролем различных антибольшевистских сил, а также оккупационных австро-германских войск.

Вскоре, однако, на главном, Восточном фронте происходит перелом. Советские войска в сентябре 1918 г. перешли в наступление. Первой пала Казань, затем Симбирск и Самара. К зиме красные прорвались к Уралу.

Боевые действия в конце 1918 — начале 1919 г. С ноября 1918 г. серьёзно изменилась международная обстановка. Германия и её союзники потерпели полное поражение в мировой войне и сложили оружие перед Антантой. В Германии и Австро-Венгрии произошли революции. Руководство РСФСР 13 ноября аннулировало Брестский мирный договор, и новое германское правительство было вынуждено эвакуировать свои войска из России. В Польше, Прибалтике, Белоруссии, на Украине возникли буржуазно-национальные правительства, которые тут же приняли сторону Антанты.

Поражение Германии высвободило значительные боевые силы Антанты и одновременно открыло для неё удобную и короткую дорогу к Москве из южных районов. В этих условиях в антантовском руководстве возобладало намерение разгромить Советскую Россию силами собственных армий.

ИЗ АРХИВА

В конце ноября 1918 г. объединённая англо-французская эскадра появилась у черноморских берегов России. В Батуме и Новороссийске высадились английские десанты, в Одессе и Севастополе — французские. Общая численность сосредоточенных в разных концах России боевых частей интервентов была доведена к февралю 1919 г. до 300 тыс. человек.

Одновременно происходит и перегруппировка сил в стане российских противников большевизма. К исходу осени 1918 г. выявилась неспособность умеренных социалистов провести провозглашённые ими демократические реформы. На практике их правительства оказывались под всё большим контролем консервативных правых сил, утрачивали поддержку трудящихся и в конечном счёте вынуждены были уступить своё место — где мирно, а где в результате военного переворота — открытой белогвардейской диктатуре.

В Сибири 18 ноября 1918 г. к власти пришёл адмирал А. В. Колчак, провозгласивший себя Верховным правителем России (о подчинении ему вскоре заявили остальные руководители Белого движения). На севере с января 1919 г. главенствующую роль начал играть генерал Е. К. Миллер, на северо-западе — генерал Η. Н. Юденич. На юге укрепляется диктатура командующего Добровольческой армией А. И. Деникина, который в январе 1919 г. подчинил себе Донскую армию атамана Π. Н. Краснова и создал объединённые Вооружённые силы Юга России.

Ход событий показал полную безнадёжность планов антантовских стратегов опереться в России на собственные штыки. Встречая упорное сопротивление местного населения и красноармейских частей, испытывая на себе интенсивную большевистскую пропаганду, военнослужащие западных экспедиционных корпусов отказывались от участия в борьбе с советской властью. Дело даже дошло до открытых восстаний. Наиболее крупным из них был мятеж матросов на французских кораблях, стоявших на рейдах Одессы и Севастополя. Опасаясь полной большевизации своих войск, Верховный совет Антанты приступил в апреле 1919 г. к их срочной эвакуации. Через год на территории страны — и то на дальних её окраинах — оставались лишь японские интервенты.


А. В. Колчак

Красная армия отбила предпринятое тогда же наступление белогвардейцев на Восточном фронте: колчаковская армия пыталась в ноябре — декабре 1918 г. продвинуться к Вятке и далее на север для соединения с архангельской группировкой интервентов. В конце 1918 — начале 1919 г. власть Советов утвердилась на большей части Украины, Белоруссии и Прибалтики.

В марте 1919 г. хорошо вооружённая 120-тысячная армия А. В. Колчака развернула наступление с востока, намереваясь соединиться с деникинцами для совместного удара на Москву. Захватив Уфу, колчаковцы с боями пробивались к Симбирску, Самаре, Воткинску, но были вскоре остановлены Красной армией. В конце апреля советские войска под командованием С. С. Каменева и М. В. Фрунзе перешли в наступление и летом продвинулись в глубь Сибири. К началу 1920 г. колчаковцы были окончательно разбиты, а сам адмирал арестован и расстрелян по приговору Иркутского ревкома.

Этому авантюристическому плану не суждено было сбыться. 14 мая началось успешное контрнаступление войск Западного фронта (командующий Μ. Н. Тухачевский), 26 мая — Юго-Западного фронта (командующий А. И. Егоров). В середине июля они вышли к рубежам Польши.


Μ. Н. Тухачевский


М. В. Фрунзе

Попытка эта закончилась катастрофой. Войска Западного фронта в августе 1920 г. были наголову разбиты под Варшавой и откатились назад. В октябре воюющие стороны заключили перемирие, а в марте 1921 г. — мирный договор. По его условиям к Польше отошла значительная часть земель на западе Украины и Белоруссии.

В разгар советско-польской войны к активным действиям на юге перешёл генерал Π. Н. Врангель. С помощью суровых мер, вплоть до публичных расстрелов деморализованных офицеров, генерал превратил разрозненные деникинские дивизии в дисциплинированную и боеспособную Русскую армию. В июне 1920 г. из Крыма был высажен десант на Дон и Кубань, а главные силы врангелевцев брошены на Донбасс. 3 октября началось наступление Русской армии на Каховку.

Наступление врангелевских войск было отбито, а в ходе начатой 28 октября операции армии Южного фронта под командованием М. В. Фрунзе полностью овладели Крымом. 14—16 ноября 1920 г. армада кораблей под Андреевским флагом покинула берега полуострова, увозя на чужбину разбитые белые полки и десятки тысяч гражданских беженцев.

В европейской части России после взятия Крыма был ликвидирован последний белый фронт. Военный вопрос перестал быть главным для Москвы, но боевые действия на окраинах страны продолжались ещё много месяцев.

Политика советизации, провалившаяся в Польше, с успехом была проведена, при опоре на полки Красной армии и вооружённые формирования местных коммунистов, в буржуазных республиках Закавказья: в Азербайджане (апрель 1920 г.), Армении (ноябрь 1920 г.), Грузии (февраль—март 1921 г.). В районах Средней Азии, где население находилось под сильным влиянием феодально-патриархальных настроений, создаются Народные советские республики: в феврале 1920 г. — Хорезмская, в октябре 1920 г. — Бухарская. В их правительства, помимо коммунистов, входили на вторых ролях представители национальной буржуазии.

Красная армия, разгромив Колчака, вышла весной 1920 г. к Забайкалью. Дальний Восток находился в это время в руках Японии. Чтобы избежать столкновения с ней, правительство Советской России образовало в апреле 1920 г. формально независимое буферное государство — Дальневосточную республику (ДВР) со столицей в Чите. Вскоре армия ДВР начала военные действия против белогвардейцев, поддерживаемых японцами, и в октябре 1922 г. заняла Владивосток, очистив Дальний Восток от белых сил и интервентов. После этого было принято решение о ликвидации ДВР и включении её в состав РСФСР.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщающий урок по предложенной теме поможет систематизировать знания, проанализировать ключевые проблемы и подвести основные итоги. На него отводится два часа. В качестве организационной формы предлагается семинарское занятие.

А я стою один меж них

В ревущем пламени и дыме

И всеми силами своими

Молюсь за тех и за других.

Данная тема изучается как в I, так и во II концентре. При этом, если в Образовательном стандарте основной школы указано, что учащиеся на первом этапе лишь развивают способности рассматривать события и явления прошлого с позиций историзма, овладевают элементами исторического анализа явлений прошлого, овладевают умениями работать с различными историческими источниками и вырабатывают первичный опыт оценки событий, явлений и исторических деятелей, то во II концентре старшие школьники получают возможность совершенствовать и расширять круг общих умений и способов деятельности. Их учебные навыки позволяют самостоятельно и мотивированно изучать исторические процессы с использованием элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа, проводить учебно-исследовательскую работу, выдвигать и сопоставлять версии и оценки исторических событий и личностей. Наиболее эффективно эти умения можно использовать в классах с углубленным изучением истории, учитывая дифференцированный подход в выборе тем для изучения, заданий для самостоятельной работы и проблемных вопросов для обсуждения. Так же курс истории в этом классе предполагает включение в изучаемый материал тем национально-регионального компонента, что помогает учащимся осмысливать события восточносибирской истории в контексте истории России и мировой цивилизации и формировать личное отношение к прошлому своего региона.

Обобщающий урок по предложенной теме поможет систематизировать знания, проанализировать ключевые проблемы и подвести основные итоги. На него отводится два часа. В качестве организационной формы предлагается семинарское занятие.

При постановке целей урока нужно учитывать:

• необходимость углубления и закрепления понятий, раскрытых в ходе изучения темы;

• сосредоточение внимания учащихся на тех вопросах истории Гражданской войны, которые требуют новых подходов;

• умения учащихся анализировать исторический источник;

• необходимость проявления школьниками понимания и толерантности при изучении темы, т.к. Гражданская война – величайшая народная трагедия, в которой нет победителей и побежденных;

• умение старшеклассников участвовать в дискуссии.

Предлагается следующий план урока:

1. Проблема периодизации Гражданской войны.

2. Политические силы и движения в период Гражданской войны.

3. Цена победы большевиков в Гражданской войне.

В начале изучения раздела учащимся дается опережающее задание:

1. Рассмотреть оценку периодизации Гражданской войны в отечественной историографии.

2. Проследить участие разных слоев общества в войне на примере Восточной Сибири.

1. Проблемы периодизации гражданской войны.

(из речи Ю. Мартова на II съезде Советов)

Вопрос о периодизации гражданской войны остается спорным на протяжении многих десятилетий. Большевики начали споры о причинах, сущности и периодизации войны уже в 20-е гг. ХХ в. Эти споры продолжаются и по сей день.

Перед учащимися ставится задача:

• проанализировать изученную литературу, высказать свои версии и оценки основ периодизаций гражданской войны, которые они смогли найти в исторической литературе;

• предложить ту периодизацию, с которой скорее всего бы вы согласились, дав при этом свое обоснование.

Учащиеся могут представить свои версии хронологических таблиц, выполненных при изучении соответствующей темы раздела, дополненной материалами по истории Восточной Сибири. Учитель может предложить традиционный вариант таблицы:

В ходе анализа выясняется, что все периодизации принципиально можно разделить на две большие группы:

1. Если рассматривать Гражданскую войну как такой период в нашей истории, когда вся государственная, политическая, экономическая жизнь страны была подчинена прежде всего решению военных задач, то хронологическими рамками можно считать лето 1918 – конец 1920 гг.

2. Если сместить акценты с проблем военной борьбы красных и белых на социально-политические и духовно-нравственные аспекты противоборства революционных и контрреволюционных сил, то эти хронологические рамки можно развернуть с весны 1917г. до октября 1922г. ( то есть от первых попыток ее развязывания до ее завершения на Дальнем Востоке). Так, П.Новиков в своей статье отмечает начало борьбы в регионе со столкновения большевиков и юнкеров в Иркутске в конце декабря 1917 г., а завершает ее разгромом в Западном Забайкалье белых частей барона Р. Унгерна красными в августе 1921 г.

2. Политические силы и движения в годы Гражданской войны.

Запела земли половина красную песню,

Земли половина белую песню запела.

И там и здесь между рядами

Звучит один и тот же глас:

«Кто не за нас - тот против нас!

Ситуация по всей стране, как и в отдельно взятой Восточной Сибири, менялась каждый день: социальные общности, на которые опирались красные и белые, постоянно претерпевали эволюцию. Поэтому военно-политическая обстановка менялась часто и быстро, насколько быстро трансформировались интересы отдельных групп населения, например Восточной Сибири.

Учащиеся накануне урока получили опережающее задание: представить интересы разных социальных и политических сил в гражданской войне по каждому блоку, а так же эволюцию их взглядов в ходе войны. В работе они могли сделать упор на статью П. Новикова, который распределил блоки следующим образом:

Красные Белые

Большевики Правые эсеры Меньшевики Кадеты

Левые эсеры Монархисты Анархисты

Солдаты тыловых частей Офицеры старой армии

(в их составе бывшие полит. Учащиеся военных учебных заведений

Рабочие (в составеКрасной гвардии) Учащиеся старших классов,семинарий, училищ

Интернациональные части Чиновничество, Интернациональные части

При этом следует учитывать, что большинство крестьян и казаков Восточной Сибири, занятых тяжелым трудом, к политике относились равнодушно. В связи с развитием событий в регионе они переходили из одного блока в другой.

Во время урока учащимся предлагается в течение некоторого времени подготовить в группах, а затем и представить позицию сил по блокам, показав мотивы, побуждавшие людей бороться на той или иной стороне, и причины, по которым они следовали своему выбору или меняли его.

Комментарий для учителя. По мнению П. Новикова специфика комплектования каждой из противоборствующих сторон определялась их тактикой: большевики умело маневрировали, пройдя настоящую школу управления; белые же уступали в тактике и стратегии большевикам, не имея так же и единства в своем лагере. Более того, большевики испытали разочарование части рабочих в революции, а особенно диктатурой одной партии, что привело к расколу рабочего класса на тех, кто поддерживал красных (их было большинство), и тех, кто боролся против Советской власти.

Большая часть интеллигенции, составлявшей ядро почти всех политических партий, была настроена решительно антибольшевистски. Они остро переживали уничтожение русской культуры, и почти половина из них эмигрировала.

Распространенным мифом советской историографии являлось мнение о том, что бедняки безоговорочно поддерживали большевиков. На деле оказалось, что наибольший авторитет в деревне имеют эсеры, а политический нажим красных на деревню, внес раскол в его среду, а массовое недовольство серьезно расширило социальную базу контрреволюции.

Все рядком лежат – не развесть межой.

Поглядеть: солдат! Где свой, где чужой?

Если определять Гражданскую войну как вооруженную борьбу за власть, то вопрос о победителе достаточно прост: побеждает тот, кто захватывает и сохраняет государственную власть. В этом смысле в России триумф победы принадлежал красным: белые и интервенты были разбиты, антибольшевистские выступления крестьян подавлены, утвердилась однопартийная власть большевиков.

В заключительной части урока можно организовать обсуждение последнего из предложенных учащимся опережающих заданий.

В конце урока следует подвести учащихся к выводу именно о том, что в гражданской войне не может быть победителя. Сражаясь за власть, которую каждая из сторон объявляла праведной, и красные и белые в равной мере содействовали крушению исторической России. Противников объединяла взаимная ненависть и попытки реализовать свой общественно-политический идеал с помощью силы, ведь основы государства диктатуры пролетариата и правового, демократического государства несовместимы.

Так же учащиеся должны понимать, какие усилия должны прилагать органы власти, политические партии, чтобы искать мирные пути назревших преобразований, использовать цивилизованные средства и формы политической борьбы в интересах большинства населения страны, не ущемляя прав меньшинства в осуществлении их интересов. Для сохранения гражданского мира политическим лидерам следует не поддаваться амбициям, а добиваться согласия в деле общественных преобразований. Наш гражданский долг – сделать все от нас зависящее, чтобы не допустить повторения гражданской войны.

Для работы на уроке и при подготовке опережающего и домашнего задания можно предложить учащимся следующий список литературы:

1. Бортневский В. Белое дело: люди и события. СПб., 1993.

3. Головатенко А. История России: спорные проблемы. М., 1994.

4. Гражданская война в России: перекресток мнений. М., 1994.

5. Зимина В. Белое движение в годы гражданской войны. Волгоград, 1998.

6. Лехович Д. Белые против красных. М., 1992.

Читайте также: